Аспергера синдром признаки у взрослых

Самое важное по теме: "аспергера синдром признаки у взрослых" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Комплексное расстройство развития сознания – как проявляется синдром Аспергера

Существует много различных симптомов синдрома Аспергера, но, основным является четко прослеживаемая трудность в установлении социальных контактах. Дети, страдающие синдромом Аспергера, могут иметь мягкие, умеренные или выраженные симптомы болезни.

Иногда появляется очень мало симптомов, но у других людей с синдромом Аспергера могут возникнуть многочисленные симптомы. Ввиду многообразия симптомов и различной формой заболевания, у каждого ребенка синдром Аспергера проявляется по-своему.

Симптомы синдрома Аспергера у детей

Родители замечают первые симптомы синдрома Аспергера у своих детей, как правило, в период дошкольного возраста, когда дети начинают взаимодействовать с другими детьми. Дети дошкольного возраста с синдромом Аспергера имеют проблемы в общении с другими людьми. Многие дети не понимают языка тела окружающих их людей, не умеют начать разговор или поддержать его.

Аутизм это заболевание.

Дети с синдромом Аспергера не переносят изменений в установленном порядке дня. Посторонним людям может показаться, что им не хватает сочувствия. Кроме того, дети, страдающие этим синдромом, как правило, не в состоянии различать тончайшие изменения в тембре голоса, не понимают шуток и принимают язвительные комментарии слишком серьезно.

Для детей с синдромом Аспергера типичным является формальный стиль речи, избегание зрительного контакта или взгляда на других. Их интересует только одна или несколько тем, которые они глубоко изучают. Большой популярностью среди детей с синдромом Аспергера пользуется рисование подробных изображений, изучение астрономии или животных, названий звезд или динозавров. Дети с удовольствием говорят о своих интересах, причем, как правило, это скорее монолог, чем диалог. Часто эти дети говорят вслух свои мысли.

Некоторые дети с синдромом Аспергера медленнее учатся пользоваться ножом или ложкой, езде верхом, на велосипеде или ловле мяча. Они могут иметь довольно необычную походку и, как правило, не слишком эстетичный почерк. Еще один симптом синдрома Аспергера – повышенная чувствительность к стимулам, например, шуму, сильному свету, вкусовым и осязательным ощущениям.

Стоит понимать, что наличие одного или двух выше перечисленных симптомов не означает обязательного наличиня синдрома Аспергера. Такой диагноз ставится в том случае, когда, кроме этих симптомов, у ребенка есть явные проблемы с социализацией. Более того, несмотря на то, что синдром Аспергера немного напоминает аутизм, есть много существенных различий между ними.

Дети, страдающие синдромом Аспергера, обычно не в состоянии нормально общаться и развиваться социально, но, как правило, показывают большую готовность к налаживанию контактов с окружающей средой.

Синдром Аспергера у подростков

Большинство симптомов синдрома Аспергера сохраняется и в подростковом возрасте. Несмотря на то, что подростки, страдающие от этого синдрома, могут начать учиться недостающим социальным навыкам, поддержание контактов для них все еще может быть проблемой.

Многие подростки с трудом понимают поведения других людей. Подростки с синдромом Аспергера, как правило, способны налаживать дружбу, но могут чувствовать неуверенность и отсутствие уверенности в себе при общении со сверстниками.

Подростки с синдромом Аспергера могут быть недостаточно зрелы для своего возраста, наивны и слишком доверчивы, что может вызывать нелицеприятные комментарии со стороны сверстников и даже издевательства. В результате подростки могут еще больше изолироваться. Иногда они переживают депрессии и тревожные расстройства.

Следует, однако, помнить, что некоторые подростки с синдромом Аспергера в состоянии установить дружеские отношения и поддерживать их в течение периода обучения в школе. Часть детей с синдромом Аспергера проявляет нетрадиционное мышление, креативность и способность к изучению оригинальных тем, стремление к соблюдению принципов и искренность, что может пригодиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

Симптомы синдрома Аспергера у взрослых

Синдром Аспергера не проходит с возрастом, но его симптомы, как правило, стабилизируются. Взрослые, обычно, в состоянии лучше понять свои слабости и сильные стороны, они также способны научиться существовать в обществе.

Многие люди с синдромом Аспергера вступают в брак и имеют детей. Некоторые характерные черты людей с синдромом Аспергера, например, внимание к деталям и конкретные интересы, повышают шансы на успешную карьеру и профессиональный успех.

Среди известных всему миру людей, которые имели симптомы синдрома Аспергера можно выделить: Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Вольфганга Амадея Моцарта, Марию Кюри-Склодовская и д.р.

Многие взрослые с синдромом Аспергера увлекаются технологиями, поэтому популярным направлением среди них является инженерия. Возможности приобретения профессионального образования не ограничиваются, однако, наукой.

Синдром Аспергера

Одним из наиболее неизученных отклонений в деятельности человеческой психики на сегодняшний день является Аспергера синдром. Здесь мы рассмотрим определение синдрома Аспергера, его вероятные причины, симптомы, диагностику и лечение.

Это расстройство известно с 1944 года. Именно тогда впервые обнаружил его признаки у своих маленьких пациентов психиатр и педиатр Ганс Аспергер. Ну а назвали синдром его именем только в 1981 году, по инициативе английского психиатра Лорны Уинг.

Средний уровень заболеваемости данным расстройством — 26 человек на 100.000. Причем, у девочек нарушение встречается в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Синдром Аспергера — что это такое

Синдром Аспергера — это неврологическое расстройство, которое влияет на то, каким образом головной мозг человека обрабатывает информацию. Это врожденное нарушение развития, которое характеризуется определенными сложностями в социальном взаимодействии.

Что такое синдром Аспергера, если описать его простыми словами? Людям с этим нарушениям очень сложно создавать и поддерживать дружеские отношения с окружающими. Их речь стереотипизирована, моторика заторможена, координация движений нарушена.

В последние годы все большую популярность среди ученых приобретает версия, по которой наличие синдрома Аспергера у человека не должно считаться заболеванием. А рассматривается это состояние, как особый тип восприятия окружающей реальности. Сами страдающие от этого расстройства называют себя “Аспи”.

Отличие от высокофункционального аутизма

Несмотря на то, что у высокофункционального аутизма и синдрома Аспергера имеется немало схожих симптомов, это все-таки не одно и тоже. Хотя некоторые ученые не видят принципиальных различий между синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

На самом деле данный синдром имеет больше вопросов, чем ответов. Поэтому, на сегодняшний день главный вопрос — его отличие от высокофункционального аутизма — остается открытым. С уверенностью можно сказать, что Аспи от аутистов отличаются тем, что у них сохранены когнитивные и вербальные способности, также полностью сохранен интеллект.

Классификация

Заболевание синдромом Аспергера является частью общей группы, которая включает в себя ещё четыре дисфункции. Это: синдром Ретта, атипичный аутизм, синдром Каннера, детское дезинтегративное расстройство.

Эта группа объединяет дисфункции, подразумевающие социальную дезадаптацию. Медицина определяет состояние синдрома Аспергера, как наиболее схожее с аутизмом по симптоматике.

Читайте так же:  Порча на безумие

Диагностика расстройства

Детей с синдромом Аспергера можно распознать по его первым признакам. Заметить их могут учителя, воспитатели, родители, наблюдающие за ребенком детские врачи. Но окончательно диагностировать расстройство – прерогатива детского психиатра.

Помимо вышеперечисленного, в диагностике активно применяются нейропсихологические тесты и методы анкетирования. Методика диагностики создана под контролем ВОЗ. В некоторых случаях могут понадобиться такие диагностические процедуры, как МРТ головного мозга и ЭЭГ. Это делается для того, чтобы исключить возможные органические повреждения головного мозга.

Симптомы и признаки

Только по внешнему виду определить у человека наличие синдрома Аспергера невозможно. В этом плане такие люди ничем не отличаются от других. Какие же симптомы дают основания для подозрения на данное расстройство? Это физическая неловкость, сенсорная чувствительность к резким запахам, шуму, яркому свету, некоторым видам пищи. Если Аспи находится в ситуации, которая вызывают у него тревогу, для самоуспокоения он может повторять какое-либо однотипное движение. Это может быть раскачивание корпуса взад-вперед, ходьба кругами либо туда-сюда.

Аспи обычно проявляют одержимость в какой-то одной, очень узкой области интересов. В большинстве случаев в этой сфере они становятся настоящими профессионалами и добиваются выдающихся успехов.

Классическая триада симптомов

Синдром Аспергера характеризуется классической триадой симптомов. Это расстройство социальной коммуникации, расстройство социального взаимодействия и расстройство социального воображения.

Расстройство социальной коммуникации

Аспи не могут различать эмоции других людей. Обычные люди без труда понимают, что означает тот или иной жест либо интонация голоса. Также обычный человек верно распознает выражение лица собеседника. Таким образом, нормальные люди (то есть люди без отклонений) правильно реагирует на невербальное поведение окружающих.

У Аспи это все вызывает серьезные затруднения. В результате возникают проблемы в общении, что приводит к страху, тревоге и растерянности. Помимо этого, Аспи не понимают значение метафор и обладают своеобразным чувство юмора, не всегда понятным для обычных людей. Аспи очень сложно быть инициатором разговора, еще сложнее его закончить, так как по выражению лица собеседника они не могут понять, что интерес к беседе у того отсутствует.

Расстройство социального взаимодействия

Аспи не испытывают потребности в общении с другими людьми. Они замкнуты и безразличны. Поэтому создать и поддерживать приятельские отношения с кем-либо для них очень сложно. Из-за этого Аспи часто отторгаются социумом, особенно в детском возрасте.

Аспи не могут понять, какие темы для разговора уместны, а такие крайне нежелательны. Из-за этого их поведение часто выглядит со стороны недопустимым и некорректным. В свою очередь, поведение обычных людей кажется для Аспи непредсказуемым, вызывает недоумение и тревогу.

Расстройство социального воображения

Несмотря на то, что Аспи обладают большим творческим потенциалом, социальное воображение у них не развито абсолютно. Они неспособны действовать в ситуациях, когда нужно изображать кого-то, кем они не являются либо притворяться. Поэтому в детстве они избегают игр со сверстниками.

Аспи понимают только законы логики, поэтому выбирают себе соответствующие занятия. Они могут очень хорошо себя проявить в области точных наук, компьютерных дисциплинах. Хотя, отсутствие социального воображения не помешало некоторым Аспи стать хорошими художниками и писателями. Достаточно вспомнить Ван Гога и Льюиса Кэрролла.

Признаки синдрома Аспергера у детей

Первые признаки дисфункции проявляются довольно рано, уже со 2-3 года жизни ребенка. Синдром Аспергера у детей сопровождается следующими симптомами:

  • Ребенок очень привязан к своим родителям и расставание с ними дается ему крайне тяжело;
  • В детском саду такой ребенок держится особняком, не идет на контакт со сверстниками;
  • Любой незнакомый человек вызывает у Аспи-ребенка тревогу;
  • Такие дети часто болеют, поскольку более уязвимы к инфекциям. Это еще сильнее затрудняет их общение со сверстниками;
  • Нарушения в эмоциональном плане. Отсутствуют такие эмоции, как сочувствие, сопереживание, радость и жалость;
  • По мере взросления дети становятся упрямыми и нетерпимыми к другой точки зрения. Из-за этого они не принимаются коллективом;
  • Дети Аспи испытывают затруднения в таких видах деятельности, которые требуют развития мелкой моторики. Им сложно лепить, вырезать, рисовать, писать;
  • Ребенок привыкает к определенному порядку в какой либо сфере жизни. Нарушение этого порядка вызывает у него бурную реакцию вплоть до истерики.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

По сравнению с детьми, признаки данного расстройства у взрослых имеют некоторые отличия. Синдром Аспергера у взрослых в основном проявляется в сфере социальной адаптации.

  • Интеллектуальные способности Аспи позволяют им успешно учиться в вузах и достигать высот в различных профессиях;
  • Взрослые Аспи не в состоянии отличить правду ото лжи. Это и трудности в общении лишают их возможности работать на руководящих должностях. Но они к этому и не стремятся;
  • Наибольший комфорт у людей с данной дисфункцией вызывает простой однообразный труд. Связано это с тем, что Аспи не переносят перемен и отличаются повышенной педантичностью;
  • Аспи очень сложно завести друзей, хотя многие из них этого бы хотели. Аспи совершенно не интересны увлечения окружающих людей, поэтому установление контакта дается им с большим трудом;
  • Несмотря на то, что адаптированные Аспи способны к семейной жизни и рождению детей, в большинстве случаев до конца жизни они остаются одинокими;
  • Если взрослый Аспи попадает в компанию, то не стоит ждать от него поддержания светского разговора. Такие люди говорят то, что думают, вне зависимости от того, насколько это уместно. Они сосредоточены только на своих переживаниях и могут развернуться и уйти в любом месте разговора.

Возможные причины и происхождение

Причины возникновения синдрома Аспергера на сегодняшний день продолжают находиться в стадии изучения. Пока не выявлен ни патогенез заболевания, ни его морфология.

[3]

Одна из гипотез заключается в том, что причиной становится повреждение головного мозга плода, вызванное аутоиммунной реакцией организма матери. Кроме нее, изучаются и другие возможные факторы риска. В их число входит воздействие токсинов в первые месяцы беременности, генетическая предрасположенность, постнатальные и внутриутробные вирусные инфекции.

Лечение синдрома Аспергера

На сегодняшний момент какого-то специального лечения людей с синдромом Аспергера не предусмотрено. Поэтому все сводится к коррекции и устранению симптомов, мешающих полноценной жизни. Лечение носит индивидуальный характер.

Немедикаментозное лечение

Прежде всего Аспи нужно обучить тем социальным навыкам, которые он не смог приобрести самостоятельно. Для улучшения моторики и нормализации походки назначается лечебная физкультура. Проводится когнитивно-поведенческая психотерапия.

Дети с синдромом Аспергера нуждаются в создании правильного сопровождения со стороны педагогов и психологов. Они могут посещать общеобразовательные учебные учреждения, в рамках которых им должны быть созданы особые условия. Это правильная мотивация, стабильная среда, занятия с тьютором.

Лекарственное лечение

Достоверные причины заболевания, его морфология — пока еще неизвестны. Поэтому, специфического лекарственного средства для лечения синдрома Аспергера не существует. Задача назначаемых медикаментов — снятие симптомов (вспыльчивости, раздражительности и тревожности). Медикаментозные средства могут относиться к различным фармакологическим группам:

[2]

  • Антипсихотические средства. Снимают проявление раздражительности. Пример – Рисперидон;
  • Антидепрессанты. Купируют состояние депрессии, помогают избавиться от мыслей о суициде. Пример – Золофт, Флуоксетин;
  • Нейролептики;
  • Психостимуляторы.
Читайте так же:  Отношения в нормальной семье

Следует соблюдать чрезвычайную осторожным при назначении лекарств. Синдром недостаточно изучен и невозможно предусмотреть появление побочных эффектов.

Жизнь с синдромом Аспергера

Никакой прямой угрозы здоровью или жизни пациента это расстройство не представляет. Пройдя в детском возрасте социальную адаптацию, Аспи способны жить нормальной жизнью, иметь работу и семью. Члены семьи Аспи должны хорошо понимать особенности его состояния и не покушаться на тот распорядок жизни, к которому он привык.

При отсутствии нужной коррекции для Аспи имеются определенные риски. Тревожные и депрессивные состояния могут развиться до степени, когда они потребуют серьезного медикаментозного лечения. Наиболее запущенные случаи могут привести к самоубийству.

Большую роль играет то, смог ли человек найти себе занятие по душе. Приблизительно 5% людей с синдромом Аспергера полностью избавляются от проблем, связанных с трудностями социальной адаптации. В этом случае выявить наличие расстройства могут только нейропсихологические тесты.

Синдром Аспергера: симптомы и признаки заболевания, диагностика и лечение недуга

Синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра, которое возникает у детей. Это заболевание имеет продолжение и во взрослой жизни. Такие больные отличаются замкнутостью в отношении сверстников, не терпят тактильного и зрительного контакта. С возрастом признаки заболевания отличаются меньшей выраженностью, чем в детстве.

Эффективного метода полного излечения от данного недуга не существует. Но с целью сглаживания симптомов рекомендуется осуществлять медикаментозную и социальную терапию.

Синдром Аспергера — болезнь, которая относится к расстройствам аутистического спектра. В отличие от аутизма, этот недуг характеризуется присутствием речевых и когнитивных (умственных функций) нарушений. Если говорить простыми словами, то дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы в общении, установлении и поддержании контактов с окружающими людьми и родственниками. Они склонны к однотипному поведению, имеют заторможенную моторику, стереотипную речь, узконаправленные, но глубокие интересы.

Точной причины развития и возникновения данной патологии не установлено. Вероятными факторами этого недуга являются отягощенная наследственность, мужской пол, инфекционные заболевания, перенесенные в период беременности, интоксикация плода во время первого триместра. Некоторые ученые причиной заболевания называют также прививки, вакцины и комплексные вакцины, которые разрушают иммунную систему организма малыша.

Кроме этого, к причинам развития заболевания относят вещества, которые находятся в пище, употребляемой ребенком. Они влияют на функции головного мозга. На возникновение недуга оказывают влияние и гормональные нарушения в организме.

Симптомы синдрома Аспергера

При синдроме Аспергера происходит изменение ядра личности. Интересы и хобби ребенка не такие разнообразные, как у здорового, характеризуются узкой направленностью. Признаком заболевания является также то, что происходят изменения речевой функции и поведения.

Интеллект таких пациентов не страдает. Ребенок с данным недугом имеет средний уровень развития, в некоторых случаях выше среднего. Словарный запас соответствует возрасту. Телесных патологий не наблюдается.

Определить наличие синдрома можно в младенческом возрасте. Первые симптомы этого недуга начинают проявляться у ребенка с 2-3 лет. Степень их выраженности различная: от легкой до тяжелой.

У таких детей отмечается полярность настроения, то есть резкие его перепады. Они очень чувствительны к звуковым воздействиям. В питании крайне избирательны. Родители часто жалуются на высокую активность и подвижность. Отмечаются нарушения сна и трудности с засыпанием.

Такие дети тяжело переживают расставание с родителями, даже на небольшое время. Адаптация к новому окружению (социальная адаптация) у них происходит медленнее, чем у здоровых сверстников. Ребенок замкнут, не стремится к общению и взаимодействию со своим окружением, не завязывает дружеских отношений со сверстниками. В качестве собеседника пациенты, страдающие синдромом Аспергера, выбирают взрослых или детей, которые старше по возрасту. Совместные игры и взаимодействие со сверстниками в большинстве случаев заканчивается конфликтом. Они стремятся везде и во всем устанавливать свои правила, потому что не могут действовать по чужим установкам. Следствием этого является изоляция человека от коллектива.

У пациентов отмечается уязвимость к различным заболеваниям и инфекциям. Это связано с трудностями адаптации в детском саду. В результате частых и длительных болезней происходит еще большее ограничение ребенка от коллектива.

Ближе к школьному возрасту степень выраженности симптомов этого недуга усиливается. У детей отмечается отсутствие способности к сопереживанию. Они нечувствительны к проблемам других людей. Свое эмоциональное состояние им выражать сложно. Речь, жестикуляция и мимика развиты слабо. Именно поэтому таких детей считают бесчувственными. Их поведение нельзя предугадать. Некоторые больные не переносят прикосновений. Во время общения они избегают зрительного контакта.

Такие дети правдивы. Слова и выражения у них часто носят оскорбительный характер, но это происходит неосознанно. Они просто не могут очертить границы дозволенного. Больные смущаются, если им делают замечания и порицания.

Пациенты с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать о предмете, который их интересует, но они не отслеживают реакцию собеседника при общении. В большинстве случаев они могут начать разговор первыми и поддержать разговор, который выходит за рамки их интересов и любимых дел.

У детей наблюдаются навязчивые страхи и фобии (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от таковых у здоровых детей. В опасных и экстренных ситуациях у них отсутствует инстинкт самосохранения.

Первые симптомы синдрома Аспергера – диагностика и методы лечения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Как проявляется синдром Аспергера у детей и на основании чего специалисты выполняют диагноз? Какие лекарственные, психологические и когнитивные терапии помогают справиться с проблемой? Мы постараемся предоставить полезную информацию на эту тему.

Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера относится к категории нарушений развития, идёт «рука об руку» вместе с известным аутизмом, синдрома Ретта и синдромом дезинтегративного детства.

Все расстройства влияют на психическое здоровье и на развитие, и включают в себя ряд соответствующих условий, которые влекут слабость социального взаимодействия, ритуалистическое поведение, изменения в использовании языка, а иногда и дефицит интеллекта.

Синдром Аспергера диагностируется у тех, у кого с детства проявляются:

  • Серьезные проблемы в социальных отношениях, например, невозможность создать длительные дружеские отношения. Неспособность, которая проистекает из общей проблемы с интерпретацией эмоций и других знаков языка тела. Поэтому люди, страдающие от синдрома Аспергера, не в состоянии отличить любезную улыбку и заинтересованность со стороны собеседника. Для них важна только формальная сторона.
  • Повторяющееся поведение. Страдающие от синдрома Аспергера часто отличаются повторяющимися жестами, формами речи. Также они характеризуются пристрастием к порядку, а любое изменение в окружающей обстановке может привести их в ужас.
  • Очень подробные и конкретные интересы. Те, кто страдает от синдрома Аспергера, имеют крайне ограниченные и, в основном, направленные в совершенно необычные области. Часто их страсть устремлена в область математических игр или мероприятий, связанных с программированием и компьютерами.
  • Неловкость и неуклюжесть движений в общественных местах. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, как правило, имеют тенденцию к аномальной двигательной активности в присутствии других людей.
Читайте так же:  Управление межличностные конфликты

Синдром Аспергера отличается от классического аутизма, хотя и являюстя «близкими родственниками». Люди с синдромом Аспергера не показывают заметных задержек в развитии языка и решении интеллектуальных задач.

В действительности, часто, страдающие от синдрома Аспергера, имеют интеллект выше нормы. Многие известные люди, такие как Сатоси Ней, Моцарт или Эйнштейн, по все видимости, страдали от синдрома Аспергера.

Симптомы синдрома Аспергера

Симптомы синдрома Аспергера, конечно, значительно варьюруются от человека к человеку, но все они объединены характеристиками, которые перечислены ниже:

  • Появляются в первые годы жизни.
  • Неспособность нормальных социальных отношений.
  • Трудности в общении с другими людьми за пределами вербального языка.
  • Физические симптомы. Как неловкость движений, тики, странные позы, проблем опорно-двигательного аппарата.
  • Особые интересы и способности.

Причины синдрома Аспергера

Причины аутизма, в целом, и синдрома Аспергера, в частности, неизвестны и находятся в центре постоянного обсуждения.

Можно предположить генетические причины, но причины окружающей среды, такие как загрязнение тяжелыми металлами (в частности, ртутью), также имеют большое значение. Однако, следует сказать, что научные подтверждения этому отсутствуют.

Одна из современных гипотез говорит, что мозг ребёнка, перегруженный потоком поступающей информации и изображений, затормаживает развитие некоторых областей, отвечающих за вербальное (аутизм) и невербальное общение (синдром Аспергера).

[1]

Диагностика синдрома Аспергера

Диагностика синдрома Аспергера выполняется путем постоянного наблюдения за поведением ребенка в среде семьи или школы и диалога с учителями и родителями.

Она разделена на два этапа:

Первый этап диагностики основан на оценке поведения ребенка. Существуют стандартные тесты, которые помогают в оценке и позволяют врачу аккумулировать информацию о развитии социальных характеристик и общительности ребёнка.

Некоторые скрининг-тесты полагаются на анкету, которую заполняют родители, другие полагаются на свидетельства родителей и наблюдение за ребёнком. Тесты не дают диагноза, а служат для оценки необходимости дальнейшего обследования.

Второй этап диагностики требует вмешательства команды специалистов, которая включает психолога, невролога, детского психоневролога, логопеда и других специалистов.

Последствия и проблемы с поведением при синдроме Аспергера

Синдром Аспергера очень серьёзно влияет на жизнь пациента:

  • Проблемы в отношениях. Неспособность понять правила, которые регулируют социальные отношения, приводит больных к самоизоляции.
  • Эмоциональные проблемы. Неспособность к социальным отношениям, выражению и интерпретации эмоций сильно ограничивают эмоциональную жизнь.
  • Трудовые проблемы. Люди, страдающие от синдрома Аспергера, испытывают трудности при интеграции в мир труда. Их трудности часто становятся непреодолимым препятствием к интеграции в систему производства.

Лечение и терапия синдрома Аспергера

В настоящее время не существуют проверенных терапевтических протоколов для лечения синдрома Аспергера. Причину этого следует искать в низкой распространенности заболевания и недавнем появлении диагностических руководств (1994 год).

В настоящее время лечение направлено на минимизацию симптомов и сложностей в социальном взаимодействии:

  • Медикаментозное лечение. Вмешивается с серотонинергическую систему (например, флувоксамин или допипрамин), то есть препараты, которые стабилизируют возбудимость нейронов и, следовательно, полезны для борьбы с агрессией, социальной изоляцией, компульсивными расстройствами. аТкже используют антипсихотические препараты, которые уменьшают двигательные проблемы.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Она направлена на обучение отсутствующим социальным навыкам, способности показывать и воспринимать эмоции.
  • Психотерапия, которая стремится изменить навязчивое поведение. В психоаналитическом лечение должна участвовать вся семья и педагоги. И не только не первых годах жизни, но и на всех этапах жизни, особенно в случае хронического расстройства.

Эпидемиология аутизма

Не существует точных данных в этом отношении. Предполагается, однако, что синдром поражает 20-25 лиц на каждые 10000 с преобладанием мужчин. Соотношение мужчин и женщин составляет 5 к 1. Дети с синдромом Аспергера могут расти как обычные и независимые люди, хотя в большинстве случаев будут появляться трудности в социальных отношениях.

Синдром Аспергера и питание

Некоторые считают, что пищевая аллергия или недостаток витаминов и некоторых минералов являются основой причиной расстройства развития, поэтому следуют специальным диетам без глютена и казеина, богатые витамином В6 и магнием, но пока эффективность этих методов лечения у детей, страдающих от расстройства Аспергера и аутизмом, не подтверждена.

Проявления синдрома Аспергера у взрослых людей. Особенности течения заболевания

Синдром Аспергера – врождённое состояние, которое сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Активно высказывается мнение, что это не болезнь, а особенность функционирования мозга. С течением времени проявления синдрома Аспергера изменяются, часть его симптомов сглаживается, другая часть – становится более выраженной. К сожалению, большинство исследований проводится с участием ограниченного количества больных и охватывает небольшой промежуток времени. Долгосрочные программы могли бы помочь понять, какие из программ адаптации детей с синдромом Аспергера более эффективны. Увы, сейчас большую часть информации о течении синдрома Аспергера врачи получают из рассказов самих аспи. Тем не менее, некоторые закономерности выделить удалось.

Большинство исследований подтверждают, что люди с синдромом Аспергера, у которых в детстве были более высокие способности к планированию и последующему выполнению сложных заданий, в последующем легче адаптировались к социальной среде и лучше понимали окружающих. Аналогичная ситуация у детей, с которыми с раннего возраста занимались родители или психологи. Все исследования подтверждают, что у большинства больных с синдромом Аспергера наблюдается значительное улучшение в раннем школьном и подростковом возрасте, которое у многих сменяется регрессом после окончания школы. Общий вывод из большинства таких исследований – то, что синдром Аспергера у взрослых менее выражен, чем в детском и подростковом возрасте.

Проявления синдрома Аспергера несколько меняются с течением времени. Если у детей основными проявлениями были проблемы с обучением и социализацией, то у взрослых эта область симптоматики смягчается и на первый план выходят сопутствующие состояния. Синдром Аспергера у взрослых проявляется индивидуальным восприятием реальности, недостаточным выражением эмоций и их низкой интенсивностью, высокой самодостаточностью, нетерпимостью к неопределённости.

У большинства или всех взрослых с синдромом Аспергера имеются следующие сопутствующие нарушения:

  • Изменения эмоционально-мотивационной сферы;
  • Нарушения двигательной и чувствительной сферы;
  • Актуальными остаются нарушения познавательной сферы в области, отвечающей за социальные навыки;
  • Имеются стереотипии, навязчивости;
  • У всех больных имеются особенности поведения и мышления, свойственные синдрому Аспергера.

Кроме того, синдром Аспергера у взрослых проявляется рядом состояний, встречающихся с меньшей частотой:

  • Тревожно-фобические расстройства, которые свойственны половине больных;
  • Аффективные нарушения, которые включают и депрессивные изменения, и маниакальные, и их сочетания, в сумме встречаясь у двух третей или более больных;
  • Соматоформные и ипохондрические расстройства свойственны трети больных;
  • Обсессивно-компульсивные состояния встречаются также у трети больных;
  • Различные зависимости к взрослому возрасту развиваются у пятой части людей с синдромом Аспергера;
  • Дисморфофобия (убеждения в наличии изменений отдельных частей тела, их уродливости или болезни) развивается почти у половины больных;
  • На деперсонализацию-дереализацию жалуется примерно треть пациентов;
  • Примерно у шестой части больных возникают преходящие психотические расстройства.

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений. В детском саду и первых классах школы аутистические, классические проявления синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов. Параллельно появляются различные аффективные, тревожные и депрессивные расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики. Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях аутизма. По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Читайте так же:  Антидепрессанты лечат депрессию

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

Для рассмотрения симптомов и их динамики у взрослых с синдромом Аспергера удобно разделить их на несколько типов протекания:

Лечение и прогноз

Важными факторами успеха лечения является тёплый семейный климат, всесторонняя поддержка больного, активное участие родственников в социализации пациентов, доверие врачу. Важно раннее развитие коммуникативных способностей, обучение и профессиональная подготовка пациентов. Для компенсации моторного недоразвития назначают лечебную физкультуру.

Синдром Аспергера – признаки, симптомы, лечение, диагностика

Синдром Аспергера (Asperger syndrome) – одно из так называемых расстройств аутического спектра.

От обычного аутизма синдром отличается тем, что когнитивные и даже речевые способности пациента в целом сохранены.

«Родственными» заболеваниями этого синдрома являются:

  • атипичный аутизм;
  • психоз, раннее детство;
  • высокофункциональный аутизм;
  • синдром Ретта и некоторые другие.

Больных отличают трудности в общении, а также стереотипное поведение и ограниченные интересы. Эти нарушения имеют глубокий характер, препятствующий нормальной жизнедеятельности.

Примечательно, что болезнь эта – врождённая, а значит, она не может появиться в результате развития ребёнка в первые годы жизни. Впрочем, воспитание и окружающая среда существенно влияют на протекание синдрома Аспергера.

О том, как часто проявляется синдром Аспергера в детском возрасте, существуют разные мнения. Статистика говорит о 0,36 – 0,71 процента случаев, однако специалисты приводят совсем другую цифру: по их мнению, симптомы у детей имеются в 30, а то и в 50 процентах случаев. Получается, что синдром Аспергера – очень распространённое заболевание.

Открытый всего лишь в первой половине ХХ века, синдром Аспергера долго не привлекал внимания научных и медицинских кругов. «Странным» детям ставили различные диагнозы, от атипичного аутизма до детской шизофрении, а взрослых считали просто невоспитанными людьми, хроническими неудачниками, беспринципными хамами. Настоящая причина странностей в поведении открылась позднее.

Причины появления синдрома

Синдром Аспергера изучается с 1944 года, однако за это время причины появления синдрома так полностью и не выявлены. Поскольку болезнь имеет врождённый характер, высказывались мнения о её генетическом происхождении. Исследователи отмечали, что у «носителей» синдрома Аспергера родственники также могут иметь признаки, характерные для болезни, чаще всего в более лёгкой форме – например, некоторые нарушения в общении. На это указывал ещё сам Ганс Аспергер, изучавший не только своих юных пациентов, но и их семьи.

Ещё замечено, что расстройства аутического спектра имеют сходную генетическую природу.

Современные исследования показали, что непосредственным механизмом протекания болезни является нарушение нейронных связей в головном мозге – из-за этого управление психической жизнью человека отличается от нормального.

Каковы симптомы болезни?

Проявлений синдрома Аспергера великое множество; в каждой жизненной ситуации обнаруживаются свои «странности».

Однако существуют общие симптомы, указывающие на наличие этой болезни. Их появление можно отметить начиная с 3 летнего возраста. До этого момента ребёнок развивается нормально – в положенное время учится сидеть, ходить, говорить.

Трудности начинаются на более высоких этапах психического развития:

  • Ребёнок не желает идти на контакт с окружающими людьми. Он не общается (или плохо общается) с членами семьи, с товарищами в садике или в школе. Он не проявляет инициативу для знакомства или контакта. Если же контакт состоялся, то больной с Аспергером с трудом понимает эмоции собеседника, не распознаёт оттенки интонации, жесты и мимику; не понимает шутки – обращённую к нему речь воспринимает буквально.
  • «Аспергеры» склонны к «ритуальному» поведению: изо дня в день совершают одни и те же действия, живут по строгому распорядку, ходят по одним и тем же улицам и т. д. Многие ритуалы не имеют очевидного смысла – так, ребёнок может складывать и перекладывать кубики, совершать странные телодвижения.
  • Мышление носителей синдрома чаще всего «однозадачное»: они склонны увлекаться каким-то одним занятием и посвящать ему всё свободное время. Увлечение этим занятием со стороны тоже может показаться неким ритуалом, хотя больные отлично разбирается в интересующем его предмете. Точно так же и в разговоре – он не может одновременно говорить о нескольких вещах подряд, предпочитая выбирать одну тему и следовать ей до конца.
  • Обострённые сенсорные ощущения – не частый, но характерный признак синдрома Аспергера. У больного может наблюдаться обострённый слух, очень сильное обоняние, его может раздражать слишком яркий свет, шум. В этом же пункте можно отметить признаки несколько иного рода: у маленького «аспергера» имеется, например, абсолютный музыкальный слух, притом без всяких предварительных занятий музыкой.
  • Физическая неловкость, неуклюжесть. Человеку, страдающему синдромом, сложно даются многие навыки – к примеру, езда на велосипеде.

Перечисленные признаки, конечно, могут наблюдаться и у обычных людей – по отдельности и в результате какой-либо острой ситуации (например, нервного расстройства, усталости, отчаяния).

Говорить о наличии синдрома Аспергера можно в том случае, когда симптомов сразу несколько, они выражены в яркой степени и постоянны.

Диагностика

Выявлять синдром Аспергера – задача на самом деле непростая. Для этого подключаются специалисты из разных областей – психологи, психиатры, неврологи, генетики. Разносторонние исследования нужны по той причине, что проявления синдрома похожи на симптомы других расстройств.

Диагностика у детей

Симптомы у детей важно обнаружить как можно раньше, поскольку это упрощает лечение. Для постановки диагноза проводятся беседы с ребёнком, включающие тесты и игры.

Помимо этого специалист беседует с родителями ребёнка, чтобы получить информацию о его поведении в семье, в школе, во время повседневных занятий. Разговор с родителями позволит выявить и у них проявления синдрома.

Диагностика взрослых

Синдром Аспергера у взрослых выявить сложнее, поскольку признаки болезни с возрастом меняются. Однако есть ряд методов, позволяющих диагностировать расстройство у взрослых людей. К ним, в частности, относятся стандартные тесты:

  1. 1.Тест. Основан на анализе взгляда пациента. Тест нередко проводят по фото. Как уже говорилось, взгляд человека, страдающего синдромом, ничего не выражает и направлен в никуда.
  2. 2.Тест. Определяет степень эмпатии – эмоционального развития испытуемого. У «аспергеров» показатели этого теста более низкие, чем у здоровых людей.
  3. 3.Тест. Показывает наличие ритуального поведения, «зацикленности».

Поскольку синдром Аспергера – это генетическое заболевание «психологической» сферы, то не существует никаких методов его медикаментозного лечения.

Читайте так же:  Как общаться с мужчиной стрельцом

Однако существуют препараты, позволяющие лечить сопутствующие болезни – нервозность, депрессию, нарушения сна, невнимательность, склонность к самоповреждению. Некоторые медикаменты могут устранить даже повторяющиеся действия и поведенческие стереотипы.

Основные же способы лечения синдрома Аспергера – немедикаментозные . Они включают когнитивно-поведенческую терапию, эрготерапию, тренинги социальных и коммуникативных навыков. Применяется и лечебная физкультура, которая помогает корректировать координацию движений и улучшить сенсорные навыки.

Детям показаны занятия с логопедом; его задача развить у ребёнка навыки передачи эмоций, научить делать речь яркой и выразительной. Кроме того, необходимы посещения психолога и педагога-дефектолога, которые научат ребёнка ориентироваться в окружающем мире.

В идеале терапия при синдроме должна быть смешанной: психологические, поведенческие и когнитивные методы необходимо сочетать с приёмом поддерживающих препаратов, направленных на улучшение самочувствия пациента.

Лечить синдром Аспергера у взрослых, как и диагностировать заболевание, заметно сложнее, чем у детей. В частности, потому, что взрослые носители болезни уже стали сложившимися личностями, критически относятся к попыткам лечения и часто не считают своё состояние болезнью.

Синдром Аспергера, в отличие от обычного аутизма, не создаёт непреодолимых препятствий к нормальной жизнедеятельности. Слух о высоком интеллектуальном уровне всех без исключения «аспергеров», конечно, не соответствует действительности: по статистике, у большинства носителей синдрома коэффициент интеллектуальности средний.

Однако особенности мышления «аспергеров» таковы, что им проще даются точные науки, в том числе программирование. Именно среди выдающихся программистов наблюдается достаточно высокий процент людей, страдающих синдромом Аспергера. Но и в других областях люди с данным синдромом достигли выдающихся результатов.

Есть мнение, что полностью вылечить синдром Аспергера невозможно, а имеющиеся методы лечения направлены лишь на сглаживание негативных признаков. Однако для жизнедеятельности это не имеет особого смысла, поскольку многие «аспергеры» становятся полноценными членами общества; более того, им легче даются определённые навыки, востребованные в современном хозяйстве – например, системное мышление, быстрый поиск информации; «аспергеры» – честные и аккуратные работники, глубоко увлечённые делом, которым они занимаются.

Это помогает продвигаться по службе, делать карьеру. Нормальный, а в некоторых случаях и высокий интеллект позволяет им самим корректировать и исправлять слабые стороны своего мышления и поведения.

Однако для успешной жизни в обществе многие носители синдрома Аспергера должны часто посещать психолога или психотерапевта. Законы современного мира таковы, что выявляют нарушения, свойственные «аспергерам», и тогда они становятся серьёзной помехой при поступлении в вуз, приёме на работу и в других ситуациях.

Ведь сегодня коммуникативные навыки, гибкость мышления, умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам ценятся не меньше (а зачастую и больше), чем профильное образование и феноменальные способности в какой-либо области. «Аспергер», способный развиваться в идеальных условиях, испытывают трудности там, где суровые законы реальности не соответствуют идеалу. И здесь психотерапевт окажет неоценимую помощь, научив разбираться в окружающей обстановке.

Проявления синдрома могут быть разнообразными, иногда даже противоположными. Так, для большинства «аспергеров» характерна чрезмерная склонность к порядку, размеренности и аккуратности, однако у некоторых больных наблюдается противоположное – полный хаос, невозможность привести свою жизнь и мысли в порядок.

Одни носители синдрома не желают ни с кем общаться, другие же пытаются контактировать со всеми подряд, не замечая ответной реакции собеседников. И в этом плане прогноз для каждого конкретного случая может быть разным: один «аспергер» может достаточно легко адаптироваться в жизни и стать самостоятельной личностью, а другой всю свою жизнь должен нуждаться в опеке.

Люди, страдающие этим синдромом, могут создавать семьи, хотя немалое количество их остаются одинокими. Если в семье один или оба партнёра – «аспергеры», то они могут испытывать трудности в плане взаимопонимания. Чтобы этого избежать, разговоры партнёров должны быть прямыми, не завуалированными. Сам носитель болезни, впрочем, так и будет разговаривать, а вот его партнёру, если он не страдает синдромом Аспергера, потребуется некоторая тренировка.

Отдельно стоит сказать о детях, страдающих синдромом Аспергера. Даже самые талантливые из них нуждаются в разносторонней помощи – правильном родительском воспитании, наблюдении у специалистов. Не факт, что врождённые таланты помогут юному «аспергеру» самому пробить дорогу в жизни и даже выделиться в школе. В классе такой ребёнок нередко становится изгоем.

Странное поведение становится предметом насмешек, с ним никто не желает дружить и общаться, его обижают, а за хорошие оценки и демонстрирование знаний он получает обидное клеймо «ботаника».

Ученик-«аспергер» может отличаться глубокими знаниями по одному предмету, но резко отставать по всем остальным. Это может выглядеть странным, и учителя считают его проблемным ребёнком. Также на уроке он может заниматься посторонними делами – скажем, писать стихи или рисовать; если учитель делает ему замечание, то ответная реакция может быть непредсказуемой: ребёнок, чего доброго, обидится или вовсе начнёт скандалить.

Кроме того, не все «таланты» ребёнка с синдромом Аспергера действительно разумны и необходимы обществу. Например, ребёнок может запоминать маршруты движения транспорта, номера проезжающих автомобилей и другие несущественные вещи, отдаваясь этому делу с полной серьёзностью. В данном случае необходимо как можно раньше направить способности ребёнка в нужную сторону, попытаться увлечь его, скажем, математикой.

Очень важно не ограничивать ребёнка в обучении и общении, а наоборот – всячески стимулировать его нахождение в нормальном обществе. Перевод ребёнка-«аспергера» в коррекционный класс, изоляция от сверстников – очень большие ошибки, которые могут только усугубить болезнь. Он должен находиться в обычном окружении, однако следует предупредить учителей и одноклассников, что у ребёнка имеются некоторые отклонения в развитии.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Окружающие должны уяснить, что если ребёнок не выражает эмоций и переживаний, это не значит, что он их не испытывает: люди, страдающие синдромом Аспергера, особенно дети, нередко переживают более глубоко, чем их «нормальные» сверстники, вследствие чего они более ранимы.

Источники


  1. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.

  3. Резников, Е. Н. Психология этнического общения / Е.Н. Резников. — М.: Когито-Центр, 2015. — 432 c.
  4. Руденко, А. М. Психология делового общения / А.М. Руденко. — М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2016. — 264 c.
  5. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.
Аспергера синдром признаки у взрослых
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here