Интерпретация проективных методик

Самое важное по теме: "интерпретация проективных методик" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Проективные методики. Понятие и классификация

Количество существующих проективных методик достаточно велико и до сих пор продолжает расти. Эти тесты являются удобным и эффективным диагностическим инструментом для исследования внутреннего мира человека. Проективные методики — это специальные техники экспериментально–клинического исследования личностных особенностей, недоступных опросу или наблюдению.

[3]

Впервые термин «проективные» был использован в 1939 г. Л. Френком при объединении ряда методик по ряду формальных признаков. Классификация тестов, предложенная Френком, используется в психологии и по сей день.

  1. Методики интерпретации (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, тест Сонди).
  2. Методики структурирования («Чернильные пятна» Роршаха).
  3. Методики дополнения (неоконченные рассказы и предложения, ассоциативный тест Юнга).
  4. Методики конструирования (тест мира, MAPS).
  5. Методики катарсиса (проективная игра, психодрамма).
  6. Методики, изучающие продукты творчества (рисунок дерева К. Коха, рисунок человека Гуденау, Маховер, рисунок дома).
  7. Методики изучения экспрессии (миокинетический тест Мира-и-Лопеца, анализ почерка и др.).

Особенности проективных тестов

Для чего нужны такие тесты

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проективные тесты могут измерять эмоциональные, мотивационные, интеллектуальные аспекты личности, а также ее социальные установки и взаимоотношения с другими людьми. Часто проективные методики используются для раскрытия неосознаваемых, скрытых мотивов и потребностей человека. Они позволяют получить богатый диагностический материал, что выгодно отличает их от других инструментов психологического исследования.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Проективные методики в психокоррекционной практике педагога-психолога
Психодиагностика психолога в школе — Проективные тесты исследования личности

О проективных методиках.

Проективные (рисуночные) тесты – один из самых распространенных методов в клинической психологии, также широко применяются в психологическом консультировании, психотерапии (семейная, детско-родительская и др.) Проективные методики имеют свои плюсы и минусы. Так, к плюсам можно отнести их валидность и надежность, широкий возрастной спектр применения (начиная со старшего дошкольного возраста), возможность многократного повторного проведения, в отличие от некоторых стандартизированных тестов, а к минусам – фактор субъективной оценки в процессе интерпретации.

Рисуночные тесты дают возможность представить человека в целом, создать его психологический портрет. Однако, для создания более-менее полной картины необходимо проведение батареи тестов. Повторное проведение позволяет отслеживать динамику состояния.
Проективные методики не выявляют интеллектуальные способности (за исключением «Пиктограмм»).

  • Классические проективные техники лучше выполнять простым карандашом (М, ТМ), так как это занимает меньше времени, лучше отражает характер движения, степень нажима и т. д;
  • Желательно отказаться от использования ластика, т.к. первый вариант самый «верный», наиболее связанный с бессознательным, все коррективы сознательны. Однако, некоторые люди, например те, которым присуща высокая тревожность, могут отказаться рисовать без ластика. Если использование ластика все же требуется клиенту, то лучше предложить ластик на карандаше – он хуже стирает и, соответственно, лучше видны исправления;

Описательные характеристики материалов:

  • Бумага гладкая — сопротивление меньше, шершавая больше;
  • Пастель сухая – оттенки бледнее, сопротивление больше;
  • Пастель масляная – оттенки ярче, сопротивление меньше, ложится мягче;
  • Гуашь – сопротивление больше, чем у пастели, цвета более насыщенные;
  • Гиперактивному ребенку больше подходят материалы с сильным сопротивлением, тревожному – наоборот.

Легкость перекрываемости материалов и цветов:

  • Фломастер – сложно перекрыть полученный цвет;
  • Легче всего перекрывается акварель;
  • Гуашь можно перекрыть только после высыхания, закрыв цвет белым и нанеся сверху желаемый цвет;
  • Фломастеры и карандаши способствуют регрессу в детское состояние.

Выбор размера листа бумаги и цветовой палитры:

Формат / палитра, материал

Посыл / возможная интерпретация

Самый маленький лист

«Я чувствую себя неуверенно, сужаю свои границы, не хочу сейчас сильно выделяться»

Психолог расширяет пространство, постепенно увеличивая размер листа

Лист самый большой, рисунок выходит за границы

«Я плохо чувствую пространство, его масштабы»

Психолог постепенно уменьшает размер листа, способствуя тем самым выработке саморегуляции на заданном пространстве

Палитра земноводных (зеленый, синий, охра, полутона), акварель.

Человек находится в состоянии выбора, неопределенности;

Палитра млекопитающих (яркие, насыщенные цвета), гуашь.

Человек знает, чего хочет в данный момент.

Палитра человека (все цвета, включая яркие и полутона), пастель.

Четкого равновесия нет. Осознание положительных и отрицательных сторон ситуации.

Витальность, символ -огонь, энергия, иногда –агрессия (положительная или отрицательная),

Символ – вода.
«+» — спокойствие, умиротворение, размышление;
«-» — пассивность.

Символ – солнце;
Жизненная энергия, ресурс, инфантильная радость.
Внесение вкраплений желтого в рисунок может трактоваться как желание наполнить все сферы жизни.

Символ – растение;
Стабильная активность.

Символ – начало.
Гармония, идеальное равновесие, присутствие всего, множество возможностей.

Нежность, девичество, спокойствие.

Черный цвет (отсутствие цвета)

Начало, связанное с образом смерти, окончание чего-то.
Не встречается в природе в чистом виде.
Низкий уровень энергии, переживания.

Касательно рисунка в целом целесообразнее интерпретировать не отдельные цвета, а общий колорит: теплый, холодный, сбалансированный, бедная цветовая палитра и т.д.

Работа с пальчиковыми красками

  • В качестве знакомства с пальчиковыми красками можно предложить порисовать разными цветами пальчиковых красок. Желательно, чтобы цветовой выбор был не слишком скудным, и каждый отдельный рисунок был своего цвета.
  • Далее можно задать вопросы по рисунку, предложить рисующему дать ему название.

Обсуждение рисунка возможно начиная с 6 – 7 летнего возраста.
Можно использовать в беседе куклу, задавая вопросы «через нее», например: — «Как ты думаешь, кукла хотела бы…. могла бы…?» и т.д.

  • Неприятные ощущения при работе пальчиковыми красками могут быть связаны с трудностями внутриутробного развития (консистенция красок несколько схожа с околоплодными водами) или с фиксацией на анальной стадии развития.
  • Во время работы с ребенком с пальчиковыми красками нельзя его одергивать.
  • Рисунки могут быть на свободную или заданную тему.

Примеры ресурсных тем: «Весна», «Солнце», «Счастье» и др.

  • Лучше выполнять рисунки на листах бумаги формата А3.

Методика «Свободный рисунок» («Рисунок на свободную тему», «Красивый рисунок»)

Данная методика представляет собой рисунок — сообщение.
Инструкция: «Нарисуй, что захочешь» или «Нарисуй красивый цветной рисунок».
Материалы: бумага, большой выбор карандашей и пастели.
Интерпретация:

  • Общее впечатление;
  • Детальная интерпретация начинается с наиболее необычных элементов рисунка; уточняющие вопросы по этим элементам;
  • Формальные признаки:

Методика «Четыре рисунка»
Инструкция: «Сложите лист бумаги пополам и затем еще раз пополам. Пронумеруйте полученные прямоугольники. Под номером один будет рисунок «Я в виде животного», под номером два – «Я в виде растения», под номером три «Я в виде неживого предмета» и под номером четыре «Я в виде пейзажа».
Значение и краткая интерпретация рисунков:

  • «Я в виде животного» отражает образ «Я» (какой я есть, сущность, внутренние качества, некоторые аспекты прошлого).

хвост трубой – довольство;
пантера – скрытая сила, способность постоять за себя;

  • «Я в виде растения» отражает рост (физический и духовный), временные представления, представления о настоящем и особенно, о будущем (аналогия с деревом в тесте «Дом – дерево – человек »). Маленькое растение – недостаточно ресурсов, сил; большое – предстоящие свершения, амбиции, внутренняя сила.

Обрезанный стебель – не самодостаточность, перспективы дальнейшего роста смутные.
Много цветов / букет – разносторонность интересов, перспектив развития.

  • «Я в виде неживого предмета» — отражение значимой сферы деятельности, интересов, хобби, «Я — концепции».

— замок – закрытость;
— открытый замок – высокая избирательность, внутреннее содержание;
— сундук, шкаф – накопление чего-то, например, опыта, достижений.

  • «Я в виде пейзажа» трактуется как общий эмоциональный настрой, особенности взаимоотношения с окружающим миром. Значения отдельных элементов пейзажа:

>> Modules Anywhere >>> —>

река – движение, гибкость;
волны – эмоциональные всплески;
камни – препятствия;
цветы – положительный настрой;
гора – трудности и одновременно путь вверх;
солнце – потребность в тепле / желание давать тепло окружающим.

Московский государственный педагогический институт ., программа повышения квалификации «Рисуночные и игровые методики в психокоррекционной практике психолога образовательного учреждения»., Павленко Т.А., Москва, 2010, 5 стр.

Задание 1. Интерпретация графических проективных методик

Лабораторная работа 10. Проективные методики

Тест «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич

Задание 1. Интерпретация графических проективных методик

Цель: Изучение особенностей интерпретации выпол­нения графических проективных методик (на материале рисунка несуществующего животного (М.З. Друкаревич)).

Для работы испытуемому требуется белый лист бумаги, простой мягкий карандаш и ластик. Твердым карандашом, авторучкой и фломастером пользоваться не разрешается. Время, отведенное на рисование, жёстко не ограничивается. Обычно испытуемым требуется 5-15 минут.

Инструкция заключается в следующем: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несу­ществующим именем».

До изложения основных особенностей интерпретации рисунков такого типа следует сделать несколько вводных замечаний.

Во-первых, данная методика имеет ориентировочный характер. Совершенно недопустимо делать какие-либо вы­воды о развитии личности испытуемого, исходя только лишь из рисунка. Необходимо комплексное изучение личности с помощью различных методов исследования.

[1]

Во-вторых, интерпретация тех или иных аспектов изоб­ражения вовсе не предусматривает категоризма суждений и абсолютизации оценок. Мнения должны быть сформули­рованы с предельной осторожностью. В этом плане пред­ставляется полезным, если студенты сами нарисуют несу­ществующее животное до ознакомления с основными прин­ципами интерпретации этого рисунка.

В-третьих, нецелесообразно производить буквального истолкования элементов изображения как проявлений от­дельных черт личности испытуемого. Принцип «так напи­сано в инструкции» здесь неуместен. Речь, повторяем, об учете этих элементов в комплексном исследовательском контексте вместе с данными, полученными на основе при­менения иных методов.

В-четвертых, во многих случаях те или иные детали ри­сунков испытывают на себе влияние непосредственно пред­шествующих им восприятии обликов реальных животных, героев мультсериалов, персонажей фильмов «ужасов» и т. д. Беседа с испытуемым по завершении рисунка обычно по­зволяет внести необходимые коррективы в интерпретацию.

Перейдем к особенностям процедуры анализа изобра­жений. Обычно во внимание принимается положение ри­сунка на листе, типовая принадлежность запечатленного животного, соотношение отдельных частей тела, наличие и выраженность определенных деталей, характер карандаш­ных линий, специфика выбранных наименований. После­довательно рассмотрим эти аспекты.

Положение рисунка на листе. Данная характеристика обычно рассматривается как выражение самооценки. В нор­ме рисунок расположен в средней части вертикально по­ставленного листа. Размещение его ближе к верхнему краю трактуется как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих (вы­сокая самооценка). Изображение в нижней части листа (чем ниже, тем выраженнее) ассоциируется, напротив, с неуве­ренностью в себе, подавленностью, нерешительностью, не­заинтересованностью в повышении своего положения в социуме, отсутствием претензий на признание (низкая са­мооценка).

Типовая принадлежность животного. Традиционно изоб­раженные животные делятся на угрожающих (хищных), нейтральных и угрожаемых (защищающихся). Считается, что при этом имеет место своеобразная идентификация, само­уподобление рисующего и продукта его труда. Тип живот­ного интерпретируется как доминирующее у испытуемого отношение своему «Я», представление о занимаемом поло­жении в мире, роли в нем. Очеловечивание животного, выражающееся в придания ему положения прямохожде-ния с опорой на две лапы, уподобление его конечностей человеческим, похожесть морды на лицо, одевание живот­ного в тот или иной наряд — всё это обычно объясняется определённой инфантильностью, эмоциональной незрело­стью.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, симво­лизирует стремление к замкнутости, скрытности, закрытос­ти внутреннего мира от посторонних или, как вариант, не­желание являться объектом тестирования, уклонение от данного испытания.

Соотношение отдельных частей тела. Увеличенный по сравнению с телом размер головы рассматривается как показатель высокой оценки испытуемым рационального начала, а возможно, и эрудиции в себе и в окружающих.

Степень основательности опорной части фигуры позво­ляет сделать предварительные выводы об обдуманности или поверхностности суждений, аналитичности, рациональнос­ти или, напротив, легкомыслия, импульсивности при при­нятии решений.

Детали изображения. Если судить в целом, то наличие большого числа деталей, разнообразные усложнения и до­полнения рисунка могут быть интерпретированы как по­вышенная энергичность испытуемого. Аналогично расце­нивается и отход от инструкции, выражающийся в разме­щении на листе нескольких несуществующих животных. Отсутствие же необходимых элементов, обеднённость дета­лей, примитивность контуров становятся сигналами пони­женной энергетики, астеничности организма, хронических соматических заболеваний.

Перейдём к ориентировке в возможных значениях дета­лей головы. Особую роль отводят глазам. Часто их считают символом присущего человеку страха или беспокойства. Это качество подчёркивается заметной прорисовкой радужной оболочки. Также следует обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Выраженность данного признака связа­на с возможностью проявлений истероидно-демонстратив-ных черт. Более часто — это заинтересованность в восхище­нии окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание большого значения прочей внешней атрибутике поведения.

Размеры ушных раковин ассоциируются со степенью заинтересованности в информации, значимостью от мне­ний других людей о себе.

Характеристики рта животного оценивают следующим образом:

— приоткрытый рот в сочетании с языком, но без про­рисовки губ — склонность к чрезмерной речевой активнос­ти;

— то же самое вместе с прорисовкой губ, — скорее, как чувственность;

— открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, интерпретируется как легкость возникнове­ния недоверия, опасений;

— рот с зубами — вербальная агрессия, обычно защитно­го порядка (грубит, огрызается в ответ на порицания).

Обильная грива, пышная прическа являются индикато­рами чувственности, подчеркивают половую принадлеж­ность, иногда выражают ориентировку на сексуальную роль. Перья связаны с тенденцией к самоприукрашиванию или демонстративности поведения.

Рога — символ защитных или агрессивных потребностей. Их функция уточняется по соответствию иным наступа­тельно-оборонительным чертам.

Теперь обратимся к схеме анализа деталей тела живот­ного. Придаётся существенное значение наличию или от­сутствию разного рода выступов на теле (шипов, игл, щитов, панцирей). Это становится характеристикой защиты от ок­ружающих, агрессивной — если преобладают острые углы, со страхом и тревогой — если имеет место затемнение или своеобразное размазывание контурной линии, с опасени­ем, подозрительностью — когда выставлены заслоны, щиты, линия удвоена. Направленность такого рода защит соответ­ствует их пространственному расположению. А именно: вверх — против вышестоящих лиц; вниз — по отношению к нижестоящим, подчинённым или младшим; в стороны — недифференцированная опасливость и готовность к само­защите в различных ситуациях. Аналогичное последнему из перечисленных — размещение защитных элементов не по контуру тела, а внутри его.

Степень агрессивности, нередко выражается и прямыми символами — когтями, клыками, клювами, жалами и т. п.

Следует обратить внимание и на характер сексуальных признаков, то есть на акцентирование вымени, сосков, гру­ди при человекообразной фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Иногда встречаются случаи «вмонтирования» в тело животного механических частей — постамента, тракторных гусениц, пропеллера, антенн, проводов, электроламп, рыча­гов, тумблеров и др. Такое чаще наблюдается у больных шизофренией или у глубоких шизоидов.

Характер соединения ног или лап с корпусом (точное, тщательное или небрежное, прерывистое) соотносят с ка­чествами контроля за своими рассуждениями и решения­ми. Однотипность и однонаправленность формы ног выра­жает конформность мнений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этой детали характе­ризует самобытность суждений, креативность личности.

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или устрашающими. Размеры первых пропорциональны уверенности в себе, энергичности, увле­чённости, любознательности, Вторые соотносятся с элемен­тами манерности и демонстративности поведения.

Хвосты выражают отношение к собственным решени­ям и поступкам. Направление хвостов вверх — положитель­ная окраска этого отношения. Направление вниз — отрица­тельная, связанная с чувствами недовольства собой, сомне­ния в собственной правоте, сожаления, раскаяния.

Характер карандашных линий. Слабая паутинообразная линия (без нажима) имеет несколько возможных истолко­ваний: потребность в экономии энергии, ослабленность организма, наличие хронического соматического заболева­ния. Жирная же линия (с нажимом) не имеет полярного значения. Скорее, это выражение тревожности. Особенно показательны в этом плане резко продавленные линии, видимые в обратной стороны листа. Необходимо при этом обратить внимание на то, какая деталь изображена таким образом, к чему «привязана» тревожность.

Аналогично, частые стирания обусловлены повышенной тревожностью, нерешительностью или недовольством со­бой. Стирание с последующим ухудшением рисунка выра­жает нередко наличие сильной эмоциональной реакции, ассоциируемой со значением данной детали изображения. Стирание при усложнении, усовершенствовании перери­совки — углубленное самораскрытие через рисунок, увлече­ние данной деятельностью.

Специфика выбранных наименований. Традиционно вы­деляют такие варианты значений названий несуществую­щих животных:

— рациональное соединение смысловых частей реаль­ных слов — конкретность установок при ориентировке и адаптации, рационализм мышления;

— словообразование с сугубо книжно-научным, часто латинизированным суффиксом — склонность к демонстра­тивности разума и эрудиции;

— поверхностный синтез звуков без всякого осмысле­ния — легкомысленное отношение к окружающим, перевес эстетических элементов суждений над рациональными;

— иронически-юмористические названия — при соот­ветственном отношении к окружающему, проявляющемся обычно со снисходительным оттенком;

— объединение повторяющихся элементов, напоминаю­щее детский лепет — инфантилизма;

— удлинённые названия, затруднительные для произне­сения — склонность к фантазированию, часто защитного порядка.

Классификация проективных методик

Проективные методики предполагают, в основном, индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают следующие группы проективных методик:

— конститутивные проективные методики – группа методик, предполагающих структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции);

— конструктивные проективные методики – методики, предполагающие создание из оформленных деталей осмысленного целого (МАР, тест мира и его разнообразные модификации);

— интерпретативные проективные методики – группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди);

— аддитивные проективные методики (или методики дополнения) – группа методик, предполагающих завершение предложения, рассказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга);

— экспрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих изучение экспрессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого общения и др., а также методики изучения продуктов творчества: рисование на свободную или заданную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д);

— катартические проективные методики – группа методик, предполагающие осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях (психодрама, проективная игра);

— импрессивные проективные методики – группа методик, предполагающих предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим.

Для подавляющего большинства проективных методик характерны следующие признаки:

— относительная свобода в выборе ответа и тактики поведения испытуемого, т.е. возможен широкий диапазон разнообразных решений;

— отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);

— обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психической функции.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Современные тенденции в применении

Проективных методик

Если ранее основное внимание уделялось разработке и применению проективных тестов, то в последнее время предпринимаются попытки более тщательному и основательному формированию необходимой теоретической базы проективной психологии. Сегодня различаются следующие значимые направления в концептуализации поведения и личности в проективной психологии.

1. Личность все больше рассматривается как процесс, а не скопление совокупности относительно статичных черт, использующихся индивидом в ответ на раздражители.

2. Личность, изучаемая проективными способами, считается про-цессом, на который постоянно влияют взаимодействия индивида с соб-ственной физической и социальной средами, с одной стороны, и состояние и сила его потребностей с другой.

3. В проективной психологии усиливается тенденция полагаться на теорию поля как на достаточный критерий для подведения под него про-ективных поведенческих данных.

4. Под влиянием психоаналитического мышления существует заметная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволюционное). Существует стойкая приверженность к представлению, что личность как процесс является постоянно развивающейся реальностью, функционирующей с рождения и до смерти. Таким образом, изучение и рассмотрение личности обязано быть чем-то вроде временного гештальта, и требуются данные, связанные с продольным подходом к личности. Проективные методы, применяемые на различных этапах личностного процесса, представляют собой поперечные аналитические попытки создать наиболее существенные серии заключений относительно значимых генетических факторов, формировавших личность, как это представляется в какой-либо данный момент ее жизненной истории.

5. Возрастает интерес к созданию картины «личности как целого». Ясно, что проективные методики не стремятся к завершенной формулировке личности в целом, поскольку это на самом деле представляет невыполнимую задачу, а скорее стремятся дать ряд значимых описательных утверждений о личности, которые могут оказаться полезными для специфических и часто довольно узких намерений.

6. Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой можно сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

Таким образом, стремление к наведению порядка в концептуальном обосновании является оптимистичной — с точки зрения дальнейшего развития проективной психологии — тенденцией.

Вопрос № 10. Рисунок семьи.

Проективные рисуночные методики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи»

Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений

Исторически использование методики «Рисунок семьи» (РС) связано с общим развитием «проективной психологии». В настоящий момент трудно определить «пионера» в использовании «Рисунка семьи» для изучения межличностных отношений.

Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Вульфа (Wolff W., 1947),В. Хьюлса (Hulse W., 1951), И. Минковского, М. Поро, Л. Кормана (Corman L., 1964) и др. Сегодня наиболее известна модификация Р. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Каufman S., 1972), — «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

В работах советских авторов также обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными отношениями (Захаров А.И., 1977; 1982; Кольцова Н.Н., 1980; Мухина В.С., 1981; Хоментаускас Г.Т., 1985 и др.).

Проективная методика «Рисунок семьи» (как и «Кинетический рисунок семьи») является полифункциональной. В зависимости от целей исследования, от методологической базы, на которой строится исследование, методику «Рисунок семьи» и ее модификации можно использовать с одной стороны для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между членами семьи («семья глазами ребенка»). С другой стороны, данную методику можно рассматривать как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам, особенности «Я-образа» ребенка, его половой идентификации. Оба этих аспекта – «семья глазами ребенка» и «развитие ребенка в семье», — так или иначе, являются объектом интереса семейных психологов и исследователей в области психологии семьи. Полифункциональность методики позволяет одновременно отнести ее также к группам методов, предназначенных для диагностики детско-родительских и сиблинговых отношений.

Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение методики в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, так как полученные результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к интроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию, то есть от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной методике.

Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Ребенку дается инструкция:

(РС) — «Нарисуй, пожалуйста, свою семью».

(РС) – «Нарисуй семью, как ты ее себе представляешь».

(КРС) – «Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом».

(КРС) – «Нарисуй, пожалуйста, свою семью, где каждый член семьи и ты делают что-нибудь. Постарайся рисовать целых людей, не «мультяшек» и не людей, состоящих из палочек. Помни: изображай каждого, делающим что-нибудь, какое-либо действие»*.

Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, необходимо просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограничивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания надо стремиться получить максимум информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопросы:

Скажи, кто тут нарисован?

Где они находятся?

Что они делают? Кто это придумал?

Им весело или скучно? Почему?

Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если ребенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе. При опросе нужно попытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи; почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло); что значат для ребенка определенные детали рисунка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует избегать прямых вопросов, настаивать на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если вместо птички был бы нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?», «Кого мама позовет идти с собой?» ит. п.).

После опроса можно (но не обязательно) попросить ребенка решить шесть условных ситуаций: три из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, три – позитивные. Российский психолог Е.И. Рогов предлагает следующие шесть ситуаций:

Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

Ты имеешь «№» билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

Ты получил в. подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Интерпретация методики «Рисунок семьи»

Для интерпретации психологу необходимо располагать объективной информацией:

а) о возрасте исследуемого ребенка;

б) о составе его семьи, возрасте братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или школе.

Интерпретацию рисунка условно можно разделить на три части:

Анализ структуры «Рисунка семьи»;

Интерпретация особенностей графических презентаций членов семьи;

Проективные методы диагностики

Проективные методы – это методы психологической диагностики, основанные на феномене проекции. Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

Проективные методики направлены на исследование тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, нежели на выявление степени выраженности одного или нескольких личностных качеств.

Особенности проективных методов

Проективные методики обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

Таким образом, тест является проективным, если он основан на механизме проекции безотносительно того ее вида, который положен в основу интерпретации результатов, стимульная ситуация неоднозначна для испытуемого и ответы испытуемого настолько свободны, насколько это возможно. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т. п.

Классификация видов проективных методик

Различают следующие виды проективных методик:

Интерпретация проективных методик

39 ответов на горячие вопросы об отношениях.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Пошаговый видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Что значит стать «слабой» для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?

Статистика

Статей на сайте: 607

Проективные методики интерпретации

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк.

Методика — Тематический апперцептивный тест (Thematic Apperception Test — TAT) — была создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем. Она применяется в клинической практике для диагностики неврозов и психосоматических расстройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, которые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возраста 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют персонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить какую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В процессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого.

Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом между ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испытуемым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, оговорок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов. На первом этапе следует определить героя каждого рассказа. На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терминологии Г. Мюррея, это проявления потребностей, который он определял как динамические образования, организующие и направляющие психическую деятельность и поведение человека. Потребность — главная категория теории личности Г. Мюррея (персонологии). Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, поскольку каждому человеку присущ специфический их комплекс. Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифицировал по разным основаниям (потребности в деятельности и в результате, созидательные и негативные потребности и др.). Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент на происхождении потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает, является следующая: различаются психические, организменные и социальные потребности.

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и подробные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, агрессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. После нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, длительности и частоты проявления, значения для развития сюжета.

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с целью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся сильнее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифицирует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности и их иерархия характеризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощущаемое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доминантой поведения. Их взаимодействие — тема — является базовым объектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотношения индивида со средой.

Мюрреевская схема анализа результатов ТАТ не является единственной. Существуют многочисленные ее модификации и дополнения, опирающиеся на разные теоретические концепции. Их возникновение в первую очередь объясняется направленностью на получение личностной информации, которая может маскироваться защитными механизмами. С этой целью наряду с содержательными характеристиками рассказов выделяют их формальные (структурные) показатели.

В настоящее время благодаря усилиям многих психологов, среди которых следует назвать Д. Рапапорта, С. Томкинса, М. Арнольд, Л. Беллака, выделено 27 показателей, которые можно получить по ТАТ. Не все являются обязательными, то есть фиксируемыми в каждом рассказе, но важным принципом анализа является ориентация на их целостную систему, а также на их интеграцию с другими данными об испытуемом. Использование ТАТ требует от диагноста высокого профессионализма, означающего не только знания и опыт, но и опору на интуицию.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной методики позволяет получить целостное, глобальное знание о личности, в котором представлена информация о доминирующих потребностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, самооценке.

ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направленных на измерение одной потребности (например, в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест).

Известен Тест детской апперцепции (Children’s Apperception Test — CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначенный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморфных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методика широко используется в практике детских психологов-консультантов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, страхи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то что практическая ценность ТАТ и сходных методик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиагносты продолжают исследования их психометрических параметров.

Еще одной проективной методикой интерпретации является Методика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig Picture Frustration Study).

В ТАТе и родственных ему методиках картинки используются для того, чтобы стимулировать свободную игру воображения и вызывать сложные вербальные ответы. В противоположность этому, методика «рисуночной фрустрации» Розенцвейга (RPF-study) дает меньше простора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Розенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, опубликованная еще в 1945 г. и имеющая большое количество последующих модификаций, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и действия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации. На специально отведенном пустом месте стимульной карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фрустрированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состояние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причинам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворение потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Поскольку состояние фрустрации индивид переживает довольно часто в контексте повседневных жизненных ситуаций, он со временем вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие способы реагирования. Если его отношение к фрустрирующим обстоятельствам адекватно, а способы преодоления фрустрации отличаются устойчивостью, то можно говорить о так называемой фрустрационной толерантности. Согласно С. Розенцвейгу, фрустрационная толерантность характеризует развитую, зрелую личность. Поэтому так важно психологу не только выявить специфический набор фрустрационных реакций, свойственный индивиду, но и установить их устойчивость. Помимо этого, на основе таблиц стандартных ответов (ответов, которые дают не менее 40 % испытуемых) рассчитывается показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида.

Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрослых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг предложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, различают:

— препятственно-доминантные реакции — препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные;

— самозащитные — активность проявляется в форме порицания кого-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;

— конструктивно-упорствующие реакции — постоянно направленные на выявление конструктивного решения или выхода из конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

— экстрапунитивные — направленные на живое или неживое окружение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

— интропунитивные — направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

— импунитивные — направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, преодолимое со временем; при этом обвинение окружающих или самого себя отсутствует.

Так как любое словесное высказывание-ответ на ситуацию С. Розенцвейга можно охарактеризовать и по направлению, и в отношении доминирующего содержания, всевозможные их сочетания (3×3) образуют 9 оценочных факторов, к которым добавлены еще 2, используемые для оценки защитных реакций в ситуациях обвинения (когда субъект подвергается нападкам, упрекам со стороны фрустрирующего персонажа). Этап формализации ответных реакций испытуемого состоит в обозначении их с помощью оценочных факторов, что создает условия для количественной обработки. Количественные показатели, отражающие соотношения типов и направлений реакций, преобладающие способы поведения и защиты от обвинений, уровни фрустрационной толерантности и социальной адаптации, подвергаются интерпретации и описываются в психологическом заключении.

Общий подход к оценке индивидуальности, предложенный Розенцвейгом, был использован в других методиках, например для выявления отношения к национальным меньшинствам (Дж. Браун), к выпускаемым товарам (Г. Смит) и др.

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применяется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных и конфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выявления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского варианта были предложены Е. Е. Даниловой. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
Просмотров: 23191

Все материалы из данного источника: Акимова М.К. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таблиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк.

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источники


  1. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.

  2. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.

  3. Шеламова, Г. М. Деловая культура и психология общения. Учебник / Г.М. Шеламова. — М.: Academia, 2016. — 192 c.
  4. Кругляк, Лев Второй шанс счастья. О чем надо помнить, прежде чем еще раз создать семью (комплект из 2 книг) / Лев Кругляк , Юрий Кукурекин. — М.: ИГ «Весь», 2014. — 576 c.
  5. Настоящая любовь. Влюбленность — начало любви. — М.: Издательство Белорусского Экзархата — Белорусской Православной Церкви, 2013. — 240 c.
Интерпретация проективных методик
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Почему мужчины скрывают свои чувства

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here