Что включает в себя понятие личность

Самое важное по теме: "что включает в себя понятие личность" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Что включает в себя понятие личность

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит узкое и широкое понимание личности в психологии?
2. Сформулируйте два утверждения о личности, которые принимаются практически всеми психологами.
3. Какие особенности личности выделяются в качестве наиболее существенных в различных психологических подходах?
4. Существует ли универсальное определение личности, от которого можно было бы отправляться при решении любых исследовательских или прикладных задач в психологии?

Понятие личности

Понятие личности – самое сложное в психологии и одно из фундаментальных. Относительно этого феномена имеются самые большие расхождения в определении и каждый автор дает его по-своему, даже в словарях. В психологии идут споры о возможности однозначного определения сущности личности. Определение понятию «личность» дать не просто. У каждого автора оно свое. Дело в том, что существует, по крайней мере, 4 уровня понимания категории «личность».

1. Житейский.То понимание, которым пользуемся мы, говоря о человеке «Независимая личность», «Талантливая личность». Обычно личность на житейском уровне определяется через перечисление 2-х – 3-х признаков, качеств, которые оцениваются как положительные в данном социуме, группе.

2. Философский и социологический.В понятие личность включается сущность человека, как совокупности общественных отношений. Поэтому здесь говорят о социалистической личности, капиталистической.

3. Социально-психологический.Здесь личность изучается через ее взаимоотношение в конкретной малой группе и опосредованно, через средства массовой информации, мифы, фольклор и т.д.

4. Психологический уровень.Существуют вневременные и внесоциальные характеристики у человека, которые лежат в основе всех других сторон личности. Некоторые ученые сюда относят психические процессы, свойства и психические состояния.

Исходя из этого 4-го уровня дадим определение личности:

Личность —это человек, взятый в системе социально-обусловленных психологических характеристик, проявляющихся в общественных отношениях, определяющих нравственные поступки человека и являющихся устойчивыми.

Итак, прежде всего это качество человека, системное качество, формирующееся только в социуме, т.е. в общении и деятельности. Ясно, что вне общества (Маугли) личность не формируется.

Сюда невходит генотип человека и его физиологические особенности. Они могут влиять на формирование личности, но как качества в само это понятие не входят. Сюда не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, если они не проявляются в обществе, в отношениях к людям. Эти психические качества входят в индивидуальность человека.

Прообразом слова «личность» было латинское «persone», что означает «маска». Потом это слово стало означать внутреннюю суть самого действующего лица. В истории исследований личности можно выделить 3 периода: философско — литературный, клинический и экспериментальный. Философский берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до начала 19 века. В 19 веке проблемами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Систематические наблюдения за личностью больного в клинических условиях, позволяли делать не только профессиональные заключения, но и общенаучные выводы. Этот период получил название клинический. И только в начале 20-го века изучением личности стали заниматься психологи. Они пытались придать исследованиям экспериментальный характер, введя в них метаматико-статистическую обработку данных. Наступил экспериментальный период исследования личности. Его становление связано с именами таких ученых как А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кетелл и др.

2. Соотношение различных понятий с понятием «личность»

Мы рассмотрим как соотносятся такие понятия как «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность» и личность.

Самое большое из них – Человек. Оно включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, есть ли они все у данного конкретного человека или нет.Т.е. обобщенный сборник качеств всех людей.

Мы все одновременно похожи друг с другом. Мы все принадлежим одному виду биологическому и одновременно мы очень разные. А вот то, насколько мы разные, показывает понятие индивид.

Индивид это неделимость, целостность и особенность человека как биологического существа.

Индивид характеризует именно конкретного человека, именно его качества, включая биологические, генетические и обязательно те качества, которые отличают его от других людей.

Наследственные аномалии (в хромосомах или генах) могут вызывать физические, умственные, психические аномалии и уродства. Однако если исключить такие патологические крайности, то наследственность допускает очень широкие границы развития поведения и внутри этих границ результат развития живого существа зависит от внешней среды, в которой он находился с момента зачатия и до смерти.

Но один и тот же фактор среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственного материала, на который он воздействует. Пример А.Н.Леонтьева из его книги «Деятельность. Сознание. Личность» (врожденная хромота). Как сложится в этих условиях личность? Этого невозможно предсказать. Предпосылки развития личности по своему существу безличны. Тождество понятий «личность» и «индивид» отрицается всеми ведущими отечественными психологами. А как же они соотносятся тогда? Пересекаются! Доказательства: 1. Личность без индивида: а) историческая личность — личность сохраняется, а индивид нет; б) квазиличности — за ней не стоит конкретный индивид, например, Козьма Прутков; в) Бог. 2. Индивид без личности: а) Маугли; б) новорожденный.

Поэтому ни личность не входит полностью в понятие «индивид», ни понятие «индивид» полностью не входит в понятие «личность». Они пересекаются.

Индивидуальностьэто сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Она проявляется в привычках, внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессов, психических состояний, жизненного опыта. На развитие индивидуальности заметно влияет его жизненный путь, обстоятельства жизни, биография.

Как же соотносятся понятия «личность» и «индивидуальность». Очень хорошо это показано на схеме в учебнике Р.С.Немова «Психология». Соотношение этих 2-х понятий можно представить таким же образом, как и индивид — личность.

Субъект(от лат. подлежащее)–это индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Главное в определении – подчеркивание в человеке его активности, свойства быть деятелем, что-то создавать. На сегодняшний день ученые считают, что субъект – это всегда личность, т.е. субъект больше понятие личности. Если человек действует, то есть надежда, что он станет личностью.

Всегда ли действующее существо – личность? Бывают такие ситуации, когда активность у человека большая, но не позволяет ему взаимодействовать с другими людьми, например: ребенок или психически неполноценный человек. Значит субъект значительно шире понятия личность, он может существовать без личностных качеств, а вот личность – нет. Личность всегда обладает свойствами субъекта.

Читайте так же:  От чего бывает тремор

Поэтому вполне правомерно и такое определение. Личность — это субъект относительно устойчивой системы межиндивидных отношений.

Дата добавления: 2015-06-10 ; просмотров: 421 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

14, Понятие личности

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens — представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.

Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера) , в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интереса- ми. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Различаются личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных условий, диктата власти, не терять самообладание в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Ядро личности связано с ее высшим психическим качеством — духовностью. Духовность — высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность человека высшему смыслу его бытия. Духовность личности — ее сверхсознание, неугасимая потребность стойкого отвержения всего низменного, беззаветная преданность возвышенным идеалам.

Автономность личности — это ее обособленность от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности.

Лекция № 4 личность

Цель:рассмотреть элементы структуры личности и их свойства.

— определить целое в структуре личности;

— рассмотреть его элементы;

— охарактеризовать особенности личностных черт каждой подструктуры и их свойства;

— рассмотреть путь их формирования;

— сформировать понятие о личности как динамическом образовании.

1. Общее понятие о личности

Личность сложна и многогранна. Вопросы, связанные с ее изучением, привлекают внимание философов, социологов и представителей других наук. Разделение аспектов изучения личности между различными науками не исключает их взаимосвязи, поскольку сама личность представляет собой сложное, но целостное образование. Наиболее общее научное понимание личности – это человек в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической его организацией.

Читайте так же:  Дом 2 найди свою любовь

Личность – это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Личность всегда является продуктом конкретных общественно-исторических условий. Будучи от рождения наделенным соответствующими биологическими предпосылками, человек становиться личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях. На первых этапах становления личности большое влияние на ее развитие оказывает семья. Активная деятельность человека в коллективе (детский сад, школа, колледж, институт предприятие и т.п.), его взаимоотношения с другими членами коллектива в значительной степени определяют формирование индивидуальных черт личности. Содержание понятия «личность» включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые его отношения к общественным явлениям и другим людям.

Вместе с тем личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками. Как говорил известный русский критик В.Г. Белинский, каждый человек имеет свое лицо, то есть он является личностью, при этом имеет что-то общее с другими людьми и в то же время чем-то отличается от них.

К числу наиболее общих положений, определяющих условия развития личности, в отечественной психологии признается деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Только в деятельности, вначале игровой, затем учебной и трудовой развиваются познавательные процессы, чувства и воля, черты характера и способности, формируются убеждения и мировоззрение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основу личности составляет ее структура, то есть относительно устойчивое взаимодействие всех сторон личности как целостного образования. В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности (схема № 1).

В целом можно отметить, что в психологической структуре личностивыделяют: направленность, способности, темперамент, характер, самосознание.

Направленность личности. К ней относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.

Направленность личности проявляется через ее поведение, влияя на него и формируя его.

Направленность – ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

Сферы проявления направленности:

бытовая – материальные устремления, культурные и эстетические потребности;

профессиональная – стремление достичь профессиональных высот, привязанность к избранной профессии;

[3]

психологическая – идейность, патриотичность, политическая зрелость и т.п.

Способности.Это свойства личности, характеризующиеся возможностью успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Основой способностей являются природные задатки (строение органов чувств, свойства нервной системы). Разовьются задатки в способности или нет, зависит от многих внешних и внутренних условий становления личности. Способности показывают, что и как данный человек может сделать. Например, один ученик хорошо усваивает математику, у другого великолепный голос и музыкальный слух, третий легко овладевает сложными по координации движениями. Все это признаки определенных способностей. Знание их позволяет понять, кем может стать ребенок в процессе обучения, воспитания, развития, с какой быстротой он будет осваивать основы наук, какой должна быть стратегия учителя во взаимодействии с ним.

Темперамент и характер. Они тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Самосознание личности.Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе. Пониманию сущности самосознания способствует ее структура (схема № 2).

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат – система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ — Я», на основании которого формируется самооценка. Самопознание создает возможность саморегуляции поведения, поступков, действий, мыслей, чувств, физических и волевых усилий. Саморегуляция осуществляется на основе самоконтроля и самооценки путем изменения поведения, действий, поступков, мыслей соответственно требованиям общества, условиям конкретной деятельности. Система сознательной саморегуляции целиком социальна. Она создается в течении жизни, в длительном процессе развития и становления личности.

Формирование личности представляет собой целенаправленный процесс, поскольку обществом определен тот образ, черты которого оно стремиться сформировать у воспитуемого. Углубленное изучение механизмов и закономерностей формирования личности – одна из важнейших задач психологической науки.

Определение и содержание понятия «личность».

Чаще всего под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития. Следовательно, к числу личностных характеристик не принято относить особенности человека, которые связаны с генотипической или физиологической организацией человека. К числу личностных качеств также не принято относить качества человека, характеризующие особенности развития его познавательных психических процессов или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям и обществу в целом. Чаще всего в содержание понятия «личность» включают устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки.

Таким образом, личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность» (рис. 56). Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем.

Рис. 56. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид» и
«индивидуальность»

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.

Читайте так же:  Как вернуть мужчину после ссоры

Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

При рассмотрении структуры личности в нее обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Кроме этого, некоторые авторы включают в структуру личности такие понятия, как воля и эмоции. Дело в том, что в структуре психических явлений принято выделять психические процессы, психические состояния и психические свойства. В свою очередь, психические процессы подразделяются на познавательные, волевые и эмоциональные. Таким образом, воля и эмоции имеют все основания для того, чтобы быть рассмотренными в рамках психических процессов как самостоятельные явления.

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя, прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека — одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности. Чаще всего мы сталкиваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон — закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе. В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, мы выделяем три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, необходимо иметь в виду, что речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое—психическое—социальное». Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность».

Что значит личность?

Что значит личность?

Личность (с греч. «persona», с нем. «personlichkeit») — маска, роль артиста, внешнее проявление человека, производимое на других людей. Личность – это ядро, сердцевина внутреннего мира человека, неповторимая глубинная природа человеческого существа. Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, которые проявляются в общении, в обществе, в социальном взаимодействии.

[1]

О личности можно говорить, личность можно изучать только при наличии социальной активности индивида, его включённости в социальные контакты.

Более ёмкое и точно отражающее личность определение можно сформулировать так: личность – это нейро-психо-биологическая структура интегрирующая всю совокупность поведения человека. Нельзя отрицать, что в понятии личности должны учитываться как социально-исторические влияния, так и биологические свойства индивида. То, как будет человек воспринимать жизнь, реагировать на события и явления жизни, зависит и от врождённых, наследственных, биологических факторов и от социально обусловленных, приобретённых качеств.

Личность представляет собой продукт социализации, иными словами, психическое человека социализируется и как результат возникает структура личности. Одной только структурой личности психическое, разумеется, не ограничивается. Инстинктивные действия, психическая реактивность человека, базальные структуры адаптации, способность к формированию тех или иных навыков и т.д. существовали бы и без социализации. Личность человека является неким интегрирующим элементом, регулирующим поведение в социуме, обеспечивающим своеобразную приспособленность к социуму, уникальную и характерную только для данного человека.

Читайте так же:  Понятия личность индивид развитие

В концепции личности можно описать структуру которая включает: мировоззрение, мировосприятие, субъективация себя, практика себя, ролевые отношения, нейро-биологический уровень, направленность личности.

Личность по сути является сложным поведением, структурированным в соответствии с требованиями социальной среды. Это поведение подкрепляется внутри самого себя, обеспечивается различными структурами и прежде всего мировоззренческим базисом. Особенностью поведения человека является необходимость обоснования (объяснения) своего поведения. Объяснение собственного поведения формирует когнитивный базис этого поведения (мировоззрение). Здесь важную роль играют различные традиции, религии, культуры и концептуальные модели принятые и развитые в обществе. Полного совпадения между поведением и его объяснением со стороны человека некогда не достигается. Данное несоответствие является движущей силой, модифицирующей поведение, с одной стороны, и предметом тематики объяснения (обоснования), с другой.

Кроме мировоззренческого конструкта, конституирующего жизнь человека, также заслуживает внимания и феномен мировосприятия, под которым понимается специфика личностной апперцепции. Апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного лица, от общего содержания, направленности и других личностных особенностей его психической деятельности. Особенности мировосприятия того или иного человека определяют спектр воспринимаемой им информации. Человек не может и не имеет нужды воспринимать (рефлексировать) все жизненные процессы, все нюансы своего существования, каждую составляющую своего поведения. В поле зрения явления попадают весьма избирательно, только часть из них выделяется на общем фоне происходящего. То, какие фигуры выделяются из общего фона, зависит не от свободного выбора человека, а от специфики его внутренней организации. Всё это определяется нюансами имевшей место в процессе формирования личности и латентно продолжающейся всю жизнь социализации.

“Субъективация себя”– это процесс самоидентификации, то есть отождествления себя с той или иной концепцией, ролью, системой ценностей, с другой стороны – она представляет собой отрицание каких-то форм поведения, которые кажутся человеку не отвечающими его природе, поведенческой ориентации, системе убеждений.

“Практика себя” – это использование тех или иных так или иначе принятых в обществе форм поведения. Этот механизм закрепляет у человека используемые им формы поведения посредством подкрепления действием положительного подкрепления.

Техники себя” которые проблематизируются (“субъективация себя”) и разрабатываются (“практики себя”) человеком, не являются его собственным эксклюзтвным изобретением, хотя и носят определённые индивидуальные черты. Материал для этих “техник себя” человек получает из своей культурной среды.

Именно это позволяет отнести все указанные феномены к феноменам социализации, которые в принципе наиболее существенны для периода детства и юности, но в целом продолжаются, хотя и в менее явных формах, и в последующие периоды жизни.

Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествлённые, я-отождествлённые и индивидуальные (сущностные).

Наиболее типичные для человека отношения – я-отождествлённые. Их специфика заключается в самоощущении человека, в его неосознаваемой самоидентификации. Мы просто ощущаем себя мужчиной (или женщиной), сыном (или дочерью), отцом (или матерью), начальником (или подчинённым) и т.д. Эрик Эриксон, один из ведущих теоретиков понятия “идентичность” говорит о человеке в такой ролевой позиции как о человеке, “отождествляющем себя с тем, чем он занимается в данный момент и в данном месте”.

В случае когда полного отождествления с какой-то социальной ролью не произошло, речь идёт о я-неотождествлённой роли. При этом человек может испытывать определённый дискомфорт продиктованный борьбой внутренних реакций. Я- неотождествлённые роли – это такое самоощущение человека, при котором его реакции не являются спонтанными, в том смысле что человек продумывает и принимает сознательные решения реагировать таким образом или нет.

Индивидуальные отношения в жизни человека – это отношения не наполненные содержательностью, они просто есть. Все наши бесплодные стремления обладать истинным знанием, быть искренними, верными, по-настоящему любящими, как это ни парадоксально, безмерно отделяют нас от того, к чему мы таким образом стремимся и что, хотя и не в том виде, как это нам представляется, хранится и может открыться в индивидуальных отношениях. Для “человека разумного”, чем меньше он пытается знать, тем более его существование достоверно, таким он ближе к миру сущего, так как не выделяет себя из него. Однако мы привычно тяготеем к содержательности, к предметам и к их когнитивным представленениям. Игра слов затмевает реальность.

В структуре личности необходимо отдельно обосновать и указать нейро-биологический уровень, как основу, базис, на котором строится вся индивидуально-личностная структура. Собственно вся динамика личностных характеристик и особенностей формируется и воссоздаётся в этом пластичном но определённом от рождения материале. Свойства нервной системы, особенности химических, обменных процессов головного мозга, антропологические характеристики, всё имеет значения для формирования и развития личности. Можно даже утверждать, что таким образом изначально задаётся направление и особенности развития личности, характера, темперамента, способностей.

Одной из ведущих характеристик личности является направленность. В научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность личности всегда социально обусловленна и формируется в процессе воспитания. Наиболее ярко характеризуют направленность личности её интересы, идеалы, убеждения, мотивы.

Время формирования личности

Исходя из понимания личности как интегрирующего фактора регулирующего поведение человека в социуме, — считается, что о появлении личности можно говорить в возрасте около 3 лет. Именно в это время возникает самоидентификация, самоосознание себя как отдельного существа в мире. Но здесь мы можем говорить лишь о начальном формировании задатков личности, которая будет формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Личность человека не статична, она меняется и трансформируется в различные периоды времени в течении всей жизни.

Различные определения понятия личность

§ Личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях ( А.Н. Леонтьев).

§ Личность – «живой человек из плоти и крови», вплетенный во множество отношений к миру; эпицентр «взрывных» изменений бытия; бытие, переходящее в идеальную форму ( С.Л. Рубинштейн).

§ Личность – субъект жизни: активный, ответственный, обладающий способностью к временной регуляции жизни и разрешению жизненных противоречий (К.А. Абульханова)

§ Личность – общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А.Ганзен).

§ Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон).

Читайте так же:  Самооценка деятельности учителя

§ Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев).

§ Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский).

§ Личность – человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

§ Личность есть формирующуюся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом (Ю.В. Щербатых).

§ Личность — это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.(М.Н. Щербаков)

Человек — самое непостижимое явление из всего существующего в мире и наиболее интересный предмет для себя самого. Он представляется существом многосторонним, многомерным и сложно организованным. Понимание сущности человеческой субъективности возможно только с позиций целостного, системного и историко-эволюционного подходов. В отечественной психологии традиционно утвердились три основные понятийные категории, отражающие три аспекта существования человека: «индивид», «личность», «индивидуальность». Наиболее последовательно такое различение проведено в работах А.Н.Леонтьева.

  1. Человек как индивид предстает в своих природных, биологических особенностях, т.е. как существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ его жизни, его психологии.

Человек как индивид — это природное существо, испытывающее так называемые органические потребности:в пище, тепле, отдыхе и т.д. Форма, строение, функционирование человеческого тела есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. Н.А.Бердяев, русский религиозный философ, писал: «Человек— есть принципиальная новизна в природе. Тело человека— культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека».

[2]

Даже человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных: они удовлетворяются иными предметами, иными способами, являются культурно обусловленными. Принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. В основе понятия «индивид», согласно А.Н. Леонтьеву, лежит факт неделимости, целостности и особенности каждого человека, возникающих уже на ранних ступенях развития жизни. «Индивидом рождаются».

  1. Личность — одна из базовых категорий психологической науки и одно из наиболее широко применяемых понятий. Традиционно в психологии в это понятие вкладываются представления о наиболее развитом уровне человеческой субъективности. Реальность, которая описывается термином «личность», проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.

Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.

    • Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение собственных характеристик человека с содержанием роли, которую он исполняет.
    • Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.

    Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. В отечественной психологии эта теория подвергается резкой критике. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях. Однако личность— это именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Личность — это не структура ролей, а человек, жизнь которого не сводится к исполнению заданных ролей.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Обобщая многообразие взглядов на природу и механизмы личностного развития, можно выделить некоторые общие моменты:

      1. личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех общественных по своей природе отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся;
      2. личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязан с другими людьми. А.Н.Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы;
      3. сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору;
      4. личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
  1. Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
  2. Источники


    1. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2014. — 915 c.

    2. Отсутствует Сложности любви. Кризис семьи / Отсутствует. — М.: АВТОР, 2016. — 794 c.

    3. Герхардсен, Э. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье / Э. Герхардсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 205 c.
    4. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.
    5. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
    Что включает в себя понятие личность
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here