Интерпретация поведения человека

Самое важное по теме: "интерпретация поведения человека" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

ТОЛКОВАНИЕ ПОСТУПКОВ

Что проистекает от причин,
а что от случая?

Г.К. Лихтенберг

Когда судят об отдельном поступке, то,
прежде чем оценить его,
надо учесть разные обстоятельства
и принять во внимание весь облик человека,
который совершил его.

М. Монтень

Интерпретация – в психологии и литературе

Человек на подсознательном уровне стремится к пониманию. Он должен понимать все, что его окружает: людей, мотивы их мыслей и поведения, происходящие события, механизмы их формирования и изменения, свое тело, жизни других живых существ и т. д. Понимание в научном языке носит название «интерпретация». Данным термином часто пользуются в психологии и литературе.

Человек желает все интерпретировать, то есть доступным для себя языком разъяснять, чтобы понимать. Зачем ему это нужно? Когда человек понимает, он может сделать для себя правильные выводы, которые помогут ему принять такое решение, которое позволит ему достичь желаемого.

Возьмем пример: муж приходит домой и заявляет жене, что разводится с ней. Что случилось? Никаких ссор до этого события не случалось. Муж внезапно заявил о разводе, как будто бы на ровном месте. Муж понимает, что происходит, а вот его жена не может найти ни одного разумного объяснения, которое могло бы ей помочь понять, что ей нужно сделать, чтобы сохранить семью.

Если муж расскажет о мотивах своего поведения, тогда женщине станет ясно, что она может сделать в сложившейся ситуации.

Понимание позволяет выбирать. Когда человек понимает, ему тогда становится легко ориентироваться в происходящем. Можно говорить о том, что понимание – это свобода, которую человек постигает, поскольку не напрягается. А это возможно, когда индивид знает, что происходит, поставил четкую цель и совершает действия, которые точно приведут его к ней.

Что такое интерпретация?

Под термином интерпретация интернет-журнал psytheater.com понимает толкование какого-либо явления. Естественно, данный процесс происходит во всех сферах жизни человека. Интерпретацией люди занимаются в литературе, психологических исследованиях, математике, философии. Даже медицинские работники, которые проводят диагностические обследования больных, занимаются интерпретацией тех результатов, которые получаются при выводе картинки на монитор или при осмотре частицы тела под микроскопом.

Человек видит что-то. Теперь ему это нужно интерпретировать, то есть объяснить таким образом, чтобы понять, что это такое, какими свойствами обладает, насколько опасно, как можно с ним взаимодействовать и т. д. Можно сказать о том, что впервые человек начал изучать окружающий мир лишь для достижения двух целей:

  1. Понять для самого себя, что для него может составлять опасность.
  2. Понять, как можно себя обеспечить всем необходимым: кровом, едой, теплом и пр.

Человек исходит исключительно из собственных потребностей, когда начинает изучать окружающий мир. Сначала он должен обезопасить себя, поэтому с осторожностью изучает все те явления и предметы, которые его окружают. Затем он озадачивается вопросом удовлетворения своих основных потребностей. Здесь он должен с минимальными затратами усилий использовать окружающий мир таким образом, чтобы он себя прокормил, одел, обеспечил домом и теплом.

Когда базовые потребности удовлетворены, человек может поставить перед собой другие цели, которых он может не достигать (они на его продолжительность жизни не повлияют), однако значительно обогатят его существование. Здесь человек ставит различные цели, которые можно объединить в одно большое понятие – счастье.

Один идет пить пиво, а второй его осуждает. Она идет в ночной клуб потанцевать, а он считает ее ветреной женщиной. Он идет гулять с друзьями, а она его не пускает, потому что думает, что будет ей изменять. Кто-то интересно провел время в боулинг-клубе, а дома его ждет разъяренный родственник, готовый рассказать, насколько его увлечение плохое и затратное.

Видите ли, получается так, что человек развлекается. Этим человеком можете быть вы, ваш любимый человек, ребенок, родственник или друг. Но всегда появляются в его окружении люди, которые недовольны тем способом его развлечения, который он сам для себя выбрал. «Взрослые женщины не должны ходить по ночным клубам», «Мужчина должен нести деньги в семью, а не тратить их с друзьями на посиделки за пивом», «Женщина должна воспитывать детей, а не целыми днями общаться с подругами» и т. д. Видите, как человеку обрывают крылья? Он развлекается, делает себя счастливым, но его близкий человек не понимает его, начиная навязывать ему свое представление о том, как он должен развлекаться.

«Взрослая женщина должна ходить в театры или музеи, если хочет развлечься», «Мужчина должен получать удовольствие от того, что целыми днями проводит дома со своей семьей», «Женщина должна радоваться своим детям и общаться с ними, а не со взрослыми дамами, такими же как и она» и т. д. Близкий человек начинает навязывать «гуляке» свое мнение относительно того, как тот должен веселиться. То есть его способ веселья не подходит человеку, поэтому он пытается ему сказать, как нужно веселиться. Но, извините, если вас веселит что-то другое, это еще не значит, что точно так же должны веселиться все люди! Более того, у каждого человека свое понимание того, что может его развеселить. И если вас веселит ежедневное сидение дома, то другого человека это может просто убить морально.

Разное понимание того, от чего человек должен быть счастлив, приводит к многочисленным ссорам. Мужчина пьет пиво, а женщина его пилит. А что, если таким способом мужчина себя делает счастливым человеком? Получается, что его любимая женщина собственными же руками и угрозами лишает его счастья.

«Ты это любишь! Не говори, что не любишь. Я знаю, что любишь», — вот такой смысл слов передается теми людьми, которые начинают осуждать досуг близких и говорить, как им нужно отдыхать. «Не любишь в театр ходить, тогда заставим», «Не любишь быть трезвенником, значит, запугаем, чтобы ты это полюбил», «Не любишь с детьми сидеть, значит, пристыдим тебя, чтобы тебе было плохо от того, как ты развлекаешься» — вот что делают люди, которые не понимают увлечений и развлечений своих близких.

Читайте так же:  Название основных характеристик кризиса 3х лет

Не ваша печаль проживать чужую жизнь. Это легкая перефразировка от пословицы «Не твоя печаль качать чужих детей». Как не вашим делом является то, как другие родители воспитывают своих детей, так и не вашим делом является то, как другой человек сам себя веселит. Если вы его не можете развеселить, то пусть он веселится так, как сам того хочет. Ваши увлечения могут не увлекать другого человека. Ваше веселье может не радовать вашего любимого и близкого. Поймите это. Иначе, когда вы начнете веселиться, то этот человек заслужено начнет осуждать ваш досуг, навязывая свое мнение.

Люди постоянно занимаются интерпретацией. И поскольку они еще имеют привычку навязывать свое понимание мира другим людям, из-за этого возникают многочисленные конфликты и ссоры.

Интерпретацию можно назвать:

  1. Перефразированием.
  2. Объяснением.
  3. Растолкованием смысла.
  4. Пояснением или разъяснением.

Интерпретация – это способ преобразования информации, которая дается человеку, понятным ему смыслом, которым он потом может воспользоваться в нужном для себя направлении.

Интерпретация результатов исследования

Чтобы вывести какую-либо гипотезу и поставить точное значение какого-либо явления, проводятся исследования. Они направлены на изучение, выявление закономерностей, постановку точных прогнозов. Таким образом гипотезы постепенно переходят в истинное знание, которое научно подтверждено. И после каждого исследования проводится интерпретация, то есть анализ полученных данных.

Поскольку бывают случаи, когда специально организованные условия приводят к иному, не запланированному результату, здесь проводятся многочисленные исследования, чтобы понять, что влияет на смену результатов, что также интерпретируется и выводится в виде истинного знания.

Выделяют такие виды исследований:

  1. Генетический – когда исследуется эволюция генетического составляющего в процессе длительного времени.
  2. Структурный – когда объясняются структурные составляющие какого-либо предмета. Здесь проводятся наблюдения длительного характера, чтобы выявлять различные изменения.
  3. Функциональный – когда происходит наблюдение за динамикой развития какого-то явления, чтобы определить связи с окружающей средой, влияние и пр.
  4. Комплексный – когда изучение предмета происходит на различных уровнях.
  5. Системный – когда изучаются отдельные компоненты, составляющие единую систему.

перейти наверх

Интерпретация в психологии

В психологической практике специалисты постоянно занимаются интерпретацией. Постоянной их работой является пояснение клиентам смысла их действий, о которых те рассказывают. Поскольку человеку достаточно трудно посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, почему он достигает тех или иных результатов, психолог предоставляет ему данную картину мира.

Интерпретация часто используется в психоанализе, когда проводятся различные тесты на выявление скрытых мотивов, желаний, потребностей и страхов. Так, часто анализируются сновидения, конкретные события и инстинкты человека.

В психологической практике частыми становятся тесты, которые позволяют получить четкие ответы на поставленные вопросы. Они разрабатываются психологами с целью быстрого оценивания психологического состояния клиента.

Интерпретация в литературе

В литературе интерпретация имеет относительный характер. Это объясняется тем, кто каждый читатель по-своему толкует текст, который написан автором. Может оказаться так, что автор передавал один смысл сказанного, а читатель интерпретирует текст совсем по-другому. Вот почему интерпретация литературного текста многообразная и относительная, что во многом зависит от того, как его читает и воспринимает сам читатель.

В различные века авторы использовали особые стили написания текстов, что больше было ориентировано на ту категорию лиц, которые жили в ту или иную эпоху. Так, в древние времена хороши были метафоры и аллегории. В средние века предпочиталось прибегать к прозе и поэзии.

Интерпретация – это индивидуальный подход к тому явлению, которое воспринимается человеком, будь это текст, явление, предмет или другой индивид. Вот почему в глазах одного человека конкретный индивид может быть хорошим, а в глазах другого – плохим. При этом люди смотрят на одного и того же индивида, который не меняется в своих проявлениях.

[2]

Все люди стараются понять тот мир, в котором они живут. Однако процесс интерпретации очень индивидуальный. Поэтому мудрецы говорят о том, что мир становится таким, каким его видит каждый отдельный человек. Кто-то видит его прекрасным, а кто-то – серым. Влюбленность насыщает события приятными красками, а разочарование – темными тонами. Мир зависит от глаз, которые на него смотрят, хотя он для всех является одинаковым. Как человек его интерпретирует, так он потом и живет в нем.

Атрибутивные аспекты интерпретации поведения «другого» субъектом социальной перцепции

Однако в последнее время все большее влияние приобретает попытка ряда исследователей преодолеть ограничения, накладываемые «когнитивизмом». Они утверждают, что когнитивизм возвращает нас к неприемлемому солипсизму. Адепты нового движения вышли за пределы традиционного дуализма субъект(объекта и приступили к разработке новой концептуально-аналитической схемы, базирующейся на альтернативной (не эмпирической) теории науки.

Неразрешимые вопросы, порожденные этой теорией, заставляют обратиться к исследованию тех феноменов, которые являют собой знание в контексте человеческих отношений. Одними из первых претендентов на эту роль будут лингвистические образы: ведь знанием обычно считается то, что представлено в форме лингвистических утверждений. Лингвистические образы суть конституирующие элементы социальной практики. С этой точки зрения знание представляется уже не как предмет индивидуального обладания, а как продукт совместной деятельности людей.

Для обозначения этого движения иногда применяют термин «конструктивизм». Однако последний используют также применительно к концепции Пиаже, теории восприятия, а, кроме того, для характеристики одного из значительных направлений в искусстве ХХ столетия. Понятие «конструкционизм» позволяет избежать путаницы и сохранить связь данной совокупности идей с классической работой Бергера и Лукмана «Социальное конструирование реальности». Наиболее радикальные представители этого направления опираются на идеи Гадамера и Рикера (Джерджен, Дэвис, Харре, Холуэй). Они предлагают рассматривать социальное действие как аналог завершенного текста, не существующего иначе, чем в некоторой интерпретации. Поэтому интерпретация текста, действия, социального мира есть одновременно их конструирование. Смена интерпретаций тождественна изменению социальной реальности.

Исходя из основных посылок конструкционистского подхода особое значение приобретает понимание того, как воспринимается поведение человека. Именно поведение, осмысленное действие и социальный поступок должны рассматриваться как текст, интерпретируемый наблюдателями и самим субъектом действия. В таком случае, позиция субъекта социальной перцепции предполагает ряд решений относительно социальной уместности, направленности, а также причине наблюдаемого поведения. Каузальная атрибуция в таком случае рассматривается как одна из составных частей интерпретации «поведения(текста».

Читайте так же:  Кризис 35 лет

Одним из фундаментальных постулатов теории каузальной атрибуции является разделение приписываемых причин на внутренние и внешние. Внутренние причины соотносятся с определением наблюдателем знаний или способностей действующего субъекта, определяющих возможность выполнения им данного действия, а также намерений субъекта поступка. Результатом этих мыслительных действий может стать «корреспондентное выведение» личностных характеристик. Таким образом, интерпретируя наблюдаемое «поведение(текст», субъект социального познания выходит на систему различных коннотаций, специфических смыслов, заданных культурой.

Личностные характеристики, используемые в построении образа другого, есть понятия, предлагаемые конкретной культурой и закрепленные в языке. Хотя каждый язык имеет очень большой объем описательных терминов, характеризующих личность (так Олпорт и Олдберг отобрали около восемнадцати тысяч названий описательного характера из Полного словаря английского языка Вебстера), в обыденном языке их количество более ограничено. Количество параметров, на основе которых люди выносят суждения о себе и других, может быть ограничено шестнадцатью факторами, по мнению Кеттела, пятнадцатью кластерами, по мнению Шмелева и Похилько, пятью факторами, по мнению Джона..

Подведем итог. Восприятие человеческого поведения может быть уподоблено чтению текста, который существует только в некоторой интерпретации; каузальная атрибуция, при таком рассмотрении является частью интерпретации «поведение(текста»; результат каузальной атрибуции связан с атрибуцией субъекту поведения знаний, намерений и личностных черт; при подобном рассмотрении особое значение приобретают языковые средства, используемые интерпретатором, при чем, подчеркивается их культурный, интерсубъектный характер; изучение построения образа другого предполагает в таком случае и рассмотрение связи между характеристиками каузальной атрибуции и центральными личностными чертами в образе человека, чье поведение интерпретируется.

Интерпретация поведения человека

Ссылка для цитирования этой статьи:

Лысов В., Шатнер А., Куренной И.С. Проблема антропоморфной интерпретации поведения животных в контексте дискуссии об особенностях сексуального поведения человека // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/45PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Проблема антропоморфной интерпретации поведения животных в контексте дискуссии об особенностях сексуального поведения человека

Лысов Виктор
Независимый исследователь
Доктор философии по медицине, M.D., Ph.D.
E-mail: [email protected]

Шатнер Алекс
Независимый исследователь
E-mail: [email protected]

Куренной Иван Степанович
Независимый исследователь
E-mail: [email protected]

Ключевые слова: гомосексуализм; антропоморфизм; этология; общество


Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Поведение человека

Поведение человека представляет собой личностно направленные или социально значимые действия, источником которых и является он сам. Психология поведения – отрасль психологической науки, изучающая поведение, его детерминанты, факторы на него влияющие и т.д.

Поведение классифицируется по многим параметрам, в том числе классификации различаются у разных исследователей. Так, выделяют:

  • внутреннее и внешнее;
  • врожденное и приобретенное;
  • намеренное и непреднамеренное;
  • осознанное и неосознанное и др.

Наибольшее количество видов выделяют в социальном поведении.

Социальное поведение человека

Оно представляет собой действие или их сочетание среди людей и относительно них. При этом такие действия должны быть социально значимыми – иметь значение для окружающих.

Социальное поведение может быть девиантным (отклоняющимся) и делинквентным (наносящим вред окружающим), адекватным или неадекватным ситуации и сложившимся обстоятельствам, конфликтным и конформным и т.д.

В повседневном общении и взаимодействии имеет большое значение преднамеренное и непреднамеренное поведение. Если человек совершил определенный поступок без злого умысла, это не освобождает от ответственности, однако несколько смягчает наказание. А в том случае, если поведение послужило ответной реакцией (например, провокация на конфликт), ответственность несколько снижается.

Другими не менее важными разновидностями являются осознанное и неосознанное поведение. Несмотря на то, что их легко спутать с преднамеренным и непреднамеренным, это иные понятия. Неосознанное поведение представляет собой действия, мотив и совершение которых не осознается человеком. Как правило, оно остается незамеченным для самого действующего, но отлично трактуется окружающими.

Поведение человека по большей части представляет социальный аспект, однако имеет место и индивидуальное – оно осуществляется в парадигме «я и предметы». Оно также классифицируется на ошибочное и верное, адекватное и неадекватное и т.д.

Другие классификации

Согласно другим параметрам поведение разделяют на:

В первом случае считаются поведением действия, запрограммированные генетически. Также к ним относят выученные в первые часы жизни.

Во втором случае поведение формируется в результате научения, воспитания. Здесь возникает множество споров, поскольку детальный анализ многих действий наглядно демонстрирует, что они также запрограммированы генетически, а обучение выступает лишь своеобразным катализатором созревания готовности к их совершению.

Частью приобретенного поведения выступают также речь, лексические нормы, правила поведения, устои, установки и проч. Отдельной категорией выступает заученное поведение – сформированная на примере других значимых взрослых модель поведения. В ряде случаев им считают также и фобические реакции, например, в случаях, когда ребенок не сталкивался с высотой, но у него сформирована акрофобия.

Творческое поведение – действия, созданные самим человеком. Оно представляет собой конструктивное, созидательное действие.

Существует большое количество факторов, оказывающих влияние на поведение человека, однако этот вопрос является наиболее спорным в психологии поведения. В настоящее время выделяют несколько основных концепций, объясняющих человеческое поведение.

1. Теория личностных черт. Согласно этому направлению, поведение человека детерминируется (предопределяется) индивидуальными чертами. Согласно некоторым исследователям, человек может иметь от 2 до 10 основных черт характера, которые и определяют общий «курс» его действий.

2. Бихевиористская теория. Она определяет поведенческий акт как реакцию на стимул. Поведение представляет собой совокупность эмоциональных, двигательных, речевых реакций, формирующихся в ответ на влияние внешней среды.

При рождении у человека уже имеется определенный репертуар генетических реакций. В ходе жизнедеятельности воздействие стимула провоцирует создание новых реакций на базе этого репертуара, безусловные стимулы соединяются с условными, образуя сложные системы.

3. Вторая теория дала начало для создания теории социального научения. Согласно ей, поведение человека определяется ролями и паттернами. Они, в свою очередь, формируются в процессе наблюдения за социальными моделями. Личность представляет собой продукт взаимодействия «Я» и окружающей среды, поэтому на поведение оказывают влияние окружение человека, значимые взрослые, герои фильмов, педагоги, товарищи и т.д. Эта теория хорошо объясняет вариативность поведенческих актов в зависимости от обстоятельств, но мало внимания уделяет личностным качествам как фактору определения моделей поведения.

4. Психоаналитическая теория. Она представляет собой наибольшую противоположность бихевиоризму и гласит: поведение есть результат разрешения внутриличностного конфликта. Он возникает между тремя структурами психики: Ид (Оно – подсознательное, инстинкт), Эго (Я, личность) и СуперЭго (общественность, совесть, нормы, устои). Ведущая роль принадлежит Ид, именно оно побуждает к действию, а поведение определяется как совокупность поведенческих актов в ответ на импульсы Ид. Противоречивые стремления неосознанны, поэтому должны распознаваться как внутренние конфликты и анализироваться соответствующим образом.

[1]

5. Когнитивная теория. Поведение согласно ей представляет собой не механический ответ на стимул, а результат интерпретации конкретной ситуации, которая реализуется за счет уже имеющихся знаний и опыта. Поведенческие действия зависят, прежде всего, от собственной оценки обстоятельств человеком, поэтому предметами изучения должны быть: получение информации, ее объяснение, создание и распознавание образа, воображение, речь и т.д.

Читайте так же:  Стадии социального конфликта

6. Гештальт. Согласно этой теории, личность воспринимает мир в виде целостных образов, при этом взаимодействуя с окружающей действительностью, он выделяет наиболее актуальные здесь и сейчас целостности. Поведение же – это проявление бытия в виде единого образа. Именно поэтому характеристика «здесь и теперь» является первичной в трактовке тех или иных действий человека.

7. Теория групповой динамики. Поведение человека напрямую зависит от коллективной деятельности, поскольку он является не только участием группы, но и ее продуктом. Это предположение «работает» только в отношении поведения именно в группе, чаще в рабочем коллективе.

Отдельной категорией теорий выступают социологические, поскольку выделяют достаточно большое их количество. К тому же они рассматривают поведение индивида исключительно в группе или социуме.

Социологические теории

Теория типичности. Поведение определено наличием типичных свойств, которые, в свою очередь, формируются за счет принадлежности к категории (культурной, национальной, профессиональной и др.)

Теория социального действия. Поведение есть следствие действий с учетом интересов, потребностей, восприятия других участников.

Институциональная. Поведение есть усвоенная индивидом роль, а именно соответствие действий в ее рамках нормам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Функциональная. Поведение есть выполнение определенной функции, установленных с целью нормальной работы группы.

Интеракционизм. Поведение есть взаимодействие между участниками структурных подразделений, малых групп внутри большой.

Теория социального конфликта. Поведение есть следствие столкновения интересов участников группы, а также общественных позиций и мнений.

Теория социального обмена. В основе поведения лежит рациональный, взаимовыгодный обмен благами, деятельностями, вознаграждениями за них.

Феноменологический подход. Основным аспектом этой теории является понятие мира повседневности. Он разделяем многими людьми в процессе жизнедеятельности, тем не менее не исключает частные, биографические моменты. В мире существуют отношения лицом к лицу или безличные, и этим определяется поведение человека.

Мы описали лишь основные общепризнанные теории, каждая из которых детерминирует поведение человека определенным образом. Следует понимать, что факторы, оказывающие влияние на поведение человека в каждый конкретный момент и при определенных обстоятельствах разнообразны, и каждый из них требует учета.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Психология поведения

Психология поведения человека

У каждой психологической теории, касающейся изучения человеческого поведения свой взгляд на исследуемый предмет. Попробуем рассмотреть, как те или иные теории интерпретируют особенности поведения личности.

Теория личностных черт

В соответствии с данным подходом, отмечающуюся разноплановость поведения людей, оказавшихся в идентичных условиях можно объяснить индивидуальными особенностями. Эти уникальные черты являются как врожденными, так и сформировавшимися в ходе жизни. Скажем, если работник не выполняет план, то это может быть связанно с его медлительностью или чрезмерной зацикленностью на мелочах.

Г. Олпорт полагал, что индивид является носителем от 2 до 10 доминирующих черт характера. Они и определяют его линию поведения. Например, человек может быть трудолюбивым, ленивым, упрямым, целеустремленным, честным и так далее. Остальные черты занимают второстепенное положение и соотносятся с некими установками применительно к частным, конкретным ситуациям.

Бихевиористская модель

Само слово «бихевиоризм» переводится не иначе как поведение. Эта теория не принимает во внимание влияние на поведение человека мышления, воли и сознания. Личность воспринимается в рамках этой системы несколько упрощенно. Она представляет собой совокупность эмоциональных, словесных и двигательных реакций на внешний стимул (раздражитель).

Таким образом, она укладывается в элементарную схему: стимул – реакция. Субъект преднамеренно выбирает тот способ поведения, который принесет наибольшее вознаграждение и позволит избежать неприятных последствий.

Основателем этого учения признан Дж. Уотсон. Он выделял приобретенные реакции (привычки, чувства, речь, социальное поведение) и наследственные (врожденные рефлексы). Усложнение поведения протекает благодаря наслоению приобретенных реакций на уже имеющиеся алгоритмы действий.

Скажем, у младенца страх вызывается лишь утратой равновесия и резким, громким звуком. У взрослого человека уже возрастает количество причин, способных породить страх.

Учение о социальном научении

Оно сложилось на базе бихевиоризма. Предполагается, что социальные роли и формы поведения усваиваются в ходе наблюдения за окружающими. Ребенок наблюдает за деятельностью учителей, родителей, героев фильмов.

Затем он пробует их копировать, стараясь воспроизвести сущностные элементы их поведения. В таком ключе, личность можно рассматривать как некий продукт взаимодействия самого индивида с окружающим миром.

Хотя, эта теория, впрочем, как и бихевиоризм, не позволяет раскрыть все сущностные особенности того или иного человека.

Психоанализ

Это направление несколько противопоставляется бихевиоризму. Поведение в этой системе учения трактуется как разрешение внутриличностного конфликта меж тремя взаимосвязанными подсистемами психики (супер-эго – общественный цензор, ид — подсознание и эго — самосознание).

При этом главенствующая роль отдается подсознанию. Следовательно, активность человека определяется и направляется внутренними импульсами, исходящими от подсознания. С этой точки зрения, поведением личности сложно управлять и его трудно спрогнозировать. Оно будет зависеть от разнонаправленных стремлений самого человека и его внутренних конфликтов.

Когнитивная концепция

С позиций когнитивной теории поведение объекта не приравнивается к простой механической реакции на внешний стимул. Оно может рассматриваться как следствие восприятия и анализа индивидом сложившейся ситуации на основе собственных убеждений, представлений и ценностей. Личность в этой теории понимается как существо, способное противостоять воздействию и обстоятельствам внешней среды.

Действия человека будут определяться той когнитивной интерпретацией, что он дает происходящему. Когнитивная психология базируется на исследовании свойств и процессов, соотносящихся с мышлением, восприятием, вниманием, воображением, принятием решений и так далее. Именно эти психические явления оказывают важнейшее влияние на поведение человека.

Читайте так же:  Как понять мужчину близнеца

В таком ключе его поведение зависит именно от субъективного восприятия самой ситуации, а не ее объективных составляющих. Таким образом, при управлении персоналом принимаются во внимание не реальные условия труда, а особенности их восприятия самими сотрудниками.

Гештальтпсихология

Представители данного научного течения усматривают в поведении индивида стремление к воплощению своей жизненной стратегии. Мир человек воспринимает не мозаично, а как совокупность взаимосвязанных элементов.

Основная идея гештальтпсихологов состоит в том, что целое не есть простая сумма частей. Это единая система, которая функционирует по особым правилам. Если вырвать из нее элемент, то это приведет к ее кардинальным изменениям.

Скажем, какой-либо музыкальный трек мы воспринимаем как совокупность всех элементов. Стоит изменить, скажем, его ритм, и восприятие композиции в целом также претерпевает изменения.

Причем в этой системе можно выделить некие сущностные компоненты. В то время как другие будут выполнять лишь функцию фона. Скажем, в комнате, наполненной людьми отдельный человек или группа лиц, будут выступать в качестве главных элементов. Обстановка же, в которой они находятся, станет фоном.

Следовательно, понять личность и специфику ее поведения можно лишь комплексно анализирую ту среду, в которой она пребывает. Важно осознавать, на чем она делает акцент. Кроме того, для гештальтпсихологии крайне значим принцип «здесь и сейчас». Нужно анализировать именно происходящее сейчас, ведь именно оно оказывает на человека наибольшее влияние.

Групповая динамика

Она основывается на непосредственной обусловленности поведения индивида поведением группы. Той самой малой группы, к которой относится человек.

Следовательно, его поведение будет зависеть от специфики совместной деятельности. Здесь стоит учитывать нюансы межличностного взаимодействия, этапы группового развития, особенности образования коллектива и так далее.

Итак, как мы видим точек восприятия человеческого поведения множество. Они позволяют убедиться в том, насколько все же сложна и увлекательна психология самой личности. А на чем основываетесь вы сами в своих поступках?

Интерпретация поведения потребителя

Интерпретация — неочевидный способ понимания, толкование чего-либо (увиденного, услышанного, прочувствованного). Например, интерпретация сказанных слов, совершенных в отношении вас поступков или интерпретация результатов проведенных экспериментов [5].

Рассмотрим, виды и способы интерпретации

Интерпретации бывают директивные и свободные, изощренные и наивные, опережающие и задним числом.

Личность интерпретатора. Интерпретация говорит не только и не столько о смысле сказанного или сделанного, она очень много говорит о том, кто так или иначе интерпретирует. Обидчивый человек везде видит себе обиду и интерпретирует сказанное и сделанное как направленное против него. Позитивный человек везде видит лучшие намерения и даже обидные слова и действия партнера интерпретирует как просто неудачные. На этом основаны все проективные тесты.

Интерпретации бывают директивные и свободные, изощренные и наивные, опережающие и задним числом [7].

Директивная и свободная. Директивная утверждает типовую (правильную) интерпетацию. Свободная не рассказывает, как интерпретировать правильно, и основывается на личном видении. Ключевой вопрос: «А ты скажи, что это для тебя?». Сила директивной интерпретации — она основывается на исследовании, на опыте, на фактах, и она носит более обучающий, образовательный, педагогический характер. Слабость — может пролететь мимо конкретного человека, промахнуться. Сила свободной интерпретации — в том, что она основывается на личном опыте и для конкретной личности часто оказывается более убедительной. Слабость — носит менее развивающий характер, и часто человек беспомощен.

Изощренная и наивная. Интерпретация дает неочевидное, любопытное, глубокое понимание, в отличие от простого понимания, которое находит самый прямой, очевидный смысл. Интерпретация — это изощренное понимание. Понимание — это наивная интерпретация [7].

Поведение каждого отдельного потребителя уникально, т.к. имеет десятки или сотни нюансов, которые зависят от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, социального окружения и статуса, прошлого опыта, а также специфики конкретной ситуации и его состояния в конкретный момент времени. Однако далеко не все эти нюансы оказывают решающее влияние на конечный результат. Для абсолютного большинства продаваемых продуктов количество потребителей достаточно велико, чтобы сделать невозможным и даже бессмысленным детальное изучение поведения каждого из них. Поэтому задачей маркетолога является выделение ключевых особенностей поведения, свойственных достаточно большим (статистически значимым) группам потребителей (сегментам). Через определение таких особенностей выделяются и описываются распространенные модели поведения, свойственные для потребителей на исследуемом рынке [6].

Рассматривая поведение потребителей до покупки, работники организации, изучающие товар и рынок его сбыта (маркетологи), рассматривают причины, которые могут повлиять на решение купить данный товар или отказаться от его приобретения. На результат выбора могут повлиять семья, группа, которая для индивида является неким стандартом, т. е. референтная группа. При покупке маркетологи рассматривают реакцию потребителей, изучают, каким образом потребитель будет делать покупку. Анализируя поведение потребителей после совершения ими покупки, маркетологи изучают степень удовлетворенности потребителя покупкой, вероятность повторной покупки и другие процессы. В поведение потребителей входят также действия по избавлению от товара.

Содержательной основой поведения потребителей, по мнению специалистов по потребительскому поведению Д. Хокинса и Р. Беста, являются процесс принятия решения о покупке и то, какие условия и факторы влияют на это решение. Они считают, что, если изучить все эти факторы и условия, можно научиться управлять этим поведением [по 6].

Специалисты отмечают, что условия и факторы, влияющие на принятие решения о покупке, можно разделить на внешние и внутренние (со стороны потребителя). В качестве внутренних факторов выступают особенности восприятия, характеристики индивида как потребителя, способность к обучению, запоминанию, потребности, побуждающие действия и установки клиента, а также его эмоциональное состояние. Внешние факторы также многосторонни и отличны друг от друга. Это и оказание воздействия со стороны референтных групп на потребителя, и состояние политической и экономической обстановки в стране на данный период, и показатели демографической политики. Имидж, стиль жизни и статус нередко оказывают на потребителя наибольшее влияние. Задачей исследования поведения потребителей является выяснение факторов, влияющих на процесс принятия решения в наибольшей степени. Чем быстрее развиваются теория и практика маркетинга, тем больше возрастает ценность исследования потребительского поведения для организации, так как знания поведения своих клиентов обеспечивают прочную основу для успешного сбыта производимой продукции [6].

Читайте так же:  Как заинтересовать мужчину стрельца

Таким образом, маркетинговый подход к анализу поведения покупателя на рынке можно сформулировать следующим образом:

– решения о приобретении товара или услуги принимаются субъектом рынка исходя из соотношения реальной или предполагаемой ценности и издержек, связанных с приобретением и использованием приобретаемого. При выборе способа удовлетворения потребности в перемещении главным является минимизация издержек, как материальных, так и психологических;

– на решение субъекта значительное влияние оказывают культурные, социальные, личностные и психологические факторы, как самого субъекта, так и окружающей его среды;

– при выработке решения о покупке потребитель ориентируется на рекламу, мнение окружающих, стереотипы поведения, как свои, так и значимых для него социальных групп [4].

Таким образом, интерпретация поведения потребителей — это, каким образом компании определят его потребности. Именно на этом этапе для себя формируются основные направления дальнейшего действия компаний, определяющие стратегии их работы на рынке. Основная проблема, современных организаций, заключается в том, что сегодня очень трудно определить, что же на само деле потребителям нужно.

Каузальная атрибуция. Как мы интерпретируем поведение других людей?

Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить систему интерпретации его поведения, причин поведения

В обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения людей или знают недостаточно, поэтому начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения

Приписывание осуществляется: -либо на основе сходства поведения Другого с каким-либо образцом, имевшемся в вашем опыте

-либо на основе анализа собственных мотивов в подобной ситуации, таким образом, возникает целая система приписывания

Отрасль социальной психологии «Каузальная атрибуция» исследует эти процессы.

Каузальная атрибуция – «интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей». В процессе атрибуции происходит приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. Люди объясняют поведение влиянием внутренних (личностных, субъективных) и внешних (ситуативных, средовых, объективных) факторов. При этом, они склонны свои успехи объяснять своими внутренними качествами, а неудачи – внешними обстоятельствами. Напротив, успехи других чаще объясняются внешними, а неудачи – внутренними факторами. Эта функция состоит в защите положительной самооценки самыми разнообразными способами: от завышения своей самооценки до занижения оценки других. Именно таким образом часто возникают стереотипы относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры – педанты» и т.д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.

Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, что включает интерпретацию своего поведения и чужого, выступая основой межличностного восприятия.

Приписывание возникает в условиях дефицита информации.

Мера и степень приписывания зависят от:

1) уникальности/типичности поступка

Типичное поведение приписывается ролевыми образцами, легче интерпретируется

2) социальной желательности/нежелательности

Социально нежелательное поведение вызывает множество интерпретаций, т.е. простор для приписывания

Виды:

· Внутренняя (поиск внутренних причин, характерна для наблюдателя)

[3]

· Объектная (поиск причин в поведении объекта)

· Внешняя (поиск причины в ситуации, характерна для участника)

Существует зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия

Пример. Экспертам предложили оценить решения математических задач детьми. Но предварительно им рассказали, что в первой группе испытуемых учатся отличники и послушные дети («любимые»), а во второй слабо успевающие, непослушные («нелюбимые»). «Любимые» при допущении ошибок в решении задач оценивались все равно позитивно, их оправдывали. «Нелюбимые»ошибок почти не допускали, но эксперты к ним сильно придирались и оценивали негативно.

В эксперименте показан феномен «социальной установки»

Пример.кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Один из ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другой, что опоздание — результат легкомыслия, третий – сомневается, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверное место встречи, четвертый – что их специально заставляют ждать.

Таки образом у всех разные представления о причинах опоздания. 1 – обстоятельства, 2 – особенности личности, 3 – причина в себе, 4 – опоздание намеренное и целенаправленное. Причины мотивирования атрибуции разные, потому что приятели по- разному проводят атрибуцию.

Фундаментальная ошибки атрибуции – тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль ситуации.

Пример1. У вас в вузе у вас начался новый курс, вы пришли на лекцию и увидели преподавателя. Он был задумчив, отстранен, угрюм и грустен. И вы решили, что ваш преподаватель – человек задумчивый, отстраненный, угрюмый и грустный. А на самом деле у него просто было высокое артериальное давление.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пример2. После гибели принцессы Дианы королева Елизавета неделю не давала никаких интервью СМИ. Общественное мнение интерпретировало этот факт как причастность королевы к трагическому событию и радость из-за произошедшего. Ситуация стала угрожающей. Тогда в прессу потупила следующая информация: «Елизавета неделю не общалась с прессой, т.к.она бабушка несчастных внуков, которых она и утешала всю неделю»

Источники


  1. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.

  2. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения / Г.М. Шеламова. — М.: Академия, 2016. — 192 c.

  3. Кирдий, Виктория Картинки для ваших сказок о любви / Виктория Кирдий. — М.: Контакт-Культура, 2010. — 436 c.
  4. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.
  5. Джон Грей Марс и Венера на свидании / Джон Грей. — М.: Новости, 2002. — 352 c.
Интерпретация поведения человека
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here