Как правильно воспитывать детей психология ошибки

Самое важное по теме: "как правильно воспитывать детей психология ошибки" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Воспитание ребенка

Девять основных ошибок, которые родители совершают по не знанию, и их последствия для ребенка

Родительские ошибки в воспитании детей

Родители могут относиться к ребенку как положительно, так и отрицательно, и это отношение в определенной степени влияет на процесс развития ребенка. Ошибки воспитания в значительной мере связаны с отрицательным отношением родителей к ребенку. Поэтому вам необходимо научиться избегать его. Далее представлена информация, которая облегчит понимание ошибок и поможет вам изменить ситуацию.

Нарушения развития

Каждый человек в своей жизни совершает всевозможные ошибки, идеальных людей нет. Происходят они также и в процессе воспитания. Если они разовые, то их последствия легко устранить, но если они случаются снова и снова, то могут повлечь за собой серьезные и глубокие негативные последствия. Известным специалистом, занимающимся классификацией ошибок в воспитании, является психолог Антонина Гурецкая, написавшая книгу «Ошибки в воспитании».

Согласно Гурецкой, эти ошибки кроются непосредственно в поведении человека, воспитывающего ребенка. Такое поведение искажает взаимодействие и оказывает негативное влияние на жизнь ребенка и/или его развитие. На первый взгляд кажется, что эти ошибки поверхностны и не могут вызвать помехи во взаимоотношениях, но они действительно являются причиной возникновения нарушений развития.

Очень важным фактором при возникновении воспитательной ошибки (и это важно понять!) является незнание о ее совершении, то есть отсутствие намерения причинить ребенку вред. Если родитель (или другой воспитывающий человек) вредит подопечному преднамеренно (умышленно), имея полную осведомленность об отрицательном влиянии своего поступка на его развитие, а следовательно, и на всю личность маленького воспитанника, его поведение не классифицируется как ошибка, а является преступлением, которое карается по закону!

[1]

Можно выделить несколько следующих факторов, которые отвечают за совершение родителями воспитательных ошибок:

  • личность – очень часто темперамент или характер человека диктует ему то или иное поведение, например, люди, уверенные в себе и имеющие высокую самооценку, могут быть склонны к совершению ошибок при экспонировании себя (правильной подаче себя), что вовсе не означает, что подобную ошибку допускают все лица подобной категории;
  • ориентации воспитания, выбранный курс и понятия о воспитательном процессе;
  • опыт прошлого – многие взрослые повторяют ошибки своих родителей;
  • ситуативные факторы – например, стресс или избыток обязанностей.

Виды ошибок в воспитании

Гурецкая в своей книге описывает девять ошибок воспитания. Первой из них является строгость, то есть решительное обеспечение выполнения ребенком заданий и поручений, скрупулезность оценивания, постановка непомерных и чрезвычайно точно обозначенных требований, отсутствие свободы, контроль над поведением ребенка и требование беспрекословного послушания. Ребенок отождествляется с заданием, его выполнение и результаты являются приоритетными.

Вторая ошибка – это агрессия, то есть словесные, физические или символические нападки, которые угрожают ребенку и/или унижают его. Сын или дочь рассматриваются как ненужный, хлопотный и обременительный элемент, а также как человек, угрожающий стабильности в жизни.

Следующая воспитательная ошибка – это торможение активности, которое выражается в прерывании, запрете и изменении (без уважительных причин) активности ребенка посредством физического или символического поведения родителей. Деятельность ребенка считается бесполезной и маловажной, отсюда и явление маргинализации (социологическое понятие, обозначающее промежуточность положения человека между какими-либо социальными группами, его плохую социальную адаптацию и потерю социального статуса). При этом потребности или цели взрослого ставятся на первое место.

Четвертая ошибка – это безразличие. Полезная дистанция между родителем и ребенком (включая его дела и деятельность), позволяющая ему свободно самовыражаться, легко подменяется проявлением отсутствия заинтересованности в его личности. Родитель расценивает потребности и активность ребенка как незначительные, несущественные лично для него, считает, что они не требуют его внимания или эмоционального участия. Такой родитель может воспринимать их также как очень тягостные, поэтому дистанцирование служит ему формой защиты.

Следующей ошибкой является экспонирование себя, под которым подразумевается манипулирование вниманием ребенка, так, чтобы он видел преимущества родителя, его потребности и успехи; это желание быть в центре внимания и импонировать (отношения выстраиваются ради собственного ощущения позитива и комфортности), всяческое оправдание и «отбеливание» своих поступков, а также обида на ребенка. Взрослый считает себя самым важным человеком во взаимоотношениях, уверен в том, что ребенок слаб, и его значимость возрастет только благодаря тщательно продуманному воспитанию.

Еще одна ошибка – это потакание (беспомощность), которая характеризуется безусловным выполнением всех прихотей ребенка и отсутствием требований к нему. Родитель показывает свою беспомощность и считает воспитание чем-то таким, что превосходит его силы и возможности, и, соответственно, не может справиться с ним. Таким образом, единственным выходом для него являются избегание и сбегание от ребенка.

Седьмая ошибка воспитания – это замена ребенка во всех его действиях и обязанностях. Родители не допускают его самостоятельности, не позволяют ему самому реализовать поставленные перед ним задачи. Взрослый рассматривает ребенка как слабого, пассивного, переутомленного, требующего помощи, защиты и опеки, при этом деятельность родителя по отношению к ребенку становится наиболее важным делом, ради которого стоит жертвовать и другими делами.

Предпоследней ошибкой является идеализация ребенка, восприятие его как величайшее благо, отождествление себя с ним, чрезмерная и непрерывная заинтересованность им и его делами. Это постоянный контроль над его безопасностью, даже если к этому нет никаких предпосылок, не признание в нем качеств и поведения, которые находятся в противоречии с воображаемым (прекрасным) образом его личности, созданным родителем, отсутствие критического восприятия. Родитель уменьшает количество замечаний как по отношению к действиям ребенка, так и к его делам и занятиям, и все свои действия подчиняет созданному идеалу.

Последняя ошибка воспитания – это непоследовательность, т. е. изменчивость своих родительских оценок, реакций, комментариев, ощущений или чувств по отношению к ребенку и его поступкам.

Существуют ошибки, например, такие как вербальная агрессия или строгость, которые большинство людей признали бы неприемлемыми, однако есть множество неоднозначных ситуаций, в которых трудно судить о том, было ли это ошибкой или нет, или, возможно, это было ситуативно оправдано и целесообразно. Существует даже понятие релятивности (относительности) ошибки воспитания, так как то, что одними людьми расценивается воспитательной ошибкой, другие посчитают правильным решением.

Последствия

Гурецкая отмечает, что существуют два основных вида последствий ошибок воспитания. Первый – это немедленное следствие, которое возникает из-за неправильного или сорванного взаимодействия. Ребенок негативно оценивает обстоятельства и события, испытывает чувство несправедливости или обиды, а затем перекладывает полученный негативный уничижительный опыт на другие ситуации воспитательного характера, и даже более того, на жизненные ситуации в целом. Второй вид последствий – это отдаленное во времени воздействие, которое вызывает негативные изменения в самой личности ребенка, а также может привести к ее расстройствам или психическим отклонениям в будущем.

К сожалению, ошибки неизбежны. Очень трудно воспитывать детей без ошибок и сомнений. Однако если человек знает, в чем его родительские проблемы, что именно приводит к тому, что его благие намерения не всегда приносят положительные результаты, это уже половина успеха. Знание об ошибках и их неблагоприятных последствиях поможет вам избежать их и воспитать здорового и жизнерадостного ребенка.

Читайте так же:  Глупость или агрессия

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Типичные ошибки родителей в воспитании детей должен знать каждый, чтобы не допускать их в будущем и обезопасить свое чадо от множества психологических проблем. Большинство семейных пар, у которых появляется ребенок, стараются прилагать усилия к тому, чтобы малыш рос здоровым и ни в чем ему не отказывают.

Другие же родители, наоборот, воспитывают своих детей в строгости. Тот или иной подход зависит от того, какой способ воспитания применялся в данной конкретной семье у молодых родителей. Именно поэтому, копируя неправильное поведение предшествующего поколения, большинство выращивают психически нестабильных личностей или неудачников.

Навязывание своих желаний

Ошибки в воспитании детей допускают все родители. Иначе и быть не может, ведь быть идеальными папой и мамой не так-то просто, да, пожалуй, невозможно. Ребенку нужны его настоящие родители, а не роли, которые они исполняют, однако корректировать свое поведение не просто можно, а нужно.

Самой типичной ошибкой является желание вырастить идеального ребенка, который не ругается, учится только на пятерки, не ведает, что такое ослушаться родителей. В процессе этого малыш проходит все круги ада. Это и изучение английского чуть ли не с пеленок, а также навязанное шаблонное поведение. Ребенок вырастает с синдромом хорошего мальчика или девочки. Итогом становится хроническое невезение во всем чего не коснись:

Человек по жизни старается соответствовать навязанным родителями шаблонам. И в его голове постоянно звучит пресловутое: «Ты должен!». Конечно же, родители хотят как лучше. Они стараются сделать из малыша гения, чтобы он преуспевал во всем и раньше всех освоил то, что другие дети начинают изучать в более старшем возрасте. При этом если копнуть поглубже, то таким образом люди пытаются воплотить свою мечту, наплевав на ребенка и попросту отбирая у него право выбора и нормального детства.

Важно давать маленькому человеку пространство для развития и не навязывать свои желания. Безусловно, дошкольник нуждается в том, чтобы его направляли. Но для этого следует отталкиваться от желания ребенка, а не тащить беднягу силой в какую-то секцию.

Манипуляции долгом и чувством вины

Самые распространенные ошибки в воспитании детей — это манипуляции. Особенно часто встречается среди мам. Если нет возможности донести до своего ребенка простые модели поведения, то в ход идут самые различные манипуляционные техники, которые в дальнейшем откликнутся для человека комплексом неполноценности.

Малыша начинают критиковать, пытаясь надавить на детскую совесть: «Как же можно так поступать с мамой», «Тебе совсем не стыдно» и т. д. Ребенку уже с малых лет навязывают негативную психологическую программу, что если не делаешь как нравится другим, значит виноват. По жизни человек озирается на чужое мнение, вешает на себя кучу удобных для других людей долгов. Множество ограничивающих убеждений доводят уровень тревожности до такой отметки, что у человека начинают возникать психосоматические заболевания.

Никогда нельзя говорить своим детям, что для тебя делаю то-то, значит ты обязан. Это не так. Все что родители делают для ребенка — это, в первую очередь, они делают для себя, успокаивая свою совесть. Не стоит ожидать от малыша расплаты, а уж тем более требовать желательного поведения, основываясь на манипуляциях.

Чтобы вырастить здоровую личность, нужно указывать ребенку на ошибки мягко, объяснять, что своим поведением он расстроил и огорчил, а не говорить ему о вине и долге. Маленький человек способен понять, что поступил нехорошо. Он может скорректировать свое поведение и без дополнительных манипуляций.

При этом нужно ему сказать все четко, не сюсюкая, серьезным тоном. Тем самым малыш будет развиваться и взрослеть. Ведь спускать с рук негативное поведение также нельзя. Разговаривая с ребенком как с взрослым, можно дать ему намного больше в плане воспитания и становления личности, нежели делая из него неполноценного, зависимого от чужих манипуляций человека.

Воспитание методом кнута

Воспитание детей методом постоянного кнута — это самая опасная ошибка, которую допускают родители. Многие считают такой подход вполне приемлемым, дескать, нас тоже так воспитывали. Это крайняя степень заблуждения. Наказывая ребенка ремнем, раздавая ему подзатыльники, родители превращают свое чадо в вечную жертву. Либо, напротив, из такого малыша может вырасти самый настоящий тиран.

Момент такого наказания откладывается в подсознании ребенка, как крайняя степень унижения. В дальнейшем человек становится неполноценным в обществе. Порочный круг невезения ему обеспечен. Ребенок никогда не добьется успеха и любой конфликт со сверстниками будет воспринимать, как импульс к наказанию. Такие дети становятся либо слишком замкнутыми и запуганными, либо, наоборот, чрезмерно агрессивными, способными на серьезные преступления в будущем.

В эту же группу неправильного воспитания детей входит и оскорбление ребенка, а точнее отборная брань. Нельзя унижать малыша даже, если он очень сильно провинился. Детская психика очень восприимчива, в подсознании у человека на всю жизнь отложатся все оскорбления и унижения. Это и станет причиной многих проблем в личной жизни, бизнесе и других сферах.

Донося до ребенка его ошибки, никогда нельзя переходить на личности. Следует рассказать ему о том, что он поступил неправильно, обосновывая свою точку зрения, но не обзывая. Элементарное слово дурак может сделать из маленького человека в будущем хронического неудачника. Ведь основа успеха каждой личности закладывается с детства.

Акцент на ошибках

Когда школьник получает положительную оценку, или малыш делает что-то хорошо, родители редко акцентируют на этом свое внимание. Но вот если ребенок провинился, то шквал критики ему обеспечен. Вырастая, человек только и делает, что концентрируется на собственных неудачах и практически не обращает внимание на свои шаги вперед.

Именно по этой причине, чтобы из маленького человека вырастить завоевателя и победителя, стоит чаще акцентироваться на его достижениях, нежели ошибках. Допустим, ребенок получил двойку. Большинство детей боятся идти домой в данном случае, так как знают, что на них посыпется гневная триада. В то же время хорошие оценки часто принимаются как должное.

Верное поведение в воспитании ребенка основано на прямо противоположном подходе. Большой акцент на победе и маленький при поражении. При этом каждая плохая оценка должна восприниматься ни как катастрофа, а повод к тому, чтобы поработать над ошибкой и скорректировать свой промах.

Гиперопека и удушающая любовь

Многие родители, особенно, если малыш был долгожданным, превращают его в маленького кумира. Они позволяют такому ребенку буквально все, делая его неконкурентоспособным и давая понять, что весь мир должен крутиться вокруг него.

Вырастая, такой человек только и ждет результатов на блюдечке с голубой каемочкой. Не получая их, он выказывает свою неприязнь родителям, обществу. Человек ждет того же идолопоклонства, что получал в детстве.

Либо же ситуация разворачивается иначе. Уже подросший ребенок пытается построить свою жизнь так, как считает нужным, но получает (чаще всего от мамы) целый комплекс нравоучений.

Иногда материнская любовь становится настолько удушающей и абсурдной, что ребенок чувствует себя буквально в клетке. Мама пытается контролировать каждый шаг даже уже взрослого человека, диктует свои правила, дескать, она хочет ведь как лучше.

Читайте так же:  Работа психолога с детьми с умственной отсталостью

Нельзя чрезмерно опекать малыша, делая его априори несамостоятельным. Такие дети часто не умеют того, что делают их сверстники. Им запрещается буквально все: гулять, долго смотреть телевизор, назначается строгий распорядок дня. Родители в данном случае думают, что делают все для счастливого будущего малыша, превращая его жизнь в ад.

Это не говорит о том, что ребенок должен быть предоставлен сам себе и может делать все, что ему вздумается. Однако некоторую свободу действий, даже малышу, стоит давать.

И конечно же, ни в коем случае нельзя растворяться в своих детях. Маленький человек нуждается в личном пространстве, не следует контролировать каждый его шаг, если, конечно, речь не о годовалом ребенке. Нужно предоставлять детям право выбора и считаться с их мнением. Только в этом случае можно вырастить психологически здоровую и полноценную личность, которая будет благодарна своим родителям за счастливое детство.

25 советов как воспитать ребенка в любви и спокойствии

Родительская усталость, взгляды на воспитание, а иногда и поведение ребёнка приводят к тому, что мама или папа часто раздражаются на чадо, срываются на крик, злятся. Конечно, родители при этом не перестают любить, но фактически дети чаще слышат негативные слова в свой адрес. Между тем, атмосфера спокойствия любви жизненно необходима ребёнку для развития и взросления. Только ощущая родительское принятие и любовь, ребёнок может крепко стоять на ногах и смело идти по жизни. Чтобы создать необходимую атмосферу для воспитания ребёнка, родителям часто приходится работать в первую очередь над собой. Это тяжелая работа, но ее плоды превзойдут все ожидания. Если вы уже встаёте на этот путь, советы, приведённые ниже, станут очень полезными.

Далее, ваш ребенок не должен вас раздражать! — читаем статью >>>

Воспитание ребенка

Десять советов родителям, которые помогут воспитать детей, уверенно идущих по жизни

Воспитание психологически устойчивых детей

Психологически устойчивые дети готовы к вызовам, которые им ежедневно преподносит жизнь. Они способны эффективно решать проблемы, полноценно восстанавливаться после неудач и компетентно справляться с трудностями. Помогая детям формировать психологическую устойчивость, мы вооружаем их инструментами для решения жизненных проблем – как больших, так и малых.

Психологически устойчивые дети не действуют жестко и не подавляют свои эмоции. Они не становятся упрямыми и относятся к другим людям доброжелательно. Психологически устойчивые дети работают над своей гибкостью, адаптивностью, способностью быстро восстанавливать душевные и физические силы и смело и уверенно раскрывать свой потенциал.

Помощь ребенку в развитии психологической устойчивости требует трехстороннего подхода: обучения изменять негативные мысли на более реалистичные, контролировать свои эмоции таким образом, чтобы они не контролировали самого ребенка, и демонстрировать примеры эффективного поведения независимо от обстоятельств.

Существует несколько воспитательных стратегий, методов дисциплины и обучающих инструментов, которые могут помочь детям стать сильнее. В этой статье представлены десять стратегий помощи ребенку в развитии психологической устойчивости:

1. Учите конкретным навыкам

Дисциплина не должна заключаться в наказании, она должна заключаться в обучении. Рассматривайте плохое поведение вашего ребенка как возможность научить его конкретным навыкам, таким как навыки решения проблем, контроль над побуждениями и самодисциплина. Они помогут ребенку вести себя более эффективно даже в тех ситуациях, когда он сталкивается с искушениями, тяжелыми условиями и сложными неудачами.

2. Позволяйте ребенку совершать ошибки

Позвольте ребенку получать важные жизненные уроки, совершая собственные ошибки. Расскажите ему о том, что ошибки являются частью процесса обучения, и поэтому не нужно стыдиться или испытывать неловкость тогда, когда ты сделал что-то не так. Когда это безопасно, пусть наступают естественные последствия ошибок. Поговорите с ребенком о том, как в следующий раз избежать повторения аналогичной ошибки.

3. Предотвращайте негативное мышление

Дети не могут чувствовать себя психологически устойчивыми, если занимаются самоуничижением, упиваются тревожными мыслями или делают мрачные прогнозы. Учите ребенка уметь утихомиривать свои негативные мысли, думать более реалистично и даже позитивно. Оптимистичный взгляд на неизбежные жизненные трудности помогает детям максимально раскрыть свой потенциал.

4. Помогайте ребенку встретиться со своими страхами

Если ваш ребенок избегает делать то, что считает страшным, он никогда не получит уверенность в своей способности справляться со стрессом. Если он боится темноты или опасается пробовать что-то новое, помогайте ему мужественно преодолевать свои страхи. Когда дети успешно справляются со своими страхами, они способны с уверенность выходить за пределы своей зоны комфорта и становиться еще сильнее.

5. Позволяйте ребенку чувствовать дискомфорт

Хотя желание прийти на помощь ребенку в тот момент, когда он испытывает трудности, вполне естественно, спасение от всех бед только укрепит его чувство беспомощности. Если ваш ребенок расстраивается по поводу домашней работы по математике или изо всех сил пытается решить спор с другом, позвольте ему испытать определенный дискомфорт и дайте возможность решить проблемы самостоятельно. Дети развивают психологическую устойчивость тогда, когда учатся справляться со своими эмоциями.

6. Сосредоточьте внимание на формировании характера ребенка

Для принятия верных решений детям нужны твердые нравственные ориентиры. Старайтесь прививать ребенку истинные ценности. Создавайте возможности для жизненных уроков, которые будут регулярно подкреплять значение ваших ценностных убеждений. Например, подчеркивайте важность честности и сострадания, а не победы любой ценой. Дети, которые понимают значение моральных ценностей, чаще принимают здравые решения – даже когда другие не согласны с их действиями.

7. Сделайте благодарность приоритетом

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Благодарность – прекрасное лекарство от жалости к себе и других вредных привычек, мешающих ребенку стать психологически устойчивым. Помогайте ребенку узнавать все хорошее, что есть в мире, чтобы даже в худшие свои дни он знал, что ему есть за что испытывать глубочайшую признательность. Благодарность может улучшить настроение ребенка и побудить его к превентивному решению проблем.

8. Утверждайте личную ответственность

Развитие психологической устойчивости предполагает принятие личной ответственности. Когда ребенок совершает ошибку или плохо себя ведет, разрешайте ему объяснять мотивы своего поведения, но не позволяйте оправдываться. Делайте замечания, если он пытается обвинять других в том, что он думает, чувствует или как ведет себя.

9. Учите ребенка навыкам управления эмоциями

Развитие психологической устойчивости требует четкого осознания детьми своих эмоций. Не нужно подавлять свои чувства, но необходимо выбирать здоровые способы управления ими. Учите ребенка справляться с неприятными эмоциями, такими как гнев, печаль и страх. Когда дети понимают собственные чувства и знают, как поступать с ними, они становятся лучше подготовленными к решению проблем.

10. Демонстрируйте психологическую устойчивость на собственном примере

Лучший способ побудить ребенка к развитию психологической устойчивости – это демонстрировать ему свою собственную психологическую устойчивость, а не только рассказывать о ней. Говорите о своих личных целях и показывайте ребенку, что вы принимаете меры, чтобы становиться сильнее. Сделайте самосовершенствование и психологическую устойчивость жизненным приоритетом и избегайте поступать так, как психологически устойчивые родители не поступают.

6 главных ошибок в воспитании ребенка

Почему мы отдаляемся от детей? Почему у них заводятся секреты? Психолог Светлана Ройз выделяет семь ошибок в воспитании, которые к этому приводят.

Почему мы отдаляемся от детей? Почему у них заводятся секреты? Психолог Светлана Ройз выделяет шесть ошибок в воспитании, которые к этому приводят.

Читайте так же:  Как понять что ты лгбт девушка

1. Гипопротекция. Родители не контролируют поступки ребенка. У него – повышенная свобода действий. Мама и папа не знают, где и с кем их сын (дочь) проводит время, чем увлекается. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И иногда эти нормы наносят вред его здоровью, психике или обществу.

2. Гиперпротекция. Усиленный контроль над ребенком. Родители следят за каждым шагом своего чада и заставляют его копировать собственную ценностно-нормативную систему. Личность ребенка игнорируется. В результате одни дети чувствуют себя беспомощными, у них развивается потребительская позиция по отношению к миру, обостряются конфликты со сверстниками. А другие, наоборот, бурно протестуют, поступая назло родителям и обществу.

3. “Кумир семьи”. Родители стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить от любых трудностей. В итоге избалованное дитя становится эгоцентричным, всегда желает быть в центре внимания, все получать с легкостью, без труда. А сталкиваясь с реальными жизненными трудностями, оказывается не в силах с ними справиться. Да и родителей зачастую ни во что не ставит.

4. Эмоциональное отвержение. Воспитание по типу Золушки. Мать или отец тяготятся ребенком, который ощущает это (особенно если в семье есть другой ребенок, получающий больше внимания). В результате маленький человечек становится слишком ранимым, чувствительным, обидчивым и скрытным.

5. Семейная тирания. Суровое отношение и расправы за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями и ожесточение. Он усиленно ограждает от них свою личную жизнь. Из таких детей нередко вырастают жестокие люди.

6. Воспитание вундеркинда. Мама и папа стремятся дать ребенку как можно лучшее образование, развить его способности, которые нередко оказываются мнимыми. Кроме учебы в школе ребенок занимается музыкой, иностранным языком, спортом… При этом он лишается возможности играть, общаться со сверстниками. И протестует против такого режима! Пытаясь избавиться от чрезмерных нагрузок, он выполняет их формально, становится тревожным, у него появляются страхи и тайны.

7. Ваше настроение.

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые “выпускают пар” на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке.

Мнение психологов: Родители должны показывать малышу, что их радуют его хорошие поступки и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание в непоколебимости жизненных ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако, если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: “Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным”.

Что изучает детская психология: частые ошибки и правила воспитания ребенка

Знание основ детской психологии поможет правильно воспитать родителям своего отпрыска, чтобы он сформировался как полноценная личность и смог реализовать себя в будущем. Они несут ответственность за то, кем вырастет их малыш и именно родители должны уметь правильно организовать воспитательный процесс. Детская психология — это наука, изучающая психическое развитие детей от рождения до окончания подросткового периода, под воздействием биологических и социально-экологических факторов.

Что изучает детская психология?

Детская психология занимается изучением психологических процессов у детей, как они развиваются в процессе подрастания, и почему так не похожи друг на друга. Это отдельная ветвь науки, исследующая подсознательное и сознательное развитие детей. Психологи обращают внимание на развитие ребенка, способности в плане обучения, овладения родным языком, особенности поведения, осознание личности, своей сексуальности, как он познает окружающий мир.

По мере взросления малыша, он проходит прогрессивные стадии развития, от рождения до совершеннолетия. Детская психология изучает как экологические, генетические и культурные факторы влияют на его развитие и то, как быстро он прогрессирует с одного этапа на другой.

[3]

Психология ребенка и его развитие до 5 лет

Детям трудно передать, что они переживают, и тем более проанализировать свои чувства. Вот где детская психология помогает получить важную и ценную информацию для более полного понимания того, что происходит в их внутреннем мире. Ведь воспитание должно строиться на возрастных особенностях детей, чтобы они могли полноценно развиваться.

Психологи выделяют такие этапы развития ребенка в процессе взросления:

  • развитие опорно-двигательной системы;
  • изучение мира и языка;
  • эмоциональное развитие;
  • социальное взаимодействие с окружающими людьми.

В ранние годы, их еще называют «игровые годы», воспитание должно строиться в форме игры. В возрасте до пяти лет дети развивают двигательные навыки и не боятся допускать вербальные ошибки во время разговора. Они отчаянно хотят общаться, свободно использовать язык без смущения.

Когнитивный рост воспитывается творческой игрой и творческой деятельностью. В этом возрасте дети начинают понимать, что не все люди думают и поступают одинаково. Также учатся контролировать свои эмоции, беря под контроль импульсы, вызванные гневом или страхом.

На этом этапе взросления важно объяснить нормы поведения в детском коллективе, для того чтобы в будущем не было проблем в общении со сверстниками.

Психология воспитания детей после 5 лет

Достигнув пятилетнего возраста, дети уже прослеживают причинно-следственную связь, у них хорошо развита память. В процессе наблюдения за окружением, они в состоянии делать логические выводы.

В пять лет психология ребенка часто неуправляемое поведение детей объясняет тем, что они начинают подражать взрослым. И если малыш не слушается родителей, то только потому, что они его также не слышат. Он впитывает все, что видит вокруг себя — и хорошее и плохое — на основании этого формируется его личность. Дети копируют поведение взрослых, полностью доверяя им, будучи способными, анализировать только поведения сверстников.

Нельзя подавлять личность малыша в возрасте пяти лет слишком строгим воспитанием. Дети в этом возрасте еще абсолютно безвольны, и излишним стремлением к дисциплине родители могут вырастить тихоню, не имеющего своего мнения и понятия того, чего он хочет достигнуть в жизни. Общение должно строиться на диалоге и объяснении причин, почему родители приняли именно такое решение (не покупать эту игрушку, ложиться спать в 21.00 и т. д.). Малыш должен понимать мотивы поведения своих родителей, ведь они для него являются авторитетом. Тогда из него вырастет сильный, уверенный в себе человек.

Воспитание детей: уроки психологии для родителей

Желая воспитать из своего отпрыска сформированную, здоровую личность, находящуюся в гармонии с самим собой и окружающим миром, родитель должен уяснить для себя некоторые истины:

  • не руководствоваться принципом «меня отец так воспитывал». Все люди разные, потому подход к каждому человеку индивидуален;
  • нельзя быть абсолютно уверенным в своих методах воспитания, считая, что они самые правильные, следует прислушиваться ко мнению специалистов;
  • не бывает трудных детей, бывают невнимательные родители. И если кроха не хочет слушаться — это вина окружающих его взрослых, не стоит искать виноватых в детском саду или школе;
  • мама и папа — это источник информации для малыша, потому важно поддерживать с ним дружеское общение и терпеливо отвечать на все вопросы, какими бы глупыми они ни казались;
  • следует понимать, что психология развития ребенка направлена именно на психическое развитие, получение новых знаний и впечатлений. Не стоит рассказывать детям о проблемах взрослых, тем самым оправдывая себя в нежелании уделять им время.
Читайте так же:  Уровни развития самооценки

Не вникая в проблемы маленького человека, которые для него не менее важны, чем для взрослых бытовые трудности, родители с детьми теряют близкий контакт. Дети замыкаются в себе, возникает недопонимание и конфликт между родителями и их отпрысками. И не всегда удается понять и решить эту проблему самостоятельно.

Чаще всего бывает, что в результате травмирующего события в детстве, взрослый человек сталкивается с психологической проблемой, от которой сложно избавиться самостоятельно. Это может быть и неуверенность в себе, апатия, чувство тревога, страхи и фобии, панические атаки и прочее. Тогда следует обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

Ошибки, совершаемые родителями в процессе воспитания

Часто родители и взрослые (родственники, учителя, воспитатели) совершают в воспитании детей такие наиболее распространенные ошибки:

Неадекватное поведение детей зачастую объясняется воздействием окружающих их взрослых. Знание основ детской психологии убережет родителей от непоправимых ошибок, ради того, чтобы их дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни.

Как правильно хвалить и поощрять детей в процессе воспитания?

Детская психология — это наиболее сложная и вместе с тем наиболее интересная ниша в психологии человека. Важно не только уметь донести малышу его неправоту, но и правильно его поощрить.

С одной стороны, поощрение — это регулятор поведения детей, с помощью которого их проще склонить в нужную родителям сторону. С другой стороны, это заставляет их чувствовать превосходство над другими детьми. Потому хвалить нужно правильно:

  • не хвалить за данные природой качества: ум, силу, красоту;
  • за хороший поступок не хвалить более одного раза;
  • не поощрять, руководствуясь чувством жалости;
  • не хвалить, стараясь завоевать расположение.

Психологи считают, что хвалить детей нужно не более 8 раз в день: собрал игрушки, аккуратно раскрасил, сам оделся и т. д.

Обучение детей с точки зрения детской психологии

Цель детской психологии — установить физическую, интеллектуальную и психологическую способность воспринимать новую информацию. Для объективной оценки способности малыша к обучению, психологи разработали следующие критерии его готовности:

  • физическая готовность к обучению;
  • интеллектуально-физическая готовность (развитая речь, мелкая моторика);
  • психологическая готовность;
  • социально-психологическая готовность.

Знание возрастных норм развития дает сигнал переходить к новому этапу обучения, не нагружая ребенка чрезмерным потоком информации.

Взаимодействие между детьми

Малыши с самого раннего возраста стремятся к общению другими детьми. В детской психологии взаимодействие с другими детьми является способом карапуза удовлетворить свою самооценку и стремлением к самопознанию.

Часто на площадке играют дети разного возраста. Дети одного возраста обычно конкурируют друг с другом, что выливается драками, ссорами и слезами. Старшие, подражая взрослым, стремятся взять контроль над младшими, что-то рассказывая и объясняя. Это закрепляет их знания и развивает чувство ответственности и своей значимости.

Взрослые должны организовать общение детей так, чтобы ни один из них не принес другому психологическую травму. Следить, чтобы старшие не обижали младших, чтобы младшие не мешали старшим. Ведь незначительный для родителей конфликт малышей, может навсегда оставить след в душе растущего человека.

Больше видео о тонкостях воспитания детей, о способах собственного личностного роста можно увидеть здесь.

Лучшие советы родителям от психологов по воспитанию и общению с детьми

Дети – самое ценное, что есть в жизни каждого. Мы стараемся воспитать их как можно лучше. Но иногда возникают ситуации, когда мама и папа не знают, как правильно поступить в той или иной ситуации. В такой ситуации советы психолога родителям могут помочь решить самые острые проблемы. На что же нужно обращать внимание, воспитывая своего ребенка?

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему?

Ваш ребенок является уникальным. Он не похож ни на кого, в том числе и вас. Ребенок не является вашей копией, поэтому нельзя требовать от него реализовать написанный вами жизненный сценарий.

Ваше чадо – это самостоятельный человек, со своими достоинствами, недостатками, способностями, желаниями и предпочтениями. Предоставьте ему право выбора во всем. Пускай он сам принимает решения в ответственные моменты. Делайте упор на его сильных сторонах и положительных качествах. Принимайте его таким, каким он есть.

Главный совет — любовь и доверие

Не стесняйтесь своей любви к ребенку и ее демонстрации. Не надо бояться, что вы «залюбите» его.

Он должен чувствовать в вас надежную опору в жизни и понимать, что вы его поддержите в любой ситуации. Старайтесь как можно чаще брать ребенка на колени, смотреть ему в глаза, обнимать и целовать. Ласка является лучшим методом поощрения.

В тоже время не допускайте вседозволенности в воспитании. Необходимо чтобы в вашей семье были установлены некоторые рамки и запреты, которых вам нужно строго придерживаться.

Перед тем как наказывать остановитесь, и подумайте, а действительно ли ребенок сейчас заслуживает наказания. Ведь сначала можно попробовать решить вопрос с помощью ласки и просьбы. Если же наказание действительно является мотивированным, то не обходимо четко объяснить причину наказания.

Не забывайте, какую огромную роль в жизни ребенка исполняет игра. Именно в игровых моментах можно передать малышу все что, ему необходимо знать. Именно с помощью игры можно рассказать малышу о жизненных ценностях и приоритетах. Игра помогает детям и родителям лучше понимать друг друга.

Совет №2 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Необходимо не забывать о значении общения с ребенком, старайтесь делать это как можно чаще. Научите ребенка, выражать свои чувства и эмоции. Это поможет ребенку в понимании других людей и своего поведения.

Стиль вашего отношения к ребенку сказывается не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье. Если ваше чадо чувствует негатив к себе, это может вызвать проявления скрытой агрессии.

Совет №3 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Помните, что от того как вы общаетесь с ребенком зависит его умение сопереживать другим, чувствовать эмоции как положительные, так и отрицательные. При общении с ребенком, помните, что процесс коммуникации требует понимания своего собеседника, его чувств и эмоций.

Самые распространенные ошибки родителей в воспитании детей

  • Недостаточный объем знаний родителей о формах и методах воспитания.
  • Часто родители не имеют единых требований, в таком случае ребенок выбирает более удобную для него сторону.
  • Часто родители дают негативную установку деятельности ребенка. Избегайте таких выражений как «Ты не умеешь…», «Сколько раз тебе можно рассказывать…», «Разве это не понятно…». Такое отношение способствует формированию заниженной самооценке и комплексов неполноценности. Ребенок перестает верить в свои силы.
  • Даже если вы и даете негативную оценку, то помните, что нужно давать оценку поступку, действию, но не переходить на личность. Переживание низкой самооценки, которая вызвана отношением взрослого, способствует развитию невротического синдрома.
  • В вашем общении с ребенком важно все от эмоциональной окраски до интонации. Особенно для детей раннего возраста важен не смысл, а эмоциональное окрашивание вашего разговора, в котором вы заключаете свое отношение к вашему малышу.
Читайте так же:  Как проявляется кризис 7 лет

Совет №4 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

Никогда не сравнивайте вашего ребенка еще с кем-то. Это будет иметь только негативные последствия, так как может нанести психологическую травму вашему маленькому человечку. Также такое поведение взрослых способствует развитию негативизма, эгоизма и зависти.

  • Контролируйте степень психологической нагрузки на ребенка. Следите за тем, чтоб она не превышала возможностей ребенка.
  • В ваших отношениях должен быть плавный переход от наказания до поощрения, от отрицательного к одобрительному тону.
  • Одной из ошибок, которые встречаются, не так уж редко является гиперопека и идеализация, проявляющаяся в чрезмерной, слепой любви к своему чаду.
  • Авторитарный стиль воспитания, который имеет признаки слишком сильной и неоправданной строгости, грубости и авторитарности. Иногда это сопровождается физическими методами наказания.

Совет №5 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер
  • Либеральный стиль воспитания, который проявляется чрезмерным попустительством и вседозволенностью.
  • Родители пытаются избежать ответственности и перекладывают свои заботы на детский сад, школу, милицию.
  • Бестактность в общении с ребенком. Не стоит проявлять свое остроумие в отношении вашего чада.
  • Чрезмерное потакание материальным запросам ребенка.
  • Отсутствие желания интересоваться жизнью детей: их интересами, друзьями, досугом.
  • Создание тепличных условий для ребенка.
  • Частые ссоры, которые наблюдают дети.
  • Совет №6 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

    В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

    Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

    Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

    Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

    Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

    Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

    Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

    Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

    Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

    Похвала ребенка — как это делать правильно?

    Самое главное, что нужно запомнить о похвале – это то, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его поддерживали и хвалили. Все действия ребенка должны начинаться с чувства успеха, которое должно проявляться не только в конце, но и вначале любого дела. Задача родителей создать условия для ощущения чувства удачи, радости поиска, преодоления.

    [2]

    Однако перед родителями встает вопрос, а за что и как правильно хвалить ребенка, какие поступки или особенности его личности нужно подчеркнуть и акцентировать на них свое внимание. Здесь главным ответом будет не за что хвалить, а как это делать.

    Ваши искренние одобрения и похвальба способны сотворить поистине чудеса. Это даст ребенку возможность поверить в себя и свои возможности.

    А как же не следует хвалить? Прежде всего, нельзя хвалить за то, что ребенку и так легко дается или дано природой. Хвалить необходимо за труд и усилие, которое, ребенок сделал. Если же вы будете одобрять просто наличие определенных способностей, то это вряд ли, принесет какой-то позитивный результат, для развития ребенка. Наоборот, такое стиль общения может только навредить, особенно если это часто повторять.

    Совет №7 от детского психолога Ю. Гиппенрейтер

    Если вы будете постоянно хвалить ребенка без надобности, то он привыкнет к этому и будет постоянно ожидать и требовать похвалы. Это может вызвать проблемы в общении с окружающими его людьми. Так как ребенок будет уверен в своем полном превосходстве над другими. Это чревато проявлениями эгоцентризма и формированием завышенной и неадекватной самооценки. Он будет постоянно ожидать восхищения и похвалы от окружающих. Если же похвалы прекратятся, это будет вызывать у ребенка психологический дискомфорт, который в будущем приведет к появлению зависти, мелочной обидчивости, ревности к чужому успеху, подозрительности и других качеств.

    Крайне нежелательно хвалить ребенка за то, что ему дается легко перед теми, для кого это практически нереально или очень тяжело сделать.

    Это может очень тяжело травмировать психику ребенка. Это может привести к снижению побуждения к делу. Такое несправедливое противопоставление не вызовет желания брать пример с того, кого несправедливо захваливают. Наоборот это может вызвать только чувство угнетения и обиды.

    Полезный совет напоследок

    Нельзя хвалить чересчур часто, когда на то нет явной необходимости. Похвала при этом обесценивается, вызывая чувство дешевого успеха. Возникает бездумное отношение к тому, что говорят взрослые.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Похвала должна быть за конкретный поступок, за достижения ребенка, а не за личностные качества ребенка. В противном случае можно сформировать завышенную самооценку и высокое самомнение. Если в будущем ребенок увидит, что окружающие не так восторгаются им, то это приведет к появлению неврозов и истероидных черт характера.

    Источники


    1. Роджерс, Карл Брак и его альтернативы. Позитивная психология семейных отношений / Карл Роджерс. — М.: Издательство «Этерна», 2012. — 320 c.

    2. Чуковский, Корней От двух до пяти / Корней Чуковский. — М.: Народная асвета, 2015. — 319 c.

    3. А.А. Шутценбергер Практические занятия по психогенеалогии. Раскрыть семейные секреты, отдать долги предкам, выбрать свою собственную жизнь / А.А. Шутценбергер. — М.: Класс, 2016. — 128 c.
    4. Психология делового общения. — М.: Бахрах-М, 2016. — 768 c.
    5. Кризис есть кризис: Лидеры российской и мировой экономики о путях выхода из кризиса. — М.: Эксмо, 2011. — 272 c.
    Как правильно воспитывать детей психология ошибки
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here