Деструктивное поведение молодежи

Самое важное по теме: "деструктивное поведение молодежи" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Деструктивное поведение современной молодёжи

29 января на рабочем заседании с проректором Российского университета транспорта (МИИТ) по социальной и молодёжной политике Михаилом Владимировичем Клёновым помощник ректора по безопасности Иван Николаевич Савельев выступил перед собравшимися с обзором деструктивных видов поведения в молодёжной среде.

В первую очередь было упомянуто о недавней трагедии в Керченском политехническом колледже, когда восемнадцатилетний Владислав Росляков совершил крупнейшее по числу жертв массовое убийство в учебном заведении в истории современной Европы и покончил с собой. Тогда погиб 21 человек, 67 человек пострадали. Предположительно Росляков подражал двум молодым убийцам, напавшим в 1999 году на школу «Колумбайн», округ Джефферсон, штат Колорадо, США. На это указывает применение огнестрельного оружия и взрывчатки с последующим самоубийством. К сожалению, это далеко не первое подражание событиям десятилетней давности. Сперва волна нападений и убийств в учебных заведениях прокатилась по США и Канаде, позже дошла и до России. Чётко определённые и однозначно ясные причины такого поведения назвать трудно. Это целый комплекс психологических и социальных проблем, решить которые цивилизованному обществу ещё только предстоит.

Далее были упомянуты так называемые «группы смерти» – сообщества в соцсетях, которые, как утверждается, способны довести их участников до самоубийства посредством игры. Первые сообщения о таких группах появились в 2016 году. Наиболее известные сообщества носят названия «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Млечный путь», «NaN» и «F57». Игра проходит в форме квеста, когда финальным звеном цепочки различных заданий должно стать самоубийство. Задания участникам дают «кураторы», которые действуют с поддельных аккаунтов. Несмотря на то, что сам факт существования подобной игры с определёнными правилами и организаторами документально не подтверждён, реальные жертвы этого явления уже зафиксированы.

Ещё одним опасным явлением Иван Николаевич назвал распространение криминальной субкультуры АУЕ («арестантский уклад един», «арестантское уркаганское единство»). Это неформальное и разрозненное сообщество молодых людей, чаще несовершеннолетних, которое пропагандирует тюремные понятия и воровской образ жизни. В большинстве случаев это чисто идеологическое движение, члены которого редко доходят до нарушения законодательства, останавливаясь на сборах «общака», запугивании или наоборот, обещаниях защиты. Тем не менее за всё время существования данной субкультуры её представители множество раз участвовали в реальных правонарушениях, включая вымогательство, разбой, нападения на сотрудников полиции, мошенничество и убийство. К сожалению, наш университет не избежал влияния этого движения. Было зафиксировано два случая агрессивного поведения, в Медицинском колледже и в ИПСС. В одном из случаев члена АУЕ, а это была девушка, руководство вынуждено было исключить.

Конечно, правительство не закрывает глаза на возможные угрозы жизни и здоровью граждан Российской Федерации. 28.12.2018 Президентом В.В. Путиным был утверждён «Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы», копии которого были розданы участникам заседания. Руководство РУТ (МИИТ) тоже не стоит в стороне и уделяет большое внимание пропаганде традиционных духовно-нравственных ценностей, проведению воспитательной работы и культурно-просветительских мероприятий. Но тот же упомянутый выше Комплексный план в пункте 4.3.5., например, предполагает разработку методик своевременного выявления идеологии терроризма в образовательных учреждениях только на 2020 год, а внедрение их на 2021, в то время как трагедия может произойти в любой момент.

Внедрение развёрнутой программы на государственном уровне требует времени, это понятно. Заместители директоров институтов по социальной и молодёжной политике ведут ежедневную работу со студентами. Но проблемы, ведущие к трагедиям, обычно находятся так глубоко в головах и душах, что их не всегда способны заметить даже родители. Наша безопасность зависит только от нас. Никакая государственная программа не поможет, если каждый из нас не будет бдителен, внимателен к окружающим, просто участлив и добр. Ни для кого не секрет, что деструктивным идеологиям подвержены в первую очередь люди одинокие, лишённые внимания и любви, разочарованные в жизни. Не обязательно кидаться им на шею с предложениями вечной дружбы. Достаточно не унижать, не игнорировать, поддерживать простые человеческие отношения. Потому что бдительность поможет устранить пакет с бомбой в метро, а добро не позволит его даже заложить.

Поэтому если вы заметили странное, чрезмерно замкнутое или регулярно агрессивное поведение кого-либо из окружающих, не стесняйтесь обратиться к заместителю директора по социальной и молодёжной политике вашего института или помощнику ректора по безопасности Ивану Николаевичу Савельеву (каб. 1226). Это не ябедничество. Вы таким образом можете уберечь от беды себя и окружающих.

Деструктивное поведение молодежи

Одним из психологических факторов вовлечения молодежи в деструктивные объединения является отклоняющееся поведение, которое отклоняется от социальных норм поведения.

«При неблагоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникать самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения. Как известно, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонение корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа» Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.-25..

Итак, имеются три типа отклоняющегося поведения: корыстного, агрессивного и социально — пассивного типа.

Корыстный тип. «К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением незаконным путем получить материальную, денежную и имущественную выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество и т.п.)»Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. Стр.9.

Агрессивные. «Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганства, побои, изнасилование, убийство). Социальные отклонения корыстного и агрессивного типа могут носить как вербальный (оскорбление словом), так и невербальный характер (физическое воздействие) и проявляться на уровне как докриминогенном, так и посткрименогенном. То есть в виде проступков и аморального поведения, вызывающих моральное осуждение, и в виде преступных уголовно-наказуемых действий » Там же.

Социально — пассивный тип. «Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении к отказу от активной жизнедеятельности, уклонении от своих гражданских обязанностей, долга, нежелание решать как личностные, так и социальные проблемы. К такого рода проявлениям можно отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество, употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции — самоубийство, суицид»Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. Стр.9.

Читайте так же:  Запоры при болезни паркинсона

Все три типа отклоняющегося поведения мы наблюдаем в молодежных деструктивных субкультурах. Агрессивный тип наблюдается в готике и, более выражено, в эмо культуре. Подростки шантажируют своих родителей попыткой нанести себе увечья или совершить суицид, тем самым психологически подчиняя себе взрослых путем страха, добиваясь от них молчания и невмешательства в свой образ жизни и выкачивания денег.

Агрессивные тип характерен для всех субкультур деструктивного характера, так как эмоциональная агрессия и оскорбления имеют своей целью подавление психики и психологического барьера своего оппонента. На вопрос или обсуждение их мировоззренческого движения в субкультуре всегда происходит ответная реакция агрессии. И нередко, чтобы отстоять свои асоциальные позиции, культисты прибегают к оскорблениям и невербальным действиям.

[2]

Более широкий тип — социально-пассивный — в наше время, определяет такое чрезвычайно опасное явление, как суицидальную наклонность у подростков. Как известно, Россия занимает 3 место по суицидам — 50000 суицидов в год, и в основном это подростковые суициды. «Россия уже давно занимает прочную позицию в третьей группе с показателем 39,3 (для 2000 года) и 39,7 (для 2001 года), 32 (2005 г), 30 (2006) и 29 (2007).

Как сообщил Интерфаксу Б. Положий, руководитель Научного центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, «каждый год в России от суицида гибнет больше людей, чем в дорожно-транспортных происшествиях. В 2006 г. 42 855 человек покончили с собой в России. В 2007 году вследствие самоубийств в стране погибло 41 329 человек — это население небольшого города»http://www.popsy.ru/books/statistic.php.

Подростки лишают себя жизни стремясь уйти от ответственности в активной социализации общества и не желая участвовать в своем личностном развитии. Подросток, замкнувшись в субкультуре и в самом себе, а точнее — в созданных для себя определенных рамках, при столкновении с социумом не имеет возможности адаптироваться, встроиться в социум и у него происходит психологический срыв и суицид.

Стоит вопрос, в чем причина такого поведения, почему молодежь идет в деструктивные культы, и когда именно начинаются и проявляются предпосылки отклоняющегося поведения. Сам процесс асоциального поведения является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушения процесса социализации, которые выражаются в детско-подростковой дезадаптации в самом раннем возрасте. Проявление детско-подростковой дезадаптации начинается с затруднительного усвоения социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семья, школа, друзья или коллектив и т.п.), которые являются институтами социализации в обществе.

Одной из существенных причин отклоняющегося поведения является различие в оценках негативных проявлений в социуме. На таблице видна эта оценка распространенности негативных явлений в среде старшеклассников со стороны разных категорий респондентов.

Употребление спиртных напитков

Нарушение общественного порядка

Мнения учащихся, учителей и родителей имеют значительное расхождение. Благодаря таким расхождениям во взглядах на проблему, нет возможности оценивающе подойти к ней и вместе начать взаимодействие по ее решению.

А.И. Захаров, детский психотерапевт Санкт — Петербурга установил, что до 42% детей дошкольного образования страдают теми или иными психосоматическими проблемами и нуждаются в помощи психоневрологов и психотерапевтов. Поэтому следующей причиной, почему молодой человек идет и увлекается деструктивным культом и начинает в нем становление своей личности является то обстоятельство, что родители в раннем возрасте мало уделили своему ребенку внимания. К большому сожалению, мы это часто наблюдаем среди большинства семей: вначале детей отдают в детский сад, а затем — в подготовительное дошкольное отделение. Родители отказывают ребенку в помощи в социализации в семье, оставляя его взросление на детсад, где он проходит свой путь социализации среди таких же детей, родители которых объясняют такое положение недостатком времени, тем самым отдаляют их от себя. Такие качества, как любовь к матери и отцу, уважение, почтение к старшим и другие подобные закладываются в этом раннем возрасте, а психологическое развитие ребенка, если он воспитывался в семье, бывает намного качественней и стабильней.

К следующей, более серьезной причине, влияющей на увлечение подростка асоциальным объединением, относится психосоциальная дезадаптация подростка. Делится она на три вида — устойчивые, временные и неустойчивые формы.

«Устойчивые формы психосоциальной дезадаптации могут возникнуть за счет таких индивидуально-психологических особенностей, как акцентуации характера, неадекватная самооценка, нарушение эмоционально-волевой и эмоционально-коммутативной сферы (недостаточная эмпатия, расторможенность, либо патологическая застенчивость и т.д.)»Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. Стр.11.

Эти устойчивые формы возникают при первых шагах включенности подростка в субкультуру, которая даст ему забвение в своих несовершенствах, и тем самым делая их патологическими и более устойчивыми. Если на первых этапах дошкольного возраста ему не было уделено достаточного внимания со стороны родителей, в этой ситуации практически невозможно обойтись без помощи специалиста.

К временным неустойчивым формам психосоциальной дезадаптации, прежде всего, относятся психофизиологические особенности подросткового развития. Эти кризисные периоды подростка весьма сложны и требуют осмотрительного к нему подхода со стороны родителей в решении возникающих проблем.

«Как известно, в подростковом возрасте переживается как бы глобальный психологический и психосоциальный возрастной кризис, связанный с ускоренным и неравномерным развитием костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, «эндокринной бурей», сопровождающей половое созревание, стремлением к общению со сверстниками и самоутверждению, вызванный процессом активного формирования самооценки и самосознания, автономизацией от взрослых и конфликтностью со взрослыми, повышенным интересом к вопросам пола и т.д.»Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. Стр.11.

Самая последняя и весьма важная — это временная форма, когда подростку требуется большая педагогически тактичная помощь родителей, взрослых и учителей. Подросток в это время находится под большой психосоциальной дезадаптацей, вызванной различными конфликтными ситуациями в школе, дворе со сверстниками, дома с родителями, переживаниями и страданиями первой влюбленности. Для подростка важно в этот момент внимание, и, возможно, следует применить психосоциальные и психотерапевтические техники по коррекции самооценки и самосознания, нейтрализации отрицательных установок. Если в этот период не будет оказана психологическая помощь, подросток будет искать ее на стороне. Семью заменит ему его субкультура, которая создаст миф или иллюзию и заставит забыть о наболевших проблемах, сформирует из него нового человека и потом изрыгнет вон как ненужный элемент. Оставшись без иллюзорной семьи и потеряв психосоциальную семью, подросток выбирает суицид как выход из сложившейся проблемы.

Читайте так же:  Лечение сдвг у детей

Однажды на одном из родительских собраний на вопрос к родителям, сколько в день они уделяют времени ребенку, самое большое время было названо равное 20 минутам. Для предотвращения развития отклоняющегося поведения подростка в раннем возрасте, в дошкольном и школьном нужно уделять больше внимания ребенку, иначе он будет развиваться вне социума, и психосоциальная дезадаптация необратима.

Конкретные проявления социальной дезадаптации — это пропуски уроков, конфликты с учителями и одноклассниками, выбор для себя отделенной группы. Формируется негативное отношение к труду и жажда получения всего без затраты сил, или же наоборот, полное отчуждение от трудовой социализации и замыкание в себе и культе. В этот момент подросток становится особо опасен для себя и своего физического здоровья.

«Социальная реабилитация и коррекция социально-запущенных подростков с деформированной системой ценностно-нормативных представлений особенно трудоемкий и редко приводящий к успеху процесс»Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением.- М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1999. Стр.12.

Профилактика деструктивного поведения личности несовершеннолетнего

311

Данная статья посвящена описанию и анализу профилактики деструктивного поведения подростков как основы для разработки превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Раскрываются причины, влияющие на деструктивное поведение личности несовершеннолетнего. Приведено содержание превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Тип: научная статья

[1]

Ссылка для цитирования

Подростковый возраст — самый сложный период в жизни человека. Личностная нестабильность подростка порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Одним из проявлений нестабильности является деструктивное поведение.

Социальная психология | Бочавер А.А., Хломов К.Д., Корнеев А.А., Жилинская А.В.

К вопросу о деструктивном поведении у подростков

Аннотация: в статье представлен анализ специальной литературы по проблемам деструктивного поведения. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль различных факторов в их возникновении (наследственная предрасположенность, стрессовые ситуации, особенности семейного функционирования). Рассматриваются негативные последствия деструктивного поведения у подростков – дисфункциональные отношения со сверстниками и семьей, формирование суицидального и зависимого поведения, снижение уровня качества жизни, развитие психопатологических расстройств.

Введение. За последние десятилетия в России глубокие социальные изменения заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточного внимания. Один из них – деструктивное поведение человека.

Социально – экономические изменения, наиболее ярко проявившиеся в ХХ веке, не могли не вызвать и определенные последствия: все увеличивающаяся напряженность общества, рост национальных и этнических конфликтов, локальные войны порождают в людях агрессивность и неуверенность в будущем. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивное поведение в настоящее время представляет угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.

Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, т.к. в стране, находящейся в условиях затянувшегося процесса трансформации, практически не существует общепринятой системы ценностей, которые сдерживали бы разрушительные тенденции. Кроме того, ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, связанные с отсутствием перспектив, способствуют росту деструкций.

Необходимость исследования назрела еще и потому, что в период становления информационного общества значительно возрастает степень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивного поведения могут быть совершенно непредсказуемыми.

Целью исследования явилось проведение аналитического обзора специальной литературы по проблеме деструктивного поведения среди подростков.

Видео (кликните для воспроизведения).

Материал и методы. Проведен тщательный анализ специальной литературы (монографии, научные статьи, учебники и учебные пособия) по проблеме деструктивного поведения у подростков.

Результаты исследования. Анализ специальной литературы позволил установить, что деструктивное поведение подростков является одной из центральных психологических проблем современной науки. Подростковый возраст – самый сложный период в жизни человека. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного. Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки, которые часто могут переходить в крайности. Одной из таких форм проявления нестабильности является деструктивное поведение [6, 7, 9].

Условия становления личности современного человека изменились принципиально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Деструктивное поведение наносит не только популяционный ущерб, но и урон вследствие негативной социальной значимости этого явления для семьи, школы, общества в целом.

Следует отметить, что феномен деструктивного поведения недостаточно исследован в науке. Даже сами понятия «деструкция», «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка заканчивается простым переводом термина.

В основу настоящей работы положен подход к определению деструктивного поведения, данное В. А. Никитиной о том, что деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от социальных и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции [3].

К устойчивому деструктивному поведению индивида, последовательно нарушающему сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в человеческой общности, к которой принадлежит он сам, некоторые авторы относят девиантное поведение [3, 7].

Анализ понятий «деструктивное поведение», «девиантное поведение» и «агрессивное поведение», позволяет сделать вывод, что главной особенностью деструктивного поведения является его независимость от норм и отсутствие конструктивного аспекта, что, собственно, отражено в самом обозначении данного вида поведения: деструктивность противоположна конструктивности. Еще одна особенность состоит в том, что готовность к деструктивному поведению предполагается, но не является установленной и изученной.

Для деструктивных подростков характерны такие особенности эмоционально-волевой сферы, как повышенная тревожность, дефектность ценностной системы, особенно в области целей и смысла жизни. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет общение таких подростков с окружающими и создает значительные сложности при их воспитании [2, 6].

Подростки с асоциальной агрессией существенно отличаются от своих более успешных в социальном плане сверстников. Они чаще и более непосредственно и брутально выражают свою агрессию. Агрессивные подростки, нарушающие законы, не доверяют окружающим, избегают ситуаций, в которых они могут оказаться в эмоциональной зависимости. Они менее доброжелательно относятся к сверстникам, практически не чувствуют вины за агрессивное поведение, подчиняются больше внешним, а не внутренним ограничениям. Такие подростки действуют практически во вред себе, так как в результате своих действий лишаются привязанностей и попадают под жесткий контроль представителей власти, к которым не испытывают ни доверия, ни уважения [4, 6, 11].

Читайте так же:  Кризис четырех лет

Мотивы собственного поведения могут осознаваться подростком, но чаще совершение деструктивных поступков побуждается и поддерживается бессознательными тенденциями. Психологической целью деструкций может быть как причинение страдания и вреда жертве, так и достижение иных результатов.

Наиболее распространенными целями деструктивного поведения могут быть: причинение ущерба; доминирование, власть над другим человеком; получение материальных благ; аффективная разрядка, разрешение внутриличностного конфликта; самоутверждение, повышение самооценки, сохранение самоуважения; защита от реальной или воображаемой угрозы и страдания; отстаивание личностной автономии и свободы; завоевание авторитета в группе сверстников; удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей; привлечение внимания [2, 7].

Также увлечения у подростков могут лежать в основе нарушений поведения. Это происходит или в силу чрезмерной интенсивности хобби, когда ради него забрасываются учеба, работа, все дела и даже ставится в опасность собственное благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального содержания самих увлечений [8, 10].

Уровень вовлеченности в деструктивную деятельность зависит от многих личностных особенностей подростка и от семейных установок и микроклимата, в котором он воспитывается, от уровня терпимости социума, от законодательной базы, предусматривающей ответственность несовершеннолетних за правонарушения [4, 12].

Таким образом, деструктивное поведение подростков является не однородным феноменом, а имеет различные внутренние и внешние причины и зависит от возрастных особенностей, индивидуальных целей, причин, обусловливающих его возникновение.

Выводы. В настоящее время во всем мире резко изменилась ситуация развития детства. Напряженные социальные, экономические, демографические, экологические проблемы обусловливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности, склонности к деструктивному поведению.

Спецификой деструктивного поведения в подростковом возрасте является опосредованность подростка групповым ценностям. Группа, в которую он включен, может порождать следующие формы аутодеструкции: наркозависимое поведение, самопорезы, компьютерную зависимость, суицидальное поведение.

Все рассмотренные формы деструктивного поведения отвечают таким критериям девиантности, как ухудшение качества жизни, снижение критичности к своему поведению, когнитивные искажения (восприятия и понимания происходящего), снижения самооценки и эмоциональные нарушения.

Влияние СМИ, семьи и общества на деструктивное поведение подростков

психологические науки

  • Максимова Ольга Александровна , преподаватель
  • Российский Государственный Гуманитарный Университет
  • ДЕСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  • ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
  • МОЛОДЕЖЬ
  • ИНТЕРНЕТ
  • ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Похожие материалы

Молодые люди считают, что глобализация позволяет полнее раскрыться молодому человеку, расширить свой кругозор, получить доступ к любой информации, повысить свой культурный уровень, а также дает возможность улучшить свое материальное благосостояние. Следует также отметить, что более 20 процентов опрошенных не интересуются и не знают, что такое глобализация и как она влияет на жизнь простых людей. У них своя жизнь и их мало волнуют проблемы развития общества и процессы, происходящие за пределами их личного внутреннего мира.

Давайте рассмотрим основные ценности для современного молодого человека. Как же происходит социализация молодежи и формирование их мировоззрения?

Реальную основу и содержание жизни современной молодежи составляет ее частная жизнь, с ее проблемами, развлечениями и саморазвитием. Относительно благополучная молодежь тяготеет к либерально – патриотическим, неблагополучная – к социалистическим ценностям(2).Новые условия жизни в эпоху глобализации диктуют свои правила для современной молодежи.

Выделим основные черты, характеризующие ценности и социализацию молодого поколения:

  1. Снизился уровень духовной культуры. Этому способствуют перемены происходящие в современной семье, которая претерпела свой первозданный облик и предназначение.(1).
  2. Разрушается иерархия социокультурных ценностей. Забывается значение для молодого человека духовного и народного искусства, народной музыки и народного эпоса. Предпочтение отдается другим течениям и направлениям в современной музыке и литературе. Этому активно способствуют интернет, кино и литература.
  3. Образцом для подражания на первый план выходит потребитель, бездуховный человек, который порой беспощаден. Этот образ молодым людям насаждает интернет, телевидение и СМИ, где присутствуют эпизоды и сцены насилия и жестокости. Такую же роль выполняют и видеоигры.
  4. Молодежь ориентируется на успешных людей способных зарабатывать и тратить баснословные суммы денег на приобретение различных материальных благ. Большинство молодых людей готовы жертвовать своим временем, дружбой, семьей ради карьерного роста и высокого уровня зарплаты
  5. Героем нашего времени для молодежи и образцом для подражания выставляется эгоистичный, циничный человек, готовый ради достижения своих целей идти на любые жертвы и совершать самые неблаговидные поступки.

[3]

Девиз «Один за всех и все за одного» ушел в прошлое. Теперь каждый сам по себе и каждый сам за себя.

Огромную роль в социализации личности играют СМИ. Правда им все тяжелее конкурировать с интернетом и телевидением. Молодые люди перестали читать печатные издания, им более комфортно от чтения с электронных носителей. Теперь проще не читать и анализировать, а получать уже готовые тексты в сжатом виде. Все это позволяет оказывать влияние на сознание и умы молодежи, что в конечном итоге способствует социализации молодежи и воспитанию будущего жителя глобального пространства, сформированного под воздействием всемирной глобализации.

Глобализация приносит благо многим людям планеты, но не надо забывать, что она создает много проблем. Самая главная проблема для любого государства воспитать гражданина и защитника Отечества. Наша с вами безопасность и государства в целом зависит от людей, его населяющих, а в первую очередь от семьи. Семья образует фундамент нашего государства. Какая будет у нас семья, такую личность мы и воспитаем. Социализация молодого человека происходит в семье и под воздействием СМИ.

Современное общество находится на новом витке своего развития. Глобализация ведет к формированию общих и единых моделей поведения людей. Современное российское общество стремится к сближению с западными моделями социального поведения. Решая социально-экономические и политические проблемы у нашего общества, появляются и выходят на первый план социально-психологические и личностные проблемы людей.

Постараемся в своей работе раскрыть социально-психологические особенности индивида и их взаимосвязь с новыми социальными условиями. Для этого обратимся к исследованию социальной стороны личности. Структура социального характера включает психосоциальные черты, формирующиеся у личности, зависящих от существующих социально-исторических условий. Обратим свое внимание на социальную и культурную жизнь и их атрибуты – индустрию развлечений, проблему свободного времени, рекламу, поведение потребителей, современные СМИ, интернет, телевидение. Появилась идея формирования единого стиля жизни, присущую всем жителям планеты. Для этого выделим три ключевых фактора формирования нового общества:

  1. Потребительская ориентация рынка: формирование искусственных потребностей у личности, влияние на чувства и эмоции потребителей.
  2. Внедрение в нашу жизнь новых цифровых технологий для расширения границ пространства и времени.
  3. Суггестивное влияние на человеческое поведение, чувства, вкусы людей, манипулирование и внушение.
Читайте так же:  Введение в системную семейную психотерапию анна варга

Рассмотрим психосоциальные черты современной личности.

Список литературы

  1. Симонович Н. Е. Девиантное поведение и его последствия для человека В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 584 – 592.
  2. Симонович Н. Е. Инновационные подходы к образованию В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 312.
  3. Симонович Н. Е. Влияние статуса и позиции личности на ее социальное самочувствие В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 186-187.
  4. Симонович Н. Е. Проблемы одиночества личности в интернет – пространстве: психологические особенности В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 188 – 189.
  5. Симонович Н. Е. Проблемы увеличения продолжительности и качества жизни людей: психологические аспекты В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 183-184.
  6. Симонович Н. Е. Социально – психологические особенности студенческой молодежи В сборнике: Обучение и развитие: современная теория и практика Материалы XVI Международных чтений памяти Л. С. Выготского. 2015. С. 592 – 594.
  7. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Особенности оценки рисков и роль мотивации в период кризиса Москва, 2016.
  8. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Принятие решений в условиях риска: психологические аспекты Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 18. С. 23- 29.
  9. Симонович Н. Е., Киселева И. А. Проблемы социальной безопасности человека в современном обществе Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 44. С. 48 – 52
  10. Киселева И. А., Симонович Н. Е. Роль мотивации в жизни людей Аграрное образование и наука. 2016. № 3. С. 14.
  11. Симонович Н. Е. Ожидание как социальный регулятор будущего социального самочувствия людей В сборнике: Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры Материалы XII Международных чтений памяти Л. С. Выготского. Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ,, Российский государственный гуманитарный университет” (РГГУ), Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского. 2011. С. 48-49.
  12. Симонович Н. Е. Психология личности в информационном обществе В сборнике: Психология сознания: истоки и перспективы изучения материалы XIV Международных чтений памяти Л. С. Выготского: в 2 томах. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО “Российский государственный гуманитарный университет”, Институт психологии им. Л. С. Выготского, Фонд Л. С. Выготского; Под редакцией В. Т. Кудрявцева. 2013. С. 142-144.
  13. Ячменева Н. П., Симонович Н. Е. К проблеме исправления и ресоциализации несовершеннолетних осужденных Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2016. № 2 (4 ). С. 82 – 92.

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

За последние годы можно отметить, что повысилось внимание среди учёных к проблемам детско-родительских отношений. Это обусловлено изменением социальной обстановки в российском обществе — снижение материального уровня семьи, рост разводов, снижение рождаемости, ухудшение состояния здоровья детей и родителей (физического и психического).

На сегодняшний день в России отмечается увеличение разнообразных практик и форм взаимодействия родителей и детей. В результате чего происходит «размывание» принятого образа воспитания и родительства в семье. Можно предположить, что на представление о семье у подростков оказывает влияние уровень эффективности и успешности реализованных родительских практик, которые приняты в семье. Именно в подростковый период происходит обострение кризиса отношений между взрослым и ребёнком. В процессе ситуации развития у подростка изменяются требования и ожидания, которые он предъявляет по отношению к другим. Со стороны окружающих тоже меняются отношения, и требования, предъявляемые к подрастающему поколению. Вследствие чего, молодежь вынуждена приспосабливаться к этим условиям, но результат не всегда успешен.

Развитие ребенка во многом зависит от благополучной ситуации в его семье и адекватного участия родителей в его становлении, как в физическом, так и в нравственном.

Именно семья знакомит ребёнка с традициями, нормами, принятыми в обществе, этот возраст является сенситивным периодом для формирования ценностей и мировоззрений.

«Проблемные», «трудные», «непослушные» подростки — это результат неправильно сложившихся взаимоотношений в их семьях. Отчужденность ребёнка от семьи приводит к повышенной тревоге, внутренней напряженности, неуверенности, страху, неуверенности, чувству одиночества, обиде и пр. В большинстве случаев, подобные переживания могут привести к деструктивным проявлениям в поведении подростков.

Одно из важнейших условий формирования благоприятного климата — это эмоциональное принятие ребёнка родителями (любовь, забота, уважение).

В силу того, что подростки не обладают навыками самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций и выработки стиля без отклоняющихся форм поведения, то они поступают как «принято и модно». Актуальность проблемы состоит ещё в том, что в настоящее время, в информационном обществе высокий уровень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивных действий могут быть совершенно непредвиденными.

Анализ специализированной литературы позволил установить, что условия становления личности современного человека изменились кардинально, в подростковом возрасте формируются своеобразные личностные отношения к себе, к миру, к окружающим людям. Деструктивное поведение имеет негативную социальную значимость для семьи, школы и общества в целом.

Ряд учёных (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, Э. Эриксон) рассматривают подростковой возраст, который включает период жизни с 11 до 15 лет. Этот возрастной период имеет такие названия как «трудный» или «переходный», происходит переход от детства к взрослости. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неустойчивым и нестабильным. Подростку необходимо постоянно адаптироваться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать гормональные изменения. Эти изменения в организме имеют влияние на реакции подростка по отношению к себе и к окружающим, и находят свое отражение в формировании личности. Результат анализа литературы установил, что подростковому возрасту свойственны следующие особенности:

  • эмоциональная незрелость, резкие колебания настроения, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение;
  • соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей;
  • повышенная внушаемость,повышенная чувствительность к оценке посторонних;
  • желание самоутвердиться и стать взрослым;
  • категоричные суждения по отношению к окружающим.
Читайте так же:  Развитие ребенка в год и 2 месяца

В этом возрасте дети менее предсказуемы, они чаще совершают поступки, выходящие за рамки общественных норм. Особенно на это влияют условия формирования личности подростка.

Так, например, в ситуациях, где происходят конфликты с родителями, имеются неудовлетворительные отношения со сверстниками, неадекватный уровень самооценки, может наблюдаться рост асоциальных, деструктивных проявлений в поведении подростка.

Деструктивное поведение у подрастающего поколения является неодобряемым со стороны общества, такое поведение сопровождается негативными эмоциями, тревожными и эмоциональными расстройствами, а также агрессией и депрессией. Большинство учёных рассматривают подростковый возраст наиболее рискованным для развития отклоняющегося поведения.

Необходимо отметить, что на развитие личности подростка оказывает деструктивное влияние семьи. За деструктивным поведением, как правило, стоят искаженная картина мира и асоциальные установки в морально-психологическом плане. Для того, чтобы установка соответствовала поведению, необходимо, чтобы установка личности подростка была чёткой. В случае, если родители воспитывают ребёнка в семье с амбивалентными и слабыми установками, то в результате будет происходить несоответствие между установкой и поведением подростка. Важно отметить значимость такого фактора как ситуация. Если ситуация имеет сильное давление на подростка, то установка может и не сработать.

В результате анализа специализированной литературы можно выделить особенности, характерные деструктивным подросткам: высокий уровень тревожности, агрессии, враждебности, стресса, конфликтности, дефектность ценностной системы, склонность к угрозе жизни, неадекватная самооценка.

Подобные проявления в поведении затрудняют общение таких подростков с со взрослыми и сверстниками, а также создают значительные сложности при их воспитании. Семья занимает одно из центральных мест в структуре ценностей подрастающего поколения. Взаимоотношения в семье в ходе взросления личности меняются. Происходит перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, в результате чего эмоциональная связь с родителями ослабевает. Многие учёные отмечают, что в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми, в частности с родителями. Во многих семьях родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а он, в свою очередь, старается избежать этой опеки.

Поэтому взаимоотношения родителей и детей имеют следующие особенности: не сформированность границ морально-нравственного поведения, повышенная конфликтность, критичность по отношению к мнениям взрослых, изменение характера отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства.

При нарушении детско-родительских отношений повышается степень опасности формирования деструктивного поведения, тревожных и эмоциональных расстройств у подростов, воспитывающихся в данных условиях. Пренебрежение взрослых, их недоброжелательное отношение к интересам ребёнка, всё это может вызвать в нем озлобленность и агрессивно-эмоциональную реакцию. В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.

Подростки в семьях, с нарушением детско-родительских отношений, чаще всего чувствуют себя дискомфортно, они нуждаются в теплых отношениях, защите, желают достичь понимания со стороны родителей к изменениям.

Когда подросток чувствует, что в семье ему недостаточно уделяют внимание, ему не хватает заботы и любви, то у него вступает в силу защитный механизм — отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими, эмоциональная нестабильность, невротические реакции, повышенная уязвимость.

Для подростка деструктивное поведение является адекватной реакцией на ненормальные для него условия (социальные или микросоциальные), в которых он оказался. Важно отметить, что такие реакции подростка, как отказ или протест, являются, как правило, результатом эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. Исследования учёных показывают, что в таких семьях нарушены условия социализации, подросток часто пребывает в стрессовых ситуациях, присутствуют случаи физического и психологического насилия, в некоторых семьях дети вовлечены в преступную деятельность, в результате которого формируется делинквентное поведение.

В качестве вывода можно отметить, что деструктивное поведение свойственно подросткам, которых отклонил социум, у них нарушены взаимоотношения с родителями, с учителями, со сверстниками.

Противоестественно, что в некоторых случаях семья является фактором деструктивного развития личности и социальной дезадаптации. Напротив, семья должна быть фактором эффективной социализации личности и социальной адаптации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Некоторые агрессивные подростки не могут разрешать конфликт иным способом, потому что не имеют знаний и конструктивном решении возникшей трудной ситуации. Важно отметить, что потребность в любви и уважении является для человека одной из главных потребностей. Именно в семье подросток усваивает поведенческие паттерны разрешения различных жизненных ситуаций (деструктивный или конструктивный способ решения проблемы).

Источники


  1. Татьяна Розина Как выйти замуж за иностранца / Татьяна Розина. — М.: Алетейя, Историческая книга, 2015. — 232 c.

  2. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.

  3. Бенард, Черил Без нас вы ничто. Женщины в жизни мужчин / Черил Бенард , Эдит Шлаффер. — М.: Панорама, 2014. — 238 c.
  4. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.
  5. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
Деструктивное поведение молодежи
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here