Голод и агрессия

Самое важное по теме: "голод и агрессия" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Эго, голод и агрессия

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Эго,

голод

и агрессия

Под редакцией Д.Н.Хломова

ИЗДАТЕЛЬСТВО «Смысл» Москва 2000

Московский Гештальт Институт

Perls F. Ego, Hunger and Aggression: A Revision of Freud’s Theory and Method.

N.Y.: Random House, 1969.

Перевод с английского Н.Б.Кедровой, А.Н.Кострикова

Научное редактирование и вступительная статья Д.Н.Хломова

Дизайн серии Ф.С.Сафуанов, Э.А.Марков

Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 358 с.

Впервые переведенная на русский язык главная теоретическая книга Ф.Перлза — выдающегося психолога и психотерапевта, создателя гештальттерапии.

Психологам, психотерапевтам, всем, интересующимся

глубинными механизмами человеческого поведения.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дорогие читатели! Вы держите в руках книгу, с издания которой начинается отсчет великолепного направления психотерапии — гештальттерапии. Этой книгой Фредерик Соломон Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и новым направлением в психотерапии, опирающимся на новые философские и методологические основы. Классический психоанализ создавался в начале века и базировался на классической философии, психологии и методологии. К моменту рождения гештальттерапии великая научная революция начала века была уже завершена, и в гештальттерапии были заменены теоретические «столпы» психоанализа. Вместо ассоциативной психологии XIX века в основу была положена гештальт-психология и теория поля. Место детерминизма занял релятивизм, детерминистской математической логики — диалектическая логика. Вместо мертвой и негибкой классической философии появилась экзистенциальная философия и философские практики Востока. Вместо примитивного и узкого медицинского подхода, возводящего «здоровье» в статус единственной жизненной ценности — современный широкий взгляд, в котором присутствуют и окружающая среда, и ценность жизни человека, такой как она есть, и ценность проживания, осознавания и развития, и многое другое.

Он ждал интереса учителя к себе, учителя, который не был знаком со своим учеником. Именно на этом конгрессе Перлз подошел к Фрейду и сказал ему: «Здравствуйте, учитель, я приехал из Южной Африки, чтобы рассказать о том, как Ваши идеи живут на этом континенте». — «Ну что же, прекрасно. И когда же Вы уезжаете?» — ответил Зигмунд Фрейд. И преуспевающий психоаналитик, доктор Фредерик Соломон Перлз, уехал к себе, унося в сердце обиду, а в багаже — текст доклада, в котором было зерно будущей книги «Эго, голод и агрессия». Больше никогда Перлз и Фрейд не встречались.

Затем началась война, и даже в Южной Африке она достала доктора Перлза. Он был призван в армию и работал в госпитале. Психоаналитическая практика у него сократилась и нашлось время для того, чтобы объединить и обобщить свои наблюдения и размышления. Так появилась эта книга. Первоначальный

Эго, голод и агрессия

Название: Эго, голод и агрессия
Автор: Перлз Фредерик
Оценка: 4.0 из 5 , проголосовало читателей — 1
Жанр: философия
Описание: Фредерик Перлз — выдающийся психотерапевт, основатель гештальттерапии.

С издания его книги ‘Эго, Голод и Агрессия’ начинается отсчет нового

Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальттерапией,

Эго, голод и агрессия

Фредерик Перлз — выдающийся психотерапевт, основатель гештальттерапии.

С издания его книги «Эго, Голод и Агрессия» начинается отсчет нового направления психотерапии.

Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальттерапией, опирающейся на абсолютно другие, новые философские и методологические основы.

Читайте еще:

Глава 8. Идеи и яблокиДанная форма политики, несмотря на ее многочисленные пороки, считается наиболее совершенной и демократичной. Почему нетрудно понять. В условиях первой, наиболее воинственной, формы политикой могут заниматься лишь те, кто способен начинать войны короли, диктаторы и т. д., в условиях второй те.

Если женщина занимается любовью с проникновением с разными мужчинами, то по природному чувству она воспринимается, как непригодная для создания семьи.

9. Методики выявления леностиИспользуется 7-балльная шкала, в которой цифра 1 означает очень высокое трудолюбие, а цифра 7 – очень высокую леность. В отношении каждого оцениваемого высчитывается средний балл из оценок всех экспертов.

III.Образ собственного «я»Ребенок, в котором непрерывно растет обида, обычно не имеет возможности ее выразить, и у него воспитывается чувство, что такая обида — вещь очень нехорошая. Если даже он попытается рассказать об этом кому-либо за пределами его семьи, он также может быть обвинен в неблагодарности, ему.

ЧАСТЬ 3. ОСОБЫЕ СЛУЧАИКстати, многие дети инстинктивно находят такой выход из положения. Замечали, как девочка, на которую ругаются, мнет краешек платья? Она подсознательно делает то, о чем мы только что говорили, — переключает свое восприятие со слухового на тактильное, осязательное. Можно сказать, делает звук.

Психологический практикумПримечание. Подробнее см. Смирнова Е. Э., Сопиков А. П. «Рассуждение о рассуждениях». В кн. «Социальная психология личности». Л., «Знание», 1974, с. 140–149.

Эго, голод и агрессия. Перлз Ф.

Название: Эго, голод и агрессия.

Автор: Перлз Ф.
2000

Дорогие читатели! Вы держите в руках книгу, с издания которой начинается отсчет великолепного направления психотерапии — гештальттерапии. Этой книгой Фредерик Соломон Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и новым направлением в психотерапии, опирающимся на новые философские и методологические основы. Классический психоанализ создавался в начале века и базировался на классической философии, психологии и методологии. К моменту рождения гештальттерапии великая научная революция начала века была уже завершена, и в гештальттерапии были заменены теоретические “столпы” психоанализа. Вместо ассоциативной психологии XIX века в основу была положена гештальт-психология и теория поля. Место детерминизма занял релятивизм, детерминистской математической логики — диалектическая логика. Вместо мертвой и негибкой классической философии появилась экзистенциальная философия и философские практики Востока. Вместо примитивного и узкого медицинского подхода, возводящего “здоровье” в статус единственной жизненной ценности — современный широкий взгляд, в котором присутствуют и окружающая среда, и ценность жизни человека, такой как она есть, и ценность проживания, осознавания и развития, и многое другое.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Эго, голод и агрессия. Перлз Ф. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Эго, голод и агрессия — Фредерик Перлз

05.11.15
Автор: Фредерик Перлз

Эго, голод и агрессия — анотация книги

Впервые переведенная на русский язык главная теоретическая книга Ф.Перлза — выдающегося психолога и психотерапевта, создателя гештальттерапии.

Эго, голод и агрессия скачать бесплатно Источник — Эзотерика. Живое Знание

Читайте так же:  Довести до паники

Психологам, психотерапевтам, всем, интересующимся глубинными механизмами человеческого поведения.

Рейтинг: 3.01 (Просмотров: 2082 ) 10 0
Все книги по эзотерике и саморазвитию

Книгу «Эго, голод и агрессия» можно скачать здесь. Это бесплатно.

Голод и агрессия

Фредерик Саломон Перлз (1893–1970) — немецкий психотерапевт, основатель гештальттерапии, работал в экспериментальном поселении Эсален в Калифорнии.

Психологи, психотерапевты, а также все, кто интересуется глубинными механизмами поведения людей.

Рукопись этой книги была написана в 1941–1942 годах, когда автору исполнилось 49 лет. Целью книги является исследование некоторых психологических и психопатологических реакций человеческого организма в окружающей среде. Автор объясняет, почему законы его функционирования можно переносить в область психической жизни. Книга поможет развить концентрацию, интеллект, научит получать наслаждение от жизни.

Между индивидом и обществом существует ряд трудностей, которые завершаются социальными отклонениями в поведении, неврозами, провоцирующими избегание всякого рода контактов. Здесь поднимается проблема агрессии, описываемая автором как биологическая функция по проявлению коллективного безумия. Для ее изучения в психологии применяется холистически-семантический подход (концепция поля и значения значений).

Дифференциальное мышление позволяет видеть многосторонне, обнаруживая контекст, нулевую точку и противоположности. Нулевой точкой в системе организма «удовольствие/боль» служит его баланс, нарушение его всегда болезненно, возвращение к нему — радостно. Пока не прояснен контекст, не может быть описано и явление, а зная все это, мы можем определять противоположности. Тело и душа выступают двумя сторонами одной и той же вещи, организм всегда стремится к равновесию в любой ситуации и любом контексте.

[1]

Инстинкты организма можно функционально разделить на две группы: самосохраняющие и видосохраняющие. Первые отвечают за потребность в пище и самозащите, вторые — за сексуальность. Сам по себе организм не является самодостаточным, чтобы удовлетворять все потребности, для этого ему нужен окружающий мир. Отношения между действительностью и потребностями похожи на отношения тела, души и сознания. Значимой может быть только субъективная реальность, определяющаяся интересами и потребностями, меняющаяся вслед за их изменениями. Субъективная ситуация образуется из внешней среды и интересов, человек всегда отвечает на нее по-разному. У него есть своеобразный цикл взаимозависимости с внешней средой: сначала организм находится в состоянии покоя, затем возникает раздражающий фактор, создается образ или реальный объект и, наконец, возникает ответ на ситуацию, чтобы привести организм в равновесие. Все это называется саморегуляцией, включающей мораль и самоконтроль, а равновесие со средой устанавливается с помощью приспособления.

Любой организм вырабатывает механизм защиты, когда мы осознаем опасность через сенсорные органы: средства защиты в этом случае носят динамический или механический характер. В нашем мозгу находится «цензор», который не допускает нежелательный материал в виде чувств, мыслей, ощущений или внешних знаний. Небыстрое удовлетворение человеческого желания вызывает восприятие объекта или явления как хорошего, если есть большая задержка — то они кажутся плохими, если желание удовлетворяется слишком быстро — человеку становится безразлично.

Общество желает полного соответствия человека себе, зачастую это вызывает ослабление его личностных частей. Путь к развитию лежит через человеческое стремление обратить часть общества на себя, сделать его союзником. Чтобы избегать конфликтов, люди подстраиваются под него через вычитание (все, что ведет к уничтожению), сложение (добавление чего-то), изменения (все, что искажает).

Автор считает, что психоанализ чересчур однобок, поэтому любой анализ должен дополняться синтезом, то есть действиями терапевта, направленными на интеграцию частей личности клиента. Таким образом, рождается организмическая реорганизация, когда пациент говорит обо всем, что проживает в теле, эмоциях и рационально. Второе радикальное отличие от психоанализа заключается в отсутствии давления на клиента, и если у него есть сопротивление — о нем нужно говорить без подавления. Перлз согласен с основными принципами психоанализа, что неврозы являются нарушениями процессов развития и приспособления, а также следствиями конфликта человека со средой, что инстинкты и бессознательное имеют огромное значение для психики, больше определяющейся эмоциями и инстинктами, нежели разумом. Оральная и анальная зоны имеют значение в развитии эго, его функции проявляются в инстинкте удовлетворения голода и половом инстинкте. Мы знаем только о тех желаниях, которые необходимо удовлетворить.

Когда мы сосредоточены на пространственно-временной природе явлений, мы переживаем терпение, когда появляется напряжение между желанием и его удовлетворением — возникает нетерпение. Любое внимание к настоящему не является пренебрежением к будущему планированию или незаконченным делам, но они не должны быть его сублимацией.

Касаясь вопроса ментального метаболизма, Перлз говорит о правильной настройке по отношению к физической пище. Для этого требуется противопоставить правильное неправильному (плохо знакомому), произвести отток энергий от него. В работе с пациентами важно подготовить их к ассимиляции через размельчение телесной и духовной пищи, вытащить наружу подавленное отвращение, удалить излишки энергии, направить самого пациента на контакт с собой. Должен приниматься в расчет психический метаболизм, чтобы научиться относиться к содержанию психики так же, как к физической пище.

Генитальное сопротивление связано с импотенцией или фригидностью, оральное — с отсутствием аппетита, отвращением, анальное — это сопротивление в целом. Согласно типологии младенцев пациенты условно делятся на сосунков, жевунов и кусак: первые заглатывают материал целиком (полная интроекция), вторые — какую-то его часть, но она не пережевывается (частичная интроекция), третьи пережевывают все (ассимиляция).

Раскол личности происходит тогда, когда эго не в состоянии сотрудничать с организмом. Во избежание внешних конфликтов люди отвергают потребности, которые ведут к ним, тем самым порождая внутренние конфликты. Сопротивление не наносит вред: если его применять правильно и не ригидно, оно принесет определенную ценность. Важной задачей является восстановление адекватности сопротивлений, если же они подавляются, наступает сверхкомпенсация. Любые части «я», которые человек не может идентифицировать с собой, проецируются за его пределы.

Интроекция сохраняет структуру психических объектов, а организм хочет их разрушать. Интроекция является частью параноидного псевдометаболизма, когда материал не может быт использован и не дает энергии, то есть проглатывается без пережевывания. А это ведет к возникновению агрессии, при которой накапливаются проекции и человек теряет связь с реальностью. Уже в фантазиях он представляет себя крутым и проецирует презрение на других людей. Любые негативные эмоции вызывают желание покончить с ними как можно быстрее, но для этого требуются разрядка, смена напряжения на терпение, тогда они смогут стать приятными противоположностями.

Новый метод в гештальттерапии направлен на восстановление «чувствования» себя. Важно понять различия между интересом, сосредоточением и вниманием, для этого необходима сознательная и бессознательная кооперация.

Стоит учиться получать от употребления пищи удовольствие, не глотать ее целиком, смаковать. Люди должны уметь визуализировать образы, уточняя эмоциональные реакции по отношению к ним. Мышечные напряжения сильно подавляют энергию, произвольная релаксация оказывается недостаточной для решения проблемы. Иногда хватает перманентного осознавания себя и объекта в период бодрствования.

Читайте так же:  Конфликты на муниципальной службе

Терапия сосредоточения направлена на снятие и уничтожение расстройств, на конечную установку на здоровье и процветание человека. Овладев этим искусством, мы можем расти как личности.

«Чем более отдаляемся мы от своей биологической сущности в часы работы, тем более острой становится потребность в ней в часы досуга».

Чему учит книга

— Человек всегда направляет деятельность на удовлетворение потребностей, с ней он идентифицирует себя. Как правило, это самые насущные потребности.

— Человеку свойственно принуждать себя к сосредоточению либо ему кажется, что это делают другие по отношению к нему. Терапия направляет на сосредоточение на том, что обычно спрятано.

— Интроспекция позволяет наблюдать за собой и изучать себя вместо изучения других людей, что противоречит сенсомоторному осознаванию.

— Даже во сне мы можем найти точку отсчета, зная, что он происходит внутри нас и одновременно осуществляется во внешнем мире. Признание существования проекций, принадлежащих личности и ассимилирующихся в ней, выступает лечением паранойяльных тенденций.

— Застенчивость и осознавание себя — это не одно и то же. В первом случае человек не умеет сказать четкое «нет».

Скачать «Эго, голод и агрессия»

На этой странице вы можете скачать книгу
«Перлз Фредерик Сoломон, Эго, голод и агрессия».

Формат fb2.zip

Формат fb2

Скачивание архива «Перлз Фредерик Сoломон, Эго, голод и агрессия» займет несколько минут и завист от скорости вашего соединения с интернетом.

Фредерик Перлз — выдающийся психотерапевт, основатель гештальттерапии.

С издания его книги «Эго, Голод и Агрессия» начинается отсчет нового направления психотерапии.

Этой работой Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и гештальттерапией, опирающейся на абсолютно другие, новые философские и методологические основы.

Читайте еще:

100 Суперпамять — 100-daisies — маргаритки » 101100 Суперпамять — 100-daisies — маргаритки » 101.dust — Abit 102 Чет — дизайн ` 103-dismay — cTpax 104 desire — xenanne 105.Ча2е — ослепительный блеск 106 discharge — pasrpy3xKa 107 дізс — пластинка, диск 108 deceive — o6maHbIBaTD ) Чебран — отчаяние 110 да1е5 — финики (мясистые.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

УСТАНОВКИ, КОДИРУЮЩИЕ ОТ АЛКОГОЛИЗМАПервый пункт достигается занятием спортом, творчеством, хорошей баней, медитацией, йогой и т. д. Второй пункт может быть реализован благодаря тренингам общения, консультации с психологом и т. д. Третий пункт основывается на повышении ответственности, вашего творчества и поиске нового смысла.

84. Вопрос: Расскажите о лечении депрессии.Депрессия эндогенная, как правило, не может быть излечима без назначения необходимых медикаментов. Назначает их врач психиатр. В ряде случаев требуется госпитализация и интенсивная терапия в условиях стационара.

[2]

Часть первая. Время собирать камни.Третье. Мы не собираемся заниматься ловлей бандитов в горной части Чечни, это мы оставляем чеченцам, которые хотят строить новое государство. Очищенную от бандформирований как чеченцев, так и наемников равнинную часть Чечни между Тереком и районами Ведено, Шали и до Назрани на юге мы через месяц.

Часть втораяВпрочем, мы прекрасно чувствуем эмоциональные реакции своего родителя и не умеем еще быть ему благодарными за то, что он пытается сдерживаться. Нам в принципе не нравится то, что он так поступает. Нашему «я», далекому от понимания законов биологического иерархического инстинкта, непонятно.

ЗНАЧЕНИЕ ОПЫТА В РАЗВИТИИ ЛОБНЫХ ДОЛЕЙМесто, где я работал, было банковской расчетной палатой, и каждую ночь там накапливались тысячи чеков для обработки. Каждому оператору полагалось прерываться на шестидесятом или сотом чеке для того, чтобы подвести баланс или убедиться в том, что в процессе работы не было сбоев, или в том, что.

Без смонига сюда не входить, или Где не нужны запятые?Выслав деньги, они получили… вы думаете, отрезы на платья? Или рулоны, вагоны? Нет, конверты с шёлковой ниткой. Подавать в суд было бесполезно: сколько метров заказали, столько и прислано.

И у менее невротичного ребенка воспитательные методы всегда связаны с кастрационным комплексом как в негативномНекоторые заметки из анализа ребенка в возрасте пяти лет показывающие какого рода идеи связаны с воспитанием. Очень сильный кастрационный комплекс Петера, в конечном счете был связан с его анально-садистическим компонентом. Ёго обучение навыкам чистоплотности совпало со следующей беременностью.

Глава 3. Драгоценные законы богатых людейА теперь рассмотрим неосознанные жесты мужчин. Они поправляют галстук, запонки, пиджак, подтягивают носки, выставляют вперед ноги, поворачиваются всем корпусом в вашу сторону… А это уже очень хороший знак, милые дамы. Ведь собеседник положительно настроен к вам! Именно в подобной дружелюбной.

Выделяй цитату —
отправляй в соцсети.

Для авторизированных — цитаты запоминаются автоматически.

Зависимость агрессии от голода, жажды и других эмоционально окрашенных состояний

Опыт группового содержания птиц, свиней, коз, крупного рогатого скота, собак однозначно свидетельствует, что голод и жажда повышают общую активность животных и уровень их агрессивности.

При узком фронте кормления субдоминантам достается меньшее количество корма и они страдают от агрессивных действий особей, занимающих более высокое иерархическое положение в группе чаще, чем при широком фронте кормления (достатке корма).

Агрессивность животных провоцируется фрустрацией. Фрустрация — невозможность удовлетворить потребность. Так, у голодных кур наличие, но недоступность корма приводит к частым дракам. В этой ситуации их агрессивность выше, чем в следующих ситуациях:

  • птицы сыты, корм доступен;
  • птицы сыты, корм отсутствует;
  • птицы голодны, корм отсутствует;
  • птицы голодны, корм доступен.

У воробьиных птиц в зимнее время возрастает частота драк, что рассматривается как результат влияния голода и холода. Обыкновенно между особями одного вида устанавливается дистанция безопасности. У голодных птиц дистанция «терпимости» возрастает. Как правило, эту дистанцию нарушает подчиненная особь, что приводит к стычке. Сокращение дистанции выступает провокационным стимулом нападения со стороны доминирующей особи. Возможно, что нарушение иерархического порядка субдоминантными особями есть результат возросшей подвижности голодных птиц. Но нельзя исключать и того, что голод может быть самостоятельным фактором дестабилизации иерархии в группе.

Исследователи, работающие с обезьянами, свидетельствуют о том, что у шимпанзе появляется агрессивность, когда животные сыты, но видят, что у них кончается запас бананов.

В предвкушении кормления многие домашние собаки в голодном состоянии проявляют особое дружелюбие и могут принять корм не только от хозяина, но и от посторонних незнакомых людей. Но как только они получают корм и начинают его поедать, у них развивается агрессия не только к посторонним лицам, но и к хозяину.

Жажда по-другому влияет на агрессию. Жажда, являясь сильнейшим эмоционально-мотивационным состоянием, подавляет другие эмоции, включая и те, на основе которых развивается агрессия (ярость и ненависть). В период жестоких засух в африканской саванне складываются идиллические картины. Изнуренные жаждой хищники (львы, гиены, шакалы, гепарды) собираются на водопой к пересыхающему водоему и рядом с антилопами и газелями мирно пытаются утолить жажду. В данном случае проявляется принцип соподчиненности эмоций на основе их биологической приоритетности. Одновременное действие разномодальных факторов, под влиянием которых можно ожидать проявления разных поведенческих реакций, приводит к торможению всех видов активности животного, за исключением наиболее значимой в конкретных жизненных условиях. Это обычная для дикой природы ситуация. В естественной среде обитания на животное одновременно воздействует ряд факторов: угроза со стороны хищников, неблагоприятные погодно-климатические условия (холод, засуха, ураган). Поэтому животные вынуждены делать выбор. И все потребности животного удовлетворяются в определенной последовательности.

Читайте так же:  Признаки панической атаки у подростков

Р. Хайнд указывает, что в зависимости от обстоятельств степень доминирования той или иной потребности животного может существенно изменять поведение. Так, в зимнее время большая синица тратит на пищедобывающую активность до 90% времени. Летом на добывание пищи у синицы уходит не более 70% времени. Соответственно, зимой, когда стоит короткий световой день, ограничены пищевые ресурсы и держится низкая температура воздуха, птица сокращает время на дневной отдых и груминг.

Страх оказывает заметное влияние на пищевое поведение животных. Так, умеренные удары электрическим током в зоне расположения кормушки приводят к тому, что лабораторные животные едят интенсивнее, чтобы быстрее выйти из опасной зоны, т. е. страх усиливает пищевую активность.

В другой ситуации, когда в результате острого конфликта один из его участников был принужден к бегству, его пищевая активность полностью подавлялась, развивался «парализующий страх».

В конфликтной ситуации вблизи источника корма у животных развивается «конфликтное» поведение. Типичный пример конфликтного поведения наблюдается у вороны, которая намеревается схватить корм из миски собаки. Птица принимает позу готовности к взлету. Ворона достаточно сообразительна для того, чтобы успешно балансировать между страхом и желанием утолить голод. И чаще всего птица добивается задуманного за счет использования различных поведенческих программ, противостоять которым собака порой не готова. Наблюдения за вороной убедительно доказывают, что конфликт страха и голода приводит к активизации исследовательского поведения, результатом которого становятся новые неожиданные поведенческие реакции, т. е. конфликт двух эмоций является причиной расширения инструментария отологической адаптации.

Эксперименты с цихлидовыми рыбами позволяет проанализировать соотношение между эмоциями страха и ярости. Эти две эмоции находятся в реципрокных отношениях. Страх и ярость не могут проявиться одновременно. Пограничное состояние между этими эмоциями выражается в форме тревоги: страх ← тревога → ярость.

Чем чаще рыба нападает на соплеменников, тем она слабее реагирует на раздражители, обычно вызывающие реакцию страха. Когда эти две эмоции уравновешены, у рыбы наблюдают неуверенность в поведении, развивается состояние тревоги. В условиях, когда устрашающее влияние фактора среды становится пороговым и сверхпороговым, агрессивные выпады на основе ярости прекращаются. Ярость замещается страхом, что внешне проявляется в реакциях отступления и бегства.

Следовательно, агрессия может как подавляться, так и подкрепляться различными эмоциями.

Агрессию провоцируют как внешние раздражители, так и внутреннее состояние животного. Отрицательные раздражители способны существенно усилить степень агрессивности животного, что доказывают эксперименты на лабораторных крысах. Когда в одну клетку помещаются две особи с последующим нанесением животным болевого раздражения электротоком, или одна из них, или обе реагируют на боль агрессивными действиями по отношению друг к другу.

Наличие боли у животного создает трудности при работе человека с ними. Так, молочные лактирующие коровы при наличии боли (травма, воспалительный процесс) наносят удар задней конечностью даже человеку, который их постоянно обслуживает (скотники, доярки). При этом быки-производители вообще становятся неуправляемыми. Подобную картину наблюдают и дрессировщики в цирке. При заболеваниях и ранениях крупные животные демонстрируют повышенную агрессивность не только к посторонним, но и к дрессировщику. Отмечается рост агрессивности и у обезьян при наличии у них боли. Работники зоопарков, например, свидетельствуют об усилении агрессивности животных при зубной боли.

Во всех перечисленных ситуациях боль как внутренний отрицательный раздражитель и эмоция, повышает вероятность нападения животного на человека.

В некоторых случаях развивающаяся на основе боли фрустрация имеет другие последствия — усиление страха и депрессию. Однако это лишний раз подчеркивает психологическую близость эмоций страха и ярости.

Агрессия находится под влиянием и других внутренних состояний. Так, изменение гормонального статуса самцов в период размножения повышает агрессию. У мирных птиц территориальные конфликты весной бывают только в период половой активности. Повышение концентрации мужских половых гормонов в крови стимулирует агрессию не только у птиц, но и у представителей других классов животных — рыб, земноводных, пресмыкающихся и млекопитающих.

Наблюдения за рыбами, птицами и млекопитающими позволяют сделать обобщающий вывод о том, что при голоде внутривидовая агрессия повышается. Причем в ряде случаев животные стремятся к конфликту активно и целенаправленно. Так, птицы с территориальным поведением регулярно обследуют свои владения, посещают места предыдущих стычек. Деревенские петухи ежедневно патрулируют пограничную территорию. При этом они демонстрируют провокационные действия — движения, позы и звуки, чем принуждают соседа к ответным действиям агрессивной направленности.

У собак — животных с высоко развитой психикой — агрессия имеет специфические внутренние побудительные мотивы: ненависть, дискомфорт вследствие вторжения постороннего на территорию собаки, ревность. Среди собак можно обнаружить патологически агрессивных животных. В отсутствие внешнего раздражителя такая собака активно его ищет с одной целью — дать выход своей ярости или ненависти в форме агрессивных действий.

Таким образом, между эмоцией страха и ярости существуют реципрокные отношения. Проявление той или другой эмоции зависит как от внутреннего состояния животного, так и от внешних условий. Развитие эмоции страха приводит к активизации поведения в форме затаивания или отступления (бегства). Ярость при соответствующем внутреннем подкреплении или наличии внешних провоцирующих стимулов выливается в агрессивные действия. Кроме того, самостоятельной внутренней причиной агрессии выступает ненависть одной особи по отношению к другой и наличие фрустрации на основе неразряженной эмоции.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Глава 14. ЗАИКАНИЕ — Эго, голод и агрессия- Фредерик Перлз

Все люди заикаются. Конечно, только немногие это пони­мают, и часто заикание настолько легкое, что его никто не замечает. Даже дама из общества болтунов, которая излива­ет свои бессмысленные слова и фразы в течение всего пред­ставления, затопляя всех могучим потоком банальностей, даже она может иногда запнуться, поразиться, забыть нужное выражение и начать заикаться. Вы хорошо знаете ораторов, которые сомневаются, ищут подходящие слова и заполняют паузы разными «Э-э» или заикаются.

Заикание — это еще один вариант темы неадекватного самовыражения. Мы рассматриваем ситуационное заикание через застенчивость и смущение. Человек, который несколь­ко минут назад разговаривал с вами живо и непринужден­но, начнет запинаться, заикаться, когда его пригласят сделать публичное выступление. Поэтому то, что можно сказать о хронических заиках, может быть в меньшей степени приме­нено и к тем, чья речь запинается только в определенных ситуациях.

Читайте так же:  Поменять жизнь силой мысли

Хронического заику характеризует нетерпение, неразви­тое чувство времени, подавленная агрессия. Его слова не текут в естественном темпе, сознание и рот переполнены ку­чей слов, которые стараются выйти наружу все одновремен­но. Это точное продолжение его жадности, его желания заг­лотать все сразу. У каждого заики можно найти воспомина­ние о его жадности — стремление делать вдох во время говорения, и таким образом, выдавая свою потребность, загла­тывать все, даже собственные слова.

Заика всегда неправильно использует свои зубы, его аг­рессивность, отграниченная от своего естественного функци­онирования, будет искать выход наружу. Часто заика может произнести сложное слово после того как у него бывает ко­роткий выброс агрессии. Он может, например, сильно ударять одной рукой по другой, или скрежетать зубами, или притопы­вать ногой. Такого рода агрессия также связана с нетерпе­нием как основной характеристикой заикания. Картина пол­ностью меняется, однако, когда он впадает в яростное настро­ение. Как только он готов дать выход своей агрессии, он об­наруживает, что у него есть средства, чтобы ее выразить, что он может орать и визжать свободно, без каких бы то ни было признаков заикания.

Раз за разом он будет разочаровываться до тех пор, пока не поймет всей важности такой «ситуации». Разочарование ведет к упадку духа и отказу от всего, что уже было достигну­то. Заика сможет не испытать разочарования, если не будет ожидать слишком многого. На первых порах надлежащая речь сможет проявиться лишь в ситуации «тренинга», и ему не сто­ит ждать улучшения до тех пор, пока он не окажется в силах преодолеть свою цепляющуюся установку. В противном слу­чае он сможет лишь перенести «тренинговую» ситуацию в «ре­альность», отказывая собственной личности в праве на ка­кие-либо чувства, утрачивая «душу» и становясь похожим в этом смысле на мумию.

Во избежание подобной опасности он должен следить за тем, чтобы его возбуждение не превращалось в тревогу. В одной из предыдущих глав мы заметили, что тревога пред­ставляет собой возбуждение в ситуации недостатка кисло­рода. Заика всегда переживает трудности, связанные с ды­ханием. Он понятия не имеет о смешивании, происходящем в период между вдохом и выдохом, не имеет представления об экономичном дыхании. Утверждение о том, что заика не понимает, что говорить нужно на выдохе, что надо научиться «осознавать свое дыхание», звучит глупо и банально. Людям, страдающим заиканием, я посоветовал бы помимо упражне­ний, направленных на излечение тревоги и приведенных в следующей главе, последовательно проделать следующие упражнения:

(1) Вдыхать и выдыхать не вмешиваясь в процесс и не производя никаких дополнительных действий. При этом не­обходимо осознавать различие между вдохом и выдохом. На­прягаться и усиленно дышать не нужно. Просто лягте и скон­центрируйтесь на «чувствовании» дыхательного процесса. Не поддавайтесь соблазну что-либо менять, продолжайте выпол­нять упражнение до тех пор, пока не убедитесь, что можете осознавать дыхание на протяжении пары минут без вмеша­тельства или блуждания мыслей.

(2) Вдыхайте обычным образом и выдыхайте со звуком «м-н-с» до тех пор, пока это не войдет для вас в норму. Звук при выдыхании должен быть похожим на вздох или стон.

(3) Возьмите любое пришедшее в голову предложение и вдыхайте после каждого слога, чтобы оно звучало при­мерно так:

«Ро(вдох)за (вдох), что (вдох) жи(вдох)вет (вдох) лишь/ час,/ во/ сто/ крат/ цен/ней/ для/ нас,/ чем/ цве/ток/ из/ ма/ла/хи/та,/ что/ не/ вя/нет/ ни/ког/да».

(4) Повторяйте это упражнение про себя всякий раз, ког­да для этого представится возможность. Самое главное — делать вдох после каждого слога. Если вы сможете проделы­вать упражнение в течение пяти минут, считайте, что вы сде­лали решительнейший шаг в сторону правильного дыхания и победы над нетерпением.

(5) Только после того как полностью освоили предыду­щие упражнения, проделайте упражнения (3) и (4), совершая вдох уже не между слогами, а между словами.

(6) Следующее упражнение потребует от вас вдумчивого подхода. Поделите все произносимые предложения на ма­ленькие группы в соответствии с грамматикой. Например: «Проще (вдох) притворяться (вдох) тем, кем (вдох) не явля­ешься (вдох), нежели (вдох) скрывать (вдох) свою истинную (вдох) сущность (вдох), но тот (вдох), кто навострился (вдох) и в том (вдох) и в другом (вдох), почти (вдох) постиг (вдох) науку лицемерия (вдох)».

(7) Представьте, что вы разговариваете с людьми, исполь­зуя приведенную технику. Сначала делайте это про себя, за­тем шепотом, почти беззвучно. Потом постепенно повышайте громкость речи.

(8) Научитесь отлаживать свой голос. Потренируйтесь в проговаривании каждого слова, используя «крещендо» и «декрещендо». Важность этого упражнения невозможно пе­реоценить. Возьмитесь за те слова, которые выговариваются труднее всего, например, начинающиеся с «п». Сделайте глу­бокий вдох, расслабьте рот и мышцы горла и произнесите «п» как можно мягче, а следующий звук акцентируйте с помощью «крещендо».

(9) Перенесите ситуацию тренинга на реальную почву: по­просите друга, обладающего терпением и желанием помочь, останавливать вас всякий раз, когда вы станете сбиваться на неправильное дыхание.

(10) Вообразите себе ситуацию, вызывающую у вас зас­тенчивость, смущение или возбуждение и снова проделайте упражнение (7).

(11) Потренируйтесь в искусстве молчания. Попытайтесь развить в себе качества, характеризующие хорошего «слуша­теля». Проглатывайте лучше чужие слова, а не свои. Прежде всего запомните: возвращение заикания сигнализирует об

опасности и требует от вас сделать паузу и расслабиться. Усвойте для себя то, что в жизни существует немного ситуа­ций, в которых бывает абсолютно необходимо что-то сказать.

(12) После того как вы научитесь хранить молчание и слу­шать, приготовьтесь заняться постижением искусства внутрен­него молчания. Это звучит парадоксально, но к правильной речи вы сможете прийти лишь через правильное молчание. Упражнения на концентрацию внимания на теле также очень важны; выясните, какие именно мышцы вы напрягаете (че­люстные, горловые или диафрагму) не только тогда, когда храните молчание (хроническое зажатие), но и во время са­мого процесса говорения. Целью данного упражнения будет являться выяснение того, каким образом происходит заика­ние. Как только вами будет достигнут полный сознательный контроль за продуцированием заикания, избавиться от него не составит труда. Однако сколь немногочисленны те заики, которые согласятся продолжать заикаться сознательно, с це­лью покончить с враждебностью, направленной против заи­кания, и борьбой с ним. Сколь немногие с охотой примут на себя полную ответственность за свое заикание!

(13) После принятия ответственности смысл заикания начнет раз за разом всплывать на поверхность. Его целью может быть выигрыш времени с тем, чтобы скрыть первичную базовую застенчивость или же, как в нижеприведенном слу­чае, попытка скрыть потаенное садистское удовольствие.

Читайте так же:  Для улучшения памяти и мозгового

В ходе анализа выяснилось, что у одного молодого заики был ужасно заикающийся брат. Наш пациент испытывал нас­тоящие муки, когда ему приходилось выслушивать брата. По­скольку он относился к весьма нетерпеливому типу людей, то чувство неопределенного ожидания и внутреннего напряже­ния, возникавшее у него в подобных ситуациях, было намного сильнее, чем у остальных. Позднее он интроецировал заика­ние брата и это превратилось для него в «средство достиже­ния» такого положения, когда он сам мог мучить окружающих точно таким же образом, как это делал с ним его заикающий­ся брат. Вместе с тем он мог изображать невинность, пере­кладывая ответственность на предполагаемый физический недостаток.

Если вы заикаетесь, то чего вы достигаете с помощью этого симптома?

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Книга Эго, голод и агрессия. Страница 1

Кол-во голосов: 0

Под редакцией Д.Н.Хломова

ИЗДАТЕЛЬСТВО «Смысл» Москва 2000

Московский Гештальт Институт

Perls F. Ego, Hunger and Aggression: A Revision of Freud’s Theory and Method.

N.Y.: Random House, 1969.

Перевод с английского Н.Б.Кедровой, А.Н.Кострикова

Научное редактирование и вступительная статья Д.Н.Хломова

Дизайн серии Ф.С.Сафуанов, Э.А.Марков

Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия / Пер. с англ. М.: Смысл, 2000. — 358 с.

Впервые переведенная на русский язык главная теоретическая книга Ф.Перлза — выдающегося психолога и психотерапевта, создателя гештальттерапии.

Психологам, психотерапевтам, всем, интересующимся

глубинными механизмами человеческого поведения.

Дорогие читатели! Вы держите в руках книгу, с издания которой начинается отсчет великолепного направления психотерапии — гештальттерапии. Этой книгой Фредерик Соломон Перлз обозначил раздел между традиционным психоанализом и новым направлением в психотерапии, опирающимся на новые философские и методологические основы. Классический психоанализ создавался в начале века и базировался на классической философии, психологии и методологии. К моменту рождения гештальттерапии великая научная революция начала века была уже завершена, и в гештальттерапии были заменены теоретические «столпы» психоанализа. Вместо ассоциативной психологии XIX века в основу была положена гештальт-психология и теория поля. Место детерминизма занял релятивизм, детерминистской математической логики — диалектическая логика. Вместо мертвой и негибкой классической философии появилась экзистенциальная философия и философские практики Востока. Вместо примитивного и узкого медицинского подхода, возводящего «здоровье» в статус единственной жизненной ценности — современный широкий взгляд, в котором присутствуют и окружающая среда, и ценность жизни человека, такой как она есть, и ценность проживания, осознавания и развития, и многое другое.

Он ждал интереса учителя к себе, учителя, который не был знаком со своим учеником. Именно на этом конгрессе Перлз подошел к Фрейду и сказал ему: «Здравствуйте, учитель, я приехал из Южной Африки, чтобы рассказать о том, как Ваши идеи живут на этом континенте». — «Ну что же, прекрасно. И когда же Вы уезжаете?» — ответил Зигмунд Фрейд. И преуспевающий психоаналитик, доктор Фредерик Соломон Перлз, уехал к себе, унося в сердце обиду, а в багаже — текст доклада, в котором было зерно будущей книги «Эго, голод и агрессия». Больше никогда Перлз и Фрейд не встречались.

Затем началась война, и даже в Южной Африке она достала доктора Перлза. Он был призван в армию и работал в госпитале. Психоаналитическая практика у него сократилась и нашлось время для того, чтобы объединить и обобщить свои наблюдения и размышления. Так появилась эта книга. Первоначальный подзаголовок ее был «Пересмотр теории и метода Зигмунда Фрейда». Так неизвестный для своего учителя ученик ответил своему известному учителю. С этого момента началась вторая жизнь доктора Перлза, в которой он слегка сменил имя и его стали называть Фриц (представьте, что с какого-то момента Фрейда стали бы звать Зиги?!). В этой новой жизни Фриц перестал осторожничать и приспосабливаться, он начинал проекты, и какие-то из них развивались, какие-то разрушались. Он делал что-то, уже не ожидая похвалы и признания за свое послушание, — он стал Фрицем Перлзом, и именно таким он и был.

[3]

Книга и работа Фрица Перлза были замечены, и друзья помогли ему перебраться в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке вокруг Перлза образовалась группа людей, которые сдвинули камень, вызвавший лавину под названием «Гештальт-подход», и мы с Вами, дорогой читатель, сейчас тоже движемся в этой лавине. Группа людей, объединившихся вокруг Перлза, была весьма причудливой: Лора Перлз — жена Фрица — доктор психологии, добропорядочная и серьезная женщина; Пол Гудмен — анархист, неизвестный в то время писатель, поэт и философ; Джим Симкин — врач и буддист, Изидор Фром — психотерапевт, психоаналитик, эмигрант из Германии, гомосексуалист. А сам Фриц Перлз, по мнению людей из этой группы, был и вообще совершенно экзотической личностью.

Нью-йоркская группа разработала основные принципы гештальттерапии, которую вначале назвали экзистенциальной терапией. Затем гештальттерапия называлась гештальтанализом, и даже глава в теоретической части книги «Возбуждение и рост человеческой личности» Перлза, Хефферлайна и Гудмена называется именно так — «Гештальттерапия как гештальтанализ». Эту книгу иногда называют библией Нью-йоркского направления в гештальттерапии; она будет издана на русском языке в ближайшее время. Действительно, это направление в гештальттерапии в наибольшей степени ориентировано на частную практику, и именно в нем более всего видны «фамильные» черты — ведь гештальттерапия построена на результатах «исследовательского проекта» Зигмунда Фрейда — психоанализа, который ошибочно сочли психотерапией.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Потом произошел раскол в группе создателей гештальттерапии, и Фриц Перлз и Джим Симкин покинули Нью-Йорк. Фриц Перлз стал в основном работать с группами, и заявлял, что индивидуальная психотерапия устарела.

Источники


  1. Василев, Стефан Психология любви / Стефан Василев. — М.: Интерпринт, 1992. — 238 c.

  2. CD-ROM (MP3). Гипнотизм и психология общения. — Москва: РГГУ, 2018. — 179 c.

  3. Герхардсен, Э. И больше не дерись! Как избежать ревности между детьми в семье / Э. Герхардсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 205 c.
  4. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.
  5. Курпатов, А.В. 7 настоящих историй. Как пережить развод / А.В. Курпатов. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — 437 c.
Голод и агрессия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here