Адаптация ранний возраст

Самое важное по теме: "адаптация ранний возраст" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения детского сада – настоящий стресс. Он попадает в совершенно новую, непривычную для него обстановку – огромное незнакомое помещение, где нет мамы, которая всегда готова прийти на помощь, где нет его любимых игрушек, где его окружают чужие взрослые, которых надо слушаться.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенно меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких родственников, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все это создает стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхам, капризам, истерикам, отказу от еды, частым болезням, психической регрессии).

Чем старше ребенок, тем быстрее он может адаптироваться к новым условиям. Поэтому особо остро проблема адаптации стоит с детьми раннего возраста. Дети этого возраста наиболее ранимы, они менее приспособлены к отрыву от семьи.

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, новое, незнакомое для него пространство. Несмотря на сложности в адаптации, я всё-таки считаю, что именно в раннем возрасте родители должны отдавать ребенка в детский сад.

Именно в этом возрасте наиболее интенсивно идёт развитие психических процессов и свойств личности. Существенные изменения происходят в двигательной деятельности ребенка. Появляются новые виды движения – бег, лазание, прыжки с места, игры с мячом. Развивается речь – ребенок учится правильно произносить слова, увеличивается его словарный запас. Большие изменения происходят и в социальном развитии. Ребенок стремится быть хорошим, соответствовать требованиям взрослых, получать их одобрение. По некоторым наблюдениям психологов ребенок в возрасте до трех лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% – 40%. Очень важно в этот возрастной период построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. Задача эта ложится, конечно же, на детский сад.

Чтобы процесс привыкания к детскому саду прошел наиболее безболезненно во многом зависит от нас, воспитателей. Приучать ребёнка к детскому саду нужно постепенно. В первые дни пребывание ребенка в группе должно быть минимальным (максимум два часа). Желательно, чтобы ребенок дома позавтракал, потому что многие дети поначалу совсем отказываются от еды. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. Если ребенок привыкает тяжело, можно посоветовать родителям в первые дни приходить только на прогулку. Только через две-три недели, учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день.

Учитывая исследования ученых, Институт педиатрии разработал критерии, по которым можно судить о степени тяжести прохождения периода адаптации:

  • нарушение сна,
  • нарушение питания,
  • проявление отрицательных эмоций в общении,
  • боязнь пространства,
  • частые заболевания,
  • снижение веса. [1]

Процесс перехода ребенка из семьи в дошкольное учреждение сложен не только для ребенка, но и для родителей. Поэтому родители обязательно должны подготовить и себя и малыша к первому дню посещения детского сада. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прогулки, прием пищи), максимально приближенный к режиму ДОУ. Родители должны рассказывать ребенку о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему они хотят его туда повести (там хорошо, интересно, там много других детей, игрушек с которыми можно играть и т.д.). Так же дома можно поиграть в игру «Детский сад», обыграть ситуации, которые могут возникнуть в детском саду.

Каждый раз, после прихода из детского сада, родителям необходимо интересоваться у ребенка о том, как прошел его день, чем он занимался, что было интересного. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Воспитатель должен предупредить родителей об особенностях адаптации детей к новым условиям и попросить их обязательно рассказывать о том, как ведет себя ребенок дома. Если ребенка заранее приучили к режиму дня, который ждет его в детском саду, если он умеет проситься в туалет, умеет сам держать ложку, играть с игрушками, интересуется ими, способен хотя бы к кратковременному контакту с другими детьми, доверяет воспитателям, то большинство проблем, связанных с адаптационным периодом можно будет избежать.

Дети раннего возраста характеризуются повышенной эмоциональностью. Эмоциональное состояние ребенка оказывает особое влияние на скорость и тяжесть адаптационного процесса. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в ДОУ необходимо обеспечить для него психологический и физический комфорт, что поможет смягчить неприятные моменты, возникающие в процессе перехода от домашнего образа жизни к общественному.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в дошкольном учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, не хотят есть, отказываются от игрушек, не идут на контакт с детьми и взрослыми, но уже через несколько дней с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, выполняют все указания воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с мамой, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, проявляют отрицательные эмоции в общении. Большинство детей реагируют на детский сад плачем. Одни легко идут утром, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, но перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Психологи и медики выделяют три степени прохождения адаптационного периода:

Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, идет на контакт со сверстниками и взрослыми. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений. Вес без изменений.

Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

Читайте так же:  Как получить галлюцинации в домашних условиях

Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений (ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма). [1]

Общеизвестно, что основным видом детской деятельности является игра. В период адаптации игра становится главным расслабляющим средством для дошкольников. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду, помочь запомнить имена других детей и воспитателей. Существуют специальные игры, направленные на знакомство, запоминание имён. Например, игра «Паровозик», дети – это вагончики, и у каждого свое имя. «Первый вагончик – Ваня, к нему прицепился второй – Женя, за ним третий вагончик – Ксюша. А паровозиком у нас сейчас будет – Кира». Постоянные повторения помогают детям быстро запомнить, как кого зовут, а игры способствуют возникновению первых контактов, физических и игровых.

Игра помогает создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. [2]

В своей практике я использую игры из книги А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению». Здесь подобраны игры и упражнения, которые помогут ребенку успешно адаптироваться к условиям ДОУ, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. [3]

Совместными усилиями воспитатели и родители должны организовать жизнь ребенка так, чтобы адаптация к дошкольному учреждению прошла наиболее безболезненно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к дошкольному учреждению, навыки общения с взрослыми и детьми, что необходимо для дальнейшей жизни в обществе.

Объективными показателями адаптационного периода являются:

  • глубокий, спокойный сон,
  • хороший аппетит,
  • эмоционально-уравновешенное состояние,
  • активное поведение,
  • полное восстановление имеющихся навыков,
  • прибавка в весе, соответствующая возрасту

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Воронеж. ТЦ Учитель, 2004
  2. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– М.: Просвещение, 1985
  3. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003

[2]

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация-всегда живой, активный процесс вживания ребенка в коллектив, привыкания его к новым условиям, она может быть как успешной, так и негативной, стрессовой. Чаще период адаптации вызывает как раз стрессовую ситуацию в организме.

При адекватной адаптации ребенок испытывает внутренний комфорт, эмоциональную удовлетворенность, его поведение отличается способностью быстро и без сопротивления выполнять любые требования, которым подчиняется детский коллектив.

Для успешной адаптации малыша персоналу ДОУ необходимо:

  • 1) дать понять ребенку, что ему в группе рады, что о нем проявляют заботу, к нему внимательны;
  • 2) постараться сделать так, чтобы он чувствовал себя в детском саду комфортно, получал удовольствие от общения со взрослыми и сверстниками;
  • 3) обеспечить стабильность педагогического состава и других сотрудников ДОУ на весь период адаптации и пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, не допускать перевода ребенка из группы в группу;
  • 4) на время адаптации обеспечить ему щадящий режим пребывания в детском саду;
  • 5) регулярно обсуждать на педагогических советах процесс адаптации детей к ДОУ;
  • 6) выработать единые требования для всех воспитанников ДОУ по их поведению, согласовать требования с родителями, с тем чтобы они поддерживали эти же требования дисциплины и дома.

Условия успешной адаптации ребенка к ДОУ. Мебель в группах лучше расставлять таким образом, чтобы получались изолированные уголки, по образцу маленьких комнаток для игр, чтобы дети чувствовали себя уединенно и комфортно. Желательно, чтобы в детском саду были живой уголок, много комнатных растений, как в зимнем саду.

В каждой группе должен быть оборудован спортивный уголок, где ребенок в любое время может заниматься физическими упражнениями.

Спальные комнаты для детей лучше оснастить прикроватными занавесками, чтобы оградить малышей друг от друга на время дневного сна, потому что в большой разгороженной комнате, где много детей, некоторым из них бывает трудно заснуть.

Отгороженность спального места ребенка позволит ему ощутить защищенность, придаст спальне более комфортный и уютный вид и поможет расслабиться, почувствовать себя в домашней обстановке, особенно если рядом с ним лежит его любимая игрушка, принесенная из дома.

Занятия, облегчающие адаптацию ребенка к ДОУ.

Занятия изобразительным искусством помогают ребенку адаптироваться с помощью рисунков, в которых отражается его эмоциональное состояние; в рисунках он может выразить свое отношение к окружающему миру. Детям нравится рисовать фломастерами, особенно если лист бумаги достаточно большого формата и прикреплен прямо к стене, чтобы можно было рисовать, когда хочется. То, какую цветовую гамму использует ребенок для изображения в своем рисунке, может многое сказать внимательному и грамотному воспитателю или психологу об эмоциональном и психологическом состоянии малыша. Желательно, чтобы в группах для рисования был оборудован всем необходимым один из уголков комнаты.

Поведение воспитателей, облегчающее адаптацию детей к ДОУ. В период адаптации воспитателям надо использовать те же приемы воспитания, которыми дома пользуются родители ребенка. Например, малыша 2-3 лет можно покачать, если он привык засыпать при укачивании, можно посидеть с ним рядом, рассказать ему сказку, дать игрушку, которую он попросил. Ласковое отношение, прикосновения, поглаживание, укачивание помогут ребенку быстрее адаптироваться в группе ДОУ.

Воспитателям дошкольного образовательного учреждения следует как можно чаще удовлетворять потребность ребенка в эмоциональном контакте со взрослым, чтобы адаптация прошла легко и быстро.

Поможет детям адаптироваться к режиму и коллективу группы наличие альбома, где будут размещаться их семейные фотографии. Это даст им возможность в любое время увидеть своих родителей и других близких людей.

С первых дней пребывания ребенка в детском дошкольном образовательном учреждении его необходимо приучать к выполнению режима дня, организованности и порядку, систематическим физическим нагрузкам, максимальному пребыванию на свежем воздухе. Приучать постепенно, но ежедневно и последовательно, в системе. Медперсоналу ДОУ следует ежедневно отслеживать, как проходит адаптация ребенка, насколько перестройка режима дня влияет на состояние его нервной системы, самочувствие, работоспособность, не приводит ли к переутомлению. Основными слагаемыми режима дня ДОУ являются игровая и учебная деятельность, пребывание на открытом воздухе, сон, прием пищи, личная гигиена и отдых по выбору самого ребенка в специально отведенное для этого время.

Читайте так же:  Кризис среднего возраста у мужчин когда наступает

Режим дня должен обеспечивать все необходимые для жизнедеятельности санитарно-гигиенические процедуры.

За эффективное воздействие на организм ребенка режима несут ответственность наравне с воспитателями и администрацией врач и медсестра дошкольного образовательного учреждения.

Во время адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения медицинская сестра каждый день заполняет адаптационный лист, в котором фиксирует, как прошел день, как ребенок ел, спал, принимал ли участие в играх, каково его самочувствие.

Медсестрой ДОУ ведется так называемый дневник развития ребенка, куда заносятся все рекомендации и выводы педагогического совета по его адаптации.

Адаптация в группах раннего возраста

Одна из проблем, которая решается в детском дошкольном учреждении в раннем возрасте – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительные пребывания в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход снова встречает слезами.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к частым болезням.

Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Особенно это проявляется у детей с неблагополучным анамнезом, подверженных невротическим расстройствам. У ребенка, начавшего посещать д/с могут проявляться страх, беспокойства и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность) особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома и в д/с. Если малыш от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, не умеет постоять за себя, то детское дошкольное учреждение, становится для его неокрепшей еще нервной системы тяжелым испытанием. Он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но и наоборот, может еще больше замкнуться в себе, что может привести к нарушению психологического комфорта.

Именно система психологических средств и в первую очередь психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа снимает проблемы, возникающие в работе с детьми раннего возраста.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад.

Базовая психическая функция в раннем возрасте это восприятие и я, когда в работе с детьми в основном сформирован эмоциональный контакт с новыми взрослыми, активно ввожу в подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми раннего возраста, игры и упражнения, направленные на познавательное (сенсорное ) развитие. И обращаюсь к педагогике Монтессори.

В основании ее педагогики лежит, прежде всего, антропологический, гетерогенный взгляд на развитие ребенка. Монтессори выделяет особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослом возрасте. К антропологическим идеям Монтессори можно отнести ее представление о природном свойстве человеческой психики, воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определенные периоды детства. М. Монтессори заметила, что в разные периоды жизни ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях. Она пишет о том, что можно добиться результатов в развитии ребенка и не обращая внимания на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большего усилия воли, труда и напряжения. Открытие мира для ребенка происходит в логике от конкретного к абстрактному, через работу руки и утончение чувств. При этом особо выделяется принцип актуального и ближайшего развития (по Выготскому). При конструировании дидактической среды и материалов, с которыми работает ребенок, этот принцип становится основным.

Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство, профессионально поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Монтессори придумала дидактические материалы, с которыми дети могли бы работать, утончая свои чувства и моторику и развивая, тем самым, разум. Сензитивная фаза утончения чувств (0–6 лет).

“Чувственное восприятие составляет главное и едва ли не единственную основу умственной жизни”, – говорит М.Монтессори

Цели и задачи занятий.

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, интеграция развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Этим определяются основные задачи занятий:

  1. преодоление стрессовых ситуаций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  3. интеграция развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развития внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведении
  • сенсорное развитие.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), проводятся занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовым средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, маршы, песенки, потешки, стишки, “ладушки” и “догонялки”. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Читайте так же:  Медитация на самооценку и уверенность

Структура и форма занятий.

Как правило, занятие начинается с ритуала-приветствия. Продолжается играми, направленными на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, и играми и упражнениями, направленными на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу, эффективны техники с использованием кукол и других игрушек, используя элементы направленной фантазии или визуализации, организуются игры(“Гуляем в парке, бегаем по лужайке,… играем с водой, брызгаемся,…лежим на песке– загораем) .В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Игры, направленные на социальное развитие, формирование своего “Я”.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Проведение игр и упражнений, предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятия, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Занятия длительностью 10–20 минут проводят 2–3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Первые занятия (1–2–3–4) в сентябре состоят из цикла игр (игротренинг) формирующих эмоциональный контакт с новыми взрослыми, создающих положительные эмоции, желание заниматься. На первых занятиях постоянно используется новая, яркая игрушка, игрушка– забава, игры с музыкальным и стихотворным сопровождением, игры с шумовыми игрушками.

Занятие 1. Любимые игрушки..

  • познакомиться с детьми;
  • создание атмосферы эмоциональной безопасности, радостного настроения;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • стимулировать малышей к подражанию;
  • поддерживать стремление детей играть с музыкальными игрушками, подпевать вместе со взрослым отдельные слова, фразы, фрагменты песенок,попевок.

Материалы: мягкий мяч; большой мяч; погремушки; игра “Домашние животные” (с музыкальным сопровождением); игрушка-забава “Бычок” ;

Психолог здоровается с детьми, здоровается со взрослыми.

Обращается к детям:

В гости к ребяткам пришел мяч, он необычный – мягкий и ласковый. Ему очень понравились малыши, он хочет узнать, как их зовут .

Давайте поиграем в игру: “У кого в руках мяч, тот громко называет свое имя”.

Психолог берет в руки мягкий мяч: У меня в руках мягкий мяч, меня зовут Наталья Александровна, я громко называю свое имя : Наталья Александровна (протягивает мяч по очереди всем малышам) и спрашивает :

— А тебя как зовут ?

(Воспитатель помогает детям отвечать.)

Понравились маленькому мячику малыши, и позвал он своего друга – поиграть с детьми. А друг– это большой, разноцветный мяч. который любит прыгать и играть “в прятки”.

– Послушайте песенку мяча.

(Психолог читает стихотворение С. Маршака : “Мой веселый звонкий мяч”, хлопает по мячу ладошкой– мячик прыгает.)

– А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Я буду играть с мячами – легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Психолог рассказывая стихотворение, поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка, дети подпрыгивают на месте.

Психолог предлагает поиграть с мячиком “в прятки.” На слова: “не угнаться за тобой, прячьтесь!” – Дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей, называет, где они спрятались (под столом, в углу и т.п.)

Игра повторяется 2–3 раза.

– Ребята вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он “прятался”.

Психолог садится на пол или на стульчик, сажает детей напротив.

– Дети, а большой мяч пришел не один, он принес игрушки в коробке, вот посмотрите, что это?
– Правильно, это погремушка.

(Взять погремушку в руку: держа вертикально, напевать веселую песенку, выполняя ритмичные удары, по погремушке, ладонью.)

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ой, лю-ли, у ворот!
Ой, лю-ли, у ворот!
Муха песенку поет,
Муха песенку поет,
Ой, лю-ли, вот поет!
Ой, лю-ли, вот поет!
Предложить одному или двум малышам
по желанию взять погремушку в руку и
петь песенку вместе с педагогом,
выполняя ритмичные удары,
по погремушке, ладонью).

Игра повторяется 2–3 раза.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии. Педагог-психолог говорит:

– Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу “спасибо” за веселую игру. До свидания!

На следующих занятиях детям предлагается музыкальная игра “Домашние животные” или игра – забава “Бычок”.

Дети сидят или на полу или за столом, перед педагогом – психологом

– Дети, а большой мяч принес еще одну игрушку, вот посмотрите .

Педагог выкладывает перед детьми разрезные половинки игры “Домашние животные” и говорит:

Видео (кликните для воспроизведения).

– Здесь нарисовано животное, но картинка сломалась, а вы угадаете, кто это?

Если дети не угадали, педагог сам называет :

– Это корова. (Собака, кошка и т. д.) (И чинит картинку: картинка звучит– мычит, лает, мяукает и т. д.)
– Какую песенку поет корова? (“Му–му” и т. д.)

Аналогичная работа с остальными картинками.

Вариант продолжения занятия

: игра “Идет бычок качается”.

Дети сидят или на полу или за столом, перед педагогом– психологом

[1]

– Дети, а большой мяч принес еще одну игрушку, вот посмотрите. (Вносится игрушка.)
– Кто это? Правильно, это бычок. (Рассмотреть глазки., носик, ушки, хвостик.)
– Бычок любит шагать по дощечке, и читать стихотворение

Читайте так же:  Письмо девушке которая бросила

.

Педагог – психолог ставит игрушку на наклонную доску. сопровождает движение игрушки словами:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практический семинар для воспитателей

Цель:

повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

  • Развивать у педагогов потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждать к активной творческой деятельности.
  • Развивать коммуникативные способности педагогов.

Вступительное слово психолога:

Каждый год большое число детей впервые приходят в детские учреждения. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям. Поэтому проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении их в детское учреждение приобретает большое социальное и педагогическое значение.

Так что же такое «адаптация»?

На магнитной доске составить из предложенных слов определение «Адаптация».

Материал: магнитная доска, магниты, листы бумаги с напечатанными словами ( + лишние слова) для определения слова «Адаптация».

Адаптация — процесс приспособления человека (ребенка) к новой для него среде, или изменившемся условиям.

Адаптация — это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.

2. Сейчас предлагаю вам вспомнить периоды адаптации.

Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа:

1. Острый период, или период дезадаптации:.

2. Подострый период, или адаптация (приспособление):

3. Период компенсации или адаптированности к данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов (острый и подострый) позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести:

Легкая, средней тяжести и тяжелая.

При легкой степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников — за 10-15 дней.

Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой степени адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.

Тяжелая адаптация

характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и более месяцев) и тяжестью её проявлений.

Эта степень адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

При 1 варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т.д.

Второй вариант

тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями (понижение настроения, нарушение аппетита (волчий аппетит или его отсутствие), недержание мочи и кала, заикание, тики, расстройство сна — сон поверхностный, с частыми пробуждениями, с трудом засыпают, учащенное моргание, шмыганье носом и т.д.) Наблюдается длительное снижение аппетита ( его восстановление начинается не раньше чем на 3 неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно ( в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь плачет.

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношения со взрослыми избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1-2 квартала (3-6 мес.).

3. Решение проблемных ситуаций, задач

.

Задание: определите степень адаптации у этих детей.

Максим (2 г.), придя в группу, подошел к машинкам, стал катать по полу. Когда воспитатель предложила сесть за стол, чтобы позавтракать он отказался, есть он будет дома. Такая ситуация длилась в течение недели. Через неделю Максим сам сел за стол, ел с аппетитом. Спать остался на 5 день, воспитатель сидела с ним и поглаживала его спинке. Когда уходил домой, сказал, что придет завтра.

Александра (2г. 3м.) первое время сильно плакала, не хотела играть с детьми. Все время держалась за воспитателя и спрашивала: «где мама?». За стол садилась, но сама есть отказывалась, воспитатели кормили. Утром не хотела отпускать маму. Через неделю стала подходить к детям и наблюдать что они делают, но с ними не играла. Через 3 недели стала сама есть, играть с куклами. На 4 неделе заболела, не было 8 дней, без осложнений.

Лена (2г.5м) сильно плачет при расставании с мамой, долго не может успокоится. Отказывается от еды. С детьми не играет. Не слазит с рук воспитателя, а если поставить на ноги начинает плакать. На 10 день стали оставлять на сон, укачивали. К концу 4 недели стала кушать — кормят воспитатели, сон поверхностный, просыпаясь плачет. В течение месяца болела дважды, с осложнением. На протяжении всего дня периодически хнычет.

Проблемная ситуация № 1

Маша (1г. 8 мес.) и Аня (2г. 9 мес.) играют рядом. Маша тянется за неваляшкой, Аня тут же выхватывает игрушку из рук у Маши. Проходит какое-то время, Маша оставив игрушки, берет бумагу, хочет порисовать. Аня моментально бросает свои дела, вырывает бумагу из рук у плачущей Маши.

Читайте так же:  Понте прета атлетико гойяненсе прогноз

Почему Аня так поступает и что можно сделать в этой ситуации?

Возможные варианты ответов:

Аня перешла в фазу игры «вместе». Ей необходим партнер.

Родители Ани часто поступают таким же бесцеремонным образом, когда считают, что Ане надо заняться чем-то другим, не тратя время и силы на убеждения. Ребенок усвоил такую модель поведения. Попытайтесь создать другую модель поведения у ребенка.

Проблемная ситуация № 2

Миша (2г. 4 мес.) пытается надеть колготы самостоятельно. У него не получается. Вмешивается воспитатель. «Я сам!» — протестует ребенок. Перед нами кризис двух лет: упрямство, негативизм, желание быть как взрослый, делать все по своему. Так как это неизбежно, остается извлечь из этого пользу для ребенка — он чему-то научится, для вас при верном воздействии ребенок станет больше прислушиваться к вашему мнению осознанно, так как его права будут соблюдены.

Возможные варианты ответов:

Если время позволяет, предоставьте ребенку возможность повоевать с колготками самому. Когда он выбьется из сил, предложите свою помощь, по возможности, предоставив ребенку делать это самому с вашими подробными указаниями, желательно в стихотворной форме. Важно это сделать до того, как он расплачется от бессилия. Если опоздали, сначала утешьте, похвалите его самостоятельность, скажите, что он почти их надел, осталась пара пустяков. Затем начинайте учить.

Надо торопиться, все дети почти одеты. Выждав немного, осторожно предложите помощь. Если ребенок заупрямится, скажите, что он уже справляется, только вот забыл сделать то-то и то-то. Если поторопиться, дело может кончиться скандалом, а это займет еще больше времени.

Проблемная ситуация № 3

Ребенок с трудом оторвался от матери, громко плачет.

Возможные варианты ответов:

Проводите его к окну, помашите вместе с ним маме в окошко.

Отведите в спальню или поближе к игрушкам, лучше всего туда, где есть возможность побыть одному, предоставьте его самому себе.

Если ребенок впервые в ДОУ, вооружитесь куклой бибабо, с её помощью отвлеките и успокойте ребенка.

Проблемная ситуация № 4

Родители Тани часто просят не брать девочку на прогулку, боясь простуды.

Возможные варианты ответов:

Ребенок только что после болезни, операции и т.п. Пойдите навстречу родителям, объяснив, что это будет исключением, а не правилом.

Родители идут на конфликт. Объясните родителям, что на время прогулки няня открывает настежь окна в любую погоду, чтобы проветрить группу, и выразите опасение, не простудится ребенок при таких условиях, скорее, в группе, чем на улице.

Родители тревожные. Объясните, что в плохую погоду детей гулять не выводят, посоветуйте одевать ребенка теплее. Предложите родителям присутствовать на прогулке, убедиться, что дети под присмотром, в движении.

Какие признаки указывают на завершение адаптационного периода?

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев.

4. Влияние педагога на течение адаптации

Адаптация к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным.

Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?

Обсуждение и наработка возможных мероприятий по облегчению адаптации.

Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:

[3]

Привлекательный и опрятный внешний вид воспитателя, исключить белый халат.

Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.

Называть ребенка ласковым именем, как дома.

Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.

Использовать игрушки забавы (мыльные пузыри, музыкальные, светящиеся, заводные и т.д.).

При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание), петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.

Не отучать в период адаптации от вредных привычек (соска, пустышка, памперс, бутылочка :).

Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).

По рекомендации врача можно подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочек с успокаивающим сбором трав.

Ароматерапия — при условии что у детей нет аллергии.

Использование игр на сближение детей друг с другом.

Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.

5. Практическая часть

  • составить памятку, рекомендацию, советы для родителей вновь прибывших детей.
  • вспомнить и придумать методы и приемы отвлечения ребенка от «ухода родителей».
  • составить анкету-знакомство для родителей вновь прибывшего ребенка

Работа с детьми очень ответственна, а при наборе группы она требует от педагогов ещё большей собранности, согласованности действий, организованности, пунктуального соблюдения режима, умения, заниматься с одним ребенком, видеть всю группу. Воспитатель должен проявлять терпение, чуткость и осторожность в обращении с детьми, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, уметь правильно определить подход к каждому вновь поступившему ребенку в зависимости от характера его адаптации.

От того, насколько правильный подход к ребенку найдет воспитатель, сможет ли он понять его желания, интересы, учесть его потребности, организовать жизнь ребенка в течении дня в новых для него условиях, зависит течение и длительность адаптации.

Литература

1. Адаптация детей раннего возраста к условиям вДОУ: Практическое пособие /Авт.-сост. Белкина Л.В. — Воронеж «Учитель», 2004.-236 с.

2. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2004. — 160 с.

Видео (кликните для воспроизведения).

3. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 80 с.

Источники


  1. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.

  2. Кэрролл, Ли Дети Индиго / Ли Кэрролл , Джен Тоубер. — Москва: Гостехиздат, 2009. — 288 c.

  3. Ивлева, В. В. Психология семейных отношений / В.В. Ивлева. — М.: Букмастер, 2015. — 352 c.
  4. Носов, С. С. Половая идентификация ребенка в кинетическом рисунке семьи. Психодиагностическое пособие / С.С. Носов. — М.: Флинта, 2013. — 149 c.
  5. Общая психология. Тексты. Субъект познания. Том 3. Книга 1. — М.: Когито-Центр, 2013. — 704 c.
Адаптация ранний возраст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here