Дом дерево человек интерпретация

Самое важное по теме: "дом дерево человек интерпретация" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

ДВЕ МЕТОДИКИ: ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕТОДИКАХ

«ДОМ–ДЕРЕВО–ЧЕЛОВЕК»

Дом — трактуется как мнение субъекта о семье или его интерпретация отношения семьи к нему, внимательно рассматриваются фигура матери, автопортрет.
Существенные детали рисунка: не меньше одной двери, если не изображен только один бок дома, одно окно, одна стена, крыша, труба или другие построения для выхода дыма, если это не многоэтажный дом или дом в тропиках. Отсутствие трубы может оправдать также рисунок полуразрушенного дома.
Если дом изображен крупнее других рисунков, то предполагается замкнутость в семье. Дом мельче других рисунков — ослабление семейных связей, отсутствие «чувства дома».
Признаки тревоги в изображении дома отражают проблемы в семейной сфере.
Если в рассказе подростка упоминается, что в доме живут дети без родителей, можно предположить стремление избавиться от родительской опеки.
При анализе рисунка:
стена и крыша вместе отражают границу ЭГО; стиль изображения показывает силу ЭГО;
комната — рассматриваются ассоциации:
а) с человеком, проживающим в комнате,
б) интерперсональные отношения в комнате,
в) предназначение этой комнаты (реальное или предписываемое);
окна — способы контактировать;
крыша — сфера фантазий, отрыв от реальности;
труба — рассматривается как фаллический символ и признак теплоты в интимных отношениях.

Дерево — базовый автопортрет, неосознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них, отцовская фигура.
Существенные детали изображения — ствол и хотя бы одна ветка.
При анализе рисунка:
корни интерпретируют как показатель отношения к прошлому, к своей семье (дерево висит в воздухе без корней — ослаблена привязанность к дому);
ствол — понимание субъектом своих возможностей, сил, символизирует туловище, отражает отношение к настоящему;
крона ассоциируется с будущим, а также с головой, имеющимися в ней мыслями, мечтами;
ветви — степень гибкости, число, величина и степень их сплетения отражают взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды;
структура веток — сфера контактов, степень удовлетворенностью действительностью.

Ветер — символизирует переживание субъекта, которое плохо поддается контролю.
Солнце — источник тепла, символ авторитарной фигуры.

«НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ»

Ирина ЛЕЙБМАН,
кандидат психологических наук,
психолог школы «Логос»
ЛИТЕРАТУРА

Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга практического психолога, ч. 2. — Харьков: Неофит, Фортуна-пресс, 1996.
Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. — М., 1997.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика, ч. 1. — М.: Генезис, 2004.
Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. — М.: Владос, 2003.
Романова Е.В., Сытько Т.И. Проективные графические методики. — СПб.

СРАВНЕНИЕ МЕТОДИК

Авторы:
Дж. Бук (1948) — «Дом–дерево–человек», Ж. Шлибе (1934) — «Дерево»;
М.З. Дукаревич — «Неизвестное животное», модификации — А.Л. Венгер.

Тест «Дом, дерево, человек»

Данный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка.

Тест впервые предложен Дж. Буком в 1948 г. Первоначально предполагалось рисовать все эти элементы отдельно, однако позже тест был модифицирован другим исследователем – Г. Берни. Он-то и предложил совместить все три объекта в одном рисунке, и именно в таком варианте психологи используют в настоящее время этот тест.

Цель данной методики:

— оценить личность исследуемого, уровень его развития, работоспособности и интеграции;

— получить данные, касающиеся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для проведения диагностики нам понадобится лист бумаги формата А4, разноцветные карандаши, простой карандаш и ластик.

Инструкция для проведения тестирования:

Психолог. «Вам необходимо нарисовать дом, дерево и человека на предложенном листе бумаги настолько хорошо, насколько сможете. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится.»

Дополнение. На рисунке необходимо соблюдать определенное условие: человек должен быть нарисован в полный рост. Других ограничений в выборе размеров, образов и типов рисунка при проведении данной диагностики нет.

При проведении испытания психолог обязательно должен обратить внимание на такие детали в поведении испытуемого:

— интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, начала рисования;

— наличие и продолжительность пауз в процессе рисования;

— общее время, на рисование;

— в какой последовательности были изображены на рисунке ключевые элементы каждого рисунка (дома, дерева и человека).

— все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные исследуемым в процессе рисования;

— обратить внимание на любую эмоцию (даже самую незначительную) исследуемого в процессе выполнения теста, а затем связать это эмоциональное выражение с изображенной в этот момент деталью рисунка.

После выполнения рисунка необходимо провести опрос в соответствии с предложенным опросником.

Интерпретация теста дом дерево человек

Интерпретировать данную методику можно двумя путями: общий анализ рисунка и детальная расшифровка каждого элемента рисунка. Общий анализ предполагает

Тест полностью, его интерпретацию и подробную расшифровку каждого элемента можете скачать ниже.

В завершение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что по паре тревожных признаков в данном тестировании нельзя судить полностью о проблемах личности.

Интерпретация рисунков на примере теста «Дом-Дерево-Человек»

Тест «Дом-Дерево-Человек»

Как познать себя и научиться ладить с людьми. Предложен Дж. Буком в 1948г.

Цель методики. Оценка личности испытуемого, уровня его развития, работоспособности и интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Материалы. Белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15х21 см (рисуночная форма). Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены: Дом, Дерево, Человек; несколько простых мягких карандашей, ластик. Исследование может проводиться как в группе, так и индивидуально. Предпочтение отдается индивидуальному тестированию, дающему большие возможности для наблюдения.

Читайте так же:  Хочу вернуть девушку

Инструкция. «Возьмите один из этих карандашей. Нарисуйте дом настолько хорошо, насколько сможете. Вы можете нарисовать дом любого типа, какой вам захочется. Можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Обдумывайте рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

Как только испытуемый начинает рисовать, включается секундомер (испытуемому не сообщают, что он будет установлен, но и скрыть часы тоже не пытаются). После того как дом нарисован, исследователь просит испытуемого нарисовать дерево, а затем человека — так хорошо, как только он сможет. При этом оговаривают, что человек должен быть нарисован в полный рост. В остальном испытуемого не ограничивают в выборе размеров, образов и типов рисунка.

Запись. Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен записать:

· следующие аспекты, касающиеся времени:

· интервал времени с момента предоставления исследователем инструкции до момента, когда испытуемый приступил к рисованию;

· длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали);

· общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция, и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дом);

· последовательность изображения деталей каждого рисунка (дома, дерева и человека), пронумеровывая их. Отклонению от предполагаемой последовательности изображения деталей обычно приписывают определенное значение; необходима точная запись, поскольку упущение таких отклонений может отразиться на оценке рисунка в целом;

· все комментарии (по возможности дословно), самопроизвольно сделанные испытуемым в процессе рисования, и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования может вызвать комментарии, на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые тем не менее могут предоставить много интересной информации об испытуемом;

· любую эмоцию (самую незначительную) испытуемого в процессе выполнения теста. Затем нужно связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью, Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоции, и они должны быть записаны.

Пострисуночный опрос создает благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки ДОМА , ДЕРЕВА и ЧЕЛОВЕКА, мог отразить свои чувства, отношения, потребности и т.п., а также предоставляет исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Исследователь обращается к испытуемому: «Сейчас я задам вам ряд вопросов, касающихся ваших рисунков».

Вопросы для рисунка ЧЕЛОВЕКА:

o Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?

o Сколько ему (ей) лет?

o Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?

o О ком вы думали, когда рисовали?

o Что он делает? (И где он в это время находится?)

o О чем он думает?

o Что он чувствует?

o О чем вас заставляет думать нарисованный человек?

o Кого вам напоминает этот человек?

o Этот человек здоров?

o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

o Этот человек счастлив?

o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

o Что вы чувствуете по отношению к этому человеку?

o Считаете ли вы, что это характерно для большинства людей? Почему?

o Какая, на ваш взгляд, погода на рисунке?

o Кого напоминает вам этот человек? Почему?

o Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

o Как одет этот человек?

Вопросы для рисунка ДЕРЕВА:

o Что это за дерево?

o Где в действительности находится это дерево?

o Каков приблизительный возраст этого дерева?

o Это дерево живое?

o (если испытуемый считает, что дерево живое):

o Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?

o Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?

o Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

o Как вы думаете, когда это произошло?

o (если испытуемый считает, что дерево мертвое):

o Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?

o Как вы думаете, когда это произошло?

o Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину?

o Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения?

o Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел?

o Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев?

o Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется: оно расположено выше вас, ниже или находится на одном уровне с вами?

o Как вы думаете, какая погода на этом рисунке?

o Есть ли на рисунке ветер?

o Покажите мне, в каком направлении дует ветер.

o Расскажите подробнее, что это за ветер.

o Если бы на этом рисунке вы изобразили солнце, где бы оно располагалось?

o Как вы считаете: солнце находится на севере, востоке, юге или западе?

o О чем заставляет вас думать это дерево?

o О чем оно вам напоминает?

o Это дерево здоровое?

o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

o Это дерево сильное?

o Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

o Кого вам напоминает это дерево? Почему?

o В чем больше всего нуждается это дерево? Почему?

o Если бы вместо птицы (другого дерева или другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к основному дереву) был человек, то кто бы это мог быть?

Вопросы для рисунка ДОМА:

· Сколько этажей у этого дома?

· Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?

· Это ваш дом? (Если нет, то чей?)

· Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина?

· Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим? Почему?

· Если бы этот дом был вашим и вы могли распоряжаться им так, как вам хочется:

· Какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему?

· С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему?

Читайте так же:  Лучшая посуда из стали

· Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко?

· Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже или примерно на одном уровне с вами?

· О чем вас заставляет думать этот дом?

· О чем он вам напоминает?

· Этот дом приветливый, дружелюбный?

· Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление?

· Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов? Почему?

· Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке?

· О ком вас заставляет думать этот дом? Почему?

· В чем больше всего нуждается этот дом? Почему?

· Для чего нужна труба на крыше?

· Куда ведет эта дорожка?

· Если бы вместо дерева (куста, ветряной мельницы или любого другого объекта на рисунке, не имеющего отношения к самому дому) был человек, то кто бы это мог быть?

Тест «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ)

Американский психолог Дж. Бак (1948) первым создал и разработал детально систему интерпретации теста ДДЧ. Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Слова «дом», «дерево», «человек» знакомы каждому, но они неспецифичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме того, сами стимульные слова «дом», «дерево», «человек» не только не являются классами объектов, но и несут определенные эмоциональные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева, человека — это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху написано «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции вверху каждого листа — соответственно «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК», на четвертой — имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2 М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесса рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивают, когда он рисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года до пятнадцати месяцев

. показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий. Тест на оценку памяти. Двухлетний ребенок может запомнить и . рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: «Покажи, . с дерева, упали на травку — падают, падают листья, в нашем саду листопад». Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной .

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделения отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются аспекты оценки — детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивными (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).

Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В проведенном исследовании необходимо обратить внимание на то, что дети, страдающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног, или с каким-либо образом выделенными руками или ногами. Это указывает на переживания детей в связи с болезненностью суставов, часто их деформацией.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева, человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги, или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или желание аустически выйти из ситуации. Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий) чаще всего показывает активное творческое отношение ребенка к своей жизни.

Читайте так же:  Нарушение связанное с расстройством нервной системы

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомпоненты:

3. Недоверие к себе.

4. Чувство неполноценности.

6. Конфликт (фрустрация).

7. Трудности в общении.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях. Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке — 1 балл, на двух — 2, а на всех трех — 3 (симптомокомплекс «Тревожность»).

При наличии большинства признаков ставится 1 или 3 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунка теста. Например, отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта) — 2 балла (симптомокомплекс «Трудности в общении» (см. табл.1).

Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Симптомокомплексы теста ДДЧ

СИМПТОМОКОМПЛЕКС СИМПТОМ БАЛЛ
Незащищенность 1. Рисунок в самом центре листа

2. Рисунок в верхнем углу листа

3. Дом, дерево — с самого края

4. Рисунок внизу листа

5. Много второстепенных деталей

6. Дерево на горе

7. Очень подчеркнутые корни

8. Непропорционально длинные руки

9. Широко расставленные ноги

10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3
Видео (кликните для воспроизведения).

0, 1

Тревожность (страх) 1. Облака

2. Выделение отдельных деталей

3. Ограничение пространства

5. Линия с сильным нажимом

6. Много стирания

7. Мертвое дерево, больной человек

8. Подчеркнутая линия основания

9. Толстая линия фундамента дома

10. Интенсивно затушеванные волосы

11. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

Недоверие к себе 1. Очень слабая линия рисунка

2. Дом с края листа

3. Слабая линия ствола

4. Одномерное дерево

5. Очень маленькая дверь

6. Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой

7. Другие возможные признаки

0, 2

0, 1

Чувство неполноценности 1. Рисунок очень маленький

2. Отсутствуют руки, ноги

3. Руки за спиной

4. Непропорционально короткие руки

5. Непропорционально узкие плечи

6. Непропорционально большая система веток

7. Непропорционально крупные двумерные листья

8. Дерево, умершее от гниения

9. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

Враждебность 1. Отсутствие окон

2. Дверь — замочная скважина

3. Очень большое дерево

4. Дерево с края листа

5. Обратный профиль дерева, человека

6. Ветки двух измерений, как пальцы

7. Глаза — пустые глазницы

8. Длинные острые пальцы

9. Оскал, видны зубы

10. Агрессивная позиция человека

11. Другие возможные признаки

0, 2

0, 2

Конфликтность (фрустрация) 1. Ограничение пространства

2. Перспектива снизу, (взгляд червя)

[3]

3. Перерисовывание объекта

[1]

4. Отказ рисовать какой-нибудь объект

5. Дерево как два дерева

6. Явное несоответствие качества одного рисунка из рисунков

7. Противоречивость рисунка и высказывания

8. Подчеркнутая талия

9. Отсутствие трубы на крыше

10. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

0, 1

Трудности общения 1. Отсутствие двери

2. Очень маленькая дверь

3. Отсутствие окон

4. Окна — отверстия без рам

5. Излишне закрытые окна

6. Выделенное лицо

7. Лицо нарисовано последним

8. Отсутствие основных деталей лица

9. Человек нарисован схематично, из палочек

10. Дверь без ручки

11. Дом, человек в профиль

12. Руки в оборонительной позиции

13. Высказывания о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей

14. Другие возможные признаки

0, 2

0, 1

Депрессивность 1. Помещение рисунка в самый низ листа

2. Вид дерева или дома сверху

3. Линия основания, идущая вниз

4. Линия, слабеющая в процессе рисования

5. Сильная усталость после рисования

6. Очень маленькие рисунки

7. Другие возможные признаки

0, 1, 2, 3

Интерпретировать рисунки дома, дерева и человека можно только тогда, когда ребенок их нарисовал в стандартной тестовой ситуации. Конечно, можно психологически информативно анализировать и другую изобразительную деятельность ребенка, но в этих случаях используются несколько другие методы интерпретации. Например, если ребенок во время теста рисует только дом, или дом в каком-нибудь пейзаже, то понятно, что оценка расположения дома на листе, его величина, перспектива и дополнительные детали будут существенно различаться.

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности. Иногда возникшие гипотезы интерпретации можно проверять в беседе с ребенком. Подростку очень интересно и самому узнать, что о нем говорят его рисунки.

Психолог должен строить беседу так, чтобы какая-либо характеристика не стала суггестивным штампом, могущим негативно влиять на формирование дальнейшего характера подростка. Избегая явной оценки выявленных психологических особенностей, можно наметить возможные пути самовоспитания ребенка. На этом последнем этапе особенно ярко выступают элементы психологической коррекции.

Тест ДДЧ особенно целесообразно применять в начале психологической консультации потому, что он может показать, какова основная проблема консультируемого ребенка: эмоциональная или в сфере интеллектуального развития.

Если ребенок рисует заметно хуже, чем большинство его сверстников, если на рисунках плохая перспектива и неадекватные пропорции, не присутствуют основные детали рисуемых объектов, если качество плохое во всех трех рисунках, тогда можно думать о возможном отставании умственного развития. В таком случае, дальнейшие исследования следует направить на выявление интеллектуальных особенностей ребенка.

Если среди рисунков только один выделяется плохим качеством, можно полагать, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Когда по рисункам выявляется большая выраженность нескольких симптомокомплексов, можно предположить, что для данного ребенка важно разрешение эмоциональных проблем. Конечно, часто бывает, что у ребенка личностные и эмоциональные проблемы могут возникнуть вследствие невозможности соответствовать нужному интеллектуальному уровню. Это тоже обычно проецируется в рисунках. Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию ЦНС. Существует пять показателей органического поражения ЦНС:

Читайте так же:  Алиса кэрролл гипноз

1. Двойные линии в рисунках.

2. Несоединенные между собой линии.

3. Сильный уклон нарисованной фигуры.

4. Очень большая голова.

5. Голова, неадекватно выделенная в рисунке человека.

Присутствие более трех признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка органическое поражение ЦНС. Эта проблема важна при психологической диагностике неуспевающих младших школьников. Но нужно иметь в виду, что наличие органической дисфункции ЦНС еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальное затруднение в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети, например, могут скорее уставать, быть менее внимательными. Эти особенности требуют особого внимания в организации учебного процесса в школе и дома. Иногда встречаются дети со слабо выраженными формами дисграфии или дислексии, которым трудно научиться читать или писать, но некоторые легко преодолевают эти трудности, когда их обучают с помощью специальных адекватных методов.

Тест «Дом, дерево, человек»: инструкция и интерпретация результатов

В двадцатом веке в психологии произошел существенный прорыв в связи с появлением большого количества методик исследования психики, которые не требовали большой организационной сложности.

Некоторые из них основывались исключительно на вербальном контакте и психологическом консультировании, а другие использовали наглядные средства выражения психических реакций, в том числе и графические. Одной из таких методик является методика исследования «Дом, человек и дерево».

Для чего в психологии применяют методику изображения несуществующего животного? Узнайте об этом из нашей статьи.

Цель, история и автор

Данная методика была разработана в 1948 году в Америке ученым Дж. Буком (Баком в некоторых источниках).

Она являлась первой в своем роде попыткой оценить личность всесторонне: с точки зрения особенностей ее суждений, эмоционального восприятия, особенностей взаимодействия с другими людьми.

Данная методика получила название проективной, поскольку результат оценивается на основе проекции человеком его внутренних характеристик в абстрактные и символьные выражения. К таким выражениям относятся графические изображения, которые интерпретируются определенным образом.

Проективные методики базируются на длительном периоде наблюдений за деятельностью личности и интерпретации особенностей ее деятельности в условных формах.

Методика успешно применяется для диагностики как взрослых, так и детей (в том числе дошкольников).

По настоящее время она занимает ведущее место среди себе подобных методов исследований поскольку достаточно проста в исполнении, а накопленный опыт позволяет более уверенно и надежно интерпретировать результаты.

Данный тест также используется и для оценки интеллектуальных способностей индивида путем рассчитывания специального коэффициента.

Тест используется для составления автопортрета человека и описывает следующие его характеристики:

  • степень эмоциональной и сексуальной зрелости;
  • уровень психологического развития;
  • особенности эмоциональных реакций;
  • когнитивные способности;
  • интеллектуальный потенциал;
  • выраженность патологических отклонений.

Тест более эффективен в качестве диагностического этапа, однако не вполне подходит для скрининга или оценки эффективности психотерапевтической помощи.

Методика используется при обращении к психологу в детских и дошкольных учреждениях. Во взрослом возрасте данный метод применяется при первом контакте с пациентом в рамках составления психопортрета.

Данная методика редко применяется при приеме на работу как средство отбора или же в крупных статистических исследованиях, поскольку не вполне отвечает требованиям скрининговых методик исследования.

Инструкция

Простота проведения исследования заключается в том, что человеку нужно изобразить на чистом листе три объекта: дом, дерево и человека.

Далее следует опрос по определенным пунктам.

Выбор именно этих объектов обусловлен простотой изображения, а также тем фактом, что люди всех возрастов знакомы с данными предметами.

Перед проведением обследования необходимо поговорить с пациентом, установить доверительное общение и разъяснить суть методики.

Не следует стараться загрузить человека новыми непонятными терминами, однако он должен осознавать важность собственного участия и быть настроенным на честный и реальный результат.

Также следует донести что его художественные способности ни в коей мере не подлежат оцениванию, а изображения носят условный характер.

Для проведения теста потребуется:

  1. Чистый лист бумаги форматом А4, сложенный пополам.
  2. 2 простых карандаша.
  3. Ластик или стирательная резинка.
  4. Бланк с пострисуночным опросником.

Лист, сложенный пополам, образует 4 части. Первая будет являться титульной — на ней фиксируется дата и место проведения исследования, а также основные данные о человеке. Оставшиеся части предназначены для рисунков, для построения дома предлагается развернуть лист горизонтально.

После предлагается нарисовать последовательно дом, человека и дерево.

В процессе рисования следует внимательно наблюдать за человеком-его поведение необходимо фиксировать. Следует обратить внимание на:

  • скорость рисования;
  • фразы и обращения в процессе рисования;
  • расположение в аудитории, на кресле или стуле;
  • мимические движения лица;
  • эмоциональные реакции;
  • задаваемые вопросы.

Данный этап является дополнительным источником информации. На процесс рисования не отводится какое-то ограниченное время, однако следует отметить если процесс занял длительное время.

Как правило на выполнение всех рисунков требуется не больше часа или сорока минут. Для того чтобы испытуемому было комфортно следует выбрать оптимальную позицию:если человек правша, то лучше располагаться по левую сторону, а если левша, то наоборот.

Также стоит создать видимость отвлеченности от его деятельности, чтобы позволить клиенту максимально расслабиться и не скрывать свои реакции.

Если человек является очень скрытным и подозрительным можно и вовсе выйти из аудитории. В этой ситуации такой прием оправдан чтобы получить достоверные результаты.

Рисуночная методика «Дом, дерево, человек» — инструкция.

Последующий этап

Следующий этап тестирования проходит в виде беседы.

Для расшифровки можно воспользоваться готовым опросником, в котором имеется порядка 64 пунктов.

При этом допускается произвольный порядок получения информации без жесткой формулировки приведенных вопросов.

К таким вопросам относятся:

    Кто изображен на рисунке, его возраст, профессия, кем он приходится испытуемому, о чем думает и что делает этот человек, какие он испытывает эмоции, есть ли у него проблемы со здоровьем или в семье, что он напоминает испытуемому и о чем заставляет задуматься.
Читайте так же:  Любимый парень расстался

Спектр вопросов наиболее полно характеризует нарисованную фигуру и отношение к ней клиента.

Какое изображено дерево, почему человек выбрал именно его, является ли дерево живым или мертвым и что это подтверждает, на кого или на что похоже это дерево, как давно оно растет, как относительно человека на рисунке располагается это дерево, где оно растет в природе, оно растет одно или в лесу, как бы выглядел человек вместо этого дерева, куда бы он смотрел, шевелятся ли ветки у данного дерева. Также описывается окружающая среда: погода, ветер, направление ветра, как сильно светит солнце, есть ли осадки, нравится ли испытуемому такая погода и почему он выбрал именно ее, о чем он думает изображая такую погоду, слышно ли пение птиц у этого дерева в этих погодных условиях.

  • Дом: из чего построен этот дом и для чего, как много в доме этажей, хотелось бы клиенту иметь такой дом и почему, как бы он чувствовал себя в этом доме, где бы находилась его комната, о чем человеку напоминает дом и какие появляются эмоции,хотел бы он продать этот дом и почему, кого бы он хотел видеть в этом доме, куда ведут лестницы или двери или любые другие элементы в доме и вокруг, есть ли в доме кто-то, считает ли клиент что такими должны быть все дома.
  • Далее следует этап уточняющих вопросов. Этому помогает знание интерпретации нарисованных объектов. Например наличие поломанных деталей, мертвых элементов на дереве или в доме отражает психотравмирующую ситуацию.

    Во времени может сориентировать расположение этих элементов: высота дома соответствует примерному количеству лет клиента, что позволяет предположить приблизительное время этой ситуации и спросить что произошло.

    В рисунке дерева также имеют символичное значение его стороны: правая символизирует прошлое, а левая — будущее. Поэтому следует обратить внимание на необычные детали в этих половинах.

    Также стоит выделить тени, которые означают тревогу. Особенно важно если они нарисованы без присутствия солнца, что означает выраженную скрытую тревожную ситуацию.

    Интерпретация

    Существует общее и специальное толкование изображенных объектов и их деталей. К общим относится:

    • цвет;
    • детальность изображения;
    • наличие правок, использование ластика;
    • контуры рисунка;
    • расположение рисунка;
    • пропорции объектов.

    К специальным относятся все элементы, касающиеся изображения деталей дома, дерева и человечка, то есть символическое трактование элементов (что значат тени, рубцы, повреждения).

    Желтый цвет в изображении олицетворяет общий агрессивный настрой человека, его враждебность.

    Красный цвет означает повышенную сенситивность, потребность в защите и тепле, также он олицетворяет чувственное отношение к окружающему миру.

    Зеленый цвет означает потребность в защите и ограждении от опасностей, однако это не касается цвета кроны деревьев или покрытия крыши. Синий и черный цвет отвечают за подавленность и депрессивные реакции. При этом человек может не осознавать этих особенностей. Коричневый цвет указывает на фактическую незрелость человека, его потребность в развитии.

    [2]

    Недостаточная детальность изображения, особенно касающаяся его определяющих признаков (ветви у дерева и так далее) говорит об интеллектуальной бедности и умственном несоответствии.

    Однако чрезмерное количество несущественных деталей также указывает на интеллектуальную разрозненность и простоту.

    Структурную целостность личности при этом характеризует гармоничный баланс между реальной детализированностью объектов и их упрощением на рисунке. Если преобладает упрощение или наоборот усложнение следует подозревать расстройство личностной организации.

    Стирание элементов

    Если какие-то линии или детали были стерты и восстановлены с потерей качества, то это говорит об эмоциональном отношении к данному элементу. Если же стерты без следа, то указывает на внутренний скрытый конфликт.

    Направление и выраженность контуров символизируют и направленность психических реакций: волевую деятельность, готовность противостоять или сдаться и так далее.

    Изображенные объекты имеют свое символичное значение. Дом выражает отношение человека к себе и к своей семье, а также микроклимат этого сообщества. Также он характеризует осознанное восприятие себя человеком.

    Изображение дерева наоборот характеризует подсознательное самоощущение, а также взаимосвязи с окружающим миром и другими людьми, реакции на них.

    Изображенный человек олицетворяет собственное отношение к своим качествам, а также выраженные эмоциональные реакции на других личностей — как правило символизирует кого-то важного и дорогого и наоборот.

    Методика оценивания школьников при этом будет иметь свои особенности:

    1. Повозрастные этапы развития и соответствующие им признаки на рисунке.
    2. Незрелось всех реакций отражается в особенностях изображения.
    3. Применение балльной системы оценивания.

    Методика ДДЧ является распространенным инструментом составления психологического автопортрета. Она успешно применяется у всех возрастных групп, но требует специальной подготовки для интерпретации данных.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Анализ психорисунка на тему «Дом, дерево, человек»:

    Источники


    1. Маркова, Надежда Ошибки аиста. Только хорошие новости. Неделя за неделей. Пространство рождения. Безопасные роды (комплект из 4 книг) / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2011. — 816 c.

    2. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 2012. — 160 c.

    3. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
    4. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия (Academia), 2013. — 455 c.
    5. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2019. — 384 c.
    Дом дерево человек интерпретация
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here