Как называется сопереживание

Самое важное по теме: "как называется сопереживание" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Внутренняя вселенная каждого человека неповторима. Мы приходим в этот мир со своим типом темперамента и проходим через уникальный жизненный опыт, который влияет на наши привычки, мировоззрение и способ восприятия окружающего мира. Глядя на снегопад, один человек восхищенно заметит: «Идут белые снега!». Другой нервно бросит: «Гадость в лицо лезет». И не смотря на это, нам иногда все же удается постичь внутренний мир и эмоциональное состояние другого человека. Это явление называют сопереживанием или эмпатией.

Происхождение эмпатии

Эмпатия – это слово греческого происхождения, оно означает осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.

Разбирая, что же означает слово «эмпатия», многие путают его с состраданием, хотя на деле этот термин означает способность сопереживать любым эмоциям, не только отрицательным, но и положительным. На сегодняшний день сложилось несколько трактовок термина «эмпатия».

В медицине ему отводится роль понимания и демонстрации понимания эмоционального состояния другого человека. На первый план здесь выходит эмпатическое слушание, имеющее цель дать пациенту выговориться, поощрить его к откровенному выражению своих чувств и ощущений.

В психологии эмоциональная эмпатия считается нормой, существуют даже специальные методики выявления у людей способности к этой форме психической деятельности, которые разнятся от легкого отклика до полного погружения в чувства собеседника. Но не стоит путать с идентификацией, во время которой человек не просто понимает чувства другого, как это происходит с эмпатией, но и в некотором роде не различает их со своими.

В художественной литературе термин «эмпат» обрел новое значение, которое больше напоминает эмоциональную телепатию и считается экстрасенсорной способностью. Однако в реальности подобные эксперименты с эмпатией повторить не удалось.

Виды эмпатии

В классической психологии эмпатия подразделяется на эмоциональную, когнитивную и предикативную.

Эмоциональная эмпатия – это форма психической деятельности, основанная на механизмах проекции и подражания реакциям собеседника (моторным, аффективным). И говоря о сопереживании в быту, мы имеем в виду именно эмоциональную эмпатию, иными словами, способность проецировать на себя переживания другого человека и воспроизводить эти эмоции на себе.

Когнитивная эмпатия базируется на таких интеллектуальных процессах, как аналогия и сравнение. Она имеет место в научных дискуссиях и полемиках.

[3]

Предикативная эмпатия представляет собой способность предсказывать чувства другого человека в определенных ситуациях. И хотя этот термин вряд ли кто-то использует в быту, на деле умение поставить себя на место другого и спрогнозировать, какие чувства он при этом испытает, может большинство людей.

Психологи также выделяют в особые категории такие формы эмпатии, как сопереживание и сочувствие. Сопереживание – это переживание эмоций собеседника через отождествление с ним. Сочувствие же, напротив, представляет собой переживание собственных эмоций, испытываемых по поводу чувств собеседника.

Развитие эмпатии

Эмоциональная эмпатия у разных людей имеет свои особые степени выражения. Самый низкий уровень характеризуется сосредоточенностью на себе и равнодушием к мыслям и чувствам других людей. Представители этого вида, казалось, не испытывают эмоциональной эмпатии в принципе. Они редко понимают окружающих, чувствуют дискомфорт в незнакомых компаниях, а потому стараются жить уединенно. Как правило, у людей с низким уровнем эмоциональной эмпатии мало друзей, а те, что есть – скорее коллеги.

Второй уровень эмпатии наиболее распространенный. Его представители равнодушны к мыслям и чувствам других, но в редких случаях могут проявить сопереживание. Они способны выразить эмоции, но предпочитают держать их под контролем. Характерное для этого уровня развития эмпатии проявление – человек любит фильмы и художественные книги, но предпочитает действие, а не описание переживаний.

Третий уровень эмпатии – высокий и одновременно редкий. Его представители понимают и чувствуют эмоции других лучше, чем свои собственные. Это преданные и великодушные друзья, люди, неравнодушные к проблемам окружающих. Они контактны, отзывчивы, общительны, душевны, доверяют чувствам и интуиции. Обратная сторона медали заключается в том, что представители этого уровня эмоциональной эмпатии ждут социального одобрения своих действий и легко выходят из равновесия.

Помимо уровней эмпатии существует еще и классификация людей по этому признаку. Они подразделяются на «не эмпатов», «слабых эмпатов», «функциональных эмпатов» и «профессиональных эмпатов». Первая категория – те, кому чувство сопереживания не знакомо. Вторая категория хорошо знает об эмпатии, только испытывает постоянный стресс от переживания тяжести мира. Третья категория легко адаптируется к эмоциям и не пропускает их через себя. Профессиональные эмпаты легко распознают эмоции, даже те, которые собеседник предпочитает скрывать, но главное, они обладают способностью управлять чужими психическими переживаниями. И это довольно полезный навык для психологов и педагогов. Если вы хотите научиться понимать других людей, последовательное развитие эмпатии поможет обрести эту способность.

Диагностика эмпатии

Для того чтобы определить, способны ли вы понимать эмоциональное состояние окружающих людей, существуют наработанные методики. К примеру, диагностику эмпатии можно проводить при помощи шкалы эмоционального отклика, разработанной профессором психологии Альбертом Меграбяном. Этот ученый предложил простой и эффективный опросник, который выявляет уровень способностей к эмоциональному сопереживанию на чувства собеседника и степень его соответствия реальности субъекта.

Тест на диагностику эмпатии состоит из 25 вопросов, которые подводят к одному из пяти уровней сопереживания от очень высокого к очень низкому. И хотя вам может показаться, что наивысший уровень эмпатии одновременно является и наилучшим, на самом деле гипертрофированная чувствительность приводит к эмоциональной зависимости, ранимости и даже психосоматическим заболеваниям. Безусловно, стоит развивать в себе умение слушать другого, перефразировать и отражать его эмоции. Но при этом необходимо выбирать эффективные поведенческие стратегии, которые позволят вам соблюсти баланс между рациональным трезвым умом и чуткой отзывчивой эмоциональностью.

Эмпатия и сочувствие — в чем разница?

Сегодня с утра ко мне «пришёл» этот чудесный мультфильм, потому что не первый день думаю, что же основополагающего в проявлении эмпатии и сочувствия у людей. В мультфильме это рассказано очень понятно.

И дело совсем не в том, какими словами выражается сочувствие, а в том, что у эмпатов всё, чему они сопереживают, так же живо откликается внутри. А у тех, кто эмпатировать не умеет, внутри ничего не «шевелится» в ответ на переживания другого человека.

Помещаю я этот мульт, чтобы у тех, кто к эмпатии не способен, немного повысилась психологическая грамотность, и не возникало желания отмахнуться и сказать: Да ну, фигня, не бывает так! Хотя, конечно, это желание мультиком не изменишь.

Тем не менее — всем, кто хотел бы научиться эмпатии, или просто готов понимать без осуждений, предлагаю посмотреть. И понять, что эмпатия «ложится» на природную основу — эмоциональный интеллект, поэтому эмпатам очень сложно разучиться от реагирования на чувства и эмоции других людей. И даже когда им говорят «Это к тебе отношения не имеет», они могут это понимать, но чувствовать не перестают. Они от природы этим наделены.

Берегите эмпатов, если такие есть в вашем окружении. Это очень хрупкие люди. Научиться управлять своими чувствами они могут, конечно, но обычно проходят для этого много испытаний и боли, своей и чужой. Почему? Потому, что у эмпатов, кроме развитой способности «вчувствоваться» в других, есть ещё одна «беда» — они думают, что другие люди такие же, как они.

Читайте так же:  Гадание на подсознание мысли

И, да, постскриптум:

Развитая способность человека испытывать боль не свидетельствует о развитости его способности испытывать чувства вообще. Не следует путать эти способности — они не взаимозаменяемы.
Способность чувствовать (и эмпатировать) «измеряется» не диапазоном боли, она зависит от диапазона различных эмоций, ощущений и чувств.
Именно ощущения, эмоции и чувства составляют тот фундамент в структуре психики человека, который является базой его EQ — эмоционального интеллекта. А эмоциональный интеллект, в свою очередь, позволяет человеку быть или не быть эффективным во многих областях жизнедеятельности, особенно связанных с общением и взаимоотношениями.
Возможности человека по преодолению своей боли, на мой взгляд, определяются как раз развитостью сферы чувств — чем более она богата по спектру переживаний (от знака «+» до знака «-«), тем скорее человеку удаётся «выпрыгивать» из «тела боли» и возрождаться к новой жизни в случаях жизненных невзгод и эмоциональных переживаний.

Поэтому эмпатов ни в коем случае не следует путать с психопатами. 😉

Как называется сопереживание

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Vladislaff к записи Мнительность
    • Татьяна к записи Благородство
    • АндрейВикторович к записи Как пережить смерть мамы
    • Артем к записи Вспыльчивость
    • Ведмеш Н.А к записи Как спасти отношения
  • Пройдите наш опрос

    Сопереживание

    Сопереживание – это категория, использующаяся как в контексте описания личностной черты, так и наработанного морального качества, навыка общения или стиля взаимодействия с действительностью. Сопереживание как качество личности проявляется во внутренней потребности человека разделить переживания другого, причём делается это не осознанно, когда предлагается помощь или выражается сочувствие, а эмоциональная сфера самостоятельно подключается к состоянию другого. Во время сопереживания эмоциональные сферы нескольких людей сливаются и их переживания объединяются, независимо, кто первый начал испытывать эмоции.

    Качество сопереживание, как категория навыка, подразумевает то, что данную способность человек не получает от рождения, а может развивать самостоятельно или же данный навык формирует социум. Как стиль взаимодействия сопереживание часто подменяется другими не тождественными понятиями сострадания или милосердия. Важно понимать, что идёт слияние любых эмоций – можно сорадоваться, созавидовать, сонадеяться и т.д. это главное отличие от других моральных категорий, регулирующих эмоциональные отношения в обществе.

    Пожалуй, именно способность выражать сопереживание другому человеку является наиболее ценным качеством, поскольку даже в дружбе люди могут оставаться рядом в проблемах, помогать и выслушивать многие неприятности, но при этом неспособны вынести счастье и успех другого. Сопереживание всего эмоционального спектра ярче всего представлено в детско-родительских отношениях, кода радость малыша ещё больше радует родителей, а когда его боль у себя внутри болит ещё сильнее.

    Что это такое

    Эмоциональное сопереживание является термином обозначающим состояние человека, когда он подключается к эмоциональной сфере другого, обычно при этом подразумевается негативная окраска эмоций. Но сопереживание не имеет ограничений по проявлениям, поэтому в результате даёт ощущение близости, душевной теплоты и поддержки. Такое взаимодействие наиболее полно описывает дружбу и веру в человека, т.к. подразумевает не столько практическую помощь, предоставляемую холодно из логического расчёта, сколько принятия душевных переживаний, и предоставление другому ощущения целостности.

    Данное качество человек может проявить только самостоятельно, невозможно другого заставить чувствовать примерный спектр своих эмоций или переживать за незначимую для него тему. Со стороны принимающего сопереживание всегда воспринимается, как нечто приятное, дарящее ощущение спокойствия и отсутствия одиночества перед навалившимися эмоциями. Но если подобное поведение требовать от людей, помня, насколько оно было благоприятно, то ничего кроме сильного сопротивления хоть как-либо участвовать во взаимодействии не получится.

    Сопереживание невозможно контролировать или вызывать намеренно, хотя данный навык можно тренировать. Оно имеет по своей структуре нечто схожее с собственными чувствами, возникающими спонтанно относительно окружающей реальности, но малоконтролируемыми, хотя при определённых практиках, длительной психотерапии или самоанализе человек может получить возможность их трансформации.

    Именно разница отношения окружающих и внутренние процессы, происходящие с личностью во время сопереживания, не дают отнести данную категорию только к позитивным проявлениям личностям. Хорошей чертой это считается у тех, кто хочет получить поддержку и сочувствие при этом эмоциональное состояние сопереживания самого человека уносит его в чувственную сферу другого, где теряется не только собственная идентичность, но и контроль. Это где-то похоже на потерю своего я, когда желания другого воспринимаются как собственные, его идеи кажутся исключительно правильными, а трезвая оценка возможна только, когда люди выходят из слияния, и нет общей эмоциональной сферы. Чтобы не терять себя в душевных порывах необходимо уметь дистанцироваться, причём как от чужой радости, способной унести в неведомую эйфорию, так и о чужой боли, которая разрушает нервную систему и психику.

    Наличие данного чувства является исключительно субъективной категорией, оказывающей большое влияние на общий процесс становления или фрустрации моральных норм общества.

    Сопереживание часто граничит с жалостью и милосердием, способностью к самопожертвованию и эмпатией – все эти категории являются прямыми ключами, укрепляющими гуманистическое направление развития человечества. Развитие сопереживания происходит с детского возраста, и хоть имеет врождённую базу в качестве способности к эмпатии, требует дальнейшей внутренней работы.

    Как научиться сопереживать

    Навык чувствования чужого настроения, состояния и мыслей для некоторых людей является врождённым или приобретённым вследствие независящих от личности факторов (особенности воспитания и социальной среды). Не обладающие высокоразвитой эмпатийной направленностью своей чувственной сферы и понимающие необходимость её дальнейшего применения в жизни, могут специально научиться сопереживать. Не всему можно научиться осознанно, поскольку испытывать какие-то эмоции мы можем не только под воздействием мыслительной сферы, но проработать внутренние барьеры, мешающие чувствительности или снять психотравмирующие блоки под силу каждому.

    Первоочередным заданием, чтобы научиться чувствовать, что происходит с другими – важно во всех тонких нюансах понимать, что происходит в собственной эмоциональной сфере. Для этого придётся познакомиться не только с основными чувствами, доступными человеку, причём в их ярких проявлениях, но также научиться признавать те, что обычно заталкиваются подсознанием подальше или делить эмоции на полутона и различные сочетания.

    Принятие и проживание собственной негативной чувственной палитры открывает чувствительность к другим. Чем больше человек отгораживается от неприятных переживаний, переключаясь, тем больше утрачивается способность вообще распознавать данные эмоции, как у себя, так и у других. Поэтому устраивая себе возможность проработки горя и грусти, злости и недовольства, без бегства от этих переживаний в итоге даёт возможность замечать такие переживания у окружающих. В редких вариантах необходимо разрешить себе чувствовать удовольствие, радость, желания, как возможность проявления эмпатии с позитивной стороны. Психологические блоки относительно хороших чувств встречаются реже и обычно сопровождаются серьёзной травмой (например, когда нельзя было открыто выражать любовь) и требуют личной психотерапии.

    Читайте так же:  Резкие перепады настроения причины

    Для ориентировки в эмоциях и открытия себе доступа ко всем их проявлениям необходимо ежедневно выпускать свои чувства. Это может быть в формате диалога или записей в дневнике, кому-то помогает рисунок или спорт, занятия танцами или ведение блога – формат абсолютно не важен. После того, как сформируется навык опознавания своих чувств необходимо постепенно переключать внимание на окружающих людей, для чего использовать активное слушание. Не стоит делать акцент на тексте, произносимом собеседником – ваша задача состоит в том, чтобы уловить изменения голоса, интонации, жесты и прочие проявления эмоциональной окраски повествования.

    Важным моментом при оценке состояния другого и попытке прочувствовать его необходимо на момент восприятия забывать обиды или радости, связывавшие вас с человеком, его действия в прошлом или ваши надежды на дальнейшее развитие событий. Чем меньше привязок к эмоциональному восприятию будет изначально, тем выше вероятность, что при рассказе вы испытаете тот же спектр чувств, что чувствует собеседник. Необходимо искоренить страх почувствовать дискомфорт или боль, потому что именно нежелание испытывать негативные эмоции заставляет людей становиться жёстче, отворачиваться от страданий, отписываться от групп, рассказывающих о несчастьях.

    Безусловно, сопереживание может приносить не только радость разделения победы или ощущения что помог другу, но также требует душевных сил на проживание чужой боли, как своей собственной. Потом будет необходимо восстановить силы, привести в порядок нервную систему, пострадавшую, хоть и меньше почувствовавшую боль.

    Отлично работает практика, когда пытаетесь представить себя на месте собеседника, в принципе как в основном и объясняют сопереживание. Это схоже с тем, как мы проникаемся судьбой персонажей книг или фильмов, когда не спим ночами, чтобы дочитать или отпрашиваемся с работы, потому что вышло продолжение. Эти переживания будут схожи с подобными ощущениями ожидания возвращения любимого, даже если у вас нет отношений или чувством слежки, когда перечитали детективов, при том, что вы пекарь в кондитерской. Подобные погружения в чужой мир возможны при высоком уровне искреннего интереса, соответственно необходимо найти собственный интерес либо в личности собеседника (тогда автоматически каждая история будет восприниматься ярко и полностью) или же в рассказе (лучше чтобы он цеплял личные значимые темы, тогда поиск ответов заставит переживать и за другого).

    Формирование навыков сопереживания

    Существует вполне практичная сторона формирования сопереживания, основывающаяся на применении различных вербальных посылов и невербальных действий. Наш мозг считывает информацию и может быть закрыт или открыт для новых переживаний не только в зависимости от их тематики, но также того, в какой обстановке происходит само действие.

    Каждый раз необходимо подготавливать не только своё психологическое пространство, но и физическое. Лучше восприятие другого происходит, если отсутствуют видимые преграды, создающие барьер (сюда относятся столы, стоящие между разговаривающими, спинки кресел, ширмы). Этот приём можно использовать также для обратного – если вам необходимо быть крайне независимым от эмоционального влияния другого человека, то поставьте между вами хоть какую-то преграду, а чем она внушительнее, тем больше получаете защиты. Как на материальном уровне убираются преграды их необходимо убрать на невербальном уровне своего тела – не должно быть скрещенных конечностей, закрытых и отвёрнутых поз. Это всё тому, что собеседник более охотно и детально рассказывает, но и вы автоматически становитесь более открытыми для получения информации.

    Чтобы внимание улавливало все нюансы изменения интонаций или мимики необходимо заранее минимизировать окружающие шумы, отвлекающие факторы, возможности резкого прекращения разговора (открытая дверь, зазвонивший телефон и пр.). То, что поможет сохранить внимание – попытки повторить позу и жесты говорящего. Наши физические проявления отражают психическое состояние, есть подтверждённые исследования, когда при помощи повторения позы человека другой мог назвать его эмоции. Если ещё и вслушаться в текст, то информация и детализация переживаний собеседника становится ещё более четкой. Подобные процессы происходят благодаря задействованию зеркальных нейронов и биологическому переформатированию эмоциональной сферы под её физическое выражение.

    Чтобы узнавать о людях больше, чем они преподносят только текстом, необходимо развивать в себе постоянное желание узнавать больше информации. Это своеобразный наркотик, восполнить который может только информационная или эмоциональная пища. Чем больше вы будете стремиться узнавать о людях ежедневно, тем выше будет сопереживание, причём необходимо интересоваться как биографиями известных личностей, так и вчерашним днём соседки пенсионного возраста. Спрашивайте людей об их переживаниях, когда смотрят на закат или когда пьют лавандовый чай – стремитесь узнавать ответы у совершенно различных людей, путешествуя если не по всему миру, то хотя бы по окрестным городам.

    Чтобы разобраться в правильности диагностирования и чувствования чужих эмоций хорошо попросить потренироваться кого-то из близких. Просто человек должен честно вам говорить, правильно ли вы озвучиваете его чувства. Вы же можете говорить о своих переживаниях относительно эмоциональной сферы другого, тогда когда ощущаете что-то и тогда, когда логически можете предположить испытываемую эмоцию.

    В чем разница между эмпатией и сочувствием?

    аждый человек в той или иной степени способен почувствовать эмоциональное состояние другого человека. При этом в норме человек осознает, что это не его переживание, что он лишь некоторым образом отражает чувства своего собеседника.

    Это и есть эмпатия в самом общем значении этого понятия.

    Термин этот появился в конце XIX века, а первое определение эмпатии дал Зигмунд Фрейд. С греческого «эв», «эм» переводится «в», а «пафос» — страсть, страдание.

    Казалось бы, естественным синонимом греческого термина в русском языке может стать слово «сострадание», а также похожие на него слова «сопереживание», «сочувствие».

    Однако это утверждение не совсем верно.

    Например, любой ребенок чувствует и понимает, когда его мама очень расстроена из-за какого-то плохого поступка, который он совершил. Вот он пришел с детской площадки в очень грязной куртке, и мама с огорчением укоряет его. В такой ситуации дети могут вести себя по-разному. Один искренне скажет: «Мама, не расстраивайся, давай я сам почищу куртку». Другой разделит чувство матери, извинится, скажет, что не подумал о том, как она расстроится, но предлагать помощь не будет. Третий равнодушно разденется и пойдет к игрушкам.

    В чем же дело? Ведь и третьему ребенку чувства матери очевидны.

    Эмпатия – лишь способность, заложенная в нас природой. Она связана с определенными функциями мозга. Именно благодаря этой способности человек стремится к общению и способен к нему.

    Так же как и другие способности, ее нужно развивать. Результатом развития способности к эмпатии могут стать такие высокие нравственные качества человека, как сопереживание, сострадание, сочувствие.

    При сопереживании мы некоторым образом отождествляем себя с другим человеком, при этом переживая такое же эмоциональное состояние, как он. Сострадание — синоним сопереживания, с тем оттенком, что речь идет о переживании неприятного, негативного свойства, горя, страдания.

    По поводу чувств близкого человека могут возникнуть и собственные эмоциональные состояния. Это собственное переживание называют сочувствием. У этого понятия нет явной эмоциональной окраски, однако чаще всего его употребляют также в связи с какими-либо горестными состояниями.

    Читайте так же:  Можно ли вернуть ушедшую жену

    Общей чертой этих понятий является их направленность на совместное преодоление неприятностей, горя, помощь в облегчении страдания. Эта помощь может выражаться как словесной поддержкой, так и действием.

    Значит, равнодушное отношение ребенка к чувствам матери, как правило, свидетельствует не о его испорченности, а о том, что родители недостаточно развивают его способность к эмпатии (причины могут быть разными).

    Такой ребенок имеет большой шанс вырасти неким «толстокожим животным», который идет по миру, ненароком задевая чувства других людей и не замечая этого. В худшем варианте это – жестокий эгоист. Известно, что отсутствие способности к сочувствию психологи считают одним из признаков психического нездоровья.

    Подробнее о воспитании сочувствия можно прочитать в статье «И чувства добрые… (О воспитании сочувствия)».

    И чувства добрые… (о воспитании сочувствия)

    вы знаете, что 30-40% детей возраста 5-6 лет обладают низким уровнем эмоционального развития?
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Цифра на самом деле ужасающая. Понятно, откуда берется такая леденящая душу жестокость подростков. Многие сталкивались и с тем, что дети разного возраста буквально испытывают радость от страданий сверстников или животных. Подобные видео в сети не редкость.

    Дефицит доброты в наше время – один из самых страшных. А корнями он уходит именно в дошкольный возраст, когда по разным причинам ребенок сначала не получает достаточно любви и внимания в семье, затем испытывает длительное эмоциональное неблагополучие, и в итоге теряет естественные нравственные ориентиры.

    Психологи называют способность к сочувствию одним из важных качеств психически здорового человека.

    Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

  • (Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996)

    Способность к сочувствию как одно из главных свойств личности в норме подразумевает не только способность поставить себя на место другого человека, понимание и сопереживание чувствам другого человека.

    Это обязательно еще и активное действие по отношению к объекту сочувствия, реальная помощь по облегчению страдания другого человека.

    Наиболее интенсивно эмоциональная составляющая личности человека развивается в дошкольном возрасте.

    Способность человека «считывать» эмоции других людей принято называть эмпатией. Считается, что эмпатией от рождения наделен каждый человек. Как любая способность, эмпатия может остаться неразвитой. Сочувствие, сострадание – это результат развития эмпатической способности.

    Определите уровень развития эмоциональной отзывчивости

    Учитывая, что эмоциональная восприимчивость каждого ребенка неодинакова, хорошо для начала определить ее исходный уровень.

    Высокий уровень эмоциональной отзывчивости

    • Активно откликается на эмоциональное состояние близкого человека или другого ребенка.
    • Правильно отвечает на вопросы вида: «Можно ли кричать, когда папа или мама спит? Почему?»
    • Спрашивает, нужна ли помощь в какой-либо сложной ситуации, охотно предлагает свою помощь и оказывает эту помощь самостоятельно.

    Средний уровень эмоциональной отзывчивости

    • Радуется успехам сверстника, замечает эмоции других людей, но не пытается утешить или подбодрить в сложной ситуации.
    • Отвечает на вопросы вида: «Можно ли дергать кошку за хвост? Почему?» — в целом правильно, с небольшими ошибками. Характерны ошибки при объяснении обоснования выбора.
    • Дает советы по выходу из сложной ситуации, оказывает помощь после подсказки взрослого.

    Низкий уровень эмоциональной отзывчивости

    • Равнодушен к неудачам или успехам других детей.
    • Отвечает на вопросы вида: «Если ты разбил чашку, а мама подумала на брата и ругает его, надо ли сказать правду? Почему?» — неверно, руководствуясь в ответе своей выгодой и желаниями.
    • Не интересуется затруднениями родных и сверстников, не оказывает помощь даже после подсказки взрослого.

    Как повысить уровень эмоциональной отзывчивости дошкольника

    Маленьким детям изначально свойственна яркая эмоциональная реакция на события, происходящие вокруг. В дошкольный период чувства ребенка: и смех, и радость, и слезы, и сожаление, — особенно искренни.

    При этом ребенок естественно стремится к общению. Все это нужно использовать для воспитания чуткости, внимания к ровесникам, младшим детям и взрослым.

    Начните с самого ребенка

    Некоторые родители придерживаются образа некоего «сурового» воспитания, особенно с мальчиками:

    • Устал? – Ничего, я тоже устала.
    • Ушибся? — Не плачь, мужчины не плачут!
    • Потерял игрушку? – Сам виноват, надо следить за своими вещами.

    «Спартанское» воспитание эмоциональной сферы – вещь абсолютно недопустимая!

    Родители должны знать, что основа эмоциональной отзывчивости закладывается их собственным отношением к проблемам ребенка. Его неприятности, боль, переживания должны всегда встречать сочувствие и понимание. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда помогут ему в любой трудной ситуации.

    Только в этом случае ребенок сможет перенести добрый пример с себя на окружающих.

    Маленькие вопросы

    Когда эмоциональная сфера ребенка небогата, но отношение родителей к ребенку находится на должном уровне, начинать можно с небольших вопросов:

    • Посмотри, мальчик упал! Наверное, ему больно, вспомни, как тебе было больно, когда ты падал?
    • Посмотри, у девочки отняли куклу! Как ей обидно! Ты ведь обижался, когда у тебя отнимали машинку?
    • Как ты думаешь, папа будет рад нашему подарку на день рождения? Вспомни, как ты радовался подаркам?

    Цель таких вопросов – запустить механизм переноса собственных, знакомых эмоций на других людей. Этот маленький шаг к умению понять другого – начало пути доброго отношения к миру и людям.

    Рассказ о чувствах

    Рассказывайте ребенку, что вы чувствуете по тому или иному поводу. Спрашивайте, что чувствует он. Задавайте вопросы, что, по мнению ребенка, может чувствовать тот или иной человек в разных ситуациях.

    После прочтения сказки, стихотворения поговорите о чувствах героев книги, о причинах их поступков, обсудите, какие герои хорошие и добрые, какие плохие и злые и почему.

    Обсуждая события в детском саду, на детской площадке, выясняйте мотивы поступков ребенка и других детей, спрашивайте, какие чувства вызывают события у ребенка и других детей.

    Если ребенок ведет себя агрессивно или неправильно, не говорите ему, какой он плохой. Сообщите, какие чувства у ВАС вызывают его действия. Объясните, почему.

    Воспитание действием

    Если ребенок уже достаточно хорошо ориентируется в эмоциональной сфере окружающих людей, и одновременно с предыдущими рекомендациями, приучайте ребенка к действенному добру.

    Сначала используйте прямые указания:
    • Дай Маше совок, ей нечем насыпать песок.
    • Достань сестренке куклу, она еще маленькая и не дотягивается до полки.
    • Помоги бабушке донести сумку, она старенькая, ей тяжело.
    Потом косвенные:
    • Посмотри, братик упал, что нужно сделать?
    • Что сделает моя добрая девочка, если у нее много кукол, а у Маши ни одной?
    • Как мы будем себя вести, когда папа спит?
    Затем создавайте условия для самостоятельных действий ребенка:
    • Оставляйте ребенка присмотреть за больной бабушкой.
    • Попросите поиграть с младшим братом/сестрой.
    • Найдите престарелого человека, живущего по соседству и мотивируйте ребенка помогать ему.
    • Заведите домашнее животное — питомца, посетите приют для животных, зимой постройте кормушку для птиц.
    Читайте так же:  Запоры при болезни паркинсона

    Постепенно ребенок и на словах, и на практике узнает о том, что добрый человек не обижает товарищей, братьев, сестер. Добрый человек не мучает животных. Добрый человек не смеется над неудачами других детей. Добрый человек приходит на помощь всем, кто попал в нелегкую ситуацию.

    Похвала и порицание

    Любой, даже самый незначительный, но правильный поступок ребенка должен быть оценен так щедро, чтобы ребенок испытал положительную эмоциональную реакцию по этому поводу. Одобрение взрослых вызывает стремление сделать еще лучше.

    Дети не всегда идут по правильному пути, чтобы стать хорошими. Это происходит как от недостатка жизненного опыта, так и от слабой развитости эмоциональной и нравственной сферы. Вовремя сказанное внушительное слово обязательно найдет отклик в душе ребенка. При этом критикуйте сам поступок, а не личность ребенка.

    Очень хорошо дать возможность испытать стыд, угрызения совести, сожаления по поводу плохого поступка.

    Максим Горький в книге «Сказка жизни» привел такой пример:

    Однажды во время прогулки детям нужно было перейти по узкому бревну через небольшой ручеек. В первой паре шли девочки. Они никак не могли решиться пройти по бревну. Марина откровенно призналась: «Я боюсь». Тогда Сережа начал смеяться: «Эх вы, трусишки, испугались. Я бы сразу перешел». В таких случаях важно быстро принять правильное решение. Воспитатель спокойно сказал: «Иди, Сережа, первым». Мальчик осторожно пошел по бревну, дошел до середины, но вдруг испугался, присел на корточки и, обхватив бревно руками, прополз остаток пути. «Вот так смелый!» — засмеялись дети. Сережа покраснел, обиделся, сел в стороне от ребят и долго ни с кем не играл. Потом к нему подошел Алеша: Пойдем играть, ты ведь тоже над всеми смеялся». Помог воспитатель: «Хочешь, пойдем к бревну, и ты научишься смело ходить по этому мостику. Смелость тоже не сразу дается». Сережу глубоко задел этот случай. На следующий день он сказал воспитателю: «Я знаю такую задачу, которую никто из ребят не решит». (Сережа занимался с отцом математикой и очень хорошо решал сложные для его возраста задачи.) Воспитатель спросил: «А если никто не решит, ты опять, как вчера, будешь смеяться над ребятами?» Сережа опустил глаза, потом сказал: «Нет, я расскажу, как решать».

    Очень сильное средство воздействия на старших дошкольников — юмор. Действие доброжелательного смеха взрослых на ребенка сильнее (и предпочтительнее), чем грубое замечание или наказание.

    Собственный пример

    Эта уже набившая оскомину истина не становится менее важной от многочисленных повторений. Сложно требовать от ребенка, чтобы он уступал место в автобусе, если этого не делает его отец.

    Ваша любовь и правильное отношение к ребенку, отношения друг к другу внутри семьи, пример отношения родителей к близким и посторонним людям, — это то, с чего начинается воспитание отзывчивости. Без начала не может быть и продолжения.

    Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви, заботливости по отношению к родителям, возникающее как ответное на любовь и заботу родителей к своему ребенку.

    Негативная информация

    Не перегружайте ребенка негативной информацией. Ни один человек не может вместить в себя все страдания, боль и беды других людей. Переизбыток такой информации может вызвать защитную реакцию психики: отторжение, злость, раздражение.

    По этой же причине необходимо отстранить ребенка и об информации о насилии, которой забиты телевидение и кино. О том, что происходит в мире нужно говорить с ребенком, учитывая его возраст и особенности психики.

    Не отмахивайтесь от воспитания сочувствия! Думайте о том, как ребенок будет относиться к Вам в старости, до которой осталось не так уж много времени.

    ru_dark_triad

    Тёмная триада

    Макиавеллизм, психопатия, нарциссизм

    Встать на место другого человека может не каждый. У кого-то способность чувствовать другого человека развита хорошо, у кого-то хуже, кто-то вообще не умеет испытывать эмоций. А между тем способность чувствовать другого человека крайне важна.

    «Чем лучше мы понимаем другого человека, тем легче нам с ним общаться, тем меньше недопониманий и конфликтов, тем эффективней общение, – считает психолог Игорь Бадиев.

    Найти общий язык

    [1]

    – Игорь Валерьевич, расскажите, почему с одним человеком нам легко общаться – он нас понимает с полуслова, а с другим мы никак не можем найти общий язык?

    – Человек – существо социальное, вне социума не живет. В процессе взаимодействования друг с другом очень важно понимать, какие эмоции чувствует другой человек. Эта способность человека воспринимать эмоциональное состояние, переживания другого человека, называется эмпатией. Этим понятием можно объединить такие близкие по значению слова, как сочувствие, сопереживание, сострадание. Для психологии эмпатия – один из интересных, важных и сложных феноменов. Все потому, что на психологическом уровне человеческая эмпатия выступает тем самым социальным «клеем», который в принципе позволяет устанавливать какие-либо отношения. В поведении человека эмоции играют огромнейшую роль, и эта способность понимать эмоции другого человека очень важна.

    Эмпатия в принципе присуща любому здоровому человеку. Она необходима ему для того, чтобы он мог существовать среди других людей. Уровень эмпатичности у разных людей варьируется. Причем в достаточно сильном диапазоне – от бесчувственного человека, который не способен воспринимать эмоции других людей, до сверхэмпатов, так называемых экстрасенсов, которым достаточно просто посмотреть на человека, чтобы узнать все его переживания.

    Так, психопаты и социопаты отличаются низким уровнем эмпатичности. Они не могут воспринимать эмоции другого человека, они бесчувственны, что делает их жестокими и асоциальными. При аутистических расстройствах личности человек не осознает те чувства, которые он испытывает. Он не различает ни своих эмоций, ни эмоций других людей и, естественно, он не может их выразить. Вся эмоциональная гамма эмоций оказывается просто-напросто обедненной, что в принципе рассматривается одним из факторов психосоматических заболеваний.

    Эмоциональный интеллект и зеркальные нейроны

    Эмпатия бывает эмоциональная – когда чувства другого человека воспринимаются непосредственно и вызывают резонансный эмоциональный отклик. Другой вид – когнитивная эмпатия: человек знает, что чувствует другой человек, и может рассказать об этом. Кроме этого, существует предикативная эмпатия – способность человека предсказывать эмоциональные реакции других людей. То есть он знает, как среагирует другой на ту или иную ситуацию. Все эти эмпатические способности рассматриваются в качестве так называемого эмоционального интеллекта. В этом плане эмпатия и эмоциональный интеллект – очень близкие понятия.

    – Каким же образом происходит так, что один человек может понять эмоции другого человека?

    – В 90-х годах прошлого века впервые были обнаружены так называемые зеркальные нейроны. Это клетки головного мозга в участках фронтальной коры, которые возбуждаются тогда, когда человек видит эмоциональную реакцию другого человека. Эти зеркальные нейроны считаются тем нейрофизиологическим механизмом, который обеспечивает очень сложную, непонятную для многих способность чувствовать другого. И действительно, высоко эмпатичного человека часто очень легко спутать с экстрасенсом. Кажется, что он читает твои мысли. Фактически же он очень хорошо считывает чужие эмоциональные реакции. И тут уже встает вопрос, каким образом он развил в себе этот эмоциональный интеллект.

    Читайте так же:  Умнее и повысить уровень интеллекта

    – Значит, эмпатические способности можно развивать?

    – Раз это способности, следовательно, их можно развивать. Безусловно, наличие этих зеркальных нейронов является биологической основой, и при недостаточной их работе может наблюдаться нарушение эмпатии. Однако этот генетический код не является жестко определяющим. То есть если это не выходит за грань какого-то нарушения, то эмпатические способности очень хорошо развиваются.

    Развитая эмпатия – залог успеха

    – Для чего нужно развивать эти способности?

    – Значение их очень важно, во-первых, в личной жизни. Чем лучше мы понимаем другого человека, тем легче нам с ним общаться и легче найти точки соприкосновения, тем меньше недопониманий и конфликтов на пустом месте. Это способность поставить себя на место другого человека. Во-вторых, ряд профессий, особенно, связанных с людьми, предъявляют достаточно высокие требования к эмпатическим способностям. Для психологов и психотерапевтов эмпатические способности выходят на первый план. Для врачей, учителей, полицейских они также очень важны.

    Когда мы можем хорошо ориентироваться в эмоциях другого человека, когда мы четко разделяем свои эмоции и чужие, когда мы можем предсказывать эмоциональные реакции людей, тогда общение становится более эффективным, и, как следствие, мы добиваемся успеха.

    Как мы видим другого человека, основываясь на наших эмпатических способностях, которые лежат в глубине зеркальных нейронов, вся совокупность эмоциональных, когнитивных и предикативных эмпатических способностей описывается в достаточно новой теории под названием «теория разума».

    Суть ее в том, что когда человек общается с другим человеком, он строит теорию относительно того, что он думает и чувствует. То есть человек каким-то образом ставит себя на место другого человека и описывает его цели, мотивы, чувства, переживания, ценности. Чем более полно и лучше эта теория, которую мы формируем у себя относительно другого человека, соответствует ему, тем лучше мы его понимаем. При этом мы описываем поведение другого человека через его цели и мотивы. Например, он любит это, а это нет, он желает этого, а этого не хочет. Это позволяет нам реально выстраивать очень эффективное общение с людьми, достигать успеха в общении. Годы и тысячелетия эволюции сделали нашу психику такой, что мы можем описывать поведение другого человека через его цели и мотивы. Но у этого есть и обратная сторона, которая не позволяет нам более адекватно воспринимать весь остальной окружающий мир, который не касается людей.

    – Эта постановка себя на место другого человека и описание его поведения через цели и мотивы оправдана только в отношении людей. Когда мы сталкиваемся с какими-то явлениями, о которых мы мало знаем, наше сознание автоматически стремится описать его через цели и мотивы. Например, для чего идет дождь? Наш мозг выдает нам ответ – для того чтобы трава росла. Солнце светит для чего-то, ветер дует для чего-то. Это явление называется анемизм. На ранних этапах развития человечества анемизм был широко распространен, все природные явления описывались с точки зрения целей и мотивов. С развитием науки, логического, рационального мышления мы начали описывать такие явления через причины. Но для этого небходимо затратить очень много интеллектуальных усилий, а описание через цели и мотивы дается нам легко и быстро. Поэтому мы до сих пор склонны описывать происходящее через цели и мотивы. Например, когда произошло несчастье, и мы, абсолютно не задумываясь говорим: «Это тебе испытание», «это для того, чтобы ты стал сильнее», «это тебе наказание».

    – Получается, происходит искажение действительности?

    [2]

    –Да, это одно из самых распространенных когнитивных искажений, которые мешают человеку смотреть на мир более или менее объективно. Именно в этом плане логическое и эмпатическое мышления оказываются конкурирующими. И когда на нас нахлынут эмоции, нам очень трудно взять их под контроль и начать рассуждать логически. Мы автоматически начинаем все описывать через цели и мотивы, потому что так проще. Идешь по улице, поймал на себе косой взгляд, и сразу думаешь: «Что он от меня хочет?».

    Если говорить о психопатах – людях, которые не способны и не могут воспринимать эмоции других людей, есть такое понятие, как «успешный психопат». Это психопат, который не нарушает социальных норм и имитирует эмоциональные реакции. Ему так выгодно. Так как он не чувствует людей, соответственно, он не испытывает чувства вины, сострадания, у него нет раскаяния, мыслей, правильно он поступил или нет. Почему? Потому что эмпатические способности у него крайне снижены, и он может действовать исключительно логически, исходя из собственной утилитарной выгоды.

    – Выгода у него может быть только утилитарная, потому что эмоциональный резонанс у него маленький, он не получает эмоциональных удовольствий. Поэтому он легко может манипулировать другими людьми, имитируя эмоции.

    – Окружающие люди не замечают этой имитации?

    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Очень часто успешных психопатов принимают за лидеров. Фактически они ими не являются, они по своей сути не лидеры, потому что им плевать и на коллектив, и на общество. У них впереди только свои собственные интересы. Люди для них – расходный материал. Так же, как кучер, погоняющий лошадь, не вникает в переживания лошади по поводу того, нравятся ей удары кнутом или нет, так и психопат ведет себя с людьми. Человек в принципе эмпатичен, и эта эмпатия заставляет человека ставить себя на место другого человека, подчиняться ему или, наоборот, руководить другими людьми. Просто у кого-то она чуть больше, у кого-то чуть меньше. Психопатия, я имею в виду не болезнь, отмечается не более чем у 5% мужчин. Доказать существование сверхэмпатических способностей не удалось. Есть высокоэмпатичные люди, которые могут этим пользоваться, так называемые экстрасенсы. Просто они являются очень хорошими эмпатами. Конечно же, развивать эмпатические способности нужно. Чем больше человек знает названий различных эмоций и состояний, тем лучше он их дифференцирует, тем тоньше он воспринимает переживания другого человека и тем легче он адаптируется в социуме.

    Источники


    1. Гуревич, П. С. Психология. Учебник / П.С. Гуревич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 336 c.

    2. Слотина, Т.В. Психология любви, или Какого цвета ваша личность? / Т.В. Слотина. — М.: Питер, 2013. — 341 c.

    3. Гангор, Марк Смех — лучший помошник в браке. Секреты жизни, любви и брака / Марк Гангор. — М.: София, 2014. — 288 c.
    4. Одергон, Арлин Отель Война. Психологическая динамика вооруженных конфликтов / Арлин Одергон. — М.: Энигма, 2008. — 512 c.
    5. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.
    Как называется сопереживание
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here