Интерпретация методики дом

Самое важное по теме: "интерпретация методики дом" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Психологический тест: Дом-Дерево-Человек

Тест «Дом — Дерево — Человек» был предложен Дж.Буком в 1948 году и представляет собой проективную методику исследования личности. Он предназначен как для взрослых, так и для детей, также может быть использован при проведении группового обследования.

Испытуемому предлагают нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводят детально разработанный опрос. Выбор предметов для рисования автор обосновывает тем, что они знакомы каждому обследуемому, наиболее удобны как объекты для рисования и, наконец, стимулируют более свободные словесные высказывания, нежели другие объекты.

При использовании теста «Дом — Дерево — Человек» Р.Бернс всегда просил своих обследуемых изобразить дерево, дом и человека в одной происходящей сцене, на одном рисунке. Он считал, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то можно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

Инструкция к тесту

«Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом, дерево и человека. Вы можете рисовать их так, как Вам захочется. Вы можете стирать нарисованное столько, сколько Вам угодно. Также Вы можете обдумывать рисунок необходимое Вам количество времени. Все это никак не отразится на Вашей оценке. Постарайтесь нарисовать дом, дерево и человека, как можно лучше, во всех важных, на Ваш взгляд, деталях и подробностях».

Испытуемый может выражать отказ. Такая манера поведения характерна для человека среднего и пожилого возраста. Обычно она сопровождается утверждениями типа: «я не художник», «я не умею рисовать», «в школе у меня не было такого предмета, как рисование», «на рисовании я всегда получал негативные отметки» и т. д.

В таком случае, исследователю необходимо убедить испытуемого, что тест «Дом — Дерево — Человек» — это не тест на художественные способности, что Вас интересуют нечто другое, нежели способности испытуемого к рисованию. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-то подручный предмет, скажи ему, что рисунок необходимо выполнить от руки.

В процессе проведения теста «Дом — Дерево — Человек» важно записывать:
1) все аспекты и нюансы, связанные с фактором времени:
а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию;
б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования;
в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок;

2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их; отклонения от последовательности изображения деталей обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку может помочь более качественно оценить завершенный рисунок;

3) все спонтанные комментарии, сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека в связке с последовательностью нарисованных деталей; процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, которые, на первый взгляд, совершенно не соответствуют изображаемым объектам, тем не менее, они могут предоставить много полезной информации об испытуемом;

4) любую эмоцию, проявленную испытуемым в процессе выполнения теста в связке с изображаемой в этот момент деталью; процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления и они должны быть записаны.

Чтобы вести записи более успешно, исследователю необходимо сделать так, чтобы наблюдать за процессом рисования можно было свободно и беспрепятственно. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако, в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными, это вынудит их скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования.

Пост-рисуночный опрос к тесту «Дом — Дерево — Человек»
После того, как невербальная фаза теста «Дом — Дерево — Человек» завершается, исследователю необходимо предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и проинтерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Важно учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, после завершения рисунков испытуемый вполне вероятно вербализует то, что до настоящего времени не мог выразить.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек», состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными.

Пост-рисуночный опрос не является жестко ограниченной процедурой, исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек».

Вопросы пост-рисуночного опроса к тесту

Вопросы к рисунку о человеке:
Ч1. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)?
Ч2. Сколько ему (ей) лет?
Ч3. Кто он?
Ч4. Это Ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?
Ч5. О ком Вы думали, когда рисовали?
Ч6. Что он делает? (и где он в это время находится?)
Ч7. О чем он думает?
Ч8. Что он чувствует?
Ч9. О чем Вас заставляет думать нарисованный человек?
Ч10. Кого Вам напоминает этот человек?
Ч11. Этот человек здоров?
Ч12. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч13. Этот человек счастлив?
Ч14. Что именно на рисунке производит на Вас такое впечатление?
Ч15. Что Вы чувствуете по отношению к этому человеку?
Ч16. Считаете ли Вы, что это характерно для большинства людей? Почему?
Ч17. Какая на Ваш взгляд погода на рисунке?
Ч18. Кого напоминает Вам этот человек? Почему?
Ч19. Чего больше всего хочет человек? Почему?
Ч20. Как одет этот человек?

Читайте так же:  Как проявляется приступ эпилепсии

Особенности проведения пост-рисуночного опроса

По завершении этапа пост-рисуночного опроса, исследователю предстоит выяснить то возможное значение, которое может иметь для испытуемого наличие необычных или отсутствие «обязательных» деталей в pисунках, соотношение любых необычных пропорциональных, пространственных или позиционных отношений между нарисованными объектами или их фрагментами.

Например, исследователю необходимо узнать у испытуемого о значении таких необычных деталей в рисунке дома, как разбитые стекла, дырявая крыша, обвалившийся дымоход и т.д.; в рисунке дерева — рубцы, тени, сломанные или мертвые ветви и т. д.

Принято считать, например, что рубцы на стволе дерева, сломанные или поврежденные ветви, почти неизменно символизируют «душевные раны» — следствие психологических травм, перенесенных испытуемым в прошлом. Время, когда произошел травмирующий эпизод, можно определить по расположению рубца на стволе, принимая основание ствола у корней дерева за период раннего детства, верхушку дерева — за настоящий возраст испытуемого, а расстояний между ними — за промежуточные годы.

К примеру, если 30-летний испытуемый нарисовал рубец примерно на высоте одной трети ствола от его основания, то травмирующий эпизод мог предположительно произойти в 9-11-летнем возрасте. Исследователь может спросить: «Что необычного произошло с Вами, когда Вам было около 10 лет?».

Считается, что изображение тени на рисунке имеет большое значение и может представлять собой:
1) символизацию чувства тревоги, переживаемой испытуемым на сознательном уровнe;
2) наличие фактора, который своим постоянным присутствием в психологическом настоящем или в недалеком прошлом, вероятно, препятствует нормальной интеллектуальной работоспособности.

Речь идет о сознательном уровне, потому что обычно тени изображаются на земле, которая символизирует реальность. Ухудшение интеллектуальной работоспособности подтверждается рассеянностью. Тень предполагает осведомленность испытуемого о существовании другого элемента — солнца, которое обычно забывают нарисовать, это, в свою очередь, и имеет определенное качественное значение. Исследователю необходимо обратить внимание, на какую поверхность падает тень: на воду, землю, снег или лед…

Исследователю необходимо постараться получить от испытуемого объяснение отсутствия обычных деталей — окон, дверей или дымохода в рисунке дома; ветвей в рисунке дерева; глаз, ушей, рта, ступней и т. д. в рисунке человека — в том случае, если предположение об умственной отсталости испытуемого лишено основания.

Если в рисунке отмечены какие-то необычные позиционные отношения объектов, то необходимо определить, чем это вызвано. Например, если нарисованы покосившийся дом, наклонившееся в одну сторону дерево или дерево со скрученным стволом или как будто бы падающий человек, исследователю необходимо попросить испытуемого объяснить, в чем причина такого положения.

Как уже говорилось выше, в рисунке дерева каждая сторона имеет свое временное значение: правая — это будущее, левая — прошлое, то же самое, хотя и не настолько определенно, можно сказать и о рисунке дома. Однако оказалось, что на рисунок человека это, как правило, не распространяется, потому что — если говорить о рисунке человека в профиль — правша обычно рисует фигуру, обращенную лицом влево, а левша — обращенную вправо.

Исследователю необходимо попытаться установить причины любого необычного положения рук или ног нарисованного человека. Если человек нарисован в абсолютный профиль, так, что видна только одна его сторона, и нет никаких признаков существования другой, исследователю необходимо попросить испытуемого oписать: 1) положение невидимой руки, 2) если что-нибудь, есть в этой руке, то что именно, 3) что нарисованный человек этой рукой делает.

Время проведения пост-рисуночного опроса не oграничено. Однако, если обследование затягивается, и его объем превышает объем формальной части (64 вопроса и дополнительный опрос, приведенный выше), то его завершение, вероятно, лучше перенести на следующий сеанс.

Исследователю можно порекомендовать отмечать кружочками номер любого вопроса, ответ на который, как ему кажется, требует дополнительного пояснения в последующей беседе. Также очень полезно дать испытуемому высказать свои ассоциации, касающиеся содержания рисунков и пост-рисуночного опроса.

Пост-рисуночный опрос теста «Дом — Дерево — Человек» преследует 2 цели:

  1. создать благоприятные условия для того, чтобы испытуемый, описывая и комментируя рисунки, олицетворяющие жилище, существующий или некогда существовавший предмет и живущего или некогда жившего человека, мог отразить свои чувства, отношения, потребности т. д.;
  2. предоставить исследователю возможность прояснить любые непонятные аспекты рисунков.

Интерпретация признаков теста «Дом — Дерево — Человек»:
Дом — Дерево — Человек: Дом
Дом — Дерево — Человек: Дерево
Дом — Дерево — Человек: Человек

Методика «Домик»

Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Процедура обследования
Перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

  1. какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  2. как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;
  3. быстро или медленно проводит линии;
  4. отвлекается ли во время работы;
  5. высказывания и вопросы во время рисования;
  6. сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

Читайте так же:  Причинение вреда здоровью в состоянии аффекта

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «О» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

[1]

Методику «Домик» можно рассматривать как аналог II и III заданий теста Керна-Йирасека, а именно: срисовывание письменных букв (II задание) и срисовывание группы точек (III задание). Сопоставление результатов по указанным методикам позволило сделать вывод, что методика «Домик» выявляет те же психологические особенности в развитии ребенка, что и II и III задания теста Керна-Йирасека.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога/Под ред. И.В.Дубровиной.- Вып.1. – Н.Новгород, 1996. — с.23-26.

Педагогика

Важным этапом в жизни ребёнка является переход с одной ступени образования на другую. Как определить, легко ли справится малыш с началом обучения в школе? Существует ряд методик, определяющих физическое и психомоторное развитие ребёнка. Одним из способов диагностики готовности к школе является тест «Домик».

Суть методики Н.И. Гуткиной «Домик»

Тест «Домик» в качестве диагностики готовности ребёнка к учёбе был разработан Ниной Иосифовной Гуткиной, профессором кафедры психологии МГППУ, заведующей лабораторией «Психология готовности к школе». Эта методика представляет собой разновидность проективного рисунка, но испытуемому нужно не придумать изображение, а повторить готовое. Каждая деталь в схематичном домике, который предлагается в качестве стимульного материала, составлена из разных элементов строчных и заглавных букв. Целями приёма является определение:

  • способности ребёнка копировать многокомпонентную исходную модель;
  • развитости внимания;
  • умения воспринимать объекты в пространстве;
  • степени сенсорной координации;
  • уровня формирования мелкой и крупной моторики пальцев и рук.

Тест может проводиться с детьми 5–10 лет. При этом в возрасте 5–6 лет основная цель тестирования заключается в определении того, насколько ребёнок подготовлен к школе, а в младшем школьном задача уже несколько иная: проследить преобразования в развитии моторики и сенсорного восприятия испытуемого.

Проведение теста среди дошкольников и младших школьников

Исследование может проводиться как один на один с испытуемым, так и в группах по несколько человек — всё зависит от личностных особенностей детей. С активными тестируемыми лучше работать индивидуально, а с менее темпераментными допускается и в малых объединениях по 3–4 человека. Единственное ограничение: диагностику нельзя организовывать с детьми, страдающими нарушениями зрения.

Читайте так же:  Как правильно воспитывать девочку

Для работы потребуется подготовить:

  • стимульный материал (изображение домика);
  • белый лист формата А4;
  • карандаш (желательно простой).

Инструкция:

  1. Ребёнок получает всё необходимое.
  2. Экспериментатор объясняет: «Видишь симпатичный домик на картинке? Попробуй нарисовать такой же на чистом листе».
  3. Затем взрослый уточняет: «Будь внимательным, у тебя нет резинки, поэтому стереть ничего нельзя будет. Если всё же ошибёшься, то поверх неправильного элемента нарисуй так, как считаешь нужным».
  4. После этого испытуемый приступает к выполнению задания, а взрослый наблюдает за ним и отмечает для себя особенности процесса.
  5. Когда домик будет готов, нужно попросить ребёнка убедиться, всё ли точно он перерисовал. Если малыш найдёт ошибку, то можно позволить её скорректировать.

Обработка и интерпретация результатов

Экспериментатору нужно рассмотреть изображение и выставить очки за все недочёты, которые допустил ребёнок:

Чем больше сумма баллов, тем хуже ребёнок справился с заданием. Нормы для определения уровня развития исследуемых показателей таковы:

  • 0 баллов — хорошо развитое произвольное внимание и сенсомоторное восприятие пространственных объектов;
  • 1–2 балла — средняя развитость моторики и произвольного внимания;
  • Больше 4 баллов — слабое развитие всех показателей.

По данным исследований кафедры психологии МГППУ, среди 250 испытуемых детей в возрасте 5–5,5 лет ни один не получил 0 баллов. Объясняется это неполной зрелостью структурных клеток мозга, которые в ответе за моторную и сенсорную координацию.

В 10 лет оценка больше 1 балла говорит о нарушениях в произвольном внимании или в сенсомоторной функции рук. С 5 до 9 лет результат, составляющий 2–4 очка, не является критичным, а вот оценка больше 6 — повод задуматься о психо-физиологическом соответствии ребёнка своему возрасту. Для деток 5 лет 5 очков не считается отклонением, а для 10-летних детей этот результат уже неудовлетворителен и требует проведения дополнительных занятий с прописями для отработки написания элементов букв. Однако при интерпретации важно не вешать ярлык на ребёнка, а учитывать его темперамент, уровень общего развития и обстановку вокруг.

Очень информативными могут быть и наблюдения за тем, как испытуемый срисовывает домик. Поэтому стоит обратить внимание:

  • левша или правша тестируемый (от этого могут быть нарушения в копировании линий, которые не должны учитываться при подсчёте баллов);
  • как строит работу с исходным изображением (часто смотрит на него или больше опирается на свою память, прорисовывает ли воздушные элементы над образцом или мельком сверяет с оригиналом — всё это показатели внимательности и усидчивости);
  • быстро ли ребёнок рисует штрихи (это наблюдение позволяет сделать вывод о темпераменте испытуемого);
  • отвлекается ли от процесса — такие действия говорят о внимательности или её отсутствии;
  • как часто тестируемый задаёт вопросы при выполнении задания или комментирует его — это показывает уровень общительности и желание качественно довести начатое до конца;
  • сравнивает ли ребёнок завершённые детали с исходным рисунком — на основании этого можно сделать вывод об умении работать с моделью.

Методика «Домик» — удобный способ диагностирования способности ребёнка концентрироваться и воспроизводить образец. К анализу получившегося у малыша рисунка нужно подходить со всей ответственностью, чтобы точно определить, находится ли результат в границах допустимых отклонений.

Проективный тест «Три дерева»: диагностика эмоциональных отношений в семье

Диагностическая и психокоррекционная работа с детьми и подростками не будет полной без анализа отношений ребёнка с близкими. Чтобы его провести, можно воспользоваться проективной методикой «Три дерева». Этот способ исследования прост и интересен как для выполнения испытуемым, так и для проведения организатором.

Характеристика методики «Три дерева»

Тестирование «Три дерева» помогает определить возможные семейные конфликты и их причины и подобрать оптимальный вариант налаживания отношений тестируемого с близкими.

Диагностика отличается тем, что не предполагает изображение ребёнком деревьев в качестве сравнения с членами семьи, как рекомендуется авторами некоторых других похожих тестирований. Предлагая напрямую нарисовать родителей в виде животных, деревьев, растений, можно подтолкнуть малыша к приукрашиванию выбранного образа. Тест предусматривает рисование испытуемым растений такими, какими он их себе представляет, сравнение объектов с близкими родственниками проводится после завершения создания иллюстрации.

Выбор количества изображаемых деревьев неслучаен: в этом случае дети в ответ на просьбу об изображении трёх растений неосознанно проецируют на бумагу свои отношения с родителями. Чаще всего объекты — это сам малыш и мама с папой, но в некоторых случаях возможно сравнение деревьев с другими близкими родственниками — братом, бабушкой, сестрой, тётей и так далее. Существуют ситуации, когда исследуемый представляет людей, не находящихся с ним в родственных отношениях, но близких ему и ассоциирующихся у него с семьёй — сосед, друг или подруга родителей.

Проведение диагностики среди дошкольников и младших школьников

Перед началом тестирования нужно постараться расположить ребёнка к доверительной беседе. Для этого полагается выбрать соответствующую обстановку и тон общения. Разговаривая с малышом, необходимо получить как можно больше информации о той среде, в которой он живёт: кто находится с ним в одной квартире, как зовут членов семьи, чем они заняты (учатся, работают или находятся на пенсии). Ребёнок может поведать и о самом жилище: сколько в нём комнат, кто из близких обитает в том или ином помещении и так далее.

На время выполнения ребёнком задания организатор может удалиться для беседы с родителями испытуемого

Потом исследователю предстоит дать тестируемому словесную инструкцию. Она проста: «Нарисуй на листе бумаге любые три дерева». Для рисования малышу предлагаются чистый бумажный лист формата А4 горизонтального расположения и цветные карандаши или фломастеры. На время создания рисунка организатор диагностики может выйти из комнаты для беседы с родителями и задать им интересующие вопросы по поводу семейных отношений и места ребёнка в ячейке общества. Такой разговор в дальнейшем поможет подтвердить или опровергнуть те или иные предположения о внутрисемейных проблемах.

Когда ребёнок завершит работу над заданием, исследователь обязательно должен сказать тёплые слова по поводу нарисованного, похвалить ребёнка за то, что он справился с поставленной задачей. Поддержка малыша — один из важнейших моментов тестирования рассматриваемого типа.

Читайте так же:  Противоречие основа конфликта

Затем организатору нужно предложить ребёнку назвать и подписать каждое дерево, воспользовавшись подходящим цветным инструментом. У детей дошкольного возраста, не умеющих писать, взрослый спрашивает разрешения сделать надпись, тем самым показывая уважение к его выбору и внимание к личному пространству.

Видео (кликните для воспроизведения).

Следующим этапом является разговор с испытуемым. Ему нужно задать вопросы, но сделать это ненавязчиво, стараясь вывести малыша на максимальную откровенность. Сначала исследователь просит тестируемого ответить на «удобные» и комфортные, постепенно переходя к вопросам острым и не всегда приятным. Примерный их перечень:

  • Как называются деревья?
  • Какому ты больше всего симпатизируешь?
  • Почему тебе это нравится больше других?
  • Какое из деревьев моложе (старше) остальных?
  • Какое самое красивое, по твоему мнению?
  • Какое некрасивое и почему?
  • Почему дерево получилось изогнутое и корявое (и так далее)?

Разговор с ребёнком — обязательный этап тестирования

Полученная информация поможет проследить сравнения, сформировавшиеся у ребёнка естественным образом (без прямых ассоциаций с членами семьи). Все ответы полагается фиксировать, краткие подписи можно делать на самом рисунке (с разрешения малыша).

Очень важным моментом может стать вопрос о том, почему ребёнок нарисовал не три, а два или одно дерево. Отсутствие отца или матери, конфликт в отношениях может выразиться на рисунке в виде «недостачи» одного (или двух) деревьев.

Затем взрослому необходимо предложить ребёнку представить себя садовником и ухаживать за деревьями («Ты — садовник, что будешь делать с каждым деревом?»). В случае непонимания вопроса необходимо расширить предлагаемые сюжетные обстоятельства пояснениями: деревья можно поливать, удобрять, выкапывать, пересаживать, обрезать ветви, собирать урожай и так далее. При этом нужно непременно уточнить, что в отношении растений можно и ничего не предпринимать, если с ними всё хорошо и благополучно. Все предлагаемые испытуемым действия также фиксируются на рисунке рядом с деревьями.

Завершающий этап процесса тестирования — предложение испытуемому сравнить каждое изображённое дерево с членами семьи. Ребёнок может подписать объекты или доверить этот процесс организатору, но цвет должен выбрать только сам тестируемый. Важно подготовить малыша к сравнению растений и членов семьи, чтобы избежать прямых ассоциативных моментов. Подготовить почву для правильного прохождения этого этапа теста поможет дополнительное простенькое задание (например, по ранжированию каких-либо предметов в школе, дома, на улице — от самого приятного до вызывающего острую неприязнь).

Образец протокола тестирования

(Алгоритм по проведению методики «Три дерева»)

4. Что можно было бы сделать для каждого дерева?

(полить, внести удобрения, пересадить, огородить, или им и так хорошо)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5. Сравнить деревья с членами семьи.

При этом ребенок подбирает для каждого члена семьи карандаш наиболее подходящего для этого человека цвета.

Обработка и интерпретация результатов проективного теста

Расшифровка результатов тестирования — самый ответственный момент в диагностике. При интерпретации учитываются:

  • рисунок со всеми деталями (расположение и величина деревьев, детали, цветовые предпочтения);
  • ответы на вопросы исследователя;
  • ассоциация деревьев с родственниками;
  • предлагаемые ребёнком действия с растениями;
  • поведение тестируемого, его эмоциональные и телесные реакции.
  • Рассмотрение композиции

    Расположение деревьев можно интерпретировать таким образом: на первое место ставится дерево, символизирующее члена семьи, на плечах которого находится вся ответственность. В центре, как правило, изображается самый важный персонаж. Ребёнок, нарисовавший себя между двух деревьев (мамы и папы), может быть воспринят как своего рода «разделитель» между супругами (скорее всего, общение у взрослых происходит лишь через сына или дочь, а между собой сведено к минимуму).

    Если в семье количество родственников больше трёх, то некоторые близкие люди могут быть «исключены» из рисунка. Некоторые дети, несмотря на инструкцию, изображают дополнительные деревца, которые при разговоре соотносятся ими с теми людьми, которые занимают важное место в жизни.

    Деревья могут быть нарисованными на общей грунтовой местности — это хороший показатель, которые говорит о прочности и крепости семейных взаимоотношений. Деревья малыш может расположить вплотную друг к другу или на значительном расстоянии, что сигнализирует о значимости отношений с близкими людьми.

    Величина объекта показывает значение того или иного члена семьи в глазах ребёнка. Как правило, авторитетные и имеющие большое влияние родственники оказываются представленными в виде высоких и «добротных» деревьев.

    Рассматривая нарисованные деревья, организатор может отметить кривизну ствола, изогнутость ветвей, наличие дупла и другие нюансы — всё это свидетельствует о травмах, болезнях, неблагополучии. Деревья с плодами чаще всего ассоциируются детьми с людьми-альтруистами, с теми, для кого «служить добру» является непустым звуком.

    Интерпретация оттенков рисунка

    Используемые цвета тоже могут многое рассказать исследователю о состоянии тестируемого

    Очень показательными являются цветовые предпочтения ребёнка. Выводы о выбранном оттенке нужно делать с учётом того, что каждый спектр имеет как положительные, так и отрицательные показатели:

    Обсуждение цветовых ассоциаций поможет составить ясную картину психологического состояния малыша. Более полное представление о выборе оттенка дадут ответы тестируемого на вопросы: «Какой цвет может изобразить радость?», «Какого цвета печаль?» и так далее.

    Анализ беседы и поведения

    Эти моменты проективной диагностики не могут интерпретироваться однозначно. Большую роль в анализе ответов и действий ребёнка играет профессионализм и опытность исследователя, именно на эти качества нужно полагаться организатору при составлении выводов по результатам беседы.

    Когда ребёнок выбирает роль садовника, стремящегося каким-либо образом изменить состояние деревьев, это символизирует желание внести определённые изменения в отношения с семьёй, а также возможную нехватку общения с близкими родственниками или людьми, значимыми в жизни испытуемого.

    Если психологу или педагогу важно понять внутрисемейную обстановку, то можно предложить ребёнку пройти диагностическое обследование «Три дерева». Этот тест — лакмусовая бумажка отношений детей с родственниками. Результаты такой диагностики помогут вскрыть корни некоторых проблем и облегчат планирование коррекционной работы.

    Методика «Дом — Дерево — Человек»

    Техника «Дом – Дерево – Человек» используется психотерапевтом для диагностики личности или группы. Эта техника универсальна, т.к. все три темы – дом, дерево, человек – понятны даже маленьким детям. Ее применяют в индивидуальной и групповой работе, для выявления общих черт в группе; в работе с детьми, которые только начинают учиться в школе; в отборе персонала.

    Инструкция данной техники очень проста. Тестируемого просят нарисовать дом, дерево и человека. Дополнительных комментариев инструкция не содержит и испытуемый рисует их так как захочет сам. Особенность данной техники состоит в том, что последовательность предъявления тем всегда остается неизменной, т.к. в соответствии с предъявленной темой увеличивается уровень психологической трудности, ведь дерево, тем более человек, сильнее провоцируют личностные реакции.

    Читайте так же:  К конфликту интересов может привести

    Рисуя дом личность всегда отражает вопросы, связанные со своей семьей, свое место в ней. Так же дом представляет собой место, где мы ищем тепло, уют, заботу, любовь, безопасность (например, дом с трубой, из которой идет дым зачастую связывают с желанием тепла и уюта).

    Возможна отдельная интерпретация рисунка дома. Так если дом рисует ребенок, то рисунок может отражать отношение к родителям, братьям, сестрам. Важны детали дома, так дети младше 8 лет обычно рисуют трубу вертикально по отношению к наклонной плоскости крыши, это говорит о том, что ребенок перешагнул важный порог в своем когнитивном развитии. Взрослый человек рисуя дом, может проецировать свои семейные отношения с мужем/женой.

    [3]

    Но более полная, точная интерпретация возможна после учета всех деталей трех рисунков, а также сравнения результатов других методик, истории болезни.

    Расшифровка символов и знаков (основные)

     Основные (норма) – по крайней мере одни двери, одно окно, одна стена, крыша и труба.

     Дополнительные (кусты, цветы, тропинка и т.д.) – необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства, которая иногда связана с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать межличностные конфликты.

    2. Труба – символ теплых, интимных отношений; иногда может быть связана с фаллической символикой.

     Отсутствие трубы – нет тепла в психической сфере или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола.

     Слишком большая труба – слишком преувеличена сексуальная сфера, также возможны эксгибиционистские тенденции.

     Много дыма – говорит о внутреннем напряжении.

     У основания дома, без лестницы – недоступность в интерперсональных контактах.

     Отсутствие двери – крайние трудности в контактах с другими людьми.

    [2]

     Открытые двери – сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира.

     Очень большие двери – чрезмерная зависимость от других.

     С замком или с завесами – дефенсивность, т.е. защитная позиция.

    4. Забор вокруг дома – необходимость эмоциональной защиты.

    5. Водосточный желоб – подозрительность.

     Плоская (одна линия между двумя стенами) – отсутствие воображения или эмоциональная заторможенность.

     Очень большая крыша – поиск удовлетворения в фантазиях.

     Закрытые ставни – крайняя дефенсивность (защитная позиция).

     Открытые ставни – способность приспосабливаться в интерперсональных контактах.

     Очень длинная тропинка – ограниченная доступность.

     Узкая тропинка около дома, широкая на другом конце – личность поверхностно дружелюбная.

    9. Стены (их солидность) – непосредственно связаны с силой Эго.

     Нет окон – враждебность, бегство.

     Только на первом этаже – разрыв между реальностью и фантазией.

     С форточками – резерв, самоконтроль.

     Без штор – открытое, непосредственное поведение.

    Так же расположение рисунка на листе необходимо учитывать при интерпретации:

     Рисунок, прилегающий к нижней границе листа – отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.

     Дом, представленный в перспективе, вид снизу – отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно.

     Дом в перспективе, вид сверху – отрицание домашней ситуации.

    Рисунок дерева раскрывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Оно показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему , так же дерево связано с жизненной ролью рисующего и его способностями принимать награды от окружения. На дерево намного легче, чем на рисунок дома, проецировать негативные чувства к самому себе, в то же время оно пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека.

    Bolander K. и Koch K. предложили принимать изображение дерева как отдельный диагностический показатель.

    Расшифровка символов и знаков (основные)

    1. Очень большое дерево – склонность к агрессии.

    2. Маленькое деревце – низкая самооценка.

    3. Тонкая линия – чувство неприспособленности, нерешительность.

    4. Деревце, состоящее лишь из двух линий, символизирующих ствол и кружки вместо кроны – импульсивность, изменчивость.

    5. Чрезмерно подчеркнутый ствол – эмоциональная незрелость.

    6. Чрезмерно подчеркнутая крона – эмоциональная заторможенность, ограниченные способности к рассуждению.

    7. Шрамы, дупло, сломанная ветвь – травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование (время этого происшествия соответствует положению знака).

    8. Отсутствие линий, символизирующих землю – податливость стрессу.

    9. Обозначена линия земли, но нет корней – подавленные эмоции.

    10. Затемненные плоскости, очень темные или сильно обведенные – защитная враждебность или агрессивное поведение.

    11. Тонкая прерывистая линия – ярко выраженное беспокойство.

    12. Дупла – сексуальная символика.

     Маленькое или в форме ромба – ассоциация с вагиной.

     Маленькое или круглое – переживание сексуального преследования или ранний сексуальный опыт.

     Сильно обозначенный контур – свидетельствует о сильном влиянии травмы.

     Концентрические круги внутри – опыт, оставленный в прошлом, «залеченный».

     Заштрихованное, затемненное – стыд, связанный с данным опытом.

     Большое – захваченность идеей воспроизведения.

    Видео (кликните для воспроизведения).

     С маленьким зверьком в середине – амбивалентность, касающаяся отцовства или материнства.

    Источники


    1. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.

    2. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.

    3. Малин, Сюзи Любовь с первого взгляда / Сюзи Малин. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 176 c.
    4. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.
    5. Чекалова, Елена Первый год замужем. Счастье есть и любить (с автографом автора) / Елена Чекалова , Юлия Рублева. — М.: АСТ, 2015. — 304 c.
    Интерпретация методики дом
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here