Адаптация к школе

Самое важное по теме: "адаптация к школе" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Адаптация к школе

И.А. Галкина (канд.психол.наук)

Можно выделить три вида адаптации: психологическую, социальную и физиологическую. Психологическая адаптация связана с тем, что у первоклассников происходит формирование внутренней позиции школьника, развитие новых уровней психических функций, изменение общего эмоционального состояния. Социальная адаптация связана с новой социальной ролью детей – они учатся общаться со сверстниками, учителями, иначе выстраивать свои взаимоотношения с родителями. Нагрузка на плечи ребенка ложится и на физическом плане: новый режим, усиленные нагрузки на организм. Даже личностные и эмоциональные переживания ребенка могут сказаться на его здоровье и повлиять на физиологическую адаптацию к школе. В этой статье мы дадим несколько советов родителям, которые, надеемся, облегчат процесс адаптации ребенка к школе.

[2]

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

Выработайте правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Желательно ложиться спать не позднее 22.00 и рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.

Постарайтесь организовать прогулки не менее двух часов в день.

Оборудуйте первокласснику специальное место для занятий: во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель и правильное освещение.

Давайте ребёнку отдохнуть после уроков.

Следите за правильным рационом ребёнка, в период адаптации ему необходимо больше витаминов.

Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.

Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Что необходимо выполнять родителям для облегчения психологической и социальной адаптации ребенка к школе:

Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.

Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.

Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усвоения новой информации.

По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.

Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать цели.

Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности. Помогите ему, если он с чем-то не справляется, научите и покажите, как правильно делать, но никогда не выполняйте всё за него.

Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Объясните, как важно быть вежливым, внимательным.

Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.

Учите ребёнка быть личностью: иметь собственное мнение, доказывать его, но быть при этом толерантным к мнениям других.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе, ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно. Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно. Это зависит от темперамента ребенка, уровня его готовности к школьному обучению, атмосферы в семье, педагогов, коллектива сверстников.

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября — октября.

Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень успеваемости, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объясняет. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. Складываются хорошие взаимоотношения с учителем и многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.

Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях, часто нарушает дисциплину. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе.

Задачи программы объединяются в три категории:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы ребенок, освоив программу, имел всестороннюю гармоничную готовность к обучению в школе:

потребность в познании, самопознании и саморазвитии;

положительную я-концепцию, уверенность в себе, открытость к конструктивному общению со сверстниками и взрослыми;

интеллектуальные показатели готовности (преобладание понятийных форм мышления в познании мира и пространства);

базовые параметры нейропсихологической готовности и зрелости (сформированность произвольной регуляции психических функций, слухового и зрительного восприятия, пространственных и зрительно-пространственных представлений);

эмоционально-личностные параметры готовности, проявляющиеся в преобладании позитивного отношения к школе, одноклассникам, педагогам, жизнедеятельности.

2. Развивающие задачи заключаются в том, чтобы создать условия для:

развития потенциальных возможностей ребенка, не задействованных ранее в обучающей среде детского сада или семьи;

развития и закрепления базовых эмоциональных составляющих процесса познания и обучения таких, как радость и удивление;

  • творческого осмысления процесса познания.
  • 3. Воспитательные задачи заключаются в том, чтобы способствовать формированию у детей уважительного отношения к школе, одноклассникам, семье и своей Родине.

    По завершению программы дети легко и с удовольствием переходят к систематическому школьному обучению и быстро привыкают к новым условиям .

    От того, как пройдет адаптация ребенка в первом классе, будет зависеть его настроение, отношение к школьной жизни, желание учиться и даже физическое самочувствие. Окажите всю необходимую помощь своему ребенку в этот нелегкий период, поддержите его, и вы увидите, с какой радостью он будет ходить в школу, и как будут раскрываться его способности.

    Адаптация ребенка к школе

    Возраст, связанный с приходом в школу, часто определяется как очередной детский кризис.

    Фазы кризиса 6—7-летнего возраста. у дошкольников, запаздывающих с переходом в школу.

    1. Докритическая фаза. Игра в общей структуре деятельности ребенка постепенно начинает отходить на второй план. Он пытается модифицировать игру, тянется к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает формиронаться субъективное желание стать школьником.

    Читайте так же:  Как успокоить нервы без лекарств

    2. Критическая фаза. Объективно и субъективно ребенок готов к переходу к учебной деятельности, но формальный переход к учению запаздывает. Он неудовлетворен своим положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.

    3. Посткритическая фаза. Ребенок приходит в школу, где по­степенно восстанавливается его внутренний комфорт, исчезает негативная симптоматика.

    Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Действительно, когда мы из светлой комнаты переходим в темную, то вначале ничего не видим, но вскоре начинаем различать и людей и вещи, чувствительность нашего глаза повышается и он адаптируется к новым условиям. При этом заметим, без специальных целенаправленных действий с нашей стороны. С социально-психологической адаптацией дело обстоит иначе. Для того чтобы адаптироваться, необходимо проявить специальные усилия.

    Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, здесь иные. Здесь не только среда воздействует на человека, но он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

    Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям.

    Школа как социальное учреждение характеризуется рядом новых (по сравнению с детским садом и домом особенностей: здесь ты должен делать не то, что нравится или получается, а то, что «надо», что требует учитель. В детском саду ребенка практически всегда хвалили (за работу: рисунок, чтение стиха и т.п.) реже ругали; в школе адекватно оценивают учебные успехи и неудачи (а успехи не так уж часты у отдельных детей), реже хвалят. В детском саду важны были игровые навыки, способность общаться с другими детьми, самостоятельность и т.п. В школе, значимыми качествами становятся учебные навыки, способность к самоконтролю и др. Безусловно, все эти новые качества и способности должны сформироваться. А для этого необходимо время.

    Дети далеко не с одинаковой успешностью «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. В исследовании Г. М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.

    Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

    Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда; вещественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

    Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

    Какие же факторы социальной микросреды играют позитивную роль в адаптации ребенка к школе?

    В числе наиболее благоприятных факторов — адекватная самооценка своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус в группе сверстников и др.

    Влияние неблагоприятных факторов на адаптацию ребенка к школе, по данным того же исследования, имеет следующую нисходящую последовательность: неправильные методы воспитания в семье, функциональная неготовность к обучению в школе, неудовлетворенность в общении с взрослым, неадекватное осознание своего положения в группе сверстников; низкий уровень образования матери, конфликтная ситуация из-за алкоголизма, отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс, низкий уровень образования отца, конфликтная ситуация в семье, отрицательный стиль отношения к детям учителя первого класса, отрицательный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса, неполная семья.

    Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляют инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе (особенно у робких, застенчивых детей).

    Факторы, обусловливающие высокий уровень адаптации

    (по Г. М. Чуткиной)

    Благоприятные факторы социальной микросреды Процент выборки
    Полная семья 77,6
    Высокий уровень образования отца 87,9
    Высокий уровень образования матери 83,2
    Правильное воспитание в семье 95,3
    Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье 91,1
    Отсутствие конфликтной ситуации в семье 94,4
    Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительного класса 62,7
    Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса 59,8
    Функциональная готовность к обучению в школе 86,9
    Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс 85,8
    Удовлетворенность в общении со взрослым 74,3
    Адекватное осознание своего положения в группе сверстников 97,8

    Если на начальном этапе (первые 5-6 недель) психологическая готовность к школе выступает как решающее условие адаптации, то нак последующих этапах существенное значение приобретает характер и содержание сотрудничества ребенка с учителем, родителями, сверстниками.

    Результаты исследования Устименко Т.А. показывают, что если педагогическая коррекция учащихся подготовительных классов, испытывающих трудности в овладении программой, проводится преимущественно в игровой деятельности, учитывает т.е. ее развивающий эффект значительно больше, чем при проведении дополнительных занятий только по грамматике и письму. В числе решающих факторов, генерирующих поистине достаточные условия для становления учебной деятельности школьника следует назвать: организацию сотрудничества с взрослым в процессе учебной деятельности, стиль взаимоотношений и взаимодействия учителя и учащихся, обеспечивающий полноценное включение учащихся в учебную деятельность и принятие им социальной позиции школьника.

    Совершенствование работы с первоклассниками предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы они не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.

    Для успешной организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке их к школе необходимо учитывать следующие рекомендации:

    Читайте так же:  Синдром отмены алкоголя с делирием

    · сочетание игровой, продуктивной, учебной и других видов деятельности;

    · для достижения эффективности в обучении первоклассников необходимо формирование положительного, эмоционального отношения к занятиям;

    · руководство деятельностью детей следует осуществлять, широко используя (особенно в I полугодии) методы дошкольного воспитания с частичным применением школьных методов;

    · в педагогической работе в первом классе необходимо соблюдение преемственности не только в методах работы, но и в стилях педагогического общения;

    · необходимо соблюдение преемственности дошкольных и школьных методов работы и при формировании коллектива детей первых классов и организации их межличностного общения;

    · использовать большие воспитательные возможности совместной деятельности;

    · формировать способности к ролевому и личностному общению как важному условию в подготовке смены ведущей деятельности;

    · при формировании психологической готовности к школе необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности, которые проявляются в уровне обучаемости, в темпе усвоения знаний, отношении к интеллектуальной деятельности, особенностях эмоций и волевой регуляции собственного поведения и др.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8779 —

    | 7161 — или читать все.

    Особенность периода адаптации ребенка к школе

    Адаптация — процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. Первый период адаптации — это первый год жизни ребенка, причем первые три месяца — это период критической адаптации. Второй период начинается с того времени, когда ребенок учиться говорить. Третий период — вхождение ребенка в коллектив (детский сад). Четвертый период — обучение в школе, где ребенок переживает процесс адаптации несколько раз — в детском саду, 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи и т.д.

    В самом распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т. д. Человек, который вписывается в эту систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

    Адаптация к школе — многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая.

    Физиологическая адаптация.Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:

    1) Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.

    2) Следующий этап адаптации — неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

    3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.

    Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.

    Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых — значительное его повышение (признак переутомления). Многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. Дети, имеющие постоянные трудности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

    [3]

    Если наблюдаются такие признаки у ребенка к концу первой четверти, это повод обратиться за помощью к профессионалам – педагогам, врачам и психологам.

    Психологическая адаптацияпредставляет собой процесс мотивации адаптивного поведения человека, формирование цели и программы ее реализации в ситуациях, отличаются значительной новизной и значимости. Это процесс взаимодействия личности ребенка и со средой, при котором ребенок должен учитывать особенности среды и активно влиять на него, чтобы обеспечить удовлетворение своих основных потребностей и реализацию значимых связей. Процесс заключается в поиске и использовании адекватных средств и способов удовлетворения основных ее нужд, к которым относятся потребность в безопасности, физиологические потребности (в пище, сне, отдыхе в др.), потребность в принятии и любви, в признании и уважении, в самовыражении, самоутверждении и в развитии.

    [1]

    Социальная адаптация —это процесс, с помощью которого ребенок или детская группа достигают состояния социального равновесия при отсутствии переживания конфликта с окружающими людьми. Социальную адаптацию рассматривают как заключительный, итоговый этап адаптации в целом, что обеспечивает как физиологическое и психологическое, так и социальное благополучие личности.

    Социальная адаптация проходит четыре основных стадии:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    уравновешивания — установление равновесия между группой и личностью, которые проявляют взаимную терпимость к системе предпочтений и стереотипов поведения друг друга;

    псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к социальной группе с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;

    приспособления — признание и принятие систем предпочтений новой социальной общности, взаимные уступки;

    уподобление — психологическая переориентация личности, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок согласно новой ситуации

    Период адаптации первоклассника связан с трансформацией ранее сложившихся у него стереотипов поведения и навыков жизнедеятельности, что приводит не только к ряду затруднений во взаимодействии с окружающим миром и в повседневной жизни, но и нередко приводит к ухудшению учебных успехов. В первом классе наблюдается резкое снижение мотивации ребенка посещать школу и учиться, падение познавательного интереса и связано это именно с трудностями адаптационного периода.

    Признаки успешной адаптации первоклассников к школе. К концу первой четверти ребенок полностью адаптируется к школе. Признаками успешного завершения этого процесса служат:

    · установление неформальных контактов с одноклассниками;

    · положительный контакт с учителем;

    · адекватное поведение в стенах учебного учреждения;

    · овладение навыками самостоятельной учебной деятельности.

    Задание 50.

    Подберите психолого-педагогические ситуации по проблеме адаптации первоклассников в школе для решения в группе. Рекомендуемая литература: Волков Б.С. Возрастная психология (Часть1, Раздел 7).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8592 —

    | 7070 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Читайте так же:  Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Адаптация детей к школе

    Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

    Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

    Структура школьной адаптации

    Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Эти составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

    Стадии процесса адаптации ребенка к школе

    Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности:

    1. Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
    2. Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
    3. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

    Уровни (формы) адаптации детей к школе

    Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую:

    Критерии успешности школьной адаптации

    • Эффективность учебной деятельности: успешность выполнения школьных заданий; степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий; самостоятельность ребенка при выполнении заданий.
    • Усвоение школьных норм поведения: адекватность поведения, соответствие поведения первоклассника предъявляемым требованиям.
    • Успешность социальных контактов: взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
    • Эмоциональное благополучие: отношение ребенка к школе, настроение, с которым ребенок идет в школу.

    Наиболее важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

    Факторы адаптации детей к школе

    1. Особенности эмоционального и личностного развития, обусловленные семейным воспитанием, опытом общения со сверстниками другими взрослыми, в том числе в условиях организации жизни в ДОУ;
    2. Психофизиологические характеристики ребенка;
    3. Уровень интеллектуального развития, в т.ч. общей осведомленности, навыков письма, счета и рисования, тонкой моторики.

    Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

    Адаптация к школьному обучению

    Начало обучения в школе – один из самых сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

    Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период прежде всего потому, что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

    Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

    Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. То, как происходит этот процесс, какие изменения отмечаются в организме ребенка в этот период в течение многих лет изучали специалисты Института возрастной физиологии РАО . Как правило, это были комплексные исследования, которые включали в себя показатели высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояние сердечно-сосудистой, эндокринной систем, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках и т.д. Такое комплексное исследование позволило получить достаточно полную картину процесса адаптации.

    Выделены три основных этапа (фазы) физиологической адаптации.

    Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Такая “физиологическая буря” длиться 2-3 недели.

    Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе, ни о какой экономии ресурсов говорить не приходиться: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнит, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

    Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

    Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно пять-шесть недель, т.е. этот период до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая-четвертая недели.

    Первые недели обучения характеризуются низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы и т.д. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм в экстремальных ситуациях. Исследования проведенные М.М. Безруких и С.П. Ефимовой показали, что напряжение деятельности сердца ребенка–первоклассника на уроках можно сравнить с напряжением космонавта во время невесомости.

    Только на пятой-шестой неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показателями работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением.

    В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяют группы детей, с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.

    При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течении первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течении первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

    Читайте так же:  Как вернуть жену после развода

    Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течении первого полугодия. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Первоклассники, ранее посещавшие детский сад лучше адаптируются к школе.

    Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

    Наблюдение за школьниками первых классов показали, что социально-психологическая адаптация детей к школе может проходить по-разному.

    Первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения, т.е. примерно за тот же период когда проходит и физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

    Вторая группа детей (30%) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищами, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебного материала. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

    Третья группа детей (14%) – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются родители, дети, учителя: они мешают работать в классе, третируют детей.

    Одним из важнейших факторов, влияющих на успешность обучения является возраст начала систематического обучения. Не случайно шестилетки в основном имеют большую длительность адаптации, чем семилетки. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития; поэтому многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не шесть, а шесть с половиной лет. По мнению психологов, именно в этот год формируются многие очень важные психологические новообразования, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий.

    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Адаптация к школе или как привыкнуть к новому стилю жизни

    Адаптация ребенка к школе: 1 класс

    Поход в первый класс для ребенка всегда связан с определенными переживаниями. Меняется режим, появляются новые проблемы, сложности, правила, и это его жизнь на следующие 11 лет. Но сначала всех первоклашек ждет адаптационный период. Он может длиться от 2 недель до

    нескольких месяцев – все зависит от того, как малыш переносит этот процесс.

    Родителям обязательно нужно помогать своим детям, поддерживать их. Сейчас нелегкое время для организма вашего маленького школьника. Стресс ведет к снижению иммунитета, а за этим могут последовать частые болезни.

    Адаптация детей к школе проходит проще, если учитель понимает, что перед ним еще маленькие дети. Больше интересного материала, игровых методик обучения – это помогает малышам справиться со страхом перед школой и скорее привыкнуть к новому стилю жизни.

    Как происходит адаптация

    Адаптация в первом классе — явление совершенно обычное. Не думайте, что с вашим ребенком что-то не так, что он нелюдимый, глупый или недостаточно развитый. Все дети проходят этот этап. Меняется уклад жизни, насильно вводятся новые правила – малыш борется с этим, у него наступает нормальная защитная реакция психики. Отсюда все эти:

    Не хочу в школу.

    Можно сегодня не ходить?

    Дети злые, а учителя противные.

    Учитель специально меня ругает.

    Я очень устал, не пойду в школу сегодня.

    Ситуация не такая простая, как кажется. Если родители займут жесткую позицию, это только усилит страх школьника. Представьте себе, как этот маленький человечек вдруг осознает, что школа — это не на один день.

    Да, праздник первого сентября был красивый, возможно, он получил какие-то подарки… Но потом в школу нужно ходить еще 10-11 лет, каждый день. Такие выводы очень пугают детей. Вслед за психологическим стрессом может прийти другая проблема — ослабление иммунитета.

    Три вида адаптации

    Все мы разные и по-разному реагируем на стрессы и изменения внешней среды. Так и адаптация у детей может проходить по трем сценариям. Первый класс — это еще не «настоящая школа», а подготовка к ней. У детей уходит разное время на привыкание к новым условиям, так что первые две четверти обычно проходят в подготовительном режиме.

    Легкая адаптация

    Обычно длится не более 1-2 недель. Адаптация этого типа характерна для контактных детей, которым легко завязать знакомство. Это не значит, что адаптационного периода не будет – просто он проходит мягко и

    длится не так долго.

    Кроме того, имеет значение уровень волевого развития. У детей в 6-7 лет оно не всегда достаточное для того, чтобы пересилить все свои «хочу». Хорошо, если еще до школы малыш посещал кружки, занимался спортом. Тогда он знает, как привыкать к внешним изменениям среды.

    У детей с легкой адаптацией довольно быстро проходит фаза «школа не нравится». Малыш начинает с оживлением рассказывать дома, что происходило за день, что сказала/сделала учительница. В школе он активен, отвечает на вопросы, тянет руку. При этом, как и у других детей, по утрам у него могут быть проблемы с ранним подъемом.

    Такая адаптация будет длиться 1-1,5 месяца. Именно среднему типу адаптации подвержено большинство детей. Для кого-то к концу первого месяца почти все закончится, а кто-то еще покапризничает.

    Как правило, если спросить такого ребенка о школе, он найдет в ней хоть что-то хорошее. У него не сразу появляются друзья, но постепенно дружеские отношения завязываются.

    Из-за того, что адаптация длится довольно долго, начинаются те самые проблемы с иммунитетом. Малыш чаще болеет. И тут получается следующая ситуация: каждый раз, заболевая, он остается дома на 2-3 дня или даже на целую неделю. Соответственно, психика ищет «спасения» в болезнях. И дети чаще простужаются, ведь подсознательно просто хотят остаться дома.

    Читайте так же:  С чем связана тревожность

    Встречается редко. Тяжелая адаптация может длиться несколько месяцев, вплоть до конца первого класса. В этом случае ребенку чаще всего приходится пройти общение со школьным психологом. Тяжелая адаптация бывает показанием к надомному обучению. Если это происходит, значит, что-то не так с нервной системой или психикой малыша.

    У таких детей не получается

    следовать школьным правилам. Они часто идут на конфликт с одноклассниками, могут обидеть, ударить. Дружить у них не получается, и другие дети их просто игнорируют, боятся. Такой школьник агрессивен не только по отношению к детям, но и ко взрослым. Попытка учителя успокоить его может закончится истерикой, агрессивным поведением.

    Гиперактивным малышам тяжело усидеть на месте, а 30-40 минут урока — настоящая пытка для них. Отсюда проблемы с успеваемостью, которые только сильнее расстраивают детей и их родителей. Если адаптация идет так тяжело, это вредит в первую очередь самому ребенку. Возможно, следует рассмотреть возможность работы с психологом или перехода на надомное обучение.

    Физический аспект

    Адаптация в первом классе может быть физически тяжелой для неподготовленного крохи. У него появляется тяжелый рюкзак, который нужно носить. Он может первое время очень

    напрягать неподготовленные мышцы спины.

    Предложите крохе делать утром зарядку: наклоны, приседания укрепят мышцы. Сидеть за партой спокойно несколько часов — это тоже напряжение для спины, рук и ног.

    У детей велика двигательная активность, им хочется больше бегать, а заставляют сидеть в одной позе и слушать. Устают глаза, пальцы, дети часто жалуются на начавшиеся головные боли. Кроме того, смена режима всегда приносит за собой усталость, утомляемость.

    Побольше витаминов

    Сейчас важно, чтобы ваш маленький школьник получал побольше витаминов. В этом помогут:

    • свежие фрукты и овощи;
    • побольше цитрусовых (особенно осенью);
    • комплексные витамины (выписывает врач).

    Хорошее питание поможет справиться с такими стрессами. У детей обязательно должен быть хороший, плотный завтрак. Голодным идти в школу нельзя: это плохо скажется на их концентрации и работоспособности.

    Психологический аспект

    Главное, чтобы педагог был квалифицированным. Он должен хорошо понимать: 6-7 лет – это еще маленький ребенок, которому гораздо больше хочется играть, чем учиться читать или складывать цифры. Когда же в классе появляются

    игровые методики, забавные опыты, то учиться становится интересно и весело. Элемент игры облегчает адаптацию в первом классе.

    Будет проще, если вы сейчас будете на стороне ребенка. Нет ничего плохого в том, чтобы утешить кроху, пожалеть его иной раз. Не делайте из этого культ жалости, но сказать, что вы сочувствуете малышу из-за усталости или головной боли, можно и нужно.

    В первые недели школы старайтесь чем-то порадовать кроху. Например, купите что-то из игрушек, одежды. Почему бы не устроить праздник по поводу первого сентября? Или первой недели в школе? Для детей это важно – сменить атмосферу и ненадолго забыть о своих проблемах.

    Как помочь ребенку

    В этой ситуации были мы все. Родители детей должны понимать, что ребенку будет в какой-то мере тяжело. Не нужно рассказывать сейчас, как это прекрасно – учиться в школе. Просто поддерживайте ребенка, проявите терпение.

    Разговор с родителями

    Если у школьника в первые дни или недели учебы в школе

    возникают вопросы, то старайтесь отвечать на них честно. Позвольте ему выговориться, поплакать (часто бывает и такое).

    Старайтесь отвлечь малыша от грустных мыслей о том, что впереди «еще целых 11 лет».

    Чаще гуляйте с ним, занимайтесь чем-то приятным. Так, через разговор, вы сможете успокоить его. Если адаптация легкая, то всего через пару недель отношение к школе поменяется. Главное, не игнорируйте наличие проблемы у вашего малыша.

    Подготовка с лета

    Это важно, особенно если кроха не ходил в садик. За время садика дети привыкают знакомиться, подчиняться дисциплине, учиться. А для тех, кто 6-7 лет провел дома с любящими родителями, все совсем по-другому. У них адаптация проходит значительно тяжелее. Начните подготовку еще с лета:

    • вставайте все раньше;
    • занимайтесь с малышом по 20-30 минут (счет, чтение, творчество, физкультура) – это поможет ему адаптироваться к урокам;
    • обязательно гуляйте 1-2 раза в день;
    • старайтесь укладывать ребенка спать не позднее 21:00.

    Если за 2-3 месяца до начала занятий малыш уже войдет в новый режим, вам это очень сильно поможет.

    Терпение и еще раз терпение

    Изменение привычного уклада жизни всегда влечет за собой стресс и защитные психологические реакции организма.

    Будьте готовы стать терпеливыми родителями на это время. Ругань, наказания, агрессия тут недопустимы. В первое время максимально помогайте малышу:
    • мама может утром подготовить ему одежду;
    • собрать рюкзак.

    Все это для того, чтобы он мог чуть дольше поспать. Пройдет время, вставать будет легче, и тогда он сможет этими делами заниматься сам. Малыш будет плакать, может обижаться на родителей, но рано или поздно это пройдет.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В школьной жизни, кроме неприятных моментов, есть еще куча всего интересного. Как только он завяжет дружбу, вольется в новый стиль жизни, все нормализуется. А пока что родителям просто нужно набраться терпения.

    Источники


    1. Дж. Кинг Необузданные гормоны: С юмором о женских проблемах (пер. с англ. Рубцова В.) Серия: Популярная психология / Дж. Кинг. — Москва: Гостехиздат, 1998. — 288 c.

    2. Муратов, С.А. Встречная исповедь. Психология общения с документальным героем. Учебное пособие для вузов / С.А. Муратов. — М.: Юрайт, 2018. — 279 c.

    3. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.
    4. Хорват, Франтишек Любовь, материнство, будущее / Франтишек Хорват. — М.: Прогресс, 2010. — 629 c.
    5. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
    Адаптация к школе
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here