Критическое мышление и креативность

Самое важное по теме: "критическое мышление и креативность" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Креативность мышления как явление

Созидание всего нового представляет собой творческий (креативный) процесс. Креативность обычно связывают с такими категориями как способность к творческой деятельности, умение нестандартно подходить к решению сложных проблем. Иногда к креативности относят способность человека создавать условия для проявления закона синергии в процессе решения задач. Например, истинные предприниматели умеют так соединить основные факторы производства (в классическом понимании это — труд, земля, капитал), что производительность труда повышается, неустановленное оборудование начинает работать в три смены и организация, убыточная при прежнем руководителе, становится прибыльной.

Выделяют пять слагаемых креативности: обработка информации; созревание идей; озарение; объединение идей в системное решение и сопровождение решения комментариями. Таким образом, креативность — это мыслительный процесс, помогающий нам генерировать идеи.

Существуют различные уровни реальной действительности, которые по-своему влияют на креативность:

  • ? «процессы в окружающей среде, которые влияют на то, «где» и «когда» может проявиться креативность;
  • ? «что» в креативности проявляет себя в окружении через поведенческие процессы;
  • ? поведенческие проявления и реакции основаны на том, «как» человек думает — на его внутренних картах, стратегиях и психических особенностях;
  • ? креативное мышление подвержено влиянию и воздействию процессов, связанных с убеждениями и ценностями, которые определяют для начала, «почему» человек проявляет себя креативно;
  • ? самореферентные процессы, связанные с восприятием того, «кем» является человек в соотношении с его собственной идентификацией и ролью, определяют то, какие типы убеждений и ценностей будут отобраны и воплощены» [1] .

Первопричиной и основой творческого мышления является работа нашего мозга [2] , уникальность которого заключается в том, что он развивается только в процессе своей эксплуатации.

Специалисты в области интеллекта человека считают, что для обеспечения творческого процесса необходимо сочетание конвергентного (логического, последовательного, линейного) и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) мышления (см. рис. 1).

Рис. 1. Компоненты творческого мышления

Результат такого сочетания характеристик мышления проявляется в беглости и гибкости ума, а также в оригинальности, сочетающейся с точностью суждений.

Точность проявляется как способность придавать завершенный вид продуктам мышления. Под беглостью ума здесь понимается способность генерировать максимально большое количество идей, а гибкость представляется как способность к порождению широкого многообразия таких идей. Нестандартные решения в таких случаях, как правило, оригинальны.

Примером может служить решение Д. Хоуп о создании компании «Lunar Embassy» по продаже земельных участков на Луне, а также на Марсе, Венере, Сатурне, Плутоне по 30 долларов за один акр [3] (минимальный размер продаваемой поверхности). Причем в цену входит не только поверхность, но и все минералы и полезные ископаемые [4] .

Другой подход рассматривает креативность как проявление сочетания деятельности левого и правого полушарий мозга человека. Левое полушарие представляет собой основную базу данных, в которой в большей степени хранится информация об опыте человека и происходят процессы, внешне проявляющиеся как дедуктивные характеристики мышления. Правое полушарие,

отвечающее за эмоциональную, образную и оперативную деятельность человеческого мозга, характеризует его деятельность с позиций индуктивных процессов мышления.

Сочетание характеристик представлено в табл. 1, из которой следует, что дедуктивное мышление направлено на реализацию наиболее вероятного направления решения проблемы, в то время как индуктивное мышление стремится решить проблему нелогичными методами, ориентируясь на фантастические возможности. Так, то, что казалось фантастикой в начале XX века (например, полет человека на аппарате тяжелее воздуха), во второй его половине стало не только реальностью, но и обыденным делом благодаря активности человеческого мозга.

Сочетание мышления двух полушарий

Все допустимо и разрешено

Практические аспекты дела

[1]

Суть дела — в контексте

Функциональность — будет ли это работать?

Комбинация новых элементов

«Минусы» рискованных действий

Изучение картин, звуков и движений

Эмоциональное и интуитивное

Вспомни, что «сработало» в прошлом?

В будущем возможно любое развитие событий

Но индуктивное мышление не тождественно креативному, поскольку в нем, как отмечают специалисты, не заключена сущность последнего. Оно лишь использует приемы и техники, с помощью которых можно создать новую идею, а креативность — генерирует и реализует идеи, опирающиеся на такое свойство систем как эмерджентность. Последнее становится возможным при сочетании дедуктивного и индуктивного способов мышления. Например, в 40-е годы XX столетия у человечества уже был опыт приема и передачи информации с помощью радиоволн и опыт передачи информации с помощью проводной связи (с помощью телефона). Но в 60-е годы сочетание этих двух подсистем с образной и эмоциональной составляющей вербальной деятельности человека позволило создать нечто новое: радиотелефон.

В принятии решений важны не только творческие параметры мышления, но и характеристики аналитического, критического толка.

Если ключевой признак творческого мышления — это способность человека создавать новые сочетания идей, направленных на решение актуальных проблем, то в основе критического мышления лежит рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на осознание того, какие действия следует предпринять для такого решения проблем, которое не будет сопровождаться осложнениями и возникновением новых проблем.

Общими мыслительными процессами для всех видов творчества являются комбинирование и построение аналогий наряду с такими приемами как выявление новых связей и перенос функции одного объекта на другой. Психологами установлено, что раскрепощенное воображение [5] управляет порождением бесчисленных более или менее случайных ассоциаций и возникновением эвристик.

Как отмечает Андреева Галина Михайловна (доктор экономических наук, профессор кафедры социальной психологии МГУ), в многочисленных экспериментах [6] установлены наиболее типичные условия применения эвристик:

  • 1) дефицит времени для обдумывания ситуации;
  • 2) перегруженность информацией, затрудняющая возможность ее обработки;
  • 3) относительно невысокая значимость воспринимаемого объекта, делающая достаточно безразличным точное знание о нем;
  • 4) просто недостаточность информации для осмысленного вывода;
  • 5) непроизвольность быстрого решения.

Совершенствование личности

Как стать успешным и счастливым, всесторонне развивая свою личность.

Основы креативного мышления

Понятие креативного мышления

Спросите любого психолога, что такое креативное мышление — вряд ли он вам даст точный и исчерпывающий ответ. Надо заметить, что универсальное определение этого понятия, которое всем будет понятно, ещё не создали. Попробуем и мы внести свою лепту и сформулируем, что же мы будем называть креативным мышлением.

Итак, креативным мышлением называют человеческую способность с помощью нестандартных способов и методов находить решения задач, которые ставятся перед ним, а также вырабатывать новые способы для достижения поставленных целей.

Читайте так же:  Прошли партнерские роды

Как мыслить креативно?

Итак, с определением разобрались. Выясним, что следует знать и иметь человеку для того, чтобы развивать это самое креативное мышление.

Креативность по своей сути — это отсутствие традиционности, это необычность и новшество. Поэтому для этого нужно мыслить смело, не тормозя мышление стереотипами. А чтобы стереотипы, предрассудки и прочая ерунда не мешала, нам следует выйти на другой уровень мышления — независимый.

  1. Не принимайте ничего на веру.
  2. Авторитеты и кумиры не должны быть для вас неким подобием Бога, источником истины. Насколько умным и замечательным не был бы человек, он может и ошибаться. Нередко те, которые сами себя считают «авторитетами», начинают попросту излагать чушь и вводить своих кумиров в заблуждение. Не попадайтесь на такую удочку!
  3. Не бойтесь быть «белой вороной». То есть, не таким как все. Мысли в духе «как я выгляжу со стороны, похож ли я на других» не должны даже возникать в идеале. Мы все, как известно, индивидуальны и уникальны, а значит, нужно сравнивать себя только лишь с самим собой.

Следование перечисленным советам поможет видеть окружающие вещи более близкими к реальности. Это откроет путь к нестандартному мышлению и как следствие — ярким мыслям, нестандартным открытиям.

Этапы развития креативного мышления

По мере развития человека его мышление развивается поэтапно. Не факт, что каждый человек обязательно проходит все этапы. Большинство вообще добираются только до второго этапа. Остальные ступени — признак сильной личности, такие люди нередко являются приверженцами саморазвития.

  1. Мышление вообще — появляется ещё в детстве.
  2. Мышление критическое — формируется в подростковом возрасте. Это способность делать выводы, опираясь на свой прошлый опыт.
  3. Мышление независимое — это умение мыслить более верно, заключаемые выводы не зависят от стереотипов. На этот этап приходят не все люди, ибо он даёт настоящую свободу мышления.
  4. Мышление креативное — это наивысший этап. Он основывается на той самой свободе, которую даёт независимое мышление.

Нередко критическое и креативное мышление противопоставляют друг другу. Это логично, и в чём-то верно. Но контрастных противоречий тут нет. В человеке вообще не могут уживаться вместе сильные противоречия. На самом деле критическое мышление является основой для креативности. Критичное мышление способно тренировать подсознание и очищать его от навязанных мнений и установок. А «чистое» подсознание формирует нестандартные мысли.

Главное, не перегибать палку и не ставить критичное мышление «во главе угла», ибо в таком случае креативность будет подавляться. Главное в этом — освоить умение переключаться с критического на креативный тип мышления, и наоборот. Для этого можно провести два «мозговых штурма» — сначала с целью возникновения новых идей, затем проанализировать и при необходимости вычеркнуть часть идей.

Виды мышления: критическое, творческое, эвристическое.

В работе с детьми школьного возраста сталкиваюсь с запросом о сложности формировать сочинения (язык/литература). Часто помогаю им минутой репетиторства. Объединив все свои навыки и умения, опираясь на три образования (техническое, экономическое, психологическое), стараюсь подсказать им творческий, эвристический подход к написанию текстов, тем самым вспоминаю термины «межпредметные связи», «интегративный подход», «авторское новообразование», «креативная педагогика». Но в данной статье речь пойдет пока только о видах мышления. Расскажите детям о их отличии. Уверенна, многим понравится.

Особенности мышления учащегося напрямую влияют на формирование процесса развития человеческой индивидуальности. Логическое (аналитическое) мышление, как правило, связано со следующими мыслительными операциями: анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, аналогия. Но XXI век, с его последними достижениями в науке, технике, производстве, требует от человека способов мышления, ведущих к появлению чего-либо сверхнового в той или иной области. А значит, необходимо формировать у школьников более эффективные, чем логическое, виды мышления. В этой связи особое внимание уделяется критическому, творческому и эвристическому мышлению. Каково же соотношение разных видов мышления и их влияние на развитие индивидуальности подрастающего человека?

Критическим называют мышление, обладающее самостоятельностью, аргументированностью, способностью каждый новый факт подвергать критическому обдумыванию. “В английском языке понятие “критическое мышление” означает умение размышлять над тем, каким образом человек получает знания…” *

* Загашев И.О., Заир — Бек С.И. , Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб: “Альянс “Дельта” совм. с издательством “Речь”, 2003.

Критическое мышление позволяет уже усвоенные идеи и факты проверить, оценить, применить. Умение мыслить критически опирается на присущее человеку любопытство, на исследовательскую активность познающего. Преимущество критического мышления перед шаблонным, опирающимся на запоминание, понимание и воспроизведение фактов и предметов, заключается в том, что оно учит формулировать и отстаивать собственные взгляды, идеи, “благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным”. *

* Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. – М.: ЦГЛ, 2005.

“Творческое мышление характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию, касающимися целей, мотивов, оценок и смыслов самой деятельности. Такое мышление отличается способностью переноса знаний и умений в новую ситуацию, видением новой проблемы как в знакомой, так и нестандартной ситуации, способностью определять новую функцию объекта”. Творчество – это поиск, открывающий человеку еще не известное, способствующий расширению границ познания. Продукт творчества обязательно оригинален, индивидуален. Важен и тот факт, что элементы творчества можно встретить в любой человеческой деятельности, в том числе и при изучении разных образовательных дисциплин.*

* Казанцева В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. наук: 13.00.01 .Улан –Удэ, 2004.

Прилагательное эвристический произведено от слова эвристика (от эврика – “нашел, открыл”) – наука о процессах и методах открытия нового. Цель эвристики – исследовать методы и правила, ведущие к открытиям и изобретениям [американский исследователь Д. Пойа]. Эвристическое рассуждение не является окончательным, а рассматривается как предварительное, цель которого – найти решение для конкретной задачи.

Получается, что эвристическое мышление дает человеку возможность направить свою поисковую деятельность на оптимальное решение проблемы, на получение нового знания.

По мнению некоторых ученых, эвристическое мышление является вспомогательным и занимает промежуточное место среди алгоритмического и творческого мышления. Это связано с разными взглядами на понимание эвристики.

Понятие “эвристика” обозначало в Древней Греции метод словесного обучения, использованный Сократом (469 -399 гг. до н.э.) (вспомним “сократовские беседы”). Обучаемый должен был найти истинный вывод, отвечая на наводящие вопросы педагога, который вел беседу по оптимальному пути к новому знанию. Сократ полагал, что каждый человек уникален, а значит, его индивидуальность, в том числе и индивидуальные особенности мышления, заслуживают внимания и уважения. В то время деятельность Сократа трактовалась как творческая, термин “эвристика” еще не применялся, хотя и возникла необходимость в возникновении понятия, не связанного с “овеществленным” творчеством.

Читайте так же:  Правила педагогического общения

Древнегреческий математик Папп Александрийский в III веке н.э. подробно изучил труды античных мыслителей, в том числе математиков, и выделил логические методы и другие, с помощью которых находилось решение задачи. Последние он объединил и дал им условное название “Эвристика”. В трактате с названием “Сокровищница анализа” (или “Искусство решать задачи”) Папп Александрийский предлагал разные пути решения задачи, в том числе нелогические.

Всем известное восклицание Архимеда (287 – 212 гг. до н.э.) “Эврика!” было сказано во время открытия самого способа решения, а именно открытия закона гидростатики. В этом одном слове воедино сплелись и творческое озарение, и интуиция ученого, и сам исследовательский поиск. Эврика с греческого heureka в переводе значит “нашел”.

С тех пор разные ученые, философы, психологи так или иначе обращались к термину эвристика ик использованию эвристического поиска.

Д. Пойа в книге “Как решать задачу” охарактеризовал эвристику как специальную отрасль знания, относимую то к логике, то к философии, то к психологии, рассматривающую пути творческого поиска. Среди исследователей, работавших в области эвристики, Пойа называет Декарта, Лейбница, Больцано.

Нужно отметить, что необходимость в эвристике возникала тогда, когда ученые и мыслители пытались объяснить феномен творчества (процесса создания качественно нового, оригинального продукта человеческой деятельности) или пытались раскрыть процессы самосовершенствования человека, формирования его индивидуальности.

Психолог В.Н. Пушкин рассматривает эвристику как отрасль знания, “изучающую формирование новых действий в необычной ситуации”.

В.Н. Соколов под эвристикой понимает науку, “изучающую закономерности построения новых действий в новых ситуациях, т.е. организацию продуктивных процессов мышления…”.* По мнению Ю.Н. Кулюткина, часто существуют ситуации, когда конкретные правила решения еще неизвестны, когда появляется совершенно специфичная проблема – найти конкретный способ решения, “построить нужную систему операций в виде того или иного плана решения”. Тогда используются “эвристики — это, так сказать, метаспособы, с помощью которых отыскиваются конкретно-содержательные способы решения”**. В.Н. Введенский под эвристикой понимает организацию творческого мышления***. В.Ю. Казанцева смотрит на эвристику как на науку, изучающую методы решения новых, ранее никем не решенных проблем (науку, изучающую методы открытий).****

* Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности: Уч. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.

** Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970.

*** Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности в процессе обучения: Дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 1999.

**** Казанцева В.Ю. Решение учебных задач как фактор развития эвристического мышления учащихся: Дис. …канд пед. нгаук: 13.00.01 .Улан –Удэ, 2004.

[3]

Термин “эвристика” до сих пор по-разному трактуется в современной научной литературе. В Педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада (2002 г.) нет определения эвристики. Отсутствие устоявшегося понятия, разные взгляды на определение эвристики подводят нас к выводу: как самостоятельная научная теория эвристика развивается, ее понятийный и методологический аппарат формируется.

Сопоставив и обобщив разные взгляды, мы определяем эвристику как науку о нахождении и использовании продуктивных средств открытия нового. Эти средства будут способствовать эффективному построению для субъекта своих действий в решении новой проблемы или ситуации. Даже если сразу не будет успешного решения поставленной задачи, главное – эффективная организация эвристической деятельности, когда человек учится, используя свои индивидуальные особенности, эвристически мыслить.

Эвристический поиск — присущее человеку “динамическое продвижение” в решении новых задач (умственных, практических и т.п.). Результат этого поиска может быть достигнут сразу или со временем, это будут гипотезы, догадки, предположения, новые идеи и факты. При этом акцент делается не на конкретном конечном продукте (объекте, идеи и т.д.), а на процессе получения результата. Сформированные эвристические качества мышления, по мнению В.Н.Соколова, составляют творческий потенциал человека и проявляются в умении осуществлять в дальнейшем эвристическую деятельность. По нашему мнению, эвристические качества мышления напрямую отражают особенности индивидуальности человека. В.Н. Соколов настаивает на целенаправленном применении именно в педагогической практике эвристических средств. На наш взгляд, это верно, так как приобретенные человеком эвристические качества мышления непосредственно влияют на становление и саморазвитие человеческой индивидуальности, раскрытие творческих задатков, которые невозможно развить только традиционным путем обучения, качественным накоплением определенного объема информации по разным наукам.

Таким образом, эвристическое мышление — это мышление, направленное на выбор определенных продуктивных средств и приемов, с помощью которых решается ранее неизвестная субъекту проблема. В процессе обдумывания любой эвристической задачи или ситуации человек сам находит способ действия, сам подбирает ключи к ответу. При этом каждый с учетом собственных способностей, склонностей и интересов, накопленного багажа знаний и опыта находит свой, неповторимый путь решения проблемы, тем самым развивая эвристический способ мышления и “оттачивая” свою индивидуальность. В результате – многообразие идей, воплощенных в разных видах творчества. Поэтому эвристическое мышление школьников следует формировать, так как оно является неотъемлемой составляющей характеристики индивидуальности человека.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приёмов состоит из пяти последовательных шагов:

Первый шаг: постановка творческой задачи.

Второй шаг: выбор подходящих приёмов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа и противоречий его развития. Прототипом называют наиболее близкий по смыслу и по достигаемому эффекту аналог предполагаемого изобретения.

На третьем шаге происходит преобразование прототипа с помощью выбранных приёмов и формирование нескольких новых решений.

Четвёртый шаг представляет собой анализ новых решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

И наконец, пятый шаг. На этом шаге выполняют действия со второго по четвёртый шаг, при этом выбирая другие прототипы.

В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической деятельности:

открытие, то есть установление ранее неизвестных объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира с обязательным экспериментальным подтверждением.

изобретение, то есть новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое не является очевидным следствием известных решений.

Читайте так же:  Релаксация звук пение птиц

рационализаторское предложение, то есть предложение по улучшению конструкции реального изделия или процесса его изготовления, не содержащее существенно новых решений и с незначительной эффективностью.

ноу-хау. Под этим термином обычно подразумевают техническую, организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства и имеющую коммерческую ценность.

Творческое и критическое мышление

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата 22.05.2016
Размер 38.31 Kb.

Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон.

Хрестоматия по общей психологии. /Психология мышления. М., 1981. С. 149-152.

Творческое мышление — это мышление, результатом которого яв­ляется открытие принципиально нового или усовершенствованно­го решения той или иной задачи. Критическое мышление представ­ляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения. Творческое мышление на­правлено на создание новых идей, а критическое — выявляет их недостатки н дефекты. Для эффективного решения задач необхо­димы оба вида мышления, хотя используются они раздельно: творческое мышление является помехой для критического, н на­оборот.

Если вы хотите мыслить творчески, вы должны научиться пре­доставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направить их по определенному руслу. Это называется свободным ассоциированием. Человек говорит все, что приходит ему в голову, каким бы абсурдным это не казалось. Свободное ассоциирование первоначально использовалось в психотерапии, сейчас оно приме­няется также для группового решения задач, и это получило на­
звание “мозгового штурма”.

Мозговой штурм широко используется для решения рода промышленных, административных н других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы “свой ассоциировать” на заданную тему: как ускорить сортировку респонденции, как достать деньги для •строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончанию мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Творческое мышление в группе основывается на следу психологических принципах (Осборн, 1957).

1. Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в группе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

2. Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

3. По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.

4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе, Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их “созревания”.

5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.

ПРЕПЯТСТВИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Конформизм — желание быть похожим на другого – основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Цензура — в особенности внутренняя цензура — второй серь­езный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытают­ся творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще пере­стают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления — это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто спо­собствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных “отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажется при-

менимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат и создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более, что творческое мышление часто приносит удовольствие независимо от использования его результатов.

[2]

Чтобы выделить no-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т. е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, определяющие практические возможности внедрения новых идей. Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер — боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.

И, наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически – это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует помнить, что у большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.
Литература

Osborn A. F. Applied imagination: Principles arid procedures of thinking (2nd ed.>. N. Y., 1957.

Школа актива 2013 материалы / Креативное мышления

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.Креативными не рождаются — креативными становятся!Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Креативное мышление — это способность человека нестандартно решать стоящие перед ним задачи и находить новые, более эффективные пути достижения своих целей. Итак, пример: писателям креативные способности позволяют находить оригинальные сюжеты, от чтения которых трудно оторваться. Креативность ученых является важным фактором человеческого прогресса. А как важен креативный подход для таких профессий как: инженер, дизайнер, PR агент, рекламщик (менеджер по рекламе, рекламный агент…) и т.д. Креативность и творчество идут рука об руку. Суть креативности — в нахождении новых, необычных, нетрадиционных путей. Для этого нужна некоторая смелость мышления и отсутствие стереотипов. Так вот, чтобы не иметь стереотипов и прочей гадости, мешающей мыслить креативно, нужно, прежде всего, мыслить НЕЗАВИСИМО.

Ничего не принимать на веру.

Не иметь авторитетов и кумиров.

Не бояться быть «не как все».

Все это помогает главному — видеть вещи более близкими к реальности.

Вообще, на мой взгляд, креативное мышление развивается так: сначала появляется МЫШЛЕНИЕ ВООБЩЕ — умение делать выводы, сопоставляя одно с другим.

У подростков развивается МЫШЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОЕ — умение делать выводы, сопоставляя вещи со своим прошлым опытом.

Потом (если повезет) появляется МЫШЛЕНИЕ НЕЗАВИСИМОЕ — умение делать более верные выводы, не отвлекаясь на стереотипы.

Ну и наконец, благодаря свободе, которую дает предыдущая ступень, развивается КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

Разумеется, излишне критичный настрой может губить новые идеи в зародыше, не давая им расправить крылья. Поэтому надо научиться переключаться с одного стиля мышления на другой — и это не так уж сложно — достаточно провести пару мозговых штурмов в качестве организатора, чтобы увидеть процесс со стороны. (во время первой части мозгового штурма нельзя критиковать идеи, потом же они, напротив, вычеркиваются).

В целом — нехитрое искусство.

Существует методика. В ней 4 урока, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления.

Урок 1. Латеральное мышление

Латеральный (лат. lateralis — боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

Каким образом можно сместить или перенаправить мышление?

1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления. Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона.

3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое.

Таким образом, проходя 3 этапа латерального мыслительного процесса (фокус – разрыв – установление связи), можно создавать множество новых идей и концепции.

Урок 2. Фрейминг и фокусировка

Знаменитая пословица гласит, что «все новое – это хорошо забытое старое». В этом есть здравое зерно, ведь ничто не создается с абсолютно чистого листа. Для любой новой идеи, которая рождается у человека в голове, всегда есть свои предпосылки. Даже всем известная таблица, приснившаяся Менделееву, явилась результатом его длительной концентрации на проблеме структурирования химических элементов.

«Попробуйте прямо сейчас назвать про себя без остановки известные вам слова!»

Первые слов десять придут на ум сразу же. Потом мы начнем искать и перечислять объекты вокруг нас. Затем мы вспомним несколько необычных слов из своего словарного запаса. А потом у нас, скорее всего, возникнут трудности.

Но эти трудности легко преодолеть: достаточно просто сфокусироваться на каком-то объекте или явлении. Слова легко приходят на ум. Даже человек, который не обладает большим словарным запасом, сможет назвать много слов, гораздо больше, чем при отсутствии заданной темы. Парадокс заключается в том, что создавая ограничения для нашего мышления, мы вынуждаем его мыслить глубже и создаем все предпосылки для креативности.

Существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. – рамка) – контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи.

В попытке определить все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 различных способов изменить фокус нашего зрения. Чтобы продемонстрировать эти фокусы в работе рассмотрим их действие на конкретном примере:

Допустим, студент опаздывает на важный семинар, заходит в аудиторию, и преподаватель спрашивает причину этого опоздания? Как студент сможет объяснить преподавателю свое опоздание, если тот может подумать, что студент считает его предмет неважным? Как вернуть расположение преподавателя?

Давайте посмотрим на опоздание с разных сторон, попытавшись изменить фрейм (рамку) ситуации:

Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).

Я не опоздал, просто автобус не приехал, пришлось идти пешком.

Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.

Обвинять меня — это то же самое, если бы опаздывающая на свидание девушка была бы обвинена в том, что не любит своего молодого человека.

Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.

Мне очень приятно, что вы так заботитесь о моем образовании и восприятии вашего предмета.

Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.

А если бы я опоздал, чтобы принести вам кофе (маркер, список группы, узнать в учебной части про экзамен и т.д.)?

Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.

Вероятно, что проблема не в моем опоздании, а в том, что вы хотите улучшить дисциплину на ваших лекциях.

Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.

Если вы так переживаете за мое опоздание, значит, вы убеждены, что я могу чему-то научиться. Спасибо, это очень приятно.

Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.

Если бы я не опоздал, кто знает, может, мы бы не поняли, сколько значит для меня ваш предмет.

Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.

Я, правда, так спешил, что меня могла бы сбить машина.

«Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.

Неужели небольшая задержка определяет мое отношение к вашему предмету? Я ценю ваш предмет, а опоздание – это стечение обстоятельств.

«Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.

Неужели ЛЮБОЕ опоздание сразу перечёркивает то, что мы все в Университете стремимся к знаниям?

Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.

Когда пройдет немного времени, мы будем воспринимать это опоздание и наш разговор с улыбкой.

Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.

Несмотря на все сложности, я пришёл, ведь ваш предмет и, правда, воспринимаю его очень серьезно. На предыдущую «математику» я вообще не пришел.

Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.

Почему вы считаете, что я опоздал, так как не считаю ваш предмет важным? Вас тоже в этом когда-то обвиняли?

Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.

Из ваших уст это прозвучало, как если бы вы усомнились в важности своего предмета.

Конечно, далеко не все эти фреймы помогут переубедить преподавателя, но некоторые из них спровоцируют его взглянуть на ситуацию по-другому. Для каждой ситуации всегда нужно искать наиболее подходящие фреймы. Но часто наша задача в креативном мышлении состоит не в том, чтобы переубедить кого-то, а в том, что самому подобрать явлению подходящий фрейм, что станет отправной точкой дальнейшего творческого процесса.

Хорошая фокусировка на каком-то объекте часто требует от нас детально разобраться во всем, что связано с этим объектом. Как уже было сказано, внезапное озарение к Менделееву пришло в результате длительной и кропотливой работы над объектом своего исследования.

Таким образом, при помощи расстановки акцентов из любой идеи можно формировать новые варианты, выбирая наиболее подходящий фрейм. А представленные четырнадцать способов, помогут вам всегда иметь несколько вариантов расстановки фокуса – что сделает ваш ум более гибким и креативным.

Урок 3. Разрыв шаблона

Теперь, когда мы уже знаем алгоритм того, как целенаправленно смотреть на вещи под разным углом, мы сможем в любой ситуации найти наиболее подходящий фокус (фрейм). Но что-то новое еще пока не появилось, так как мы просто меняли угол зрения, не изменяя самого объекта. Процесс латерального мышления только начался. Чтобы продолжить этот процесс нам необходимо осуществить то, что называют «латеральным разрывом» (разрывом шаблона, сдвигом или смещением). Именно разрыв шаблона поможет нам нарушить логику мышления, чтобы прийти к новым идеям.

Для создания этого сдвига нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Существует множество методик создания подобных изменений, но большинство из них легко можно свести к шести базовым способам изменения чего угодно:

Источники


  1. Б. Мандель Сердцу не место в пятках / Б. Мандель. — М.: Попурри, 2006. — 812 c.

  2. Каптерев, Петр Задачи семейного воспитания / Петр Каптерев. — Москва: Гостехиздат, 2005. — 192 c.

  3. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.
  4. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.
  5. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.
Критическое мышление и креативность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here