Интерпретация арт терапии

Самое важное по теме: "интерпретация арт терапии" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Интерпретации рисунков в арт-терапии

Главная особенность арт-терапии — триадная связь вместо привычного психотерапевтического альянса. Триаду составляют арт-терапевт, участник арт-терапии и созданный им художественный образ или произведение искусства, между которыми возникают множественные вербальные, невербальные, визуальные коммуникации. Также можно обозначить другие триады: участник — арт-терапевт — группа; изобразительная продукция — участник — группа [15, 28, 32]. При исследовании изобразительного продукта арт-терапевт выделяет те факторы воздействия, которые составляют позитивный потенциал для изменений внутреннего мира, эмоционального, поведенческого паттернов участника арт-терапевтического процесса и облегчают ему «отреагирование» переживаний, эмоций, фантазий [41].

Итак, арт-терапевтический процесс представляет собой изобразительную работу, последующую коммуникацию с изобразительным продуктом, интерпретации автора, анализ групповой динамики, ретроспективное обсуждение арт-терапевтического процесса, рефлексию результатов. Он зависит от теоретической и профессиональной подготовки специалиста и стратегии арт-терапевтического взаимодействия. Арт-терапевтический подход к интерпретации рисунков не сводится к количественному и качественному анализу формальных признаков, хотя элементы такого анализа присутствуют. Бесполезно выбирать из всех возможных интерпретаций единственно верную, поскольку все они могут иметь значение, если помогают человеку. Интерпретация сопровождается обратной вербальной связью, и диагностика предполагает рефлексию самого автора изобразительной продукции, осознание им содержания своего внутреннего мира, травматического опыта и т. д.

В каждом графическом изображении, которое можно рассматривать и как невербальное сообщение для другого человека, остается что-то специфически индивидуальное. Как справедливо утверждают многие специалисты, арт-терапевту, стремящемуся разобраться в содержании рисунков клиента, надо строго ориентироваться на ассоциации самого автора рисунка и «язык» его тела, а не на собственные проекции и интерпретации [11, 20, 28].

Обратная вербальная связь построена на рефлексии автора работы, осознании им не только содержаний своего внутреннего мира, но и травматического опыта. Выступая одновременно в роли «свидетеля» и «автора», участник арт-терапии имеет возможность, по словам Р. Гудман, проводить рефлексию своего опыта, «переводя» информацию о нем, с эмоционального уровня на когнитивный [20].

Ниже приводятся элементарные, на первый взгляд, инструкции по технике обсуждения изобразительного материала, которые отражают суть и важность арт-терапевтического обсуждения [30, 70].

Автор изобразительной продукции:

· Должен иметь возможность рассказать о своей работе так, как он хочет.

· Комментирует те или иные части рисунка, проясняет их значение, описывает определенные формы, предметы, персонажи.

· Описывает свою работу (или отдельные элементы изображения) от первого лица, по возможности строит диалоги между отдельными частями работы, независимо от того, чем являются эти части. Если участник затрудняется в обозначении той или иной части изображения, арт-терапевт может дать свое объяснение. При этом следует спросить участника, насколько это объяснение представляется ему верным, — это можно выяснить как по вербальным, так и по невербальным реакциям участника.

· Фокусирует свое внимание на цветах. О чем они говорят ему? Даже если он не знает, что означает тот или иной цвет, фокусируясь на нем, он может что-то понять. Необходимо учитывать при этом, что цвета в одних случаях отражают свойства объектов, в других — отношение автора к этим объектам.

В свою очередь, арт-терапевт:

· Фиксирует особенности интонации, положение тела, выражение лица, ритм дыхания участника и использует эти наблюдения в дальнейшем обсуждении. Также предметом наблюдения со стороны арт-терапевта является возможное сильное напряжение участника в процессе обсуждения. В этом случае его внимание необходимо переключить на другую тему.

· Помогает участнику обнаружить связь между высказываниями об изобразительной работе и его жизненной ситуацией, осторожно задавая ему вопросы о том, что и каким образом может отражать данная работа. Следует сознавать, что участник может быть не готов принять объяснения арт-терапевта.

· Рассказывает о том, что он чувствовал в процессе создания работы, до ее начала, а также после ее завершения.

· Должен иметь возможность работать в удобном для него темпе, сознавая при этом, что он будет изображать то, что готов изобразить и отражать те состояния, к исследованию которых он готов. Он также должен иметь возможность почувствовать, что он сам контролирует изобразительный процесс и его результаты.

· Выделяет в работах наиболее устойчивые темы и образы. Со временем участник будет готов к тому, чтобы увидеть в своих изображениях единые смысловые линии в контексте всей проделанной работы.

Вместо независимой интерпретации формальных признаков изобразительной продукции используются разнообразные речевые стратегии, во многом проясняющие символику и скрытый смысл. Наряду с разнообразными формами обсуждения, разворачивающегося в связи с материалом изобразительной продукции, отслеживаются особенности мимики, движений, невербальной звуковой экспрессии и других реакций человека [30]. Важная роль при проведении обсуждения принадлежит клиенту и его точке зрения. Следует учитывать, что дискурс связан не только с речевым, но и с визуальным образом, а потому имеется высокая степень соответствия между созданным визуальным рядом и тем, как он интерпретирован и описан. Как утверждает С. Хоган: «Модели рассуждения определяют различные формы репрезентаций и, следовательно, опыта людей и понимания ими окружающего мира; они влияют на то, каким образом представители разных социальных групп воспринимают себя и представителей других групп, и на то, как они выражают свои взгляды в различных способах вербальной и визуальной коммуникации» [29, 74].

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 1284 | Нарушение авторских прав

Понятие арт-терапии вцелом

Понятие арт-терапии вцелом

Виды арт-терапии

Цветотерапия (хромотерапия)

История возникновения

Цели, задачи и методы

Понятие арт-терапии вцелом

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное наискусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительнымтворчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента.

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из фашистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии являетсясублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.

Читайте так же:  Правая боковая проекция

Развитие мелкой моторики рук развивает и совершенствует наш мозг, когда мы находимся в возрасте малого ребёнка. Когда же мы вырастаем, активация мелкой моторики наших рук занимается уже другой работой — не обучением, а исцелением.

Даже у очень тяжёлых пациентов арт-терапия устраняет апатию и безынициативность, приводит к стойкой ремиссии, часто заменяя собой медикаментозное лечение. Что уж говорить о действии арт-терапии на здоровых людей!

Виды арт-терапии

Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них:

1. Изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;

2. Библиотерапия — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;

3. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки; — имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

4. Сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

5. Кинезитерапия — воздействие через танцевально-двигательную; — драматерапия — разыгрывание какого либо сюжета;

6. Игровая терапия — основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность; —

7. Куклотерапия — основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;

8. Коррекционная ритмика — вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;

9. Хореотерапия (лечение танцем) — активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т. д.

Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, бодиарт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др. Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная:8 — при пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку; — при активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и историй и т.д. Кроме того, существует несколько моделей арт-терапии: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. Наибольший интерес представляет интегративная модель арттерапии, в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.

Дата добавления: 2017-03-11 ; просмотров: 906 | Нарушение авторских прав

Арттерапия

Элементы теории арттерапии появились в 40 – 60-е гг. ХХ в. в русле психодинамического направления на базе положений классического психоанализа З.Фрейда и аналитической психологии К. Юнга. В 60 – 80-е гг.теоретическая концепция арттерапии пополнилась взглядами гуманистических психологов (К.Роджерс, Ф.Перлз, А.Маслоу, Р.Мей), психологической теорией игр, динамической психиатрией, групп-анализом и др.

Использование арттерапии в работе с детьми в целях коррекции и оптимизации их развития началось еще в XIX в. в практике педагогов, дефектологов и врачей. Приемы изобразительной деятельности и рисования использовались для преодоления недостатков в развитии сенсомоторных способностей, стимулирования познавательного развития детей, имеющих интеллектуальные трудности.

Основная цель арттерапии связана с гармонизацией личности через развитие ее способностей самовыражения и самопознания, связанных с направленностью на поиск новых путей решения проблемы.

Искусство как символическая деятельность стимулирует креативные (творческие) возможности человека, поэтому арттерапия основана на искусстве и творческих продуктивных формах активности. Символический язык искусства позволяет преодолеть действие защитных механизмов, выделить проблемы и проанализировать их.

Различают директивную и недирективную арттерапию. В первом случае (директивная) задачи ставятся в прямом виде в качестве заданной темы и формы рисования, выполнения совместного рисунка и интерпретации символических значений рисунков. При недирективной арттерапии тема и форма рисования не задаются; психолог выполняет эмоциональную поддержку ребенка, оказывает ему необходимую помощь.

Традиционно различаются индивидуальная и групповая формы арттерапии. Приоритет отдается групповой форме. Центром арттерапии независимо от формы являются сложности эмоционально-личностного развития ребенка.

Основные виды арттерапии

– это собственно арттерапия (рисуночная терапия и терапия, основанная на изобразительном искусстве), драматерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, библиотерапия, терапия киноискусством. Наиболее разработаны техники рисуночной терапии.

Такие методы терапии, как психодрама, сказко-и мифотерапия, построены на общих для всех видов арттерапии механизмах и специфических для данного методы техниках и в настоящее время являются самостоятельными.

Остановится на характеристике основных видов арттерапии. В связи с тем что для работы с детьми наиболее разработана рисуночная терапия, мы дадим более полную характеристику этого метода.

Рисуночная терапия (собственно арттерапия). Собственно арттерапия – построена на использовании изобразительной деятельности и продуктов изобразительной деятельности, изобразительного искусства. Данный вид включает рисуночную терапию и терапию, основанную на изобразительном искусстве.

Терапия, основанная на изобразительном искусстве, является видом собственно терапии, сущность которого заключается в использовании терапевтического эффекта, возникающего при восприятии произведений изобразительного искусства.

Рисуночная терапия – более активный метод. К ряду эмоциональных проблем, являющихся приоритетными для реализации в методе рисуночной терапии, относятся эмоциональная депривация ребенка, трудности его эмоционального развития и ситуативного эмоционального состояния, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции. Рисуночная терапия особо показана при тяжелых эмоциональных нарушениях, несформированной коммуникативной компетентности и других проблемах, т.е. в тех случаях, когда сложности психического развития являются препятствием для проведения игротерапии. Противопоказания к проведению коррекции на основе метода рисуночной терапии в своей основе связаны с выраженными отставаниями в сформированности изобразительной деятельности и отсутствием мотивации к изобразительной деятельности.

В ходе арттерапевтических занятий психолог реализует ряд функций:

Ø эмпатическое принятие ребенка,

Ø создание атмосферы психологического комфорта и безопасности на занятии, психологическая поддержка;

Ø постановка задачи, ее структурирование и обеспечение принятия и сохранения ребенком; помощь в поиске формы выражения темы, заданной ребенку.

Ø Психолог также обеспечивает ребенка необходимыми для создания рисунка средствами, отражает и вербализует те чувства и переживания ребенка, которые он проявляет в процессе рисования и отражает в своем рисунке.

Условно выделяются 5 типов заданий, используемых в рисуночной терапии (2):

1. игры-упражнения с изобразительным материалом, связанные с экспериментированием с различными материалами с целью изучения их свойств и возможностей. Упражнения стимулируют интерес и потребность к изобразительной деятельности, снимают защитные барьеры (например, упражнения «Рисование пальцами», «Исследование цветов» и др.);

2. упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции, направленные на конструирование целостного осмысленного образа из неоформленных стимулов (например, «завершение рисунка» и др.);

3. предметно-тематический тип арттерапевтических заданий, позволяющих исследовать эмоционально-личностные проблемы клиента и включающих выполнение рисунков на свободную и заданную темы. В рисунках на заданную тему символизируются модели реальных или воображаемых ситуаций, заданных психологом (например, «Я дома», «Что я люблю», «Мой сон» и др.). Рисование на свободную тему является недирективным вариантом данного типа заданий, так как выбор темы, материала и т.д. осуществляет клиент, которого просят, не планируя заранее рисунок, полностью выразить себя в нем;

Читайте так же:  Мужчина говорит скучаю что значит

4. образно-символический тип арттерапевтических заданий, позволяющих ребенку переосмыслить значение тех событий, которые являются объектом рисования. Задания даются в виде абстрактных понятий (например, «счастье», «зло», «радость», «дорога жизни» и др.), что требует от клиента использования символизации в целях реализации задания;

5. игры-задания на совместную деятельность позволяют решать задачу оптимизации коммуникации как со сверстниками, так и с родителями и другими значимыми взрослыми. Упражнения могут включать задания перечисленных выше типов, также имеются специфические задания данного типа (например, «совместное рисование», «портреты членов группы» и др.)

Выделяются четыре основных этапа арттерапии (рисуночной терапии):

1. ориентировочный этап, направленных на адаптацию ребенка к условиям занятия, знакомство с материалами, возможностями и правилами их использования;

2. выбор темы рисования и эмоциональное включение ребенка в процесс;

3. поиск адекватной формы выражения, связанный с экспериментированием и поиском формы;

4. развитие формы в направлении более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы, путей ее преодоления, переход к решению конфликтной ситуации в символической форме.

Копытин А.И.Основы арттерапии. – СПб., 1999.

Практикум по арттерапии / Под ред. А.И.Копытина. – СПб., 2000.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Общая характеристика метода арттерапии

Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Термин «арттерапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К.Роджерса и А.Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. Важнейшей техникой арттерапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механшзм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский).

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам (работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение).

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает при интерпретации вытесненных переживаний, дисциплинирует группу, способствует повышению самооценки клиента, способности осознавать свои ощущения и чувства, развивает художественные способности. В качестве материалов на занятиях по арттерапии используются краски, глина, клей, мел. Арттерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Существует две формы арттерапии: пассивная и активная.

При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.

Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.

При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.

При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

Существуют различные варианты использования метода арттерапии:

— использование уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию клиентами;

— побуждение клиентов к самостоятельному творчеству;

Видео (кликните для воспроизведения).

— использование имеющегося произведения искусства и самостоятельное творчество клиентов;

— творчество самого психолога (лепка, рисование и др.), направленное на установление взаимодействия с клиентом.

Основные направления в арттерапии

Динамически ориентированная арттерапия берет свое начало в психоанализе и основывается на распознавании глубинных мыслей и чувствований человека, извлеченных из бессознательного в виде образов. Каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах. И тогда ему легче вербализовать и объяснить свои переживания.

В США одним из родоначальников использования искусства в терапевтических целях была исследовательница М. Наумбург. В рамках динамически ориентированной арттерапии выделяют творческую, интегральную, деятельную, проективную, сублимационную арттерапии.

К средствам арттерапии относят резьбу по дереву, чеканку, мозаику, витражи, лепку, рисунок, поделки из меха и тканей, плетение, шитье, выжигание.

Гештальториентированная арттерапия. Целями коррекции в этом виде арттерапии выступают:

Читайте так же:  Женщины стали богаче мужчин

— излечивание или восстановление адекватной «Я-функции»;

— помощь клиенту в осознании и интерпретации собственных переживаний с помощью образов-символов;

— пробуждение творческих сил, спонтанности, оригинальности, способности раскрываться, душевной гибкости.

Приемами арттерапии в гештальториентированном подходе являются: рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, написание рассказов, пение, музыка, выразительное движение тела.

Основная цель арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учетом реальности окружающего мира. Отсюда вытекает важнейший принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества. Арттерапия, направленная на коррекцию личностного развития, в зарубежной психологии широко применяется для разных возрастных групп: для детей с 6 лет, подростков, для взрослых и юношей. В последнее время широко применяется и в коррекции негативных личностных тенденций у лиц старшего и пожилого возраста.

В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта можно выделить следующие виды арттерапии: рисуночную терапию, основанную на изобразительном искусстве; библиотерапию, как литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; музыкотерапию; хореотерапию и др.

Наиболее полно разработана арттерапия в узком смысле слова, т.е. рисуночная терапия и драмтерапия.

Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной терапии являются: трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная депривация клиента, переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобические реакции, негативная «Я-концепция», низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

Применение арттерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Арт-терапия

Читайте также:

  1. АРОМАТЕРАПИЯ
  2. ГЛ А В А 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 2 страница
  3. История развития
  4. К волевым чертам характера не относят
  5. Методика проективного рисунка
  6. Показания для проведения арт-терапии
  7. ПРАВИЛА РАСШИФРОВКИ МЕТОК 1 страница
  8. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
  9. Психоэстетотерапия
  10. Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем
  11. Специальные методы исследования трудовых операций и деятельности 1 страница

Термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл(1938) при описании своей работы с

туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам

занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. .

Арт-терапияэто специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь

изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей 3. Фрейда и К. Г. Юнга, а в

дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития

личности К. Роджерса и А. Маслоу.

Основная цель

арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности

самовыражения и самопознания. С точки зрения представителя классического психоанализа, основным

механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению Юнга,

искусство, особенно легенды и мифы, и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени

облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса

между бессознательным и сознательным Я.

Важнейшей техникойарт-терапевтического взаимодействия здесь является техника активного

воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и

примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии

связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и

самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего Я. Создаваемые клиентом

продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и

установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению сторонников обоих

направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание

новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из

вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного

воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм

состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать

конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации

на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм

связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от

мучительного к приносящему наслаждение».

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным искусством носят

спонтанный характер — в отличие от тщательно организованной деятельности по обучению пациентов

рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также

особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта.

Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как можно более

[2]

произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество

разнообразных форм и методов 1 .

В зарубежной психотерапии выделяют четыре основных направления в применении арт-терапии:

1) использование для лечения уже существующего произведения искусства путем их анализа и
интерпретации пациентом (пассивная арт-терапия);

2) побуждение пациентов к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт рассматривается как основной лечебный фактор (активная арт-терапия);

3) одновременное использование первого и второго принципов;

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций : учеб. пособие. 2006. — 248 с. 141

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 142 of 147

4) акцентирование роли самого психотерапевта, его взаимоотношения с пациентом в процессе обучения его творчеству.

1 Психотерапия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 2000. Копытин А. И. Основы арттерапии. СПб., 1999.

[3]

Классификация, приводимая в книге Хайкина «Художественное творчество глазами врача», включает в себя роль эстетического компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня адаптации, на которой это действие проявляется:

— согласно взглядам Гольдштейна, творчество — это одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека, поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов;

— по мнению Маслоу, основной источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача психотерапевта — помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить и психопрофилактическим средством;

Читайте так же:  Бальзак оноре утраченные иллюзии

— широко распространены взгляды на арт-терапию как на особую форму реагирования и сублимации. Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс человека заменяется визуальным художественно-образным представлением. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу обеспечивает прямой доступ к бессознательному;

— некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения за счет возврата к
примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это
путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в
символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Произведение способствует
вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных
эмоций. Это особенно важно для тех, кто не может «выговориться». Выразить свои фантазии в творчестве
легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или выполнены в глине, нередко
ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается
защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арт-терапии больной
правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и сновидение, снимает барьер «эго-
цензуры», затрудняющий словесное выражение конфликтных бессознательных элементов. Творчество
открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для
пациента и необычной для всех остальных форме.

Как один из вариантов арт-терапии используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств. Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

[1]

Дата добавления: 2014-11-08 ; Просмотров: 1673 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Основные подходы и принципы арт-терапии

На сегодняшний день существует многообразие подходов в арт-терапии — психодинамический, трансперсональный, феноменологический, гуманистический, и активно развивающиеся в последнее врем инновационные направления — мультикультуральное, интегративное, феминистский подход.

Психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи З. Фрейда и К. Юнга считавших, что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических процессов [53, с. 217]. З. Фрейд рассматривал изобразительное творчество, как область проявления психической патологии и психологических проблем автора. Посредством изобразительного творчества активизируются компенсаторные процессы в психике, которые не только приводят к разрешению внутрипсихических конфликтов, но и способствуют развитию личности [28]. Для К.-Г. Юнга изобразительное творчество — чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. К.-Г. Юнг рассматривал символический язык изобразительного искусства как наиболее адекватный для выражения содержания личного и коллективного бессознательного, гораздо более точный и емкий, чем слова. Он верил в то, что человек, опираясь на «трансцендентные» свойства символов и собственный творческий потенциал, способен достичь самоисцеления. Искусство, особенно легенды, мифы, символические рисунки, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я» [68].

Родоначальником психодинамического направления в арт-терапии считается М. Наумбург (M. Naumburg). Согласно ее мнению, каждый человек способен выражать свои внутренние конфликты в визуальных формах, так он получает доступ к глубинным мыслям и чувствам, вытесненным в бессознательное» [28, 81]. Несколько иного взгляда придерживаются Э. Крамер и ее последователи, которые считают, что исцеляющий потенциал изобразительной деятельности заключается в возможности сублимировать разрушительные импульсы автора изобразительной продукции и предупреждать тем самым их непосредственное проявление в поступках [28, 76]. А наиболее значимым является то, что клиент получает опыт создания и авторства рисунка, а арт-терапевт выступает при этом в качестве только свидетеля [76].

Отмечено, что использование психодинамической модели арт-терапии имеет определенные ограничения, так как в частности, она наиболее продуктивна в решении клинических задач и в меньшей степени — в решении проблем в социальной сфере и образовании [28, c. 49]. Психодинамический подход, продолжая выступать в качестве одной из основных моделей арт-терапевтической практики, тем не менее, сдерживает ее развитие [28].

Трансперсональный подход (С. Грофф, Д. Кэмпбелл, Ш. МакНифф, К.-Г. Юнг и др.) оказал влияние на расширение диапазона особых или измененных состояний сознания, связанных с мистическим, религиозным, перинатальным или иными специфическими переживаниями, с последующим созданием художественных образов, отражающих эти переживания. В тех случаях, где необходимо пробудить спонтанность применяются техники активного воображения или интенсивной, направленной визуализации в сочетании с музыкой, глубокой релаксацией и с последующей изобразительной деятельностью, используются некоторые варианты песочной терапии [28, с. 86]. Основное положение этой школы выражается в следующем понятии: в каждом человеке существует некое духовное начало («духовное Я»), как ресурс развития, восстановления психической целостности [27, 28].

Гуманистическая психология и психотерапия способствовали превращению арт-терапии в психопрофилактический инструмент, в средство развития человеческого потенциала [30]. Принципиальное отличие данной модели психодинамического подхода состоит в использовании арт-терапевтического процесса с целью гармонизации и гуманизации отношений, личностного роста, с целью изменения качества сознания [7, 28, 47, 48]. Доказано также, что терапия искусством развивает правое полушарие мозга, то есть интуицию и ориентацию в пространстве [55]. С влиянием этого подхода связывают распространение представлений о креативности как постоянно присутствующем, внутрипсихическом ресурсе личности, развитие которого помогает в реализации собственного потенциала в разных видах деятельности (А. Г. Маслоу, К.-Г. Юнг, А. Эренцвейг и др.).

Гуманистический подход в арт-терапии предлагает различные формы работы, приближающие человека к его идеалу актуализации, которым является «полноценно функционирующий, целостный творческий человек» [48]. Художественное творчество может выражать восхищение человека, его экспериментирование и личностный рост. В подходе Ф. Перлза акцентируется внимание на игровом «эксперименте» средствами изобразительной или иной творческой работы, исследовании поведения в моделируемой ситуации, изучении реакций на новые формы опыта [28, с. 84]. Наиболее распространенные основания для применения этого подхода в арт-терапии: негативная «Я-концепция», искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, неадекватное поведение, конфликты в межличностных отношениях, нетерпимость и агрессивное отношение к окружающим и т. д. [32].

Читайте так же:  Психологическая помощь при суициде

Согласно представлениям арт-терапевтического феноменологического подхода именно в арт-терапевтическом процессе человек находит способ решения своих проблем. Cущность феноменологического подхода в арт- терапии заключается в том, что создатель художественной работы вовлечен в центр арт-терапевтического процесса, и становится главным наблюдателем собственной изобразительной продукции. Рассматривая порожденные им феномены, клиент познает себя, испытывает чувства и самостоятельно порождает субъективные смыслы, и эти смыслы не навязываются ему арт-терапевтом [25]. По мнению другого представителя данного подхода М. Бетенски, изобразительная деятельность является феноменом с определенной структурой, и человек (клиент) в своем изобразительном продукте обучается видеть некий смысл и связывать его со своим внутренним опытом. Все это ведет его к способности по-новому видеть и ощущать себя во внутреннем и внешнем мирах [8].

Рассмотрим коротко метод работы, представленный М. Бетенски. Под руководством арт-терапевта клиенты, не обученные никакому из искусств, учатся смотреть на продукты своего изобразительного творчества и видеть в них свои внутренние переживания, направляющие их руки в процессе творчества.

Основные постулаты метода:

1) продукт творчества является феноменом со своей собственной структурой;

2) участник арт-терапии учится видеть все, что содержит данный продукт;

3) необходимо, чтобы участник арт-терапии абсолютно точно вербально описывал структуру своей художественной работы;

4) участник связывает творческую работу с внутренним опытом.

Основные принципы, ступени данного метода:

Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание. Пробуя и смешивая краски в игровом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в отношении материала и самого себя.

Процесс творческой работы — создание феномена. Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности, а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты безмолвно уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. На этом этапе большинство клиентов демонстрируют сосредоточение, целеустремленность, вовлеченность, возбуждение, изобретательность, обнаружение проблем, и иногда их решение.

Феноменологическое интуитивное познание: визуальное представление; дистанцирование; процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения (направленность на предмет). Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко смотреть. Арт-терапевт может сказать клиенту: «Посмотри на свою картину, сконцентрируйся на ней. Когда картина находится прямо перед твоими глазами, она видна не так отчетливо, как если бы ты немного отошел от нее. Итак, посмотри на работу и обнаружь то, что ты раньше не видел».

Процедура «Что-ты-видишь?»: феноменологическое описание; исследование структуры (взаимосвязь компонентов и качество целостности); феноменологическое связывание и интеграция.

Задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт приглашает клиента описать, что он увидел на картине. Здесь важность индивидуального восприятия: что ты видишь, ты, создатель. Специалист может работать с этим материалом, потому что описание работы самим клиентом ведет к его внутреннему миру. Второй аспект касается чувств клиента — то, что его слушают, означает начало доверия. И третье — что ты видишь? Все, что видно клиенту в самом результате творческого самовыражения, а не предположения или домысливания исходя из установок теории, когда доказательства затуманены. Когда требуется, специалист помогает клиенту увидеть те особенности художественной работы, которые раньше оставались незаметными глазу, клиент должен научиться их видеть. Зачастую это особенности структуры, в частности соотношение компонентов между собой и с общей структурой, то, какую роль они играют в общей картине. Таким образом, описание ведет к динамическому изменению восприятия структуры картины и, следовательно, к переструктурированию внутреннего опыта клиента. Фактически возникновение любых связей между элементами художественной работы и внутренним опытом личности является актом интеграции.

В нашем подходе (работе с персоналом), особенно ценностна триада: группа- участник — художественный продукт. И зачастую, участник использует тот опыт, что группа дает обратную связь: что она видит, чувствует, и каковы ее ассоциации.

Сущность данного метода состоит в том, что клиент — создатель художественной работы — находится в центре терапевтического процесса. Именно клиенты, рассматривая порожденные ими феномены, познают себя и испытывают чувства. Таким образом, клиенты сами порождают субъективные смыслы, им их никто не навязывает.

Очевидно, что первоначально теоретической базой арт-терапии служила аналитическая психология. З. Фрейда, К.-Г. Юнга, и в дальнейшем арт-терапия приобретала все более широкую концептуальную базу. К сформировавшимся в последние годы инновационным направлениям арт-терапии можно отнести [5, с. 8]:

Мультикультуральное направление, предполагающее повышенное внимание специалиста в области арт-терапии к социальному и культурному опыту клиента, тесно связанное с учетом его этнической, расовой, классовой и профессиональной принадлежности (Л. Турнер-Шиклер, Н. Хеуш, Ф. Элдридж, Д. Юрт).

Феминистский подход, в более широком смысле гендерно-ориентированное направление, связанное, связанное с изучением влияния традиционной культуры и социальных норм на отношение к женщинам в семье и обществе, а также с изучением сексуального поведения людей нетрадиционной сексуальной ориентации (В. Мартин, М. Фабр-Лавин, С. Хоган и др.).

Интегративное направление, отражающее одновременное или последовательное применение визуальной, сенсомоторной, драматически-ролевой и музыкальной экспрессии (П. Уайтекер, Г. Хульбут и др.).

Социально-конструкционистское или нарративное направление, тесно связанное с использованием различных моделей анализа системы: отношений и поведения клиента и интерпретации его изобразительной продукции, включая «множественную интерпретационную стратегию» (М. Барби, Э. Келиш, И. Рили). Как отмечает И. Рили, при использовании социально-конструкционистского подхода арт-терапевт представляет различные материалы и средства для художественной работы, а клиент самостоятельно определяет значение художественного продукта. В последующем, при обсуждении художественного образа, они оба занимают исследовательскую позицию [5].

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-11-20 ; просмотров: 1524 | Нарушение авторских прав

Источники


  1. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.

  2. Чернова, Г. Р. Психология общения / Г.Р. Чернова, Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 240 c.

  3. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.
  4. Джил, Зарин Секреты еврейской матери / Зарин Джил. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 174 c.
  5. Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Десять секретов Любви. Косметическая акупунктура (комплект из 3 книг + колода из 40 карт). — М.: ИГ «Весь», 2015. — 524 c.
Интерпретация арт терапии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here