Блоки схемы целеполагания

Самое важное по теме: "блоки схемы целеполагания" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Блок целеполагания Тема урока

Инструментальный блок 5. Задачи урока >>

Блок целеполагания Тема урока. Цель урока. Планируемый результат. Личностноформирующая направленность урока.

Слайд 14 из презентации «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС.ppt» можно в zip-архиве размером 2592 КБ.

Похожие презентации

«Устройство системного блока» — Оперативная память. Обычно радиаторы охлаждаются кулерами, но не всегда. Блоки питания отличаются по мощности. Кулеры. Жесткий диск, видеокарта. Блок питания, кулеры, радиаторы. Материнская плата, процессор, оперативная память. Дисковод. Обычно кулеры установлены внутри блока питания, на процессоре, на видеокарте.

«Системный блок компьютера» — Дисковод – устройство внутри системного блока. Системный блок – прямоугольный блок средних размеров с металлическим корпусом, лампочками и кнопками. Распространены жесткие диски объемом от 40Мб до 4Гб. Устройства хранения. Назначение компьютера. Дискета – гибкий пластиковый диск с магнитным покрытием, помещенный в квадратный пластиковый корпус.

«Блок Двенадцать» — Но созидание сложнее разрушения. Историческая миссия очищает образы героев от всего случайного, мелочного. Тема Родины в поэме Блока «Двенадцать». Но каждый ли способен выдержать экзамен на звание нового человека? Символичен в поэме и красный цвет — цвет тревоги, мятежа, революционного флага. Блок сам ощущал недостаточную убедительность образа Христа в тексте «Двенадцати».

«Блок» — Неподвижный блок. При использовании рычага выигрыша в работе не получают. Равенство работ при использовании неподвижного блока. Равенство работ при использовании подвижного блока. Получая выигрыш в силе в 2 раза, проигрывают в 2 раза в пути. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.

«Александр Блок» — Наброски “Скифов”. Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок. Выставка к юбилею А.А. Блока. «Детство мое прошло в семье матери. Многоверстная синяя русская даль… “Стихи о России” 1915г. Жена моя! И тихий дом, и благоухающий сад, и лесная дорога, и тревожные дали… Шахматово. До боли Нам ясен долгий путь! В. Маяковский.

«Блок» — Последние годы: Андреева-Дельмас. Творчество. Любовь Дмитреевна хотела подать на развод, но Александр Блок был против. «Родина». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. «Возмездие» и «Ямбы». Детство и юность. Наталья Волохова. Александр Блок. Прах Блока был перезахоронен на Волковом кладбище.

I. Блок целеполагания

1. Тема урока.Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.

Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.

ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищениев мышлениирезультата деятельностии пути его реализациис помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия. (Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983).

Цель урока определяется:

· планируемым результатом урока;

· путями реализации этого плана.

Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.

2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, нужно внести в технологическую карту ещё один компонент целеполагающего блока –

3. Планируемый результат:

НАВЫКИ
Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Знания, умения, навыки, наполнив душу, но не возвысив её до осознания того, во имя чегоони нужны человеку, приведут к томлению духа и неудовлетворённости. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностноформирующая направленность урока.

4. Личностноформирующая направленность урока.Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ребёнка. В системе естествознания и физика обладает немалым человекотворческим началом. Несводимость бытия, материи к единому началу, иерархия законов Природы, жёстко детерминированные и статистические процессы, вероятностно детерминированные, невозможность завершённости научной картины мира, но постоянное её углубление (от законов механики – к теории относительности) – палитра личностноформирующих возможностей велика. А фигуры учёных – их подвиги самоотверженности (супруги Кюри, например).

ІІ. Инструментальный блок

5. Задачи урока. Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако обратим внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.

ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик – учитель» придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:

– побудить к самостоятельному… и т.п.

Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности. Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.

ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации. Понятие операции введено А.Н.Леонтьевым и используется при изучении относительно законченных и, как правило, автоматизированных перцептивных, моторных, мнемических и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. (Психология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990).

6. Тип урока.Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.

Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема. Примерную структура этого раздела технологической карты урока.

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 52 | Нарушение авторских прав

Блок целеполагания

Скачать
презентацию

Читайте также:
  1. Процесс целеполагания в стратегическом менеджменте
  2. Уровни сформированности целеполагания
  3. Целеполагание в воспитательном процессе. Определение цели и целеполагания. Особенности процесса целеполагания.
Читайте так же:  Девушка флиртует с другими мужчинами
Инструментальный блок >>


Блок целеполагания. Тема урока Цель урока Планируемый результат Личностно-формирующая направленность урока.

Слайд 5 из презентации «Технологическая карта урока» к урокам педагогики на тему «Урок»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке педагогики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Технологическая карта урока.ppt» можно в zip-архиве размером 1726 КБ.

«Интеграция предметов» — На уроках. В.О. Ключевский. Изготовление буклетов в программе Publisher. Использование Интернета. Всероссийская дистанционная олимпиада «Инфознайка». Интеграция МХК и геометрии. Интеграция математики и биологии. Результаты моей педагогической деятельности. Интеграция математики и информатики Проектные работы учащихся.

«Типы уроков» — Выделяют четыре основных типа уроков: Структура комбинированного урока: По дидактической цели и дидактическим задачам. Формы обучения. Автор: учитель русского языка и литературы, Рыбкина Н.И., МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. Нетрадиционные формы уроков. Типы современных уроков.

«Урок-диалог» — Виды диалога (В. Н. Клепиков). Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. 1986 г. Авторский. «Мобильно-динамический» («импровизационный»). Типы уроков-диалогов (С. Ю. Курганов). Здесь важно не заучивание, а понимание учебного материала. 1. Вхождение в диалог. Два вида монолога. «Со-бытийный». Проблемы поэтики Достоевского. 1979 г.

«Урок и его структура» — Планируемый результат обучения, в т. ч. и формирование УУД Познавательные УУД: … Тема урока: …. Цель урока: … Личностные УУД: … Коммуникативные УУД: … Межпредметные связи: … Ход урока: Основные понятия: … Отличия структуры урока: Разработка урока по ФГОС 2 поколения: теория и практика составления конспекта урока.

«Технологическая карта урока» — Методологические позиции: Блок целеполагания. Задачи урока Тип урока Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс. План урока Диагностика результатов урока Домашнее задание. Структурные компоненты технологической карты урока. Технологическая карта -. Оборудование. Технологическая карта современного урока.

«Организация урока» — Выбор методов обучения должен соотноситься с целями урока и особенностями учащихся. Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н.К. Смирнову). Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке (средняя — старшая школа): Что дал урок для дальнейшего развития отношений «учитель-ученик»?

Блок целеполагания

Скачать
презентацию

Инструментальный блок >>

Блок целеполагания. Тема урока Цель урока Планируемый результат Личностно-формирующая направленность урока.

Картинка 5 из презентации «Технологическая карта урока» к урокам педагогики на тему «Урок»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Технологическая карта урока.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 1726 КБ.

«Урок и его структура» — Межпредметные связи: … Урок II поколения. Разработка урока по ФГОС 2 поколения: теория и практика составления конспекта урока. Урок I поколения. Схема урока: Урок – основная форма организации учебных занятий в системе обучения. Личностные УУД: … Отличия структуры урока: Основные понятия: … РегулятивныеУУД: …

Читайте так же:  Как научиться верить людям

«Организация урока» — Структура профессиональной компетентности учителя: Здоровьесберегающие принципы организации современного урока. Жан Жак Руссо. В ходе проведения урока: Структурно-функциональный аспект самоанализа урока: Оздоровительные и общеукрепляющие упражнения на уроке (средняя — старшая школа): Активность внимания формированию ценностных ориентаций Как вели себя ученики?

«Урок-конкурс» — В неделю можно использовать 160 часов машинного времени. 1. Задача оптимального планирования производства. 2 конкурс: «Знаешь ли ты формулы?» На столах для каждой команды разложены карточки. Урок — деловая игра по дисциплине «Математика». Презентацию подготовил преподаватель математики А.В.Сенина. Задания для команд.

«Типы уроков» — Автор: учитель русского языка и литературы, Рыбкина Н.И., МКОУ-СОШ №2 ЗАТО п. Солнечный Красноярского края. По дидактической цели и дидактическим задачам. Нетрадиционные формы уроков. Выделяют четыре основных типа уроков: Формы обучения. Структура комбинированного урока: Типы современных уроков.

«Культура урока» — Что главное в уроке? Принципы организации культуротворческого урока: План проведения педсовета. Коммуникативная ситуация – продуктивное общение, направленное на субъект-субъектное взаимодействие учителя и ученика. Цель педсовета: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Гимназия № 3 г. Орска».

«Технологическая карта урока» — Материалы для познавательной деятельности учеников. Источники информации. Структурные компоненты технологической карты урока. План урока Диагностика результатов урока Домашнее задание. Блок целеполагания. Оборудование. Дидактическое сопровождение. Технологическая карта -. Учебно-методический комплекс.

Целеполагание (построение цели)

Поскольку управление являетсяцеленаправленным воздействием, то прежде чем осуществить какой-либо план, программу, определить пути и методы решения тех или иных социальных, экономических или организационных задач, необходимо сформулировать цели. Здесь и нужен инструментарий в виде определённых правил.

Целеполагание – процесс создания и формирования цели, один из важнейших элементов процесса управления. В управлении производством целеполагание выступает в двух аспектах:

1) как предвосхищение результатов управленческой деятельности;

2) как конечный этап многочисленных управленческих операций, процедур, осуществляемых аппаратом управления конкретного предприятия.

Целеполагание происходит в единстве со средствами и в сопоставлении с достигнутыми результатами, что необходимо для переформулировки цели, её уточнения, выдвижения новых целей.

Правила целеполагания. Ими являются:

1) описание ситуации, требующей вмешательства (действий) органа управления по наиболее существенным параметрам управляемого объекта;

2) выбор в качестве общей, базовой (исходной) или глобальной целиглавного направления деятельности;

3) формулирование цели как желаемого результата, а не процесса (например, цель – проект здания, а не разработка проекта);

4) декомпозиция, т.е. разбиение цели на составляющие подцели;

5) рассмотрение подцели (наряду с другими подцелями) каксредства достижения цели;

[3]

6) постановка подцелей как задач или заданий перед подчинёнными звеньями;

7) исключение постановки альтернативных или противоречивых целей;

8) переформулирование подцелей, если в первоначальной формулировке они адекватно не воспринимаются (подчинёнными);

9) установление для каждой цели (подцели) критериев её достижения;

10) установление для каждого органа управления одной главной цели, за достижение которой он ответственен перед руководством организации.

Иерархия целей («дерево целей»). В силу закона иерархии (или пирамиды) системы способны расчленяться на составляющие по уровням (ступеням) от самого сложного до элементарного простого. Это относится и к социально-экономической системе, какой является предприятие с его известными уровневыми составляющими (собственно предприятие, цехи, производственные участки, рабочие места).

На каждомуровне предприятия, образованном по производственному признаку, создаётся орган управления, который устанавливает цели-задания для нижестоящего уровня (руководство предприятия ставит цели перед цехами, цели – перед производственными участками, а последние – перед отдельными рабочими). Так возникает иерархия целей, или «дерево целей» (по сходству картины-рисунка разветвления с деревом).

«Дерево целей» –это графическое представление взаимосвязей и соподчинённости целей и задач одной или нескольких систем. При этом сложные и комплексные цели расчленяются по выбранным критериям на ряд менее сложных, которые также расчленяются на подцели и задачи (подзадачи).

Покажем иерархию целей на примере системы-предприятия (рис. 5.7.1.):

Установленная цеху цель как часть генеральной распределяется между его участками, которые выполняют установленную им цель как часть цеховой цели. Производственные участки распределяют свою цель между отдельными рабочими, выполняющими установленную им цель как часть участковой цели. Иерархия целей, подобно ветвям, поддерживающим жизнь дерева, обеспечивает участие всех звеньев в реализации генеральной цели предприятия, в его успехе и развитии.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8627 —

| 7421 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 2.2. Методы целеполагания и определения альтернатив

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Технология (это понятие шире, чем понятие методов, данное в названии главы, м. б., перенести его туда?) целеполагания при принятии решений. (м. б., этот заголовок сделать по аналогии с параграфом 1 главы 2.3: Целеполагание: методы и место в принятии решения?)

2.Типология методов формирования множества альтернатив.

3. Методы активизации творческого мышления (м. б., чтобы связать с темой главы, добавить: для поиска новых альтернатив).

4. Классификационные методы (добавить: генерирования альтернатив?).

§1.Технология целеполагания при принятии решений

Постановка целей занимает важнейшее место в процессе разработки решений, являясь одним из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования любой системы управления.

Формирование и выбор целей являются следующим этапом процесса принятия решения после этапа анализа и диагностики проблемы.

Читайте так же:  Умнее и повысить уровень интеллекта

Под целью понимается идеальное или желаемое состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения.

Цели, направленные на ликвидацию проблемной ситуации, можно классифицировать по ряду оснований.

По степени значимости выделяют стратегические и тактические цели.

Стратегические цели формируются при определении долговременного развития объекта управления, организации или проблемной ситуации, а тактические — при решении оперативных задач управления.

Цели также различаются как траекторные и точечные.

Траекторные, или направляющие цели, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель «увеличение прибыли предприятия» траекторная. Точечные цели формулируются как стремление достичь вполне конкретного результата, например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 75 млн. долл.

Цели различаются по уровню иерархии.

Если целью 0-го уровня можно считать генеральную цель, например, «получение прибыли», то целями 1-го уровня будут «введение нового товара», «снижение издержек», «повышение квалификации сотрудников». Цели 1-го уровня, в свою очередь, могут быть представлены в виде совокупности целей 2-го уровня.

По содержанию выделяют технологические, экономические, производственные, административные, социальные, маркетинговые, информационные цели и др.

Сформулированные цели должны удовлетворять определенным требованиям:

[2]

Комплексность. При постановке цели необходимо ориентироваться на будущее состояние объекта по всем аспектам проблемной ситуации. Например, добиваясь высокого качества продукции, нельзя забывать о ее цене или забывать о социальных аспектах работы организации.

Системность. Состояние объекта управления, к достижению которого стремится организация, должно обеспечиваться соответствующими механизмами на всех этапах управления. Иными словами, при формировании целей должны предусматриваться все составные элементы системы управления объектом и факторы проблемной ситуации, необходимые для обеспечения эффективного достижения поставленных целей.

Согласованность. Цели не должны противоречить друг другу. Если имеются конкурирующие цели, то должна быть определена оптимальная последовательность их реализации.

 Если среди целей организации встречаются противоречащие друг другу цели (например, стремление обеспечить максимальный объем производства и минимизировать затраты), то необходимо найти эффективное компромиссное решение. В качестве такого компромиссного решения может, например, выступать цель «максимизировать объем производства при заданном уровне затрат» или «минимизировать затраты при заданном уровне производства».

Достижимость. Состояние объекта управления или проблемной ситуации, на достижение которого направлен процесс принятия решения, должно быть реальным при складывающейся ситуации и существующих тенденциях ее изменения.

Конкретность. Цель, поставленная ЛПР, не должна быть расплывчатой, а должна предполагать для своей реализации определенные управленческие действия.

Гибкость. Цель должна быть сформирована таким образом, чтобы оставалась возможность ее корректировки в случае изменения внутренних и внешних условий.

Приемлемость. Сформированные организационные цели должны быть приемлемы для основных субъектов, определяющих деятельность организации и функционирование объекта управления, а также для тех, кому предстоит обеспечивать достижение поставленных целей.

Иерархичность. Иерархичность в целеполагании при принятии решения определяется соподчиненностью, развертываемостью и взаимной полезностью целей. 43

Соподчиненность целей обусловливается иерархическим построением систем, а также наличием иерархии по времени и важности (значимости). Цели подсистем вышестоящего уровня обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня. Поэтому цели управления формируются последовательно сверху вниз, начиная с целей всей системы и заканчивая целями ее отдельных элементов.

Развертываемость состоит в том, что каждая цель данного уровня делится на подцели более низкого уровня.

 Например, цели администрации муниципального образования развертываются в цели сфер управления администрации (социальная, градостроительство и архитектура, финансовая, организационная и т.д.), цели сфер управления — в цели отдельных структурных подразделений (комитет здравоохранения, комитет по управлению имуществом города, комитет по охране окружающей среды и т.д.).

Соотносительная важность целей заключается в том, что цели одного и того же уровня имеют различное значение для достижения цели более высокого уровня. Это позволяет ранжировать цели по степени важности, количественно определять их соотносительную важность через коэффициент значимости.

Свойства иерархичности целей нашли свое отражение в важнейшем методе структуризации целей – дереве целей.

Метод «дерево целей» — метод логической структуризации целей, направленный на установление полного набора целей ликвидации проблемной ситуации, состоящего из генеральной цели и подцелей, ее реализующих. При этом подцели должны отображать конечные желаемые состояния всех сфер функционирования объекта исследования.

Построение дерева целей начинается с формирования главной цели. Каждую цель более высокого уровня можно представить как самостоятельную систему, включающую в себя цели более низкого уровня (подцели) как ее элементы. При этом необходимо установить полный состав подцелей. Цель первого уровня может быть расчленена на цели второго и последующих уровней (рис. 2.2.1.).

Рис. 2.2.1. — дерево целей

Каждая из подцелей может быть разложена на составляющие цели таким образом, чтобы прямое произведение (конъюнкция (логика «и»)) этих подцелей определяло вышестоящую цель. Таким образом, возможно построение логически упорядоченной системы целей, при которой цели нижележащего уровня можно также считать средствами для достижения целей вышележащего уровня.

Инструментом, с помощью которого осуществляются систематизация и упорядочение целей системы с отображением их внутренней взаимосвязи и логических соотношений, является структурная модель, в которой исходное понятие разлагается в многоуровневую иерархию составляющих его элементов.

Иерархическая структура целей дает возможность отразить с помощью дедуктивно-логической модели весь круг задач, которые требуется решить для достижения генеральной цели, постепенно их детализируя и переходя к системам, подсистемам и элементам. В таблице 2.2.1. показана взаимосвязь уровней планирования и целей.

 Таблица 2.2.1. – Взаимосвязь уровней планирования и дерева целей 44

Целеполагание как важнейшая управленческая функция. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемrcenter.su

Читайте так же:  Снять квартиру в бредах

Похожие презентации

Презентация на тему: » Целеполагание как важнейшая управленческая функция.» — Транскрипт:

1 Целеполагание как важнейшая управленческая функция

2 Нет попутного ветра для корабля, команда которого не знает куда ей плыть

3 Цель – это конечный желаемый результат Цель – это образ желаемого будущего Что такое Цель ?

4 Характерные признаки цели Специфичность Трудность Интенсивность

5 Специфические цели приводят к лучшим результатам

6 Чем труднее цель, тем выше производительность

7 После того, как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили усилия. Марк Твен

8 Цель – это идеальный результат деятельности организации в будущем Основная, главная цель определяет то, ради чего создают систему Главная цель вне системы

9 Характеристики цели Актуальность Конкретность и измеримость Ориентированность во времени Достижимость Понятная формулировка

10 При формулировке целей следует определить Содержание цели Ее размер Временные параметры Пространственные характеристики Персональную привязку Ранг в иерархии ценностей

11 SMART-характеристика Specific Measurable Achievable Related Time-bount

12 Цель становится инструментом управления когда она: Определена и сформулирована Известна персоналу Принята работниками к исполнению

13 Практическое задание 1 Сформулируйте свою главную (= конечную) цель

14 Хотеть надо вслух ! Мысль материальна! Каждый участник группы зачитывает свою цель «Смартуем» каждую цель

15 Не точно поставленная цель недостижима

16 Песня – нескладушка, песенка — ловушка Актуальной цель должна быть – это так И реальной цель должна быть – это так Цель должна быть измеримой Цель должна быть достижимой И конкретной и понятной – это так

17 Какие бывают цели ? Долгосрочные Краткосрочные Разовые A B

19 Стратегия – траектория достижения цели А (состояние) B (цель) B1?B1? Система Ценностей, Критерии, ограничения история

20 Из А в В – каким путем пойдем? Главное – это серьезная адекватная оценка текущего состояния. Точка А – это орагнизация сегодня: Рыночное положение Что реально приносит деньги, а что пока является игрушками Основные сегменты и клиенты – что мы им даем (для каждого сегмента должен быть набор стандартов качества с точки зрения клиента). Основные конкуренты, их плюсы и минусы Финансовое положение Инфраструктура Технологичность (внутренние бизнес-процессы) Персонал – материальное и моральное положение, обученность, динамика A B

21 Трудности выявления целей 1. Цель это описание желаемого будущего, в чем легко допустить неточности, а то и ошибиться. 2. То, что для одного уровня иерархии является целью, для другого есть средство; их часто путают. 3. Цели человека определяются системой ценностей, которой он придерживается, и они (ценности) бывают различными, иногда противоречивыми. 4. При множественности целей существует опасность их неверного ранжирования. 5. Цели меняются с течением времени.

22 Общие цели организации формулируются на основе ее миссии

Целеполагание

Теоретически и практически целеполагание более развито по сравнению с целереализацией. Здесь имеется обширный понятийный аппарат, созданы правила формулирования целей, разработаны признаки классификации целей и методы анализа связей между ними, изучены свойства связей целей с мотивацией исполнителей. В связи с тем что учебный материал, касающийся целеполагания, достаточно глубоко изложен в различной литературе [11, 13, 17, 31, 45], далее он будет рассматриваться пунктирно, с акцентированием внимания на наиболее значимых или трудных для понимания моментах. Основное внимание в данной главе будет посвящено целереализации.

Целеполагание восходит к Э. Локку, который считал [45], что цели являются следствием наличия у сотрудников таких фундаментальных детерминантов (определителей) их деятельности, как потребности, ценности, знания и установки. Именно они служат исходной точкой для формулирования целей.

Цель это желаемое состояние объекта управления в будущем, конечный результат, на достижение которого преднамеренно направлен процесс управления. Для ее правильного формулирования используют SMART-принципы. Аббревиатура SMART означает следующее [58]:

S – specific, significant, stretching – конкретная. Цель должна быть максимально конкретной и однозначной для восприятия всеми;

Мmeasurable, meaningful, motivational – измеримая, значимая, мотивирующая. Цель должна быть измеримой;

А – attainable, agreed upon, achievable, acceptable, action- oriented – достижимая. Цель должна быть обеспечена ресурсами;

Rrealistic, relevant, reasonable, rewarding, results-oriented – реалистичная. Цель должна быть реалистичной и уместной в данной ситуации. Она не должна нарушать баланс с другими целями;

Т – time-based, timely, tangible, trackable – на определенный период, своевременно, отслеживаемая. Цель должна иметь срок или точный период выполнения (фиксированная дата или период). Должен быть указан только один измеряемый результат, к которому следует стремиться, с указанием даты завершения работы.

Правильно формулированная цель должна отвечать следующим требованиям:

  • • начинаться с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении (например, «сократить», «улучшить», «снизить», «повысить» и т.п.);
  • • конкретизировать требуемый конечный результат качественным или количественным показателем, что обеспечивает измерение цели (например, «уменьшить затраты па содержание аппарата управления па 20%»);
  • • конкретизировать заданный срок достижения цели (например, «к концу текущего года», «к заданному в программе числу» и т.п.);
  • • для ресурсных целей (целей, достижение которых требует затрат) должны быть указаны максимальные величины допустимых ресурсов (например, «на реализацию программы выделить не более . денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»).

Приведем примеры SMART-целей.

  • 1. Снизить объем брака до 4% по всем видам используемого сырья до конца текущего года.
  • 2. Установить новую систему контроля качества «3000 CST» стоимостью не более 43 тыс. долл. в I квартале текущего года.
  • 3. Разработать и внедрить новую систему оценки персонала к началу ноября следующего года без превышения выделенного бюджета.
Читайте так же:  Почему парень одинок

В результате целеполагания получают систему целей, отражающих интересы и стремления различных сообществ, имеющих отношение к предприятию. Для получения данной системы необходимо:

  • • разработать философию бизнеса и сформулировать его миссию;
  • • разработать стратегию и ориентиры бизнеса;
  • • сформулировать цели и расклассифицировать их;
  • • создать систему целей (установить причинно-следственные связи), осуществить ее первичную структуризацию путем анализа целей и выявления природы установленных между ними связей (завершающая структуризация осуществляется на этапе целереализации).

Перечисленные пункты достаточно хорошо описаны в различной литературе, поэтому остановимся лишь па некоторых из них.

Известны различные виды стратегий, среди которых можно выделить:

[1]

  • • стратегии функционирования;
  • • стратегии развития или роста;
  • • стратегии сокращений;
  • • наступательную стратегию;
  • • оборонительную стратегию и т.д.

На понятие «стратегия» существует достаточно много точек зрения. Например, в зависимости от специфики сферы деятельности она может рассматриваться как долгосрочный план действий или как вектор действий [11]. Весьма сомнительно в современных условиях глобализации экономики функционирование и развитие предприятия строить на планах, разработанных на долгосрочную перспективу (10–15 лет). Поэтому точка зрения «стратегия – это план действий» лучше всего может использоваться на макроуровне экономики (например, «Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 годы и на перспективу до 2025 года»).

Другая точка зрения: стратегия – это вектор действий, определяющий события в будущем, – более конструктивна. Часто можно услышать фразу «Он принял стратегическое решение», которая ближе к реальной действительности. Однако, несмотря на это, для ежедневной практики управления предприятием нужен все же план, но при этом горизонт планирования весьма ограничен (2–3 года). Это позволяет в случае надобности оперативно его изменить. Именно такое понимание стратегии будет лежать в основе построения информационной системы управления эффективностью бизнеса.

Наличие стратегии позволяет получить набор взаимосвязанных целей, являющихся ее отражением, и этот набор может быть достаточно сложным образованием, представляющим собой связанный клубок. Поэтому необходимо произвести первичную структуризацию целей. Первым шагом к структуризации служит классификация, обеспечивающая выявление связей между целями. Известны следующие признаки классификации:

  • • по уровню обобщения (стратегические, тактические, оперативные и индивидуальные);
  • • по направлениям деятельности (финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, развитие).

Наличие классов целей позволяет выявить два вида связей:

  • • вертикальные, отражающие отношения род – вид, целое – часть и расчетные отношения;
  • • горизонтальные, отражающие следующие отношения: противоречивости (крайняя форма выражения которых антагонистичность), взаимоисключаемости, взаимодополняемости, семантическая дублируемости (идентичности), индифферентности и т.д.

Для того чтобы на этапе целереализации для обработки целей можно было создать программный инструмент, аномальные цели должны быть ликвидированы в процессе первичной их структуризации. Рассмотрим примеры.

На рис. 1.3 представлена исходная система связей межу целями, обозначенными буквами. Стрелки указывают на зависимость достижения одной цели от другой. Например, для достижения цели а необходимо достижение целей с и р, а для достижения цели d – достижение целей е и k. Уровень достижения целей измеряется показателями, значения которых обозначаются теми же, по уже заглавными буквами. Наиболее распространенной аномалией является противоречивость целей. Пусть цель с требует увеличения показателя А, а цель р – его снижения. Очевидно, здесь имеют место противоречивые требования. Ликвидировать аномальные цели достаточно сложно, поэтому используют псевдоликвидацию за счет:

  • • достижения одних целей в результате компромиссного удовлетворения других (изменяются коэффициенты приоритетности целей);
  • • слияния целей;
  • • рассредоточения целей по различным сферам деятельности (что не всегда возможно).

Рис. 1.3. Исходная система целей

Наиболее простым способом является изменение приоритетности целей, с помощью которого можно свести влияние одной цели на другую почти до нуля.

Следующей распространенной аномалией является семантическая дублируемость целей, источником которой служит фразеологическая синонимия – словосочетания с тождественным или предельно близким значением, обладающие одинаковой или сходной структурой, но отличающиеся друг от друга основой слов. Примером могут служить следующие цели: снизить затраты или сократить издержки. Такие цели должны быть выявлены, проанализированы и переформулированы (возможно, исключены). Например (см. рис. 1.3), если цели g и k – фразеологические синонимы, то одна из них без последствий может быть изъята.

Видео (кликните для воспроизведения).

Может иметь место также и фразеологическая омонимия, появляющаяся тогда, когда одинаковые по составу словосочетания выступают в разных значениях. Такие цели являются разными и поэтому должны быть переформулированы.

Источники


  1. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.

  2. Верб, Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога / Л.Я. Верб. — М.: Питер, 2019. — 256 c.

  3. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Харизматичный лидер. Переговоры с удовольствием. Энергия контакта (комплект из 4 книг) / Александр Кичаев. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 415 c.
  4. Зубова, А. В. Семейная дипломатия. Между невесткой и свекровью… / А.В. Зубова. — М.: Феникс, 2015. — 224 c.
  5. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.
Блоки схемы целеполагания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here