Франсуаза саган грусть

Самое важное по теме: "франсуаза саган грусть" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Сергеенко В.: Здравствуй, грусть! (Франсуаза Саган)

Василий СЕРГЕЕНКО

Здравствуй, грусть! (Франсуаза Саган)

Франсуаза Саган. Ее литературная карьера началась блистательным взлетом, когда в восемнадцать лет она вдруг неожиданно от скуки написала повесть, которая стала настоящим взрывом в католической Франции. Бесхитростная история юной девушки, которой хочется просто наслаждаться всеми радостями жизни (включая сексуальные), потрясла французское общество.

Повесть «Здравствуй, грусть» никому до той поры не известной Франсуазы Саган сразу же разошлась тиражом более миллиона экземпляров и принесла ей гигантский гонорар в полтора миллиона франков. Книга была переведена на 22 языка и продана в общей сложностью тиражом более пяти миллионов экземпляров. А ее главная героиня стала символом целого поколения.

Между тем хрупкая юная и не слишком сексапильная дочь богатого промышленника Франсуаза Куарез никогда не рвалась к славе или богатству. У нее и без того в жизни было все, что нужно. Она никогда не знала нужды, закончила престижный католический колледж, училась в знаменитой Сорбонне, встречалась со многими представителями парижской богемы… Однако в один прекрасный момент несколько неожиданных факторов сошлись вместе: разочарование в католическом учении о Боге, увлечение литературой, общение со свободолюбивыми художниками и писателями, проваленная сессия, скучные летние каникулы вместе с отцом – и на свет появилась искрящаяся жизнью и в то же время написанная с неосознанной подростковой жестокостью к своим героям история чистых человеческих страстей.

Ее жизнь с тех пор тесно переплелась с литературой. Ее псевдоним, который навсегда вычеркнул из французской истории ее подлинное имя, взят из книги обожаемого Франсуазой писателя-соотечественника – Марселя Пруста. В его романе «В поисках утраченного времени» одной из героинь была герцогиня Саганская… А на формирование философии всей ее жизни огромное влияние оказал Жан-Поль Сартр, с которым она нежно и трепетно дружила.

Однако надо честно признать, что вся история жизни Франсуазы Саган, больше похожая на сюжет одной из ее книг, могла бы сложиться совсем по-другому, если бы ее рукопись (которую, кстати, она лично принесла в одно из парижских издательств) не попала в руки к некоему господину Жюйяру, который обладал чутьем не только на литературные таланты, но и на возможные денежные сборы. Грандиозный скандал вокруг повести юной парижанки, на который он вполне осознанно пошел, оказался прекрасной PR-кампанией (как сказали ли бы мы сегодня).

А сама Франсуаза тем временем по примеру своих героинь продолжала наслаждаться жизнью. Она как-то вспоминала о том, что пришла за советом к отцу-промышленнику: мол, что он посоветует сделать с ее первыми миллионами? И тот спокойно ответил: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя – большая беда». Уж кто-кто, а он прекрасно знал свою дочь. Деньги (вернее, абсолютное неумение ими правильно распорядиться) еще не раз приводили ее в беду.

Вообще, вся жизнь Франсуазы Саган с ее первого же публичного шага – выхода повести «Здравствуй, грусть» – представляет из себя цепь наползающих друг на друга скандалов. Став знаменитой, они почти сразу же выскочила замуж за одного из самых известных издателей Франции, который был старшее ее на двадцать лет, но жизнь семейной дамы ей быстро наскучила, и супруги расстались. Она скупала яхты и особняки, дорогие спортивные машины (в одной из них она попала в страшную аварию и только чудом осталась жива).

Несмотря на свою не слишком привлекательную внешность – худенькая, большеносая, с непропорционально крупными прозрачными глазами на маленьком личике с острым подбородком, – она завязывала множество романов, несколько раз пыталась наладить семейную жизнь и даже родила сына. И продолжала писать, как одержимая.

Один за другим выходили ее романы, написанные все в той же эпатирующей отстраненной манере, но со строгим соблюдение классических традиций написания романов. Как ни странно, некоторые критики даже называли ее «прямой наследницей великого Расина» – настолько верно ей удавалось сохранить дух классической литературы. Мелкие, казалось бы, переживания мелких обычных людей превращались под ее пером в настоящие трагедии в классическом стиле. Однако такое сочетание «правильной» формы и «неправильного» содержания у многих критиков вызывало и неприкрытое раздражение.

Тем более что мадам Саган и не стремилась всем понравиться. Она всегда жила так, как хотела, даже если это было вопреки общественному мнению. Например, она всегда придерживалась довольно левых взглядов. В сложный для Франции период алжирской войной, она однозначно поддержала левых. Саган прятала у себя людей, за которыми охотились экстремисты. Она подписалась под манифестом французской интеллигенции, поддерживая Фронт спасения Алжира, чем вызвала такую бурю возмущения, что возле ее дома даже взорвали бомбу.

При этом она честно признавалась, что никогда по-настоящему не интересовалась политикой. Для нее это было, во-первых, стремлением к свободе, а, во-вторых, игрой… Игра, вообще, была стержнем всей ее жизни. Еще на заре своей славы она как-то выиграла в казино огромные деньги – восемь миллионов франков, которые на следующие же утро потратила на покупку старинного особняка. С тех пор она была постоянным посетителем всех казино, оставляя за игровым столом гигантские суммы.

Для покрытия ее долгов не хватало никаких гонораров, хотя все ее книги становились бестселлерами, а в десятках театров по всему миру шли ее пьесы. Кроме того, она и сама не держалась за деньги. Она раздавала немалые суммы благотворительным организациям (в частности, она внесла немало личных средств в помощь пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС), покупала и тут же раздаривала дорогие машины и драгоценности.

Такое легкомысленное отношение в конце концов чуть было не привело ее за тюремную решетку. В начале девяностых годов разгорелся грандиозный скандал. Правительство обвинило ее в том, что Саган не заплатила налоги с денег, полученных ею от государственной французской нефтяной компании Elf. Предполагалось, что писательница должна была уговорить президента Франсуа Миттерана, которым ее связывала очень нежная и преданная дружба, «надавить» на власти Узбекистана, чтобы те предоставили Elf преимущества при разработке своих нефтяных месторождений. Эти деньги якобы пошли на оплату счетов по ремонту нормандского дома писательницы.

Мадам Саган грозил крупный денежный штраф и тюремное заключение. Лишь вмешательство самого Миттерана, да тот факт, что к этому времени писательница была серьезно больна, помогли замять скандал и назначить ей условное наказание. Однако скандалы на этом не закончились. То Франсуазу Саган задерживают бегающей босиком по парижским улицам, то наказывают за превышении скорости почти до двухсот километров, то она оказывается среди клиентов арестованных торговцев кокаином…

Читайте так же:  Психологическая помощь при депрессии

Писательница продала за долги свой роскошный особняк, заложила парижскую квартиру, в которой так любил бывать французский президент, лишилась своих машин. Теперь ее уделом были съемные скромно-буржуазные квартирки или номера в гостиницах. Но она по-прежнему проводила все свое свободное время за игровым столом, легко спуская тысячи евро. И никогда не отказывала в помощи молодым художникам, литераторам, актерам. А когда друзья ее пытались остановить, смеялась своим щебечущим птичьим смехом и вспоминала о Саре Бернар, которая стала героиней одной из ее последних книг: «Бернар одна из немногих женщин, которая весело прожила свою жизнь. Сара Бернар не была наказана за то, что клёво прожила отпущенное Богом. Вы, кстати, знаете, что она была страстным игроком? И денег не считала».

Маленькая птичка Парижа, шалунья и ниспровергательница авторитетов Франсуаза Саган тоже «клёво прожила отпущенное Богом», не жалея о потерянных деньгах, проданных квартирах и неверных любовниках. Она стала символом целого поколения и недавно умерла от легочной эмболии в больнице города Онфлер на севере Франции.

Здравствуй, грусть

1950-е. Франция. Главная героиня Сесиль родилась в зажиточной буржуазной семье, несколько лет находилась в католическом пансионате, где получала среднее образование. Ее мать умерла, и она живёт в Париже со своим отцом Реймоном. Отец, сорокалетний вдовец, легко порхает по жизни, не скрывая от дочери своих связей с постоянно меняющимися любовницами. Но таиться от Сесиль ему нет никакой необходимости: девушку все это вовсе не шокирует, а, напротив, привносит в ее собственную жизнь аромат приятных чувственных ощущений.

Летом Сесиль исполняется семнадцать лет, и отец с дочерью и со своей очередной молоденькой и легкомысленной любовницей Эльзой едут на Лазурный берег отдыхать. Но Реймон приглашает ещё и подругу покойной матери Сесиль, некую Анну Ларсен, его ровесницу, красивую, умную, элегантную женщину, которая обещает приехать попозже.

В день приезда Анны происходит маленькое недоразумение: Реймон и Эльза едут встречать ее на вокзал, но, прождав там какое-то время и никого не встретив, возвращаются домой, где их уже ждёт Анна. Оказалось, что она приехала не на поезде, а на своей машине. Анна располагается в одной из комнат дома, и курортная жизнь, теперь уже вчетвером, продолжается.

Но пока солнце, море, ощущения летнего счастья оказываются сильнее тревоги и беспокойств. Она продолжает встречаться с Сирилом. Молодые люди довольно много времени проводят вместе, и у них возникает чувство более глубокое, чем просто дружба. Сесиль готова к физической близости с молодым человеком, ее вполне устраивает счастье в данный момент. Однажды Анна замечает их вместе, когда они лежат рядом на земле полуголые, и говорит Сирилу, чтобы тот больше не приходил к Сесиль, а девушку усаживает за учебники — ведь ей надо подготовиться к экзамену по философии на степень бакалавра, который она уже один раз провалила и должна сдавать его повторно осенью. Сесиль возмущается поведением Анны, в голове у неё возникают нехорошие мысли, она ругает себя за них, но не может от них избавиться, хотя и понимает, что Анна в принципе права и желает ей и ее отцу добра.

«Здравствуй, грусть» Франсуаза Саган

Год выпуска: 2004
Автор: Франсуаза Саган
Исполнитель: Елена Морозова
Жанр: «Женский» роман
Издательство: СиДиКом
Тип: аудиокнига
Время звучания: 04:20:58

Описание: На бескрайних просторах литературы о любви, которые раскинулись перед читателем в 20-м веке, имя Франсуазы Саган – один из самых ярких маяков. Не имея ничего общего с классическим «дамским романом», ее книги вдохновенно и искренне рассказывают нам о минутах страсти и часах разлуки, об озарениях и разочарованиях, о трепетном мире женщины и о приходе в этот мир долгожданного гостя – мужчины.
Мастерство писательницы отмечено многочисленными литературными премиями

Книгу «Здравствуй, грусть» и другие аудиокниги Вы можете слушать онлайн на Вашем компьютере, планшете и мобильном телефоне на сайте AbookRU2.info.

«Здравствуй, грусть» Франсуаза Саган

Год выпуска: 2012 г.
Автор: Франсуаза Саган
Исполнитель: Ирина Ерисанова
Жанр: Роман
Издательство: нигде не купишь
Прочитано по изданию: Прогресс, 1974
Тип аудиокниги: аудиокнига
Время звучания: 03:45:15

Описание: Здравствуй, грусть — роман, с которого началась ранняя и стремительная творческая дорога великой Франсуазы и который так же, как и полвека назад, расходится огромными тиражами и зажигает сердца миллионов читателей во всем мире. Невиданный успех этого романа принес Франсуазе Саган престижную литературную премию Критиков, а также всемирную известность и богатство. По словам самой писательницы, «эта искренняя и откровенная книга в равной степени проникнута чувственностью и чистотой, той взрывоопасной смесью, что сегодня волнует так же, как вчера. От нее веет непринужденной естественностью и той совершенно бессознательной жизненной энергией, которой нас одаривает уходящее детство».

Книгу «Здравствуй, грусть» и другие аудиокниги Вы можете слушать онлайн на Вашем компьютере, планшете и мобильном телефоне на сайте AbookRU2.info.

«Здравствуй, грусть» Франсуаза Саган

Год выпуска: 2009
Автор: Франсуаза Саган
Исполнитель: Николай Козий
Издательство: Нигде не купишь
Перевод: Ю. Яхнин
Жанр: Романтическая повесть
Тип: аудиокнига
Время звучания: 04:02:12

Описание: Литературная карьера Франсуазы Саган началась блистательным взлетом, когда в восемнадцать лет она вдруг неожиданно от скуки написала повесть, которая стала настоящим взрывом в католической Франции.
Бесхитростная история юной девушки, которой хочется просто наслаждаться всеми радостями жизни, потрясла французское общество. Повесть «Здравствуй, грусть» никому до той поры не известной Франсуазы Саган сразу же разошлась тиражом более миллиона экземпляров и принесла ей гигантский гонорар в полтора миллиона франков. Книга была переведена на 22 языка и продана в общей сложностью тиражом более пяти миллионов экземпляров. А ее главная героиня стала символом целого поколения.
В конце книги приводится послесловие Зониной Печальный взгляд.

Прощай же грусть
И здравствуй грусть.
Ты вписана в квадраты потолка,
Ты вписана в глаза, которые люблю,
Ты еще не совсем беда:
Ведь даже на этих бледных губах
Тебя выдает улыбка.
Так здравствуй грусть-
Любовь любимых тел,
Могущество любви,
Чья нежность возникает
Как бестелесное чудовище
С отринутою головой
Прекрасноликой грусти.

Книгу «Здравствуй, грусть» и другие аудиокниги Вы можете слушать онлайн на Вашем компьютере, планшете и мобильном телефоне на сайте AbookRU2.info.

Роман Франсуазы Саган “Прощай, печаль!”

Матье Казавель узнаёт о том, что у него рак лёгких, и жить ему осталось не более полугода. Ужасная новость приводит Матье в замешательство. Выйдя из больницы, главный герой задумывается над тем, как ему прожить оставшиеся 6 месяцев.

Несмотря на то, что Матье женат на Элен, у него всегда были любовницы. У четы Казавель нет детей, в чём жена постоянно обвиняет мужа, полагая, что он имеет проблемы со здоровьем. Элен всегда настаивала на том, чтобы Матье прошёл обследование. Однако предупредительный супруг отказывался, поскольку знал, что из них двоих бесплодной является только жена. У Матье есть внебрачная дочь. Девочка так похожа на месье Казавеля, что он даже не сомневается в своём отцовстве. Если согласиться на обследование, Элен может узнать о своём бесплодии, что, по мнению супруга, непременно её унизит.

Читайте так же:  Комильфо на французском

Матье очень жаль свою жену. Она всегда знала о том, что он – неверный муж, но продолжала с ним жить. Казавель не хочет расстраивать супругу своим подавленным видом и отправляется к Соне, одной из своих давних любовниц. Реакция женщина на известие о скорой смерти оказалась весьма неожиданной для Матье.

Соня плачет и во всём обвиняет себя. Она, якобы, приносит несчастья близким людям, и они умирают один за другим. Соня хочет устроить любовнику прощальный вечер. Главный герой покинул Соню в хорошем настроении. Он с удивлением отмечает, что никогда не любил эту женщину. Матье уверен, что слёзы любовницы – сплошное притворство.

В тот же день Казавель зашёл к себе на работу, где долго рассматривал сотрудников. Главного героя угнетает мысль о том, что жизнь без него не остановится. Коллеги, в отличие от него самого, будут работать и веселиться в свободное время. Никто не вспомнит несчастного Казавеля, лежащего в гробу под землёй. Матье пытается поговорить о своих переживаниях с некоторыми знакомыми. Однако его слова не воспринимают всерьёз. Не найдя понимания друзей, Казавель начинает говорить о своей смерти с незнакомыми людьми, но и от них не дожидается сочувственных слов.

Матье решил навестить ещё одну свою давнюю знакомую – Матильду. Эта женщина всегда привлекала главного героя своей экстравагантностью. Посетив Матильду, Казавель отправляется домой. Элен упрекает его в том, что он опоздал. Супруги должны были пойти в гости. Матье сообщает жене о своей скорой смерти, не уточняя сроки. Элен хочет отказаться от всех увеселительных мероприятий и провести с мужем его последние дни. Матье уговаривает супругу не обращать на него внимания и жить обычной жизнью. Он хочет побыть один. Элен уверена, что неверный муж намерен посвятить остаток жизни посещению любовниц. В это время Матье звонит доктор: произошла ошибка, месье Казавелю был поставлен неправильный диагноз.

Характеристика персонажей

Матье Казавель

Главный герой всегда жил инстинктами, редко задумываясь о нравственной стороне своих действий. Наличие жены никогда не мешало Матье иметь любовниц. Семья, как таковая, не была для него приоритетом. У Казавеля есть внебрачный ребёнок, к которому он совершенно равнодушен. Бесплодие Элен ему тоже безразлично.

Судьба Матье настолько счастлива и безмятежна, что никакие проблемы не мешали ему жить той жизнью, которая ему нравилась. Своё поведение главный герой не считает безнравственным. Он – мужчина, а для мужчины, по его мнению, подобный образ жизни вполне естественен.

Смертельная угроза заставила Матье «проснуться», но не раскаяться. Казавель не сожалеет ни об одном своём поступке и сокрушается только над тем, что скоро всему этому придёт конец. Начав медленный путь к финалу, Матье представляет себе все те удовольствия, которые не сможет получить, и те, которые мог бы получить, но упустил свой шанс. Например, ему жаль, что он не завёл собаку из-за упрёков Элен.

Последняя забота главного героя – как прожить оставшиеся 6 месяцев? Матье не может решить: отправиться ли ему в путешествие туда, где давно хотелось побывать, или совершить самоубийство в присутствии любовницы, сделав свой уход максимально эффектным.

Призрак смерти

Вторым по значимости персонажем в романе является смерть, не получившая характеристики напрямую. Тем не менее, рассмотреть этот персонаж тоже можно. Смерть предстаёт перед главным героем, меняя лица. Это может быть осенний Париж, с которым так не хочется расставаться, или плачущая и утешающая Соня. Матье чувствует смерть в объятьях Матильды и слышит её в голосе своей жены. Иногда смерть показывает ему самые ужасные из своих лиц, и тогда Казавель отчётливо представляет себя закопанным в землю, холодным и разлагающимся.

Смерть станет последней женщиной главного героя. Она причиняет боль и дарит наслаждения намного более острые, чем те, которые он может получить от своих любовниц.

Главная идея романа

Жизнь имеет смысл только тогда, когда человек знает, что однажды его не будет. Матье существовал как во сне. Даже запретные удовольствия превратились для него в рутину. Главному герою казалось, что так будет всегда. Почувствовав контраст, Матье понимает всю прелесть бытия и ценность каждого мгновения.

Анализ произведения

Броские, запоминающиеся названия – это то, чем отличалась от других писателей Франсуаза Саган. «Прощай, печаль» напоминает поклонникам первый роман французской писательницы – «Здравствуй, грусть!». Главная героиня этого произведения, молодая девушка по имени Сесиль, встала на путь саморазрушения, поддаваясь сиюминутным страстям и разрушая чужую жизнь. Сесиль не только не пытается остановить себя, но и испытывает удовольствие от того, что делает.

Главный герой романа «Прощай, печаль!» наоборот, получил возможность остановиться и осмыслить свою жизнь. Матье никогда не думал над тем, как он живёт, существовал неосознанно. Таким же неосознанным было его стремление к удовольствиям. Перерождение главного героя происходит после звонка доктора, сообщившего месье Казавелю, что диагноз был ошибочным. Матье уже успел смириться с тем, что его не станет. Теперь ему придётся смириться с тем, что он будет жить дальше. Радость главного героя выражается в виде агрессии, направленной на доктора.

Первым в новой жизни желанием главного героя становится необходимость побыть в одиночестве. Казавель хочет провести некоторое время с самым главным человеком в своей жизни, которого он чуть не потерял – с самим собой. Матье мечтает снять номер в отеле и закрыться там от всего мира. Наконец-то он осознал, что всё, что раньше казалось ему необходимым для счастья, не имеет никакой ценности. Женское тело всегда одинаково, вне зависимости от имени любовницы, а обилие подруг никогда не даст возможность пережить настоящую любовь.

Тема приближающейся смерти неоднократно затрагивалась в литературе конца ХХ века. Ярким примером может стать роман Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Приближающийся финал снимает с героев ответственности за свои действия. Ощущение полной вседозволенности хочет испытать и умирающая после суицида Вероника, и далёкий от нравственности Матье Казавель. Смерть позволяет переступать запреты, заставляя чувствовать уходящую жизнь более полно и остро. Таким образом она выступает союзницей бытия.

Читать онлайн «Здравствуй, грусть» автора Саган Франсуаза — RuLit — Страница 1

Прощай же грусть

И здравствуй грусть

Ты вписана в квадраты потолка

Ты вписана в глаза которые люблю

Ты еще не совсем беда

Ведь даже на этих бледных губах

[1]

Тебя выдает улыбка

Так здравствуй грусть

Любовь любимых тел

Чья нежность возникает

Видео удалено.
Читайте так же:  Мотивация бросить курить для женщин
Видео (кликните для воспроизведения).

Как бестелесное чудовище

С отринутою головой

Это незнакомое чувство, преследующее меня своей вкрадчивой тоской, я не решаюсь назвать, дать ему прекрасное и торжественное имя – грусть. Это такое всепоглощающее, такое эгоистическое чувство, что я почти стыжусь его, а грусть всегда внушала мне уважение. Прежде я никогда не испытывала ее – я знала скуку, досаду, реже раскаяние. А теперь что-то раздражающее и мягкое как шелк обволакивает меня и отчуждает от других.

В то лето мне минуло семнадцать, и я была безоблачно счастлива. «Окружающий мир» составляли мой отец и Эльза, его любовница. Я хочу сразу же объяснить создавшееся положение, чтобы оно не показалось ложным. Моему отцу было сорок лет, вдовел он уже пятнадцать. Это был молодой еще человек, жизнерадостный и привлекательный, и, когда два года назад я вышла из пансиона, я сразу поняла, что у него есть любовница. Труднее мне было примириться с тем, что они у него меняются каждые полгода! Но вскоре его обаяние, новая для меня беззаботная жизнь, мои собственные наклонности приучили меня к этой мысли. Отец был беспечный, но ловкий в делах человек, он легко увлекался – и так же быстро остывал – и нравился женщинам. Я тотчас полюбила его, и притом всей душой, потому что он был добр, щедр, весел и нежно ко мне привязан.

Лучшего друга я не могла бы и пожелать – я никогда не скучала с ним. В самом начале лета он был настолько мил, что даже осведомился, не будет ли мне неприятно, если Эльза, его теперешняя любовница, проведет с нами летние каникулы. Само собой, я развеяла все его сомнения: во-первых, я знала, что он не может без женщин, во-вторых, была уверена, что Эльза нас не обременит. Рыжеволосая высокая Эльза, нечто среднее между продажной девицей и дамой полусвета, была статисткой в киностудиях и в барах на Елисейских полях. Она была славная, довольно простая и без особых претензий. А кроме того, мы с отцом так хотели поскорее уехать из города, что смирились бы вообще с чем угодно. Отец снял на побережье Средиземного моря большую уединенную и восхитительную белую виллу, и мы стали мечтать о ней, едва настали первые жаркие дни июня. Вилла стояла на мысу, высоко над морем, скрытая от дороги сосновой рощицей; козья тропа сбегала вниз к маленькой золотистой бухте, где среди рыжих скал плескалось море.

Первые дни были ослепительны. Разомлевшие от жары, мы часами лежали на пляже и мало-помалу покрывались золотистым здоровым загаром– только у Эльзы кожа покраснела и облезла, причиняя ей ужасные мучения. Отец проделывал ногами какую-то сложную гимнастику, чтобы согнать намечающееся брюшко, несовместимое с его донжуанскими притязаниями. Я с раннего утра сидела в воде, в прохладной, прозрачной воде, окуналась в нее с головой, до изнеможения барахталась в ней, стараясь смыть с себя тени и пыль Парижа. Потом я растягивалась на берегу, зачерпывала целую горсть песка и, пропуская между пальцами желтоватую ласковую струйку, думала, что вот так же утекает время, что это нехитрая мысль и что нехитрые мысли приятны. Стояло лето.

На прощание Сирил предложил, что научит меня управлять парусником. Я вернулась к ужину, поглощенная мыслями о нем, и совсем или почти совсем не принимала участия в разговоре; я едва обратила внимание на то, что отец чем-то встревожен. После ужина, как всегда по вечерам, мы расположились в шезлонгах на террасе перед домом. Небо было усеяно звездами. Я смотрела на них в смутной надежде, что они до срока начнут, падая, бороздить небо. Но было еще только начало июля, и звезды были недвижны. На усыпанной гравием террасе пели цикады. Наверное, много тысяч цикад, опьяненных зноем и лунным светом, ночи напролет издавали этот странный звук. Мне когда-то объяснили, что они просто трут одно о другое свои надкрылья, но мне больше нравилось думать, что эта песня, такая же стихийная, как весенние вопли котов, рождается в их гортани. Мы блаженствовали; только маленькие песчинки, забившиеся под блузку, мешали мне уступить сладкой дремоте. И тут отец кашлянул и выпрямился в шезлонге.

– К нам собираются гости, – сказал он.

Я в отчаянии закрыла глаза. Так я и знала: слишком уж мирно мы жили – это не могло долго продолжаться.

– Скажите же скорее, кто? – воскликнула Эльза, падкая на светские развлечения.

– Анна Ларсен, – ответил отец и обернулся ко мне.

Я молча смотрела на него, я была слишком удивлена, чтобы отозваться на эту новость.

– Я предложил ей погостить у нас, когда ее утомит выставлять свои модели, и она. она приезжает.

Франсуаза саган грусть

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 252 888
  • КНИГИ 576 646
  • СЕРИИ 21 342
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 528 453

Прощай же грусть

И здравствуй грусть

Ты вписана в квадраты потолка

Ты вписана в глаза которые люблю

Ты еще не совсем беда

Ведь даже на этих бледных губах

Тебя выдает улыбка

Так здравствуй грусть

Любовь любимых тел

Чья нежность возникает

Как бестелесное чудовище

С отринутою головой

Это незнакомое чувство, преследующее меня своей вкрадчивой тоской, я не решаюсь назвать, дать ему прекрасное и торжественное имя – грусть. Это такое всепоглощающее, такое эгоистическое чувство, что я почти стыжусь его, а грусть всегда внушала мне уважение. Прежде я никогда не испытывала ее – я знала скуку, досаду, реже раскаяние. А теперь что-то раздражающее и мягкое как шелк обволакивает меня и отчуждает от других.

В то лето мне минуло семнадцать, и я была безоблачно счастлива. «Окружающий мир» составляли мой отец и Эльза, его любовница. Я хочу сразу же объяснить создавшееся положение, чтобы оно не показалось ложным. Моему отцу было сорок лет, вдовел он уже пятнадцать. Это был молодой еще человек, жизнерадостный и привлекательный, и, когда два года назад я вышла из пансиона, я сразу поняла, что у него есть любовница. Труднее мне было примириться с тем, что они у него меняются каждые полгода! Но вскоре его обаяние, новая для меня беззаботная жизнь, мои собственные наклонности приучили меня к этой мысли. Отец был беспечный, но ловкий в делах человек, он легко увлекался – и так же быстро остывал – и нравился женщинам. Я тотчас полюбила его, и притом всей душой, потому что он был добр, щедр, весел и нежно ко мне привязан.

Лучшего друга я не могла бы и пожелать – я никогда не скучала с ним. В самом начале лета он был настолько мил, что даже осведомился, не будет ли мне неприятно, если Эльза, его теперешняя любовница, проведет с нами летние каникулы. Само собой, я развеяла все его сомнения: во-первых, я знала, что он не может без женщин, во-вторых, была уверена, что Эльза нас не обременит. Рыжеволосая высокая Эльза, нечто среднее между продажной девицей и дамой полусвета, была статисткой в киностудиях и в барах на Елисейских полях. Она была славная, довольно простая и без особых претензий. А кроме того, мы с отцом так хотели поскорее уехать из города, что смирились бы вообще с чем угодно. Отец снял на побережье Средиземного моря большую уединенную и восхитительную белую виллу, и мы стали мечтать о ней, едва настали первые жаркие дни июня. Вилла стояла на мысу, высоко над морем, скрытая от дороги сосновой рощицей; козья тропа сбегала вниз к маленькой золотистой бухте, где среди рыжих скал плескалось море.

Первые дни были ослепительны. Разомлевшие от жары, мы часами лежали на пляже и мало-помалу покрывались золотистым здоровым загаром– только у Эльзы кожа покраснела и облезла, причиняя ей ужасные мучения. Отец проделывал ногами какую-то сложную гимнастику, чтобы согнать намечающееся брюшко, несовместимое с его донжуанскими притязаниями. Я с раннего утра сидела в воде, в прохладной, прозрачной воде, окуналась в нее с головой, до изнеможения барахталась в ней, стараясь смыть с себя тени и пыль Парижа. Потом я растягивалась на берегу, зачерпывала целую горсть песка и, пропуская между пальцами желтоватую ласковую струйку, думала, что вот так же утекает время, что это нехитрая мысль и что нехитрые мысли приятны. Стояло лето.

[3]

На прощание Сирил предложил, что научит меня управлять парусником. Я вернулась к ужину, поглощенная мыслями о нем, и совсем или почти совсем не принимала участия в разговоре; я едва обратила внимание на то, что отец чем-то встревожен. После ужина, как всегда по вечерам, мы расположились в шезлонгах на террасе перед домом. Небо было усеяно звездами. Я смотрела на них в смутной надежде, что они до срока начнут, падая, бороздить небо. Но было еще только начало июля, и звезды были недвижны. На усыпанной гравием террасе пели цикады. Наверное, много тысяч цикад, опьяненных зноем и лунным светом, ночи напролет издавали этот странный звук. Мне когда-то объяснили, что они просто трут одно о другое свои надкрылья, но мне больше нравилось думать, что эта песня, такая же стихийная, как весенние вопли котов, рождается в их гортани. Мы блаженствовали; только маленькие песчинки, забившиеся под блузку, мешали мне уступить сладкой дремоте. И тут отец кашлянул и выпрямился в шезлонге.

Читайте так же:  Агрессия мужчины к женщине

– К нам собираются гости, – сказал он.

Я в отчаянии закрыла глаза. Так я и знала: слишком уж мирно мы жили – это не могло долго продолжаться.

– Скажите же скорее, кто? – воскликнула Эльза, падкая на светские развлечения.

– Анна Ларсен, – ответил отец и обернулся ко мне.

Я молча смотрела на него, я была слишком удивлена, чтобы отозваться на эту новость.

– Я предложил ей погостить у нас, когда ее утомит выставлять свои модели, и она. она приезжает.

Франсуаза Саган “Здравствуй, грусть”

Провокационный роман был первым крупным произведением, которое, начиная свою литературную карьеру, создала французская писательница Франсуаза Саган. «Здравствуй, грусть!» был написан в 1954 году, когда юной Франсуазе было всего 19 лет. Слишком откровенная для своего времени книга шокировала французских читателей. Узнав сюжет будущего романа, отец писательницы запретил ей подписывать книгу настоящей фамилией. В результате, Франсуаза была вынуждена взять псевдоним – Саган.

Главная героиня книги Сесиль рано осталась без матери. Её воспитанием занимались монахини католического пансионата. Вернувшись к отцу, девушка узнаёт, что молодой вдовец ведёт беспорядочный образ жизни, развлекаясь с молодыми любовницами. Сесиль не только не возмущает поведение отца, но и наоборот, подталкивает на подражание. Между отцом и дочерью быстро устанавливается взаимопонимание.

[2]

Летом семья отправилась отдыхать на Лазурный берег в сопровождении Эльзы – очередной любовницы вдовца. Вскоре к ним присоединилась подруга покойной матери Сесиль – Анна Ларсен. Между Анной и Эльзой постепенно начинается соперничество. В конце концов, отец выбирает Ларсен. Между тем, Сесиль знакомится с молодым человеком по имени Сирил. Невинная дружба заканчивается «взрослой» любовью.

Вдовец и Анна Ларсен решают пожениться. Сесиль очень недовольна решением отца. Ей нравится подруга матери. Однако девушка понимает, что мачеха установит в их доме свои порядки, заставит отказаться от многих удовольствий. Ещё не став официальной женой, Анна начала командовать и распоряжаться своими будущими родственниками. Первым делом госпожа Ларсен заставила падчерицу отказаться от общения с Сирилом и готовиться к пересдаче бакалавра. Сесиль всё чаще посещают преступные мысли, за которые главная героиня нередко себя ругает, понимая, что Анна желает ей добра.

Намерение избавиться от мачехи побеждает. Сесиль находит бывшую любовницу своего отца и предлагает ей поселиться у Сирила. Эльза уговаривает девушку помочь ей избавиться от Анны, на что Сесиль охотно соглашается. В соответствии с планом, Эльза и Сирил должны будут разыгрывать любовников на глазах у вдовца. Тщеславие и уязвлённое самолюбие заставят последнего попытаться вернуть бывшую подругу. Расчёт оказался верным. Отец Сесиль изменил Анне, назначив свидание Эльзе. Главная героиня, заинтересованная опасной игрой вначале, теряет интерес к интриге. Сирил и отношения с ним уже успели надоесть. Ей снова овладевает тоска и скука.

Узнав об измене, Анна немедленно собирает вещи и уезжает на собственной машине. Вскоре становится известно, что женщина погибла в автокатастрофе. Сесиль уверена, что несостоявшаяся мачеха покончила с собой. Вернувшись в Париж, отец и дочь постепенно возвращаются к прежней легкомысленной жизни, стараясь забыть летнюю трагедию. Они делятся друг с другом своими любовными приключениями. Иногда, проснувшись на рассвете, Сесиль вспоминает прошедшее лето и чувствует нечто похожее на угрызение совести.

Характеристика персонажей

Отец и дочь

Жившие много лет вдали друг от друга родственники быстро находят общий язык и становятся союзниками. Между ними не возникает конфликтов, характерных для родителей и детей-подростков. Сесиль быстро привыкает к новому образу жизни, где царят полная вседозволенность и отсутствие ответственности за свои действия. Девушке нравится Сирил, но она не хочет заглядывать в будущее, стараясь получить как можно больше удовольствия здесь и сейчас.

Сесиль, как и её отец, не любит смотреть в завтрашний день. Она совершенно не интересуется учёбой и не считает, что её дальнейшая жизнь зависит от хороших оценок и знаний. Отец также не настаивает на том, чтобы дочь тратила время на книги. Женщине не обязательно думать о своём пропитании. Для этого есть мужчина. Гедонизм отца и дочери порождён их атеизмом. Не веря в Бога, а значит, и в жизнь после смерти, они пытаются успеть насладиться своим бытием.

Читайте так же:  Мораль басни обоз

Анна Ларсен

Умная, красивая, образованная и хорошо воспитанная женщина противопоставлена легкомысленному отцу и дочери. Анна не похожа на остальных любовниц молодого вдовца, созданных для сиюминутного удовольствия. Возможно, именно поэтому отец Сесиль принимает решение жениться. Он даже согласен поменять свой образ жизни, стать образцовым семьянином.

Сама Анна, очевидно, не считала себя женщиной на одну ночь. Завоевав мужчину, она была убеждена в том, что получила его навсегда. Измена становится полной неожиданностью и убивает её. Анна была настолько уверена в своих силах, что, в конце концов, переоценила себя и свои возможности. Ей никогда бы не удалось перевоспитать будущих родственников.

Главная идея

Душевная пустота и внутреннее одиночество толкают людей на низкие, аморальные и даже преступные действия. Так произошло и с главной героиней романа. Сесиль никогда не имела твёрдой почвы под ногами. Её мать умерла слишком рано. Воспитанием девочки занимались посторонние люди. Строгие устои католического учреждения не только не привили Сесиль моральные нормы, но и наоборот, отвратили от них. Молодая девушка не нашла опоры в религии.

Возвращением домой окончательно оборвало связь с религиозным прошлым. Отец подал Сесиль дурной пример, который, как известно, всегда заразителен. Девушка пытается заполнить пустоту развратом и плотскими утехами. Но одиночество упорно не отступает.

Анализ произведения

На создание образа главной героини Саган вдохновила собственная натура. Девушка была списана с самой Франсуазы. Сесиль не уникальна. Она воплощает собой целое поколение одиноких и разочарованных молодых людей с полным отсутствием духовного мира.

В 50-е годы ХХ века в Америке и Европе возникает множество новых течений, появляются молодёжные субкультуры. Суть большинства из них сводилась к тому, что этот мир катится в пропасть, но спасать его не стоит. Будущая гибель мира рассматривается как полнейшее избавление от ответственности за свою жизнь. Если завтра мир погибнет, какая разница, чем ты занимаешься сегодня. Главное – успеть насытиться и насладиться всем, от чего только можно получить максимальное удовольствие.

Середина прошлого века ознаменовалась появлением целого поколения ни к чему не стремящейся молодёжи, самостоятельно приговорившей себя к смерти. Эти молодые люди отказываются созидать. По вкусу им пришлось разрушение. Разрушение, в первую очередь, самих себя и всего того, что было создано предыдущими поколениями и больше не имело смысла. Сесиль называет себя и своего отца декадентами. Эта роль доставляет девушке огромное удовольствие. Медленное падение в пропасть позволяет не думать о будущем.

Франсуаза Саган до конца своих дней не изменяла образу, придуманному ей ещё в молодости. Так же, как и Сесиль, писательница жила сиюминутными удовольствиями, не заботясь о завтрашнем дне. Саган считала себя прожигательницей жизни. Возможно, так же, как и Сесиль, она просыпалась утром, прислушивалась к городским улицам и чувствовала непонятную, необъяснимую тоску, а название романа стало для писательницы её жизненным кредо.

Здравствуй, грусть! (Франсуаза Саган)

Ее литературная карьера началась блистательным взлетом, когда в восемнадцать лет она вдруг неожиданно от скуки написала повесть, которая стала настоящим взрывом в католической Франции. Бесхитростная история юной девушки, которой хочется просто наслаждаться всеми радостями жизни (включая сексуальные), потрясла французское общество.

Повесть «Здравствуй, грусть» никому до той поры не известной Франсуазы Саган сразу же разошлась тиражом более миллиона экземпляров и принесла ей гигантский гонорар в полтора миллиона франков. Книга была переведена на 22 языка и продана в общей сложностью тиражом более пяти миллионов экземпляров. А ее главная героиня стала символом целого поколения.

Между тем хрупкая юная и не слишком сексапильная дочь богатого промышленника Франсуаза Куарез никогда не рвалась к славе или богатству. У нее и без того в жизни было все, что нужно. Она никогда не знала нужды, закончила престижный католический колледж, училась в знаменитой Сорбонне, встречалась со многими представителями парижской богемы… Однако в один прекрасный момент несколько неожиданных факторов сошлись вместе: разочарование в католическом учении о Боге, увлечение литературой, общение со свободолюбивыми художниками и писателями, проваленная сессия, скучные летние каникулы вместе с отцом – и на свет появилась искрящаяся жизнью и в то же время написанная с неосознанной подростковой жестокостью к своим героям история чистых человеческих страстей.

Ее жизнь с тех пор тесно переплелась с литературой. Ее псевдоним, который навсегда вычеркнул из французской истории ее подлинное имя, взят из книги обожаемого Франсуазой писателя-соотечественника – Марселя Пруста. В его романе «В поисках утраченного времени» одной из героинь была герцогиня Саганская… А на формирование философии всей ее жизни огромное влияние оказал Жан-Поль Сартр, с которым она нежно и трепетно дружила.

Однако надо честно признать, что вся история жизни Франсуазы Саган, больше похожая на сюжет одной из ее книг, могла бы сложиться совсем по-другому, если бы ее рукопись (которую, кстати, она лично принесла в одно из парижских издательств) не попала в руки к некоему господину Жюйяру, который обладал чутьем не только на литературные таланты, но и на возможные денежные сборы. Грандиозный скандал вокруг повести юной парижанки, на который он вполне осознанно пошел, оказался прекрасной PR-кампанией (как сказали ли бы мы сегодня).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А сама Франсуаза тем временем по примеру своих героинь продолжала наслаждаться жизнью. Она как-то вспоминала о том, что пришла за советом к отцу-промышленнику: мол, что он посоветует сделать с ее первыми миллионами? И тот спокойно ответил: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя – большая беда». Уж кто-кто, а он прекрасно знал свою дочь. Деньги (вернее, абсолютное неумение ими правильно распорядиться) еще не раз приводили ее в беду.

Источники


  1. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.

  2. Ильин, Валерий Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе / Валерий Ильин. — М.: Этерна, 2011. — 336 c.

  3. Желдак, И. М. Искусство быть семьей. Практическое руководство / И.М. Желдак. — М.: МП `Лерокс`, 1998. — 160 c.
  4. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. — М.: ЮРИСТЪ, 2016. — 631 c.
  5. Старшенбаум, Г. В. Как стать семейным психологом / Г.В. Старшенбаум. — М.: Психотерапия, 2013. — 480 c.
Франсуаза саган грусть
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here