Гипотезы о потребностях аудитории функция

Самое важное по теме: "гипотезы о потребностях аудитории функция" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Рыночный механизм и государство. Ведущие функции государства в современной экономике

Рыночный механизм (РМ)

– это динамическое взаимодействие спроса и предложения, при котором достигается рыночное равновесие.

При спросе D1 и предложении S1 равновесная цена устанавливается в т.Т, которой соответствует цена P1 и количество Q1.

Если государство за счет повышения заработной платы отдельным категориям лиц повысит спрос, то кривая спроса сместится в положение D2, при этом равновесие переместится в т.В, а цена увеличится с P1 до P3.

Если государство снизит цену до P4 при неизменном предложении, то в экономике образуется дефицит товаров в размере Q.

Если промышленность отреагирует на повышенный спрос расширением производства и увеличением предложения до S2 , то новая точка равновесия установится в т.C, которой соответствует больший объём производства Q2, и снизившаяся цена P2.

Государству необходимо взвешенно подходить к вопросам регулирования рынка и ценообразования, поскольку не всем предприятиям под силу возместить издержки в условиях низких цен, и они могут разориться, что приведет к дефициту товаров и резкому рост цен.

Существует множество задач неподвластных рыночному механизму, которые необходимо решать государству. Поэтому ведущими функциями государства являются:

1. обеспечение социальной стабильности в масштабе всего общества за счет:

— а) установления дифференцированной налоговой политики;

— б) выплаты дотаций инвалидам;

— в) регулирования рынка рабочей силы, переквалификации работников;

— г) установления реальной минимальной оплаты труда.

2. обеспечение эффективности хозяйственной деятельности в масштабе всей национальной экономики за счет:

— а) проведения прогрессивной структурной политики;

— б) обеспечения научно-обоснованной денежной политики;

— в) выравнивания различий в уровнях развития регионов;

— г) антимонопольной и антиинфляционной политики;

— д) осуществления многоплановой внешней политики;

— е) воздействие на валютные курсы, иммиграцию капитала;

3. обеспечение населения общественными товарами (национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, сеть коммуникаций);

4. устранение внешних эффектов, связанных с функционированием вредных производств, загрязняющих окружающую среду.

Государство в современной рыночной экономике должно обеспечивать нормальные условия функционирования рыночного механизма и дополнять его, выполняя ту работу, с которой не справляется рынок.

Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике

1. Сажина М.А, Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – С. 51.

2. Экономическая теория: Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад. В.И.Видяпина, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Л.С.Тарасевича. – М.: ИНФРА – М, 2005. – С.217

3. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева — 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – С.111.

Вопросы:

(21) 1. Гипотеза о рациональном поведении потребителя и её характеристика

(22) 2. Полезность, потребности и потребительские предпочтения.

(23) 3. Бюджетное ограничение и потребительский выбор.

(24) 4. Индивидуальный спрос и его динамика. Эффект замены и эффект дохода.

(25) 5. Рыночный спрос и благосостояние потребителей. Потребительский излишек.

1. Гипотеза о рациональном поведении потребителя и её характеристика

В настоящее время необходимо соизмерять действия людей по удовлетворению своих потребностей и запасы экономических ресурсов, поскольку они ограничены. Поэтому предполагается рациональное поведение потребителя в рыночном хозяйстве, что означает:

[1]

1. необходимо удовлетворять разумные потребности, призванные обеспечить физическое и духовное здоровье личности;

2. рациональное потребление необходимо рассматривать с рациональным производством, поскольку принцип редкостности ресурсов требует усиления процессов оптимизации в этих сферах;

3. рациональное поведение – это высоконравственное поведение, свидетельствующее о приоритете общечеловеческих ценностей над «чисто» рыночными;

4. рационализация потребления невозможна в отрыве от требований экологической безопасности и необходимости активизации разумной деятельности человека по преобразованию окружающей действительности.

Однако в настоящее время хозяйствующий субъект не обладает всей реальной информацией, требуемой для принятия наилучшего решения по удовлетворению человеческих потребностей, при этом, не нарушая экологическое равновесие — равновесие при котором не разрушается биосфера. Поэтому сейчас стоит настоятельная необходимость в рациональном поведении потребителя.

  1. Полезность, потребности и потребительские предпочтения

В любом обществе люди не могут жить, не удовлетворяя своих потребностей.

[3]

Потребности

– это нужда в конкретных благах, необходимых для поддержания жизни и развития личности. Потребление доставляет людям удовлетворение или приносит пользу. Личность, распределяя свои ограниченные ресурсы на покупку товаров и услуг, ожидает получить определенную полезность от их последующего потребления.

Полезность

– это удовлетворение, получаемое субъектом от потребления экономических благ. Полезность служит основой для сопоставления личностью различных экономических благ по удовлетворению потребностей.

Максимизация полезности является ведущим мотивом поведения людей, стремящихся рационализировать свое потребление. Личность, распределяя свои средства на покупку товаров, максимально удовлетворяет потребности. При этом учитывается вкус и предпочтения при заданных ценах на блага и уровень дохода.

Поэтому потребности влияют на индивидуальный спрос косвенно через субъективные оценки полезности. Связь между потребностью и спросом не может быть прямой, поскольку при равных уровнях дохода субъекты могут видеть разную полезность в товарах. Здесь большую роль играет предпочтение.

Предпочтение

– это выбор между возможными вариантами полезности.

Динамика оценки полезности зависит от двух факторов:

1. от интенсивности потребления субъекта: чем она выше, тем большую сумму денег он готов заплатить за неё;

2. от объёма запасов благ, предназначенных для потребления.

Если потребность постоянна, то при увеличении запаса определенного блага, оценка полезности его снижается, а при уменьшении возрастает. Данная устойчивая зависимость представляет собой закон убывающей предельной полезности – первый закон Г.Госсена (1810 – 1858 – немецкий экономист) — величина полезности при потреблении каждой дополнительной единицы товара уменьшается, пока не достигает нуля в точке полного насыщения.

Субъективные оценки полезности личностью блага и изменения этих оценок лежат в основе потребительского спроса. Полезность и спрос соотносятся как сущность и явления, причина и следствие. Кривая потребительского спроса своим происхождением обязана кривой предельной полезности и закону убывающей предельной полезности.

  1. Бюджетное ограничение и потребительский выбор

Рациональное поведение потребителя стремящегося к равновесию рассматривается в три этапа.

1. На первом этапе изучаются потребительские предпочтения, с помощью кардиналистской функции полезности первого порядка — U = U(а1 + а2 +… + аn), где суммарная полезность U выражается через полезности потребляемых благ в объёмах а1, а2, … аn..

Однако потребитель оценивает для себя полезность наборов потребительских благ из разных сочетаний A, B, H, D, … N, которые доставляют потребителю равную полезность, то есть полезность выражается через кардиналистскую функцию полезности второго порядка — U = U(A, B, H, D, … N), что отражается с помощью кривой безразличия (гипербола).

С помощью этой функции выраженной через кривую безразличия видно, что ради потребления новой единицы пищи потребитель жертвует всё меньшим количеством потребления единиц одежды. Поэтому предельная норма замещения одежды пищей выражается равенством: MRS = -∆С : ∆F.

Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину психологические приемы по переписке

В т.D полезность пищи возрастает и увеличивается её потребление, а полезность одежды уменьшается и сокращается её потребление, что отражается равенством: MRS = MUF : MUС

MU– предельная полезность (marginal utility).

MRS –предельная норма замещения(marginal rate of substitution).

2. На втором этапе изучается бюджетное ограничение при приобретении благ (в зависимости от дохода). Линия MN, выраженная через формулу:

Y=C +1,5F, указывает все сочетания наборов благ F и C, при которых общая сумма затрат равна доходу

3.На третьем этапе сводятся воедино потребительские предпочтения и доход, определяется потребительский выбор. Потребитель перемещается по линии MN своего бюджета к точке касания В с кривой безразличия. При этом выход за пределы MN вверх невозможен из-за ограничения дохода, вниз — это потеря благосостояния. В т.В потребитель достигает максимума в удовлетворении своих потребностей, то есть осуществляется рациональный потребительский выбор, при котором достигается равенство отношений предельной полезности товаров на единицу их цен MUF : PF = MUC : PC

Равновесие личности в потреблении достигается тогда, когда предельная полезность одного рубля расходов одинаково для каждого блага. В этом заключается смысл второго закона Г.Госсена.: покупатель меняет структуру потребления до тех пор, пока не достигнет максимально возможного высокого уровня полезности в соответствии с доходом.

Доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний рубль, затраченный на приобретение любого вида продукта, приносит одинаковую предельную (добавочную) полезность.

Дата добавления: 2015-10-26 ; просмотров: 482 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Потребность аудитории в интернете и традиционных СМИ

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия

Раздел: Социология журналистики

Уровень проникновения интернета в России продолжает расти. На основании этого факта иногда делается вывод об изменении аудиторных предпочтений в пользу интернет-платформы. В рамках постановочного пилотного исследования мы попытались посмотреть на проблему аудиторного внимания к различным типам медиа в населенных пунктах с разным количеством жителей и сформировать рабочую гипотезу с целью понимания как текущего состояния, так и прогнозных установок на развитие ситуации.

Обращение аудитории к тому или иному типу СМИ обусловлено ее мотивационными потребностями. Удовлетворение аудиторных потребностей зачастую связано с функциями журналистики и СМИ, о которых подробно писали как российские, так и зарубежные исследователи.

Так, например, Е.П. Прохоров выделяет шесть функций журна­листики: коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую, культурно-образовательную, рекламно-справочную, рекреативную [Прохоров, 2009].

С.Г. Корконосенко, предлагая разделять понятие «социально­ролевая характеристика журналистики», под которой он понимает «выполнение ряда социальных обязанностей в соответствии с об­щественными запросами и ожиданиями», и понятие «функция журналистики», выделяет четыре социальных роли журналистики: производственно-экономическую, информационно-коммуникатив­ную, регулирующую, духовно-идеологическую [Корконосенко, 2009]. С.Г. Корконосенко предлагает также субъектный подход к вычле­нению системы функций журналистики, то есть попытку класси­фицировать функции на основе потребностей субъектов.

Л.H. Федотова, И.Д. Фомичёва и некоторые другие авторы предпочитают говорить не о функциях журналистики, а о функциях средств массовой информации (коммуникации). Л.H. Федотова выделяет такие функции СМИ, как информирование, воспита­ние, организация поведения, снятие напряжения, коммуникация [Федотова, 1993]. И.Д. Фомичёва к функциям СМИ относит коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую и социально-организаторскую [Фомичева, 1993].

Г. Пёршке исходит из понимания функции журналистики как влияния, оказываемого журналистикой на общество. Он предлага­ет в этом контексте понимания три основные группы функций: идеологические, заключающиеся в совокупности действий, «на­правленных на интеграцию людей в идеологические, прежде всего, политические отношения»; культурные, связанные с участием жур­налистики «в развитии самого человека, в проявлении его лично­сти»; социальные, обусловленные участием журналистики «в форми­ровании человеческой индивидуальности в рамках образа жизни известных социально-исторических общностей» [Пёршке, 1993, с. 83].

Г. Лассуэлл полагал, что СМИ выполняют три основные соци­альные функции: обозрение окружающего мира, корреляция с со­циальными структурами общества и трансляция культурного на­следия. Благодаря функции обозрения СМИ позволяют обществу следить за изменениями, которые происходят вокруг, и выявлять как угрозы, так и благоприятные возможности. Функция корреля­ции объединяет людей из различных частей общества, позволяет вместе реагировать на общественные угрозы в процессе объясне­ния и интерпретации событий. Трансляция позволяет передавать культурное и социальное наследие от одного поколения к другому, что делает СМИ агентом социализации [Lasswell, 1948].

Американский социолог и публицист Чарльз Райт Миллс также рассматривал функцию развлечения, которая предоставляет людям возможность расслабления и удовольствия, тем самым облегчая для них «трудности» жизни и содействуя поддержанию обществен­ного порядка [Wright, 1960]. Функция развлечения СМИ зачастую рассматривается современными исследователями в контексте ин­дустрии свободного времени. Так, E.JI. Вартанова подчеркивает, что «процесс интеграции СМИ в индустрию свободного времени стал важной экономической и одновременно социально-полити­ческой тенденцией как в индустриальном, так и в постиндустри­альном обществе» [Вартанова, 2013, с. 151].

Обзор представлений российских и зарубежных исследовате­лей, связанный с функциями журналистики и СМИ и потребно­стями аудитории, важен для того, чтобы четко определиться с главным вопросом: для чего человек обращается к массмедиа? На наш взгляд, первичными и основными потребностями являют­ся: 1) желание получить информацию; 2) желание узнать что-то новое, которое будет способствовать развитию и самообразова­нию; 3) желание развлечься. Именно эти три базовые потребности аудитории являются основополагающими, именно они влияют на функциональность контента СМИ и выстраивают в процессе по­лучения и переработки информации дополнительные стимулы — например, сравнения, интеграции, социальной адаптации, спра­вочного подтверждения, идеологизации и т.д.

В рамках исследования мы намеренно ориентировались на ба­зовые мотивации аудитории при обращении к медиа, которые были заложены в основу вопросов, задаваемых респондентам.

Задачи и методы исследования

Уровень проникновения интернета в России продолжает расти. Однако этот рост происходит далеко не равномерно. Так, по дан­ным Фонда «Общественное мнение», летом 2013 г. в Москве 71,9% жителей являлись интернет-пользователями. В городах-миллион- никах эта цифра уже была значительно ниже — 64,7%; в городах с численностью менее 100 тыс. человек — 55,9%; в селах — 43,6% (см. рис. 1).

При этом в малых российских городах и сельской местности проживает 44% от общего количества пользователей интернета (см. рис. 2).

В рамках постановочного пилотного исследования мы рассмат­ривали, как в различных населенных пунктах с разным уровнем проникновения интернета выбирают медиаплатформы, которые могут удовлетворить базовые потребности аудитории. Целью дан­ного исследования было выявление зависимости между уровнем проникновения интернета и вниманием аудитории к традицион­ным медиа. На основании этой зависимости мы намерены сфор­мировать рабочую гипотезу и этапы дальнейшего исследования, которое позволило бы в дальнейшем сформулировать основные тренды аудиторного потребления информации в населенных пунк­тах с разным уровнем проникновения интернета.

Полевые работы по пилотному исследованию проводилось в ноябре—декабре 2013 г. Было опрошено 40 человек в возрасте от 25 до 44 лет, мужчины и женщины в равной пропорции. Возраст­ной интервал был выбран с учетом того, что основной профиль интернет-пользователей, по данным TNS Россия (M’Index 2013/2 полугодие — Россия), младше 45 лет. Из возрастного интервала была также исключена группа наиболее активных молодых поль­зователей — 16—24 года. Среди опрошенных 10 человек прожива­ют в Москве; 10 человек — в г. Екатеринбург (1396 тыс. чел.), 10 человек — в г. Котельнич Кировской области (25,9 тыс. чел.); 10 чел. — в пос. Тужа Кировской области (4,4 тыс. чел.). Таким обра­зом, в выборку исследуемых населенных пунктов попала Москва — город с самым высоким проникновением интернета; Екатерин­бург — один из городов-миллионников, которые по статистике интернет-проникновения идут вслед за Москвой и Санкт- Петербургом; и два малых населенных пункта — г. Котельнич, в котором проживает менее 100 тыс. человек, и пос. Тужа, который относится к сельским поселениям с числом жителей менее 10 тыс. человек. Все опрошенные респонденты умеют пользоваться ин­тернетом и выходят в сеть не реже 1 раза в месяц.

Читайте так же:  Языковая личность теория

Метод исследования — личное экспресс-интервью с дополни­тельной корреляцией по системе шкалирования. В силу малой вы­борки мы не ставили задачу получить адекватные результаты мето­дом количественного анализа. Основной упор делался на качественные методы, среди которых наиболее приемлемым пред­ставляется метод шкалирования. Всем респондентам задавались вопросы, связанные с базовыми функциями СМИ: 1) Какие медиа вы используете для получения новостей? 2) Какие медиа вы ис­пользуете для отдыха и развлечения? 3) Какие медиа вы использу­ете для самообразования или саморазвития? Респонденты могли выбрать несколько медиаплатформ: ТВ, радио, газеты, журналы и интернет и оценить каждый свой выбор максимум в пять баллов.

Все результаты обрабатывались вручную — учитывался уточ­ненный ответ с использованием пятибалльной шкалы. Каждое ме­диа, таким образом, могло набрать максимальную сумму 50 баллов от 10 респондентов по каждому населенному пункту, что позволя­ло в дальнейшем видеть аудиторные предпочтения по каждому типу медиа.

Как видно из данной табл. 1, для получения новостей только в Москве интернет имеет приоритетное положение по сравнению с традиционными СМИ. В городе-миллионнике Екатеринбурге большинство опрошенных рассматривают как основной канал те­левидение, хотя интернет здесь находится на второй позиции и с очень небольшим разрывом. И в Москве, и в Екатеринбурге га­зеты рассматриваются как источники получения новостей, но сильно отстают от двух лидирующих каналов — интернета и телевидения. Зато в малых населенных пунктах — Котельниче и Туже — интер­нет по степени предпочтений аудитории при получении новостей занимает лишь третье место. На первом устойчиво находится теле­видение, на втором — газеты.

Как показывает наше исследование, для отдыха и развлечения москвичи опять-таки предпочитают интернет, в Екатеринбурге и в малых поселениях — телевидение. Хотя количество респондентов в малых городах, которые отмечают интернет как платформу для отдыха и развлечений, сравнительно невелико, выше количество тех, кто предпочитает для этой цели использование журналов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В ответе на вопрос об использовании медиа для самообразова­ния или саморазвития и в Москве, и в Екатеринбурге уверенно лидирует интернет. Зато в малых городах на первое место выходят журналы, но при этом достаточно высокими остаются и позиции телевидения. Примечательно, что в малых городах в ответе на этот вопрос сравнимы позиции газет и интернета.

В Москве интернет уверенно лидировал в ответах на все три во­проса.

В Екатеринбурге интернет занял первое место только в ответе на третий вопрос о самообразовании и саморазвитии; для получе­ния новостей, отдыха и развлечений самым приоритетным комму­никационным каналом остается телевидение, хотя процент тех, кто отдает предпочтение интернету, в городе-миллионнике также высок. От телевидения и интернета в Екатеринбурге далее по шка­ле со значительным отставанием идут газеты, журналы, радио в ответе про новости; журналы, радио, газеты — в ответе про от­дых и развлечения.

Опрос показал совершенно иные результаты в г. Котельнич и пос. Тужа. Для получения новостей, а также для отдыха и развле­чений жители малых населенных пунктов назвали главным ком­муникационным каналом телевидение. На втором по значениям шкалы месте для получения новостей назывались газеты, а для отдыха и развлечения — журналы. Интернет оказался только на третьем месте в ответах на оба вопроса. Что касается вопроса о са­мообразовании и саморазвитии, то в ответах респондентов на пер­вое место вышли журналы, второе место в Котельниче все же за­нимал интернет, далее следовали телевидение, газеты и радио, а в Туже — второе место занимало телевидение, далее следовали ин­тернет, газеты и радио.

Данное исследование позволяет сформировать рабочую гипо­тезу: чем выше уровень проникновения интернета, тем меньше внимание оказывает аудитория традиционным СМИ для получе­нии новостей, отдыха и развлечения, самообразования и самораз­вития.

Но, на наш взгляд, сформированная гипотеза нуждается в кор­ректировке и уточнении. Поэтому в ближайшее время планируется второй этап исследования с использованием методики глубинных интервью в тех же населенных пунктах с целью уточнения адек­ватности понимания аудиторией функциональной медиаотдачи; количества затрачиваемого времени на традиционные СМИ и ин­тернет в течение недели; особенностей доступа к медиаплатфор­мам; тематики потребляемой информации; выбора конкретных медиаресурсов. Уточнения и корректировки позволят не только обозначить современное состояние аудиторных предпочтений в населенных пунктах с разным уровнем проникновения интернета, но и, надеемся, даст более детальный материал для определения основных параметров потребления контента на различных медиа­платформах.

Вартанова Е.Л. СМИ и журналистика в пространстве постиндустри­ального общества // Философия и социальная теория: Сб. научных тру­дов. М.: Центр стратегической конъюнктуры, 2013.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Пёршке Г. Журналистика как отрасль духовного производства // Ос­новные понятия теории журналистики. М., 1993.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: теория и прак­тика. М., 1993.

Фомичёва И.Д. Журналистика и общественное мнение // Основные понятия теории журналистики. М., 1993.

Lasswell Н. The structure and function of communication in society // The Process and Effects of Mass Communication. Urbana: University of Illinois Press, 1948.

McQuailD. Mass Communication Theory. London: Sage, 2000.

Wright C. Mass Communication: A Sociological Perspective. New York: Random House, 1960.

Виды потребностей Аудитории в информации

Практически все социальные субъекты, претендующие на внимание населения к своей деятельности, сталкиваются с объективным противоречием — зависимостью решения их проблем от включенности таковых в спектр проблем общества.

Исторически это противоречие было снято самим тем фактом, что СМК является бизнесом, продукт которого эквивалентен не только деньгам, но и требует времени для его потребления. Соответственно, Аудитория, ее интересы и потребности должны определять в значительной мере деятельность СМК. По сути, такое положение вещей обеспечивается свободой слова в демократическом государственном устройстве.

Особое место Аудитории в числе факторов этой деятельности понятно. В свое время, когда создавалась теория информации, философы обсуждали в числе прочих и такой вопрос: будут ли считаться информацией звуки, сотрясающие эфир на необитаемом острове, куда волной выбросило работающий транзистор. Многие отвечали отрицательно: не было у этого транзистора иной Аудитории, кроме островных попугаев.

Читайте так же:  Счастливая жизнь без навязчивых мыслей

Место Аудитории в коммуникативном процессе позволяет ответить на кардинальные вопросы, связанные с анализом этого явления: что значат СМК для людей, как они используются людьми, чего люди ожидают от СМК и какие случаи дисбаланса этих ожиданий и реальной деятельности СМК особенно серьезны и вызывают озабоченность всего общества.

Что «подключает» Аудиторию к СМК? Прежде всего, следует иметь в виду чисто человеческую потребность в информировании. Обеспечение жизнеспособности человека не в последнюю очередь зависит

Глава 8 СМК и интересы Аудитории, личности и общества в целом______177

от осознания принадлежности к социальному целому, осознания того, что твои ценности поддерживаются социальным окружением. Именно эту важную функцию обеспечивает в жизни индивида система СМК.

Престиж знания и информированности — также важный фактор нашего обращения к СМК. Генетически он восходит еще к тем видам человеческих структур, когда во главе родоплеменных социальных образований стоял наиболее мудрый, аккумулирующий опыт поколений вождь, обладатель знаний, технологий труда или охоты, которые обеспечивали жизнеспособность человеческой общины. Представление об информации как о социальной ценности уходит, таким образом, своими корнями в глубь веков, поддерживается всей человеческой культурой.

Следующий постулат, информация как социальная ценность, поддерживается всеми формами общественного сознания, порожденными современной цивилизацией. На протяжении веков культивировалась вера в слово, чему в немалой степени способствовало то, что образование, как таковое, осуществлялось при религиозных центрах, монастырях, в приходских школах. Вспомним библейское: «В начале было слово».

Фактор интереса к той или иной проблематике также становится двигателем нашего выбора. Подчеркнем не только многозначность самого слова, но и комплексность явления, которое оно выражает. Значение русского слова интерес словарь Ожегова объясняет как: а) внимание, возбужденное чем-нибудь значительным, привлекательным; б) занимательность, значительность; в) нужды, потребности; г) выгода. Англо-русский словарь обогащает число понятий, закрепленных за этим словом, реалиями другого общества (заинтересованность; выгода, преимущество, польза; доля, участие в прибылях; увлечение; важность, влияние; проценты на капитал).

Таким образом, спектр значений этого слова формируется не только нашим положением в профессиональной структуре, но и многочисленными социальными ролями, которыми «обрастает» человек в современном мире. В этой связи вспоминается высказывание американского политика Л. Джонсона о наборе его социальных ролей: «Я либерал, консерватор, техасец, плательщик налогов, владелец ранчо, бизнесмен, потребитель, отец, избиратель, сенатор, человек не столь молодой, каким был раньше, и не такой старый, каким я буду».

Многообразие социальных ролей современного человека делает чрезвычайно многообразными его информационные интересы. Именно поэтому отношения современного человека с СМК многофактор-

178 Часть II Деятельность СМК как реализация интересов социальных субъектов

ны — они зависят от социальных ролей индивида. Даже потребляя информационную телевизионную передачу, исключительно «новост-ную», мы реализуем свои разнообразные интересы. Помимо решения проблемы информированности, мы обеспечиваем себе возможность выполнения своей социальной роли в микросоциуме (к примеру, чтобы было о чем поговорить с соседями), с помощью дополнительной информированности поддерживаем свой социальный статус. Вот почему специалисты, изучающие сферу взаимодействия индивида с газетами, радио и телевидением, говорят о «средствах массовой коммуникации», справедливо полагая, что название «средства массовой информации» не вполне отражает суть дела.

Именно этот многоцелевой характер обращения людей к СМК приводит к тому, что разные социально-демографические характеристики индивидов являются определяющими, существенными для контактов человека с прессой. Социологам известно: чем определеннее функция, в которой выступает тот или иной журналистский материал, тем определеннее зависимость между его потреблением и социально-демографической характеристикой индивида. И наоборот — чем более многофункционален материал, к которому обращается Аудитория, тем более сложные характеристики личности регулируют сам факт такого обращения: уровень образования, род занятий и, не в последнюю очередь, информационное пространство личности, сформированное опытом ее общения с разными источниками информации.

Аудитория потребляет то, что ей интересно. С той информацией, которая непонятна, не нравится, не сходится с убеждениями, представлениями, привычками, индивид поступает сообразно: или не потребляет ее совсем, или воспринимает частично, а иногда и трансформирует заложенную в ней идею определенным образом. Последнее свидетельствует, сколь велика при контактах с содержанием СМК роль таких субъективных факторов, как симпатии, убеждения, представления, привычки индивида, его ценностные идеалы.

Сама природа взаимоотношений Аудитории с дискретной информацией СМК носит вероятностный характер (об этом много писал Б. Грушин). Аудитория рассчитывает, что найдет в СМК нужные ей материалы, ее обращение к ним привычно, ритуализовано. Это, собственно, и делает возможным постоянное отслеживание поведения Аудитории индустрией медиа-измерений.

Но и коммуникатор оставляет за собой право предоставлять Аудитории информацию с определенной избыточностью, рассчитывая перекрыть узкие информационные потребности отдельных групп, реали-

Глава 8 СМК и интересы Аудитории, личности и общества в целом________179

зсдаать интерес личности к информации в рамках набора социальных ролей, предусмотреть известную свободу обращения Аудитории к массовым источникам. Возникающее при этом у Аудитории ощущение «права на выбор информации» поддерживает ту самую добровольность этих взаимоотношений, которая является основой потребления информации в массовом обществе — как, впрочем, и любого другого товара.

Это происходит еще и потому, что в рамках указанных отношений с информацией СМК отдельных индивидов, групп и всего общества реализуются как долгосрочные потребности их в информации (прогноз развития социума, диагноз его состояния, индивидуальный опыт отдельной личности), так и сиюминутные потребности (в информировании, образовании, коммуникации, снятии напряжения)

Общество всегда будет отслеживать степень гармонизации этих взаимоотношений, конституируя право на информацию как признак демократических свобод, рассматривая эти взаимоотношения как ва-риабельные, существующие в рамках общественной дискуссии о путях его стратегического и тактического развития.

СМИ и информационные потребности аудитории

Читайте также:

  1. I. ПОТРЕБНОСТИ
  2. Автоматизированные информационные
  3. Автоматизированные информационные системы управления персоналом
  4. Анализ, определение потребности и расчеты количества заказываемых материалов
  5. Банковская ликвидность: сущность, структура, методы оценки потребности.
  6. В аудитории.
  7. В любом гражданском правоотношении объект представлен поведением его участников, направленным на какие-либо блага, способные удовлетворять потребности человека.
  8. Виды потребности в запасе
  9. Гражданско-правовые формы удовлетворения жилищной потребности
  10. Гражданско-правовые формы удовлетворения жилищной потребности
  11. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности
  12. Измерение аудитории.

Эффективность деятельности СМИ может быть изучена и оценена только в сопоставлении с целями, которые ставит общество перед этими средствами4.

Осуществление этой задачи неразрывно связано с более точным учетом

потребностей людей, их возросших социальных, духовных и политических запросов. Внимание социологов к этому аспекту эффективности в последнее время заметно возросло. Удовлетворение информационных потребностей аудитории необходимо включать в число целей коммуникатора как цель-средство для достижения других, управленческих задач массового воздействия.

Исследование информационных потребностей исходит из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные.

Выявление степени их удовлетворения – первоочередная задача. Информационные потребности следует рассматривать как потребности в сообщениях определенного содержания и формы, которые нужны людям для

Читайте так же:  Вопросы этапов коучинга

ориентации в окружающей действительности, уточнения сложившейся у них картины мира, для выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций, для достижения внутреннего равновесия и согласованности с социальной средой.

Без удовлетворения этих потребностей невозможна целенаправленная разумная деятельность человека. Поэтому степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связаны с социальной активностью человека. Как показывают данные социологических исследований, наиболее интенсивно развиты и осознаны информационные потребности у групп аудитории с высшей степенью социальной активности: членов выборных органов, общественных организаций, внештатных авторов СМИ и т.п. Это еще раз подтверждает важность включения в число критериев эффективности СМИ их роль в удовлетворении информационных потребностей населения. При этом необходимо различать понятия информационные потребности и тематические интересы аудитории. Потребности в информации социальны по своей природе и обусловлены в первую очередь содержанием, структурой повседневной деятельности индивида, в том числе объективными характеристиками его профессиональной и общественной деятельности.

Тематические же интересы являются субъективным отражением и выражением информационных потребностей. Они зависят от содержания предлагаемой информации и от ситуативных социально-психологических факторов (таких, как популярность, злободневность, престижность определенных тем, лиц, явлений и др.). Далеко не все информационные потребности осознаны самим субъектом и выражены в его тематических интересах и коммуникационном поведении; часть из них остается неосознанной и потому нереализованной из-за отсутствия необходимых сведений, недостаточности источников информации, неразвитости коммуникативных навыков и т.д. Некоторые сведения об информационных потребностях аудитории можно получить путем опроса. Опрос дает только картину тематических интересов аудитории. Её необходимо дополнить анализом характера ролевой деятельности представителей различных групп населения в труде, сфере общественной и духовной жизни, быту и семье.

Природа и содержание информационных потребностей глубоко связаны со всей жизнедеятельностью человека. Поэтому их анализ должен исходить не только из сферы общения (как при тематических интересах). Необходимо принимать во внимание целостную систему деятельности, в которую включена личность. Как и любые другие потребности, информационные являются побудителем активности людей. Если они не удовлетворяются сообщениями, переданными СМИ, то аудитория, либо ищет нужную информацию в других каналах, либо подавляет потребность в такого рода информации, а, следовательно, и свою активность в этой сфере. Поэтому важно знать, каким образом удовлетворение или неудовлетворение определенных информационных потребностей может повлиять на характер и эффективность повседневной деятельности людей, на их активность в различных сферах общественной жизни. Ведь воздействие радио, печати и телевидения на общественное сознание измеряется не числом (или даже качеством) «заботливо обрамленных» картинок, а способностью этих средств побудить личность, социальную группу включиться в деятельность общества на различных уровнях – от непосредственного, ближайшего окружения до общественных движений мирового масштаба.

Всеобщей тенденцией, которая сопутствует распространению урбанизированного образа жизни и внедрению всеобщего среднего образования в нашей стране, является увеличение разнообразия информационных потребностей, и обращение все большей части населения к различным СМИ. С одной стороны, это создает предпосылки для возрастания эффективности системы массовых коммуникаций, а с другой, повышаются требования к содержанию и оперативности передаваемых сообщений.

Рассмотрение проблемы эффективности СМИ с точки зрения удовлетворения и развития информационных потребностей аудитории дает возможность более точно определить роль каждого конкретного канала массовой информации в едином информационном пространстве, выявить резервы и недостатки, которые мешают слаженной и эффективной деятельности всей информационной системы.

Массовая коммуникация оказывает формирующее и закрепляющее воздействие на социальные стереотипы (схематичные и упрощенные представления о социальных объектах, широко распространенные в обществе).5 Стереотипы могут касаться других национальностей, классов, групп и т. п. Восприятие чужой группы через стереотип имеет две стороны: позитивную (стереотип дает относительно быстрое знание, позволяет отнести группу к более широкому классу явлений) и негативную (наполнение стереотипа негативными характеристиками приводит к формированию межгрупповой враждебности). Существование стереотипов также может влиять на формирование общественного мнения.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 317 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Потребности целевой аудитории: как провести качественное исследование?

При создании сайтов мы предлагаем ориентироваться на результаты качественного исследования, а не на интуицию проектировщика. В этой статье мы поговорим о том, как проводить качественные исследования, чтобы увеличить конверсию сайта.

Модель роста

На рынке есть целый ряд моделей, которые помогают увеличить конверсию сайта (LIFT Model, 7E Conversion Audit, BJ Fogg Behavior Model). Мы тоже используем эти модели в своей работе, а одну из самых известных (L.I.F.T.) перевели и интерпретировали на свой лад.

В основе этой модели лежит предложение ценности, ваше уникальное торговое предложение, которое, подобно подводной лодке, всплывает на поверхность из океана конкурентов. Есть ряд факторов, которые влияют на восприятие предложения клиентами. Некоторые из них помогают компании выделиться на фоне конкурентов и повысить конверсию, а некоторые, наоборот, мешают. Согласно этой модели, способствует высокой конверсии:

1) Релевантность, то есть соответствие страницы ожиданиям пользователя. Это когда клиент заходит на сайт и сразу понимает: он попал, куда хотел, и найдет здесь то, что ему нужно.

2) Ясность, то есть способность говорить с пользователем на понятном ему языке. Термины и жаргонизмы усложняют понимание сути предложения и затрудняют конвертацию.

1) Расфокусировка – тянет лодку на дно и мешает восприятию ценности. Каждая страница сайта должна быть спроектирована под конкретный запрос пользователя. Например, если мы продаем системы видеонаблюдения, то нам не надо на странице о преимуществах рассказывать о последних новостях компании. Все, что нам надо – это показать преимущества и получить заполненную заявку. Все остальное – это элементы расфокусировки.

2) Сопротивление – это все, что удерживает пользователей от совершения конверсии. Сопротивление возникает всегда, когда вопрос касается денег. Полностью избежать сопротивления невозможно, но снизить его до минимума – вполне реально. Так, например, призыв «Купить» на сайте автодилера вызовет максимальный уровень сопротивления. А сопротивление к призыву «Записать на тест-драйв» будет на порядок меньше.

3) Сомнение. Пользователя интересуют условия покупки, он не купит у вас, пока не прояснит важные моменты: даете ли вы гарантии на покупку? есть ли предоплата? когда будет доставка? Если пользователь не получает ответы на странице, он не конвертируется.

Основные принципы анкетирования

Определимся с тем, что мы хотим узнать, прежде чем формировать предложение:

[2]

  • Кто наши покупатели, из какой отрасли, и какую должность занимают;
  • В чем их проблема и как они хотят ее решить;
  • В чем их страх, сомнения, неуверенность;
  • Какими критериями они руководствуются при выборе;
  • Какой информации им не хватает, чтобы принять решение о покупке.

Самый эффективный метод сбора фидбека – это анкетирование, которое удобнее проводить с помощь инструментов email-маркетинга. Для начала необходимо собрать адреса людей, которые купили у нас товар или воспользовались услугами компании не более 30 дней назад.

Читайте так же:  Оказание первой помощи в случаях обморока

При анкетировании рекомендуем следовать следующим принципам:

— Не указывать более 10 вопросов. Достаточно семи-десяти вопросов, чтобы не утомлять людей.
— Начинать с легких вопросов, которые помогут вовлечь респондентов в анкетирование.
— Задавать открытые вопросы, чтобы получать развернутые ответы.
— Задавать вопросы о прошлом опыте, а не о будущем. Например, вопрос «сколько раз вы планируете ходить в фитнес-центр» не — будет полезен, так как все люди собираются ходить три раза в неделю, а ходят один раз или два или вообще не ходят.
— Как можно проще составить письмо с предложением заполнить анкету.
— Поставить дедлайн, например, три дня на заполнение анкеты, так как люди склонны откладывать на «потом» несрочные и неважные дела.

Качественный анализ отличается от количественного тем, что нам не нужно получить статистические данные. Поэтому для объективности достаточно получить 100-200 заполненных анкет. Менее 100 анкет могут создать неправильное представление, а собирать более 200 бесполезно, потому что ответы начинают повторяться.

Если вы проводите электронное анкетирование, это можно сделать с помощью сервисов:

— Google forms – бесплатный, хотя некоторые считают его довольно неприглядным. Тем не менее, мы считаем, что этого сервиса достаточно, чтобы собрать данные.
— Typeform – платная версия с большими возможностями и удобным интерфейсом.
— SurveyGizmo – просто популярный сервис.

Важно понимать, что клиент скорей всего не захочет тратить время на заполнение анкеты, даже если очень любит ваш бренд. Поэтому нужно мотивировать его, подарив какой-нибудь бонус, например, подарочный сертификат Ozonили «Эльдорадо» номиналом 500 рублей. Сначала может показаться, что это неоправданно большие траты, но на самом деле, если у вас есть не самый маленький бизнес и бюджет, то затраты того стоят. Полученные данные действительно позволят вам выделить предложение на конкурентном рынке.

Сервисы, которые помогают сделать страницу лучше

По статистике 50% пользователей уходят с сайта без покупки, потому что им не хватает информации. На благо конверсии служат онлайн-консультанты и сервисы наподобие Qualoroo.com и Hotjar.com. Такой сервис можно поместить на любую страницу, которая должна конвертировать пользователя, например, на страницу «Оставить заявку». Сервис выглядит как небольшое окошко, которое спрашивает «Что вам мешает сейчас положить товар в корзину?». Такой вопрос помогает выяснить, в чем причина сопротивления пользователя покупке. В среднем отвечает 1-2% пользователей, но и это небольшое количество позволяет получить важный инсайт.

Если много людей спрашивают о цене или указывают, что совершить покупку им мешает высокая цена, это может означать две вещи: у страницы есть проблема с донесением ценности товара до покупателя или вы приводите не очень целевой трафик на сайт.

Кейс «Качественное исследование для создания продающей страницы систем видеонаблюдения»

Для начала мы опросили клиентов компании, которые уже совершили покупку системы видеонаблюдения. Часть респондентов ответили на вопросы сразу же после покупки в офисе компании, часть получили анкеты по электронной почте. Мы собрали 150 анкет.

Каждый вопрос имел целью получить информацию, которую можно будет использовать при формировании уникального торгового предложения для создания продающей страницы. Например:

«Для чего вам необходима система видеонаблюдения?». Цель: понять, как сами клиенты описывают проблему, которую решает наш продукт.
«Какие сомнения и опасения преследовали вас во время покупки?». Цель: определить возражения потенциальных клиентов.
«Почему вы заказали установку системы видеонаблюдения именно у нас?». Цель: определить, что хорошо работает на убеждение клиентов на текущем сайте.

После того, как мы собрали все данные из разных источников, примерно три дня ушло на их анализ. Для этого необходимо было организовать информацию в некоторую систему и выделить общие моменты.

Из полученных данных формируем облако тэгов, которое дает нам простор для действий. Видим, что людей интересуют цена, готовые решения, качество изображения. Понимаем, на что нам нужно обращать особое внимание, и какие возражения отрабатывать. «Облако тэгов» невозможно использовать для формирования выводов без таблицы с ответами. Тем не менее, такой формат предоставления информации удобен для определения основных трендов в ответах покупателей.

И вот на этом этапе мы можем приступить к формированию уникального торгового предложения. Учитывая, что люди не очень хотят вникать в особенности устройства систем видеонаблюдения и ориентируются на цену, мы обыгрываем стоимость услуги: «Сэкономьте до 35% на установке системы видеонаблюдения за счет наших эксклюзивных скидок у ведущих производителей оборудования».

Обращаясь к потребностям покупателей, видим, что многие говорят о кражах и воровстве. Обыгрываем на нашей продающей странице эти моменты: рассказываем про потери от кражи.

Также работаем с остальными потребностями из облака:

— Говорим о том, что установим систему за два дня;
— Говорим о том, что есть готовые решения в наличии;
— Говорим, что работаем без предоплаты;
— Говорим про хорошее качество записи.

Респонденты упоминали о том, что им было бы удобно смотреть запись с планшета или телефона. Мы используем это знание для стимулирующей акции и дарим планшет при заказе системы видеонаблюдения.

Результат: конверсия выросла в 15 раз за счет точного попадания в потребности целевой аудитории и отстройки от прямых конкурентов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Странно, что в эпоху погони за конверсией такой мощный маркетинговый инструмент как исследование используется не так широко, как этого требует рынок. Жертвуя качеством в пользу срочности и пользуясь шаблонами, компания рискует пополнить интернет еще одним шаблонным одностраничником. Только поставив во главу угла истинные потребности клиента, мы можем создать продающую страницу, которая будет хорошо продавать.

Источники


  1. Гретхен Рубин Проект Счастье. Мечты. План. Новая жизнь / Гретхен Рубин. — М.: Эксмо, 2013. — 512 c.

  2. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.

  3. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.
  4. Вселенская, Валентина Выйди из памяти! Люблю — ненавижу. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Валентина Вселенская , Александр Пинт , Джон Кертис. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 688 c.
  5. Иванова, Ольга Сила баланса. Обретение себя и стабильного брака. Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело (+ CD). Путь Четырех. Часть 1. Создайте баланс стихий в своей жизни (комплект из 3 книг) / Ольга Иванова , Ошо, Дебора Липп. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Гипотезы о потребностях аудитории функция
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here