Кризисы человека по годам

Самое важное по теме: "кризисы человека по годам" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Жизненные кризисы взрослого человека

В нашей культуре очень мало источников, которые говорят о закономерностях жизни взрослого человека. Жизнь человека — это развитие от инфантильности к зрелости, которое проходит определенные стадии. На каждой стадии личность должна решить определенные возрастные задачи, которые позволят ей еще на шаг приблизится к зрелости.

Кризис — это время качественного изменения, которое позволяет перейти человеку на новый уровень развития. В момент кризиса меняется и переосмысливается вся предыдущая жизнь: ценности, возможности, желания. Происходит преобразование старого видения мира, отношения к себе и другим людям. При этом, в первую очередь сам человек и окружающие замечают его негативные проявления — старое разрушается, а новое еще не построено, возникают вопросы, на которые пока нет ответов. Именно этот феномен так пугает. И того, кто проходит через кризис и его близких, которые привыкли к определенной модели взаимодействия и сложившемуся укладу жизни. Человек старается не замечать, что ситуация поменялась, не замечать своего состояния, хотя и чувствует себя в этот момент несчастным. Вместо переосмысления, старается «просто переждать» или ограничиться внешними изменениями — сменой работы, страны или семьи, уходом в трудоголизм или алкоголизм. Иногда подобное поведение может затянуть кризис, усложнить переход к созиданию нового.

Кризисы подразделяются на возрастные — они связаны с возрастными задачами, и ситуативные — которые определяются наступлением определенных жизненных обстоятельств. Такими жизненными обстоятельствами могут быть: профессиональные изменения, травматическая или эмоционально тяжелая ситуация, переход семьи на новую ступень жизненного цикла, духовные искания.

Успешное проживание кризиса характеризуется:

  • Пониманием, что ощущение неблагополучия — это симптом и нужно искать причину происходящего.
  • Принятием ответственности за то, что происходит с человеком на себя. Не перекладывать вину на других людей или обстоятельства, не застревать в жалости к себе.
  • Пониманием того, что это переход на новый этап, который требует переосмысления прошлого опыта.
  • Готовностью совершать внутренние и внешние изменения, искать ответы на новые вопросы.

Рассмотрим подробнее 2 кризиса, с которыми встречается человек в период с 30 до 50 лет.

На его возникновение влияют стереотипы, сложившиеся в обществе.

Мужчина к 30-33 годам должен состоятся профессионально, обрести устойчивое материальное положение и, желательно, статус.

Женщина должна выйти замуж и родить хотя бы одного ребенка.

При приближении этого периода человеку свойственно сравнивать себя с окружающими и оценивать свою состоятельность и успех на основании этого сравнения. В результате он сталкивается с тревогой, что жизнь конечна, а время уходит и он может что-то не успеть. Усилить переживания могут старшие родственники, сравнивая успехи молодых мужчины или женщины с успехами их братьев и сестер, одноклассников или своими собственными успехами в их возрасте. Разумеется, не в пользу объекта сравнения.

  • Чего я достиг? И то ли это, что я хочу?
  • Какие у меня есть возможности и перспективы? Чего мне еще ждать от жизни?
  • Кто я по сравнению с другими?

Попытки сбежать из кризиса: делать вид, что ты все еще молодой человек. Развлечения, частая смена партнеров, неготовность к семейной жизни и к построению карьеры, синдром вечного студента, совместная жизнь с родителями.

Если семейная и профессиональная жизнь налажена, человек может тяготиться рутиной и однообразием. Подсознательно он может вопрошать: «И это все? Теперь так и будет?» Может появиться страх физического старения, боязнь будущего, страх не найти партнера, тревога, что жизнь «проходит мимо».

Успешное прохождение этого кризиса дает понимание о ценностях человека, условиях для его личного счастья, а не того счастья, которое диктует социум. Человек осознает и принимает свои ограничения и корректирует свои цели в сторону более реалистичных и индивидуальных (в противовес тем целям, которые опять же, диктует культура). Это время, когда он «отдает долг» родительским установкам и ожиданиям, а также своим ранним детским решениям о том, какой будет его жизнь, когда он вырастет. И может свободно выбирать ту дорогу, которой действительно хочет идти.

После 40 лет человек сталкивается с культом молодости, который пропагандирует культура. Ему кажется, что возможностей что-то изменить в своей жизни становится с каждым годом все меньше. Он цепляется за то, что уже наработано, то, что помогало выживать раньше, даже если это перестало быть актуальным. Очень страшно что-то менять.

Появляются возрастные ограничения для поведения, одежды, макияжа. То, что можно позволить себе в 20, уже непозволительно в 45.

Происходит развенчание иллюзии, что материальный достаток автоматически приносит счастье.

Социальные роли (семейные и профессиональные) освоены и встает вопрос: «А кто я за рамками этих ролей? Что из себя представляю я сам?»

Возможен кризис семейных отношений. Дети подрастают, и уход за ними отходит на второй план. Родители могут обнаружить, что кроме детей у них нет ничего общего, что они стали чужими людьми.

Человек чувствует снижение интереса ко всему происходящему. Ему становится сложнее радоваться, настоящее кажется скучным по сравнению с прошлым, а будущее представляется в весьма унылых красках: «ничего хорошего уже не будет». Возникает иллюзия близости старости и смерти.

На фоне взросления детей остро переживается желание быть нужным как в семейной, так и в профессиональной сфере.

  • Чего я достиг? Что я еще могу?
  • Зачем я живу? Что я оставлю после себя?
  • Правильно ли я живу? Что еще можно и нужно изменить?

Попытки сбежать из кризиса: обвинение в своем неблагополучии внешних причин. Во всем виновата жена/муж, правительство, начальник, кризис в стране и т.д. Что приводит к желанию сменить неподходящее окружение, в надежде, что это изменит ситуацию.

Могут появиться психосоматические болезни, которые позволяют получить от окружающих необходимое внимание.

Возможен уход в религию, который продиктован не духовными потребностями, а желанием решить накопившиеся проблемы и получить поддержку.

Успешное прохождение кризиса учит радоваться тому, что есть, не придавать определяющее значение деньгам или их отсутствию, уметь ценить то хорошее, что было в жизни. Человек формулирует для себя жизненную философию, которая позволяет ему чувствовать себя счастливым. Он находит деятельность (в профессии или в хобби), которая дает ему ощущение собственного вклада в будущее, в развитие жизни, в молодое поколение. Возможность «оставить свой след» через мастерство и наставничество. Человек, прошедший кризис середины жизни с оптимизмом смотрит в будущее.

Позитивный выход из кризиса — становление мудрости и творчества, а негативный — отчаяние, апатия и злость на внешние обстоятельства.

[3]

Знание о кризисах взрослой жизни позволяет воспользоваться уже наработанным опытом и не повторять чужих ошибок. Не убегать от надвигающихся изменений, а «посмотреть им в лицо» и взять лучшее из того, что они с собой несут. Понимание закономерностей развития позволит вовремя распознать симптомы преобразований и пойти по оптимистичному пути. Попросить помощи и поддержки там, где это необходимо, не оставаться один на один с трудностями, думая, что это исключительно личное переживание, которое не знакомо другим людям. Все это позволит с успехом пройти кризис и в любом возрасте чувствовать удовлетворение от жизни.

Читайте так же:  Статусы про человечность

Кризисные периоды в жизни человека

Дата публикации 19 февраля 2011 . Опубликовано в Окружающие

В жизни человека бывает не один и даже не два кризиса. Причем им подвержены все люди, и практически каждый из нас на определенном этапе своей жизни ощущает и переживает примерно одно и тоже.

Помочь справиться с критической ситуацией поможет осознание того, что не только вы испытываете на себе воздействие кризиса .

Самым первым жизненным кризисом является кризис одного года. На этом этапе жизни человек вырабатывает общее мнение об окружающем мире, решая, заслуживает ли все, что его окружает, доверия, а люди – любви. Этот этап является основой, определяющей дальнейшее развитие личности.

Следующий кризисный период наступает в возрасте трех лет. Кризис проявляется в том, что маленький человек начинает «показывать характер», проявлять упрямство, стараться показать себя как личность, так как именно в этом возрасте малыш начинает воспринимать себя именно так.

Семь лет – очень важный и сложный период в жизни ребенка. На этом жизненном этапе происходить социальное определение человека. Здесь появляется два пути развития личности: либо ребенок начинает считать себя исключительной личностью, заслуживающей всяческих благ и похвал, либо приобретает комплекс неполноценности из-за неудачности первого опыта общения со сверстниками.

В возрасте двенадцати-четырнадцати лет ребенок впервые начинает четко осознавать свою принадлежность к тому или иному полу. Начинается борьба с родителями за собственную свободу и самостоятельность. Ребенок усиленно пытается доказать папе и маме, что он уже вырос и не нуждается в помощи и советах, а все ограничения его свободы воспринимаются остро и агрессивно.

Не миновал кризис и молодых людей в возрасте от восемнадцати до двадцати лет. В эти годы человек окончательно расстается с детством, оставляя этот чудесный период своей жизни позади. В это же время человек понимает, что необходимо бороться за «свое место под солнцем» и он вступает в эту нелегкую борьбу, предварительно определив направление движения.

В возрасте от двадцати семи до двадцати девяти лет человек обычно начинает соизмерять свои мечты и реальность, которые очень редко совпадают. Обычно именно в этот период в жизни человека происходят последние кардинальные изменения, как в личной сфере, так и в сфере профессиональной деятельности.

[2]

Когда человек достигает возраста тридцати пяти – тридцати семи лет, то попадает в кризисный период, известный всем как кризис среднего возраста. В это нелегкое время под сомнение ставятся все достижения, человек переоценивает свою жизнь, меняются внутренние ценности и жизненные приоритеты.

В пятьдесят три – пятьдесят пять лет человек сталкивается с так называемым кризисом предпенсионного возраста . Этот период жизни является одним из самых сложных и тяжело преодолимых. Люди в этом возрасте очень остро переживают потерю привлекательности, а, кроме того, их очень сильно пугает изменение социального статуса и материального положения.

Возраст от шестидесяти пяти до шестидесяти семи лет можно охарактеризовать как период подготовки к смерти. Человек становится более свободным в своих предпочтениях, потребностях, в творчестве и в личной жизни. На этом жизненном этапе происходит сбор всех своих достижений в «узелок». Этот период также характерен тем, что человек как бы существует в двух измерениях, находясь сразу в двух мирах одновременно.

В сто лет человек сталкивается с последним кризисом в своей жизни. Этот период в жизни человека характеризуется тем, что появляется ужасная усталость от жизни, ощущается пустота и не желание жить полной жизнью. Появляется навязчивое желание умереть, для того чтобы прекратить эту «бессмысленную» жизнь.

Жизненные кризисы

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-культурного окружения.

Теория психосоциального развития (по Эриксону)

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности. В свою очередь Пекк (Peck, 1968) настаивает на особой важности двух последних кризисов в жизни человека, переживаемых им соответственно в зрелом возрасте и в старости, и описывает проблемы, присущие этим кризисам (рис. 10.21).

Рис. 10.20. Американский психолог немецкого происхождения Эрик Эриксон (р. 1902). В 1933 году, получив по окончании школы Венского психоаналитического общества диплом психоаналитика, он эмигрирует в США. Эриксон, продолжая развивать теорию Фрейда, акцентирует внимание главным образом на проблемах адаптации человека к социальному окружению на протяжении восьми главных жизненных кризисов.

Рис. 10.21. Восемь психосоциальных кризисов, которые должен преодолеть человек в течение жизни (по Эриксону).

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот,- недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Читайте так же:  История первой любви актеры

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Пекк выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для развития аутентичной генеративности. Во-первых, речь идет о развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической храбрости. Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений уступила место их социализации (что соответственно приводит к ослаблению сексуальных ролей). В-третьих, необходимо противиться аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость, способствующую аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и пребывать в некоей психической ригидности.

[1]

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в полной мере, человеку необходимо, преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. Наконец. в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Оказавшись перед лицом смерти, человек переживает ряд этапов, описанных разными авторами. Элизабет Кюблер-Росс (Kiibbler-Ross, 1969) была одной из первых, кто проследил путь умирающих с того момента, когда они узнали о своем близком конце, до того, как они испустили последний вздох.

Возрастные кризисы в психологии

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Читайте так же:  Депрессия что делать

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и уверенности в себе. Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в кризисе.

Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Читайте так же:  Секрет ничего не бойся

Возрастные кризисы или что происходит с нами в 21, 25, 30 и 40 лет?

Время от времени с нами как будто что-то происходит: жизнь перестает радовать, будущее кажется мрачным, а перспективы – туманными. Оказывается, этому состоянию есть логическое объяснение – так действуют возрастные кризисы. Что это и каковы причины их появления? Как отличить кризис от темной полосы? На что они влияют? Найти ответы на эти и другие вопросы можно, познакомившись с четырьмя основными перекрестками судьбы, которые проходит каждый. Узнав о них больше, черт может показаться не таким страшным, как его малюет воображение.

Что такое возрастной кризис

Возрастной кризис — это процесс личностного развития, характеризующийся недолговременной продолжительностью и определенными психическими изменениями. Само слово «кризис» имеет древнегреческое происхождение и означает решение, поворотный пункт.

Его возникновение считается нормальным явлением, так как анализировать свои поступки, подытоживая достигнутое, – естественно для каждого. Осознанное принятие переломного момента означает, что человек готов к метаморфозам, усовершенствованию, самоанализу.

Степень проявления кризиса зависит от темперамента, особенностей характера, воспитания и многих других факторов. Психологи считают, что равномерное распределение эмоциональных нагрузок, когда каждый кризис возраста оставляет след в жизни человека, благоприятно влияет на становление сильной личности. В случае подавления переживаний внутри себя возникает опасность встретиться со снежной лавиной, созданной из не пройденных вовремя проблемных этапов.

Отличить приближение кризиса от обыкновенной усталости или нахлынувшей депрессии помогут психологические исследования, впоследствии которых удалось определить самый уязвимый возраст.

Возрастные кризисы

Кризис 21 года

К 21 годам у большинства уже имеется накопленный социальный опыт, диплом об окончании учебного заведения, а также множество планов, амбиций, поставленных целей. Фактически – это первая ступень взрослой независимой жизни, когда человек начинает самостоятельно зарабатывать деньги, жить отдельно от родителей, строить серьезные отношения с противоположным полом. Помешать взрослению под силу лишь нежеланию кормильцев отпускать своего ребенка во «взрослую» жизнь, что существенно затормозит процесс сепарации. Это может негативно сказаться как на отношениях между членами семьи, так и на уверенности в себе личности, переживающей непростой период.

Он вызван рядом внезапно возникнувших задач и восприятий: приходиться бороться за место под солнцем, постоянно доказывая свою самостоятельность и компетентность. Все выдается доступным и одновременно далеким. Кажется, что жизнь бьет ключом, приглашая взять от нее все. Мужчины хотят доказать окружающему миру, что сами управляют своей судьбой, поэтому часто меняют место работы, увлечения, друзей или партнеров.

В этом возрасте закладывается фундамент успешного становления личности, прочность которого непосредственно сыграет роль при переходе к следующим жизненным этапам. Поэтому 21 год – идеальное время для самореализации, поиска возможностей, саморазвития.

Кризис 25 лет

До 25 лет молодые люди, чувствуя свою исключительность, верят, что родились «под счастливой звездой», помогающей им достичь многого. Но с наступлением даты, знаменующей, что четверть жизни уже прошла, их охватывает панический страх перед будущим.

Человек может осознать, что ошибся в выборе профессии или в раннем создании семьи. Желание наслаждаться жизнью, иметь все и сразу, стать успешным разбивается об реальность, в которой нужно много работать и долго ждать. Неудовлетворенность личными возможностями, возникновение первых признаков старения, ощущение усталости повышают нервозность общего состояния, приводя к депрессии.

«А что, если нечего не получится?», «Наверное, я ничтожество», «Моя жизнь закончена, ведь я никогда не добьюсь успеха!» — это стандартный набор фраз, звучащих в голове человека, переживающего переломный период. Но стоит сменить профессию на более оплачиваемую, найти увлекательное хобби или встретить новую любовь, как проблемный период подходит к концу, знаменуя начало нового этапа.

Кризис 30 лет

Человек, достигнувший 30 лет, напоминает путника, который, добравшись до пункта назначения, сменил курс направления. Причиной такого поворота является переосмысление собственного образа жизни, смена приоритетов и «переоценка ценностей». Этот период называют кризисом «смысла жизни», потому что человек начинает задавать себе множество глобальных вопросов: «Чего я успел добиться в жизни?», «Неужели половину жизни я уже прожил?», «Как жить дальше?».

Их постановка подталкивает к кардинальным жизненным реформам в виде освоения новой профессии, переезда в другой город, изменение внешности или стиля одежды. Поиск себя знаменует, что наступает переход от беззаботной молодости до рассудительной зрелости, позволяющей узнать свою сущность.

Приходит понимание, что результат зависит не от «чуда» или «фортуны», а от того, сколько усилий приложено к достижению цели. Это приводит к корректировке жизненного плана путем воплощения в жизнь собственного потенциала. Общее состояние мужчины напоминает прозрение, нагрянувшее как гром среди ясного неба.

Кризис 40 лет

Если предыдущий переломный этап не привел к решению проблем, возникнувших внутри себя, через 10 лет он может вернуться с новой силой. Ему характерны чувства неудовлетворенности собой, сопоставление былых надежд с имеющей действительностью, экзистенциальные размышления. Мысли о том, что жизнь прожита зря, а время потрачено впустую сказывается на отношениях внутри семьи, коллегами на работе, лучшими друзьями.

Мужчина начинает чувствовать себя недооценённым начальством, так как в коллективе появляются «подающие надежду» молодые кадры, у которых перспектив куда больше, чем у 40-летнего сотрудника. Не менее удручающе выглядит обстановка дома, ведь дети повзрослели и, скорее всего, живут отдельно.

Все как будто наваливается «на одну кучу», сказываясь на общем психоэмоциональном состоянии: появляется апатия, чувство опустошенности, всплески агрессии. Жить становится неинтересно и скучно, поэтому не исключена тяга к эпатажности как попытка что-то изменить.

На этом поворотном пункте поддержка со стороны близких и самостоятельное стремление пережить нелегкий период без потрясений может помочь избежать депрессии, развода и других эмоциональных потрясений.

Возрастные кризисы, не смотря на «громкие» терминологические названия, на самом деле являются этапами роста, изменения и личностного развития. Каждый из них исполняет роль своеобразной пилюли, которая, безусловно, имеет побочные реакции. Тратить силы желательно именно на них, а не на попытки избежать на своем пути столкновения с перекрестками судьбы.

Что кризис вам готовит? Мифы о возрастных кризисах у взрослых людей

Правда, дети сами не называют это кризисом, да и взрослые придумали такое название относительно недавно. Хотя можно было назвать переходным этапом развития. Ну ладно, раз взрослым не нравится поведение ребёнка, пусть это будет кризис. Но вот правда ли, что в жизни есть такая реальность, как возрастной кризис взрослого человека? Предлагаю разобраться.

Читайте так же:  Зона с льготным социально экономическим статусом

В переводе с греческого языка кризис — «решение, поворотный пункт». Так вот, разные исследователи приводят свою периодизацию этих самых поворотных пунктов в жизни людей. Я не поленился и собрал всё воедино, получилось, что чуть ли не каждый год у человека может случиться кризис. Шихи Гейл утверждает, что они случаются раз в семь лет, в учебниках психологии вы найдёте:

новорожденный (1−10 дней);
грудной возраст (10 дней — 1 год);
раннее детство (1−3 года);
первое детство (4−7 лет);
второе детство (8−12 лет);
подростковый возраст (13−16 лет);
юношеский возраст (17−21 год);
зрелый возраст (первый период: 22−35 лет — мужчины, 21−35 лет — женщины;
второй период: 36−60 лет — мужчины, 36−55 лет — женщины);
пожилой возраст (61−74 года — мужчины, 56−74 года — женщины);
старческий возраст (75−90 лет — мужчины и женщины);
долгожители (90 лет и старше).

Самое интересное, что каждый период может быть обоснован или изменением социального окружения, или физиологическим развитием, а может — определёнными событиями: женитьба, расторжение брака, рождение ребёнка, увольнение с работы

Более того, если каждый человек внимательно посмотрит на свою жизнь, то кризисы обязательно найдёт, будет настаивать на объективности их возникновения и объяснять свои неудачи поворотными пунктами в жизни.

Давайте посмотрим с другой стороны и издалека.

В первобытном обществе про кризисы не знали. Главной задачей было выжить, размножиться и прокормиться. Принесли с охоты мамонта — хорошо, месяц едим. Вернулись без добычи, что — кризис? Нет, поиск еды. Выхода нет, переживать некогда, закон прост, нашёл добычу — выжил, не нашёл — умер. Какой кризис?

Интересно, у Сократа, Аристотеля, Сенеки, Эпиктета, были возрастные кризисы? Их тогда ещё не придумали, поэтому не было. Трудности были, сложные жизненные ситуации тоже случались — они закаляли волю и укрепляли дух.

А вот у некого Ивана Ивановича в 40 лет кризис может случиться. Почему? Так ведь он уже заранее об этом знает и теоретически подготовлен, что в этом возрасте что-то такое должно обязательно произойти. Тем более, что помнит, как это было в 30. Этого Ивана Ивановича я знаю — он бездельник. Ему не известно, зачем живёт, в чём смысл его существования. Утром просыпается, съедает бутерброд, идёт на работу. Там скучно, дома тоже делать нечего. Наступает вечер — уснул. Есть предположение, что данный персонаж уснул давно, он не живёт — спит. Как цветок в проруби, перемещается от одного края к другому и пока некоторое время не тонет. Бывает ветер и маленькие холодные волны, становится неуютно — это кризис, потом всё успокаивается и дрейф продолжается.

Вам такой персонаж знаком?

А в природе существуют кризисы? Например, у берёзы, хомяка, медведя? Или только человек разумный догадался себе их придумать?

Но вы только попробуйте отобрать этот миф у человека, душевно страдающего кризисом. Вас обвинят в чёрствости, непонимании и непросвещённости, поскольку все образованные люди знают — кризис возраста есть! И человек, его переживающий, может, например, мусор не выносить, на домашних повышать голос, делать глупости, бросать работу, усердно изображать унылое лицо, даже серьёзно заболеть в доказательство истинности переживаемого кризиса. Теперь есть всему объяснение, а совет заняться делом совсем не привлекателен. В страдании много вторичных выгод; в созидании, работе, развитии много трудностей. Догадайтесь, что выберет бездельник? Правильно, его выбор — кризис возраста, и чем чаще, тем лучше.

Нобелевский лауреат Альберт Швейцер спал по три часа, он опускал ноги в холодную воду, чтобы взбодриться, так как считал, что должен работать, чтобы закончить свой труд «Благоговение перед жизнью», а также продолжать лечить бесчисленное множество больных африканцев, жизнь которых зависела от Альберта Швейцера. Ему было не до возрастных кризисов, он знал свою миссию, любил своё дело, а трудности воспринимал как естественное явление, сопутствующее яркой и интересной жизни. А вы как живёте?

Притча про кризис и смысл жизни

Однажды по пути домой мудрец повстречался с человеком, который был настолько опечален, что, обходя по пути мудреца, случайно задел его плечом. Тот, в свою очередь, спокойно и вежливо обратился к нему с вопросом:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

— Скажи, почтенный человек, почему ты так печален, что ничего не замечаешь на своём пути?
— Прошу прощения, — сказал человек, не сбавляя шагу, — печален я потому, что у меня возрастной кризис, я потерял смысл жизни и переживаю, не могу ничего делать и буду искать, пока цель моя не достигнута.
— Что ж, — промолвил мудрый Учитель, — я слышал об одном человеке, у которого кризисы случались часто, и он тоже не мог найти смысл жизни.
— Надеюсь, истина открылась ему? — полюбопытствовал нетерпеливый попутчик.
— Да, он умер просветлённым, успев шепнуть тем, кто был рядом то, что понял, лишь умирая, ответил мудрец.
— И что же он сказал?
— Он сказал, что смысл жизни — это выбор…
— Что ж, спасибо тебе за беседу, — сказал человек, поклонился мудрецу и почти бегом продолжил свой путь.
— …выбор: либо жить без кризисов, либо всю жизнь потратить на переживания и поиски этого самого смысла, — закончил мудрец, но его слова прозвучали уже в пустоту. Случайный попутчик был уже слишком далеко.

Источники


  1. Гусев, А. Н. Общая психология. В 7 томах. Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. — М.: Академия, 2009. — 416 c.

  2. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.

  3. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.
  4. Рюриков, Юрий Яд и мед семьи. Семья и любовь на сломе времен / Юрий Рюриков. — М.: Молодая Гвардия, 2016. — 466 c.
  5. Чернобров, Вадим Формула любви / Вадим Чернобров , Екатерина Головина. — М.: Поколение, 2017. — 416 c.
Кризисы человека по годам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here