Как не оказаться в тюрьме, новые нормативные акты

Полная информация в статье на тему: "Как не оказаться в тюрьме, новые нормативные акты" с объяснением от специалистов. По всем вопросам обращайтесь к дежурному специалисту.

Принят закон о коэффициенте зачета времени в СИЗО в срок отбывания наказания

Сегодня Государственная Дума приняла федеральный закон «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации» (№ 73983-5). Принятый закон изменяет порядок зачета времени содержания лица под стражей (до вступления в силу приговора суда) в срок отбывания наказания в виде лишения свободы.

В настоящее время, согласно действующему законодательству, это время засчитывается из расчёта один день в СИЗО за один день лишения свободы. Однако в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в условиях, сопоставимых с тюремными. В камерах они практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности. В то же время большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее. Например, в колонии-поселении осужденные могут свободно передвигаться, получать образование и работать.

Как сообщил один из авторов законопроекта Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, предложенный в законе порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом. Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости, — отметил Павел Крашенинников.

Принятым законом устанавливается, что время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу будет засчитываться в срок отбывания наказания следующим образом. При отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за 1,5 дня. В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за 2 дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за 3 дня. В случае обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за 8 часов обязательных работ, – рассказал Павел Крашенинников.

В случае лишения свободы будет засчитываться один день содержания лица в СИЗО следующим образом. При отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особо режима — за 1 день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за 1,5 дня. При отбывании наказания в колонии-поселении — за 2 дня, – пояснил Павел Крашенинников.

Не предусматривается распространение указанного порядка на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, связанных с оборотом наркотиков, с посягательством на конституционный строй страны, преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве. А также в отношении осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.

Также не будет применяться указанный повышающий коэффициент в период нахождения осужденного в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осужденным. А также если осужденный отбывает наказание в строгих условиях в воспитательной и исправительной колонии,– сообщил Павел Крашенинников.

Время нахождения лица под домашним арестом будет засчитыватьсяв срок содержания под стражей до суда и в срок лишения свободы — из расчета 2 дня домашнего ареста за 1 день нахождения в СИЗО или лишения свободы.

Что очень важно, закон будет иметь обратную силу для тех осужденных, чье положение он может улучшить. То есть будет произведен перерасчет сроков наказания для лиц, находящихся в местах лишения свободы на сегодняшний день. Так что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осужденных, — сообщил Павел Крашенинников.

Но для тех лиц, чье положение может ухудшиться, новые нормы применяться не будут. Речь идет об осужденных, которые до приговора суда находились под домашним арестом. Если этот срок уже был засчитан им по нынешней схеме – из расчета один день за один, то для них пересчетов по новым правилам не будет, — подчеркнул Павел Крашенинников.

После вступления в силу закона пересчет сроков будет произведен следующим образом:

1) в течение 3-х месяцев со дня вступления закона в силу — в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении;

2) в течение полугода — в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ; ограничения свободы; а также в отношении военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части или в виде ограничения по военной службе.

Павел Крашенинников отметил, что нормы, аналогичные принятому закону, предусмотрены в действующих Уголовных кодексах многих стран: стран СНГ и Балтии; Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других. Зачет предварительного заключения в срок наказания производился и советским уголовным законодательством. А принятый сегодня закон в течение 10 лет находился на рассмотрении Государственной Думы. Его принятие – это важнейший шаг в гуманизации уголовно-исполнительной системы, — сказал Павел Крашенинников.

Новые положения направлены на реализацию принципа справедливости в отношении осужденных к лишению свободы, и не позволят недобросовестным правоохранителям наказывать до приговора суда. Надеюсь, что данная новелла также приведет к более взвешенному подходу при избрании такой меры пресечения, как взятие под стражу, — заявил Павел Крашенинников.

День за два: Путин подписал закон о зачете времени в СИЗО

Закон вступит в силу с 13 июля, через 10 дней после официального опубликования. С этого дня один день пребывания человека в СИЗО будет приравниваться к:

  • полутора дням в дисциплинарной воинской части;
  • двум дням в случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста;
  • трем дням для исправительных работ и ограничений по военной службе;
  • восьми часам обязательных работ.

В этом сюжете

  • «Круче амнистии»: в Госдуме одобрили закон о зачете дней в СИЗО

Если обвиняемый после СИЗО получит приговор к лишению свободы, то все дни, которые он провел в изоляторе, засчитают в назначенный ему срок. Один день в СИЗО будет пересчитан как:

  • один день при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима;
  • полтора дня при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • два дня при отбывании наказания в колонии-поселении.

Также один день в СИЗО будет равняться двум дням под домашним арестом.

Закон имеет обратную силу.

За счет того, что новелла имеет обратную силу, срок наказания уменьшится у значительного числа уже осужденных людей. При этом закон будет применяться только для тех, кому можно улучшить положение. Увеличивать срок никому не будут.

Госдума приняла закон о применении силы к заключенным в тюрьмах

Госдума России приняла во втором чтении законопроект, устанавливающий порядок применения физической силы, спецсредств и оружия по отношению к заключенным. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента.

В рамках второго чтения в законопроект были внесены изменения. Таким образом, документ был значительно смягчен по сравнению с первоначальной редакцией. В частности, профильный комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции настоял на запрете использования спецсредств и физической силы при нарушениях режима содержания. В документе говорится, что применять силу разрешается только для пресечения неповиновения или противодействия со стороны заключенных, когда их поведение угрожает жизни и здоровью сотрудника пенитенциарной системы. Также в законопроект была включена норма, согласно которой сотрудники пенитенциарных учреждений обязаны оказывать медицинскую помощь заключенным в случае нанесения им телесных повреждений.

При этом были введены ограничения при применении спецсредств, например, электрошокеров. Такие средства запрещается применять в области половых органов, сердца, солнечного сплетения, шеи и головы. Кроме того, законопроект предполагает, что случаи применения силы должны быть зафиксированы на видеозаписи, если технические возможности позволяют это сделать.

[1]

Также в документе прописано, что сотрудники ФСИН не могут открывать стрельбу по толпе людей. Кроме того, вводится запрет на вынесение заведомо незаконных приказов и распоряжений о применении силы, спецсредств и оружия по отношению к заключенным.

С текстом законопроекта «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»» (№ 802242-6) можно ознакомиться здесь.

[3]

Как не оказаться в тюрьме, новые нормативные акты

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

Читайте так же:  Налог на выигрыш в лотерею в россии когда и в каком размере платить

Госдума одобрила во втором, основном, чтении законопроект о новых правилах зачета срока содержания под стражей при назначении наказания — третье чтение пройдет уже завтра. Новый закон сократит срок наказания заключенным, которые уже находятся в колониях общего режима и колониях-поселениях. «Медиазона» рассказывает, как теперь будет засчитываться срок, проведенный во время следствия в СИЗО или под домашним арестом.

Законопроект о перезачете срока содержания в СИЗО был внесен в Госдуму в июне 2008 года. Одним из его авторов была Татьяна Москалькова, которая сейчас занимает пост уполномоченного по правам человека. «В соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений по степени изоляции соответствуют самым строгим, примерно таким как в тюрьмах», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. Авторы документа даже цитировали решения Европейского суда по правам человека, который указывал, что условия содержания под стражей не должны быть строже условий назначенного судом наказания. Поэтому было предложено изменить существующий порядок, когда день в СИЗО приравнивается ко дню в колонии.

«Что это значит: что человек на этапе нахождения в СИЗО претерпел более тяжелые условия содержания под стражей, чем он должен был претерпеть с учетом того, что вынес ему суд. В СИЗО не допускаются длительные свидания, невозможна работа человека, и, конечно, разница между нахождением в СИЗО и в колонии-поселении, куда могут приезжать родственники, где может человек зарабатывать, выплачивать долг, алименты, совершенно разная», — объяснила Москалькова «Медиазоне» необходимость принятия законопроекта.

Новые правила расчета срока наказания

В колонии общего режима и воспитательной колонии: день в СИЗО равен полутора дням в колонии.

В колонии-поселении: день в СИЗО равен двум дням в колонии-поселении.

Старый принцип «один к одному» сохранится только для тех, кого приговором суда отправили в тюрьму, колонию строгого или особого режима.

Срок домашнего ареста по УПК до сих пор приравнивался к сроку в СИЗО из расчета день в день. Теперь один день под домашним арестом будет равен половине дня в СИЗО и половине дня лишения свободы. Тем, кто уже находится в колонии, увеличивать срок (из-за понижающего коэффициента 0,5) не будут — УК запрещает ухудшать условия при принятии новых законов.

Пересчитать сроки в сторону уменьшения тем, кто отбывает наказание, должны будут в ближайшее время. За три месяца после вступления закона в силу будут пересчитаны сроки заключеным в воспитательных колониях и колониях-поселениях, за полгода — все остальные.

Но есть исключения

После первого чтения в законопроект добавили перечень статей УК, по которым срок вне зависимости от режима колонии будет учитываться по коэффициенту «один к одному»: терроризм (205–205.5 УК), захват заложников (части 3 и 4 статьи 206 УК), угон самолета, судна или поезда (часть 4 статьи 211 УК), госизмена (275 УК), шпионаж (276 УК), международный терроризм (361 УК). Помимо этого, по статьям о посягательстве на жизнь чиновника или общественного деятеля (277 УК), захвате власти (278 УК), вооруженном мятеже (279 УК) и нападении на лиц под международной защитой (360 УК) правило «один к одному» будет применять в случае, если эти преступления «сопряженные с осуществлением террористической деятельности».

Никакого перезачета сроков также не будет для осужденных по статьям о хранении наркотиков в крупном и особо крупном размере (части 2 и 3 статьи 228), производстве и сбыте (228.1 УК) и хищении наркотиков (229 УК).

Кроме того, день в СИЗО будет зачитываться за один день назначенного срока наказания при «особо опасном рецидиве преступлений» и для осужденных, которым смертную казнь заменили на пожизненный срок или 25 лет лишения свободы.

Если уже после отправки в колонию осужденного поместили в штрафной или дисциплинарный изолятор (либо помещение камерного типа), то дни такого наказания также будут заново пересчитаны «один к одному». Исходя из текста законопроекта, это означает увеличение общего срока наказания, если к осужденному применили взыскание (дни в ШИЗО будут «вычитаться» из срока, перезачтенного после СИЗО). Как эта мера будет применяться на практике, при обсуждении документа в Госдуме не объяснили.

Законопроект долго лежал на полке, но был срочно одобрен

Первого чтения документ ждал семь лет — оно состоялось еще в феврале 2015 года. Уже тогда все ждали, что либерализация зачета сроков состоится в ближайшее время. Но затем документ снова отправился на полку. Вспомнили о нем в июне 2018 года, когда комитет по законодательству рассмотрел новую редакцию и вне очереди включил его в программу рассмотрения. Соавтор законопроекта и глава комитета Павел Крашенинников, выступая на заседании, напомнил, что документ рассматривался 10 лет. «Совершенно очевидно, что у нас условия содержания в следственных изоляторах достаточно тяжелые», — сказал депутат, добавив, что иногда условия в СИЗО сравнивают с пыточными.

«У нас ситуация не применительно к конкретному приговору и конкретному человеку. Мы хотим сделать универсальную систему, с тем, чтобы не было истории, когда мы по амнистиям выпускаем по одним и тем же составам [преступлений] каждый раз. Получается ситуация: мы тащим туда людей — потом выпускаем», — объяснил Крашенинников. С чем связан вовзрат к обсуждению законопроекта именно сейчас, он не сказал, ограничившись коротким выступлением. Скольких осужденных коснется новый законопроект, Крашенинников не уточнил, ранее он замечал, что речь идет о «значительном числе». Позже он сказал «Медиазоне», что, «по предварительным данным, пересчeт коснeтся более сотни тысяч» заключенных.

В разговоре с «Медиазоной» Татьяна Москалькова предположила, что рассмотрение законопроекта затянулось из-за правил перерасчета сроков. «Позиции были разные у Минюста и Генпрокуратуры. Расходились они в вопросах этапности введения этого закона с учетом большой затратности на перерасчеты. Нужно перерасчитать сроки нахождения достаточно большого количества людей. Обсуждался вопрос о режимах. Я бы, конечно, поддержала [пересчет] не только колонии-поселения и общий режим, но и строгий», — сказала она.

Во втором чтении законопроект приняли единогласно — его поддержали все 395 депутатов, присутствовавших в зале. Крашенинников сказал, что в третьем чтении он будет принят уже на следующий день, 21 июня. Затем он отправится в Совет Федерации и на подпись президенту.

Исправлено 28 июня в 15:15. Исправлены правила перезачета срока домашнего ареста.

Обновлено в 17:58. Материал дополнен комментарием Павла Крашенинникова.

Тюрьма сближает

Как рассказал Александр Коновалов на заседании коллегии минюста, в этом году ведомством будет обеспечено сопровождение законопроекта, предусматривающего возможность направления осужденного в исправительное учреждение, расположенное рядом с местом проживания его близких родственников, что позволит в меньшей степени разрывать социальные связи.

Читайте так же:  При приватизации земельного участка

В Уголовно-исполнительный кодекс предлагается внести нормы, дающие осужденному право обратиться с просьбой к администрации — перевести его в колонию ближе к дому. Или в тот регион, где живут близкие родственники.

Если же просьбу исполнить невозможно из-за отсутствия в том регионе подходящих казенных домов, человека могут перевести в соседнюю область.

При этом право на перевод не будет безусловным. В некоторых случаях человеку могут отказать. Определенные категории осужденных, наоборот, необходимо держать дальше от родных мест.

Вопрос, где человеку сидеть, остается на усмотрение тюремного ведомства. Перевести в другой казенный дом заключенного могут по каким-то служебным соображениям, например, если человеку угрожает опасность. Или если в самой колонии реорганизация. Но идти навстречу человеку, желающему оказаться в местах не столь отдаленных от дома, гражданин начальник сегодня не обязан.

Раз в законе нет такого основания, как перевод ближе к дому, администрация колонии часто отказывает в таких просьбах. Подготовленный проект может дать шанс заключенным — не отрываться от семей. Это важно, ведь осужденный рано или поздно выйдет на волю. Если его забудут родные, ему некуда будет идти. Если же бывшего заключенного примут семья и воля, он скорее всего уже не будет повторять прошлых грехов.

Глава минюста особо отметил, что число заключенных снижается. Общая численность осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, сократилась на 34,1 тысячи человек и по данным на 1 февраля составила 459 тысяч человек. Кроме того, 98,6 тысячи граждан находились под арестом в следственных изоляторах. Вместо лишения свободы суды активно применяют другие наказания, например, чаще стали назначать принудительные работы.

За прошлый год число осужденных к принудительным работам, поступивших в исправительные центры, увеличилось более чем вдвое.

«Это значит, что это наказание будет развиваться, дальше применяться как альтернатива изоляции от общества более активно», — заявил Александр Коновалов.

Сеть центров для принудительных работ расширяется.

Что будет, если не платить налог с аренды жилья? Меры наказания

Люди, у которых в собственности находится более одной единицы недвижимости, часто принимают решение о сдаче «дополнительного» жилья.

Это неплохой источник дохода, особенно в крупных городах. А вот уведомлять налоговую собственники не спешат, ведь придется отдать налог 13%. Но, может быть, все же стоит сообщить в ФНС, чтобы потом не стало хуже?

Как государство наказывает скрытных собственников?

В соответствии с действующим законодательством собственник должен декларировать доходы и уплачивать налог с каждого вида дохода. Если этим пренебречь, то собственник может быть привлечен к ответственности по следующим статьям:

  • 122 НК РФ. За неуплату или неполную уплату налогов размер штрафа может составить 20% от размера налога или 40%, если в действиях собственника был умысел. Также будет начисляться пеня за каждый просроченный день;
  • 171 УК РФ. За незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа до 300 000 руб., обязательных работ до 480 часов, ареста до полугода, если собственник получил доход в общей сложности более 1 500 000 руб. Если недвижимость приобреталась человеком в личных целях, то такую статью применять нельзя;
  • 198 УК РФ. За уклонение от платы налогов и сборов. Применяется только к физическим лицам, и только если недоплата составляет более 10%. За такое нарушение предусмотрена ответственность в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб. или лишения свободы сроком до года. Отличие от простого непредоставления данных в том, что в этой ситуации человек подает ложную информацию, скрывает доходы и прочее. Освобождение от уголовной ответственности происходит тогда, когда человек «оступился» в первый раз, а также в полном объеме возместил все неуплаченное, включая пеню.

[2]

Регистрировать нужно только договоры, которые заключены сроком более года. Если в договоре участвует юридическое лицо, то это будет договор аренды, если физическое – найма. Последний не нужно регистрировать.

Каким образом ФНС узнает о том, что собственник не платит налоги?

В первую очередь информация поступает из ФМС. Информация о зарегистрированных в жилых помещениях гражданах, не являющихся собственниками, подлежит проверке.

Кроме того, информация из Росреестра о жилых помещениях, находящихся в собственности у граждан. И все, у кого в собственности более одной квартиры, удостаиваются пристального внимания налоговиков.

Бдительные соседи, участковые уполномоченные и даже сами жильцы также могут стать источником информации в ФНС. Однако нужно помнить, что факт сдачи жилья также подлежит доказыванию. И доказать это можно, лишь предоставив договор или квитанции об оплате. Поэтому, прежде чем идти и жаловаться на арендодателя, который поднял плату за жилье, нужно запастись документами, которые это подтвердят.

Как не оказаться в тюрьме, новые нормативные акты

В 2018 году уголовное законодательство Российской Федерации претерпело довольно большое количество различных изменений. А так как не знание законов не освобождает от ответственности, думаю, каждому стоит поинтересоваться, какие появились новые способы нарушить закон и даже сесть.

Видео (кликните для воспроизведения).

  1. Запрет на покупку и продажу животных, а так же биологически или водных ресурсов используя для этого любые виды электронной связи, в т.ч. интернет. В особенности это касается животных занесённых в Красную Книгу нашей страны либо международную Красную книгу.За подобную покупку на гражданина будут наложены штрафные санкции в размере от 500 тысяч до полутора миллиона рублей, а так же он будет привлечен к 4-х годичным принудительным работам.
  2. Запрет на превышение должностных полномочий в сфере закупок за счет федерального бюджета. Этот запрет распространяется на управляющих на контракте, уполномоченных на принятие закупленных товаров, а так же на членов закупочной комиссии. За превышение служебных полномочий, понесшее вред государственному бюджету, на сотрудника будет наложен штраф в размере 200 000 рублей, а также 3 года тюрьмы, плюс общественные работы. Причем закон так же предполагает наказание за попытку подкупа ответственного за государственные закупки сотрудника.
  3. Запрет на незаконное использование газопроводов и нефтепроводов путем подключения к ним.

В этом году была ужесточена ответственность применяемая к несанкционированно подключившимся к газо и нефтепроводам. В случае если факт подключения выявляется чаще чем раз в год то гражданин будет привлечен к ответственности по 215 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Наказание по данной статье назначается в виде штрафа в 80000 рублей и может быть увеличено в плоть до 2 лет ареста. Если же будет зафиксировано подключение к магистральному трубопроводу штраф составит может достигать 200000 рублей и 4 лет ареста соответственно.

Как не оказаться в тюрьме, новые нормативные акты

В 2018 году уголовное законодательство Российской Федерации претерпело довольно большое количество различных изменений. А так как не знание законов не освобождает от ответственности, думаю, каждому стоит поинтересоваться, какие появились новые способы нарушить закон и даже сесть.

  1. Запрет на покупку и продажу животных, а так же биологически или водных ресурсов используя для этого любые виды электронной связи, в т.ч. интернет. В особенности это касается животных занесённых в Красную Книгу нашей страны либо международную Красную книгу.За подобную покупку на гражданина будут наложены штрафные санкции в размере от 500 тысяч до полутора миллиона рублей, а так же он будет привлечен к 4-х годичным принудительным работам.
  2. Запрет на превышение должностных полномочий в сфере закупок за счет федерального бюджета. Этот запрет распространяется на управляющих на контракте, уполномоченных на принятие закупленных товаров, а так же на членов закупочной комиссии. За превышение служебных полномочий, понесшее вред государственному бюджету, на сотрудника будет наложен штраф в размере 200 000 рублей, а также 3 года тюрьмы, плюс общественные работы. Причем закон так же предполагает наказание за попытку подкупа ответственного за государственные закупки сотрудника.
  3. Запрет на незаконное использование газопроводов и нефтепроводов путем подключения к ним.

В этом году была ужесточена ответственность применяемая к несанкционированно подключившимся к газо и нефтепроводам. В случае если факт подключения выявляется чаще чем раз в год то гражданин будет привлечен к ответственности по 215 статье Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Наказание по данной статье назначается в виде штрафа в 80000 рублей и может быть увеличено в плоть до 2 лет ареста. Если же будет зафиксировано подключение к магистральному трубопроводу штраф составит может достигать 200000 рублей и 4 лет ареста соответственно.

Читайте так же:  В каких кабинетах школы должны быть аптечки

Нормативно-правовые основы исполнения наказания в колониях-поселениях (статья)

Основные направления уголовно-исполнительной политики, как известно, находят закрепление в законодательных актах федерального значения и дальнейшую детализацию в подзаконных нормативно-правовых актах. Определяющими в этом отношении являются два закона, которые с момента их принятия подвергались многочисленным изменениям: 1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. (последняя редакция — от 1 февраля 2005 г.); 2. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 23 июля 1993 г. (последняя редакция — от 29 июня 2004 г.).

С другой стороны, если в этот закон включить нормы о колонии-поселении, исправительных колониях общего, строгого и особого режима и других учреждениях, то неизбежно будет иметь место дублирование соответствующих правовых норм в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Уголовно-исполнительном кодексе РФ. Указанные обстоятельства дают основание для вывода о том, что из этих двух основополагающих законодательных актов, регулирующих уголовно-исполнительные отношения, необходимо оставить один и отказаться от Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Не имея в виду подробно останавливаться на вопросе о том, как целесообразнее разграничить сферу регулирования Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и УИК РФ, отметим, что, на наш взгляд, многие нормы Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» могут быть включены в Главу 3 УИК РФ — «Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью».

Вместе с тем вопросы, которые в настоящее время регулируются в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в главе 4 («Права и обязанности работников уголовно-исполнительной системы»), главе 6 («Правовая и социальная защита работников уголовно-исполнительной системы»), должны регулироваться в специальном акте (по аналогии с Положением о службе в органах внутренних дел) и касаться работников, исполняющих все виды наказания, а не только наказания в виде лишения свободы. И таким образом, в еще большей степени проявляется отсутствие надобности в этом законодательном акте.

Как отмечалось выше, в систему уголовно-исполнительного законодательства входит вся совокупность нормативных актов (законов и подзаконных актов), которые регламентируют общественные отношения, относящиеся к предмету их регулирования, в частности возникающие по поводу и в процессе исполнения (отбывания) наказания и применения к осужденным средств исправления. Эту группу подзаконных нормативных актов, которые охватывают и колонии-поселения, можно разделить на две категории: 1) постановления Правительства Российской Федерации; 2) ведомственные нормативно-правовые акты.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ и Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса» о введении в действие этого Кодекса делегируют Правительству РФ полномочия по принятию правовых актов: положения об уголовно-исполнительных инспекциях; положения о дисциплинарной воинской части; положения об арестных домах; положения об исправительных центрах. Кроме того, УИК РФ делегирует Правительству РФ полномочие принимать такие нормативные правовые акты, как положение о форме одежды осужденных к лишению свободы (ч. 4 ст. 82), перечень технических средств надзора и контроля и порядке их использования (ч. 3 ст. 83): минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных (ч 3 ст. 89). Наконец, Уголовно-исполнительный кодекс РФ делегирует полномочия Министерству юстиции РФ и Министерству обороны РФ самостоятельно или совместно с другими ведомствами принимать многочисленные нормативные акты.

Наиболее важными из подзаконных нормативно-правовых актов в контексте исследуемой проблематики являются: Правила внутреннего распорядка осужденных исправительных учреждений, которые согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ утверждаются Министерством юстиции РФ по согласованию с генеральной прокуратурой РФ. В настоящее время действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста РФ № 205 от 03.11.2005 г.; Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях (утверждены приказом Минюста РФ № 351 от 24 декабря 2002 г.); Положение об отряде осужденных исправительного учреждения (утверждено приказом Минюста РФ № 69 от 25 марта 2003 г. (в ред. 08.07.2003г.). Все три документа применяются и в отношении колоний-поселений, однако с определенными особенностями. Помимо указанных, приняты и действуют множество других ведомственных нормативно-правовых актов по отдельным вопросам отбывания наказания.

Здесь обратим внимание на то обстоятельство, что Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений как нормативно-правовой акт носят комплексный характер, то есть они регулируют достаточно широкий круг общественных отношений, связанных с отбыванием наказания в исправительных учреждениях, в том числе в колониях-поселениях. Кроме того, и это не менее важно, в Правилах содержатся положения, которые существенным образом влияют на правовой статус осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Так, в Правилах речь идет об основных правах и обязанностях осужденных (§ 3), Порядке передвижения осужденных в пределах колонии (§ 10), Порядок изъятия у осужденных запрещенных к использованию в ИУ вещей (§ 11), Порядке предоставления осужденным свиданий (§ 14), Порядке разрешения осужденным выездов за пределы исправительных учреждений (§ 18) и др. Не менее важные права осужденных затрагиваются и в Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях. По нашему мнению, эти два нормативно-правовых акта в силу важности отношений, которые они регулируют, следует принимать на уровне постановления Правительства Российской Федерации, то есть он не должен быть чисто ведомственным нормативным актом.

Такого рода изъятия для осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, являются еще одним доводом к выводу о том, что колонии-поселении как учреждения для отбывания наказания существенно отличаются от всех других исправительных учреждений. Не случайным в этой связи представляется попытка ГУИН МВД России в 1998г. (когда уголовно-исполнительная система находилась еще в ведении МВД России) обособить колонии-поселения путем издания Положения о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы МВД России. Этот ведомственный нормативный акт определял задачи колоний-поселений, правовую основу их деятельности и основы организации, обеспечение режима и особенности организации надзора за осужденными, специфику труда, профессионального образования и профессиональной подготовки поселенцев, воспитательного воздействия в отношении их, особенности оборудования колоний-поселений, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.

Однако, приводя эти общие положения, которые относились не только к колониям-поселениям, а ко всем исправительным учреждениям, в Положении о колониях-поселениях уголовно-исполнительной системы без регулирования остались задачи, характерные исключительно для колоний-поселений как учреждений, занимающих особое положение в системе исправительных учреждений, в которых по действующему уголовно-исполнительному законодательству исполняется наказание в виде лишения свободы. В литературе указывается, что к числу таких специфических задач следует отнести: а) осуществление воспитательного воздействия в отношении осужденных; б) обеспечение преемственности в реализации средств исправления осужденных; в) стимулирование позитивного поведения осужденных; г) подготовку осужденных к проживанию в условиях свободного общежития; д) реализацию средств исправления в отношении осужденных в условиях контролируемой свободы. На наш взгляд, здесь также не в должной мере отражается специфика колоний-поселений.

Читайте так же:  Не всех граждан после прописки можно выселить из квартиры

Затронем еще вопрос о наименовании колоний-поселений. На наш взгляд, колонии-поселения в нормативно-правовых актах должны именоваться как «исправительные колонии-поселения». В настоящее время в УИК РФ и других уголовно-исполнительных актах при обозначении колонии-поселения слово «исправительный» отсутствует, в то время как применительно к колониям общего, строгого и особого режима присутствует (ч. 2 ст. 74 УИК РФ). Здесь нарушается законодательная логика, поскольку все указанные учреждения объединены в общую категорию «исправительных учреждений». В этом смысле более логично выглядели нормы ИТК РСФСР 1970г., согласно которому все виды исправительно-трудовых колоний назывались с приставкой «исправительно-трудовая», в том числе «исправительно-трудовая колония-поселение» (ст. 66 ИТК РСФСР).

Конвой заплатит за обиды

В тарелках меньше, чем положено? В камере слишком тесно? Зимними ночами приходится мерзнуть без отопления? Суд назначит цену страданиям, а государство оплатит счет. Инициатива дополняет Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и Уголовно-исполнительный кодекс статьями о праве заключенных на компенсацию за нарушение условий содержания.

Новые нормы предусматривают, что заключенный вправе подать административный иск в суд, если сидеть приходится не так, как положено. Подать жалобу можно будет в ближайший от казенного дома районный суд. Рассматриваться такой иск будет в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства. Напомним, это специальная процедура, предусмотренная для споров граждан с государственными ведомствами. Она нужна для того, чтобы поставить две стороны в равное положение. Понятно, что в таких спорах у одной стороны — государственного ведомства — больше возможностей. Особые процедурные правила не дают чиновникам задавить гражданина своими возможностями. В случае конфликта заключенного с гражданином начальником такая защита как нельзя кстати.

«Законопроект создает правовой механизм, который позволит заключенным взыскивать компенсации за нарушение условий содержания в следственных изоляторах и местах лишения свободы, — подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Одно из важных положений: инициатива не накладывает на заявителя чрезмерного бремени доказывания, что условия не соответствовали нормам. Обязанность опровержения его доводов возлагается на компетентные органы».

В частности, как пояснил недавно пленум Верховного суда России, суд при необходимости должен, например, запросить у администрации колонии фото или видео камеры либо назначить экспертизу условий содержания. Так что заключенному не придется самостоятельно доказывать, что квадратных метров в его камере не хватает.

«Кроме того, выплата компенсации будет производиться вне зависимости от наличия вины Федеральной службы исполнения наказаний или каких-то конкретных должностных лиц в нарушениях, — говорит Владимир Груздев. — Даже если были некие объективные причины, не позволившие обеспечить положенные по закону условия, гражданин получит право на взыскание компенсации. Люди, которые осуждены по приговору суда, не лишаются своих прав полностью. Законодательство предоставляет им определенные права и гарантии, в частности, на цивилизованные условия содержания. Подготовленный проект создает дополнительный механизм защиты граждан, оказавшихся в местах лишения свободы».

Между тем за все время, прошедшее с момента присоединения России к Конвенции защиты прав и свобод, Европейским судом по правам человека было рассмотрено 353 дела по жалобам российских заключенных. Общая сумма компенсации составила 3,4 миллиона евро.

После создания в России механизма выплаты подобных компенсаций повод жаловаться в ЕСПЧ отпадет сам собой. Когда проблема решается на национальном уровне, Европейский суд иски не принимает.

Размеры же компенсаций нашими судами будут назначаться с учетом европейской практики. Кстати, недавно пленум Верховного суда России детально объяснил, как заключенные могут защищать свои права. Подать иск могут лишенный свободы гражданин или его представитель, уполномоченные по правам человека, предпринимателей, детей, иные лица. Например, защитник может оспорить действия должностного лица, который препятствует свиданию с осужденным, а прокурор подать иск с требованием соблюдения условий содержания заключенных. Пожаловаться можно не только на условия содержания в СИЗО или колонии, но и на условия перевозки. Суд должен оценивать вместимость транспорта и площадь на одного человека, температуру воздуха, обеспеченность водой и едой, длительность пути и т.п.

2 дня домашнего ареста предложено учитывать как 1 день в колонии — юридические советы

Верховный Суд поддержал законопроект о зачете двух дней домашнего ареста за день в тюрьме

МОСКВА, 25 февраля. /ТАСС/. Верховный Суд (ВС) РФ концептуально поддержал проект закона, приравнивающий два дня домашнего ареста к одному дню лишения свободы.

«Концептуально проект Верховным Судом поддерживается», — говорится в заключении ВС РФ на соответствующий проект закона депутатов фракции «Справедливая Россия», копия которого имеется в распоряжении ТАСС.

Вместе с тем, в отзыве указывается, что предложение о двукратном зачете домашнего ареста в срок лишения свободы «поставит в неравные условия лиц, осужденным к другим видам наказания (исправительным и обязательным работам и ограничениям по военной службе).

«На это следует обратить внимание при дальнейшей работе над законопроектом», — говорится в заключении ВС.

Проект закона о зачете двух дней домашнего ареста за день тюрьмы будет перенесен 25 февраля на рассмотрение Госдумы, сообщил ТАСС его автор, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Инициативой предлагается дополнить статью 72 Уголовного кодекса РФ новым положением, оговаривающем, что «время нахождения лица под домашним арестом, включаемое в срок его содержания под стражей до судебного разбирательства, засчитывается в срок лишения свободы из расчета два дня за один день».

«В настоящее время на домашний арест распространяются те же сроки зачета наказания, что и на время содержания лица под стражей: день за день. Нам это представляется несправедливым», — отметил Сергей Миронов. Он считает, что нельзя сравнивать условия содержания в следственном изоляторе или ином месте с «пребыванием дома, в привычной обстановке, в теплых тапочках и уютной пижаме».

«А если речь идет о таком персонаже, как Евгения Васильева, домашний арест представляется вовсе не строгой мерой, а скорее комфортабельным отдыхом в пятизвездочном отеле.

Почему же день, проведенный в таких прекрасных условиях, должен засчитываться день за день содержания под стражей?!» — задаются вопросом справороссы. В ответ, по словам Миронова, предлагается более справедливый вариант: зачет два к одному. «Т.е.

два дня домашнего ареста засчитывать за один день наказания в виде лишения свободы. Такое решение нам представляется более разумным и обоснованным», — заключил он.

Вместе с тем, согласно сопроводительным документам, правительство РФ инициативу не поддерживает. Кабмин в своем отрицательном отзыве ссылается на то, что проект закона подготовлен без учета позиции Конституционного суда РФ, признавшего домашний арест такой же строгой мерой наказания как и заключение под стражу.

Два дня домашнего ареста засчитают за один в СИЗО

Порядок зачёта времени содержания лица под стражей до вступления приговора суда в силу будут засчитывать в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс рекомендовал принять во втором чтении Комитет Госдумы по законодательству и госстроительству.

Поправки предлагается внести в статью 72 УК.

Как сообщил один из авторов законопроекта, председатель комитета Павел Крашенинников, новый порядок основывается на применении коэффициента при исчислении срока отбывания наказания, а также вида исправительного учреждения, назначаемого судом. Изменения должны послужить гуманизации уголовно-исполнительной системы и реализации принципа справедливости.

Читайте так же:  Почему задерживают детские

Если документ вступит в силу, то время содержания лица под стражей до вступления в законную силу решения суда засчитают в срок отбывания наказания следующим образом: при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части из расчёта один день за полтора дня.

В случае ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня. Для исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня.

В случае обязательных работ — из расчёта один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

Читайте по теме

В случае лишения свободы один день содержания лица под стражей в СИЗО при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях особого и строгого режима засчитают за один день. При отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за полтора дня, при отбывании наказания в колонии-поселении — за два.

«У нас была дискуссия по поводу того, справедливо или нет засчитывать срок за домашний арест точно так же, как за нахождение в следственном изоляторе. Поправка ко второму чтению связана с тем, что два дня под домашним арестом будут засчитываться за один день в СИЗО», — рассказал глава комитета.

Этот порядок не будет распространяться на тех, кто осуждён за совершение особо тяжких преступлений; преступлений, связанных с террористической деятельностью; при особо опасном рецидиве; а также в отношении осуждённых, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.

Предлагается также не применять указанный повышающий коэффициент в период нахождения осуждённого в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа, либо едином помещении камерного типа в случае применения мер взыскания к осуждённым.

«Не секрет, что в следственных изоляторах подозреваемые и обвиняемые содержатся в камерах и практически не имеют возможности для занятий каким-либо видом деятельности.

В течение дня им предоставляется только часовая прогулка в прогулочном дворе.

В то же время большая часть из них впоследствии приговариваются к отбыванию наказания в исправительные учреждения, условия содержания в которых значительно гуманнее», — отметил Павел Крашенинников.

Он добавил, что в случае принятия законопроекта он будет иметь обратную силу, так что срок отбывания наказания уменьшится у значительного числа осуждённых.

Читайте наши новости в Яндекс.Дзен

Домашний арест обесценят: новый закон ожидающих суда не обрадует

Госдума предлагает приравнять день домашнего ареста к двум дням нахождения в СИЗО

В Госдуме готов ко второму, решающему чтению законопроект, который изменяет порядок зачета срока содержания под стражей до суда. Новые правила в случае принятия позволят раньше выйти на свободу многим осужденным. Но тех, кто ожидал или ожидает приговора под домашним арестом, нововведения не обрадуют.

фото: Геннадий Черкасов

В повестке дня заседания думского Комитета по госстроительству и законодательству 4 июня значится законопроект, который, без сомнения, привлечет внимание широкой публики.

Он вносит изменения в статью 72 Уголовного кодекса — в ней говорится о том, как мера пресечения в виде «содержания под стражей» влияет на реальный срок отбывания наказания.

Документ, который будет обсуждать комитет (есть у «МК»), обещает важные нововведения.

Напомним: сейчас проведенное под стражей до приговора суда время засчитывается одинаково, отправляется ли гражданин отбывать наказание в колонию общего или строгого режима, в колонию-поселение, на принудительные работы или под арест: один день до суда равен одному дню срока.

Если в приговоре значится ограничение свободы — одному дню под стражей до суда равны два дня наказания, а если исправительные работы — три дня наказания.

Причем «под стражей» — это не только в СИЗО, но и под домашним арестом: российское законодательство считает эти две меры пресечения одинаковыми по суровости.

То есть если человек сидел в СИЗО, а потом отправлен судом в колонию-поселение, его месяцы или даже годы приравниваются к месяцам или годам соседа по изолятору, который в итоге приговорен к колонии строгого режима или тюрьме.

И если человек ждал приговора в родной семье, в своей квартире, пусть и с жесткими ограничениями на общение, связь с внешним миром, передвижения и запретом на работу, проведенное под домашним арестом время приравнено ко времени, проведенному в переполненном, вонючем СИЗО.

Предлагаемая взамен система более сложна и не бесспорна. Например, если законопроект будет принят в этом виде, один день содержания в СИЗО для приговоренного к лишению свободы будет равен одному дню только в тюрьме, колонии особого и строгого режима.

Для приговоренных к колонии общего режима или воспитательной колонии для несовершеннолетних 1,5 дня в изоляторе будут равны одному дню наказания, а если гражданин отправлен в колонию-поселение — каждый день в изоляторе до суда засчитают за два дня наказания…

Для особо опасных рецидивистов, приговоренных к пожизненному заключению или совершивших преступление по 13 статьям УК (в основном террористических, вроде угона транспортного средства, захвата заложника с тяжкими последствиями или публичных призывов к терроризму), один день в СИЗО до суда всегда будет равен одному дню в колонии. Глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») пояснил «МК»: на оговорке настаивали правоохранительные органы, было такого рода замечание и в отзыве правительства. Дело в том, что после отбытия части наказания террористы при хорошем поведении могут ходатайствовать о смягчении режима отбывания наказания, и через лет 10 террорист может оказаться в колонии общего режима и потребовать пересчета срока лишения свободы по новым правилам, что представляется властям недопустимым…

Зато домашний арест предлагается официально признать более мягкой мерой пресечения, чем СИЗО, и засчитывать «по курсу» два дня за один день лишения свободы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральный судья в отставке, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Сергей Пашин в разговоре с «МК» предположил, что эта норма в случае принятия «вполне может вызвать обращения и в Конституционный суд, и в ЕСПЧ» — в Конституции РФ «есть статья 55, которая запрещает принимать законы, ухудшающие положение граждан», и «необходимо очень тщательно прописать порядок введения новых правил в действие». Но г-н Крашенинников пояснил «МК», что новые правила будут иметь обратную силу лишь для тех, кто ждал суда в СИЗО, а потом попал в колонию общего режима, колонию-поселение или вообще на принудительные работы: им в течение полугода-года (сроки и процедура уточняются) срок пересчитают, то есть сократят. Но никакого пересчета для тех, кто ждал суда под домашним арестом и уже осужден, не будет — уголовный закон не может иметь обратной силы, если ухудшает положение граждан.

Источники


  1. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 144 c.

  2. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.

  3. Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
  4. Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
Как не оказаться в тюрьме, новые нормативные акты
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here