Диагностика детей самооценка

Самое важное по теме: "диагностика детей самооценка" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Самооценка ребенка

В психологии самооценка ребенка – это возможность малыша самостоятельно дать объективную оценку своим способностям, навыкам, уровню поведения, потенциалу и возможностям. Конечно, оценка малышом себя самого базируется на его реальном положении в социуме и достижениях, однако и от адекватности самооценки напрямую зависит то, настолько успешным будет ребенок.

Такая особенность характера индивида закладывается в нем еще в младенчестве, приобретает определенные черты в детстве и в дальнейшем влияет на образование единой личности, его притязания, успешность в той или иной сфере, социальную адаптацию. Поэтому задача родителей не просто обеспечить малыша всем необходимым, дать ему воспитание и образование, но также и повлиять на адекватное формирование самооценки будущей личности.

Самооценка у дошкольников

Собственно, формирование личности происходит лишь при условии наличия массы разных факторов, которые способствуют ее целостности. Именно к таким факторам относится и самооценка. При этом, она побуждает как взрослого человека, так и малыша соответствовать не только требуемому уровню со стороны социума, но также соответствовать своим личным субъективным представлениям об идеале. Так что адекватная самооценка у дошкольников – это не просто способ увидеть себя со стороны, как можно представить, это более глубокая детерминации и определения места своей личности как целостного субъекта.

Самооценка также играет роль центрального связывающего звена в системе осознанной саморегуляции любого индивида. Она определяет уровень активности, а также мотивационную направленность особи, ее взаимоотношения с другими индивидами, условиям, социумом в целом. Самооценка важна в образовании сложных психологических внутренних связей. Именно ее адекватный уровень позволяет любому индивиду сохранять свою неизменность вне зависимости от перемен в окружающей среде, условиях обитания и социума.

В дошкольном старшем возрасте происходит самая основная часть формирования самооценки – ребенок уже осознает себя как единственную личность, задумывается о своем положении, мотивации, месте в обществе подобных себе. Именно поэтому данный возраст больше других нуждается во внимании со стороны воспитателей и родителей, задача которых заключается в возможном оказании помощи ребенку, чтобы он мог сформировать адекватную самооценку.

Ребенок в этот период. По сути, уже учиться принимать факт собственного существования и всех условий, которые с ним сопряжены. Разумеется, образование полноценной самооценки начинается тогда, когда малыш осознает свои поступки, возможности и поведение наиболее реалистично. В дошкольном же возрасте детям очень свойственно завышать мнение о себе и буквально переоценивать себя. Это связано с тем, что они очень серьезно воспринимают позитивные оценки себя со стороны взрослых, которые являются для них наибольшим авторитетом. Из этого следует, что самооценка ребенка во многом опирается на оценку его личности со стороны взрослого окружения.

Разумеется, позитивные оценки способностей малыша и его успехов оказывают необходимое стимулирование для создания адекватной самооценки, в то время как негативные отзывы и порицание приведут к ее занижености. Вместе с тем, когда самооценка малыша в процессе формируется и приобретает более стойкие формы, она влияет также на критичность его суждений о мнении со стороны, в том числе и взрослых.

Разумеется, большое влияние на создание самооценки ребенка также играют и отношение малыша со сверстниками. Фактически ребенок учиться видеть себя самого со стороны, что достигается посредством обмена между ними своими оценочными действиями. Иными словами, развитие возможности оценки себя и личности, поступков и нормы поведения достигается благодаря тому, что малыш учится оценивать критично окружающих, а затем примерять данную оценку на себе. Разумеется, процесс оценки самого себя в значительной мере тяжелее для дошкольника, нежели критичное отношение к сверстникам. К другим детям малыш более строг и объективен, в то время как самооценка в данном возрасте не совсем адекватна и нередко склонна к завышенному уровню.

Конечно, со временем самооценка устремляется к более адекватному состоянию, ребенок учить быть более реалистом в отношении себя. Но из всего следует вывод, что для формирования нормальной самооценки ребенка очень важна его вовлеченность в то или иное занятие, а также грамотная позитивная оценка со стороны взрослого окружения.

Самооценка младшего школьника

Как уже говорилось, функция самооценки является важнейшей частью, влияющей на формирование личности в целом. Она находит свое отражение в любой области деятельности индивида, влияет на его дальнейшее развитие, уровень притязаний, мотивацию, успешность. Для того чтобы ребенок чувствовал удовлетворение от жизни, то есть ощущение счастья, а также имел приспосабливаемость к преодолению трудностей, он должен обладать положительным мышлением касательно своего потенциала и своих возможностей.

Разумеется, задача родителей состоит в том, чтобы не просто дать малышу воспитание, но также и помочь ему сформировать такой тип мышления, который положительно скажется на его дальнейших успехах. Самооценка формируется в детстве и в ближайшие годы обладает своеобразной «пластичностью», в связи с этим самооценка младшего школьника наиболее существенно поддается корректировке и это тот самый период жизни, когда имеется возможность исправить возможные погрешности в этом механизме психики.

Большую часть развития ребенка занимает именно его общение со сверстниками, на что нужно обратить большое внимание. В процессе контакта с подобными себе, ребенок не только формирует стержневые навыки коммуникации, но также формируется первое понимание межличностных взаимоотношений в целом, нравственности и морали в манере поведения. Более того, стоит отметить, что своим местом в коллективе среди сверстников малыши очень дорожат. И это на самом деле не просто так, ведь психологи отмечают, что именно от успешности взаимодействия с другими детьми, во многом зависит и адекватность последующего формирования самооценки ребенка. Тем не менее. важность этого фактора не исключает необходимости участия родителей и воспитателей в правильном «взрослении» будущей личности.

Интересно также то, что формирование адекватной оценки собственной личности у каждого ребенка развивается индивидуально, однако выделить общие черты можно. В большинстве случаев такие особи обладают определенным авторитетом своих сверстников, при этом им присущ уравновешенный тип характера, наибольшая инициатива в коллективе, общительность, а также богата фантазия. Также они чаще всего обладают тягой к учебе и преуспевают в ней.

Читайте так же:  Гипноз через слипера

Основное направление развития самооценки в этом возрасте сводится к разделению качеств и их восприятии как отдельных элементов собственной личности. В частности, по мере учебы у детей постепенно меняется отношение к оценкам их успеваемости. С возрастом они все больше связывают их с потребностью ощущения справедливого отношения к своей личности.

Самооценка у детей и подростков

Разумеется, самооценка важна в любом возрасте, но, когда ребенок активно взрослеет, ее важность лишь возрастает. Речь идет о том, что самооценка у детей и подростков в большей степени подвержена влиянию из внешней среды, ее так же легко повредить, как и направить в положительное русло. Существуют ли в данном случае какие-то определенные признаки. Критерии, которые позволят определить степень нормы самооценки подростка? Прежде всего вы должны обратить внимание на то, способен ли ваш ребенок объективно оценить свои собственные возможности в той или иной сфере. Адекватная самооценка означает ограниченную критичность оценки, реализм в подходе. К сожалению, далеко не все родители задумываются над вопросом самооценки вообще, так что часто упускают проблемы в данной области из виду, пока не становится слишком поздно.

Как уже говорилось, в раннем возрасте на ребенка активно воздействует оценка со стороны взрослых. То же самое касается отметок их успеваемости в школе. В более старших классах, на этапе подросткового возраста, приоритет принимают на себя совершенно иные качества: ребенка интересует внешний вид, сила и ловкость, успешность среди сверстников, умение отстоять свои интересы и позиции.

В этом возрасте весьма важна поддержка со стороны взрослых. Но она должна быть не односторонней и не являться попыткой навязать ребенку правильное мнение. Это должна быть доверительные отношения, во время которых он будет ощущать внимание и уважение к его личному мнению. Не забывайте, что, оказывая какое-либо корректирующее воздействие на самооценку ребенка, стоит быть предельно осторожным. В их возрасте она обладает выраженной полярностью, то есть ребенок нередко ударяется в крайности. Так, например, у подростка-лидера зачастую наблюдается слишком высокое самомнение, а во ту менее популярных ребят – самооценка падает.

Диагностика самооценки у ребенка

Методы, с помощью которых современными специалистами осуществляется диагностика самооценки ребенка, условно делаться на малоформализованные, а также формализованные. Это деление следует одному и достаточно простому критерию – уровню изучения состояния самооценки. Так малоформализованными методами являются различные тесты, предложенные варианты опросников, психофизические техники в работе с ребенком.

Формализованные методы более объективны. Это уже конкретные выполняемые действия, точно следование инструкциям во время изучения самооценки ребенка, и все это может проходить как формально, так и в виде игры, что во многом зависит от возраста ребенка. Такие методики обладают строго заданными шаблонами анализа результатов, наиболее точными показателями, и позволяют сформировать психологический портрет пациента в наиболее сжатые сроки.

Заниженная самооценка у ребенка

Конечно, методы исследования самооценки позволяют изучить ее состояние наиболее глубоко, однако в большинстве случаев тот или иной уровень обладает своими критериями, которые заметны внешне и выражаются в поведении ребенка. К тому же, предположить определенное нарушение самооценки может ряд признаков, ставших причиной его развития.

Например, заниженная самооценка у ребенка может развиться в результате непривлекательной внешности или физических дефектов, задержки в умственном развитии, неуважительного отношения к ребенку со стороны взрослых и более старших детей, агрессия в семье или вообще неблагоприятная, неполноценная семья. Причиной также могут стать регулярные промахи и неудачи на жизненном пути.
Как повысить самооценку ребенку

Если вас беспокоит вопрос как повысить самооценку ребенку, то нужно посмотреть сначала на себя. Как уже говорилось, отношение к малышу или подростку со стороны взрослых влияет на образование его дальнейшего самоуважения.

Научитесь хвалить или порицать свое чадо за какие-то конкретные поступки, а не за те вещи, на которые он повлиять не может, вроде его внешности или каких-то других недостатков, преимуществ. Старайтесь всегда и во всем поддерживать ребенка, относится к нему с уважением. Во время каких-либо неудач обязательно помогайте, но никогда не выполняйте всю работу за него, ведь это сказывается на умении и дисциплинированности ребенка. Всегда помните, что каждое ваше слово и какой-либо момент воспитания влияет на будущее становление личности ребенка.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

студент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Проблема развития личности ребенка в младшем школьном возрасте с умственной отсталостью является важной на сегодняшний день т.к. количество детей с нарушениями остаются достаточно высокими и постоянно увеличиваются. Развитие личности — главный фактор становление адекватной самооценки и уровня притязаний в будущем ребенка, а особенно у детей данного контингента.

Самооценка — один из важнейших структурных компонентов Я-концепции личности. Самооценка в общей психологии определяется, как личностное образование, принимающее непосредственно прямое участие в регуляции поведения и деятельности, формирующееся участии самой личности и своеобразно отражающее её внутренний мир (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др.) [1].

Структура самооценки содержит в себе два элемента: когнитивный и эмоциональный. Эмоциональный компонент отражает отношение к себе, то есть, эмоции, которые у человека вызывает его деятельность и его личностные характеристики. Когнитивный компонент отображает обобщенные представления человека о себе разной степени осознанности и дифференцированности. В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, тип личности, темперамент, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Самооценка может быть заниженной, завышенной, адекватной. Так же различают общую и частную самооценку. Частная самооценка формируется на основе общей, благодаря оформлению и развитию в ее структуре таких элементов, как Я- идеальное, Я-реальное.

1. Условие внутренней саморегуляции

2. Познавательная (когнитивная) функция

3. Механизм психологической защиты

4. Отражение уровня притязания личности [2].

Диагностическое исследование личностных особенностей и развитие самооценки являться важным явлениям в личностном становлении ребенка в младшем школьном возрасте. Как будет сформирована самооценка, будет зависеть многое: поведение ребенка, проявление его деятельности и как непосредственно будет развиваться сама личность.

Читайте так же:  Психология мужчин старшего возраста

В младшем школьном возраст (от 6-7 лет до 10 лет) самооценка ребёнка складывается, по большей части, под влиянием его школьных успехов. Особенностью детей данного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Младшие школьники оценивают себя так, как о них отзываются взрослые. В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная. У младшего школьника возникает потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний [3].

Целью нашего диагностического исследования явилось изучение самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Для исследования самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. была разработана диагностическая программа, включающая в себя психодиагностические методики, представленные в таблице 1.

Таблица1.

Характеристика диагностического инструментария, применяемая для изучения оптимизации самооценки младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Методика определения самооценки дошкольника (в.Г. Щур)

Теоретическая и практическая значимость изучения самосоз­нания, включая различные аспекты самоотношения и осознания своего места в системе социальных связей, настолько велика, что предопределила необходимость использования этой методики для диагностики самооценки ребенка.

Ребенку предлагаются шесть вертикальных отрезков одинако­вой длины. Можно использовать вместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька — пози­тивная оценка, а нижняя — негативная. Просят отметить крести­ком на каждом отрезке свое место «среди всех людей» по уров­ням соответственно «здоровья», «ума», «характера», «счастья», «красоты», «доброты». Считается, что отмеченные значения харак­теризуют общую удовлетворенность — «счастье» и частные само­оценки — «здоровье», «ум», «характер», «красота», «доброта».

Для дошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всем уровням (самый умный, самый кра­сивый. ). Низкие самооценки характеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка.

После выполнения этого задания ребенок отмечает условным обозначением (кружочком, звездочкой, крестиком другого цвета и т.п.) свое место по уровням с позиции мамы, папы, воспитателей, детей. Если другие значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя или дают более высокую оценку, — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.

Можно добавлять или изменять названия уровней (например: большой — маленький. ).

Методика используется для сопоставления ее результатов с оценкой данного ребенка со стороны семьи и воспитателей дет­ского сада.

Экспресс-диагностика познавательных процессов

Экспресс-диагностика представляет собой комплект из семи заданий для детей трех-семи лет. Используя игровой материал и специальные психологические методики, психолог характеризу­ет интеллектуальные возможности ребенка (восприятие, внима­ние, память, мышление, речь, математические навыки, развитие мелкой моторики руки). Все задания подобраны таким образом, чтобы за короткий отрезок времени (15 мин) определить успеш­ность дошкольника в обучении, сделать срезовое исследование познавательных процессов, выявить слабые звенья интеллекта. Условные обозначения помогают быстро фиксировать успехи ребенка в выполнении заданий, а также оформлять результаты ко­личественно:

задание выполнено полностью + (3 балла);

1 —2 ошибки в задании ± (2 балла);

3 и более ошибок ± (1 балл);

не понимает задания, не выполняет — (0 баллов).

Задание 1. «ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА»

A. Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?

Б. Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? (Число, месяц, время года.)

B. Ты, возможно, всё про себя знаешь? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего левого уха? А левой рукой до правого глаза?

Оценивая результаты ответов на вопросы группы «А», учиты­вается контактность ребенка; группы «Б» — отражается особен­ность восприятия временных понятий; группы «В» — простран­ственных понятий (лево — право).

Задание 2. «КУБИКИ-ВКЛАДЫШИ» (Можно использовать пи­рамидки, матрешки, «ведерки».)

A. Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (Взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу.)

Б. Помоги мне, пожалуйста, поднять кубики. Дай самый боль­шой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный. ма­ленький желтый и т.д.

B. Давай посчитаем, сколько всего кубиков? (От 1 до 9.) Г. А сможешь посчитать в обратную сторону? (От 9 до 1.) Д. Каких кубиков больше? (4 больших кубика, 5 маленьких.) Е. Попробуй собрать и сложить кубики вместе. Оценивая результаты, анализируются:

А — контактность ребенка, сила социальных запретов.

Б— восприятие величины, цвета, по одному признаку и по двум признакам.

В — навык прямого счета.

Г — навык обратного счета.

Д — сформированность понятия числа.

Е — сформированность мышления («пробы и ошибки» — на­глядно-действенное мышление; внутренние представления — на­глядно-образное мышление); активность руки (левая, правая).

Задание 3. «ЧУДЕСНЫЕ ОКОШКИ»

Используются 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки), 5 карточек различной формы (круг, овал, пря­моугольник, квадрат, треугольник).

А. Один волшебник построил дворец с «чудесными окошка­ми». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы. Давай рассмотрим эти окошки и назовем цвет и форму. (Кар­точки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко».).

Б. А теперь выбери свое «окошко», которое тебе больше всего нравится по цвету, по форме,

Оценивая результаты, анализируются:

А — восприятие цвета, формы.

Б — эмоциональные предпочтения

Задание 4. «СЕМЕНА»

Используются карточки с изображением фруктов овощей ягод (цветов) (от 3 до 9 карточек).

Для детей младшего дошкольного возраста предлагают 3 карточки, для среднего — 6 карточек, для старшего – 9 карточек.

А. Продавец семян разложил пакетики на три группы Но по­дул сильный ветер и пакетики с семенами перемешались Помо­ги продавцу разложить пакетики. (Ребенок раскладывает пакети­ки и называет «семена».)

Б. Один пакетик у продавца забрал покупатель. (Стол закрывается ширмой или ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну карточку.) Что купили у продавца? Чего не стало? Где лежал этот пакетик?

[3]

Оценивая результаты, анализируются:

А — способность ребенка классифицировать, используя логи­ческие операции (анализ, синтез).

Б — развитие зрительного внимания и памяти.

Задание 5. «ПОПУГАЙЧИК» (вербальная методика)

A. В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик:

зу-па-ки-ча (ребенок повторяет); ro-ца-му-дэ-ни-зу-па-киТ ле (ребенок повторяет). ‘ па

Б. Попугайчик научился не только повторять звуки но ЛЭЖР запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов (Взрослый называет 10 слов: стол, мыло, человек вилка книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко ).

Видео удалено.
Читайте так же:  Функция социально психологического климата
Видео (кликните для воспроизведения).

B. Когда попугайчик научился запоминать слова то ему захо телось подсказывать нужные слова своим друзьям Я сейчас 6v^ говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать На пример: лимон кислый, а сахар сладкий. заканчивать. На-

Днем светло, а ночью .

Ходишь ногами, а бросаешь .

Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики…

[2]

У птицы перья, а у рыбы .

Оценивая результаты, анализируются:

А — кратковременная слуховая память (эхо-память), слуховое внимание, фонематический слух (хороший результат — более пяти слогов).

Б— объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания (хороший результат — более пяти слов).

Диагностика самооценки детей и подростков

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки

Инструкция (групповой вариант)

У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант)

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

[1]

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

Читайте так же:  Мужчина после кризиса среднего возраста

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированностимежличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.

Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).

Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.

Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации

Дата публикации: 18.12.2015 2015-12-18

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Шилова А. А. Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 1050-1053. — URL https://moluch.ru/archive/104/24422/ (дата обращения: 22.08.2019).

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас cталкиваются с рядом проблем, вызванных различными негативными факторами: неустойчивым экономическим положением, ростом преступности, зависимостью от алкоголизма или от каких-либо других наркотических средств, жестоким обращением в семье и т. д.

Детское восприятие зачительно отличается от взрослого. Иногда сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно травмировать и расстроить маленького человечка. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить все ту боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

В современной психологии дается ряд определений термину «трудная жизненная ситуация». Так педагог Н. Ф. Басов под трудной жизненной ситуацией понимает ситуацию, нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которое он не может преодолеть самостоятельно [4].

По мнению Л. С. Выготского трудная жизненная ситуация — это не субъект и внешние обстоятельства жизни, воздействующие на него, а человек, находящийся внутри ситуации и оценивающий, интерпретирующий, понимающий ее как трудную для себя.

В трудах И. Е. Холостовой трудная жизненная ситуация трактуется, как ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования указанных объектов.

Необходимо подчеркнуть, что трудная жизненная ситуация влияет на формирование самооценки ребенка. Учеными доказано, что между самооценкой ребенка и сплоченностью семьи, вовлеченностью в его жизнь родителей существует прямая зависимость [2. с.31].

По мнению А. А. Белана, самооценка — это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Начав формироваться еще в раннем детстве, когда ребенок начинает отделять себя от окружающих людей, она продолжает видоизменяться на протяжении всей жизни, становясь все более критичной и содержательной. Сензитивным периодом для становления самооценки как особого компонента самосознания является младший школьный возраст [3, с.41].

Психолог Л. В. Бороздина утверждает, что ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения. [1, с.62]. Отсюда следует, что основным критерием самооценки младшего школьника является отношение окружающих к нему. Не получая должной заботы и внимания от родителей, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе, и, ощущая негативное или безразличное отношение, начинает чувствовать себя изгоем, неудачником, переживает большое психологическое напряжение, а это, в свою очередь, приводит к снижению самооценки и уверенности в себе и своих силах. Для успешного развития ребенка и его совершенствования необходимо формировать у него адекватную самооценку.

Для изучения самооценки младших школьников на базе ГКУСО ВО «Владимирского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» было проведено эмпирическое исследование, выборка которого составила 20 детей.

В качестве инструментария использовался ряд методик:

1) методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейн;

2) методика исследования самооценки В. Г. Щур «Лесенка»;

3) методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте;

4) методика на определение эмоционального уровня самооценки, автор А. В. Захарова;

5) тест на определение самооценки из методического пособия Л. С. Бочкаревой.

Результаты, полученные после интерпретации исследования по методике Дембо-Рубенштейн представлены на рис.1.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у детей данной выборки преобладает заниженная самооценка, в особенности по шкалам уверенности в себе (60 %) и отношение к своей внешности (55 %).

Читайте так же:  Адаптации к жизни в обществе

Рис. 1. Результаты методики Дембо-Рубенштейн

Анализируя результаты методики «Лесенка», представленные на рис.2, мы видим, что дети с завышенной и заниженной самооценкой находятся на одном уровне (30 %), но при этом у 60 % детей наблюдается несовпадение их оценки себя самих с отношением, по их мнению, окружающих к ним. Из них 40 % считают, что о них думают хуже, чем они сами о себе. 20 % детей думают, что их переоценивают. Такие результаты говорят об эмоциональном неблагополучии у детей младшего школьного возраста.

Рис. 2. Результаты методики «Лесенка»

Методика А. М. Прихожан и З. Василяускайте «Нарисуй себя» показала, что количества детей с заниженной самооценкой значительно много (40 %). Однако, у 45 % диагностируемых наблюдается адекватная самооценка (рис.3). Тем не менее, результаты исследования свидетельствуют о наличии психических переживаний у детей, что сказывается на эмоционально-ценностном отношении их к себе и своей самооценки.

Рис. 3. Результаты методики «Нарисуй себя» А. М. Прихожан и З. Василяускайте

На следующем этапе исследования самооценки использовалась методика

А. В. Захаровой на определение эмоционального уровня самооценки.

По итогам данной методики можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценке (35 %), но при этом количество детей с адекватной превалирует (45 %), это мы можем видеть на рис. 4.

Рис. 4. Результаты методики А. В. Захаровой

Следующим тестом для выявления уровня самооценки является методическое пособие Л. С. Бочкаревой «Как стать уверенным».

Результаты теста показывают, что у детей младшего школьного возраста преобладает низкая самооценка (40 %).

Рис. 5. Результаты теста на определение самооценки Л. С. Бочкаревой

Подводя итоги по результатам всех проведенных методик, можно сделать вывод о том, что существует тенденция к заниженной самооценки у детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Результаты исследования показали, что количества детей с адекватной самооценкой — 40 %, но у 25 % она является неустойчивой, также было выявлено 20 % детей с завышенной самооценкой, из которых 15 % — с устойчивой завышенной. Важным моментом является то, что большой процент детей исследуемой группы (40 %) имеет заниженный уровень самооценки. Такие дети не умеют оценивать свои сильные и слабые стороны, они не уверенны, видят в себе только отрицательное, проявляют повышенную самокритичность.

Для здорового развития таких детей и их дальнейшей успешной жизнедеятельности необходимо с раннего возраста воспитывать у них адекватную самооценку к себе. Дети, которые не получают полноценного развития в семье, нуждаются в этом как никто другой.

Для формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, была составлена программа, в которой использовались такие приемы как беседа, проективные рисунки, игры, этюды, упражнения. Перечисленные приемы были направлены на снижение уровня эмоционального напряжения, повышение уровня уверенности в себе и свои силы, развитие способности видеть в себе «хорошее», формирование коммуникативных навыков. Программа состояла из 12 занятий, общее время реализации программы составило 8 недель.

По завершению работы у детей были сформированы доверительные отношения, был понижен общий уровень тревожности, налажены коммуникативные способности, а также повышена активность и уверенность детей в своих силах.

Для проверки результативности программы было проведено итоговое тестирование с использованием тех же методик, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты вторичных проведенных методик показали, что уровень детей с адекватной самооценкой резко вырос. У 35 % детей самооценка перестала быть заниженной, из них у 25 % сформировалась устойчивая адекватная самооценка.

Контрольный этап данного исследования показал, что работа по формированию адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, будет результативна, если программа будет состоять из мероприятий, направленных на снижение уровня эмоционального напряжения у детей; формирование доверительных отношений в группе; повышение уверенности детей в себе и своих силах; формирование коммуникативных навыков.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, самооценка детей формируется с момента осознания себя. Ее формирование зависит от того в каком социальном окружении находится ребенок, и какое участие в его жизни принимают взрослые.

  1. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я-концепцией// Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология, — № 1. — 2011. — С. 54–65.
  2. Белоборыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии. — 2011. — № 4. — С. 31–38. ISSN 0042–8841
  3. Молчанова, О. Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учебное пособие / Молчанова О. Н. — М.: Изд-во: «Флинта, Наука», 2010. — 392с.
  4. Пронина, А. Н. Самооценка и её значение в процессе социализации ииндивидуализации детей-сирот дошкольного возраста // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Научный потенциал мира — 2008». — Т. 4. Педагогические науки, — 2008. — С.109–120.
  5. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с. ISBN 5–305–00089–0.
  6. Формирование смысложизненных ориентаций личности — фактор профилактики социальных отклонений молодёжи/ Под общ. Ред. В. А. Попова. — Владимир: ВГПУ, 2008. — 260 с. ISBN 978–5-87846–612–7

Источники


  1. Брестский, А.И. Самые распространенные заблуждения молодого супруга о том, каким будет первое утро после медового месяца / А.И. Брестский. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 349 c.

  2. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 928 c.

  3. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. — М.: Проспект, 2016. — 320 c.
  4. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
  5. Александр Свияш 5585 советов брачующимся, забракованным и страстно желающим забраковаться / Александр Свияш , Юлия Свияш. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 512 c.
Диагностика детей самооценка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here