Эмоциональная лабильность у детей

Самое важное по теме: "эмоциональная лабильность у детей" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Эмоционально-лабильный тип характера у детей

Что значит этот термин? Под понятие эмоциональной лабильности подходят люди настроения. Причем, это настроение, как правило, не стабильно. Любое внешнее воздействие – доброжелательная улыбка или, напротив, косой взгляд может послужить причиной перемен. От настроения у таких людей зависит многое – работоспособность, общее самочувствие, даже психология окружающего мира.

Эмоции у таких людей основа существования. Они искренни, переживают или радуются от несущественного повода. Очень привязчивы. В обществе, по сути, являются эмоциональными регуляторами. Их чуткость, внимательность, способность к пониманию импонируют.

Но есть и недостатки. Любая атмосфера недоброжелательности или критики повергает их в уныние. Очень болезненно сказывается на таких людях потеря близкого человека. Эмоциональное отторжение может побудить в них чувство вины и в таком состоянии они часто служат объектами для манипуляций.

Особенности детского эмоционально-лабильного типа характера следующие.

Такие дети, как правило, послушные, заботятся о близких, привязываются эмоционально. Если чувствуют холодность окружающих, уходят в себя. Стремятся не расстраивать родителей плохим поведением или низкой успеваемостью.

Очень ревностно относятся к рождению второго ребенка. Долго переживают развод родителей или внутрисемейные конфликты. Вплоть до возникновения невротических реакций. Любят домашних животных. Дети почти всегда дружелюбны, не агрессивны, слушаются старших. Однако, могут сильно переживать из-за ссоры с учителями или сверстниками. Чтобы не расстраивать родителей, могут скрыть свои проблемы. Вплоть до ухудшения самочувствия. Если атмосфера, например, в школе, становится для них негативной, могут притвориться заболевшими, только чтобы туда не идти. Увлечения таких детей поверхностны и разнообразны. Ведомы в этом смысле родителями.

Не просто проходят адаптацию в детском саду из-за сильной привязанности к родителям. Стараются держать маму или папу в поле зрения. При должном отношении могут из благодарности помогать родителям, брать на себя серьезную ответственность.

В части воспитания такой ребенок нуждается в постоянной заботе, важно проявлять к нему свое тепло. И быть очень аккуратными с критикой. Не прибегать к манипуляциям, основанным на чувстве вины. Важно минимизировать конфликтные ситуации. Можно завести домашнее животное, например, собаку, которая будет ребенку настоящим другом.

Эмоциональная лабильность

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. Слово образовано от латинского глагола «emovere» – возбуждаю. Применительно к эмоции объектом возбуждения является кора головного мозга, порождающая психическую реакцию. Согласно учению академика Анохина, любая мотивация порождается эмоцией. Причем перед запуском функциональной системы всякая эмоция считается отрицательной вплоть до достижения положительного результата. Если цель окажется недостижимой, эмоция останется отрицательной. Когда нервная система человека ослаблена, возникает эмоциональная лабильность, которая характеризуется мгновенной реакцией на любые раздражители. Совершенно неважно с каким знаком – «плюс» или «минус».

Эмоционально лабильная личность одинаково остро реагирует на положительные и отрицательные стрессоры. Изменения обстановки вызывают мгновенную, бурную реакцию. Человек плачет от счастья или, наоборот, обида порождает истерический смех. В этом и проявляется эмоциональная лабильность, в отличие от устойчивости. Противоположное состояние называется в психологии ригидностью, а в психиатрии – эмоциональной уплощенностью. Отсутствие эмоций гораздо опаснее для здоровья человека. Потеря мотивации быстрее приводит к истощению, чем взрыв эмоций.

Эмоциональная лабильность: симптомы

Расстройства эмоционально-неустойчивой личности характеризуются импульсивностью, спонтанностью поступков при отсутствии самоконтроля и без учета возможных последствий. При этом аффективные вспышки возникают по ничтожным поводам. В психиатрии к пограничным состояниям относится эмоциональная лабильность, симптомы которой проявляются в зависимости от склада личности. Различают два вида эмоциональной слабости:

При расстройстве эмоциональной сферы по импульсивному типу развивается стойкое состояние дисфории, то есть, злобно-тоскливого настроения, перемежающегося вспышками гнева. Люди, у которых имеется эмоциональная лабильность, неуживчивы в коллективе, потому что всегда претендуют на лидерство без учета собственных способностей. В семейной жизни возбудимые личности выражают недовольство ежедневными заботами, считая их рутинными и не заслуживающими внимания. Поэтому часто возникают конфликты, сопровождающиеся битьем посуды и применением физического насилия над членами семьи. Человек неуступчив, мстителен, злопамятен. При отсутствии прогрессирования эмоциональная лабильность с возрастом сглаживается, и к 30-40 годам легковозбудимые мужчины успокаиваются, «набираются жизненного опыта». У женщин, как правило, бурные эмоциональные вспышки уходят в прошлое после рождения детей. Это связано с изменением гормонального фона во время вынашивания ребенка.

При неблагоприятных условиях больные ведут беспорядочную жизнь, часто прибегают к приему алкоголя, что приводит к совершению агрессивных асоциальных поступков.

Пограничный тип расстройств личности отличается повышенной впечатлительностью, яркостью воображения, повышенной увлеченностью. Такая эмоциональная лабильность порождает трудоголиков. Люди с пограничным расстройством эмоциональной сферы легко поддаются чужому влиянию. Они легко и с удовольствием перенимают «вредные привычки», не поощряемые обществом нормы поведения. Пограничные личности бросаются из крайности в крайность, поэтому часто разрывают брачные отношения, увольняются с работы и меняют место жительства.

Эмоциональная лабильность у детей

В обществе принята точка зрения, что капризные дети – результат плохого воспитания. Это верно, но только отчасти. Наблюдается взаимосвязь между недостатком внимания и развитием синдрома неврастении у ребенка. Закрепившаяся эмоциональная лабильность у детей приводит к нервному истощению, которое, в свою очередь, усиливает психическую реакцию. Малыш требует повышенного внимания, поэтому устраивает «сцены». Это характерно для истерического развития личности. Людям с таким психотипом, что называется, сложно угодить. Строгое воспитание порождает протест, усиливая эмоциональную лабильность, потакание любым капризам приводит к аналогичным результатам.

Если с точки зрения окружающих ребенок не обделен вниманием, причиной обостренного восприятия изменения окружающей обстановки следует расценивать как развитие невроза. Невротическое расстройство, в свою очередь, подлежит лечению.

Эмоциональная лабильность, лечение неврозов

Причинами невротических состояний являются психотравмирующие ситуации. При устранении причины исчезает эмоциональная лабильность – лечение у психиатра гарантирует положительные результаты при своевременном обращении. Необходимо обращать внимание на ребенка с малого возраста. Проявления негативизма – отрицания требований взрослых – должно настораживать родителей.

Когда в старческом возрасте формируется эмоциональная лабильность, препараты для лечения направлены на улучшение кровообращение головного мозга. Если нервная возбудимость обусловлена органическими поражениями нервной системы, также появляется эмоциональная лабильность, лечение которой заключается в борьбе с основным заболеванием. Это работа нейрохирургов и невропатологов.

Ноотропные препараты, продающиеся без рецептов, показаны при всех видах эмоциональной неустойчивости. Неплохим эффектом обладают растительные успокаивающие средства.

Существует большая разница между общепринятыми представлениями и медицинскими диагнозами. Особенно когда развивается эмоциональная лабильность, препараты для лечения которой нужно принимать только по рекомендации специалиста психиатра. Помощь психолога, разумеется, имеет положительное влияние, но не ликвидирует причин психических расстройств.

Как предупредить развитие эмоциональной нестабильности у ребенка.

Часто на консультациях у детского психолога родители жалуются на эмоциональную нестабильность (неустойчивость) ребенка – частые психо-эмоциональные срывы, повышенную слезливость, капризы, переходящие в истерики. То, что достаточно естественно в период первого возрастного кризиса 18-24 месяцев, уже вызывает родительскую тревогу в период дошкольного и младшего школьного возраста.

[3]

Говоря об эмоциональной стабильности, мы будем говорить о способности ребенка переносить приятные и неприятные эмоции, не будучи «затопленным» ими. Всем родителям известны случаи проявления эмоциональной нестабильности у их чада. Например, когда недовольство и злость переходит в бессильную ярость — и ребенок одновременно рыдает, плюется и пинается ногами; обида — в долгие всхлипывания под одеялом; страх перерастает в неуправляемую панику; грусть или печаль — в апатию и безжизненность; стыд — в потерю способности поддерживать контакт, продолжать общение. «Хорошие» чувства – радость, веселье, удовольствие тоже, бывает, что зашкаливают. Всем известно, когда ребенок (как говорится) «перебесился» от радости и срывается на капризы, истерики, плач.

Читайте так же:  Как относиться к мужчине психология

Развитие эмоциональной стабильности у ребенка закладывается в раннем детстве с помощью родителей. Кроме этого все дети отличаются степенью индивидуальной переносимости сильных эмоций – кто-то более устойчив, кто-то менее.

Существенно важной частью эмоционального созревания является способность переносить тревогу, стыд, вину. Особенно важно уметь переносить депрессивные чувства (печаль, тоску, грусть), которые часто сопровождают нашу жизнь в ситуациях разочарования, утраты (потери работы, значимых отношений, смерти близких), болезни, выхода на пенсию и многими другими болезненными, но неизбежными переживаниями.

Немного отклонившись от темы детского развития, замечу, для взрослого также важна способность переносить сильные чувства, не будучи разрушенным ими, иметь эмоциональные резервы, как для себя, так и для своих близких, нуждающихся в помощи. Люди, которые могут комфортно переживать чувства, обычно спокойны; считая, что их состояние вполне соотносится с их жизненным переживанием; что оно имеет смысл; и что, выполнив свою цель, оно прекратится.

Если человек не справляется с уровнем эмоционального напряжения, то он часто вынужден прибегать к употреблению психотропных препаратов, алкоголя, наркотиков, чтобы временно «заморозить» эмоции. Или человек начинает блокировать эмоциональную чувствительность, и тогда чувства проявляются в виде соматических приступов (болей, головокружения, повышения давления) – т.е. развиваются психосоматические реакции. Тогда — как пациенты, так и врачи, начинают воспринимать в виде заболеваний то, что на самом деле является проявлением эмоций.

Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка не происходит само по себе, здесь велика роль родителей в том, чтобы помочь детям обрести способность управлять своими эмоциями.

Давайте рассмотрим, какие методы формирования эмоциональной стабильности имеются в распоряжении у ухаживающего за ребенком родителя; и каких реакций стоит избегать?

1. Присутствие рядом близкого человека и его отклик уже само по себе несет успокоение для испытывающего беспокойство ребенка.

2. Внимательные родители позволяют своим детям упражняться в способности переносить различные эмоции — так же, как при обучении ходьбе или плаванию. Эмоциональные всплески должны допускаться лишь в той степени, в какой ребенок может их вынести. Если ребенок упал и чуть захныкал; то чуткая мать не будет сразу бросаться на помощь, а будет следить за реакцией, давая возможность ребенку справиться самому. Так же стоит поступать, если ребенок настороженно замер, столкнувшись с чем-то неожиданным или новым. Здесь поможет голос мамы с некоторого расстояния, подбадривание и разъяснение ситуации. Родителю важно заметить и предотвратить тот момент, когда малыш зайдется в плаче от сильного испуга; или — если это не удалось, стать опорой – пожалеть, погладить, объяснить, что это было. Т.е. мать вмешивается только тогда, когда ребенок утрачивает контроль над ситуацией.

Маленького человечка, конечно, никто не осудит за проявление сильных эмоций; но и по отношению к детям постарше, родителям очень важно не фиксировать внимание на том, что ребенок утратил контроль над своими эмоциями; или оправдать его, ссылаясь на сложившиеся обстоятельства.

Возможно, наиболее важный и трудный аспект материнства как раз и состоит в позволении ребенку самостоятельно переносить все более интенсивное эмоциональное напряжение – в таком случае матери надо уметь справляться с собственной тревогой и уметь удерживать себя от того, чтобы каждый раз кидаться на помощь.

Нежелательными являются два варианта родительских реакций. Во-первых, как мы только что говорили, когда взрослый тут же кидается на помощь – этим он дает ребенку послание: «Ты слабый, и сам ничего не можешь» — это способствует возникновению страху не только перед ситуацией, но и перед эмоциями, окрашивающими ее, и формированию неуверенности в своих силах. Во-вторых, опасно, когда родитель игнорируют ситуацию — когда ребенок уже «затоплен» аффектом, это может привести к психологической травме – когда ребенок один на один остается с невыносимыми переживаниями.

3. Идентификация с родителем — в дальнейшем ребенок приобретает функцию самоуспокоения, подражая родителю. Если мать сохраняет терпимость и доброжелательность по отношению к сильным эмоциям ребенка, жалеет и успокаивает его (а не стыдит и не ругает); то ребенок так же будет относиться и сам к себе. В тех ситуациях, когда ребенок эмоционально не справляется самостоятельно – например, плачет от ушиба или испуга, матери важно показывать свое спокойствие, и не «заражать» ребенка своей тревогой. Тогда ребенок сможет подражать реакции взрослого, примерно так: «Если мама не боится (не тревожится), значит, это не страшно (не опасно), тогда и я не боюсь (не тревожусь)». Родитель может и напрямую — словами побуждать ребенка идентифицироваться с ним: «Посмотри, папа же не боится».

Если же мать в случае стрессовой ситуации сама чрезмерно расстраивается или впадает в панику, то, таким образом, она породит у ребенка вторичную тревогу (не только от ситуации, но и от своей реакции на нее). В худших случаях она может даже ругать ребенка, например, за то, что он ушибся; добавляя к боли от ушиба критику и оскорбление.

Пытаясь подражать матери, ребенок должен почувствовать, что получил разрешение, так сказать, «занять место матери» по отношению к самому себе, оказывая помощь себе. Но порой случается такое, что женщина решает за счет ребенка свои проблемы и, желая быть незаменимой для ребенка, не дает ему «это разрешение». Например, многие дети успешно успокаивают себя с помощью «переходного объекта» – это может быть какая-то вещь, которая напоминает ему мать; или мамина вещичка; или мягкая игрушка – как заменитель мамы. Некоторые матери, явно ощущая ревность, могут отнимать переходный объект у ребенка, не разрешая ему, таким образом, оказать себе самоподдержку. Такие реакции, как правило, содействуют чрезмерной зависимости ребенка от родителя. В таких случаях, чтобы не травмировать ребенка, женщине было хорошо разобраться в себе при помощи психотерапевта.

4. Похвала и одобрение. Когда ребенок показывает, что он может присвоить себе функцию родителя и успокоить себя самостоятельно; родитель выражает одобрение за использование такого способа обращения с эмоциями: «Вот, молодец! Ты сначала боялся идти к врачу, а потом понял, что это не страшно, и успокоился». Хороший родитель будет предлагать эмоциональную поддержку до тех пор, пока она необходима, однако будет готов дать возможность ребенку использовать свои собственные ресурсы.

Выражая одобрения и похвалу за контроль над своими чувствами, важно «не стимулировать» развитие этого навыка обратным способом – не стыдить и не позорить ребенка за то, что он не справился со своими чувствами или попросту проявил их. Например, маленький мальчик, который плачет от страха, испытывает дополнительно и стыд, когда его укоряют за «немужскую реакцию», и порицает себя за это. Эта вторичная реакция усиливает страх эмоции. Ребенок, во-первых, чего-то боится и страдает от этого; а, во-вторых, он будет бояться переживать страх и делиться этим чувством, потому что это еще и стыдно. Если ребенок реагирует чувствами вины или стыда на неконтролируемое проявление своих эмоций, это серьезно ухудшает его возможность справляться с этими эмоциями.

Читайте так же:  Паллиативная помощь новое

В худшем случае, аффект, который однажды оказался разрушительным, в последствии может восприниматься как опасный. Бывает, родители «управляют» ребенком путем пристыживания, а кроме этого еще нечутко замечают вслух, что ребенок покраснел от стыда — это порождает еще больший стыд. Стыд может оказаться таким непереносимым чувством, с которым невозможно встречаться, не будучи разрушенным им. Непереносимые чувства могут выражаться, как мы уже говорили, в виде соматических приступов.

5. Помощь ребенку в том, чтобы постепенно развивать вербализацию – т.е. словесно формулировать свои чувства и просьбы. Для этого родителям важно обучать ребенка — называя ему те чувства, которые он испытывает; и поощрять его за их выражение словами, а не криком и плачем.

Но существуют родители, которые сами не способны говорить о своих чувствах и показывать их. Часто такие родители также не разрешают их проявлять ребенку. В таком случае ребенок будет иметь трудности быть в контакте со своими чувствами – осознавать, принимать их, и здоровым образом управлять ими.

6. Родители могут предлагать ребенку способы, с помощью которых можно справляться с болезненными чувствами. Например, когда грустно поддержать себя чем-то приятным (игрой, вкусностями). С болезненными чувствами вины или стыда можно справляться с помощью ритуала прощения или исполнения чего-то хорошего, взамен содеянному (важно эти приемы самоподдержки отличать от наказания). По мере взросления доступ к таким приемам и ресурсам внутри себя делает для индивида возможным успешное преодоление различных неприятных чувств и состояний, которые случаются в ходе обычной ежедневной работы или учебы.

7. Демонстрируя своим примером принятие чувств ребенка в качестве нормальных реакций на ситуации, мать учит и ребенка осознавать свои чувства и воспринимать их в качестве сигналов — так, например, тревога может сигнализировать об опасности, и поэтому ее важно не подавлять как нежелательную реакцию — а учитывать.

На каждом этапе развития ребенка есть свои особенные моменты, в которых родитель может помочь ему не травматично проживать эмоции. В момент приучения к горшку ребенок может испытывать гордость или стыд за свои успехи или неудачи; и здесь мать может помочь, позволяя ему испытать оба этих чувства, сохраняя при этом общее чувство благополучия. Во внутреннем мире ребенка это, может, звучат так (конечно, выражаясь взрослообразно): «Сейчас вышел конфуз и мне стыдно, но в целом – я хороший и достойный любви».

Есть один важный момент… Большинство матерей способны принимать сильные эмоции очень маленького ребенка, реагировать на них как на просьбу об оказании услуг и с готовностью удовлетворять потребности малыша. Однако хроническое состояние неудовлетворенности (плач и крик) младенца подрывает идеальное представление женщины о себе как о любящей матери счастливого и «хорошего» ребенка. Тогда женщине становится труднее терпимо откликаться на малыша. А по мере развития ребенка — особенно в период первого кризиса 18-24 месяцев, они все в большей степени реагируют на его эмоциональные вспышки раздражением. В позднем детстве открытое эмоциональное выражение ребенка (капризы, агрессия, обиды) может вызывать скорее неодобрение и наказание со стороны взрослого, чем стремление помочь. Но, отвергая чувства ребенка, родитель учит его самого обращаться с ними подобным же образом.

Развитие устойчивости к болезненным эмоциям необходимо для перехода от игры к учебе. Это особенно важно для ребенка в младшем школьном возрасте, чтобы справляться со своими школьными и социальными задачами. Еще одной важной задачей развития эмоциональной стабильности является подготовка почвы для проверки эмоциональной удали в подростковом периоде.

В индивидуальной психотерапии при работе над любым запросом пациента происходит более полное развитие эмоциональной стабильности, которая выражается в способности осознавать, принимать болезненные чувства, уметь справляться с ними, не будучи разрушенным ими. Развитие эмоциональной устойчивости — это процесс, продолжающийся всю жизнь.

Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Привалова Наталья Николаевна
Развитие навыков взаимодействия у детей детей с эмоциональной лабильностью

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время увеличивается число дошкольников, у которых по тем или иным причинам (вследствие перенесённых болезней, стилей воспитания, экономического и социального положения семьи и т. д.) наблюдаются эмоциональные расстройства. Одно из них — эмоциональная лабильность.

Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по нескольку раз в день) под влиянием самых незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребёнок становится импульсивным, плохо контролирует своё поведение. У него легко возникают состояние умиления, синтеминтальности, слезливости. Такие дети сложно проходят процесс адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии. Они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Как следствие не способны в дальнейшем сформировать твёрдые взгляды и убеждения, выразить симпатию и антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности, что, в конечном итоге значительно понижает возможности социализации.

Моя задача как педагога психолога — скорректировать лабильность эмоций, развивая у ребёнка коммуникативные навыки, умения общаться со сверстниками.

Первоначальную работу с детьми с эмоциональной лабильностью начинаю с использования фитбол мячей (авторы методики А. А. Потапчук и Т. С. Овчинникова).

На первом этапе детям предлагается, образовать круг, символизирующий море. Затем с помощью улыбок и смеха наполнить его хорошим настроением. Каждый желающий прыгает в круг- «море» и окружающие купают его в хорошем настроении с помощью ласковых прикосновений и добрых пожеланий.

После «купания» провожу беседу, в ходе которой выясняем с детьми, когда им было комфортнее: в роли моря или в роли купальщика, какие ощущения они испытывали, когда к ним ласково прикасались «морские волны», улучшилось ли настроение и т. д.

Фитбол мячи можно применять в любой части образовательной деятельности. Например, в вводной это даёт возможность активизировать познавательную деятельность, почувствовать настроение ребёнка, его отношение к сверстникам, снять эмоциональное напряжение.

В основной можно проиграть проблемную ситуацию, провести танцевальную минутку, рассказать или придумать сказку (кстати во время рассказывания сказки активизируется внимание, стабилизируется настроение, т. к. ребёнок бессознательно включается в работу).

В заключительной части фитбол мячи хорошо использовать в качестве релаксации.

Кроме того, во время занятий с мячами происходит совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного, речевого аппаратов, что необходимо для коррекции детей с эмоциональной лабильностью.

Читайте так же:  Диагностика отношений в семье

Совместное решение проблемы, поставленной в основной части образовательной деятельности, способствует не только социализации и развитию коммуникативных навыков, но и позволяет детям с эмоциональной лабильностью развивать положительную «Я-концепцию». Для этого наряду с другими технологиями и методами применяю методику «Трансакционный анализ» (автор Эрик Берн, один из аспектов которой – приобретение социального опыта через взаимодействия.

Игра «Друг из шарика»

Беседа с детьми.

Как вы думаете, хорошо иметь друга? Почему? Без друзей скучно, грустно, не с кем играть. Здорово, что нас много, и все мы друзья. А хотите, чтобы друзей стало ещё больше? Вот щарики. Они не простые, а волшебные, каждый из них может превратиться в друга. Попробуем? Для этого надо надуть шарик и нарисовать ему глаза, нос, рот. Причем, это можно сделать так, что друг будет, каким вы захотите: веселым, грустным, сердитым и т. д. дайте другу имя, можно придумать его историю.

Под музыкальное сопровождение дети рисуют друга.

Нас стало в два раза больше. Давайте представим своих новых друзей. Все становятся в круг. Рассказывают, как зовут друга, мимикой и жестами показывают его характер, остальные определяют характер.

Как вы думаете, новые друзья умеют танцевать? Давайте потанцуем вместе так, чтобы друзьям стало весело. Под музыкальный фрагмент «Если с другом…». Дети произвольно танцуют.

Такая игра позволяет детям с лабильностью эмоций повышать уровень социального доверия, развивать умения разграничивать свои чувства, на уровне подсознания фиксировать положительные эмоции, приобретать социальный опыт.

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Причём детям гораздо проще взаимодействовать таким образом, т. к. друг-шарик является с одной стороны защитой, а с другой помощником. И дети в любом случае бессознательно объединяются в команду (просто кто-то работает сам, а у кого-то как они считают работают шарики).

В заключительной части занятия провожу релаксацию. Для детей с эмоциональной лабильностью эффективнее проводить её в динамике.

Одна из таких релаксаций — «Танцующие руки». Перед каждым участником кладется лист ватмана или обоев, цветные мелки по обе стороны листа.

Инструкция для детей.

Лягте на середину листа так, чтобы мелки были под руками. Закройте глаза. Расслабьтесь. Возьмите в руки по мелку. Пока вы отдыхаете, пусть потанцуют ваши руки мелками по листу. Танец рук выразит ваше настроение.

Звучит музыкальный фрагмент. Выполняется упражнение.

Откройте глаза. Встаньте. Посмотрите на рисунок, который станцевали ваши руки. Верно ли отразил он ваше настроение? Если нет, в чем несовпадение? Хочется ли что-либо изменить в рисунке (добавить, убрать? Почему? Что чувствуете, глядя на рисунок? Улучшил ли он ваше настроение? И т. д. Возьмите его домой и дорисуйте вместе с родителями то, чего, на ваш взгляд, не хватает.

Данный приём релаксация-рефлексия. Она позволяет детям с лабильностью эмоций почувствовать и осмыслить, насколько это возможно, свое эмоциональное состояние, оценить его и выразить на уровне подсознания (т. е. если раньше я спрашивала у детей какое настроение, впечатление после совместной деятельности, то теперь на это ответят рисунки – степень закрашенности листа, нажатия на карандаш, острые или плавные линии и т. д.). А яркая цветовая гамма мелков, которые специально подбираю (хотя дети и рисуют с закрытыми глазами) способствует положительной динамике настроения дошкольников в то время, когда работаем с рисунком. Кроме того имею возможность анализировать состояние эмоциональной сферы каждого ребенка, что необходимо для дальнейшей коррекционной работы.

Конспект ООД «Развитие графических навыков у детей» Тема «Первые признаки зимы»Винни-Пух заботится о своих пернатых друзьяхЗадачи: Учить рисованию простого сюжета, правильно располагая предметы.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях Развитие исследовательских навыков детей в домашних условиях. С первых месяцев жизни ребёнок стремится познать окружающий мир. Лёжа в колыбели,.

Развитие песенного творчества и снятие эмоциональной напряженности у детей с помощью пособия «Тантомареска» Все дети очень любят сказки и превращения в сказочных героев. В нашем детском саду есть пособие-игра тантомареска, помогающая осуществить.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Развитие эмоциональной сферы соматически ослабленных детей Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы»,.

Сборник упражнений, направленных на развитие эмоциональной устойчивости детей «Здоровый малыш» На современном этапе развития общества актуальность проблемы физического и психического здоровья детей не вызывает сомнения. В последние.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Признаки и предрасполагающие факторы эмоциональной лабильности

Эмоциональная лабильность в психологии – это патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивостью настроения, его резкими перепадами без видимых причин. Такое состояние может наблюдаться как у взрослых, так и у детей разных возрастов. Личность, для которой характерна данная особенность, одинаково остро реагирует на отрицательные и положительные возбудители. Синдром эмоциональной лабильности очень часто сопровождает сосудистые патологии и органические заболевания головного мозга, а также возникает при астенических состояниях.

Психическую реакцию человека в ответ на какой-либо раздражитель побуждает кора головного мозга. При ослаблении нервной системы как раз и возникает эмоциональная лабильность, провоцирующая молниеносную реакцию даже на самый незначительный раздражитель. Человек с данной патологией способен плакать навзрыд от счастья или истерически смеяться от обиды. В психологии существует и противоположное понятие – ригидность, характеризующаяся эмоциональной скудностью. Стоит отметить, что, по мнению специалистов, отсутствие положительных и отрицательных эмоций сказывается на психическом здоровье гораздо хуже, нежели их излишнее проявление.

Предрасполагающие факторы

Такое нервное расстройство, как эмоциональная лабильность может иметь довольно разнообразные причины. Чаще всего развитию патологического состояния способствуют:

  • продолжительное эмоциональное напряжение;
  • частые стрессовые ситуации;
  • нехватка внимания окружающих или, наоборот, постоянное нахождение в центре внимания;
  • психологические травмы, пережитые в детве или уже во взрослом возрасте;
  • соматические заболевания, в частности, эндокринные патологии и гормональный дисбаланс, который возникает, к примеру, у беременных женщин или в климактерическом периоде;
  • дефицит витаминов.

В ряде случаев повышенная эмоциональность выступает в качестве симптома. Так, она может сопровождать опухолевые заболевания головного мозга, атеросклероз сосудов мозга, гипертоническую болезнь, органические патологии мозга, астению, черепно-мозговые травмы и т.д.

Симптомы эмоциональной слабости обычно проявляются в импульсивности, отсутствии самоконтроля, совершении необдуманных действий без учета возможных негативных последствий. Проявления патологии зависят от склада и особенностей конкретной личности. В психологии различаются эмоциональная лабильность двух типов: импульсивную и пограничную. В первом случае признаки недуга проявляются в дисфории, то есть в тоскливом и даже злобным настроении, постоянным недовольством, неуживчивостью, внезапными вспышками гнева. Люди с подобным расстройством в порыве ярости могут совершать насильственные действия по отношению к окружающим. Стоит отметить, что при отсутствии прогрессирования заболевание имеет свойство сглаживаться с годами. У женщин это обычно происходит вследствие гормональной перестройки организма после родов.

Читайте так же:  Проекция начальной скорости и ускорения

Для пограничного типа эмоциональной лабильности характерна излишняя впечатлительность, развитое воображение, увлеченность. Люди с таким заболеванием обычно очень легко поддаются внушению, часто меняют интересы, отличаются неусидчивостью. О личностях с подобным расстройством обычно говорят, что они бросаются из крайности в крайность.

Проявления в детском возрасте

В современном обществе общепринятой считается точка зрения, что капризность детей – это всегда результат погрешностей в воспитании. Однако считать данное утверждение верным можно лишь частично. Дело в том, что прослеживается четкая связь между развитием патологий нервной системы у ребенка и нехваткой внимания со стороны взрослых и сверстников. Высокая возбудимость у детей постепенно может привести к нервному истощению, которое еще больше усугубляет симптомы эмоциональной слабости.

Ребенок с подобным нарушением постоянно требует внимания, а при его отсутствии закатывает истерики и устраивает сцены. При этом усугубить состояние таких детей способно как излишне строгое воспитание с постоянными запретами и наказаниями, так и потакание капризам. Эмоциональная лабильность в детском возрасте может являться признаком развития невроза.

У детей подросткового возраста слабость нервной системы не всегда свидетельствует о заболевании. Здесь на первый план выходят типичные для подростков обстоятельства: гормональная перестройка организма, трудности с социализацией. Здесь важно определить, вписываются ли имеющиеся проявления эмоциональной лабильности в критерии нормы, однако, эти критерии имеют довольно размытые границы.

Эмоциональная лабильность поддается коррекции, но стоит учесть, что терапевтический курс всегда подбирается в зависимости от первопричины патологического состояния. Чтобы выяснить причину, пациент должен обязательно пройти комплексное обследование, после которого врач подберет адекватную терапию. В первую очередь, назначается лечение основного заболевания, вызвавшего эмоциональную лабильность. Как правило, пациентам прописывается курс общеукрепляющей терапии, а при необходимости антидепрессанты или другие препараты, стабилизирующие психическую активность. Коррекция может проводиться и при помощи психотерапии, особенно она важна, если в основу патологии легло некое психическое нарушение.

Особого подхода требует лечение детей, так как для маленьких пациентов стандартные схемы не применимы. Если возникает потребность в лекарственной терапии, детям обычно назначаются безопасные успокаивающие препараты на растительной основе. По мере взросления ребенка с ним должна проводиться постоянная работа, направленная на то, чтобы научить его эффективно справляться с приступами лабильности и, главное, не пугаться своего состояния. В противном случае эмоциональная лабильность может привести к возникновению панических атак.

Что такое эмоциональная лабильность, и какому лечению она поддаётся?

В окружении каждого есть люди, бурно реагирующие на всё происходящее. Но это вовсе не значит, что они психически ненормальны. Просто они по своей природе импульсивны, вспыльчивы, несдержанны, чувствительны — типичные проявления для сангвиников или холериков. Однако не всегда излишняя впечатлительность и быстрая возбудимость определяются лишь типом характера. В ряде случаев говорят о поражении нервной системы и патологии, которую в психологии принято обозначать эмоциональной лабильностью.

Что это такое

Эмоциональная лабильность — это серьёзные нарушения в функционировании ЦНС, главный признак которых — изменчивость настроения, его резкие колебания без объективных объяснений. Человек слишком болезненно реагирует на происходящее. Он может разрыдаться от счастья только потому, что кто-то сделал комплимент, а спустя мгновение может устроить настоящую истерику по поводу того, что кто-то прошёл мимо и не поздоровался.

Специалисты объясняют эмоциональную лабильность физиологией. На любые внешние раздражители в коре больших полушарий мозга образуются ответные реакции. Если ЦНС в порядке, человек может какие-то из них притормаживать и сдерживать. Но, если она ослаблена, это провоцирует чрезмерно бурный отзыв, причём даже на ничего не значащее событие. Противоположное понятие в психологии — ригидность, когда человек отличается скупостью на проявление эмоций.

Если про человека говорят, что он эмоционально лабилен, это значит, что он подвержен резким сменам настроения и слишком бурно реагирует на всё, что происходит вокруг. Причём он не в состоянии контролировать этот поток эмоций. Общение с такими людьми требует выдержки, терпения и понимания со стороны домашних.

Лабильность эмоционального характера может быть спровоцирована разными факторами.

  • авитаминоз;
  • ВИЧ;
  • заболевания щитовидной железы, нарушения гормонального фона;
  • интоксикация (наркотическая, алкогольная);
  • негативное воздействие наркоза на ЦНС;
  • нейроинфекции;
  • облитерирующий церебральный тромбангиит;
  • поражение мозга: эпендимомы, астроцитомы, менингиомы, невриномы, травмы черепа, атеросклероз, энцефалит, дисциркуляторная энцефалопатия;
  • скачки давления, инсульт и другие патологии сосудов;
  • трудное течение беременности или родов (эклампсия, интоксикация);
  • тяжёлые болезни в раннем детстве;
  • эпилепсия.
  • дефицит или переизбыток внимания;
  • недостаток воспитания;
  • патологическое невезение;
  • постоянный стресс;
  • психологические травмы;
  • сильные и продолжительные эмоциональные нагрузки;
  • тяжёлое детство.

Если лабильность эмоций вызвана серьёзными физиологическими заболеваниями, она требует длительного лечения у невролога, психиатра или психотерапевта. Если причина психологическая, с нарушением справляются психологи.

Клиническая картина

Эмоционально лабильный человек отличается от окружающих поведением, которое заметно всем.

  • вспыльчивость, импульсивность, истеричность;
  • необдуманные, неожиданные поступки без прогнозирования результатов;
  • неприятие даже самой безобидной критики в свой адрес, нетерпимость к чужим взглядам и принципам, желание постоянно спорить;
  • невозможность самоконтроля;
  • плаксивость;
  • громкий, безудержный смех;
  • резкие скачки настроения;
  • спонтанные, неуправляемые реакции;
  • яркие вспышки эмоций в ответ на всё происходящее.

Симптоматика на уровне физиологии:

  • гиперчувствительность: человек может испытывать боль от малейшего прикосновения, резь в глазах от яркого света, мигрень от обычных (даже негромких) звуков;
  • головные боли;
  • головокружение;
  • звуковые галлюцинации (слышатся шум, стуки, звон);
  • плохой, поверхностный сон;
  • скачки давления;
  • слабость, снижение работоспособности, трудности с концентрацией внимания, быстрая утомляемость, бессилие;
  • ухудшение зрения.

Эмоциональная лабильность человека в своих проявлениях во многом зависит от типа характера. Флегматики, например, раздражаются от малейшего нарушения их привычного порядка. Любой, кто мешает его действиям, может подвергнуться вспышке гнева, которая, однако, затихает так же быстро, как возникла.

Эмоционально лабильные холерики истерят по любому поводу — и радостному, и печальному. Но, так же, как и флегматики, сгорают быстро, хотя их проявления намного ярче. У сангвиников реакции на происходящее длятся дольше, чем у остальных, и они такие же сильные, как у холериков. Меланхолики чаще всего плачут, устраивают драматические сцены с заламыванием рук. Их основное настроение — трагедия, которую они видят в любой мелочи.

В зависимости от симптомов

  • возможны насильственные действия по отношению к тем, кто находится в момент ярости и гнева рядом;
  • постоянно плохое настроение;
  • дисфория;
  • злость, недовольство, раздражение, агрессия;
  • неуживчивость;
  • резкие и необоснованные вспышки гнева.
  • богатое воображение;
  • впечатлительность;
  • зависимость от чужого мнения;
  • излишняя увлечённость чем-либо (до фанатизма);
  • неусидчивость;
  • частая смена интересов (из крайности в крайность).
Читайте так же:  За девушкой ухаживает другой

В зависимости от степени проявления эмоций

Иногда употребляются понятия низкая и повышенная эмоциональная лабильность, однако большинство специалистов выступают против такой терминологии. Данная патология всегда подразумевает яркие и резкие реакции на происходящее. Симптоматика никогда не протекает латентно. Такие люди не плачут от обиды где-нибудь в одиночестве — они устраивают истерики и грандиозные скандалы. То есть данный диагноз во всех случаях подразумевает чрезмерную, повышенную возбудимость, поэтому выражение «низкая эмоциональная лабильность» может быть употреблено разве что для дифференциации клинических проявлений у разных типов характеров (повышенная у холериков и низкая у флегматиков).

В зависимости от причин

  • Органическое эмоционально лабильное астеническое расстройство

Другие названия: астения, эмоционально-неустойчивое расстройство личности, синдром эмоциональной лабильности. Развивается на фоне физиологических патологий. Имеет отдельный код в МКБ-10 — F06.68. Является объектом изучения психиатрии, психотерапии и неврологии. Диагностируется с помощью общих анализов, патопсихологических и лабораторных исследований (электроэнцефалограммы, магниторезонансной и компьютерной томографий). Симптоматика проявляется не только на психоэмоциональном, но и на физиологическом уровне.

Возникает в результате влияния внешних факторов, когда и без того расшатанная нервная система переживает очередной срыв. Ведёт таких пациентов психолог, в редких случаях требуется помощь психотерапевта. Симптоматика проявляется только на психоэмоциональном уровне, лишь частично затрагивая физиологию.

Особенности

Детская эмоциональная лабильность — последствие сложных родов, инфицирования в раннем возрасте, неблагополучной обстановки в семье или психологической травмы. Ослабленная нервная система ребёнка остро реагирует на любой внешний раздражитель, и он не может в силу физиологии сдержать этот поток эмоций. Отклонение легко заметить по частой плаксивости, истерикам, гипервозбудимости, капризности. Такие детки требуют от окружающих постоянного внимания, физического контакта (жмутся не только к родителям, но и к учителям в школе, к друзьям), заискивающе заглядывают в глаза, ища поддержки и участия.

В подростковом возрасте заболевание может обостриться, так как усиливается гормональным дисбалансом. В клинической картине усугубляется негативный компонент: радостных проявлений всё меньше, они сменяются злостью, агрессией, постоянным недовольством. Если родители упустят такого ребёнка и своевременно не окажут ему помощь, в момент вспышки эмоций подросток может травмировать окружающих и себя (не только психологически, но и физически) и даже покончить жизнь самоубийством.

У взрослых

Под эмоциональной лабильностью у взрослых подразумевается целый симптомокомплекс, в котором перемешаны психические и физиологические признаки отклонения. Таких людей можно узнать по постоянной испарине на лбу, тремору конечностей, бегающему взгляду, нервной и отрывистой речи, тяжёлому дыханию, живой мимике. Они ловят каждое слово окружающих, не оставляют без своего внимания на один инцидент, всё живо обсуждают, интенсивно размахивая руками.

Эмоциональная лабильность у взрослых может быть терпимой, когда проявления носят периодический характер, и невыносимой, когда от человека постоянно приходится терпеть эти необъяснимые вспышки. У таких людей обнаруживаются проблемы на работе, так как ни коллеги, ни начальство не находят нужным подстраиваться под их смену настроения. Личная жизнь обычно тоже рушится, не каждый супруг (супруга) будут терпеть капризы и истерики по малейшему поводу.

К сожалению, чаще всего люди списывают такое поведение на неумение контролировать свои эмоции, недостаток тактичности и воспитания. Мужчины любят объяснять такие вспышки своих женщин ПМС. На самом же деле всё гораздо серьёзнее. Эта патология нервной системы требует консультации профильного специалиста и соответствующего лечения.

[1]

Лечение эмоциональной лабильности — комплексное и строго индивидуальное. При правильно поставленном диагнозе и грамотной терапии симптомы расстройства слабеют, а с течением времени полностью исчезают.

БОС терапия (метод биологической обратной связи)

Для лечения органического эмоционально лабильного астенического расстройства обычно назначают следующие медикаментозные препараты:

  • адаптогены;
  • антидепрессанты;
  • вазо-вегетотропы;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • нейролептики;
  • ноотропы;
  • седативные средства;
  • транквилизаторы;
  • холиномиметики.

Для лечения психоэмоциональной лабильности медикаментозные препараты назначаются реже. Могут приписать антидепрессанты или седативные средства. Но чаще всего специалисты используют отдельные методы (они применяются и в комплексной терапии).

Индивидуальная психотерапия

Посредством бесед, гипноза, тренингов человека учат выстраивать приоритеты, контролировать поведение, бороться с собственными страхами, наслаждаться жизнью, расслабляться.

БОС терапия

Человека подключают к аппарату, который фиксирует такие показатели, как давление, частота дыхания, сердцебиение и т. д. При эмоциональной лабильности они постоянно скачут. Специалист даёт больному инструкцию, как привести их в норму (с помощью дыхательных гимнастик, релаксации, аффирмаций). Как только это происходит, компьютер сообщает о том, что показатели изменились. Создаётся некий «якорь» (запах, картинка, музыка, прикосновение), чтобы данная психологически комфортная ситуация запомнилась. В момент вспышки болезни при воспроизведении этого «якоря» человек способен взять себя в руки и нормализовать своё состояние.

Нередко используются методы когнитивной психотерапии, арт-терапия, групповые и индивидуальные тренинги.

В ряде случаев при устранении провоцирующего фактора эмоционально лабильные расстройства имеют свойство постепенно сглаживаться. Например, если основной причиной был гормональный дисбаланс во время беременности, после того, как женщина придёт в норму после рождения ребёнка, она уже не реагирует так остро на всё происходящее вокруг и может контролировать своё поведение.

Психоэмоциональные расстройства тоже обычно проходят самостоятельно, когда человек успокаивается и забывает травмирующий фактор. Иногда для этого достаточно пропить антидепрессанты и походить на несколько консультаций к психологу.

Самая сложная группа — больные, страдающие органическим эмоционально лабильным расстройством, обусловленным физиологическими отклонениями. Им требуется обязательное комплексное лечение. Если с таким диагнозом своевременно не обратиться к врачу, состояние может со временем ухудшиться и перейти в серьёзное психическое заболевание хронического характера. У детей на основе непролеченного синдрома могут по мере взросления начаться панические атаки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нужно понимать, что эмоционально лабильные люди доставляют немало неудобств не только окружающим. Прежде всего они сами чувствуют себя дискомфортно из-за того, что не могут сдерживаться в определённые моменты. Они не лишены саморефлексии, поэтому часто корят себя за такое поведение. Они и хотели бы измениться, но справиться самостоятельно с нарушениями, касающимися нервной системы, не могут. Поэтому им просто необходима поддержка профильного специалиста и соответствующее лечение.

Источники


  1. Перель, Эстер Размножение в неволе. Как примирить эротику и быт / Эстер Перель. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. — 240 c.

  2. Алексей, Анисимов Практикум по психологии общения / Анисимов Алексей. — М.: Речь, 2017. — 816 c.

  3. Боб Идеальный брак / Боб, Шери Стритовы. — М.: АСТ, Астрель, 2014. — 288 c.
  4. Рубин, Гретхен Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.
  5. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
Эмоциональная лабильность у детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here