Франс де вааль истоки морали

Самое важное по теме: "франс де вааль истоки морали" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Все книги де Вааль Франс

Достаточно ли мы умны, чтобы судить об уме животных?

  • 1670

Фрагмент — 9 стр., 10.11.2016

Истоки морали: В поисках человеческого у приматов

  • 3900

Блок — 13 стр., 14.09.2015

Франс де Вааль ИСТОКИ МОРАЛИ В поисках человеческого у приматов с рисунками автора Катер.

Внимание! Сайт может содержать информацию, предна­значенную для лиц, дости­гших 18 лет.

Истоки морали. В поисках человеческого у приматов (Франс де Вааль, 2013)

На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль – не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям. Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?

Оглавление

  • Глава 1. Земные наслаждения
  • Глава 2. Как объяснить доброту

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Истоки морали. В поисках человеческого у приматов (Франс де Вааль, 2013) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Как объяснить доброту

Общественный инстинкт заставляет животное получать удовольствие в обществе себе подобных, чувствовать к ним определенную симпатию и оказывать им различные услуги.

Амос был одним из самых симпатичных самцов, которых мне довелось знать. За исключением, может быть, того случая, когда он умудрился засунуть в рот два яблока целиком, и тогда я лишний раз напомнил себе, что шимпанзе способны на нечеловеческие вещи. У Амоса были большие глаза на дружелюбной симметричной морде, густая блестящая черная шерсть и хорошо развитые мускулы на руках и ногах. Он никогда не был излишне агрессивным, как случается с некоторыми самцами; просто в лучшие свои времена он был в высшей степени уверен в себе. Его обожали. Некоторые из нас плакали, когда он умер, а его сородичи несколько дней хранили испуганное молчание. У них даже пропал аппетит.

В то время мы не знали, отчего он умер, но вскрытие показало, что помимо невероятно увеличенной печени, занимавшей большую часть брюшной полости, у Амоса было несколько выраженных раковых образований. За последний год он потерял 15 % своего веса. Его состояние, должно быть, постепенно ухудшалось в течение нескольких лет, но он вел себя нормально до самого конца, пока тело попросту не отказалось ему служить. Амос, должно быть, уже несколько месяцев чувствовал себя ужасно, но любое проявление слабости означало бы для него потерю статуса. Судя по всему, шимпанзе это понимают. Однажды ученым довелось наблюдать в дикой природе, как один охромевший самец несколько недель держался отдельно от остальных, стараясь залечить свои раны; время от времени, однако, он показывался в стае и устраивал перед всеми желающими убедительную демонстрацию силы и энергии – а затем вновь исчезал. Таким образом, никто в стае ни о чем не догадывался.

Амос ничем не выдавал своего состояния до кануна своей смерти. В тот день мы обнаружили его сидящим на джутовом мешке в одной из ночных клеток, в то время как остальные шимпанзе резвились на открытом воздухе; он, как загнанный, глотал воздух с частотой 60 вздохов в минуту, по морде его катился пот. Амос отказался выходить из клетки, поэтому мы изолировали его от сородичей вплоть до осмотра ветеринара. Остальные шимпанзе, однако, то и дело заглядывали внутрь, чтобы проведать его, и мы оставили дверь, за которой сидел Амос, приоткрытой, чтобы не прерывать контакт. Амос уселся прямо за приоткрытой дверью, а одна из самок по имени Дейзи осторожно взяла его голову и стала почесывать чувствительные места за ушами. Затем она принялась таскать ему целыми охапками мягкую древесную стружку, из которой шимпанзе обожают строить гнезда. Они аккуратно раскладывают ее вокруг себя и спят на ней. После того как Дейзи принесла свой дар, мы видели, как еще один самец сделал то же самое. Поскольку Амос сидел спиной к стене и стружкой почти не занимался, Дейзи несколько раз залезала поглубже и сама напихивала стружки между его спиной и стенкой.

Это замечательный случай! Похоже, Дейзи понимала, что Амос чувствует себя нехорошо и что ему удобнее было бы опираться спиной на что-нибудь мягкое, – точно так же мы поправляем подушки в постели больного. Вероятно, Дейзи представила, как сама чувствовала бы себя в подобной ситуации, со стружкой и без, и экстраполировала свои ощущения на Амоса. Вообще, Дейзи была известна у нас как «маньячка по части стружки» (вместо того чтобы делиться стружкой, она обычно заграбастывала себе всю кучу). Я убежден, что человекообразные обезьяны воспринимают и учитывают состояние окружающих, особенно когда речь идет о друзьях в беде. Правда, когда такие способности проверяют в лаборатории, этот тезис подтверждается не всегда. Однако следует учесть, что в подобных исследованиях приматов, как правило, просят отреагировать на поведение людей в какой-то искусственной ситуации. Я уже упоминал об антропоцентризме нашей науки. В таких же опытах с участием приматов шимпанзе справляются с заданием значительно лучше, а в дикой природе их всегда заботит, о чем думают их сородичи. Поэтому не стоит удивляться поведению Дейзи, она, судя по всему, поняла состояние Амоса.

На следующий день Амоса усыпили. У него не было никаких шансов на выживание, впереди его ждала только боль. Этот инцидент проиллюстрировал две противоположные особенности общественной жизни приматов. С одной стороны, приматы живут в жестоком мире, где самец вынужден как можно дольше скрывать свое физическое недомогание и «сохранять лицо» перед сородичами. Но, с другой стороны, все они – часть тесного сообщества, в котором всегда можно рассчитывать на сочувствие и помощь ближних, в том числе и неродственников. Подобную неоднозначность, даже двойственность, трудно понять до конца. Популяризаторы науки, как правило, предпочитают упрощать ситуацию и описывать жизнь шимпанзе либо в гоббсовском ключе [16] , как мерзкую и грубую, либо идеализируя их дружелюбие. На самом же деле жизнь шимпанзе – не то и не другое, это всегда и то и другое вместе. Меня нередко спрашивают, как можно приписывать шимпанзе способность к эмпатии, если известно, что иногда они убивают сородичей. Я отвечаю вопросом на вопрос: не следует ли нам из тех же соображений отказаться от человеческой эмпатии?

Читайте так же:  Заговор чтоб муж ушел из дома

Валь Франс де. Книги онлайн

Францискус Бернардус Мария (Франс) де Вааль (нидерл. Fransiscus Bernardus Maria (Frans) de Waal, 29 октября 1948 года, в Хертогенбосе, Нидерланды) — нидерландский приматолог и этолог.

Профессор поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори в городе Атланта, США. Директор центра Living Links Center в Национальном центре исследования приматов Йеркеса (Yerkes National Primate Research Center).

В 1977 году Франс де Вааль получил степень доктора философии по биологии в Утрехтском университете. С 1993 года член Нидерландской королевской академии наук. В 1997 году попал в список ста самых влиятельных людей в мире по версии журнала «Time». В 2009 году получил звание почётного доктора в Университете Гуманизма (нид.)русск. (Утрехт).

В исследовании приматов ученый анализирует сложную систему социальных отношений включая формирование брачных союзов, основанный на взаимности обмен, примирение следующее за агрессией, обманное общение, реакцию на порожденный средой стресс.

Научно-популярная книга «Политика у шимпанзе» (Chimpanzee Politics) была опубликована в Лондоне в 1982 году. В ней де Вааль отказывается от традиционного для академической науки требования не приписывать человеческие качества животным, от анализа животных как «инстинктивной машины». Такой подход оказал влияние на развитие научной области изучающей познавательные способности (когнитивность) приматов в связи с такими поведенческими установками как сотрудничество, альтруизм, справедливость.

В исследованиях нидерландского ученого впервые поведение приматов рассматривалось в терминах планомерных социальных стратегий. В ранних работах анализировались такие поведенческие стратегии как обман, разрешение конфликта. В последних исследованиях делается акцент на эмпатии животных, и даже на зачатки морали у них. Де Вааль утверждает отсутствие четких границ между человеком и обезьянами в аспекте социальных качеств, способностей к эмпатии и кооперации.

В 2012 году Франс де Вааль совместно с Дженнифер Покорны получил Шнобелевскую премию по Анатомии за открытие, что шимпанзе могут распознать других шимпанзе из своей группы не только по фотографиям «лица», но и по фотографиям анально-половой области. Шимпанзе так же успешно распознавали среди незнакомых фотографий особей мужского и женского пола, используя только изображения «лица».

Какие способы коммуникации практикуют животные и есть ли у них подобие речи? Могут ли животные узнавать себя в зеркале? Свойственны ли животным дружба и душевная привязанность? Ведут ли они войны и мирные переговоры? В книге читатели узнают ответы на эти вопросы, а также, например, что крысы могут сожалеть о принятых ими решениях, вороны изготавливают инструменты, осьминоги узнают человеческие лица, а специальные нейроны позволяют обезьянам учиться на ошибках друг друга.

Ученые открыто говорят о культуре животных, их способности к сопереживанию и дружбе. Запретных тем больше не существует, в том числе и в области разума, который раньше считался исключительной принадлежностью человека.

На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям.

Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?

Перевод: Кралечкин Д.Ю.

Первое издание книги Франса де Валя «Политика у шимпанзе: Власть и секс у приматов» было хорошо встречено не только приматологами за ее научные достижения, но также политиками, бизнес-лидерами и социальными психологами за глубокое понимание самых базовых человеческих потребностей и поведения людей.

Четверть века спустя эта книга стала считаться классикой. Вместе с новым введением, в котором излагаются самые свежие идеи автора, это юбилейное издание содержит подробное описание соперничества и коалиций среди высших приматов — действий, которыми руководит интеллект, а не инстинкты. Показывая, что шимпанзе поступают так, словно они читали Макиавелли, де Валь напоминает нам, что корни политики гораздо старше человека.

Book FB2 Электронная библиотека

Франс де Вааль: Истоки морали: В поисках человеческого у приматов

Жанр : Биология , Язык : ru

На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям.

[3]

Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?

Франс де Вааль | Истоки морали. В поисках человеческого у приматов (2014) [DJVU]

Статистика раздачи
Размер: 12.44 МБ | Добавлен: 28 июн 2014, 22:07 | Скачали: 12
Сидеров: 263 [0 байт/сек] Личеров: 7 [0 байт/сек]

Добавлено: 28 июн 2014, 22:07

Автор: Франс де Вааль
Издательство: Альпина нон-фикшн
Отрасль (жанр): Научно-популярная литература
Формат: DJVU
Качество: Хороший скан с OCR, интероглавление
Иллюстрации: Чёрно-белые

Читайте так же:  Аутоагрессия у подростков

Описание:
На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям. Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»? Эта книга расчитана для широкого круга читателей, особенно для людей, интересующихся миром животных, эволюцией, религией и естественными науками.

Франс де вааль истоки морали

Истоки морали. В поисках человеческого у приматов

Научный редактор Елена Наймарк

Редактор Анна Яковлева

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор Е. Аксенова, М. Миловидова

Компьютерная верстка А. Фоминов

[1]

Дизайнер обложки О. Сидоренко

В книге использованы фотографии и рисунки автора

Фото на обложке Marian Brickner

© Frans de Waal, 2013

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2014

Издание подготовлено при поддержке Фонда Дмитрия Зимина «Династия»

Фонд некоммерческих программ «Династия» основан в 2002 году Дмитрием Борисовичем Зиминым, почетным президентом компании «Вымпелком». Приоритетные направления деятельности Фонда – поддержка фундаментальной науки и образования в России, популяризация науки и просвещение. «Библиотека Фонда «Династия» – проект Фонда по изданию современных научно-популярных книг, отобранных экспертами-учеными. Книга, которую вы держите в руках, выпущена под эгидой этого проекта. Более подробную информацию о Фонде «Династия» вы найдете по адресу www.dynastyfdn.ru.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Катерине, моему самому любимому примату

Разве человек только промах Бога? Или Бог только промах человека?

Знаменитый триптих Босха «Сад земных наслаждений», где весело резвятся обнаженные фигуры, – дань райской невинности. Его средняя часть представляет картину слишком счастливую и безмятежную, чтобы ее интерпретировать подобно некоторым экспертам-исследователям, как изображение разврата и греха. Человечество здесь свободно от вины и стыда – либо дело происходит еще до грехопадения, либо никакого грехопадения вообще не было. Мне как приматологу нагота, аллюзии на секс и плодородие, изобилие птиц и плодов, как и постоянная суета небольших групп, очень хорошо знакомы и едва ли нуждаются в каком-то религиозном или моральном толковании. Похоже, в средней части триптиха Босх изобразил нас в нашем естественном состоянии, а морализаторство приберег для третьей его части, расположенной справа, – при этом наказывает он не тех, кто резвится на центральной картине, а монахов с монахинями, обжор, мошенников, забияк и пьяниц. Босх не был поклонником духовенства с его корыстолюбием, что ясно видно из эпизода, где человек отказывается отписывать свое состояние свинье, наряженной в рясу доминиканской монахини. Говорят, что этот бедняк – сам живописец.

В нижнем правом углу «Сада» Босх изобразил самого себя, пытающимся уйти от внимания свиньи, наряженной монахиней, которая соблазняет его поцелуями. Она предлагает спасение в обмен на завещание имущества (отсюда перо, чернильница и официального вида бумага). «Сад земных наслаждений» написан около 1504 г., примерно за 10 лет до того, как Мартин Лютер инициировал протест общества против подобной церковной практики

Возможно, это только мое мнение, но мне лично человек, которому мешает бесчинствовать только вера, поневоле внушает опасения. Почему бы не предположить, что человеческие качества, включая и самоконтроль, необходимый для жизни в обществе, присущи нам изначально, «встроены» в нас? Неужели кто-то всерьез верит, что наши предки до возникновения религии не придерживались никаких социальных норм? Что они никогда не помогали собратьям в беде и не сетовали на недобросовестность других людей? Несомненно, человек заботился о жизнеспособности своей общины задолго до появления современных религий, зародившихся всего лишь пару тысячелетий назад[3]. Подобный временной масштаб не производит сильного впечатления на биологов.

То, что написано выше, стало началом блога на сайте The New York Times, озаглавленного «Мораль без Бога?»; в возникшей дискуссии я высказал убеждение в том, что мораль возникла раньше религии и что наблюдения за нашими собратьями-приматами могут многое рассказать о ее происхождении. Вопреки распространенному взгляду на природу как на пространство звериной жестокости и арену кровавых пиршеств, исследователи утверждают, что животные не лишены качеств, достойных нашего морального одобрения; лично меня это наталкивает на мысль о том, что мораль – вовсе не изобретение человечества, как нам нравится думать.

Онтологические прогулки

Франс де Вааль. «Истоки морали»

На первой странице Франс де Вааль говорит о картине Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Он будет возвращаться к этой картине снова и снова, создавая сквозной мотив. Только подумайте: исследователь природы, ученый, изучающий поведение приматов, начинает свой труд с упоминания о работе художника — это редчайший случай.

Научно-популярных книг громадное множество, но найти по-настоящему хорошую крайне трудно. Как правило, книги такого сорта попросту скучны: они лишь пересказывают научные идеи простым языком.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Но «Истоки морали» — книга совершенно другая. Качественно другая. Стиль автора — большая редкость. Некоторые эпизоды этого произведения читаются как хорошо написанные рассказы. Вообще, Франс де Вааль — отличный рассказчик. Он легко переходит от ясного и живого объяснения научных теорий к случаям из своей жизни, которые он излагает с иронией и спокойствием мудрого человека.

Эта книга совсем не об эволюционной теории, этологии или приматах. Эта книга о сложных взаимоотношениях между знанием и верой. Франс де Вааль рассказывает об опытах над обезьянами или спорах креацинистов с атеистами, но вы понимаете, что автор мыслит гораздо глубже. После прочтения книга вдруг приобретает совсем другое звучание: она говорит о том, как сложно и интересно устроено наше сознание, как сложна наша природа; автор говорит о том, что человек может отказаться от карьеры ученого и стать буддийским монахом — и это нормально; о том, что разные области человеческого опыта (наука, религия и искусство) не пересекаются и не конфликтуют, а наоборот — оставляют место друг другу, и это тоже замечательно; он говорит о тесном переплетении эмоционального и разумного начал в нашем сознании.

Читайте так же:  Соотношение индивид личность индивидуальность

Такие книги не всем по душе: выходит, что какие-то обезьяны способны испытывать те же эмоции, что и человек. Того и гляди заговорят. Очень трудно принять, что все живые существа — ветви одного дерева.

Вам приходилось когда-нибудь разговаривать с креацинистом? С креационистом в широком смысле слова: это может быть сектант или человек, начитавшийся псевдонаучной белиберды, — неважно. К слову, я всегда изумляюсь, отчего эти ребята не спорят, к примеру, с физиками о природе мельчайших частиц, из которых состоит наш мир? Да просто дело в том, что у физиков там математика, это все-таки сложно и непонятно, — формулы какие-то. А из теории эволюции они знают только слова «естественный отбор» и «борьба за выживание», да еще они видели в музеях ведро костей, выкопанных из земли в позапрошлом веке, и теперь думают, что вся теория на этих костях и нескольких словах и держится. Однажды я разговаривал с одним очень религиозным человеком. Я спросил его, чем ему так не угодила эволюционная теория. Он ответил в сердцах: «Не хочу, чтоб моим предком была обезьяна».

Иногда человек ходит с ощущением мысли в голове, и эта мысль никак не оденется в словесную оболочку и все тут. Вот и я так же, до прочтения «Истоков морали» думал, что же объединяет тех, кто повсюду болтает о своей вере, и тех, кто при каждом удобном и неудобном случае выставляет на витрину своей агрессивный атеизм. Нашел наконец-то ответ в этой книге: «В общении равно с религиозными и с нерелигиозными людьми я теперь пользуюсь одним-единственным четким критерием — и определяется он не тем, во что конкретно верит человек, а лишь уровнем его догматизма». Лучше не скажешь. Здесь нечего добавить и нечего отнять.

Франс де Вааль пишет: «Возможно только два варианта отношения к человеку: можно считать, что он изначально хорош, но способен и на зло, а можно наоборот — что он изначально плох, но способен и на добро. Я принадлежу к первому лагерю». Такой подход не по душе циникам: сейчас все знают о генах, о том, как они определяют наше поведение. Едкий циничный взгляд на человека, отголосок генетического детерминизма, очень популярен: любое проявление лучших человеческих качеств с легкостью низводится до неких «встроенных программ»: до поведения птицы, что защищает свое гнездо, или пчелы, что отдает жизнь за свой улей.

Автор — человек скромный: «Мы, ученые, хорошо умеем разбираться в том, почему разные вещи в окружающем мире именно такие, какие они есть, или в том, как они работают. Я верю, что биология помогает нам понять, почему нравственность такова, какова есть. Но от этого понимания до советов нравственного характера — дистанция огромного размера». Франс де Вааль понимает ограниченность своего знания, в отличие от того же вездесущего Ричарда Докинза, который сшил из своего атеизма и науки самую настоящую агрессивную религию.

В «Истоках морали» нет простых ответов и резких утверждений, которые можно прокричать с трибуны, взять на вооружение, чтоб хлестать ими собеседников по лицу. Но в ней есть универсальный взгляд на мир, который всегда спрятан между строк и которого нам так не хватает, — взгляд мудрый, внимательный и сочувствующий.

Вы только послушайте, что автор в заключении говорит о религии: «Дело даже не в том, что религия слишком глубоко встроена в нас и уничтожить ее невозможно, а все исторические попытки сделать это силой не принесли ничего, кроме страданий. Не исключено, что этого можно добиться медленным и постепенным воздействием, но и тогда мы должны знать и ценить наше религиозное наследие — по крайней мере до некоторой степени, — даже если считаем его устаревшим. Может быть, религия подобна кораблю, который перенес нас через океан и позволил организовать громадные сообщества с хорошо функционирующей моралью. Теперь, когда берег уже близок, некоторые из нас готовы его покинуть. Но кто сказал, что земля и вправду так надежна, как выглядит?»

[2]

де Вааль Франс — Истоки морали: В поисках человеческого у приматов

Автор: де Вааль Франс
Название: Истоки морали: В поисках человеческого у приматов
Жанр: Биология
Издательский дом: Альпина нон-фикшн
Год издания: 2014
Аннотация:
На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям.Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?

Данная книга недоступна в связи с жалобой правообладателя.
Вы можете прочитать ознакомительный фрагмент книги.

де Вааль Франс
другие книги автора:

Отзывы читателей

Основная мысль книги — у животных есть мораль, сострадание, взаимопомощь и т.д. Что все эти вещи «изобрели» не люди (и не религия, в частности ). Это «проделки» эволюции, потому что групповые животные не смогли бы выжить, если бы у них не было этих «человеческих» качеств.

Много говорится об интеграции ( объединении ) науки и религии. У меня один вопрос: «Зачем?». У них разные задачи: наука получает новые знания о мире и пытается применить эти знания на практике, пытается объяснить существующие явления. Религия… не знаю, чем конкретно она занимается, может, утешает слабохарактерного, может, старикам помогает справится с мыслью о скорой и неизбежной смерти. По крайней мере, она не мешает и не помогает науке. (хотя иногда и мешает). Наука и религия лежат в разных плоскостях, как селедка под шубой и оптоволоконный кабель, их нечего объединять.

Читайте так же:  Энтони хопкинс инстинкт

Автор пишет что-то про зверства нацистских ученых, а потом пишет: « Неизбежным результатом всего этого стало резкое падение веры в науку, особенно в биологию».
Наука просто существует. Для меня странно звучит «верить» или «не верить» в науку. Ученые узнают новое о мире, о людях, независимо от того, верят люди в науку или нет.
Есть люди, которые психологически больше склонны верить в суеверия, Бога, и мало доверяют науке и наоборот. Все это — личные психологические особенности людей, не связанные ни с какими политическими, социальными и другими событиями, явлениями, процесами.

В общем, все что касается наблюдений за животными — все интересно, со всем согласен, но когда начинаются его размышления о религии, о «связи» религии и науки, то начинается философия ( синоним «пустословие» )

Истоки морали: В поисках человеческого у приматов

. На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям.
Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?

Книга «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов» автора Наталия И. Лисова оценена посетителями КнигоГид, и её читательский рейтинг составил 7.16 из 10.
Для бесплатного просмотра предоставляются: аннотация, публикация, отзывы, а также файлы на скачивания.
читать полностью

Ни одной рецензии нет, авторизуйтесь, и напишите свою!

Франс де Вааль: Истоки морали: В поисках человеческого у приматов

Здесь есть возможность читать онлайн «Франс де Вааль: Истоки морали: В поисках человеческого у приматов» весь текст электронной книги совершенно бесплатно (целиком полную версию). В некоторых случаях присутствует краткое содержание. Город: Москва, год выпуска: 2014, ISBN: 978-5-91671-275-9, издательство: Альпина нон-фикшн, категория: Биология / на русском языке. Описание произведения, (предисловие) а так же отзывы посетителей доступны на портале. Библиотека «Либ Кат» — LibCat.ru создана для любителей полистать хорошую книжку и предлагает широкий выбор жанров:

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Истоки морали: В поисках человеческого у приматов: краткое содержание, описание и аннотация

    Предлагаем к чтению аннотацию, описание, краткое содержание или предисловие (зависит от того, что написал сам автор книги «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов»). Если вы не нашли необходимую информацию о книге — напишите в комментариях, мы постараемся отыскать её.

    Франс де Вааль: другие книги автора

    Кто написал Истоки морали: В поисках человеческого у приматов? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

    Возможность размещать книги на на нашем сайте есть у любого зарегистрированного пользователя. Если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия, пожалуйста, направьте Вашу жалобу на [email protected] или заполните форму обратной связи.

    В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

    Истоки морали: В поисках человеческого у приматов — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

    Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система автоматического сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Не бойтесь закрыть страницу, как только Вы зайдёте на неё снова — увидите то же место, на котором закончили чтение.

    В поисках человеческого у приматов

    с рисунками автора

    моему самому любимому примату

    Разве человек только промах Бога? Или Бог только промах человека?

    Я родился в Ден Босе[1] — голландском городе, по названию которого выбрал себе псевдоним Иероним Босх. Это, конечно, не означает, что я глубоко разбираюсь в творчестве художника, но значение имеет то, что вырос в городе, где на рыночной площади красовалась его статуя, и поневоле проникся игрой сюрреалистического воображения мастера и его символизмом, научился видеть его глазами место человека во Вселенной, все больше удаляющейся от Господа.

    Знаменитый триптих Босха «Сад земных наслаждений», где весело резвятся обнаженные фигуры, — дань райской невинности. Его средняя часть представляет картину слишком счастливую и безмятежную, чтобы ее интерпретировать подобно некоторым экспертам-исследователям, как изображение разврата и греха. Человечество здесь свободно от вины и стыда — либо дело происходит еще до грехопадения, либо никакого грехопадения вообще не было. Мне как приматологу нагота, аллюзии на секс и плодородие, изобилие птиц и плодов, как и постоянная суета небольших групп, очень хорошо знакомы и едва ли нуждаются в каком-то религиозном или моральном толковании. Похоже, в средней части триптиха Босх изобразил нас в нашем естественном состоянии, а морализаторство приберег для третьей его части, расположенной справа, — при этом наказывает он не тех, кто резвится на центральной картине, а монахов с монахинями, обжор, мошенников, забияк и пьяниц. Босх не был поклонником духовенства с его корыстолюбием, что ясно видно из эпизода, где человек отказывается отписывать свое состояние свинье, наряженной в рясу доминиканской монахини. Говорят, что этот бедняк — сам живописец.

    В нижнем правом углу «Сада» Босх изобразил самого себя, пытающимся уйти от внимания свиньи, наряженной монахиней, которая соблазняет его поцелуями. Она предлагает спасение в обмен на завещание имущества (отсюда перо, чернильница и официального вида бумага). «Сад земных наслаждений» написан около 1504 г., примерно за 10 лет до того, как Мартин Лютер инициировал протест общества против подобной церковной практики.

    Возможно, это только мое мнение, но мне лично человек, которому мешает бесчинствовать только вера, поневоле внушает опасения. Почему бы не предположить, что человеческие качества, включая и самоконтроль, необходимый для жизни в обществе, присущи нам изначально, «встроены» в нас? Неужели кто-то всерьез верит, что наши предки до возникновения религии не придерживались никаких социальных норм? Что они никогда не помогали собратьям в беде и не сетовали на недобросовестность других людей? Несомненно, человек заботился о жизнеспособности своей общины задолго до появления современных религий, зародившихся всего лишь пару тысячелетий назад[4*]. Подобный временной масштаб не производит сильного впечатления на биологов.

    Читайте так же:  Интуиция на руке

    Истоки морали: В поисках человеческого у приматов

    Автор де Вааль Франс
    Издательство Альпина нон-фикшн
    Год 2014
    Формат FB2

    На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям.

    Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?

    LiveInternet

    LiveInternet

    Рубрики

    • Кино (2103)
    • Кино, которое надо посмотреть. (909)
    • Сериал,который надо посмотреть. (541)
    • Кино,сериал которые мне нравятся (392)
    • кино ссылки, кино онлайн (158)
    • Армения, армяне и армянский бренд (1349)
    • Архитектура (558)
    • Мода и стиль (389)
    • Рукоделие,поделки,сделай сам (359)
    • Все о Титанике (61)
    • Детское образование и обучение (12)
    • Аэрофотосъемка (280)
    • Видео (2331)
    • Выпечка (1357)
    • хлебные изделия,тесто,булочки,хлебопечка (40)
    • Изобразительное искусство (7819)
    • художники (4780)
    • живопись (2621)
    • иллюстрации (2229)
    • акварель (250)
    • современная (158)
    • куклы (153)
    • прикладное (48)
    • скульптуры (29)
    • pin-up (29)
    • полезное (2)
    • городской, сельский пейзаж, пейзаж (2483)
    • жанровое (459)
    • натюрморт (409)
    • рисунок,графика (496)
    • Здоровье (414)
    • Интересное и познавательное (714)
    • факты о странах (44)
    • Кулинария (3668)
    • говядина (272)
    • соленья и маринады (152)
    • испробованные,любимые (103)
    • постные блюда (93)
    • нравится (38)
    • кулинария (6)
    • десерты (348)
    • журнальные сканы (104)
    • завтрак (166)
    • закуска (214)
    • крупы и бобы (88)
    • курица (569)
    • напитки (138)
    • овощи,грибы (279)
    • первые блюда (164)
    • рыба (86)
    • салаты (349)
    • свинина (151)
    • соусы и заправки (141)
    • сыр,творог,молочные (473)
    • изделия из теста (805)
    • фруктовые блюда (202)
    • литература,книги (992)
    • Мудрые мысли , высказывания,притчи,эссе,интервью (315)
    • музыка (414)
    • поет армянская диаспора (90)
    • Полезные программы,сайты,ссылки (273)
    • Полезные советы (2867)
    • здоровье (1091)
    • Дом,быт (426)
    • косметика,гигиена,маски для лица, тела и волос (310)
    • выпечка и кулинария (301)
    • разные житейские советы (290)
    • разные программы,техн советы (178)
    • лечебная физкультура,массаж (137)
    • гардероб,макияж и прически (115)
    • MIX (79)
    • Праздники.НГ,Пасха,Рождество,ДР (307)
    • танцы (72)
    • Фотография (18303)
    • немного позитива (3537)
    • мы,мир и общество (1941)
    • знаменитые (1363)
    • Красивое (979)
    • флора и фауна (943)
    • актеры (742)
    • интерьер,дизайн и креатив (601)
    • драмы (404)
    • музыканты (333)
    • спорт,развлечения (281)
    • без заголовка (213)
    • мир fashion и гламура (177)
    • три стихии ЗНВ (123)
    • призеры, лучшие (87)
    • молодые фотографы (62)
    • актрисы (1106)
    • города и страны (639)
    • интересное (1761)
    • история (3446)
    • классика (885)
    • космос (137)
    • портрет (409)
    • природа и пейзаж (544)
    • разные (94)
    • ретро (2502)
    • черно-белая (2541)
    • Фотографы (2870)
    • Художники (1664)
    • юмор (180)

    Поиск по дневнику

    Подписка по e-mail

    Статистика

    Франс де Вааль, «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов»

    Пятница, 14 Марта 2014 г. 12:10 + в цитатник

    Франс де Вааль, «Истоки морали: В поисках человеческого у приматов»

    Намедни дочитал это научно-популярное чтиво:


    (В оригинале: Frans de Waal, «The Bonobo and the Atheist: In Search of Humanism Among the Primates»)
    Скажу сразу — понравилось и заинтересовало! Автор — известный приматолог из Атланты (штат Джорджия, США). Вспомнилась Атланта и пригороды. Мне там очень понравилась природа, климат и вообще замечательное место.

    Надеюсь, что многим эта книга будет интересна и полезна.

    «Люди верят просто потому, что хотят верить»

    «Дарвин без особых трудностей совместил нравственность и эволюционный процесс, признавая при этом врождённую склонность человека к добру»

    «Мы были католиками до мозга костей. Но я давно уже не католик. В общении равно с религиозными и с нерелигиозными людьми я теперь пользуюсь одним-единственным четким критерием — и определяется он не тем, во что конкретно верит человек, а лишь уровнем его догматизма. Я считаю, что догматизм угрожает нам гораздо сильнее, чем религия как таковая. Особенно же мне любопытно, как может человек перестать веровать, но сохранить при этом связанные с ней зачастую шоры. Почему сегодняшние «новые атеисты» так одержимы отрицанием существования Бога, что готовы неистовствовать в средствах массовой информации, носить футболки, декларирующие отсутствие у них веры, и призывать к воинственному атеизму? Что может атеизм предложить такого, за что стоило бы так яростно сражаться?
    Как сказал один философ, быть воинствующим атеистом — все равно что «яростно спать»

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    «Подлинный враг — это подмена мысли, рефлексии и любознательности догмой. «Строго говоря, уверенной определенности не существует; существуют только уверенные люди».

    Источники


    1. Перрет Виктория 52 легких способа извлечь пользу из развода / Перрет Виктория. — М.: Центрполиграф, 2008. — 463 c.

    2. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.

    3. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец. Мужчина и Женщина. Мужчина vs Женщина (комплект из 3 книг) / Татьяна Тасуева и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 784 c.
    4. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.
    5. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.
    Франс де вааль истоки морали
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here