Комплекс оживления у ребенка появляется

Самое важное по теме: "комплекс оживления у ребенка появляется" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Комплекс оживления и первая улыбка малыша

К 4-5 неделе формируется одно из важных новообразований периода новорожденности — социальная улыбка: младенец начинает улыбаться — реагировать на человеческое лицо и голос, обычно это лицо и голос мамы.

Первая улыбка отражает не просто внутреннее состояние комфорта, но является доступным младенцу способом выражения удовольствия, когда он видит другого человека. Улыбка начинает выполнять функцию общения и одобрения. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого человека.

Первая улыбка

В период от четырех до шести недель ребенок быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса.

С этого момента у ребенка начинает проявляться «комплекс оживления» — картина радостного поведения младенца при виде взрослого.

Комплекс оживления

Комплекс оживления включает четыре компонента, которые обязательно проявляются одновременно:

  1. Замирание и зрительное сосредоточение на взрослого
  2. Улыбка, выражающая радость ребенка
  3. Двигательное оживление — движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и т.д.
  4. Вокализация — вскрики, гуканье, гуление

Комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый ещё не обращает на него внимание или разговаривает с посторонними. Также младенцы ведут себя более активно тогда, когда более пассивен взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее ребенок.

Комплекс оживления младенца

Потребность ребенка в общение возникает на основе первичных физиологических нужд и потребности в новых впечатлениях. Таким образом, младенец активно действует по отношению к взрослому, призывая его обратить на себя внимание и взаимодействовать с ним.

Важность эмоционального контакта

Дефицит общения в этот период вреден и ведет к так называемому «эффекту госпитализма» — задержке физического и психического развития ребенка, несмотря на хороший уход и питание.

Ребенку нужны теплые и прочные отношения с матерью, которые дают ему чувство защищенности и надежности. Это приводит к более высокому уровню умственного развития, к развитию личностных и социальных компонентов. В исследованиях установлено, что по мере взросления, такие дети более любознательны, независимы, в будущем они более настойчивы в учебе, более эффективно общаются с взрослыми и сверстниками. Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или другому взрослому (проявляющему заботу о нем), является самой основой его дальнейшего развития.

Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка.

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи называют этот период — кризис новорожденности.

Причины кризиса новорожденности:

— Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).

— Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).

Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими («цеплятельный») — они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Ребенок обладает чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус; реагирует на звуковые раздражители. Важные события в психической жизни ребенка — возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3-4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления».

Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит от новорожденности в собственно младенчество.

Комплекс оживления – как пробудить у малыша интерес к жизни

Комплекс оживления – как пробудить у малыша интерес к жизни

Сегодня мы хотим предложить вам поговорить о комплексе оживления у новорожденных.

Что это такое, какое влияние на развитие ребёнка оказывает этот комплекс оживления, что необходимо знать родителям об этом состоянии и периоде развития у ребёнка, и о чём могут свидетельствовать нарушения такого комплекса…

Что такое комплекс оживления

Комплексом оживления принято считать и называть не просто определенную стадию в развитии младенца, а его феноменальную способность проявлять интерес к окружающему миру. На самом деле, этот феномен и по сегодняшний день (несмотря на развитие медицины и науки) по-прежнему остается практически единственным показателем развития малыша (конечно, помимо лабораторных исследований), и именно на этот комплекс оживления обращают внимание, как психологи, так педиатры, и невропатологи, когда возникает вопрос определения степени полноценного психологического и психического развитии ребёнка.

Так, одним из российских психологов была даже выдвинута теория о том, что

такой комплекс оживления для младенца является одним из доступных для его возраста способов общения, и это общение может быть разным, в зависимости от того, в какой ситуации оказывается малыш и с кем он «общается».

Так, к примеру, в случае «общения» со взрослым, который пассивный и не проявляет никакой заинтересованности по отношению к поведению и действиям малыша – ребенок начинает вести себя активнее и тем самым, как будто бы приглашает взрослого пообщаться с ним, обратить на него внимание. Аналогично, этот принцип действует, но только в случае наоборот, когда взрослый ведёт себя достаточно активно и заинтересовано, то малыш успокаивается и ведёт себя более пассивно. Достаточно посмотреть на детей, которые в раннем младенческом возрасте пытаются дрыгать ножками и ручками, делают попытки издавать свои первые звуки – как правило, это происходит тогда, когда… родители чем-то заняты или отвлечены от ребёнка, а малыш тем самым пытается привлечь их внимание к себе…

Читайте так же:  Узелок любви первая любовь

Соответственно, выводы напрашиваются сами собой – комплекс оживления младенца не подчиняется законам развития, но является самым настоящим первым действием со стороны ребёнка, способом общения со взрослым миром.

Что было до комплекса оживления

Появление ребёнка на свет – это радостное событие для нас, но сильный стресс для ребёнка. Ведь, он оказывается в чужом мире, наполненном светом, звуками, запахами, здесь совсем другая температура, а вокруг постоянно снуют какие-то люди… В мамином животике всё было по другом – тихо, спокойно, уютно, комфортно, а сердечный ритм мамы — он действовал так убаюкивающе на малыша.

Для того, чтобы ребенок мог пережить этот стресс своего рождения и это не отразилось на его развитии, медики рекомендуют чаще брать малыша на руки в первые недели его жизни, особенно маме, так как только рядом с мамой, на маминых руках ребёнок чувствует себя комфортно.

Спустя 2 недели после своего появления на свет, ребёнок уже начинает фокусировать взгляд на предметах, окружающих его и даже начинает разглядывать лица взрослых. А, уже спустя месяц — он сможет различать звуки и узнавать голос своей мамы среди других голосов и звуков.

Ну, а к концу 2-го месяца жизни, в сознании малыша уж существует единая логическая цепочка, в которую входят такие понятия, как мамины руки – еда, мамин голос — мамино лицо… Всё это для новорожденного олицетворение добра, и на всё это он начинает реагировать проявлением положительных эмоций. Появляется первая сознательная улыбка, которую ребёнок дарит своим родителям…

Пик комплекса оживления

Пик комплекса оживления

Когда малыш достигает возраста 3-4 месяцев – он абсолютно счастливый. Даже услышав вдалеке голос мамы или папы – он начинает проявлять активность и стремится привлечь внимание родителей к себе.

Примечательно, что в рекламе товаров для детей до года чаще всего показывают детей именно в этом возрасте. А, знаете почему? Потому, что улыбка практически не сходит с их лиц и они всегда счастливы.

По мнению психологов, именно на пике комплекса оживления и происходит окончательное закрепление связи между родителем и ребёнком.

Так, некоторые мамы и папы даже отмечают, что именно в это время они ощущают так отчётливо, как важен и дорог им этот маленький человечек.

[3]

Рекомендации родителям

Однажды увидев счастливую детскую улыбку, мы хотим её видеть вновь и вновь. Но, на самом деле ничего сложного в том, чтобы заставить малыша улыбаться нет. Ваше общение с таким младенцем, положительные эмоции, сама гармоничная атмосфера в ваше доме, всё это будет способствовать тому, что ваш малыш будет чаще улыбаться, чаще проявлять комплекс оживления и как результат – он будет быстрее развиваться, а показатели его развития речи, слуха и памяти будут на несколько процентов выше, чем у тех детей, которые лишены такой возможности общения с родителями…

Однако, случаются ситуации, когда комплекс оживления младенца не проявляется или проявляется но с опозданием и в неполноценной или неполной форме. На это обязательно необходимо обращать внимание родителям, так как это может свидетельствовать о том, что у ребёнка проблемы с здоровьем или… он страдает от нехватки внимания.

В случае, когда малыш в возрасте 5 недель, не проявляет комплекса активности – не фокусирует своё внимание на лице матери, не реагирует на её голос, а громкие звуки у него не вызывают ответной реакции – возможно, ребёнок отстаёт в развитии или у него проблемы со зрением или слухом.

Когда ребёнок на 4-м месяце жизни может реагировать на маму, только когда она подходит к нему на расстояние ближе 1 метра, а, видя её вдалеке – он не проявляет никакой активности – вполне вероятно, что у ребёнка проблемы с психомоторным развитием, и в этом случае рекомендуется показать малыша педиатру и невропатологу.

Однако, какими бы не были нарушения в развитии и поведении ребёнка, как бы он пассивно не вёл себя – старайтесь как можно чаще вызвать у него комплекс оживления, добиться от него ответной реакции, как можно больше с ним разговаривайте, особенно, когда вы совершаете по отношению к нему какие-либо действия – купаете его, кормите или переодеваете…

Видео о купании новорожденного:

Жизнь после комплекса оживления

И, если 2-3 месяц жизни принято считать пиком комплекса оживления у ребёнка, то к концу 5 месяца жизни малыш переходит в другую форму поведения. И, на смену комплексу оживления приходят другие, более сложные процессы. Так, теперь малыш уже начинает понимать, что маму можно позвать к себе не только с помощью плача и крика, но и с помощью определённых звуков, которые он активно старается издавать и повторять тогда, когда ему это необходимо. Его робкая улыбка теперь превращается в звонкий смех, а сами движения малыша – они становятся более точными и управляемыми, тогда как ранее их характер можно было назвать хаотичным. Малыш начинает осознанно изучать предмет, которые окружают его, своё тело и начинать идентифицировать не только самых близких людей – маму и папу, но и других людей, которые проявляют по отношению к нему внимание. Также, восторг и оживление у ребенка вызывают игрушки… Ваш малыш продолжает развиваться и познавать мир.

Комплекс оживления

С первых дней после рождения малыши проявляют различные двигательные реакции. Родители не перестают умиляться, когда их кроха улыбается или тихонько гулит у себя в кроватке. Первое время такие проявления могут вызвать любые внешние раздражители, но со временем реакция становится адресной, направленной на взрослого человека, появляющегося в поле зрения ребенка. В это время начинает формироваться комплекс оживления.

Какие реакции входят в комплекс оживления?

Комплекс оживления включает в себя:

  • замирание в первые секунды контакта;
  • зрительное сосредоточение – «рассматривание» взрослого, долгий, пристальный взгляд, направленный на его лицо, особое внимание малыш уделяет глазам;
  • улыбка теперь действительно выражает радость малыша;
  • оживленные движения – младенец вскидывает ножки, тянет ручки, двигает головкой, выгибает спинку навстречу взрослому и т.д.;
  • голосовые реакции (вокализации) – ребенок привлекает внимание громкими короткими вскриками или протяжным гулением.
Читайте так же:  Зло зло агрессия

Это основные составляющие, которые должны проявляться все вместе, ведь именно поэтому совокупность реакций называют комплексом.

Когда формируется комплекс оживления?

Комплекс оживления возникает к концу первого месяца жизни ребенка. Реакции на раздражители были и раньше, но именно сейчас они проявляются комплексно – ребенок отзывается на голос, улыбается, когда кто-то склоняется над его кроваткой, провожает взглядом и наблюдает на расстоянии.

Важное новообразование – установление с ребенком осмысленного зрительного контакта. Он еще сознательно не отличает лица родителей от других лиц, это умение придет только к середине первого года жизни. После этого малыш перестанет улыбаться всем подряд и будет настороженно относиться к незнакомцам. Но теперь он сознательно смотрит в глаза.

[2]

Комплекс оживления постепенно преобразуется в более сложные формы поведения, основанные на каждой реакции в отдельности. Это происходит, примерно в четыре месяца.

Значение комплекса оживления

Комплекс оживление дает ребенку возможность становиться инициатором общения. Теперь он может издалека заметить приближение взрослого или услышать голос, привлечь внимание и сообщить об определенных потребностях. Так ребенок включается в процесс общения, попадая в среду, необходимую для дальнейшего психического развития.

Стоит еще отметить, что как только у ребенка появляется возможность проявить инициативу, необходимо позволять ему это делать. Особо тревожные родители готовы дневать и ночевать у кроватки, не спускать с младенца глаз и по первому вскрику бросаться его кормить, менять пеленки и т.д. В такой обстановке малышу будет совершенно незачем прикладывать усилия для привлечения внимания, что может негативно сказаться на инициативности в целом. Но это вовсе не значит, что нужно забросить ребенка. Родителям вообще категорически не рекомендуется впадать в крайности. Все потребности необходимо удовлетворять вовремя и в полном объеме для создания у ребенка позитивного настроя, но совершенно незачем пытаться их предугадать.

Совокупность реакций также играет важную сигнальную роль, ведь если они не проявляются своевременно – это тревожный знак. Если комплекс оживления не появляется вплоть до 10 недель, речь может идти о задержке психического развития или раннем детском аутизме. Поэтому внимательно следите за развитием малыша и ни в коем случае не пренебрегайте своевременными осмотрами у врача.

По мнению ученых именно появление комплекса оживление является верхней границей периода новорожденности, после которого начинается индивидуальное психическое развитие, происходящее, прежде всего, в рамках общения с взрослыми.

Важность комплекса оживления

Большинство родителей даже не подозревают, что такое комплекс оживления. Это специальный чувствительный, двигательный и эмоциональный ответ ребенка, который направлен на взрослого. Этот комплекс определяет конкретный период жизни младенца, его формированию доктора уделяют повышенное внимание.

Комплекс оживления присущ детям в младенческом возрасте

Комплекс оживления не является собранием конкретных жестов и действий. Это метод младенца контактировать со взрослым человеком. Для того чтобы завлечь взрослого человека, малыш начинает трясти ручками и ножками, выдает звуки. Наиболее энергично ребенок это совершает, когда его игнорируют.

В первый месяц жизни младенец находится в своем личном пространстве и почти не проявляет отношения к окружающему миру. Рождение является источником огромного нервного перенапряжения для малыша, поскольку он оказывается в неизвестном месте, в котором возникают необычные звуки, освещение, непривычный температурный режим. В момент новорожденности мамочке необходимо почаще брать младенца на ручки, поскольку лишь у нее он ощущает себя в безопасности. У младенца в этот момент эмоции появляются на исходе первого и истоке второго месяца жизни. В этот период чадо уже может фокусироваться на объектах, энергично откликается на голос и говор взрослого. При близком контакте с родителями у крошки формируется комплекс оживления, реакция на взрослого — это свидетельствует о том, что закончился этап новорожденности, малыш перемещается в другой период своей жизни и комплекс оживления появился.

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте со второго месяца жизни. Проявления на внешние раздражители появлялись и прежде, но сейчас они возникают в комплексе. Такой комплекс у ребенка со временем модифицируется в довольно сложный характер действий оживления, организованный на каждом проявлении отдельно. Это возникает приблизительно в четырехмесячном возрасте.

Комплекс оживления у младенца обладает инициативной функцией, которая сконцентрирована на взаимные действия со взрослым человеком. Вдобавок эта функция является ключевой в расположении к эмоциональной функции.

Обнаружение этого в комплексе оживления у ребенка представляет особое значение в науке, так как подтверждает, что младенец на втором месяце жизни осваивает умение общаться со взрослым и что эта взаимосвязь — основное действие оживления до шести месяцев жизни.

Проявления

Комплекс оживления младенца заключает в себе следующее:

  • застывание во время контакта со взрослым в течение нескольких секунд;
  • визуальный контакт — разглядывание взрослого человека, продолжительный, сосредоточенный взор, который сфокусирован на лице, повышенный интерес ребенок проявляет к глазам;
  • смех и улыбка реально обозначает восторг младенца;
  • оживление в действиях — новорожденный поднимает ноги, вытягивает руки, шевелит головой, изгибает спину ко взрослому человеку;
  • звуковые проявления — младенец завлекает внимание пронзительными, непродолжительными возгласами или долгим лепетом.

[1]

Это главные составляющие комплекса оживления, которые обязаны выражаться в совокупности. Собрание проявлений именуется комплексом.

Смех младенца — явный признак оживления

Малыш подрастает, и у него возникает потребность контакта — это его первичная общественная необходимость. Младенец формируется, и в этот период комплекс оживления включает ряд стадий.

  1. Первичная стадия комплекса оживления именуется застыванием. Подобным способом малыш откликается на внешние факторы. Проявляется в начале второго месяца.
  2. Вторая стадия комплекса оживления — фокусирование. Берет начало на третьем месяце и проявляется энергичностью. Малыш применяет для контакта с окружающей средой определенные проявления (отзывается на улыбку, действиями завлекает взрослых, попавших в обозрение).
  3. Третья стадия комплекса оживления у ребенка именуется лепетом, смехом и усмешками. Подобным способом младенец делает попытки выразить свои позитивные эмоции.

Более энергично младенец развивается в первом полугодии, если на этом этапе жизни он получит в достаточной степени заботу и внимание от близких, то его психическое формирование будет нормальным. Ребенок будет энергичным, веселым, бодрым, рано начнет лепетать и смеяться — это показатель верного развития младенца. Если ребенок обделен вниманием, то у него наступает пассивность или он постоянно кричит. Его интеллектуальное и физиологическое формирование затормаживается. Дети, которые чувствуют нехватку общения, предрасположены к неврозам, психическим расстройствам.

Читайте так же:  Как правильно вернуть девушку

Необходимость контакта

Кроме проявления эмоций, комплекс оживления у ребенка играет роль функции взаимосвязи со взрослыми, что подтверждается тем, что, исходя от условий, ребенок может увеличивать или тормозить одну или другую его составную часть. Младенцу нужно непрерывное общение с человеком, которое способствует его психологическому формированию. Примерно до полугода общение ребенка и взрослого человека осуществляется на основании эмоций, сопровождающихся различными проявлениями. Чувствительный контакт осуществляется благодаря разным действиям, которые отвечают конкретным эмоциям: применяются жесты, тон голоса.

Когда ребенок достигает возраста 6-8 месяцев, начинается следующая стадия его контакта со средой обитания и близкими — ситуативно-деловое общение. В этот момент наравне с эмоциями возникает манипуляция с предметами.

Вследствие энергичного общения со взрослыми в первые месяцы младенец психически формируется и перемещается на следующие стадии своего развития. Но самому совершать это ему тяжело, отчего взрослый человек обязан помогать ребенку в познании окружающей среды. Благодаря этому младенец будет стремительно и безупречно формироваться. На этой стадии основываются предпосылки для естественного развития психики ребенка.

Общение со взрослыми важно в первые месяцы жизни

Смысл явления

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комплекс оживления предоставляет младенцу право быть основоположником контакта. В психологии говорится, что отныне ребенок может:

  • издали заприметить приближение человека;
  • уловить голос;
  • завлечь внимание;
  • оповестить о конкретных нуждах.

Таким образом младенец вливается в процесс взаимосвязи, оказываясь в окружении, которое способствует психологическому и эмоциональному формированию.

Необходимо обозначить тот факт, что, если ребенок пытается проявить инициативу, стоит дать ему эту возможность. Некоторые родители не отходят от ребенка ни на минуту, пытаются по первому звуку, который издал ребенок, удовлетворить его потребности. Младенцу нет нужды напрягаться, чтобы привлечь внимание, это может неблагоприятно отразиться на активности и предприимчивости. Однако это не означает, что не надо обращать на ребенка внимания вообще. Все нужды нужно выполнять в свое время и полностью для формирования у ребенка хорошего самочувствия, но не стоит пытаться их предвидеть.

Благодаря комплексу младенец учится привлекать внимание взрослых

Сроки проявления

Комплекс оживления протекает в течение короткого периода существования ребенка и завершается в возрасте четвертого месяца. В этот момент между младенцем и взрослыми устанавливается близкая связь. Детишки энергичны, много смеются и двигаются. Взаимосвязь взрослого и ребенка в этот момент помогает естественному развитию слухового, речевого аппарата и памяти. Он осознает, что подозвать маму можно не только криком, но и благодаря звукам. Малыш не только усмехается, но и хохочет, его действия не беспорядочные, а сознательные.

В отдельных случаях формирование комплекса оживления может затормаживаться. Это может означать неправильное формирование или нехватка ухода и заботы со стороны близких.

Для того чтобы узнать источник, нужно воспользоваться помощью доктора. Если младенцу больше месяца, а он не откликается на приход мамы, не содрогается при посторонних шумах, то это может указывать на отклонения в развитии слухового и зрительного аппарата. Если в месячном возрасте ребенок отзывается на маму, лишь когда она близко, это может означать отклонения в его формировании, нарушения в двигательных функциях, поход к доктору необходим.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы малыш естественно формировался, ему нужен непрерывный контакт с близкими, поэтому стоит с ним больше говорить. Совершать это необходимо почаще. То, как будет происходить общение в первые месяцы его жизни, будет способствовать последующему формированию, умению общаться с людьми в перспективе. Не стоит забывать, что избыточное общение способствует желанию уклоняться от общения со взрослыми и ребенок может стать скрытным и нелюдимым.

Комплекс оживления у ребенка появляется

Популярные Фобии

  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Игромания – это аналог зависимости, своего рода вредоносное увлечение, чрезмерно.
  • Консультации

    • Vladislaff к записи Мнительность
    • Татьяна к записи Благородство
    • АндрейВикторович к записи Как пережить смерть мамы
    • Артем к записи Вспыльчивость
    • Ведмеш Н.А к записи Как спасти отношения
  • Пройдите наш опрос

    Комплекс оживления

    Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

    Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

    Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

    Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

    Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

    Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

    При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

    Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

    Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

    Читайте так же:  Какие признаки депрессии

    Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

    Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

    Комплекс оживления младенца

    Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

    Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

    Комплекс оживления включает в себя:

    — реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

    — зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

    — улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

    — оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

    — вокализация (голосовые реакции) – малыш обращает на себя внимание с помощью громких коротких вскрикиваний или протяжного гуления.

    Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

    После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

    Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

    Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

    Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

    Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

    Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

    Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

    Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

    Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция индивида, которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

    Если случилось так, что комплекс оживления у ребенка не появляется в должное время, то желательно задуматься, в чём заключается проблема. Несвоевременное проявление эмоционально двигательных реакций – это достаточно тревожный симптом для родителей, поскольку это может извещать о тяжелых расстройствах психики, как например синдром аутизма или задержка психического развития.

    В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

    В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

    С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

    Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.

    Проявление комплекса оживления младенца

    На приеме у педиатра ребенку измеряют вес, рост, окружность головы — это основные физиологические параметры. Так же важно оценить, как ребенок развивается психически. Детские неврологи определяют его уровень с помощью комплекса оживления, являющийся важным критерием полноценного развития малыша.

    Читайте так же:  Снова стать желанной

    Первые дни после рождения

    После рождения испытывает сильнейший стресс, т. к. в утробе матери ему было спокойно, тепло и безопасно, а появившись на свет, малыш испытывает на себе смену температуры, слышит громкие звуки и видит яркие цвета, пугающие его, поэтому спокойно ему только в маминых руках.

    В этот период важно дарить новорожденному тепло и заботу, не нужно включать с первых дней музыку и показывать игрушки, чтобы малыш реагировал.

    Примерно в возрасте двух недель он уже различает голос мамы, фокусируется на лицах и предметах, звуках.

    Постепенно грудной ребенок распознает мамины руки и лицо.

    Чувствуя рядом маму, малыш спокоен и счастлив, он начинает реагировать на мир положительными эмоциями, что является залогом благополучного развития психики.

    Определение понятия

    Комплекс оживления младенца формируется у ребенка в возрасте трех недель и проявляется в виде различных эмоциональных реакций, с помощью которых малыш общается с родителями и познает окружающий мир.

    Основные реакции, означающие появление комплекса оживления:

    • в первые секунды контакта со взрослым ребенок замирает;
    • сосредоточенное рассматривание взрослого, его лица, особенно глаз, а также рассматривание предметов;
    • осознанная улыбка, выражающая радость;
    • ребенок оживленно двигает руками и ногами, поворачивает голову, выгибает спину при виде взрослого;
    • для привлечения внимания младенец использует вскрикивание или гуление.

    Критерии оценивания психологического развития проявляются одновременно, отсюда и название — «комплекс».

    Комплекс продолжается до 4–5 месяцев т. к. у младенца возникают новые формы поведения, резко меняется настроение.

    Важным новообразованием комплекса оживления является зрительный контакт со взрослым. Пока малыш разглядывает его не осмысленно, не различает лица родных и чужих, но к середине первого года жизни он перестанет улыбаться всем подряд и будет с осторожностью относиться к незнакомым людям.

    Психология процесса

    Психолог М.И.Лисина сделала предположение, что с помощью комплекса оживления ребенок общается со взрослыми.

    В этот период важно уделять младенцу больше внимания, улыбаться ему и разговаривать с ним, играть и часто носить на руках, т. к. от этого зависит, вырастет он открытым и общительным или замкнутым человеком.

    Инициатива малыша не должна подавляться. Обычно молодые родители готовы бежать к кроватке при малейшем вскрике для кормления ребенка или замены подгузника.

    Понимая это, младенцу незачем стараться привлечь внимание к себе. Следить и вовремя выполнять действия по уходу за младенцем, но не впадать в крайности и давать ему отдохнуть от взрослых. Если малыш чем-либо заинтересовался, то не нужно ему мешать.

    Ученые в области детской психологии долгое время изучали комплекс оживления и причину его активизации в период младенчества. Они пришли к таким выводам:

    1. Активность ребенка пропорциональна активности родителей. При частом пассивном поведении родителей по отношению к своему малышу, он все чаще проявляет этот комплекс для привлечения внимания и наоборот — при слишком высокой родительской активности малыш не чувствует потребности в общении и практически не демонстрирует комплекс оживления.
    2. Многие молодые родители, чтобы не баловать свое чадо, не обращают внимания на его крики и плач, что приводит к отставанию в развитии от сверстников, а также возможно развитие психических отклонений.
    3. Как будет общаться ребенок, повзрослев, напрямую зависит от поведения его родителей в период младенчества. Из-за дефицита внимания дети становятся капризными, вследствие чрезмерного внимания родителей к своему чаду дети становятся замкнутыми.

    Отсутствие комплекса или его запоздание

    Если у ребенка в положенный срок не наступил комплекс оживления, это повод обратится к невропатологу, т. к. отсутствие комплекса может означать развитие серьезных психических заболеваний. Признаком нарушения психики являются и реакции в виде плача и крика, испуга. Такая реакция характеризует детей с повышенной возбудимостью и нервностью, с легкой дисфункцией мозга, повышенным черепным давлением, церебральным параличом.

    Комплекс оживления тесно связан со слухом и зрением, поэтому дефекты этих рецепторов могут послужить причиной отсутствия комплекса оживления.

    Недоношенный ребенок, или перенесший травму при родах, получивший желтуху или страдающий асфиксией, овладевает комплексом в более поздние сроки или не овладевает вовсе.

    Чтобы оценить уровень психического развития ребенка, можно проследить за его манипуляциями с игрушкой. Он должен следить за ее передвижением, тянуть к ней руки, хватать ее, сопровождая действия эмоциональной реакцией — улыбаться или хмуриться.

    В возрасте 10 недель грудничок должен наблюдать за мамой, улыбаться ей и приветственно болтать ручками и ножками, а также отграничивать звуки, поворачивая голову, сопровождая свои действия гулением.

    Эти показатели являются важным фактором полноценного психического развития. Если ребенок не фокусирует взгляд, не проявляет реакцию на взрослых и предметы, возможно у него есть серьезное заболевание или отклонение в развитии. Не стоит пренебрегать посещением невролога и его советами.

    Какие бы отклонения ни выявил специалист, необходимо самостоятельно стараться вызвать комплекс оживления у грудного ребенка с помощью привлечения внимания, разговоров с ним во время переодевания и купания, кормления и гуляния.

    Заключение

    Комплекс оживления — это основной способ общения маленького ребенка, показывающий уровень его психического развития. Поэтому родителям необходимо знать это и наблюдать за реакциями младенца и в случае отклонений незамедлительно обратиться к врачу.

  • Источники


    1. Этничность и религия в современных конфликтах. — М.: Наука, 2012. — 656 c.

    2. Садовская, В.С. Основы коммуникативной культуры. Психология общения. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Садовская. — М.: Юрайт, 2013. — 506 c.

    3. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.
    4. Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие / В.Г. Крысько. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. — 200 c.
    5. Винокуров, Борис Нагая. История сексуальных катастроф / Борис Винокуров. — Москва: РГГУ, 2012. — 320 c.
    Комплекс оживления у ребенка появляется
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here