Диагностика личностной тревожности

Самое важное по теме: "диагностика личностной тревожности" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ А.М.Прихожан

Инструкция: Я буду перечислять ситуации, с которыми ты часто встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, вызывать беспокойство, волнение и страх. Тебе нужно выбрать одну из цифр 0,1,2,3,4 – в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна. Если ситуация совершенно не кажется для тебя неприятной – 0, если она немного волнует тебя – 1, если ситуация достаточно неприятна, и ты предпочел бы избежать ее – 2, если она очень неприятна, вызывает сильное беспокойство – 3, если ситуация крайне неприятна, вызывает сильный страх – 4.

Ситуации и оценки

Ситуация нет немного достаточно значительно очень
Отвечаешь у доски
Приходишь в дом к незнакомым людям
Участвуешь в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах
Разговариваешь с директором школы
Думаешь о своем будущем
Учитель смотрит журнал, кого спросить
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь решаешь
Пишешь контрольную работу
После контрольной учитель называет отметки
На тебя не обращают внимание
У тебя что-то не получается
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышишь смех за твоей спиной
Сдаешь экзамены в школе
На тебя сердятся (непонятно почему)
Выступаешь перед большой аудиторией
Предстоит важное, решающее дело
Не понимаешь объяснений учителя
С тобой не согласны, противоречат тебе
Сравниваешь себя с другими
Проверяются твои способности
На тебя смотрят как на маленького
На уроке неожиданно задает тебе вопрос
Замолчали, когда ты подошел
Оценивается твоя работа
Думаешь о своих делах
Тебе надо принять важное решение
Не можешь справиться с домашним заданием

Школьная тревожность: 1, 4, 6, 9, 10, 13, 16, 20, 25, 30

Самооценочная тревожность: 3, 5, 7, 12, 14,19, 23, 27, 28, 29

Межличностная тревожность: 2, 8, 11, 15, 18, 17, 21, 22, 24, 26,

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим выбранной при ответах на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую» оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам – отдельных видов тревожности.

Таблица 1. Общая тревожность

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
0-33 0-26 0-34 0-26 0-34 0-37 0-33 0-27
34-40 27-32 35-43 27-32 35-43 38-45 34-39 28-34
41-48 33-39 44-50 33-38 44-52 46-53 40-46 35-41
49-55 40-45 51-58 39-44 53-61 54-61 47-53 42-47
56-62 46-52 59-66 45-50 62-70 62-69 54-60 48-54
63-70 53-58 67-74 51-56 71-80 70-77 61-67 55-61
71-77 59-65 75-81 57-62 81-88 78-85 86-74 62-68
78-84 66-71 82-89 63-67 89-98 86-93 75-80 69-75
85-92 72-77 90-97 68-73 99-107 94-101 81-87 76-82
93 и более 78 и более 98 и более 74 и более 108 и более 102 и более 88 и более 83 и более

Таблица 2. Школьная тревожность

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
0-8 0-7 0-2 0-7 0-8 0-7 0-7 0-6
9-11 8-10 3-5 8-9 9-10 8-9 8-9
12-13 11-12 6-7 9-10 11-13 10-12 10-11
14-16 13-14 8-10 11-12 14-15 13-15 12-13
17-18 15-16 11-12 16-18 16-17
19-20 17-18 13-15 14-15 19-20 18-20 15-16
21-22 19-20 16-17 21-22 21-22 17-18 12-13
23-25 21-22 18-20 17-18 23-25 23-25 19-20
26-27 23-24 21-22 19-20 26-27 26-28 21-22
28 и более 25 и более 23 и более 21 и более 28 и более 29 и более 23 и более 16 и более

Таблица 3. Самооценочная тревожность

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
0-10 0-7 0-9 0-5 0-8 0-7 0-6 0-7
8-9 10-11 6-7 9-10 8-10 7-8 8-9
12-13 12-13 11-13 11-13 9-11 10-12
11-12 14-16 9-10 14-16 14-16 12-13 13-15
15-16 17-18 10-11 17-18 17-19 14-16 16-17
17-18 14-15 19-20 11-12 19-21 20-22 17-18 18-20
16-17 21-22 13-14 22-24 23-25 19-21 21-23
20-21 23-24 25-26 26-28 22-23 24-25
22-23 19-20 25-27 16-17 27-29 29-31 24-26 26-28
24 и более 21 и более 28 и более 18 и более 30 и более 32 и более 27 и более 29и более

Таблица 4. Межличностная тревожность

Стены Половозрастные группы (результаты в баллах)
10-11 лет 12 лет 13-14 лет 15-16 лет
девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки мальчики
0-8 0-7 0-8 0-8 0-6 0-8 0-6 0-7
9-10 7-9 9-11 7-8 8-9
11-12 10-12 12-14 9-11 10-12
13-14 11-12 13-15 15-17 12-13 13-15
12-13 11-12 16-17 18-20 14-15 16-17
16-17 14-15 18-20 21-23 16-18 18-20
18-19 21-23 24-26 19-20 21-23
16-17 20-21 17-18 24-26 27-29 21-23 24-26
22-23 27-29 30-32 24-25 27-28
19 и более 17 и более 24 и более 20 и более 30 и более 33 и более 26 и более 29и более
Читайте так же:  Вспышка агрессии у женщин причины

Характеристика уровней тревожности:

Стены Характеристика Примечание
1-2 Состояние тревожности испытуемому не свойственно Подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь защитный характер
3-6 Нормальный уровень тревожности Необходим для адаптации и продуктивной деятельности
7-8 Несколько повышенная тревожность Часто бывает связан с определенными ситуациями
Явно повышенная тревожность Обычно носит «разлитой», генерализованный характер
Очень высокая тревожность Группа риска

МЕТОДИКА 10

НЕОКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(Т.Е. КОВИНА, А.К. КОЛЕЧЕНКО, И.Н. АГАФОНОВА)

Цель:диагностика эмоциональных состояний учащихся на уроках конкретных учителей (ученики пишут либо о учителях, на уроках которых они чувствуют себя комфортно, испытывают положительные эмоции, либо, наоборот, о учителях, на уроках которых учащиеся испытывают страх, беспокойство, неуверенность, т.е. отрицательные эмоции), отношения к этим учителям.

Процедура проведения: учащемуся выдается бланк методики, где требуется закончить предложения, вставляя любых учителей и любые предметы.

Бланк методики

1. На уроке ____________________________ мне нравиться_______________ ______________________________________________________________________________________

2. Когда ко мне подходит учитель_________________________________________________________

3. Наш учитель_____________________проводит уроки______________________________________

4. На уроке___________________мне не нравится___________________________________________

5. Учитель___________________оценивает нашу работу______________________________________

6. Учитель_________________вежливо обращается с нами____________________________________

7. Хотелось, чтобы все учителя были как___________________________________________________

8. Я люблю урок, когда__________________________________________________________________

9. Когда я подхожу к школе, то___________________________________________________________

МЕТОДИКА 11

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления

(А.М. Прихожан, канд. псих. наук)

Методика — шкала тревожности — разработана по принципу «шкала социально-ситуационной тревоги». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их, с нашей точки зрения, заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревожности, и, во-вторых, меньшей степени, чем другие типы опросников, сказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее коллективно.

На первой странице бланка указывается фамилия и имя школьника, класс, в котором он учится, его возраст и дата проведения эксперимента.

Далее излагается инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколько она может вызывать у вас тревогу, беспокойство, опасение или страх

Пример: перейти в новую школу Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Отвечать у доски
Участвовать в соревнованиях
Пойти в дом к незнакомым людям
Разговаривать с директором школы
Думать о своем будущем
Учитель смотрит по журналу кого спросить
Тебя критикуют, в чем-то упрекают
На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
Пишешь контрольную работу
После контрольной – учитель называет оценки
На тебя не обращают внимания
У тебя что-то не получается
Ждешь родителей с родительского собрания
Тебе грозит неуспех, провал
Слышишь за своей спиной смех
Сдавать экзамены в школе
На тебя сердятся (непонятно, почему)
Выступать перед большой аудиторией
Предстоит важное, решающее дело
Не понимаешь объяснений учителя
С тобой не согласны, противоречат тебе
Сравниваешь себя с другими
Проверяются твои способности
На тебя смотрят как на маленького
На уроке – учитель неожиданно задает тебе вопрос
Замолчали, когда ты подошел (подошла)
Оценивается твоя работа
Думаешь о своих делах
Тебе надо принять важное для себя решение
Не можешь справиться с домашними заданиями

Методика включает ситуации трех типов:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены; школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице:

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная
Самооценочная
Межличностная

Конечно, разделение шкалы на отдельные части во многом условно. Очевидно, например что многие предложенные в ней ситуации общения также актуализируют представления о себе, школьные ситуации могут быть интерпретированные как ситуации общения со взрослыми, «значимыми другими» и т.п. Подобное выделение, однако, является, как показывает анализ, продуктивным с точки зрения задач коррекции: она позволяет достаточно точно локализовать зону нарушения и тем самым целенаправленно построить программу снятия тревожности.

Читайте так же:  Муж ушел к другой после

Обработка не представляет трудности. Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количество баллов, соответствующих округленной при ответе на его цифры. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале общего уровня тревожности.

Л. М. Костина. Методы диагностики тревожности

Л. М. Костина
• Методы диагностики тревожности
СПб.: Речь, 2005, ISBN 5-9268-0124-9

В данной книге анализируется проблема исследования уровня тревоги и тревожности, как у детей, так и у взрослых. В ней описываются методы, направленные на диагностику тревожности как самостоятельной характеристики, и личностные методики, в которых тревога и тревожность выступают как один из диагностируемых компонентов.

Книга предназначена для психологов, педагогов, воспитателей, дефектологов, социальных работников, организаторов детского и семейного досуга, родителей.

Содержание

Глава 1. Методы исследования тревожности в психологии

Глава 2. Методики для диагностики тревоги и тревожности

Методики для диагностики тревоги и тревожности у дошкольников

Методики для диагностики тревоги и тревожности у школьников

• Шкала учебной тревожности

Методики для диагностики тревоги и тревожности у взрослых

• Диагностика профессиональной и родительской тревожности

• Шкала для определения тревоги и депрессии

Глава 3. Личностные методики, где тревожность выступает как диагностируемый компонент

Методики для диагностики личностных свойств у дошкольников и школьников

• Графическая методика «Кактус»

• Методика «контурный С.А.Т.—Н»

• Детский апперцептивный тест (ДАТ)

• Тест «Рисунок семьи»

Методики для диагностики личностных свойств у взрослых людей

• Тест «Дом. Дерево. Человек»

• Личностный опросник Бехтеревского института (ЛОБИ)

Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI

[1]

• Тест «Несуществующее животное»

• Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний

• Оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения

• Опросник характерологической акцентуации личности и нервно-психологической неустойчивости

• Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП)

Диагностика детей по шкале личностной тревожности А.М. Прихожан

С развитием детской, школьной и педагогической психологии во второй половине прошлого столетия специалисты столкнулись с проблемой наличия у детей беспокоящих состояний. Для диагностики и оценки требовался специальный метод. Так появилась шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

Видео (кликните для воспроизведения).

Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния;
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие;
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

Содержание теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние;
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства;
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.
  • сведения об испытуемом;
  • инструкция по применению;
  • содержание методики.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет;
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

Ответ Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Цифровое значение 1 2 3 4

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Читайте так же:  Концепция духовно нравственного развития личности

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11;
  • 12;
  • от 13 до 14;
  • от 15 до 16.

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению

эмоциональных состояний личности.

2. Исследование ситуативной и личностной тревожности.

Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности Методика исследования ситуативной и личностной тревожности

Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние

и как черта личности

К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение человека, относятся: тревога (тревожность), страх, стресс и его разновидность – фрустрация.

Тревога, или тревожность, – особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности.

Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой действительной ситуацией, но и тем, какой она представляется индивиду, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного человека ситуация является вполне обычной, не вызывающей состояния эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душевных и эмоциональных переживаний.

У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности – так называемая, полезная тревожность. Она сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, по-буждает к целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям. В этом плане тревога как вполне нормальное психическое состояние имеет положительное значение.

С другой стороны, ощущение тревоги, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, снижению активности, к появлению неврозов. В этом проявляется отрицательная роль состояния тревожности. Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на рациональное мышление и поведение субъекта.

При рассмотрении тревожности различают личностную тревожностькак устойчивое качество психики человека и ситуативную тревожностькак временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность – это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то личностная тревожность – это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъектом поведенческая диспозиция, побуждающая его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в качестве угрожающих и реагировать на них повышением тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

Читайте так же:  Почему мужчина не звонит после близости

Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через нее. Поэтому, чтобы оценить уровень личностной тревожности человека, следует выявить у него ситуативные проявления тревоги.

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 1899 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления

Вид материала Документы

Содержание

Пример: перейти в новую школу
Вид тревожности

Подобный материал:

  • Работа по преодолению тревожности у первоклассников, 59.95kb.
  • Изучение связи личностной тревожности с электрофизиологическими показателями развития, 429.13kb.
  • Диагностика личностной готовности ребенка к школьному обучению, 115.04kb.
  • Среди младших школьников выделяются дети с высокой и устойчивой тревожностью, которая, 118.96kb.
  • Краткое содержание Диплома. Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников, 14.5kb.
  • Тест «Исследование тревожности» (Спилберга) 33 > Методика диагностики тревожности Филипса, 1439.66kb.
  • «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», 360.67kb.
  • Задачи собрания: Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения, 11.23kb.
  • Л. П. Сверч 10. Приложение №4. Диагностика степени тревожности, 902.97kb.
  • Изучение тревожности в личностной структуре старшеклассников Введение, 1046.48kb.

Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления

(А.М. Прихожан, канд. псих. наук)

Методика — шкала тревожности — разработана по принципу «шкала социально-ситуационной тревоги». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их, с нашей точки зрения, заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревожности, и, во-вторых, меньшей степени, чем другие типы опросников, сказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее коллективно.

На первой странице бланка указывается фамилия и имя школьника, класс, в котором он учится, его возраст и дата проведения эксперимента.

Далее излагается инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколько она может вызывать у вас тревогу, беспокойство, опасение или страх

Методика включает ситуации трех типов:

[3]

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены; школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице:

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 2

Конечно, разделение шкалы на отдельные части во многом условно. Очевидно, например что многие предложенные в ней ситуации общения также актуализируют представления о себе, школьные ситуации могут быть интерпретированные как ситуации общения со взрослыми, «значимыми другими» и т.п. Подобное выделение, однако, является, как показывает анализ, продуктивным с точки зрения задач коррекции: она позволяет достаточно точно локализовать зону нарушения и тем самым целенаправленно построить программу снятия тревожности.

Обработка не представляет трудности. Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количество баллов, соответствующих округленной при ответе на его цифры. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале общего уровня тревожности.

Шкала явной тревожности для детей CMAS

В представленных предложениях описаны события, случаи, переживания. Внимательно прочти каждое предложение и реши, можешь ли ты отнести его к себе, правильно ли оно описывает тебя, твое поведение, качества. Если да, отвечай «верно», если нет – «неверно». Не думай долго над ответом. Если не можешь решить, верно или неверно то, о чем говорится в предложении, выбирай то, что бывает, как тебе кажется, чаще.

Укажите, пожалуйста, пол и возраст (7-12 лет) ребенка.

Диагностика личностной тревожности

Эмоциональное развитие ребенка — это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль, тревогу. Однако у разных детей различна глубина и интенсивность эмоций. Эти характеристики зависят от физиологических, психологических и социальных факторов. В каждом возрасте наблюдаются так называемые нормативные страхи, которые появляются как результат развития интеллектуальной сферы и воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают: дети из них «вырастают». Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы.

Не случайно говорят: человек рождается дважды — первый раз физически и второй — духовно. Человеку необходимо расширять свои возможности. Для ребенка главным препятствием развития возможностей и соответственно источником тревоги становится неодобрение его поведения взрослым. В результате вырастает психопатический асоциальный человек, плохо интегрирующийся в общество, враждебный ему.

Читайте так же:  Абстрактное мышление возможно на основе

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные пробле­мы, издержки воспитания детей в семье и детском саду и целый ряд Других факторов — вот причины появления у современных дошколь­ников невротических отклонений. В дошкольном возрасте у 346 мальчиков среднее число страхов составляет 8,2; у 352 девочек — 10,3. В школьном возрасте у 732 мальчиков среднее число страхов — 6,9; у 705 девочек — 9,2. Из этих данных следует, что в дошкольном возрасте страхов достоверно больше, чем в школьном, как у мальчиков, так и у девочек. Среднее число страхов по годам отражено в табл. 1.

Процентное соотношение различных страхов у детей представлено в табл. 2. Условно они разделены на 7 групп: «медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней); страхи, связанные с причинением физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны); страхи смерти себя и родителей; страхи животных и сказочных персонажей; страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты; социально опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества); «пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства).

Из табл. 2 видно, что страхи нападения и пожара (у девочек вне возраста), войны и смерти (у девочек вне возраста и мальчиков-школьников), смерти родителей (у мальчиков и девочек вне возраста), сказочных персонажей (у девочек-дошкольниц), опоздать (у девочек-школьниц) и глубины (у девочек-дошкольниц) превышают 50%. У дошкольников (мальчиков и девочек) достоверно чаще встречаются страхи боли, уколов, транспорта, огня, животных, сказочных персонажей, страхи перед засыпанием, страхи темноты, страшных снов, наказания, одиночества, глубины, воды и площадей. В школьном возрасте преобладают страхи войны, смерти родителей и опоздания. Знание возрастной динамики страхов позволяет правильно оценить их «своевременность» в каждом конкретном случае.

Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность и расширяющих диапазон воздействия воспитателя на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и страхам, отсутствие адекватной психологической защиты, неблагоприятно сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни. На практике бывает нелегко четко, однозначно понять: страдает ребенок невротическими отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера. В тех детских садах, где есть психолог, проводится определенная психолого-диагностическая и психотерапевтическая работа, помогающая родителям и воспитателям не «наломать дров», не усугублять состояния ребенка, нуждающегося в помощи.

В ходе написания дипломной работы, была достигнута цель – изучение влияния детских страхов на поведение ребёнка и выявлены способы их коррекции, а так же были решены все поставленные задачи исследования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков. С другой – положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.

2. Страхи неизбежно сопровождают развитие ребенка и появление различных эмоциональ­ных нарушений, психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий, произошедших в детстве.

3. Профилактика страхов состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно. Существующие способы снижения и контроля страха основываются, прежде всего, на теории научения.

[2]

4. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психоэлевации, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений.

5. Рисование используют в коррекционных целях. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.

6. Важность активной коррекционной работы с детскими страхами обусловлена тем, что сам по себе страх способен оказывать патогенное влияние на развитие различных сфер личности ребёнка.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Источники


  1. Марина, Нефедова 12 семейных историй. Счастье быть вместе / Нефедова Марина. — М.: Никея, 2015. — 276 c.

  2. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. — М.: Издательство политической литературы, 2016. — 320 c.

  3. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2016. — 928 c.
  4. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
  5. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
Диагностика личностной тревожности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here