Деструктивные модели поведения

Самое важное по теме: "деструктивные модели поведения" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Деструктивное поведение человека. Деструктивные формы поведения

Быть может, вы помните еще со школьной скамьи мальчишку, который никогда не слушался старших, плохо учился и не стеснялся приправить свою речь крепким словцом? Скорее всего, он раньше всех начал курить, а в отношениях с родителями у него были большие проблемы. А знаете ли вы, где сейчас этот парнишка? Интересовались ли вы его дальнейшей судьбой?

Вероятнее всего, у него диагностировалось деструктивное поведение. Это означает, что без своевременной психологической коррекции на судьбе его можно было бы поставить крест.

Что такое деструктивное поведение?

Существует несколько научных определений этого понятия. Свои дефиниции дают психологи и социологи, используя привычные им термины. Однако существует одно определение, которое поймет любой человек: деструктивное поведение – поведение разрушительное. В чем же оно проявляется? Что при этом пытается разрушить человек?

Основные проявления деструктивности

Ученые провели множество исследований этой проблемы, ими достаточно хорошо изучены паттерны поведения, которое может классифицироваться как деструктивное. Человека, поведение которого считается разрушительным, отличают следующие черты:

  • агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
  • враждебность при общении;
  • склонность разрушать материальные предметы и вещи;
  • желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
  • неспособность испытывать эмоции и чувства (может быть постоянной, а может появляться лишь время от времени);
  • угроза жизни как чужой, так и собственной.

Мы видим, что разрушительный по натуре человек может причинять вред не только вещам или предметам, но и обществу, и даже самому себе. Получается, что существует несколько видов или форм деструктивного поведения? Да, это действительно так.

Для начала нужно отметить, что различают конструктивное и деструктивное поведение. Первое – созидательно и является абсолютно нормальным для любого здорового человека. Второе же часто оказывается симптомом какого-либо психического отклонения.

В психологии деструктивное поведение человека различается по направленности и характеру проявления. Так, о первой классификации мы уже говорили: человек может адресовать свою разрушительную энергию любому объекту внешней действительности или себе самому. Интересно, что проявления деструктивности не всегда носят отрицательный характер: она может быть частью или началом созидания. К примеру, можно снести ветхий дом, чтобы на его месте построить новый, или остричь длинные волосы, чтобы смоделировать красивую прическу.

Другая классификация деструктивного поведения основывается на характере проявления разрушительности. Выделяют две основные формы:

  1. Делинквентная – к ней относятся поступки, противоречащие правовым нормам, к примеру, нарушения дисциплины, противоправные нарушения.
  2. Девиантная – это поведение, которое противоречит нормам нравственности, к примеру, наркомания и алкоголизм, попытки покончить жизнь самоубийством.

Причины деструктивного поведения

В психологии разрушительное поведение часто называют отклоняющимся. Однако ни одно отклонение не возникает без причины. Что же является тем основанием, на котором складываются первые признаки деструктивного поведения?

Считается, что причина может заключаться в дурной наследственности. У людей, чьи поступки носят асоциальный характер, часто один из родителей проявлял признаки деструктивности. Однако вопрос о соотношении наследственности и среды здесь остается открытым. В семьях, члены которых проявляют деструктивные формы поведения, и воспитание часто бывает соответствующим. К тому же ребенок вынужден постоянно наблюдать асоциальное поведение родителей, что не может не оставить свой след на его психике.

Таким образом, деструктивное поведение детей обусловливается влиянием семьи. В дальнейшем разрушительность становится неизменной спутницей такого человека. В любой ситуации он будет вести себя асоциально, принося вред себе и окружающим. Однако признаки разрушительности могут проявиться и у взрослого вполне здорового психически человека. Почему так происходит?

Еще несколько причин деструктивности

К иным причинам появления разрушительного поведения относятся:

  • психические расстройства — в этом случае деструктивность может быть одним из симптомов;
  • тяжелая соматическая болезнь — человек может понять, что ему нечего терять, и начать вести себя разрушительно;
  • неудачи в личных делах — человек чувствует себя униженным, растоптанным и теряет надежду на улучшение ситуации;
  • пристрастие к алкоголю или наркотикам — иногда это не проявление деструктивности, а ее причина: человек ведет себя асоциально, только находясь в состоянии опьянения.

Профилактика деструктивного поведения

Что же можно сделать, чтобы предупредить разрушительное поведение? Кто этим занимается и какие методы при этом используются? Основная нагрузка ложится на школу и другие учебные заведения. Дело в том, что именно в них существует возможность воздействовать на детей массово. Для этого проводятся специальные воспитательные мероприятия, нацеленные на то, чтобы предотвратить социальное деструктивное поведение.

Но многое можно сделать и силами членов семьи ребенка. Если родители и иные родственники будут поощрять только социально одобряемые поступки, дарить друг другу любовь и тепло, вероятность возникновения поведенческих расстройств у их детей будет очень низкой.

Читайте так же:  Календарь бросающего пить алкоголь

Что было сделано в США для профилактики деструктивности

Интересное исследование проблемы разрушительного поведения было проведено в штате Нью-Йорк. Обычно американских подростков, совершивших противоправные действия, помещают в специализированные исправительные учреждения. Кроме занятий с психологами, там малолетние преступники ежедневно проходят сеансы трудотерапии.

Но такие исправительные заведения содержат только подростков, уже проявивших признаки деструктивности. А что же будет, если поместить их в более здоровую социальную среду?

Вместо исправительных заведений часть подростков отправилась в дома к приемным родителям. Взрослые пары были проинструктированы о методах профилактики деструктивности и обладали соответствующими практическими навыками. Результаты исследования оказались впечатляющими: воспитанники таких приемных семей намного реже в своей взрослой жизни проявляли деструктивные формы поведения.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Даже если у ребенка или подростка уже появились первые признаки деструктивного поведения, его не нужно считать потерянным для общества. При соответствующих методах психологической коррекции все еще можно исправить.

Лекция 12. Деструктивные формы поведения в организации

Контропродуктивное трудовое поведение (CWB)– умышленные действия сотрудников,

которые нарушают нормы, утверждённые в организации и, подвергают угрозе благосостояние организации и её членов.

• Причинение вреда имуществу

• Нецелевое использование информации

• Злоупотребление временем и ресурсами

• Отсутствие на рабочем месте в служебное время

• Низкое качество работы

• Непозволительные словесные действия

• Непозволительные физические действия

Классификация типов CWB

Девиантное поведение на производстве

•Длительное отсутствие во время перерыва

•Намеренно медленное выполнение работы

•Нецелевое расходование ресурсов

Девиантное отношение к собственности

•Ложь относительно отработанных часов

•Воровство имущества организации

•Воровство у коллег

•Угроза благополучию коллег

•Фаворитизм к некоторым сотрудникам

•Соперничество в сфере, не приносящей прибыли компании

Неблагоприятные условия труда

> Ощущение дисбаланса, атрибуция: внешняя/внутренняя ―> Вина/стыд

Вина/стыд ―> Саморазрушительное поведение:

Гнев/разочарование ―> Мстительное поведение:

Индивидуальные различия CWB?

[3]

• Пол (мужчины демонстрируют CWBчаще)

• Локус контроля (внутренний, внешний)

• Стиль атрибуции (враждебность, пессимизм)

• Самоуважение, ощущение полезности

Отдельные виды CWB: воровство

США: до 48% естественной убыли

ЕС: до 28% естественной убыли

• В процессе производства/кража материальных ценностей

Факторы, приводящие к краже:

Факторы на рабочем месте

Климат внутри организации

Ожидаемый уровень честности

Отдельные виды CWB: насилие

США: более 150 тыс. инцидентов в год, более 1000 людей убиты на работе. РФ: .

• Нарушение психологического контракта

• Теории отрицательной личности

• Антисоциальные личности, психопаты

Отдельные виды CWB: сексуальные домогательства

• Якобы случайное прикосновение

• Профессиональные и карьерные преимущества за секс

• Угроза проффесиональному положению

• Угроза действием, принуждение к сексу

• Избегание того, кто пристаёт 46/36

• Призывание к ответу, запрет 38/63

• Физическая самозащите 27/63

• Угроза жалобы 14/52

• Применение средств самозащиты 9/79

• Перемена стиля одежды 6/32

• Разглашение факта домогательтва 6/60

• Предъявление иска 1/40

[1]

Отдельные виды CWB: противодействие обучению

Наставничество, «троянское» обучение

• Боязнь будущей конкуренции

• Не желание тратить время

• Отсутствие необходимых компетенций

Отдельные виды CWB: моббинг/буллинг

Моббинг– негативные коммуникативные, целенаправленные, постоянно повторяющиеся

действия одного человека или группы, направленные против отдельного человека.

ЕС: в 2005 году от моббинга на рабочем месте пострадали 12 млн. человек (8% всего населения)

• Феномен смещённой агрессии («козёл отпущения»)

• Стремление группы принудить участника к соблюдению групповых норм

• Плохо говорят о жертве за его спиной

• Высмеивают жертву перед другими

• Не дают высказаться

• Смеются над физическими недостатками

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• Поручают всё новую работу

• Давят с помощью устных угроз

• Не разговаривают с жертвой

• Критикуют политические или религиозные убеждения

• Изолируют жертву от других

• Дают унижающую работу

Формы (по частоте):

• Между работниками, равными по должности

• Руководитель против подчинённого (завышенные/заниженные требования, контроль,

Деструктивные формы трудового поведения (стр. 1 из 2)

Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара

«Деструктивные формы трудового поведения»

Выполнила студентка группы СЦ-08

Проверила к. соц. н., доцент

В данной работе мы рассмотрим проблему деструктивного трудового поведения работника , что является актуальным для изучения в связи с тем, что такой тип поведения имеет значительные последствия в рамках организации , в частности это снижение темпов производства , конфликты в трудовом коллективе, напряженные отношения между работниками и руководителями и другие. Таким образом данная проблема требует рассмотрения и изучения с целью её понимания и разработкой необходимых мер для улучшения проблемных ситуаций в организации в связи деструктивным поведением ее работников

Деструктивные формы трудового поведения

К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение и его модификации — трудовое, экономическое, организационное, функциональное, коммуникационное, производственное, демографическое, нормативное и девиантное. В них отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение — производная компонента социальной среды, которая преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности. В этом смысле его можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации и приспособления личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума. С другой — активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения являются трудовая деятельность и трудовое поведение [1].

Читайте так же:  Амнезия зе дарк

Трудовая деятельность — это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Здесь ставятся следующие цели:

• создание материальных благ, средств жизнеобеспечения;

• оказание услуг различного целевого назначения;

• разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

• накопление, консервация, передача информации и ее носителей и т.д.

Трудовая деятельность — независимо от способа, средств и результатов — характеризуется рядом общих свойств: функционально-технологическим набором трудовых операций, предписанной рабочим местам функциональной программой; набором соответствующих качеств субъектов, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; определенным способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их реализации; нормативно-алгоритмизированным способом организации, с помощью которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс (организационно-управленческой структурой).

Трудовое поведение — это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации [1].

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

• циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

• маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса в другой;

• поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

• действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

• акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

• спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

• осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

• действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим основаниям: предметно-целевой направленности; глубине пространственно-временной перспективе достижения определенной цели; контексту трудового поведения, т.е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий; методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов; по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д. [1].

Итак, трудовое поведение: отражает функциональный алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности; является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения; выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта; отражает характерологические черты личности работника; есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Во время производственного процесса могут по различным причинам возникать некоторые факторы, приводящие к отклоняющемуся поведению трудящихся. Такое трудовое поведение в социологии труда называют деструктивным, так как оно часто имеет достаточно негативные последствия для организации. Деструктивные формы поведения — это выход работника за пределы статусно-ролевых предписаний, дисциплинарных рамок трудового процесса. Это также несоответствие трудового поведения социальным нормам, принятым в данном обществе, культуре, что вызывает напряженность во взаимоотношениях на производстве [5].

Выделяют следующие причины и мотивы, которые могут привести к деструктивной форме трудового поведения работника в организации :

1. Вынужденность обстоятельствами. Определенные действия в рамках организации могут оказываться действительно или якобы единственно возможными в сложившейся производственной или трудовой ситуации. В то же время именно такие действия принято считать нарушением. При квалификации таких действий, как нарушения со стороны коллектива или администрации фактор вынужденности обстоятельствами может быть более или менее учтен, понят, оправдан.

2. Ограниченность способностей к нормальному поведению (дисциплине). Ради обеспечения организационно-трудового порядка устанавливаются настолько высокие требования дисциплины, что они оказываются выполнимыми либо только отдельными индивидами, либо всеми, но непродолжительное время. Соблюдение всех норм в данном случае нереально, неестественно [4].

Сложность вообще организационно-трудовой дисциплины для человека объясняется тем, что всякое нормальное поведение предполагает некоторые способности с его стороны, например:

а)память (необходимо помнить достаточно большое количество различных норм);

б)внимание (необходимо постоянно контролировать себя с точки зрения соблюдения норм в соответствующей ситуации);

в)воля (необходимо чаще или реже прилагать усилия по «ограничению» собственных желаний соответственно нормам).

3. Неосведомленность. Состояние дисциплины в трудовой организации особенно зависит от такого «простого» фактора, как знание человеком или группой установленных норм, информированность о них.

В отношении людей к дисциплине труда имеет значение не только информированность, но и понимание. Организационно-трудовые нарушения происходят из-за слабой интериоризации (внутреннего осознания и принятия) установленных норм, что в свою очередь связано с недостатком их пропаганды и разъяснения, наглядной демонстрации, личного опыта, убеждающего в их практической значимости.

Многие работники ориентируются на исполнительность, работу исключительно по команде как более простое поведение, освобождающее от необходимости знания всех норм дисциплины труда.

Читайте так же:  Девушка понимает что пора что

4. Социально-сравнительный мотив. Речь идет о ситуации, когда выбор отклоняющегося или нормального поведения детерминируется социальным сравнением.

Во-первых, организационно-трудовое нарушение как вид деструктивного поведения происходит потому, что данный субъект воспринимает определенную норму как не имеющую к нему отношения, распространяющуюся только на других. Проблема действительно часто заключается в том, что недостаточно конкретно определена адресность требований и обязанностей. Во-вторых, несоблюдение норм одними побуждает к их несоблюдению и другими. Единичный его фактор может послужить причиной цепной реакции организационно-трудовых отношений. Всякого рода персональные привилегии в дисциплине труда делают распространенными в коллективе мотивы нарушений типа «так делают все», «так делают другие» и т.д. [4].

Деструктивное поведение человека

В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное поведение или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.

Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.

Содержание

Деструктивная модель поведения

Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

  • внешняя активность (движения, поступки, высказывания);
  • внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

  • вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;
  • не соответствует социальным нормам;
  • приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;
  • выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;
  • связана с отрицательной направленностью личности;
  • развивается в результате отсутствия социальной адаптации;
  • имеет свои собственные индивидуальные черты.

Основу модели разрушительного поведения составляют:

    отсутствие мотивации; неадекватность; дезадаптивность; аутичность; отсутствие результативности.

Деструктивное поведение

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

  1. Духовно-нравственные нормы (общечеловеческие ценности).
  2. Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).
  3. Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).
  4. Организационно-профессиональные нормы (инструкции).
  5. Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Причины деструктивного поведения

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

  • наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);
  • ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);
  • ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);
  • либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

  • делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);
  • девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

  1. Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).
  2. Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).
  3. Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).
  4. Девиантная адаптация (мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).
  5. Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Также деструктивное поведение может выражаться в виде следующих симптомах:

  • агрессивное поведение по отношению к людям;
  • враждебность при общении;
  • склонность к разрушению вещей;
  • желание расстроить уклад жизни близких;
  • отсутствие возможности испытывать эмоции;
  • угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

  • Конструктивная. Человек стремится уладить спорную ситуацию миром, предлагая рабочие решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
  • Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы.
  • Конформистская. Отдельно стоит отметить и этот вид неадекватной и отчасти деструктивной стратегии по ведению конфликта. В этом случае человек легко подчиняется оппоненту, старается избежать неприятного спора и быстрее его закончить, соглашаясь со всем, что ему говорят.
Читайте так же:  Чай успокаивающий нервы

Социально-деструктивное поведение

Социально деструктивное поведение связано с социальной дезадаптацией – отсутствием понимания правил, по которым существует и функционирует человеческое общество. Человек, который демонстрирует деструктивное и асоциальное поведение, не в состоянии найти себя в обществе. Тем самым разрушительный характер его поведения только усиливается. Социально-деструктивные паттерны его поведения могут выражаться следующим образом:

  1. Социальная и личностная дискредитация. Подрыв репутации или авторитета личности. Склонность к критике, осуждению. Открытое оскорбительно-непочтительное поведение.
  2. Конкуренция. Деструктивное поведение может быть вызвано опасением за свои позиции в коллективе, что приводит человека к попыткам самоутверждения через других членов этого коллектива.
  3. Уход от искреннего общения. Личность, демонстрирующая разрушительные паттерны поведения, избегает открытого общения. Вряд ли он сможет адекватно ответить на прямой вопрос «зачем ты ведёшь себя таким образом?»

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Психологи, работающие с детьми, дают несколько советов, которые помогут вырастить полноценную личность, вписывающуюся в социальные рамки:

Чувство долга – конструктивное или деструктивное чувство для личности?

Конструктивная и деструктивная модель поведения в конфликте

Существует три основных модели поведения в конфликте: деструктивная, конструктивная и конформистская. Рассмотрим каждую из них и разберемся, какая модель поведения в конфликте характеризуется пассивностью.

Деструктивная модель поведения в конфликте

Такой вариант поведения в конфликтной ситуации подразумевает, что личность нацелена на расширение спора, унижение оппонента и его точки зрения, а также проявляет недоверие к сопернику.

Иными словами, деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется следующими приемами:

  • запугивание и угрозы («я пожалуюсь начальнику»);
  • унижение и оскорбление партнера («вы не понимаете, о чем говорите»);
  • отрицание авторитета другого человека, постоянные отсылки на свой авторитет («я лучше в этом разбираюсь, чем вы);
  • уклонение от обсуждения конфликта («я не вижу в этом сложностей»);
  • лесть («вы лучше меня разбираетесь во всем, поэтому сами найдете решение проблемы»).

Приемы могут использоваться и более мягкие. Применяются любые способы манипулирования, позволяющие использовать оппонента для достижения личных целей.

Конструктивная модель поведения в конфликте

В конструктивной модели поведения прослеживается желание уладить конфликтную ситуацию, найти приемлемое для обеих сторон решение. Такой вариант отличается доброжелательностью и выдержкой по отношению к сопернику.

В конструктивной модели общение партнеров максимально корректное. Оба нацелены на достижение взаимопонимания и открыто выражают свою позицию. Как правило, при таком подходе проблема устраняется.

Конформистская модель поведения в конфликте

В свою очередь конформистская модель поведения личности в конфликте определяется пассивностью, склонностью к уступкам. При таком варианте человек с легкостью соглашается с точкой зрения оппонента и избегает «острых углов».

Опасность этой модели кроется в том, что оппонент, видя незаинтересованность партнера, может начать проявлять агрессивность. По сути конформистская модель является деструктивной.

Однако этот вариант поведения может иметь и положительный аспект. Такое возможно в том случае, когда причина конфликта носит несущественный характер. В подобной ситуации конформистская модель приведет к скорейшему разрешению спора.

Подводя итоги, отметим, что наиболее желательной и приемлемой является конструктивная модель поведения в конфликте.

Деструктивные модели поведения

Сообщение:#1 Vard » 09 сен 2010, 20:01

Деструктивное поведение – это разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, снижению критичности к своему поведению, когнитивным искажениям восприятия и понимания происходящего, снижению самооценки и эмоциональным нарушениям, что, в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности, вплоть до ее полной изоляции. Деструктивность неизбежно присутствует у каждого индивида, однако обнаруживается, как правило, в переломные периоды его жизни. Прежде всего, это относится к подросткам, возрастные особенности психики которых, в совокупности с проблемой социализации и недостатком внимания со стороны взрослых, приводят к деструктивным изменениям личности.

Под деструктивными изменениями личности следует понимать патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов. Основными формами деструктивных изменений личности являются: патологическая деформация личностных потребностей и мотивов, деструктивные изменения характера и темперамента, нарушение волевой регуляции поведения, формирование неадекватной самооценки и нарушение межличностных отношений.

По моему сейчас такое поведение встречается всё чаще и чаще.

2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 4 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 3 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука.
Читайте так же:  Клубер саморазвитие и личностный рост

Деструктивное мышление и поведение

Сообщение:#2 Vard » 02 июн 2012, 22:55

2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 4 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 3 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 2 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука. 1 штука.

Деструктивное мышление и поведение

Сообщение:#3 Gisher » 03 июн 2012, 15:31

Деструктивное мышление и поведение

Сообщение:#4 Sergio » 03 июн 2012, 16:20

Активность

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Деструктивные формы трудового поведения (стр. 2 из 2)

5. Инновации. Любым существенным изменениям в системе отношений и деятельности людей сопутствует некоторое разрушение их ценностно-нормативного сознания, в том числе происходит девальвация самой элементарной дисциплины. Ее нормы воспринимаются как «пережиток прошлого», не соответствующий новой системе и поэтому теряющий свои значение, категоричность, обязательность.

6. Демонстративное поведение. Еще одна важная причина деструктивного поведения – демонстрация индивидом или группой своей социальной позиции. Отдельный работник не соблюдает какую-то норму дисциплины, поскольку таким образом самоутверждается в некоторых своих личных качествах – творческом мышлении, независимости, смелости. Целая трудовая группа не соблюдает какую-то норму дисциплины, поскольку таким образом выражает протест администрации, готовность и способность к конфликту с ней, нежелание работать на данных условиях.

7. Неучастие в управлении. Людям свойственно неодинаково относиться к собственным и чужим решениям. Часто нормы дисциплины, существующие давно или данные и предписанные сверху, недостаточно уважаются именно потому, что в них отсутствует элемент «личного участия». И наоборот, нормы дисциплины, принимаемые, вырабатываемые самим коллективом, достаточно уважаются, поскольку обладают значением добровольного соблюдения, моральной обязанности, самовыражения и самоутверждения [4].

Существует ещё одна типология деструктивного трудового поведения:

1) Рестрикционизм — сознательное ограничение выработки или замедление темпов работы как способ защиты группы от повышения нормы, снижения расценок, сокращение персонала и т.п. Ограничение регулируется путем группового давления.

2) Избыточная интенсивность труда — нерациональное увеличение темпа работы, удлинение рабочего дня, повышение личных норм, «патологическая одержимость работой» — все это ведет к преждевременному исчерпанию физических, психических, умственных возможностей работника.

3) Некомпетентность — профессиональная неосведомленность, ведущая к некачественной работе.

4) Боязнь самовыражения — страх перед возможностью проявить свои способности, высказать свое мнение. Эта форма приобретает характер тоски, ощущения угрозы. Человек испытывает страх перед новой информацией, что ведет к устареванию знаний и постепенной потере квалификации. Боязнь взять на себя ответственность, принять решение, не надежность в непредвиденных ситуациях.

5) Закрытость личности — отсутствие осознания возможных последствий своего поведения, и как следствие появление деструктивного поведения (производство некачественной продукции, двойная мораль, порча имущества, пьянство, хищения, мошенничество и т.д.) [5].

Мы определили понятие деструктивного трудового поведения и выяснили, что это тип социального поведения , который характеризуется тем, то работник выходит за пределы дисциплинарных предписаний, норм в рамках организации , что может приводит к конфликтам, а также к возникновению напряженности во взаимоотношениях на производстве.

Также были рассмотрены основные типы деструктивного трудового поведения, которые выделяют в зависимости от проявления отклоняющегося поведения и основной его причины.

Мы также определили основные причины и мотивы, которые приводят к деструктивным формам трудового поведения и выяснили таким образом, что такое поведение часто является достаточно обоснованным, тоесть отклоняющееся поведение может быть следствием каких-либо недочётов в организации трудового процесса на производстве или результатом невнимания руководства к проблемам работников.

Также были рассмотрены основные типы деструктивного трудового поведения, которые выделяют в зависимости от проявления отклоняющегося поведения и основной его причины.

1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 401 с.

2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Соколова Г.Н. Экономическая социология: Учеб. для вузов. Мн.: Высш. шк., 1998.

5. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В.А. Ядов, СПб.: Наука, 2006, стр. 47-48

[2]

Источники


  1. Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями / В.Ю. Меновщиков. — Москва: РГГУ, 2011. — 192 c.

  2. Бахадори Ах уж эти супруги! Секрет счастливого брака / Бахадори. — М.: Диля, 2014. — 568 c.

  3. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.
  4. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. — М.: Университетская книга, Логос, 2007. — 244 c.
  5. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
Деструктивные модели поведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here