Характеристика жизненных позиций

Самое важное по теме: "характеристика жизненных позиций" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

4 типа жизненных позиций.

Эрик Берн считает, что люди делятся на 4 типа, если брать в расчёт их жизненные позиции. Они могут быть человеком осознаваемы или нет, но они в существенной мере определяют наше поведение в общении с людьми, которое мы можем изменить через личностное развитие.

Я Хороший – Ты Хороший. Человек, придерживающийся этого убеждения, в процессе общения с себе подобными, проявляет добрую волю и не ждёт ничего взамен. В процессе взаимодействия с другими, он без сожалений отдаёт всё то, что может отдать, а так же и всё то, что, по его уразумению, может быть полезным, и, чаще всего, приятным для другого человека.

Он не проявляет склонности давать какие-либо оценки другим людям. Не нуждается в постоянном к себе внимании. И отношения в состоянии поддерживать очень продолжительное время, зачастую годами. В непонятных для него самого ситуациях просит совета, а за помощью обращается очень редко. Он искренне убеждён, что, если другой человек имеет возможность помочь, то он это сделает.

В процессе общения, просто для поддержания дружеских отношений, может просить о чём-то не очень существенном. Своё взаимодействие с людьми строит преимущественно на приятных темах и, зачастую, на положительных эмоциях. Ему чуждо выстраивать отношения по принципу ты – мне, я – тебе. Такая тактика вызывает в нём недоумение. Это поведение называется как Ассертивность- уверенное, конструктивное поведение.

Я — Хороший, Ты — Плохой. Это уж очень сдержанный в общении человек. Он часто старается контролировать все свои эмоции. Преимущественно вообще малоэмоционален. И, тем не менее, старается использовать эмоции и чувства для достижения своих целей. Отношения с другими, чаще всего, направлены на усовершенствование визави, исправление его «кривобокости», улучшение его, как личности.

Рад, когда его слова считают исключительно весомыми. Когда сказанное им, непременно достигает цели. Ему импонирует, если его такой существенный вклад в улучшение человека был оценен, замечен и взят на вооружение. Не имеет привычки много говорить. Работает над корректировкой своей устной и письменной речи. Упорно пытается подобрать к каждому человеку свой эксклюзивный ключик. Уделяет внимание значимости им произносимого.

Он склонен спекулировать удобной темой долга. В ситуациях, когда ему самому что-либо требуется, он так и заявляет безапелляционно, что все ему должны. Делает многочисленные намёки на свои, какие-то только ему известные, заслуги, непрерывно нарочито подчёркивает свою значимость. Не равнодушен к власти в разнообразных её проявлениях.

Со стороны зачастую кажется, что его поступкам не хватает здравого смысла. Его действия иногда являются загадкой и для него самого. Озвученные размышления его витиеваты, а логика излишне вычурна.

Я — Плохой, Ты — Хороший. Этот человек жаждет получать от окружающих, как можно больше и, как можно, быстрее. С доброй волей, как правило, у него проблемы. Что-либо предлагать и давать взамен не склонен. Он убеждён, что сильно задолжал всему своему окружению. И от этой задолженности он получает несказанное удовольствие.

Имеет обыкновение спекулировать на тему любви. Не особо заостряет внимание на подсчёте того, что он сам сделал когда-то для кого-то и, что потом он получил от них взамен. В голове имеет списочек тех, кто может ему в чём-либо помочь. Время от времени, напоминает содержащимся в списочке людям о себе какими-либо требованиями.

Словоохотлив. По его рассказам, он ничего не пожалеет для своих дорогих партнёров. Очень нуждается во внимании. К другим людям может быть сильно привязан очень долго, если те не потеряли желания отдавать. Заинтересован во всевозможных трансовых ощущениях и, частенько, отношения пытается строить на них. Любитель давать различные оценки окружающим его людям.

Я — Плохой, Ты — Плохой. Это, на мой взгляд, самая любопытная позиция. Криминалитету, чаще всего, близка именно она. Но не только ему. В этом случае с некоторыми людьми отношения (не редко и деловые) строятся на отрицательных эмоциях, таких как ненависть, гнев, напряжение, тревога, вина, отвращение и проч.

А других людей этот человек подогревает своей гедонистической составляющей. Но – это избранный круг доверенных лиц, подобранных для совместного получения удовольствий. На ненависти далеко-то не уедешь, а для азартных игр, а так же секса, например, чаще всего, требуются партнёры. Очень редко проявляет добрую волю в построении отношений. Бывает, конечно, что широта души рвётся наружу.

Но, если и совершаются в этом прорыве какие-либо необдуманные гуманные поступки, то потом человек сильно жалеет об этом, или же, всерьёз считает, что ему за это проявление все сильно задолжали. Убеждён, что никто, никогда и нигде просто так, за здорово живёшь, ничего не сделает.

За глаза про людей говорит, не стесняясь в выражениях. А для одобрения кого-либо, ему нужны «уважительные причины», за которыми, чаще всего, скрываются свои корыстные цели. Этот человек, если долго общается, то концентрируется на отрицательных чертах других людей.

Не склонен к длительным привязанностям. Жадноват на всё, исходящее от него. Скрупулёзно подсчитывает, сколько же он, всё-таки, получил, чтобы вдруг, не приведи Господь, не отдать в порыве больше полученного. Ведёт строгий подсчёт, сколько он сделал для других добрых дел, и сколько эти, конкретно, другие сделали для него.

Жизненная позиция

У всех нас есть много общего и при этом почти каждый – индивидуальность. Существует множество параметров, по которым можно провести сравнение, и все же, что является основной отличительной чертой, благодаря которой можно назвать человека индивидуальностью?


То, что влияет на все наши мысли, поступки, на то, как мы воспринимаем мир, какими людьми себя окружаем, каким образом строим отношения с ними и что при этом чувствуем – это жизненная позиция. Ее наличие или отсутствие обращает на себя внимание уже на начальной стадии общения.

Человека с таким «внутренним стержнем» мы воспринимаем как сильного, цельного, целеустремленного, вне зависимости от того, кем он является по жизни, бизнесменом или отшельником. У каждой цели свои средства.

Читайте так же:  Способ подсчета оптимистов

Человек со сформированной жизненной позицией четко знает, к чему стремится, осознает свою цель или, как минимум, диапазон целей, к которым хочет прийти. Конечно, на широту интересов и определение конечной цели влияет и окружение, в котором он вырос, интересы и цели людей, принимавших участие в воспитании, при этом выбор конечного решения зачастую лежит в руках самого человека.

Жизненная позиция может быть активной или пассивной.

Что определяет степень активности нашей позиции?

Во-первых, наличие желаний и во-вторых, – решимости для их реализации. Желания, даже самые невероятные, если мы верим в возможность их исполнения, дают нам мощный стимул для движения вперед. Иметь горячее желание, значит иметь смысл жизни и всех своих поступков.

Смысл жизни для разных людей может возникнуть в один и тот же момент, при одном событии, но заключаться в диаметрально противоположных решениях и действиях. Таким образом активность после принятия решения может быть реализована в позитивном и негативном направлении.

Активная позитивная жизненная позиция ориентирована на укрепление и совершенствование нравственности, на поддержание всестороннего благополучия.

Другая же сторона медали – активная негативная позиция, напротив, служит разрушению существующих норм и почти всегда приводит к ущербу своих сторонников.

Любопытно, что лидеры-активисты любой из этих сторон оценивают свои действия как благо. Из этого следует, что активист всегда стремится «улучшить» общество и существующие нормы на свой лад, только иногда в этой позиции заключается фатальная ошибка, которая и приводит к негативной оценке всех вытекающих последствий.

Противоположностью активной жизненной позиции является пассивная. Приверженцы пассивного отношения к окружающему миру как правило равнодушны к каким-либо изменениям в обществе. Этих людей как бы качает из стороны в сторону в моральном смысле. Они не знают, чего хотят и хотят ли вообще чего-нибудь. Признаками пассивной жизненной позиции могут быть апатия, бездействие, равнодушие и податливость, покорность или же суетливость (в этом случае человек пытается обмануть сам себя и как бы занимаясь сразу многим, а по факту избегая чего-то конкретного, не двигает вперед ни одного дела).

Подобное состояние неопределенности может быть и следствием тяжелого потрясения, в таком случае, оно является не жизненной позицией, а лишь временным «убежищем» для исцеления или маскировки душевных ран.

Формирование четкой, определенной позиции бывает затруднено в силу разных причин. Многие люди не только говорят, но и думают нечетко, размыто, а порой и спутано. Особенно это свойственно людям с образным мышлением, подверженным большему спектру эмоций и черпающим значительную часть информации из этой сферы.

Индивидуальная позиция может формироваться в течение всей жизни. Опыт накапливается и обогащает нас, делает взгляд на ситуации более объемным и дает вариативность подхода.

Сформулированная однажды позиция не всегда является окончательной и со временем может измениться. Вовсе не обязательно придерживаться ее в течение всей жизни и вполне логично, если на один и тот же вопрос Вы будете отвечать по-разному в разные периоды своей жизни. Главное, чтобы позиция была. Насколько она верна – покажет время и новый жизненный опыт.

Есть мнение, что наличие четкой позиции по какому-либо вопросу свидетельствует об ограниченности мышления. Однако это далеко не всегда так. Не стоит путать определенность с категоричностью и упрямством.

Категоричность – это отказ в праве на другую точку зрения, упрямство – это нежелание менять свою позицию даже там, где она уже не уместна.

Жизненная позиция как система взглядов придает нашим действиям единое направление и последовательность, а открытость к получению нового опыта и самосовершенствованию придает мышлению разумную гибкость.

Хорошо продуманная точка зрения включает не только текущие интересы, но и постоянные ценности, твердые основания. Она может быть не совершенной и просто иметь большее количество преимуществ для носителя на данный момент. В любом случае наличие жизненной позиции (даже ошибочной) всегда лучше чем ее отсутствие и дает представление о личности человека ее выражающего и окружающим, и ему самому.

Общая характеристика понятий, охватывающих представление о жизненной позиции личности.

Три основных этапа исторического развития социальных общностей и их характерные особенности.

18 Сущность понятия “интеллектуальная технология” (экологический подход в гуманитарном познании).

Интеллектуальная технология — это совокупность методов изменения свойств, формы, состояния предмета труда с целью получения интеллектуального продукта — модели знания, товара, услуги. Производственная технология — это совокупность интеллектуальной технологии и средств — носителей ее реализации для производства знаний, товаров, услуг.

Так, интеллектуальная управленческая технология — это совокупность методов изменения свойств, формы, состояния информации об объекте управления с целью получения интеллектуального продукта — модели наилучшего управленческого решения.

В свою очередь, производственная управленческая технология — это совокупность интеллектуальной управленческой технологии и системы управления для реализации на практике модели управленческого решения.

Далее, интеллектуальная культурная технология — это совокупность методов изменения свойств, формы, состояния информации об объекте воздействия культуры с целью получения интеллектуального продукта — модели необходимого изменения культуры объекта воздействия.

[2]

В свою очередь, производственная культурная технология — это совокупность интеллектуальной культурной технологии и системы производства культуры для реализации модели необходимого изменения состояния культуры человека, групп людей.

Интеллектуальная образовательная технология — это совокупность методов изменения свойств, формы, состояния знаний, умений и навыков обучаемых и обучающих с целью получения интеллектуального продукта — модели знаний, умений и навыков завершивших обучение.

Общая характеристика понятий, охватывающих представление о жизненной позиции личности.

| следующая лекция ==>
Критика капитализма в Манифесте коммунистической партии. | Типологии социальных групп.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 132 | Нарушение авторских прав

Жизненная позиция личности, ее виды.

Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.

Жизненная позиция – отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

  • пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
  • активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

[1]

  • авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
  • групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестоко придерживается норм, принятых в группе);
  • общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и «плывет по течению»); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Читайте так же:  Салон чезаре понти

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

  • активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
  • подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
  • игнорирование общественных норм и активное стремление «найти себя» вне общества – в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
  • непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры – Ленин и другие).

Дата добавления: 2014-11-30 ; просмотров: 2222 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Жизненная позиция

Жизненная позиция — проявляющееся в мыслях, высказываниях, делах и поступках, общее отношение (целостное, системное) человека к окружающему миру, людям и самому себе. Не просто способность, а готовность действовать определенным образом.

Например, ответственность — это способность нести жизненную нагрузку. Позиция ответственности — это готовность себя этим нагружать.

Примеры жизненных позиций:

«Я там, где я нужен!», «У меня все в порядке. Я рад за вас, если сумел вам помочь . Я огорчен за вас, если помочь вам не сумел».

«Я — автор (действующее начало) своей жизни, своих выборов и свои поступков, я отвечаю за то, что я делаю и что со мною происходит». Либо: «События моей жизни определяются разными обстоятельствами. С них — и спрашивайте. А что я могу?»


«Мной движет нечто, я совершенно не представляю, что будет, я в полной темноте и чувствую, словно через меня течет поток воды, течет издалека и утекает вдаль. Я просто водопроницаемый. Сам по себе я ни к чему не причастен, так же как источник не причастен к воде, которая просто течет через него. «

Влияют чаще те, кто находится в активной жизненной позиции, в позиции Ангела, ответственности и Творца. См.→

Защищаются чаще те, кто находится в пассивной жизненной позиции и в позиции Жертвы. Смотри Защита

Жизненные позиции в транзактном анализе

В транзактном анализе жизненные позиции описываются в типологии «О’К Коррал» (Э. Берн, Ф. Эрнст), выделяющую четыре установки отношения к себе и к другим людям: 1) Я – О’К; Ты–О’К; 2) Я – не О’К; Ты – О’К; 3) Я – О’К; Ты – не О’К; 4) Я – не О’К; Ты – не О’К. См.→

Жизненная позиция, личностная позиция, социальная позиция личности

В личностной позиции можно выделить следующие жизненные позиции: изоляцию, Я-центрацию, Я-другой – интеграцию, другой-центрацию, слияние («Педагогическая психология воспитания» — О.В. Лишин).

В социальной позиции можно выделить пять типов жизненной позиции: отчуждение, нарциссизм, эгоизм, гуманизм, альтруизм, конформизм. (Магомед-Эминов М.Ш. «Трансформация личности». М., 1998. С. 400-411).

Жизненная позиция личности. Примеры активных жизненных позиций

Формирование жизненной позиции

С чего начинаются проблемы, которыми изобилует наш жизненный путь? Где их исток? Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

Сценарий, закладываемый в этом возрасте, может быть как положительным, так и отрицательным. В первом случае он позволяет реализовать планы: разбогатеть, писать музыку и стать известным композитором или спортсменом, хорошим семьянином или просто счастливым человеком. Во втором – может включить негативные жизненные программы: установку на отсутствие денег, развитие алкогольной и наркотической зависимости и других проблем.

Основные программные компоненты, закладываемые в сценарий формируются родителями до 7 лет. Именно в это время ребенок получает первые впечатления о жизни. Так человек, заходящий в кафе впервые, за доли секунды формирует первое впечатление: «сарай» – низкие, давящие на голову потолки, слишком яркий свет и по-сельски развязный контингент или, напротив, – по-домашнему уютно, приятный персонал, есть столики, за которыми можно расслабиться и побеседовать, музыка не навязчива, репертуар подобран отлично. Даже если в кафе, которое вам с первого раза не понравилось, все изменится с точностью до наоборот, вы все равно в него больше не пойдете, поскольку первое, самое устойчивое впечатление у вас уже сложено.

Точно также ребенок до 6-7 лет, отвечая на важные для него вопросы, составляет свое первое впечатление о себе и мире: какой он, кто он, приятно ли учиться, хорошее ли место школа, можно ли доверять родителям, друзьям, что такое дружба?

Если его первоначальные ожидания обмануты, он разочаровывается в том что не оправдало ожиданий и замыкается в себе. Это не что иное, как защита: если я ограничиваю контакты с миром, то в следующий раз он не сделает мне так больно, а если и сделает, то боль будет намного меньше.

Выбор позиции: Я хороший – Я плохой

Ребенок падает в лужу на детской площадке – ревет, хватается за ссадину на коленке, смотрит в сторону мамы. Мама, вне себя от ярости – ей придется испачкать в луже новые босоножки. Вместо успокаивающих поглаживаний и утешения мать отвешивает малышу несколько увесистых ударов куда ни попадя. Малыш падает вторично, срывается в истерику. Вторая вероятная реакция – откровенное веселье. Маме забавно наблюдать, как неловко ее маленький мужичок растянулся во весь рост. Ребенок пребывает в шоковом состоянии – ожидания помощи не только не оправдались, его призыв обернулся дополнительным стрессом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, все может произойти с точностью до наоборот – мама вовремя подоспеет, утешит и полностью оправдает ожидания малыша.

Негативные или позитивные с точки зрения ребенка ситуации в той или иной степени повторяются постоянно, жизнь подводит его к необходимости ответить себе на вопрос: почему так происходит? И в зависимости от того, каков будет его ответ, сформируется его жизненная позиция на всю оставшуюся жизнь. Проблема в том, что в раннем возрасте малыши доверяет родителям абсолютно: мама – высшая мудрость. Она всегда и во всем права. И к мысли, что мама может быть «просто дура» ребенок придет не раньше 15 лет.

Читайте так же:  Запоры при болезни паркинсона

Если родители готовы правильно воспитывать ребенка с первых дней его жизни в его жизненной позиции сохранится позитивное содержание – обязательное условие благополучной и счастливой жизни.

4 основные жизненные позиции

В свой первый класс дети приходят, уже получив первый «болевой» опыт со своей жизненной позицией: любимчиками, лидерами, неудачниками, выбирающими последние парты. В школе, с учетом этого, закрепляются и развиваются уже сформированные ранее психологические реакции. Поэтому психологи настоятельно рекомендуют: не выбирайте хорошую школу – выбирайте хорошего классного руководителя.

Многих поломанных судеб не было бы, а у психологов было бы на порядок меньше работы, если отношение родителей к своим детям в первые годы их жизни было бы другим. Если мама подняла вовремя, а собака лизнула, а не укусила, то отвечая себе на вопросы: «Каков Я?», «Каково мое окружение?» . и «Каков мир?» . ребенок в свои 2–3 года «поставит плюсики». Он сформирует жизненную позицию счастливого и позитивного человека, настроенного на созидание.

Важно: между человеком и поступком в его мире всегда будет разница. Поэтому он никогда не скажет «Ты форменный идиот», наживая при этом врага или теряя друга, а заметит: «Сегодня ты поступил по-идиотски». Это схема: Я «+» Ты «+» « Я ХОРОШИЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Если собака все же укусила, а родители в ответственный момент занимались собой, подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден «проминусовать». Поскольку его представления о мире оказались ошибочными, то он делает вывод, что плох он, что он «неудачник». Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. При этом своих самых близких ему людей – истинных виновников миллионов поломанных судеб на момент принятия решения ребенок всегда оправдает, ставя им свой заветный плюсик. С годами, продолжая упорно минусовать себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть лох и непингуемый ламер. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+» « Я ПЛОХОЙ – ТЫ ХОРОШИЙ ».

Следующий возможный вариант формирования жизненной позиции: ребенок – нарцисс, утопающий в заботах и внимании. Это другая крайность, когда с пеленок прививают мысль об исключительности, сознательно убивая естественное стремление малыша делиться и помогать. Съедай сам – брату хватит, мы приберем – не утруждайся, бабушка справится – не волнуйся . Сохраняя душевный и физический покой нарцисса в первые годы жизни, близкие с годами поражаются, как из этого славного розовощекого златокудрого дитяти мог получиться этот циничный самодовольный паразит.

Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2–3 лет. Главными виновниками перекоса жизненной позиции, опять-таки, становятся родители, бабушки, дедушки.

Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема Я «+» Ты «-» « Я ХОРОШИЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ».

Не менее деструктивна жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» « Я ПЛОХОЙ – ТЫ ПЛОХОЙ ». Такая позиция в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.

Когда все ХОРОШО

Психологически здоровым можно признать человека, который оценивает себя – Я «+», умеет разглядеть позитивное начало в своих близких – Ты «+», охотно завязывает новые знакомства – Они«+», находит интересную работу – Труд«+».

Оценку и выбор жизненной позиции изначально ребенок начинает с самого себя – Кто Я «+» или «-»? Если выбирается «+» – ребенок признает себя сильным, талантливым, умным, способным, таким же, как папа / таким же, как мама.

Когда дело ПЛОХО

Если в возрасте 2–3 лет ребенок поставил себе «-» – он заведомо согласился с тем, что он туп, неловок, труслив, увы весь в папу/в папину маму, не интересен окружающим, не нужен. Именно такая жизненная позиция в 13–16 лет часто приводит школьниц совершенно нормальной комплекции, преследующих цель похудеть любой ценой, к анорексии с фатальным исходом.

Ты «-» расположен к конфликтам с членами своего микросоциума, которых он заносит в список неблагополучников. При этом проявляется его склонность к сарказму и едкой иронии, желание их перевоспитать и готовность распрощаться даже по пустяковому поводу. Если преобладает позиция Они«-», человек избегает новых контактов, а у новых партнеров в общении замечает только недостатки. Адаптация в малознакомой обстановке проходит черепашьими темпами. Если Труд«-» — присутствует постоянная неудовлетворенность материальным результатом. Тогда человек занят постоянным поиском лучшей работы, стремясь улучшить, главным образом, материальное благосостояние.

Важно: С появлением «-» в одной из позиций меняется позитивное содержание других. Так если «+» исчезает из позиции Ты «+», происходит искажения в восприятии Я. Тогда человек, общаясь с близкими проявляет высокомерие.

Реже практически во всех жизненных ситуациях все позиции характеризует «+» – личность стабильна. Когда в одни моменты жизни позиции остаются положительными, в другие – отрицательными – то не стабильна. Как заметил Литвак, присутствие даже одного минуса в личностном комплексе влечет за собой появление минусов в остальных, что рано или поздно приведет к неврозу.

Роли, как и сценарии, распределены заранее

Как сказал Эрик Берн: «Жизненный путь человека – его судьба определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Свобода дает ему возможность осуществлять собственные планы, а сила – вмешиваться в планы других». Но то, как он будет жить и то, как окончит свой жизненный путь человек решает для себя в раннем детстве. В дальнейшем вся его жизнь человека подчинена выбранному сценарию, который можно назвать жизненным планом.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, наша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Читайте так же:  Путеводитель по психопатам

Хотите узнать, над чем вам нужно трудиться уже сейчас?

Откуда ваши «проблемы»?

Пошагово разберёте свои финансы или здоровье и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

Жизненные позиции. Найди себя!

Если ребенка, появившегося на свет, окружает атмосфера любви, принятия и безопасности, то у него формируется позитивная базовая позиция человека – Я+ Ты+ (Я положительный, Ты положительный), ребенок приобретает прочное основание для положительной самооценки и позитивного, дружелюбного отношения к окружающим.

В силу различных обстоятельств: непринятие, отталкивание, пренебрежение, равнодушие со стороны родителей и т. д. у ребенка может сложиться ложное представление о самом себе и о внешнем мире, что приводит к возникновению других неестественных, нездоровых внутренних установок.

Выделяют 4 вида базовых позиций:

1) Депрессивная позиция Я- Ты+
2) Оборонительная позиция Я+Ты-
3) Бесплодная позиция Я-Ты-
4) Выигрышная позиция Я+ Ты+

Если Вы находитесь в положении, когда «Я +, Ты +», то смотрите на себя и других положительно и принимаете ситуацию — которая может подразумевать согласие или несогласие. Следовательно, Вы скорее всего, «найдёте общий язык» с собой и другими даже в этот момент, если Вам не нравится чье-то поведение.

Если Вы в позиции «Я -, Ты + », то скорее всего будете считать себя менее важным или способным, чем других. Так что будете отдавать свою силу и стремиться к тому, чтобы кто-то сделал что-то за Вас («потому что у Тебя намного лучше получается. чем у Меня») и так далее.

Депрессивная жизненная позиция доминирует у человека в его системе убеждений после пережитого опыта отвержения со стороны близких людей, родителей. Он принимает решение, что с ним что-то не так, «Я – плохой» (Я -), считает себя ни на что не способным, думает, что он хуже других, страдает от чувства неполноценности, некомпетентности, само-отвержения.

Неуверенность в себе рождает страх перед неуспехом, который реально провоцирует неудачу. Человек внутренне стремится к регулярному переживанию ситуаций неуспеха, даже в мелочах. Он постоянно ожидает неудачу, чтобы еще раз зафиксировать справедливость позиции родителей в отношении себя: с ним что-то не так, он не такой, какого они хотели, он ни на что не способен, не может им угодить и т. д. Он чрезвычайно зависим от мнения родителей и авторитетных фигур в своей жизни. Часто это проявляется в инфантилизме, в страхе брать на себя ответственность и принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу.

Человек с такой жизненной позицией регулярно переживает депрессию, уныние, стремится удалиться от других людей, предпочитает держаться на расстоянии. Он избегает всего нового, неожиданного; старается пребывать в уже знакомом кругу, в котором чувствует себя в относительно безопасном положении.

Если Вы в позиции «Я+, Ты -», то будете помещать себя в позицию «ступенькой выше» по отношению к другому ( » Я сделаю Тебя причиной всех моих неприятностей: без Тебя моя жизнь была бы намного лучше. Это гневная позиция, которая, в конце концов, приводит к тому, что я захочу «избавиться» от Тебя» ).

Человек ощущает ценность своей личности посредством доказательства своего превосходства над другими, посредством непреодолимого стремления контролировать все вокруг. Обычно он сам даже не замечает, что унижает, осуждает и обвиняет людей. Так как это происходит настолько естественно, что он искренне верит, что окружающие все делают неверно, виноваты во всех неприятностях (в том числе и его собственных проблемах). А уж он-то лучше других знает, как нужно делать, чтобы получилось хорошо.

Ему необходимо быть первым, лучшим, это достигается часто путем осуждения или принижения других, в невротическом соперничестве (комплекс превосходства). А также в попытках контролировать всех вокруг и стремлении выполнить любое дело на пределе возможностей, достижении совершенного успеха и демонстрации его окружающим с тем, чтобы показать, что они на это не способны.

Такой человек внутренне убежден, что достичь своих целей можно только путем неустанной борьбы, агрессивности по отношению к людям и миру. Агрессивность иногда скрывается и сублимируется, обретает социально приемлемые формы, но окружающие, особенно те, от которых данный человек никак не зависит, могут чувствовать себя дискомфортно в его присутствии, зачастую воспринимают его как подавляющего других, нечувствительного человека.

Позиция «Я -, Ты -» — «безнадежна». Если ни Я ни Ты не О’Кей, я не могу винить тебя за то, что случается: мы оба не О’Кей. Часто это временная ситуация, в которую два человека попадают в «низшей точке» ссоры: когда мы уже не виним себя или другого человека и оказываемся в «мертвой точке», в «безвыходном» положении.

Человек, ядро системы убеждений которого представлено бесплодной жизненной позицией, чувствует себя нелюбимым, отвергнутым, униженным; убежден, что жизнь бесполезна, полна разочарований, никто не может ему помочь.

Он отвергает людей и мир вокруг и чувствует себя отверженным, опустошенным, подавленным; основное действие — выжидание.

Человек, не осознающий ценность ни собственной личности, ни ценность личности окружающих людей, может быть социально опасен.

Внутренний конфликт довольно часто проявляется через попытки погрузиться в иную реальность (компьютер, алкоголь, наркотики, магия и т. д.), для того, чтобы спрятаться от внутренних проблем, по возможности не думать, не признавать и игнорировать их.

Поссмотрите, в какой жизненной позиции пребываете Вы?

Будьте всегда
в Настроении

Жизненная позиция: виды, характеристика и примеры

От Masterweb

Почему одни люди богаты и удачливы, а другие бедны и недовольны? Мы часто задаемся таким вопросом. Мол, повезло, нашел свою стезю, или же наследник богатых родителей, или вор, что угодно скажет пессимист. Но сам при этом ничего не делает, чтобы хоть на маленькую ступеньку приблизиться к их успеху. Об этом и многом другом будем говорить в статье.

В чем секрет счастья?

Жизненная позиция – это то, что влияет на наше подсознание, мысли, действия, восприятие мира. От нее будет зависеть окружение, модель поведения, сфера деятельности, душевность. С первой минуты общения с человеком понятно, какая у него жизненная позиция и есть ли вообще.

Иными словами это отношение личности к окружающему миру, которое отражается в его помыслах и поступках. Выделяют два основных вида:

  1. Пассивную жизненную позицию.
  2. И активную.
Читайте так же:  Кризис возраста у мужчин после 50 лет

Первая, ее еще называют конформистской, направлена на подчинение внешним обстоятельствам и окружающему миру. Такие люди, как правило, инертны, не проявляют никакого интереса к жизни. Не самосовершенствуются, не принимают решения в сложной ситуации, им легче обойти проблему стороной. Не держат слово, обманывают.

Вторая же способствует преобразованию влияющих факторов на индивида и ситуаций в его пользу. Поговорим о ней подробнее.

Особенности активной жизненной позиции

В первом случае люди направляют негативную энергетику на свершение плохих поступков. Они умышленно причиняют вред окружающим, навязывая всем свое мнение и цели, приносящие не пользу, а ущерб.

Позитивная жизненная позиция характеризуется высокой нравственностью и духовностью человека. Индивид ведет позитивный образ жизни, отвергает зло. Активная жизненная позиция – это ориентир, направляющий человека в правильное русло, чтобы тот трудился на благо общества, стремился приносить пользу людям на протяжении всего пути.

Истинно счастлив тот человек, который отдает больше, чем приобретает. Важно понять, что в жизни просто так ничего не дается, нужно упорно трудиться. А для этого необходимо выбрать верный жизненный путь, мыслить позитивно, не тратить время на нелюбимую работу, развиваться.

Когда и как она формируется?

Фундамент жизненной позиции закладывается в раннем детстве. И уже по мере взросления ребенка ее стенки либо укрепляются, либо ослабевают. Построение этого каркаса будет зависеть от родителей и близкого окружения, в котором рос индивид. А именно: от наследственности, воспитания, семейных традиций и прочего.

[3]

Но это не значит, если был получен плохой жизненный опыт, личность не будет обладать никакой или пассивной жизненной позицией, вовсе нет, ее сознательно можно изменить, как и характер. Итак, уясним: формирование жизненной позиции начинается с самого рождения. Посмотрите на себя со стороны, если вас не устраивает жизнь, переосмыслите ее, возможно, что-то делаете не так. Попробуйте изменить себя.

Поговорим о морали

Нравственные жизненные позиции человека характеризуют его внутренний духовный багаж и основаны на тех ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Нравственно индивид развивается в процессе жизнедеятельности в социуме, выражается в умении осознанно выстраивать отношения с людьми, самим собой, обществом, государством.

Формирование нравственных жизненных позиций, конечно же, будет зависеть от многих факторов, таких как окружение, характер личности, привычки, воспитание, семейные традиции. Для их формирования нужно выработать несколько качеств:

  • Необходимо научиться жить в гармонии с собой.
  • Выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственные позиции человека формируют модель поведения, направляющую к достижению успеха и благополучия.

Как определиться с лучшей жизненной позицией?

Необходимо проанализировать свою жизнь. Начните с привычек, пересмотрите ценности и приоритеты. Измените мышление. Приведем примеры жизненных позиций:

  • Оказание помощи людям. Помогая, человек приносит пользу не только другим, но и себе, потому что его обязательно отблагодарят добрым словом, наградят благословением. А это наивысшая награда.
  • Самосовершенствование. Также одна из лучших жизненных позиций, принесет ошеломляющий успех, приведет к достижению цели, а результат труда по достоинству оценят окружающие. Не бездействуйте, читайте книги, статьи, посещайте тренинги, развивающие курсы, занимайтесь спортом, ходите в театр и на выставки. Необходимо постоянно развиваться.
  • Семья и детки. Если вы выбрали для себя эту жизненную позицию, то вы мудры и умны. Ведь это — наше главное переназначение в жизни. Трудитесь, окружите детей любовью и заботой, помогите им самореализоваться, сделайте членов семьи счастливыми. Это наивысшее достижение.

Только вы сами можете определиться со своей лучшей жизненной позицией. Главное – не опускать никогда руки, двигаться вперед, не унывать. Поймите, что переживания, депрессии, страхи и плохое настроение не исправят ситуацию, а лишь усугубят ее. Расправляйте крылья, взлетайте, мечтайте и стремитесь к реализации цели.

Как это сделать?

Итак, разберемся, с чего начать, чтобы развить в себе активную жизненную позицию:

  1. Как говорилось выше, научитесь ставить цели. Не ставьте невыполнимых задач, цель должна быть конкретной, реально достижимой и в короткие сроки. Лучше маленькими шажками двигаться к большой мечте.
  2. Нужно избавиться от вредных привычек. Это не только курение и алкоголь, сюда можно отнести бесцельное времяпрепровождение. Не просиживайте часами за компьютерными играми, в социальных сетях и так далее. С пользой проводите выходные, посещайте музеи и выставки.
  3. Больше читайте полезной информации.
  4. Обучайтесь тайм-менеджменту. Технология поможет вам правильно организовать время и повысить эффективность его использования.
  5. Не закрывайтесь от внешнего мира. Познавайте его, открывайтесь для нового. Смените имидж, путешествуйте. Проявляйте интерес к неизвестным видам искусств, к примеру.
  6. Не бойтесь рисковать. Никогда не сомневайтесь в реализации идей. Не останавливайтесь на полпути.
  7. Оставляйте негативные воспоминания позади, извлекайте опыт и не оглядывайтесь в прошлое.
  8. Окружайте себя только позитивными людьми, перенимайте их знания.
Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы изменить свою жизнь к лучшему, необходимо действовать. Вы скажите, мол, легко говорить. Но опять же, сидеть сложа руки, рассуждать над ненужными вещами, попросту бездействовать – невыход, ничего не произойдет. Начните с малого, научитесь мыслить позитивно, и, потихоньку преодолевая небольшие препятствия, вы будет двигаться к своей цели, мечте.

Источники


  1. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.

  2. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.

  3. Теплицкий, А.Ю. Зеленый коридор. Таможенные правила. Трудовое законодательство. Жилищное право. Семейное право. Нотариат / А.Ю. Теплицкий, А.Б. Гурович, Е.Г. Карпова. — М.: Л. ИКА Здравствуйте, 2011. — 128 c.
  4. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.
  5. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.
Характеристика жизненных позиций
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here