Конфликты в школе

Самое важное по теме: "конфликты в школе" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Школьные конфликты

Что лежит в основе наших разногласий? Без ответа на этот вопрос невозможно разрешить ни одну трудную ситуацию

Есть только одно универсальное психологическое правило для решения конфликтов: универсальных правил для разрешения конфликтов нет. Каждый конфликт индивидуален, и потому нужно в первую очередь разобраться в тех основаниях, на которых он строится.
Можно выделить три основные группы внутришкольных конфликтов: конфликты на ценностных основаниях, конфликты на личностно-психологических основаниях и конфликты на ресурсно-средовых основаниях. Каждый из них требует совершенно разных стратегий работы.
При этом следует иметь в виду, что если в школе или в классе сложилась конфликтная ситуация, в ней можно различить все три группы оснований.

2. Ресурсно-средовые
Это когда сама организация образовательного процесса оказывается потенциально конфликтогенна. Очень часто это связано с принципиальным дефицитом каких-то ресурсов. Решение этого типа конфликтов в каком-то смысле является наиболее примитивным, поскольку требует скорее организационно-экономического, а не психологического ресурса. Но в условиях организационно и экономически нищей школы эти конфликты оказываются чрезвычайно болезненны.
Чем больше в школе различного рода дефицитов, тем выше риск ресурсно-средовых конфликтов. Поводом для такого рода конфликтов может стать все что угодно: плохо составленное расписание, хорошие ученики (которые, естественно, всегда в дефиците), учебная нагрузка, те или иные льготы и поощрения…
Зачастую для разрешения такого рода конфликтов достаточно более умелой и продуманной организации образовательной среды. Поэтому важным ресурсом для работы с такими конфликтами являются не столько психологические тренинги, сколько организационно-управленческая учеба. Попросту говоря, задача заключается в том, чтобы строить такие управленческие схемы взаимодействия, которые несли бы в себе минимальный конфликтогенный риск.

3. Личностно-психологические
Это наиболее распространенные и среди педагогов, и среди детей конфликты из серии «не сошлись характерами». Чаще всего связаны с психологической борьбой за лидерство и самоутверждение. Нередко являются проявлением сложных психологических комплексов и проблем, сформированных в детстве. Но зачастую происходят и по причине элементарного отсутствия культуры психологического взаимодействия.
Такого рода конфликты поддаются психологической корректировке. Здесь важны различного рода групповая и индивидуальная терапия, системные психологические тренинги, работа с «индивидуальным профилем» возникающих конфликтов.

Типология школьного конфликта
Существует пять основных групп школьных конфликтов:
– между детьми – как внутривозрастные, так и межвозрастные;
– между детьми и учителями;
– между учителями и родителями;
– конфликты в самом педагогическом коллективе – межучительские;
– конфликты между педагогами и администрацией.
И наконец, конфликты внутри родительского сообщества, межродительские. Это наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты.
Что касается остальных типов внутришкольного конфликта, то все они представляют собой довольно серьезную проблемную зону для школьных педагогов.

В следующем номере мы расскажем о конфликтах в детском коллективе

НА ПОЛЯХ СТАТЬИ

Если раздается звон мечей.

В фокусе общего интереса

Что стоит за желанием ребенка не «подвести» класс

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

Конфликты детей в школе, как помочь ребенку решить конфликт?

О том как наши осознанные действия заставляют других задуматься.

Один пост в соц. сети вдохновил меня написать данную статью, его я размещу внизу, вдруг, кому-то поможет.

Моя дочь пошла в первый класс. И, приходя из школы, она стала жаловаться, что дети на перемене дерутся и ее тоже несколько раз ударили.

— Как тебе это? – спросила я ее.

— Мне не нравится, мне больно и обидно.

— Да понимаю тебя, — я ей посочувствовала и дала несколько советов

В следующий раз она подходит ко мне, и говорит:

— Мама, я придумала что делать, что бы от меня отстали, и не трогали.

— Что делать? — поинтересовалась я.

— Я говорю, после того как меня ударят: И что? И что? И что? Через некоторое время ребятам это надоедает и они уходят.

— И что? – и удивилась я.

— Ну да, и что? Как будто мне не больно.

— Солнышко, тебя бьют, а ты делаешь вид, что тебе не больно? Ты же обесцениваешь себя и свои чувства. Они нарушают твои границы! А ты им отвечаешь: И что? Но ведь, это не ну и что? Ведь больно, обидно. Давай придумывать, как выбраться из этой ситуации.

Первое, что ты должна себе уяснять раз и навсегда:

Тебя ни кто не имеет право бить, и даже просто ударить! Никто и никогда! Но раз это уже произошло, твоя ответственность, сделать так, что бы этого больше не происходило. К нам относятся так, как мы позволяем другим с собой обращаться. И твоя задача сделать так, что бы никто больше тебя не трогал. Конечно, если кто-то тебя очень сильно обидит, или ты испробуешь все варианты, но одноклассник будет продолжать тебя бить, тогда уже выйдет тяжелая артиллерия — я и папа, в этом можешь не сомневаться! Если ты не сможешь о себе позаботиться и решить свою проблему, и в твои 7 лет, ты не обладаешь еще достаточным количеством знаний и возможностей, что бы решить многие свои проблемы. Для этого, есть я и папа, и мы с удовольствием подключимся и поможем! Можешь не сомневаться. (Ребенок должен понимать, что он не один, и что есть старшие, которые помогут ему справиться с ситуацией). Но я очень хочу, чтобы ты научилась решать свои проблемы самостоятельно!

Изменить и повлиять на всех мы не сможем. Есть люди не адекватные, с которыми не возможно решить конфликт, есть люди психически больные, которым нужна даже медикаментозная помощь. Но есть очень много людей, с которыми можно без конфликтов и выяснений отношений общаться и получать кучу положительных эмоций. И даже с ними могут возникать какие-то трения, но они решаемы!

Но заботиться о себе, выбирать людей, с которыми безопасно и комфортно общаться, это наша ответственность и задача!

На следующий день дочь пришла из школы, и рассказывает:

— Сегодня моя соседка меня опять ударила, и я ее спросила: Зачем ты это сделала? У нее был стопор, более удивленного лица, я еще ни разу не видела, она ничего не ответила, но больше она меня не трогала.

Я очень была этому рада! Еще одна маленькая победа.

Мой рассказ не всем может помочь. Есть родители, а соответственно и их дети, которым до осознанного поведения, еще очень долго идти. К моему сожалению, это наша действительность. Я очень рада, что у моей дочери в классе родители и дети, очень адекватные, и каждый идет на контакт. Нам повезло!

Читайте так же:  Мужчина скорпион заинтересован

Один человек поднимает руку на другого, потому что не обладает достаточным количеством инструментов для общения, что бы решать конфликты без рукоприкладства.

Так что давайте учиться общаться друг с другом с позиции Уважения, Любви и Заботы к себе и другим!

Статья, вдохновившая на данный пост:

Мотька в школе подрался, вроде успокоился дома, сел за уроки. Потом пришел: — Мама, у меня стресс, я не могу заниматься.

— Что я могу сделать?

— Не знаю. Что-нибудь. Я с нервами не справляюсь.

— Ну, пойдем на кухню, поговорим.

— Что ты чувствуешь?

— Боль. Страдание. Обиду.

Рассказывает на что. — Понятно. Понимаешь, сын. Есть событие, а есть твое отношение к нему. Событие — это то, что ты мне рассказал. А твое отношение — это твоя обида. Так?

-От чего ты страдаешь, от события или от отношения?

-Нет. Объяснить? Вот я вообще в этом событии не участвовала, я дома была. Но ты мне о нем рассказал, и мне тоже больно, по-другому, чем тебе, но больно. Я от чего страдаю?

-Да. И ты от отношения. Люди всегда страдают не от событий, а от отношения к событиям, это закон природы такой. Согласен?

-Теперь слушай дальше. Отношение от чего зависит — от события или от тебя?

-От тебя. Сейчас докажу. Представь, что прошло десять лет и событие стало далеким и незначительным. У тебя отношение изменится к нему?

-Да, я его забуду.

-Ну, так представь, что прошло десять лет.

-Не могу! Это же сегодня было!

— Тогда так. Страдание — это соль. Душа — это вода. Если у тебя маленькая душа, как чайная ложка воды, а соли целый килограмм, то соль впитает воду и закаменеет. И ты никогда от этого страдания не избавишься. Так?

-А теперь представь, что твоя душа огромная, тридцать кубических километров воды. И туда попал килограмм соли. Что с ней произойдет?

-Правильно. Значит что надо представить?

-Что у меня большая душа.

[2]

-Она и так большая. Как океан. И туда попала чайная ложка соли. Да тьфу ведь?

Слушайте, я первый раз увидела вживую, как светлеет у человека лицо. Встал и пошел молча делать уроки.

Что-то правда могу.

Данный вариант решения, который предложила Нина своему сыну, очень хорош, когда ты больше точно не увидишься со своим обидчиком. Да есть действие, и есть наше отношение к нему, это действительно так. Данное решение помогает успокоиться. Но завтра в школе он опять может подраться. Т.е. вроде он успокоился и сделал уроки, но проблему он не решил. А проблема в его отношениях с одноклассниками. Тогда нужно искать пути решения конфликта. Моего ребенка бьют, и моя задача как родителя научить моего ребенка решать конфликтные вопросы. А не убегать от решения в медитации, в будущее! Возможно, у Мотьки даже пройдет конфликт с этим мальчиком, после его осознания, что его душа подобна океану, и кто бы не плюнул в этот океан, все равно не будет этого заметно.

Ну, а если этот Мотька придёт в школу, и опять подерется, пусть не завтра, но в скором времени. Что тогда ему делать? Учиться решать конфликтные ситуации. И моя задача как родителя, дать максимальное количество инструментов своему ребенку для решения конфликтных ситуаций.

Если статья заинтересовала, но появилось больше вопросов, чем ответов, пишите, комментируйте. К сожалению, в нашей стране очень часто встречается тема насилия. Дети дерутся в школе, на улице, дома. Муж бьёт жену. Или воспитание детей происходит при помощи ремня. Если у вас есть данная проблема, и вы полны желания и решимости изменить ее. Пишите, если соберётся достаточно желающих, возможно, организую вебинар или живую встречу, на которых мы будем учиться жить без насилия!

Межличностный конфликт в школе: учитель против учителя

Причины конфликтов

  1. Ресурсные. Неравномерное распределение тарифного фонда, избыток или недостаток учебной нагрузки, распределение кабинетов и ТСО.
  2. Личностно-психологические. Личная антипатия и нетактичное поведение, ошибочная интерпретация мотивов поступков. Недостаточно высокая оценка деятельности в коллективе. Несправедливые обвинения коллег. Взаимное соперничество молодых и опытных учителей. Конкуренция предметников. Чрезмерная самореклама.
  3. Ценностные. Различия в мировоззрениях, целях и задачах образования. Несогласие по использованию методик и игнорирование педагогических принципов коллег.

Примеры конфликтов и их разрешение

Рассмотрим две наиболее часто встречающиеся в учительских коллективах модели конфликтных ситуаций.

Пример 1.
Различия в ценностях

Классный руководитель 10 класса с гуманитарной направленностью главной задачей школы считал развитие личности и творческих способностей ребёнка, а также его стремления к самореализации и самовыражению. В его педагогической практике превалировали демократичные принципы взаимоотношений с учениками.
А учитель физики, приверженец строгих методов обучения и воспитания, постоянно обвинял коллегу в распущенном поведении, результатом которого, по его мнению, стали низкие оценки по физике во всём классе.

Классный руководитель ответил на недружелюбную реплику коллеги, сказав, что низкая успеваемость его класса — результат сухой неинтересной подачи материала и авторитарности учителя физики. По его мнению, именно эти факторы мешают детям усваивать предмет.

Взаимоотношения учителей наладил осознанный конструктивный диалог. Договориться помогли следующие приемы:

  • Эхотехника: собеседник передает мысли и чувства партнера: «Если я вас правильно понял. », «Другими словами. ».
  • Развитие идеи: «Если исходить из того, что вы сказали, то. », «Вы так думаете, поскольку. ».
  • Слова-соломинки: «Мне кажется. », «Видимо. ».

В результате педагог по физике стал использовать творческие приемы изучения материала, связанные, в том числе, с расширением рамок мышления.
А классный руководитель, в свою очередь, пошел на уступки в вопросах дисциплины, а также начал проводить внеклассные мероприятия, мотивирующие учеников познавать точные науки.

Пример 2.
Личностно-психологическая причина, связанная с борьбой за лидерство и самоутверждением

В школе трудились два историка. Опытный педагог с двадцатилетним стажем и молодой специалист. Первые два года работы старшая коллега постоянно подчеркивала свое превосходство и значимость, даже унижала новичка, ссылаясь на его профессиональные качества.

Молодой педагог с самого начала работы внедряла новые передовые методики обучения, и ее авторитет со временем вырос. «Соперница» приняла достойную роль коллеги в штыки. Доходило даже до анонимок в районо. «Жертва» оказалась на грани эмоционального срыва. Справиться с «агрессором» и ситуацией ей помогли советы психолога.

  1. При конфликтном разговоре мысленно настройтесь на собеседника. Глядя в глаза, следите за изменением лица, позы, положения рук. Постарайтесь почувствовать, ощутить себя в этом состоянии и этой роли.
  2. Слушая и изучая собеседника, не перебивайте его, дайте выговориться. Позже, сняв заряд напряжения, «агрессор» будет готов перейти к более конструктивному диалогу.
  3. Очень искренне, прямо, но корректно, не затрагивая личность, говорите «противнику» о впечатлении и воздействии, производимом его словами и действиями.
  4. Сочувствуйте эмоциональному состоянию «агрессора»: «Мне кажется, вам тяжело постоянно себя накручивать».
  5. Показывайте собеседнику свое уважение и как к личности, и как к авторитетному высококлассному учителю.
  6. При любой возможности старайтесь предложить выход из сложившейся ситуации.
  7. Постоянно подчеркивайте общую цель — обучение детей, требующее применения инновационных методов.
Читайте так же:  Кризис 6 7 лет

В результате молодой педагог не только обезвредила «противницу», но и сделала союзницей в освоении новых учебных программ.

Антиконфликтное упражнение «Умение слушать»

Для предупреждения межличностных конфликтов в педагогических коллективах применяются специальные антиконфликтные упражнения. Хочу предложить наиболее эффективное групповое упражнение «Умение слушать». Его цель — научиться безоценочно слушать собеседника и развивать эмпатию.

  1. Разбейтесь на пары и распределите роли. Один — «говорящий», другой — «слушающий».
  2. 5 минут «говорящий» рассказывает о своих трудностях в общении. «Слушающий» концентрируется на собеседнике, на его словах, мимике, жестах. Периодически спрашивает, правильно ли он понял слова. Не оценивает, не дает советы.
  3. В течение 1 минуты «говорящий» сообщает «слушающему», что в его поведении помогло ему говорить открыто, а что затрудняло монолог.
  4. «Говорящий» 5 минут рассказывает о своих сильных качествах в общении.
  5. «Слушающий» в течение 5 минут повторяет «говорящему», что он понял из его двух рассказов о себе.
  6. «Говорящий» в это время молчит и кивком головы выражает согласие или несогласие. Если он не согласен, то «слушающий» должен исправлять монолог до тех пор, пока не получит подтверждение своим словам.
  7. Партнеры меняются ролями и работают по той же схеме.

Периодическое выполнение этой техники нейтрализует различные конфликтные качества у педагогов (оценивание, навязывание своего опыта) и создает добрую и комфортную атмосферу в школьном коллективе.

Если у подростка конфликты в школе…

Если ваш сын или дочь в раннем подростковом возрасте ( 11 -12лет) получает много замечаний и жалоб по поведению в школе, вступает в конфликты с одноклассниками, много балуется, дерется, часто ведет себя «вызывающе» ….То , полезно узнать следующее:

Потребность в расширении круга общения, в этом возрасте, является естественной.

Желание быть в частых контактах со сверстниками достигается подростком через такие способы как: речевое агрессивное поведение или контакты через физическую агрессию.

Подросток защищается от негативных ощущений и чувств смехом, шутками и пренебрежительным отношением к себе. Так как главное для него контакт со сверстником, то «любой способ устраивает».

На внутреннем плане личностного развития подростка ситуация выглядит более печальной, так как негативные переживания влияют на восприятие окружающей среды как агрессивной и также снижают самооценку. Получается, что единственный способ взаимодействия в другими это агрессия и обесценивание себя.

Обратите внимание на то, что и как вы сами говорите о сыне (дочери) в его присутствии другим людям ( близким, знакомым, учителям) или ему (ей) самому (-ой).

Если в вашей речи есть фразы типа:»Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча. » «Опять ты говоришь глупости!», то таким образом вы приклеиваете ярлыки, убеждаете ребенка, что он(она) именно такой: неуверенный, неусидчивый, глупый. Тогда ребенок, сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему (вами) роли.

Таким образом, вы прогнозируете его будущее, исходя из своей оценки, и, общаясь с ребенком, начинаете загонять его в рамки вашего негативного прогноза.

Здесь полезно и важно сместить ваше родительское внимание на ситуации, когда подросток, сделал или делает что-то уместное, у него получилось выполнить задание или он весь день в школе вел себя хорошо, или он позаботился о младшем брате, или он на прогулке со сверстниками провел время без драк и обзываний. Именно эти маленькие достижения должны стать моментами вашего большого положительного внимания к нему.

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно, замечая, эти моменты вы должны очень хвалить его и, при этом, четко формулировать: за что именно вы хвалите. Например, фразы могут быть в таком варианте: «У тебя сегодня получилось мирно провести переменки в школе. Мы тобой гордимся! Ты умеешь отдохнуть и размяться, побегать на переменке и одновременно без драк общаться и играть с одноклассниками. У тебя получилось! Ты молодец! Мы верим, ты сумеешь и дальше также хорошо себя вести!» По эмоциональной насыщенности ваши слова должны звучать как праздничное радостное поздравление, искреннее и честное.

2. В ситуациях, когда подростку удалось и успешное поведение, и одновременно есть замечания со стороны учителя, или вы сами выяснили какие-то моменты и это вас волнует, то можно поговорить с ним после того, как вы похвалили его и дали ему возможность откликнуться на вашу похвалу. Ребенок, скорее всего, захочет что-то сказать на ваши слова одобрения, потому важно отказаться от смешивания в один момент и похвалу и порицания.

После того, как положительный контакт с ребенком сохранен или поддержан вами, можете продолжать обсуждать с ним возможные способы поведения. Например, сказать ему, что «если он хочет поиграть, тогда полезно сказать об этом сначала тому, с кем он хочет поиграть и спросить согласие другого». Можно обсудить правила игры и договориться, что драться или толкаться в игре нельзя. А если правила будут нарушены, тогда игра закончится. Или если кто-то кого-то нечаянно ударит, то попросит простить за это, и т.д.

Обращайтесь в своих диалогах, обсуждениях и переговорах к сыну (дочери), интересуйтесь его мнением, наблюдайте его реакцию, хвалите, если замечаете, как он сам начинает придумывать реально уместные или успешные способы взаимодействия. Хвалите ребенка и за сам факт его согласия говорить на такие темы.

Но, помните, так как ребенку, все же, пока, важнее сам факт вашего внимания, само событие, то, он может подстраиваться (бессознательно) под вас, угождать, или стараться угадать ваши ожидания.

Наберитесь терпения, вместе вы сможете наладить новый контакт между собой и помочь ему наладить отношения с самим собой и сверстниками.

Объясняйте столько раз, сколько этого будет требовать ситуация про обзывания со стороны других или про агрессию. Говорите, спокойно и убедительно, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними — пусть поставит себя на их место.

Если вы разговариваете с ребенком о факте обзывания его другими, то упомяните, что «иногда бывает так, что тот, кто обзывается -делает себе плохо, потому как плохие слова «вылетают из его рта», и его плохая неприятная речь обижает и его самого, добавляет ему нехороших качеств, и также он обижает других, а значит он сам ведет себя плохо». Чтобы такое зло дальше не распространялось полезно сказать обидчику (примерно следующее): «я отказываюсь с тобой играть сейчас, потому что ты обзываешься и мне обидно. Так говорить плохо. Я сейчас не буду с тобой говорить». При этом полезно подсказать сыну (дочери) уходить от такого ребенка в коридор или в класс, чтобы сменить обстановку и найти более приятное общение или занятие.

Читайте так же:  Типов темперамента в классификации гиппократа

Все сказанное отнюдь не означает, что подростка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать понять, что вы критикуете конкретный поступок, а ваше отношение к нему не меняется. Можно сказать: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (обижаться) на тебя!»

Очень важно сократить количество времени за агрессивными играми и телепередачами с трагическим, детективным, катастрофическим содержанием. Снизить время просмотра телевизора в вечерний период. Давать поручения связанные со спокойным темпом работы во второй половине дня или за 2-3 часа до приготовления ко сну.

Перед сном снизить количество поучительных бесед или порицаний. Когда сын(дочь) уже в кровати- навестить его, подержать за руку, погладить по голове, поцеловать. Может быть, чуть поговорить мягким, ласковым, спокойным голосом, пошептаться, т.е. создать ситуацию легкости, эмоционального уюта, защищенности. Можно сказать, что как только ребенок заснет все плохое останется в прошлом, и утром наступит новый приятный день. Налаживайте эмоциональный контакт с ребенком, говорите, что любите его.

Не надо пытаться полностью оградить подростка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Подросток должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить вас- родителей, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что вы не отмахнетесь от него, а поможете и поддержите в трудную минуту.

Займитесь, родители, и своим собственным состоянием и самочувствием. Только ваше спокойствие, уверенность в себе, отсутствие ожиданий, от ребенка, моментальных сверхдостижений, понимающее отношение к его успехам и неудачам, — гарантия развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Обратиться за индивидуальной консультацией:

Практикующий психолог Догадова Анна Валериевна +79146739107

Школьные конфликты

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Читайте так же:  Хочу чтоб меня полюбил

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми. Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему. Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Конфликты между учителями

Особенности конфликтов между учителями.

Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в меньшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьных коллективах. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

[3]

Мы рассмотрим не только конфликты с участием рядовых учителей, но и учителей с директором или завучем школы, т.е. конфликты «по вертикали». Это два разных вида конфликтов, хотя происходят в одном и том же педагогическом коллективе и часто связаны между собой, поэтому могут подвергаться сравнительному анализу.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей обусловлены разными факторами.

Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимозависимость гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, это заметно отражается на качестве уроков учителя физики. Если классный руководитель не уделяет должного внимания дисциплине учеников, это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе.

Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «вымывания» мужчин из этого важнейшего, государствообразующего вида деятельности. По данным на 2001 г., среди учителей общеобразовательной школы женщин было 82%. Среди директоров общеобразовательных школ женщины составляют 59%.

В условиях подавляющего доминирования женщин в педагогических коллективах школ на возникновение, развитие и завершение конфликтов между учителями заметное влияние оказывают особенности женской психологии. Известно, что женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Они более чувствительны к переменам со стороны коллег, острее реагируют на просчеты и ошибки окружающих. Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще носят личностный характер, в то время как мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.

Читайте так же:  Поверь в добро

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни на селе, существующая социально-экономическая ситуация. Следует сказать, что этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако, учителя в гораздо большей степени, чем ученики, подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений опекой родителей. Кроме того, в силу особенностей детской психики, они обычно в радужном цвете видят будущее, быстро забывают прошлые обиды, легче переносят трудности. У педагогов же нестабильная обстановка на селе, непрерывные, часто необоснованные и непонятные ре-формы, вал трудно разрешимых проблем вызывают продолжительный и устойчивый стресс. Оценка устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помощью специального теста, показала, что ни один из них не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая — у 87% (А.С. Гусева и др.). Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обычные противоречия интересов между коллегами, что зачастую чревато конфликтами.

Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликтов.

Приведем некоторые примеры.

Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта естественно влияет на характер возникновения, развития и завершения противостояния педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлена в табл. 2.

Анализ данных, представленных в таблице, позволяет сделать определенные выводы.

Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в конфликты с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов, к тому же имеет навыки неконфликтного разрешения проблем как с учителями, так и с завучем, директором.

Причины конфликта
Стаж работы До З лет до 10 лет до 20
лет до 30 лет более 30 лет Недостаточная учебная нагрузка 54 49 43 41 32 Излишняя учебная нагрузка 58 50 35 40 29 Неудобное расписание уроков 69 63 60 50 49 Значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников 65 62 52 55 41 Личные 57 52 40 45 31 Распределение жилья 53 42 34 33 25 Распределение путевок в дома отдыха, санатории 53 43 35 36 28 Преподавание предметов, не являющихся специальностью 50 41 30 32 24

Во-вторых, чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой, или на почве личной неприязни.

[1]

В-третьих, особенно важно, как часто происходят конфликты между педагогами, — это зависит от профессиональных и индивидуальных качеств учителя. Так, конфликты из-за расписания уроков сокращаются по мере увеличения педагогического стажа — от 3-х до 30 лет в 1,4 раза. А конфликты из-за увеличения учебной нагрузки происходят реже в 2 раза.
Устранение этих причин во многом зависит от директора и завуча школы.

Характер и особенности конфликтов у педагогов обусловлены тем, с кем из окружающих сталкиваются интересы или возникают противоречия. Выявлены следующие мнения педагогов 1 о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте:

  1. администрация — учитель — 35,5%;
  2. администрация — обслуживающий персонал — 7,5%;
  3. конфликт между учителями-предметниками — 15%;
  4. молодые учителя — учителя со стажем — 7,5%;
  5. учитель — ученик — 24,8%;
  6. учитель — родитель — 14,3% .

Результаты исследования показывают, что, по мнению педагогов чаще все конфликты у них случаются с администрацией школы. Эти данные подтверждают результаты, полученные автором при изучении более 1000 конфликтов во взаимоотношениях госслужащих. Столкновения «по вертикали», т. е. конфликты между начальниками и подчиненными, обычно составляют около 78% от общего количества конфликтов в коллективе. Чаще всего интересы учителей сталкиваются с интересами директора и завуча. Это естественно. Ведь именно с директором и завучем учитель обычно решает важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

Отвечая на вопрос: «Что главное в вашей работе?» педагогов многие из 586 выделили и отношения с окружающими

  • материальное обеспечение — 54%;
  • свобода, независимость в профессиональной деятельности — 36%;
  • уважение окружающих — 31,5%;
  • большой отпуск — 19,5%;
  • хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, родителями — 65,3%;
  • возможность саморазвития, самореализации — 22,5%.

Эти данные показывают, что педагоги почти в 2 раза чаще называют главными хорошие отношения с окружающими и уважение с их стороны (в сумме 96,8%), чем материальное обеспечение (54%). И это не удивительно: здоровый социально-психологический климат в школьном коллективе для педагога не менее важен, чем хорошая зарплата. Учителя отрицательно относятся к конфликтам, по возможности стремятся обходиться без них, оценивают Конфликт как деструктивное явление в жизни школы. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты чаще мешают делу, чем помогают. Ярко выраженное негативное отношение к конфликтам, однако, не является препятствием к межличностным столкновениям между учителями.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности конфликтов в коллективах школ обусловлены причинами, их вызвавшими. Без знания причин трудно понять механизмы развития и завершения конфликтов, а самое главное — заниматься их профилактикой. Ведь профилактика — это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, их порождающими.

Источники


  1. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2007. — 738 c.

  2. Хорсанд, Диана 20 самых глупых ошибок, которые совершают семейные пары / Диана Хорсанд. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 224 c.

  3. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
  4. Кашук, Лариса Язык любви: Любовная открытка XX века / Лариса Кашук. — М.: СЛОВО/SLOVO, 2009. — 224 c.
  5. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
Конфликты в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here