Алалия у детей симптомы

Самое важное по теме: "алалия у детей симптомы" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Алалия у детей

Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.

Причины алалии

Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.

Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).

Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.

Симптомы алалии

Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.

Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.

Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» — чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.

Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» — Папа купил шарик Кате.

Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.

Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.

Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.

Читайте так же:  Снова стать желанной

Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.

Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.

Лечение алалии

Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.

Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.

Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.

Симптомы и лечение моторной алалии

Алалия – нарушение речи или ее отсутствие у ребенка при нормальном интеллекте и здоровых органах слуха. Выявляется с двухлетнего возраста у 1 % детей. У младших школьников частота снижается до 0,6 %. Мальчики подвержены заболеванию в два раза чаще.

Диагностируют формы отклонения:

  • моторная алалия или экспрессивная;
  • сенсорная или импрессивная;
  • смешанная (сенсомоторная).

Алалия возникает вследствие поражения речевых центров головного мозга в перинатальный период, в родах или в младенчестве. Может проявляться легким недоразвитием речи, которое проходит со временем. В тяжелых случаях больной не разговаривает до 10-12 лет, хотя понимает речь окружающих.

Признаки и симптомы заболевания

Моторная алалия диагностируется в 10 раз чаще остальных видов, но лучше поддается коррекции и лечению. Больной владеет ограниченным запасом слов, но пассивный словарь его достаточно большой.

Неврологические расстройства выражаются:

  1. моторными нарушениями – частыми падениями, плохой координацией;
  2. неразвитой мелкой моторикой;
  3. трудностями в самообслуживании;
  4. повышенным или вялым тонусом мимических мышц лица;
  5. бегающими зрачками (горизонтальный нистагм), подвисанием глазного века (птоз);
  6. неспособностью определить лево-право, различать цифры;
  7. леворукостью;
  8. нераспознаванием предмета наощупь (астереогноз).
  • обидчивость, раздражительность, агрессия;
  • нарушение восприятия, памяти, мышления;
  • расстройство внимания;
  • незрелость эмоций, инфантилизм;
  • малоподвижность или гиперактивность;
  • конкретность мышления, примитивизм;
  • отказ решать трудные задачи;
  • нежелание разговаривать, замкнутость;
  • быстрая утомляемость, низкая работоспособность.
  1. невнятное произношение звуков, слогов;
  2. неправильная интонация;
  3. замедленная речь;
  4. пропуск окончаний, путаница в слогах;
  5. скудный лексический запас, преобладают существительные;
  6. отсутствует последовательность в предложениях, передаче событий;
  7. не разделяется важное и второстепенное;
  8. затруднения в чтении, письме.

Важно. При общении с окружающими ребенок чаще использует жесты и мимику, чем речь.

Заболевание сочетается с физической слабостью, соматической болезненностью организма. Возможно появление заикания, грубого нарушения звукопроизношения.

Причины моторной алалии у ребенка

Заболевание, по зоне повреждения, классифицируют на:

  • Афферентную – задета постцентральная зона коры левого полушария, управляющая артикуляцией. Пациент неправильно совершает движения губами и языком, пропускает сложные звуки или заменяет их другими.
  • Эфферентная – поражен центр Брока премоторной зоны коры мозга. Ребенок воспроизводит отдельные звуки, но не произносит слова и фразы. Затруднен переход из одного артикуляционного положения в другое.

Поражения мозга наступают в перинатальном и интранатальном периоде при:

  1. внутриутробных инфекциях;
  2. резус-конфликте плода и матери;
  3. преждевременных родах;
  4. хронических сердечно-сосудистых и легочных болезнях будущей матери;
  5. гестозе, преэклампсии, токсикозе при беременности;
  6. гипертензии, гипотонии;
  7. плацентарной маточной недостаточности;
  8. стремительных или долгих родах;
  9. родовых травмах головы;
  10. падении беременной, приведших к травме плода;
  11. инструментальном родовспоможении;асфиксии и гипоксии;
  12. вредных привычках, наркомании у беременной.

Головной мозг ребенка может пострадать в младенчестве от:

  • менингита;
  • краснухи;
  • энцефалита;
  • черепно-мозговой травмы;
  • истощения ЦНС;
  • операций под общим наркозом.

[1]

Дополнительные факторы, усиливающие проявления алалии:

  1. наследственная расположенность;
  2. рахит;
  3. пневмония;
  4. нарушение работы эндокринной системы;
  5. частые ОРВИ;
  6. неблагоприятный климат в семье, недостаток общения.

Органическое поражение мозга приводит к медленному созреванию нервных клеток, функциональному истощению ЦНС, проявлению синдрома минимальной мозговой дисфункции.

Диагностика

Обследование при алалии проводят врачи:

  • отоларинголог;
  • невролог;
  • психолог;
  • логопед-дефектолог.

Исследуют характер и степень поражения мозга методами:

  1. электроэнцефалограммы – получают графическое изображение электрической деятельности мозга;
  2. магнито-резонансной томографии – сканирования мозгового вещества магнитными полями и радиоволнами;
  3. рентгенографии – определения патологий костей черепа и сосудов с помощью рентгеновских лучей;
  4. эхоэнцефалографии – диагностикой объемных образований черепной коробки ультразвуковыми волнами.

Тугоухость исключают с помощью:

  • отоскопии – исследования слухового канала и барабанной перепонки специальным инструментом с источником света и камерой;
  • аудиометрии – получение аудиограммы для определения нарушений остроты слуха.

Детям-алаликам проводят нейропсихологическое обследование, при котором определяют восприятие пациентом речи на слух. Используют тесты с картинками и звуковыми последовательностями. Нужно найти названный предмет, повторить слово или звуки.

  1. степень развития устной речи;
  2. звуковую составляющую.

Моторную алалию у ребенка старше 3 лет дифференцируют от других заболеваний:

Лечение заболевания

Алалия оказывает негативный эффект на воспитание, получение образования и социализацию ребенка. Лечение направлено на терапию комплекса языковых и неязыковых расстройств, препятствующих развитию познавательной деятельности, интеллекта.

  1. прием медикаментов – ноотропных препаратов для улучшения работы мозга, витаминов;
  2. методы физиотерапии – транскраниальной электростимуляции, водолечения, лазерной и магнитной терапии, электрофореза, ДМВ-терапии, иглорефлексотерапии, электропунктуры, остеопатии;
  3. логопедическую работу с детьми с моторной алалией.
Читайте так же:  Болезнь паркинсона симптомы и признаки у пожилых

Упражнения направлены на развитие речевых навыков:

  • правильное произношение звуков;
  • поощрение языковой деятельности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • обучение построению фраз;
  • практика связной последовательной речи.
  1. логоритмические занятия – чередования слов, музыки и движений;
  2. логопедический массаж – стимулирует различные мышцы, участвующие в артикуляции и произнесении звуков.

Важно. Применение нескольких методик дает максимальный эффект в лечении моторной алалии. Процедуры проходят курсами, а логопедические занятия – регулярно.

Обучение чтению и письму помогает усвоить и закрепить навыки речи, тренирует память.

Моторная алалия – прогноз на выздоровление

Раннее начало лечения, комплексный подход и систематическая работа родителей – залог победы над заболеванием. С раннего возраста нужно стимулировать ребенка к общению. Особенно важен зрительный контакт, при котором видна работа артикуляционного аппарата собеседника.

Моторная форма алалии лучше поддается лечению, чем сенсорная и смешанная. Поражение мозга здесь значительно легче корректируются соответствующей терапией.

Психологический настрой на выздоровление, систематические логопедические занятия, укрепление общего здоровья помогут ребенку справиться с заболеванием, получить образование и найти свое место в жизни.

Алалия у детей: симптомы

Новорожденные младенцы разговаривать не умеют, и лишь спустя какое-то время они начинают гулить, потом произносить слоги, каверкать слова. Словом, пока их речь станет более-менее похожей на нашу, пройдет немало времени. Но иногда зрослея, ребенок продолжает либо молчать совсем, либо разговаривать невнятно, что понять его не представляется возможным. Такое состояние называется алалией.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга. Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого. Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Виды алалии

Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

Сенсорная алалия: причины

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают:

  • нарушенное восприятие слышимой речи;
  • отсутствие ее смыслового восприятия.

Слух ребенка при этом обычно не нарушен. Зачастую наблюдается острая реакция больных детей на различные звуки (гиперакузия).

Сенсорная алалия: симптомы

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Видео (кликните для воспроизведения).

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.

Моторная алалия: причины

Повреждение лобно-теменного центра Брока приводит к развитию моторной разновидности болезни. Он обеспечивает речедвигательную функцию, ответственную за формирование навыков озвучивания речи. Моторная алалия характеризуется тем, что ребенок может воспринимать чужую речь, понимает ее. Затруднения возникают при самостоятельном воспроизведении речи.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Читайте так же:  Может ли нервный срыв

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Вместо заключения

Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом. Родителям следует обратить внимание на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

Алалия у детей

Алалия – совокупность речевых расстройств с отсутствием нарушения слуха и отставания в интеллектуальном развитии. Ребенок в данном случае не может произнести слово внятно или попросту молчит.

Что такое алалия?

Алалия диагностируется после 3 лет, так как до этого возраста ее невозможно определить. К этому процессу также присоединяется умственное отставание, обусловленное речевой недостаточностью. Без помощи грамотного логопеда в большинстве случаев не обойтись. Последствия данного заболевания проявляются в виде неправильного произношения букв и сглатывания звуков. От обычного отставания речевого развития алалия отличается невозможностью избавиться от задержки самостоятельно.

Виды алалии

Существует два вида алалии: сенсорная и моторная. В первом случае наблюдается нарушение развития речи, при котором ребенок не воспринимает звуки. В этом состоянии ребенок все слышит, но слов не воспринимает — звуки будто выпадают из произнесенного. Как правило, такие дети не разговаривают вообще. При этом выделяют несколько степеней тяжести:

  1. Ребенок не воспринимает речь, не понимает обращений и откликов. Как правило, такие дети очень замкнуты и производят впечатление глухонемых.
  2. Ребенок частично слышит звуки, но не обращает на них внимания.
  3. Ребенок различает некоторые звуки, откликается на обращение, произносит короткие слова, но неразборчиво.

Моторная алалия отличается от сенсорной тем, что ребенок понимает сказанное ему, но не может произнести слова из-за отсутствия контроля речевых органов (языка, губ, челюстей). Это состояние также имеет несколько степеней тяжести:

  1. Ребенок разговаривает с трудом, звуки кажутся нечленораздельными, он не может открыть и закрыть рот по команде, однако кушать самостоятельно он вполне может.
  2. Ребенок совершает простые движения ртом, может произносить короткие слова, но повторить их не всегда способен, так как не запоминает речевые движения.

Сенсомоторная алалия сочетает в себе признаки сенсорного и моторного нарушения.

[2]

Для того чтобы распознать, есть ли алалия у ребенка, достаточно попросить его выполнить какую-либо команду или принести какую-то вещь.

Неплохо справляется в распознании болезни и тест на повтор мимики — сидя перед зеркалом, нужно попросить ребенка повторять гримасы за родителем, то есть посмеяться или представить, что ребенок кушает. Желательно проводить тест в игровой форме.

Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину овна

Причины алалии у детей

Этиологических явлений, при которых может возникнуть алалия, множество. Например, причиной органического повреждения головного мозга плода во время беременности может стать:

  • гипоксия плода;
  • TORCH-инфекция плода;
  • сильный токсикоз;
  • попытки самопроизвольного прерывания беременности;
  • травма плода при падении матери;
  • заболевания матери, такие как гипертония или гипотония;
  • послеродовые осложнения в виде внутричерепной травмы;
  • недоношенность;
  • скоротечные преждевременные роды.

Факторы, провоцирующие алалию в первые годы жизни ребенка:

  1. Часто возникающие вирусные и бактериальные инфекции.
  2. Наследственная предрасположенность.
  3. Применение общего наркоза при операциях.
  4. Неблагоприятные условия для социального развития.
  5. Болезни, приводящие к истощению центральной нервной системы.

Симптомы алалии у детей

Диагностировать алалию самостоятельно очень тяжело. Как правило, родители довольно поздно начинают акцентировать внимание на неправильности произношения звуков их чад. Например, к первому классу ребенок должен уметь правильно проговаривать слова и собирать из в предложение. Дети, больные алалией, к этому времени имеют скудный запас слов, очень замкнуты и немного отстают в развитии.

При сенсорной алалии дети могут довольно неплохо выговаривать слова, но смысл их они не понимают, они попросту повторяют услышанное.

Собственная речь, то есть когда ребенок хочет что-то сказать, представляет собой набор нечленораздельных звуков либо слоги слов, зачастую перемешанных. Такой тип опасен тем, что ребенок значительно отстает в развитии от сверстников, а это приводит к неполноценной социализации. Таким детям трудно усидеть на одном месте или сконцентрироваться на каком-либо занятии.

Дети с моторной алалией наоборот, малоподвижны и апатичны. Нарушение моторики проявляется не только при попытке произношения слов, но и в быту, то есть ребенок не может завязать шнурки или удержать ложку. Словарный запас состоит в основном из существительных в именительном падеже, а предложения строятся из нескольких слов. В тяжелой форме речь может отсутствовать вообще.

Коррекция и лечение алалии

Лечение алалии включает в себя применение нескольких методик:

  1. Медикаментозная терапия представляет собой прием ноотропных и психостимулирующих препаратов. Лекарства назначает врач-логопед, невролог и дефектолог.
  2. Работа с логопедом улучшает состояние речевого аппарата, а также способствует правильной постановке речи и увеличению словарного запаса.
  3. Массаж челюстно-лицевого аппарата способствует улучшению функциональности мышц и улучшает приток крови к головному мозгу.
  4. Физиотерапия, проводимая с помощью электрических импульсов, стимулирует пораженные участки головного мозга.

Как заниматься дома самостоятельно

Дома, как правило, проводятся упражнения с ребенком. Артикуляционная гимнастика развивает мышцы челюстно-лицевого аппарата. Используют и упражнения в виде копирования мимики родителей перед зеркалом. Хорошо проводить упражнение в виде понижения и повышения голоса при произношении гласных звуков, что развивает голосовые связки.

Профилактика

Профилактика включает следующие мероприятия:

  1. Во время беременности нельзя пропускать осмотры и анализы, следует принимать витаминные комплексы.
  2. Отводить ребенку больше времени для общения со сверстниками.
  3. Постараться оградить малыша от инфекционных заболеваний.
  4. Уделять больше времени для совместных игр, читать ребенку вслух и обучать правильному произношению с малых лет.

[3]

Для того чтобы не допустить развития алалии, важно с малых лет следить за развитием речи и внимания у ребенка, так как на ранних стадиях заболевания преодолеть речевой барьер гораздо легче. В случае подозрения на то, что у малыша есть признаки алалии, такие как игнорирование обращений к нему, сложности с моторикой, а также речевые нарушения следует незамедлительно обратиться к логопеду и неврологу.

Алалия у детей: симптомы и виды

Алалия — полное отсутствие либо несформированность речи, обусловленное нарушением области головного мозга, отвечающей за функцию речи

Нарушение в работе речевой зоны может произойти как внутри утробы матери, так и в течение первых трех лет жизни. Недоразвитость речи при алалии обладает системным характером, что приводит к нарушению фонетико-фонематического и лексико-грамматического речевого элемента.

При данной патологии замечено более позднее возникновение речевой реакции, а также бедный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение частей слогов, произношение и фонематические процессы.

Для детей с алалией существует необходимость провести обследования в области неврологии и логопедии. На протяжении психолого-медико-педагогического влияния требуется медикаментозное лечение, вырабатывание правильного психического функционирования лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Рассматриваемая патология может быть диагностирована у 1% детей дошкольного возраста и у 0,2-0,6% школьников.
Частота проявления среди мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек. Данное расстройство — клинический диагноз, который соответствует общему недоразвитию речи (ОНР) в логопедии.

Причины для проявления болезни весьма многообразны и оказывают воздействие на ранних этапах онтогенеза.

  1. Антенатальный период может проходить с поражением области в головном мозге, отвечающей за речевую функцию по причине гипоксии плода, инфицирования внутри утробы, угрозы случайного прерывания беременности, травмирования плода во время падения, токсикоза, хронической соматической болезни.
  2. Тяжелое протекание беременности приводит к осложнению родовых процессов и перинатальным патологиям. Недуг иногда является следствием расстройства дыхательных функций новорожденного, недоношенности, родовых внутричерепных травм, полученных в процессе длительных либо скоротечных родов и в результате использования акушерских инструментов.
  3. К факторам развития, которые могут влиять на протяжении первых лет жизни детей, стоит отнести энцефалит, ЧМТ, менингит, соматические болезни, которые приводят к истощению центральной нервной системы. Многими исследователями упоминается наследственная либо семейная предрасположенность.

Анамнез содержит комплекс факторов, которые могут привести к ММД (минимальная мозговая дисфункция). При органических повреждениях в головном мозге возникает снижение скорости созревания нервной клетки, которая в итоге остается на стадии нейробласт.

Читайте так же:  Отношение семье муж и дети

Подобный процесс протекает совместно со снижением возбудимости нейронов, истощением мозговых клеток и инертностью базовых нервных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Актуально рассмотреть следующие ситуации, когда будущая мать входит в группу риска:

  • инфекционная и соматическая болезнь в процессе беременности;
  • женщины с анемией беременности, при которой ребенок получает недостаточно кислорода и прочих важных питательных элементов;
  • инфекции вирусного характера на раннем этапе беременности;
  • женщины, у которых тяжело протекали роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий безводный период;
  • женщины с узким тазом.

Как минимизировать риски?

  1. Важным фактором является запланированная беременность. Даже в тех случаях, когда здоровье считается идеальным, требуется подготовка к беременности (поддержание в норме гемоглобина и артериального давление, а также санирование инфекции). В процессе беременности необходимо избегать людей, болеющих инфекционным заболеванием, питание должно быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью должно продлиться как можно дольше.
  3. Существенным фактором является защита ребенка от инфекций.
  4. Не стоит пропускать приемы педиатра и узких специалистов. Необходимо соблюдать советы врачей, поскольку своевременное лечение способно существенно снизить пагубное влияние заболевания.

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

На данный момент логопедия использует классификацию по В.А. Ковшикову, в соответствии с которой выделяется:

  • моторная форма или экспрессивная;
  • сенсорная алалия или импрессивная;
  • комбинированная (сенсомоторная) с преобладанием одного из предыдущих типов.

Моторная форма проявляется по причине ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В подобном варианте не может развиться своя речь, но воспринимается речь других людей.

  1. Если повреждения коснулись посцентральных извилин, развивается афферентная моторная алалия, прогрессирование которой сопровождает кинестетическая артикуляторная апраксия.
  2. Если поражение затронуло премоторную кору, то развивается эфферентная моторная алалия. Ее протекание проходит на фоне кинетической артикуляторной апраксии.

Сенсорная форма патологии может возникнуть в случаях, когда повреждается корковый отдел речеслухового анализа. Нарушения касаются высшего коркового анализа вместе с синтезом речевых звуков. В подобном случае физический слух сохраняется, но понимание становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия обладает типичным неречевым и речевым проявлением.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия преимущественно проявляется нарушением понимания и осознания смысла фраз.

  1. Ребенок сохраняет физический слух, поэтому он может страдать высокой восприимчивостью к разного рода звукам.
  2. Среди детей, у которых проявилась сенсорная алалия, завышена активность речи на фоне нарушения слухового восприятия. В то же время речь бессвязна и представляет собой наборы звуков со словесными обрывками.
  3. В разговоре может присутствовать навязчивые повторы либо проскальзывание неожиданных звуков, а также соединение частей различных слов. Общение происходит при помощи мимики и жестикуляции.
  4. Сложные формы протекают с полным отсутствием речевого понимания, в ином случае обладает ситуативным характером. В других случаях ребенок понимает фразы в некоторых контекстах, но после смены формы слова либо построения фразы восприятие может исчезнуть.
  5. Недостаточный фонематический слух, приводящий к невозможности различать паронимы.
  6. Существенные проблемы при речевом развитии негативно сказываются на личностных и поведенческих характеристиках, развитие интеллекта задерживается.
  7. Дети с трудом включают и удерживают внимание, рассеяны и быстро утомляются.
  8. Возможно проявление импульсивности, беспорядочности в действиях или же инертность совместно с замкнутостью.

Сенсорная разновидность в чистой форме является очень редким явлением. Чаще всего проявляется сенсомоторная.

Диагностика

Детям с алалией требуется консультирование в детской неврологии, оториноларингологии, логопедии и психологии.

  1. Обследование у невролога понадобится, чтобы выявить и оценить повреждения головного мозга.
  2. Чтобы исключить тугоухость требуется провести исследования слуховых функций.
  3. Для изучения состояния слухоречевой памяти требуется провести нейропсихологическую диагностику.
  4. Логопед поможет выяснить перинатальный анамнез, а также характер развития патологии. Важно уделить особое внимание срокам развития психомоторики и речевой функции.
  5. Требуется также анализировать устную речь, проводя диагностику в соответствие со схемой ОНР.
  6. Дифференциальное обследование проводят с ЗРР, тугоухостью, дизартрией, олигофренией и аутизмом.

Коррекционное воздействие

Независимо от вида болезни, проводится комплексная коррекция. Ребенку с алалией предоставляется помощь в специальных учреждениях.

Должна проходить работа с речевыми функциями на фоне медикаментозного лечения, которое направлено на ускорение созревания структуры головного мозга. Важную роль играет развитие общей моторики рук, а также психической функции, например, мышления, памяти, внимания.

Поскольку нарушение обладает системным характером, коррекцию расстройства ведут по всем речевым фронтам. Если у ребенка моторная форма болезни, необходимо стимулировать активность речевой функции, вести работу по наполнению не только активного, но и пассивного словаря. Требуется также развивать связную речь вместе с произношением. В логопедические занятия должна входить логоритмика и логопедический массаж.

При сенсорной форме патологии ставят цель по овладению звуками различного характера, а также словесной дифференциацией. В процессе пополнения словаря и формирования фонематического восприятия станет возможно развитие речевой функции.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также рекомендуется относительно ранее обучение ребенка-алалика грамоте. Подобный навык позволит укрепить изученный материал, а также вести контроль устной речи.

Семинар на тему: «Начальные этапы работы с неговорящими» (запуск речи) по методике Новиковой-Иванцовой ТН.

Источники


  1. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. — М.: Ось-89, 2018. — 176 c.

  2. Мантегацца, Паоло Физиология наслаждений / Паоло Мантегацца. — М.: Профит Стайл, 2012. — 480 c.

  3. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
  4. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.
  5. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. — Москва: Наука, 2015. — 424 c.
Алалия у детей симптомы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here