Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Самое важное по теме: "кризис 7 лет у ребенка возрастная психология" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Кризис 7 лет у ребенка. Что это такое и каковы причины? Четырнадцать советов родителям

Старший дошкольный возраст (6–7 лет) традиционно выделяется в психологии как переходный, критический период детства, получивший наименование «кризиса семи лет». Он был описан в литературе раньше остальных и всегда связывался с началом школьного обучения. Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Давно замечено, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.).

Как проявляется возрастной кризис 7 лет?

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности:

  • нарочитость
  • нелепость
  • искусственность поведения
  • паясничанье
  • вертлявость
  • клоунада.

Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Конечно, детям любого возраста (да порою и взрослым) свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, подражать животным и людям — это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

Каковы причины кризиса?

К концу дошкольного возраста дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций. Их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Манерничание и кривляние тоже связаны с произвольностью — ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, видимо, не всегда адекватную ситуации, и затем ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, и неустойчивость, непоследовательность эмоций, и беспричинные смены настроения. Со временем это все пройдет. Останется же способность действовать не только под диктатом наличной ситуации, но и внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией. Останется сама внутренняя свобода выбора той или иной позиции, свобода конструировать свое личное отношение к различным жизненным ситуациям. Останется внутренний мир личности, мир чувств, пространство внутренних действий и работы воображения.

Кризис семи лет подготавливается всем предшествующим развитием ребенка в стабильном возрасте. Тем самым, генезис переходного периода оказывается связанным с центральным психологическим новообразованием стабильного периода развития, которое, по мысли Л.С. Выготского, ответственно за «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений «Я».

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, центральным психологическим новообразованием дошкольного периода развития является воображение.

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребенка, считают, что развитие воображения является непременным условием психологической подготовки детей к школе.

Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Как справиться с кризисом семи лет? Советы для родителей

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецкласс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 5-7 лет ребенка без особых проблем.

  1. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
  2. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе)
  3. Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М.: ,1997
  4. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д:, 2005
  5. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.
Читайте так же:  Муж ушел и пропал

Об авторе: Е.А. Дудова, воспитатель, МБДОУ д/с №56 «Гусельки», г.Тамбов.

Кризис 7 лет у ребенка: как проявляется и как преодолеть

После успешного прохождения кризиса трех лет ребенок начинает новый этап жизни – дошкольное детство. Это момент активной подготовки к школе, освоения навыков самообслуживания и развития когнитивных способностей. Заканчивается дошкольный возраст кризисом семи лет. Что это за феномен? Давайте разберемся.

Особенности возраста

Манипулятивные игры сменяются ролевыми. Взрослый предстает не просто примером и образцом для ребенка, но и транслирует нормы общества. Ребенок в дошкольном возрасте активно познает мир человеческих отношений через ролевую игру и общение.

Игра необходима для нормального психического, эмоционального, волевого и личностного развития ребенка. Через игру он избавляется от страхов, преодолевает травмирующие ситуации (например, нахождение в больнице или ночные кошмары).

В дошкольном возрасте:

  • активно развивается воображение;
  • формируется наглядно-образное мышление;
  • начинает формироваться понятийное мышление;
  • понемногу выстраивается картина мира;
  • меняется система мотивов: возникают новые мотивы, устанавливается иерархия, отмечается соподчинение мотивов;
  • поведение становится произвольным, наблюдаются первые признаки этики и морали.

Главное новообразование – готовность к школе (внутренняя позиция школьника). Готовность бывает коммуникативной, когнитивной, эмоциональной, технологический и личностной. Подробнее об это читайте в статье «Готов ли ребенок к школе».

Кроме готовности к школе важно обратить внимание на сформированность и особенности притязаний личности, перспектив, Я-концепции, иерархию мотивов:

Суть кризиса

У ребенка возникает потребности занять значимую позицию, быть важным, уважаемым и взрослым. Школа для него синоним работы у взрослых.

Суть кризиса – развитие саморегуляции. В этом данный кризис схож с кризисом одного года. Отмечаются следующие изменения в поведении ребенка:

  • претензии на внимание к себе;
  • вычурное поведение;
  • противоречие демонстративной наивности и излишней взрослости (требования к окружающим).

Ребенок открыт для общения и взаимодействия с теми, кто его уважает. Если же его суверенитет не признают, не видят в нем взрослого человека, то он будет протестовать.

Теперь ребенок воспринимает мир как множество людей, включенных и заинтересованных в общественно полезной деятельности. Дошкольник и сам хочет в ней участвовать на равных правах со всеми.

Ребенок еще не имеет новых способов взаимодействия с миром, находится на границе младшего возраста и школьного. Отмечается конфликт инициативы поместить свое поведение в социально приемлемые рамки и старых способов и желаний. Например, игра все еще остается ведущей деятельностью (переход произойдет во время обучения в школе), но ребенок испытывает за это чувство вины (ведь он уже не маленький). Из противоречия инициативы и чувства вины порой вытекают неадекватные самоограничения ребенка, самотребования и самоконтроль.

Признаки кризиса

Кризис семи лет характеризуется двумя основными проявлениями:

  • утрата детской непосредственности (желания не сразу превращаются в действия, они осмысливаются);
  • манерничание (создание конкретного внешнего образа, как правило, не соответствующего внутреннему состоянию и миру ребенка).

Внутренняя причина кризиса и его проявлений – противоречие собственных переживаний ребенка, не влияющих на поведение, и ориентация поведения на внутренний мир дошкольника.

Ребенок становится замкнутым и неуправляемым. Он понимает, что происходят какие-то внутренние изменения, но не понимает, что именно. В результате всеми способами старается оградить свой внутренний мир от взрослых: не проявляет печали, кривляется, маскируя истинные переживания и изменения.

Важно в этот момент поощрять инициативу ребенка, поддерживать его. Поощрение самостоятельности способствует развитию интеллекта и инициативы, в то время как неудачи и наказания вызывают чувство вины. Постепенно это чувство может одержать верх над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Рекомендации родителям

Родители должны проявить много терпения, любви, уважения и такта к ребенку. Важно обращать внимание и уважать чувства и переживания малыша. Не ругать за показушничество, а увидеть в этом просьбу о поддержке.

Свои проблемы в этом периоде ребенок решает с помощью воображения. В связи с этим посредником между родителями и ребенком станет сказка. Она мгновенно уносит детей в мир фантазий, где проблемы не кажутся такими пугающими, как в реальности и решаются сами собой.

Логическое мышление пока чуждо ребенку, а наставления раздражают. Ему интереснее и понятнее образы, сказки со скрытой моралью. Вместе с тем для дошкольников характерно отождествление себя с героями сказок. Они пока не могут как взрослые посмотреть на себя со стороны, но могут проанализировать поведение и жизнь героя, а вместе с этим найти у себя схожие с героем черты или взять на вооружение тактику поведения в трудной ситуации. Через сказку можно решить все проблемы дошкольника. Дошкольник боится обсуждать свои желания, мучающие вопросы и фантазии с родителями, но через сказку он сделает это с легкостью.

В дошкольном возрасте полезно использовать два вида сказок: терапевтическую и умную.

Терапевтическая сказка

Терапевтическая сказка помогает ребенку справиться со своими переживаниями. Попросите ребенка придумать сказку, в ней он сам того не подозревая, закодирует свои страхи, переживания, эмоции и чувства, неудачи. Например, герой в темноте победит всех чудовищ – уйдет страх темноты. Если ребенок не может сам закончить сказку, то помогите ему придумать концовку. А еще лучше предложите несколько альтернативных вариантов завершения истории. Придумать историю могут и сами родители, если им известно о проблемах ребенка.

Умная сказка

Умная сказка направляет ребенка и формирует у него определенные положительные черты. Сами родители могут выбрать из существующих историй или самостоятельно придумать сказки, воспитывающие конкретные нравственные качества или личностные черты (заранее решите, что именно хотите воспитать в ребенке). Сказки не обязательно должны воспитывать черты личности, они также могут давать ответы на жизненные вопросы или формулировать жизненные цели и планы.

[2]

Выбирайте простые сказки. Одна сказка – одно качество, цель или задача. Лучше прочитать несколько сказок, чем запутать ребенка обилием воспитательного материала в рамках одной истории.

Читайте так же:  Тургенев первая любовь сколько страниц

Обязательно подкрепляйте сказки иллюстрациями. Как вариант – делайте совместные с ребенком зарисовки.

Завершение кризиса

Заканчивается кризис семи лет тремя главными изменениями:

  • переход от эгоцентризма к децентрации;
  • овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;
  • появление произвольности психических процессов.

Готовность к школе – не единственное новообразование возраста. Наравне с этим важна готовность ребенка выйти из семьи в коллектив сверстников.

Кризис семи лет обычно совпадает с поступлением ребенка в школу. Сама проблема адаптации вызывает определенные негативные переживания, а если адаптация проходит проблемно, то ребенок страдает еще больше. Подробнее об этом и о том, как помочь первокласснику, читайте в статье «Школьная дезадаптация: диагностика, профилактика, коррекция. Рекомендации по оказанию помощи младшим школьникам и подросткам».

Кризис 7-ми лет

«Я не узнаю своего ребенка, — говорит мама шестилетки. — Кажется, еще вчера он был милым послушным малышом, а теперь ломает игрушки, говоря, что вещи — его, а значит, он имеет право делать с ними что хочет. Сын постоянно кривляется, передразнивает старших — откуда вообще это у него взялось?! А недавно он вынес на помойку своего любимого мишку, с которым спал с самого младенчества. И вообще я его не понимаю: с одной стороны, он теперь отрицает любые правила, с другой — изо всех сил цепляется за нас с мужем — буквально преследует нас, ни на секунду не давая остаться наедине. ​​» — (в статье использованы материалы Ирины Базан, сайт psi-pulse.ru, и Светланы Феоктистовой).

6-7 лет — непростой возраст. В это время вдруг снова возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Он как будто вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность, начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Откуда все это? Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет — это период рождения социального «Я» ребенка. Что это такое?

Во-первых, если дошкольник осознавал себя в первую очередь как физически отдельный индивид, то к семи годам он осознает свою психологическую автономию, наличие у себя внутреннего мира чувств и переживаний. Ребенок осваивает язык чувств, начинает осознанно пользоваться формулировками «я сердит», «я добрый», «я грущу».

Во-вторых, ребенок идет в школу, осваивает совершенно новый мир, и на смену его старым интересам приходят новые. Основной деятельностью ребенка-дошкольник была игра, а теперь его основной деятельность становится учеба. Это — очень важное внутреннее изменение личности ребенка. Маленький школьник с увлечением играет и играть будет еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Самым важным для школьника становится его учеба, его успехи и его отметки.

Однако 7 лет — это изменения не только личностно-психологические. Это еще и смена зубов и физическое «вытягивание». Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Все это не только дает ребенку новые возможности, но и ставит перед ним новые задачи, и не все дети справляются с ними одинаково легко.

Основная причина кризиса в том, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. Теперь ему требуется больше — не воображать, а понимать, как и что работает. Он тянется к знаниям, стремится стать взрослым — ведь именно взрослые, по его мнению, обладают могуществом всезнания. Отсюда и детская ревность: а вдруг родители, оставшись одни, делятся друг с другом самой ценной, секретной информацией? Отсюда и отрицание: неужели это он, почти уже взрослый и самостоятельный, был когда-то маленьким, неумелым, беспомощным? Он что, и правда верил в Деда Мороза? Отсюда и вандализм в отношении когда-то любимых игрушек: а что будет, если из трех машин собрать новый суперкар? Станет ли кукла красивей, если ее подстричь?

Не факт, что адаптация к новой жизни готового к школе ребенка пройдет для него гладко. В 6-7 лет ребенок учится самоконтролю, чтобы, как мы, взрослые, уметь дозировать, сдерживать или выражать в приемлемой форме свои мысли и эмоции. Когда малыш в полном вагоне громко кричит «хочу писать!» или «какой смешной дядя!» — это мило. А вот взрослого уже не поймут. Вот ребенок и пытается понять: как правильно поступать, где граница между «можно» и «нельзя»? Но, как и в любой учебе, получается не сразу. Отсюда и эдакая манерность, театральность поведения. Отсюда и скачки: то вдруг перед вами уже серьезный человек, рассуждающий и поступающий здраво, то — снова «малыш», импульсивный и нетерпеливый».

Пишет мама: «Моему сыну как-то не давался стишок. Обычно он их быстро запоминает, а тут застрял на одной строчке и ни в какую. Причем, от моей помощи отказывался категорически. Кричал: «Я сам». То есть каждый раз, доходя до злополучного места, он запинался, пытался вспомнить, начинал с начала. Видя его страдания, я не выдержала и подсказала. Тогда мой ребенок закатил истерику, стал кричать: «Вот зачем ты это сделала? Я бы и сам вспомнил? Все из-за тебя. Не буду я учить этот дурацкий стих». Я понимала, что в такой ситуации давить нельзя. Попыталась успокоить, но сделала только еще хуже. Тогда я прибегла к своему любимому приему. Сказала: «Ну и не надо. Тогда мы с Олей будем учить. Да, доча?». Годовалая Оля сказала: «У-у», что, по-видимому, означало ее согласие. Я стала читать стих Оле. Обычно ребенок тут же включался в игру, стараясь быстрее Оли запомнить и рассказать стишок. Но тут ребенок хмуро сказал: «Не надо стараться. Тебе не удастся меня вовлечь». И тогда я поняла — ребенок действительно вырос».

Порой у родителей складывается впечатление, что у их 6-7-летнего ребенка подростковый возраст наступил досрочно. Он словно пытается разрушить то, что ему было дорого раньше. Желание яростно отстаивать свою территорию и права, а также негативизм, когда все, что радовало сына или дочь еще совсем недавно, вдруг вызывает презрительную гримасу, — чем не характерные черты тинейджера?

Читайте так же:  Запоры при болезни паркинсона

— Сергей, иди чистить зубы.
— Зачем?
— Ну, чтобы кариеса не было.
— Так, я же с утра сладкое не ел. И вообще эти зубы все равно молочные и скоро выпадут.

У ребенка теперь есть собственное, аргументированное мнение, и он начинает свое мнение отстаивать. Это ЕГО мнение, и он требует к себе уважения! Теперь ребенку нельзя сказать просто «Делай как сказано!», требуется аргументация, и он будет возражать так же аргументировано!

— Мам, можно на компьютере поиграть?​​​​​​​
— Нет. Ты только что мультики смотрел. Ты понимаешь, что компьютер и телевизор вредны для твоих глаз? Ты что хочешь в очках ходить?
— Да, а сама значит можешь целый день сидеть. Твоим глазам значит ничего?!
— Моим ничего. Я взрослая, отстань!

Так разговаривать уже — неправильно. В семь лет ребенок уже способен поймать родителей на несоответствии того, что говорится и того, что делается. Он уже действительно — повзрослел!

Что делать? Радоваться, что ребенок растет и уже повзрослел. И — готовить ребенка к школе. Не занимайтесь кризисом, это задача мутная, а просто готовьте ребенка к школе. Это задача понятная и вам, и ребенку, и решение ее будет решение всех остальных поведенческих моментов.

Если же вас беспокоют истерики, обвинения «Вы меня не любите», непослушание и другие конкретные проблемы, посмотрите блок СВЯЗАННЫЕ СТАТЬИ: возможно вы найдете там ответы на свои вопросы.

(по материалам «Вопросы детской психологии» Л. С. Выготского)

Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.

Кризис представляет цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях.

Кризис 7 лет может проходить в 6-6, 5-7-7,5 лет и зависит от индивидуального развития ребёнка.

Сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, перестройка, которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребёнка. То, что для ребёнка было существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени. Иное начинает интересовать ребёнка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребёнка, если сознание понимать как отношение ребёнка к среде.

Внутреннее развитие совершается всегда так, что мы имеем здесь единство личностных и средовых моментов, т. е. всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Семилетний возраст – поворотный пункт в развитии, т. е. внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Один возраст как-то перестраивается, чтобы дать начало новому этапу в развитии.

Очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.

Основная симптоматика кризиса:

1) Потеря непосредственности.
Ребёнка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности и наивности; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка.

2) Манерничанье.
Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта). Ребёнок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, поясничанье, клоунада; ребёнок строит из себя шута.

3) Симптом «горькой конфеты».
Ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.

Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребёнку.

Восприятие не происходит отдельно от наглядного мышления. Процесс наглядного мышления совершается в единстве со смысловым обозначение вещей – восприятием их как представителей определенного класса вещей, т. е. их обобщение.

Существенная черта восприятия — структурность, т.е. восприятие представляет собой образ, внутри которого существуют различные части.

Мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями.

В 7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, т. е. семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе.

2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребёнка возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Такие новообразования, как

2.самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) переходящие. Возникает острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь.

[3]

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет — способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника.

В кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, — значит возникло новое единство средовых и личностных моментов, т. е. делают возможным новый этап развития – школьный возраст.

Взрослые недостаточно изучают внутреннее отношение ребёнка к окружающим людям, взрослые не рассматривают его как активного участника социальной ситуации. Раньше всего надо изучить, что среда означает для ребёнка, каково отношение ребёнка к отдельным сторонам этой среды.

Читайте так же:  Что делать при панической атаке в домашних

Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребёнок перешёл от одного возраста к другому.

Существенна не сама по себе ситуация, взятая в её абсолютных показателях, а то, как ребёнок переживает эту ситуацию.

В переживании ребёнка сказывается то, в какой мере все его свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Советы родителям:

1. Учите ребенка управлять своими эмоциями, на своем собственном примере.

2. Проявляйте внимание к ребенку, показывайте ему свою любовь, поощряйте хорошее поведение, интересуйтесь его дружескими отношениями, давайте советы, спрашивайте у него (общайтесь с ним на равных).

3. Проверьте уровень знаний ребенка, как ребенок готов к школьному обучению, на сколько он психологически, интеллектуально и морально готов к школе.

4. Подготовьте ребенка к смене образа жизни и к новой для него роли, роли — школьника.

Будьте семьёй оптимистов, и тогда любые трудности и кризисы развития вам ни по чём! Ведь мы вместе!

______________________________
Также читают в разделе Статьи:

Календарь развития ребенка: кризис 7 лет

Семь лет – особый возраст, позади детский сад и первые этапы взросления, ребенок отправляется в школу, становится более самостоятельным. Кажется, родителям можно немного расслабиться.

Однако именно сейчас их ждет кризис семи лет – один из важнейших этапов взросления. Этот переходный период открывает ребенку новый взгляд на мир, позволяет ему перейти на другой уровень развития.

Часто эти положительные изменения сопровождаются негативными переменами в характере: всплеском упрямства, раздражительности, капризности. Известный психолог Людмила Петрановская объясняет, что к этому возрасту у ребенка сформирован «внутренний родитель»: это тот «отпечаток» вас в сознании ребенка, который подсказывает ему, как вести себя в разных жизненных обстоятельствах. Это значит, что ребенку уже не надо постоянно слышать внешний голос родителя, он помнит все ваши установки и может смоделировать вашу реакцию на свое поведение или поведение окружающих.

Но не все мы идеальные родители, и порою нам сложно вести себя правильно с ребенком. Возникают кризисы, и в определенные периоды они обостряются. Как же пережить кризис семи лет с наименьшими потерями?

Развитие ребенка в 7 лет

Ребенок в семь лет – уже сформировавшаяся личность. Он идет в первый класс и уже способен систематически получать и усваивать значительный объем знаний. В тоже время он по-прежнему остается ребенком и нуждается в свободном времени для игр. Также необходимы ему любовь и признание родителей, к семи годам малыш становится очень ранимым, он болезненно воспринимает свои неудачи и неодобрение со стороны взрослых.

Обычно к семи годам ребенок уже умеет:

  • пересказывать или рассказывать длинные связные рассказы;
  • разделять слова на слоги;
  • правильно рисовать геометрические фигуры, аккуратно закрашивать их, уметь обращаться с ножницами;
  • считать до 20, и в обратном порядке;
  • запоминать до десяти названных слов;
  • рисовать сюжетные рисунки;
  • одеваться;
  • решать логические задачи.

Причины кризиса семи лет

Из работ известных западных и отечественных психологов мы знаем, что кризис семи лет связан с переходом от непосредственного «детского» поведения к осознанному «взрослому». Малыш начинает копировать окружающих его взрослых. Именно отсюда возникает так раздражающее родителей «манерничанье», «кривляние», «передразнивание»: ребенок пробует для себя новые социальные роли. Поэтому он страдает от перепадов настроения и частых приступов раздражения. От кризиса трех лет такое поведение отличается «интеллектуальным» компонентом: малыш уже хочет не просто автономии и самостоятельности, а равной позиции со взрослым, возможности принимать важные для него решения. А ввиду того, что семь лет все же очень юный возраст, родители продолжают действовать по старой схеме. Здесь и возникают конфликты.

Как справиться с кризисом 7 лет: 8 правил

Психологи рекомендуют родителям в первую очередь понять, что любой кризис – это временное явление. Перестроиться необходимо не только ребенку, но и родителям. Итак, как справиться с кризисом семи лет?

1. Установите в семье правила для всех, привлекая ребенка к формированию конечного списка

Составьте список семейных правил вместе с ребенком. Пусть каждый из членов семьи предложит свой список, после чего на семейном совете вы вместе составите общий список.

2. Старайтесь общаться с ребенком на равных и задавать вопросы

Приказы и нотации в этом возрасте неэффективны. Ребенок скорее послушает родителя, если тот будет относиться к нему как к взрослому, постарается убедить и доказать свою правоту, а не просто заставить сделать по-своему.

3. Следите за режимом дня ребенка

Как ни странно, но этот простой совет помогает справиться с большинством кризисов у детей и взрослых. К сожалению, современная жизнь в больших городах часто заставляет нас делать исключения из правил: у детей сбивается привычный режим, из-за чего они испытывают сильный стресс. Поэтому родителям важно следить за режимом ребенка. Он должен достаточное время спать, в нужное время принимать пищу, иметь время на общение с друзьями и отдых.

4. Уменьшайте нагрузку, если ребенок устает

Реально оцените возможности ребенка: если малыш имеет проблемы с учебой и быстро устает, не стоит подвергать его повышенной учебной нагрузке, большим количеством секций и других активностей.

5. Старайтесь быть максимально объективными в оценках действий ребенка

Давайте объективную оценку поступкам ребенка: хвалите за успехи, рассказывайте о последствиях его ошибок и вместе ищите выход из сложившейся ситуации. Это необходимо, чтобы сохранить самооценку малыша.

О том, как повысить самооценку ребенка расскажет клинический психолог, эксперт сайта «Я – Родитель» Екатерина Блюхтерова:

6. Интересуйтесь тем, насколько ребенку комфортно в школе

Психологи советуют больше внимания уделять не тому, что происходит с ребенком в школе, а тем эмоциям, которые он испытывает. Нравится ли ему играть на переменах с новыми друзьями? Какие они – смешные, грустные? Вкусно ли кормят в школьной столовой?

Как задать вопросы о школе, не спрашивая «Как у тебя дела в школе?», читайте здесь.

7. Будьте примером для ребенка и следите за окружением

Вдохновляйте ребенка своим поведением, а не только словами. В семь лет малыши «отзеркаливают» ваше поведение, поэтому в этом возрасте важен положительный пример родителей или других взрослых. Например, если мама или папа сами часами сидят за компьютером, а ребенку не разрешают этого делать, вряд ли он станет слушать их доводы. Также следите за тем, чтобы в окружении ребенка не было «отрицательных» примеров поведения.

Читайте так же:  Дневник курильщика бросающего курить

8. Играйте с ребенком

Игра – это естественный язык ребенка, утверждает эксперт сайта «Я – Родитель», игровой психотерапевт Елена Пиотровская. Уделяйте внимание расслабленным, свободным играм, ведь сейчас малышу их очень не хватает. Ребенок будет «проигрывать» какие-то кризисные сценарии в жизни, и проблемы уйдут сами собой.

Грамотное поведение родителей в кризисный период играет очень важную роль – оно способствует формированию правильной самооценки, а также отношения к учебе. От того, насколько внимательны будут взрослые, зависит здоровое психологическое развитие юного школьника.

Достаточно ли времени вы уделяете семилетке?
УЗНАТЬ!

Кризис 7 лет у ребенка: особенности проявления и способы преодоления

Из года в год ребенок взрослеет, развивается. Каждый период его жизни характеризуется изменениями в психике. Такие перемены включают в себя не только стабильные периоды (медленное и постепенное формирование личности), но и кризисные (бурное и стремительное развитие). Очередность становления человека определяется чередованием стабильных и критических фаз.

Чтобы помочь чаду в каждый из таких периодов и конструктивно повлиять на его личность, нужно понимать особенности периода, который он проходит, что именно чувствует кроха, чтобы прийти к нему на помощь и не навредить. Рассмотрим кризис 7 лет у ребенка, который возрастная психология считает одним из самых трудных.

Что такое кризис 7 лет у ребенка?

Кризис семи лет – это возраст, когда малыш переходит от дошкольной к школьной жизни. Ребенку предстоит пережить эмоциональные трудности, дабы влиться в новое окружение и стать ее полноправным членом. Преодолев эту стадию взросления, он будет готов учиться в школе.

  • преодоление школьной нагрузки;
  • общение со сверстниками, которые переживают тот же период;
  • меняются отношения с родителями.

Окружающие могут наблюдать следующие признаки возрастного периода:

  • нелепое поведение;
  • притворная наигранность;
  • неугомонность;
  • дурачество и кривлянье;
  • привлечение внимания клоунадой.

Вышеупомянутым характеристикам семилетнего ребенка (иногда шестилетки) сопутствуют эмоциональные и поведенческие особенности:

  • недооценивание себя, сравнение с другими;
  • утверждаясь, многие дети начинают льстить старшим и ябедничать на сверстников;
  • скрытность и застенчивость или, наоборот – агрессивность;
  • поиск авторитета, очень часто им становятся ребята-хулиганы;
  • быстрая утомляемость;
  • невнимательность, которая ведет к неуспеваемости;
  • раздраженность, вспыльчивость.

[1]

Основные симптомы

  1. Лишение непринужденности поведения. Ребенок задумывается о правильности и целесообразности своих желаний и поступков.
  2. Искусственное поведение. Ребята, пытаясь оправдать ожидания и требования взрослых, демонстрируют, не присущи им качества, а некоторые способны скрывать.
  3. Симптом «горькой конфеты». Чаду плохо, но он старается это утаить. Семилетка еще не освоив новых форм поведения, теряет старые. Ребенок еще не способен управлять своими чувствами, не умеет их сдерживать. Это приводит к трудностям в воспитании, замкнутости ребенка, неуправляемости.

Как определить у ребенка кризис?

Выявить, переживает ли малыш переломный момент жизни, родители могут, понаблюдав за ним. Далее, ответив на вопросы, предлагаемой ниже, анкеты, мама или папа смогут подытожить свои наблюдения.

Отвечать на вопросы следует максимально искренне. Если упомянутое поведение не присуще вашему отпрыску, то ставьте «0» баллов, если замечали периодически – «1» балл и «2» балла, когда описанное поведение повторяется постоянно.

Анкета на определение наличия кризиса 7 лет:

  1. Ваш ребенок очень изменился, стал как будто другим.
  2. Чадо часто грубит, не слушается, перебивает взрослых.
  3. Малыш потерял интерес к занятиям, которые ранее интересовали, увлекали его.
  4. Отвести в детский сад затруднительно, отказывается на отрез.
  5. Предпочитает играть со старшими ребятами, чем с крохами.
  6. Проявляет интерес к игре «в школу».
  7. Настаивает на своем, не смотря ни на что, упрямится.
  8. Гримасничает, кривляется, разговаривает другим голосом.
  9. Не редко конфликтует с окружающими по пустякам.
  10. Копирует поведение взрослых, подражает их поступкам.

Подытожив полученный результат, сумма баллов будет состоять от 0 до 20. Анализ ответов:

  • 0-5 баллов – довольно маленький результат. Такое спокойствие может свидетельствовать о том, что Ваш отпрыск переживает кризис внутри себя. Это может негативно сказаться на психоэмоциональном развитии.
  • 6-10 баллов – это по всей вероятности не кризис. Плохое поведение объясняется не правильностью воспитания или определенными особенностями темперамента.
  • 11-20 баллов – результат подтверждает пребывание крохи в стадии кризиса 7 лет. Помочь отпрыску преодолеть этот период можно, пересмотрев и изменив поведение по отношение к ребенку, уменьшив требования, дав больше свободы.

Как помочь ребенку: советы родителям

  1. Не стоит паниковать. Кризис – это временное явление.
  2. Измените свое отношение к чаду. Не ставьте его в жесткие рамки. Пусть подрастающий человек сам разберется в себе. Родителям стоит осторожно контролировать и направлять.
  3. Не следует прибегать к гиперопеке. Малыш уже вырос и не нужно постоянно его ограничивать и делать все вместо него. Лишь когда он сам придет за помощью, тогда поддержите и дайте совет.

Ключевые рекомендации

Дети этого возраста эмоционально уязвимые. У них формируется чувство собственного достоинства, которое внешне может проявляться в виде гнева на любое унижение или позитивного переживания похвалы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Во избежание негативных реакций у ребенка во время кризиса, необходимо следовать базовым рекомендациям.

Источники


  1. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. — М.: [не указано], 2014. — 522 c.

  2. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.

  3. Джон, Г. Карта любви / Г. Джон. — М.: Эксмо, 2018. — 866 c.
  4. Энциклопедия семейной жизни (комплект из 2 книг). — М.: Отечество, 2010. — 825 c.
  5. Солодников, В. Социология социально-дезадаптированной семьи (+ CD-ROM) / В. Солодников. — М.: Питер, 2019. — 463 c.
Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here