Ксенофобия в россии

Самое важное по теме: "ксенофобия в россии" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Ксенофобия в России: необъяснимая жестокость

Представители националистических организаций уверяют, что их лозунги и действия направлены лишь на то, чтобы защитить права русских. Но защищаются они — почему-то — кровью на улицах

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU — Число преступлений на национальной почве в России бьет рекорды прошлых лет. Иностранные студенты боятся выходить в одиночку на улицу и ездить в метро. Скинхеды атакуют выходцев с Кавказа и Центральной Азии, достается и всем остальным. Представители националистических организаций в ответ говорят, что с ксенофобией в России дела обстоят не хуже, чем на Западе, а в лозунге «Россия — для русских», по их мнению, нет ничего крамольного.

В этом году число преступлений на почве национальной ненависти достигло рекордного уровня. За первые месяцы 2008 г. от рук скинхедов погибли 37 человек, более 100 получили ранения, сообщила interfax.ru Галина Кожевникова, заместитель директора аналитического центра «Сова», который специализируется на мониторинге ксенофобии в России. «За весь прошлый год в результате нападений скинхедов погибли 72 человека, а за неполные три месяца 2008 года — уже 37. Рост жестокости очевиден», — отметила она. По ее словам, в 2008 г. расистские нападения произошли в 13 российских регионах. В числе традиционных «лидеров» — Москва, Санкт-Петербург и другие города-миллионники.

Директор МБПЧ Александр Брод сообщил сегодня «Интерфаксу», что «за январь-ноябрь 2007 г. можно говорить о 216 случаях нападений и конфликтов на почве ксенофобии, результатом которых стали 65 погибших и не менее 300 пострадавших». По его словам, чаще всего объектами ксенофобских нападений становятся русские (12 погибших, свыше 50 пострадавших в 2007 г.), узбеки (10 погибших, 8 пострадавших), таджики (6 погибших, 10 пострадавших), азербайджанцы (5 погибших, 43 пострадавший), армяне (5 погибших, 3 пострадавших) и киргизы (3 погибших, 4 пострадавших). По словам А.Брода, «лидерами» среди российских регионов по числу нападений на почве кенофобии остаются Москва и Московская область (40 погибших и 102 пострадавших в 2007 г.), Санкт-Петербург (5 погибших и порядка 40 пострадавших), а также Hижегородская область (253 пострадавших) и Ростов-на-Дону (4 погибших, 13 пострадавших).

Правозащитники считают, что распространение подобных воззрений отражает настроения российского общества. «Опросы показывают, что ксенофобией в той или иной степени больна половина россиян. Более того, эти настроения ужесточаются, ксенофобия сейчас у нас зашкаливает. Многие наши сограждане разделяют лозунг «Россия — для русских», и это ужасно. Это настроения, на которые ориентируются политики», — сообщила Кожевникова.

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева считает лозунг «Россия — для русских» неприемлемым. «Такие лозунги очень опасны для нашей многонациональной страны. Если ксенофобские настроения будут расти дальше, как это происходило в последние годы, то это будет очень опасно для государства», — сообщила она «Интерфаксу».

Кожевникова из «Совы» полагает, что проблему ксенофобии в ближайшее время решить не удастся, но попытаться сбить волну насилия можно. «Ведь в Москве правоохранительные органы «взялись» за радикальных националистов, но возникает другая проблема. На каждое усилие милиции и прокуратуры так называемое «подполье» будет принимать ответные меры», — сказала она. По словам Галины Кожевниковой, раньше скинхедами стремились стать только подростки из социально неблагополучных семей, а сейчас национал-радикалы — довольно серьезное движение, в котором все больше обеспеченных людей с высшим образованием. Она сказала, что в самом движение есть люди, которые стремятся к публичности, а также те, кто находится в глубоком подполье.

«Раньше националисты стремились строить свою деятельность по партийному принципу — создавать партии с уставами, членством. За последние несколько лет ситуация изменилась, появились сетевые организации, к примеру, Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), которое включает несколько организаций, объединенных под одним брэндом. У них есть претензии не на власть, а на некое теневое влияние», — утверждает Кожевникова. О структуризации и больше организованности ксенофобов и националистов упомянул и Брод. По его словам, «ксенофобские нападения все больше переходят в стадию хорошо организованных и подготовленных сплоченными группами радикальных националистов. При этом объектами агрессии становятся представители практически всех социальных групп, а также молодежных субкультур. Похоже, что рост подобных нападений будет наблюдаться и в дальнейшем». В этой связи логично вспомнить недавние события в центре Москвы, где неизвестные, предположительно принадлежащие у группе неонацистов, зарезали на улице юношу, шедшего с друзьями в ночной клуб. Юноша был членом организации «АНТИФА».

«Мы хотим напомнить о правах русских»

Представители националистически настроенных организаций опасения правозащитников не разделяют. «Ксенофобия — это тема, на которой правозащитникам можно поспекулировать, написать доклад, денежек немного получить», — сказал interfax.ru один из лидеров ДПНИ Александр Белов.

Он согласен, что в молодежной среде происходит некоторая радикализация, и объясняет это рядом причин. «Во-первых, сокращаются политические свободы для националистически настроенных организаций. Во-вторых, чем заниматься молодежи? К сожалению, количество бесплатных спортивных секций сокращается. Что, они вступят в «Единую Россию», в «Наши»? Не вступят», — сказал А.Белов. Он отметил, что в СССР тоже было уличное хулиганство, драки «улица на улицу», а сейчас люди стали объединяться не по территориальному признаку, а, к примеру, по этническому.

«На самом деле, ксенофобия — не только российская проблема. К примеру, в Великобритании преступлений на почве ксенофобии в десять раз больше, чем в России. О каких 70 тысячах скинхедах говорят правозащитники? Это вымысел и дезинформация. Создают угрозу там, где ее нет. Мы против мигрантов. В Европе сейчас также сильны антимигрантские настроения, и что тут плохого», — сказал Белов.

Он не согласен с критикой ДПНИ за лозунг «Россия — для русских». «В этом лозунге нет ничего опасного. Мы хотим напомнить о правах русских. Это не значит, что Россия — только для русских. Во Франции лозунг «Франция — для французов» нормально звучит и никто из-за него не переживает», — заявил один из лидеров ДПНИ. Зато переживают по этому поводу активисты гражданского общества. «Мы до сих пор не осознали, что у нас есть расизм. Считается, что это архаика. А на практике, все идеологи расизма из США и Европы третий год подряд приезжают в Москву на конгрессы, выступают в вузах. Власть молчит», — сообщил «Интерфаксу» член Общественной палаты и директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. По его данным, скинхеды в России уже представляют собой целую армию — в ее рядах состоит от 50 до 70 тыс. человек.

Читайте так же:  Полюбите это лето

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Русская ксенофобия

За последними антисемитскими скандалами стоит застарелый комплекс нетерпимости

— Знаю, знаю. Мы — тобою избранный народ, — говорит Богу Тевье, бедный еврей-молочник царских времен в ‘Скрипаче на крыше’, — но разве ты хоть раз не можешь выбрать себе кого-нибудь еще?

Российский антисемитизм снова встал на повестку дня, когда в прошлом месяце несколько политиков присоединились к призывам запретить все еврейские организации. Но вообще сегодня расизм и расисты в России в основном выбирают для своих нападений другие национальные меньшинства. Как печальное следствие националистического тона российских политиков, в стране продолжает шириться ксенофобия в отношении всех и вся. На прошлой неделе в Санкт-Петербурге убили и зарезали двух студентов из Северной Кореи, которым не исполнилось еще и двадцати — только в текущем году это было четвертое подобное нападение на иностранных студентов в городе. В прошлом году в том же Санкт-Петербурге были убиты девятилетняя таджикская девочка и вьетнамский студент. На другом конце страны, во Владивостоке, насмерть забили еще одного северокорейца, а в Воронеже, в самом сердце Европейской России, убили студента из Гвинеи-Бисау.

Все эти преступления совершают быстро растущие группировки российских ‘скинхедов’ — по данным Московского бюро по защите прав человека (Moscow Bureau for Human Rights), ‘скинхедов’ уже пятьдесят тысяч. Директор бюро Александр Брод рассказывает, что в прошлом году они совершили 44 убийства; кроме того, за ними около трехсот других случаев насильственных действий, и с каждым годом эти цифры увеличиваются на треть. По словам одного индийского студента, изучающего в Москве медицину, он выбирается в центр города только в составе большой группы и даже в том районе, где живет, отваживается ходить в одиночку только по утрам.

Точную статистику инцидентов на национальной почве составить трудно — в частности, потому что на них неохотно реагируют в полиции. Недавно начальник московской полиции вообще заявил, что в городе никаких скинхедов нет. По мнению социолога Александра Тарасова, дело в том, что ему приказали сконцентрировать свое внимание на других вызовах существующей власти, например, на протестах левой оппозиции. Многие иностранные студенты, как в Санкт-Петербурге, так и в других городах, могут засвидетельствовать, что полиция совсем не рвется их защищать.

Обычно ксенофобию объясняют двумя факторами. Первые говорят главным образом о событиях последних лет — дезинтеграции Советского Союза и трудностях 90-х годов. Действительно, скинхеды, многие из которых молоды, не имеют работы и стремятся, как выражается исследователь русского расизма Виктор Шнирельман, ‘почувствовать себя победителями, хотя бы и в пределах лишь своего города’, вполне вписываются в этот шаблон.

Также в него вписывается и новая ‘иерархия российских расизмов’. С одной стороны, до сих пор силен антисемитизм — как в парламенте, так и на улицах. В январе двое раввинов в Москве подверглись нападению в одном из подземных переходов: их избила группа людей, кричавших ‘Бей жидов!’. Один из них, Александр Лакшин, говорит, что когда он, весь в крови, зашел в магазин и попросил о помощи, ему велели убираться вон. Недавно по телевидению прошло телешоу, в котором речь шла об антисемитском письме российских политиков, и зрительское голосование выиграл коммунист-антисемит.

С другой стороны, людей очень многих национальностей (смотри схему) в России не любят еще больше, чем евреев. Сильнее всего ненавидят людей с Кавказа и особенно из Чечни, причиной чему, скорее всего, чеченские войны. Что немаловажно, предубеждения против всех жителей Юга (а среди них есть и христиане) в России сильнее, чем против мусульман из центральных регионов страны — к примеру, из Татарстана.

Пик насилия против кавказцев пришелся на период после резни в школе в Беслане, произошедшей в прошлом году, но и каждый день нерусских людей подстерегает опасность быть оскорбленными или подвергнуться нападению. Волну насилия против кавказцев не остановил даже скандал, случившийся прошлой осенью, когда в полиции избили полковника российских ВВС, кавалера многих орденов и дагестанца по национальности. Чеченец Аслан, житель Москвы, рассказывает, что полиция требует с него и его соотечественников огромные взятки; люди не хотят сдавать им квартиры и принимать их на работу.

— Сегодня это мы, — философски говорит он, — но вчера это был кто-то другой, а завтра будет кто-нибудь еще.

Понятно, что удел Аслана стал намного горше благодаря недавним событиям на Кавказе. Однако, если проанализировать явление русского расизма несколько глубже, то станет ясно, что он проистекает из более старых социальных и культурных источников и корнями уходит еще в царскую Россию. Социальные и культурные факторы, которые его обусловливали, вышли на поверхность, как только это стало возможно, но даже при советской власти, хотя она и проповедовала идеологию братской любви, никогда до конца не исчезал.

В конце концов, бытовые нападения на кавказцев, которых еще с советских времен не любят за то, что они доминируют на московских продуктовых рынках — явление отнюдь не новое. Взгляд на людей с Кавказа как на врагов поддерживается старыми корнями этнического национализма, очень сильными в умах всего населения. По данным опроса центра Левады, проведенного в декабре, 59 процентов респондентов заявили, что разделяют идею ‘Россия для русских’.

[1]

В какой же степени следует винить в происходящем правительство? Да, президент России Владимир Путин осудил антисемитское письмо, но существует еще ‘серая область’ между ксенофобией и тем сортом параноидального национализма, который поддерживают господин Путин и основные российские политики — привычка до неприличного быстро сваливать на ‘чужих’ всю вину за российские беды.

Республика скинхедов («Sueddeutsche Zeitung», Германия)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ксенофобия в россии

Ксенофобия в России: правда и домыслы

На одном из общественных форумов высказался о ксенофобии в России, имея ввиду её бытовой характер:

— Проблемы ксенофобии кажется пока не лечат клиническим путём. А то бы в отдельно взятой стране не нашлось бы достаточного обслуживающего персонала.

Читайте так же:  Кризис 7 лет у ребенка возрастная психология

Получил ответ:

— я согласна с вашим диагнозом. Но согласитесь, друг мой, что в России ксенофобия вовсе не проблема, а движущая сила общества!

Ответил:

— Дорогая подруга, это было при Ленине-Сталине, но сегодня я с этим не могу согласиться. Да, она используется политическими маргиналами для шельмования (типа Медведев, Эльцин и Путин — евреи), но в целом не создаёт крупного политического капитала. То факт, что Жириновский является председателем крупной партии, несмотря на то, что давно перестал скрывать папу еврея (кстати, женившегося на женщине с 4 детьми), говорит всё-таки о терпимости.

Любопытно, что в отличие от Жириновского, Ходорковский, имеющий точно такое же этническое происхождение воспринимается чужаком. Почему такое произошло? В дихотомии мужик, который и водку пьёт и в драку лезет против интеллигента Ходорковского народ выбирает первого? Я думаю, ненависть к Ходорковскому не этнического характера, хотя папа добавил соли, а социального. Ответил:

Ещё во второй половине 19 века, славянофилам во главе с Хомяковым удалось начать внедрение в массовое сознание идеи славянского социалистического братства в противовес, как мы его теперь называем, западной глобализации. Семя, брошенное в нечернозёмную почву России проросло народничеством и позже социал-демократизмом с Плехановым и более радикальным борцом с глобализацией — Бакуниным. Результат все мы знаем, Россия разродилась революцией, в отдельно взятой стране. И хотя с социализмом покончено в России уже как 20 лет, социдеи очень живучи.

Помню как в 2000 сидел в парикмахерской в одном провинциальном областном центре того же Нечерноземья. Моя парикмахерша была готова растерзать клиента коллеги, вся вина которого была в том, что он бизнесмен (видимо, некрупный поскольку терпел такую парикмахерскую) и имеет неработающую жену. А это было показателем нечестного труда в глазах труженицы серпа ножниц.

Тогда я подумал, как же всё таки глубоко в этом народе сидит социализм с его идеями бедного равенства. Вы скажете, что это просто зависть? Но зависть чаще всего пассивное чувство и во многих странах не выплёскивается в таких открытых формах. В любом случае, 40 лет хождения по пустыни для отброса старой идеологии России, боюсь, не хватит.

«Научные статьи, доклады, лекции, эссе преподавателей и студентов России»

Национализм и ксенофобия в политической жизни современной России

В настоящее время большое количество стран стремится к объединению для решения проблем мирового масштаба. Процесс такого единения называется глобализацией. Она изначально предполагалась как явление, приносящее исключительно положительный результат, поскольку культурное, научное, техническое взаимопроникновение вывело бы развивающиеся страны на новый уровень, а позиция развитых стран бы только укрепилась. Но все люди разные, все они преследуют свои определенные цели, у каждого человека формируется или уже сформировано мировоззрение. Подобные различия способны повлечь за собой накопление противоречий, которые, к сожалению, способны перейти в конфликты значительных масштабов. Одним из таких считается национализм, один из видов ксенофобии.

Термин «ксенофобия», если переводить дословно, означает боязнь чего-либо чужого, отличающегося от привычного. Ксенофобию можно назвать инстинктом человека, который он унаследовал от животных. Ведь все «не свое» несет опасность, поэтому следует избегать этого. Аналогичная ситуация происходила и в первобытном обществе: чужими признавались другие племена, ведь они имели другие обычаи и традиции, другой язык и зачастую несли реальную угрозу. Мало того, представители «чужих» племен не только считались врагами, их редко принимали за людей.

Ксенофобия присутствует и в современном обществе. Конечно, она проявляется не в той форме, в какой ее видели в первобытном обществе. Но, несмотря на это, чувство принадлежности к определенной группе в человеке остается и по сей день. В России это выражается в чувстве, которое составляет ядро национализма. Национализм – это идеология, которая признает самую высокую ценность нации. Однако не следует путать понятия «националистическое» и «национальное». Первое означает что-то опасное и агрессивное, в то время как второе описывает единство и дружелюбность.

Мы привыкли воспринимать ксенофобию как расовую или национальную нетерпимость. Углубившись в эту проблему, можно увидеть, что боязнь чужого так же отражается и на религиозной, политической идеологической сферах.

Распространение подобных взглядов стало особенно популярным в России после Октябрьского переворота. Это событие повлияло на то, что представители многих слоев общества подверглись жесткой дискриминации.

Вместе с этим молниеносно менялись стандарты и понятия: несмотря на оказанную друг другу поддержку во время революции, после нее люди снова становились чужими. В те времена главным было наличие врага, наличие чужого, в чью сторону можно направлять агрессию.

Казалось бы, с течением времени мировосприятие людей должно было поменяться, они должны были осознать, что их боязнь неизведанного не должна приводить к появлению дискриминации. Однако изменился только характер ксенофобии. Она трансформировалась, но сущность ее осталась прежней. Для того, чтобы в этом убедиться, рассмотрим ситуацию в современной России.

Социологическое исследование показало, что на данный момент основными чертами идеологии России в наше время являются ксенофобия и национализм. Такая ситуация негативно влияет как на взаимоотношения людей, так и на положение в стране. Появляется тенденция объединяться против общих «чужих», и в то же время все нарастает недовольство граждан подобным. Еще одним крупным фактором является поведение людей в социальных сетях. Анализ показал, что представители разных идеологических групп так и не стремятся наладить между собой контакт, все больше обостряя ситуацию и накаляя отношения.

Зачастую национализм приравнивают к патриотизму. С точки зрения сущности эти два понятия не имеют ничего общего, но, несмотря на это, грань между ними все больше и больше размывается. На самом деле националисты прикрываются патриотизмом, а различные СМИ охотно их в этом поддерживают. Проявляя негатив по отношению к другим нациям, люди пытаются показать свою любовь к родине. Как говорил итальянский философ Умберто Эко, который охарактеризовал психологию националистов: «Единственное, что может сплотить нацию, – это враги».

Я считаю, что в современном обществе ксенофобия практически всегда имеет политические истоки. В России она является одним из основных инструментов осуществления политики государства. Фобии, связанные с национализмом, через политическую элиту проникают в массы. Этим государство порождает низовую ксенофобию, которая охватывает все общество. Национальная неприязнь проявляется в речах политических деятелей, к которым прислушиваются люди. Так, например, В.Жириновский в одном из своих выступлений призвал к выселению из Москвы лиц кавказской национальности. Подобные вещи подогревают националистические взгляды, способствуют появлению необоснованной агрессии в адрес других национальностей.

Читайте так же:  Полюбил не прикасаясь

Национальный вопрос – не та проблема, которую можно решить, приняв определенные законы или издав распоряжения. Как я уже говорила ранее, ксенофобию нельзя ликвидировать, но можно видоизменить, подстроить под данное общество. Для этого необходимо воспитывать в людях уважение к тем, кто их окружает с самого детства. Тогда у нас появится шанс свести проявления ксенофобии к минимальному уровню.

Таким образом, в России из всех видов ксенофобии преобладает именно национализм. Это происходит в связи с тем, что люди осознают, что они отличаются чем-либо от других и это перерастает во враждебный настрой. Именно он приносит людям чувство страха, нетерпимость к другим и наделяет собственную этническую общность наилучшими качествами. Это служит оправданием отрицательного восприятия всех «чужих».

Все за сегодня

Война и ВПК

Мультимедиа

Ксенофобия в России: фантомные боли, или поиск врага

‘Центр тяжести’ ксенофобии в России сместился в сторону кавказофобии и китаефобии, оттеснивших антисемитизм на второй план

Серия громких преступлений на почве национальной ненависти, прокатившаяся в последние месяцы по России, заставила обратить внимание на ситуацию, связанную с развитием ксенофобии в стране.

В начале мая базирующаяся в Лондоне правозащитная организация ‘Международная амнистия’ опубликовала доклад, озаглавленный ‘Российская Федерация: разгул расизма и ксенофобии в российском обществе’. Документ начинается с такой фразы: ‘Сообщения о расистских нападениях и убийствах иностранцев и представителей этнических меньшинств в России вызывают тревогу, и, как кажется, это происходит все чаще и чаще’. Далее в докладе говорится, что реакция российских властей на проблему расистского насилия носит вопиюще неадекватный характер, а милиция и прокуратура зачастую отказываются признавать расистский характер этих нападений и убийств, сообщает www.svobodanews.ru. Более того, в докладе утверждается, что российские государственные должностные лица, в частности, сотрудники правоохранительных органов, сами занимаются дискриминацией. ‘Международная амнистия’ подчеркивает: в России любой человек, включая этнических русских, может стать жертвой нарушения прав человека.

По данным социологических опросов, проведенных российским Левада-центром в августе 2005 г., 50% россиян выступают за ограничение проживания на территории России выходцев с Кавказа (в

2004-м — 46%), китайцев — 46% (соответственно — 39%), вьетнамцев — 42% (39%), выходцев их бывших среднеазиатских республик СССР — 31% (31%), цыган — 30% (32%), евреев — 18% (15%), украинцев — 8% (в 2004 г. — 8%). В целом 11% выступают за ограничение прав проживания всех наций, кроме русской (в 2004 — 14%). И лишь 5% затруднились ответить.

Кроме того, 46% опрошенных считают, что русские живут беднее, чем представители других народов. 37% согласились с суждением ‘во многих бедах России виновны люди ‘нерусских’ национальностей’ (в 2004 г. количество таких людей было равно 42%). 12 % заявили, что они часто чувствуют враждебное отношение к себе представителей других национальностей, а 13% сами часто враждебно настроены по отношению к ‘чужим’. 45% считали, что национальные меньшинства имеют слишком много власти в России, а 44% находили полезным ограничить влияние евреев в политике, бизнесе, образовании, шоу-бизнесе и т.д.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно опросу, проведенному тем же Левада-центром в ноябре 2005-го, лозунг ‘Россия для русских’ вполне поддерживают 16% опрошенных, с оговорками (‘осуществить, но в разумных пределах’) еще 37%, относятся к нему отрицательно (‘это настоящий фашизм’) 23%, остальные 25% отвечают, что это их не интересует, не задумывались над этим или затрудняются ответить.

Наиболее ‘нелюбимые’ народы, согласно этому опросу, выстраиваются в следующем порядке. Наибольшее количество отрицательных эмоций — 51% — у опрашиваемых вызывали чеченцы и цыгане (подобный высокий уровень неприязни по отношению к цыганам держится с 2002 г., по отношению к чеченцам — с 1996-го). За ними следуют азербайджанцы — 32% (этот уровень с колебаниями то в одну, то в другую сторону остается неизменным последние девять лет) и арабы — 22%. Третью позицию занимают американцы — 19%, за ними следуют евреи и эстонцы — по 13% , немцы и японцы — по 9%.

Эти данные показывают, что ‘центр тяжести’ ксенофобии в России сместился в сторону кавказофобии и китаефобии, оттеснивших антисемитизм на второй план. Это, впрочем, не делает его менее опасным, тем более что в настоящее время не прекращаются попытки институционализации антисемитизма — начиная с появления в январе 2005 г. ‘письма 500’, которое подписали ряд депутатов Госдумы, до действий группки циничных политиков-антисемитов, пытающихся сделать себе на застарелых мифах политический капитал. В числе прочего возрожден и активно ‘продвигается’ в ‘патриотических’ кругах такое, казалось бы, ‘несовременное’ обвинение, как ‘кровавый навет’.

В России ежегодно совершается несколько сотен нападений и примерно два десятка убийств на почве этнической ненависти (печальный рекорд поставлен в

2004 г., когда за иной разрез глаз или цвет кожи было убито около 40 человек).

Причин подобного бурного роста ксенофобии несколько.

Последние полтора десятилетия Россия переживает ускоренную модернизацию своего общественного строя. В результате незавершенности или непродуманности ряда реформ многие жители России потеряли свое прежнее устойчивое положение и оказались на более низких ступенях социальной лестницы.

Второй значительной причиной роста ксенофобских настроений является начавшаяся в первой половине 1990-х массовая миграция из Средней Азии и Закавказья, а также из республик Северного Кавказа в т. н. ‘русские регионы’, не испытывавшие до того подобного миграционного воздействия. Из-за различия менталитетов ‘коренных’ и приезжих и вызванного этим взаимонепонимания миграция часто воспринимается как ‘нашествие’, несущее исключительно отрицательные последствия. Кроме того, на фоне падения жизненного уровня внешнее благополучие отдельных представителей диаспор воспринималось как несправедливое и достигнутое за счет ‘коренного населения’ (то, что основная часть приезжих — это трудовые мигранты, которые выполняют разного рода малооплачиваемые и трудоемкие работы, естественно, не учитывалось массовым сознанием), а их сплоченность — как доказательство ‘мафиозности’ мигрантов. А самоустранение властей от интеграции мигрантов в российское общество усиливало у населения ощущение брошенности в ‘кольце врагов’.

Впрочем, ксенофобию в своей предвыборной агитации охотно используют для привлечения избирателей и представленные в Государственной Думе партии. Особенно сильно этим грешили ‘Родина’ и ЛДПР. Впрочем, ксенофобские мотивы встречались и у, казалось бы, ‘интернационалистичных’ коммунистов и даже у представителей партии власти ‘Единая Россия’ (это свидетельствует не столько о ксенофобских настроениях власти, сколько о том, что в ‘ЕР’, как в свое время в КПСС, под одной крышей собрались абсолютно разные люди).

Читайте так же:  Большакова алалия работа на начальном этапе

Значительную роль в раздувании ксенофобии сыграли российские СМИ. При этом в погоне за сенсацией журналисты достаточно часто использовали непроверенную или недостоверную информацию о тех или иных этносах или конфессиях, которая воспринималась населением, привыкшим верить СМИ, как истина. Некоторые издания регулярно публикуют статьи, из которых предстают образы вредоносных ‘чужаков’ — ‘цыган-наркоторговцев’, ‘преступных кавказцев’, ‘мигрантов’, ‘заполонивших’ российские города. В результате в массовом сознании утвердились ‘типичные образы’ представителей национальных, религиозных и иных меньшинств, составленные исключительно из отрицательных черт.

К сожалению, власти с непонятным бесстрастием относились к распространению ксенофобской пропаганды. Многочисленные обращения правозащитников с требованием привлечь к ответственности тех или иных лиц, распространявших ксенофобскую литературу, остались без ответа. В ряде случаев лиц, совершивших преступления (избиения или убийства) на почве этнической ненависти, объявляли ‘хулиганами’, и, соответственно, снижали им сроки заключения. Последним подобным случаем стало решение присяжных, судивших группу подростков, подозревавшихся в убийстве 9 февраля 2004 г. девятилетний таджикской девочки Х.Султоновой. Основной подозреваемый ‘разжалобил’ присяжных, в результате чего был признан виновным лишь в грабеже.

В тоже время уровень уличного насилия со стороны скинхедов (по данным независимых исследователей, их насчитывается не менее 50000, в то время как во всем остальном мире — 70000) постоянно растет, а сами эти преступления становятся все более дерзкими. Нападения в подворотнях и на узких улицах постепенно уступает место убийствам в самом центре города в людных местах, днем (именно так был убит студент-антифашист Т.Качарава в С.-Петербурге в ноябре 2005 г. и студент В.Абрамянц в московском метро 21 апреля н.г.). Подобное насилие неизбежно вызовет (да, собственно, уже вызывает) ответные насилия — со стороны представителей т.н. ‘красных скинхедов’, антифашистов, иммигрантов и трудовых мигрантов, студентов-иностранцев. Последние, к примеру, уже несколько раз заявляли, что могут создать свою организацию самообороны по типу знаменитых ‘Черных пантер’. Это приведет к геттоизации различных этнических групп и появлению в реальной жизни ‘страшилок’ из ‘патриотических’ СМИ — территорий, контролируемых той или иной национальной группировкой, обеспечивающей защиту от ‘чужаков’.

На этом фоне представляется достаточно реальным и вариант, при котором власти разворачивают борьбу с ксенофобией — естественно, не из альтруистических соображений, а из-за боязни, что страна утратит управляемость, а нарастившие политический капитал на ксенофобии демагоги займут их места.

Кроме того, постоянные сообщения о нападениях и убийствах на почве этнической ненависти не способствуют сохранению имиджа России как великой державы.

В настоящий момент мы наблюдаем попытку такой борьбы — проводятся аресты, возбуждаются уголовные дела, националисты рассылают панические письма с призывами ‘жечь бумаги и чистить жесткие диски компьютеров’. Однако при этом непонятно, как далеко зайдет эта борьба, и сохраняются подозрения, что все ограничится кампанейщиной, которая закончится сразу же после встречи ‘восьмерки’.

Третья важнейшая мера по борьбе с ксенофобией связана со СМИ. Требуется немедленно прекратить разжигание ксенофобии в массмедиа, когда популярные газеты и журналы представляют те или иные народы в виде преступников. Возможно, также принятие каких-то дополнительных нормативных актов для регулирования таким же образом деятельности Интернет-СМИ. Со своей стороны журналисты и редакторы не должны предоставлять в своих изданиях слово ксенофобам и расистам, противостоять ‘языку вражды’.

Правозащитные организации должны осуществлять общественный контроль деятельности правоохранительных органов, активнее сотрудничать с ними по противодействию ксенофобии, предоставлять экспертов, обращать внимание на активность идеологов шовинизма, снабжать справочно-методической литературой, знакомить с международным опытом противодействия расизму и дискриминации, активизировать российскую интеллигенцию, вовлекая ее в антифашистскую деятельность.

Московское бюро по правам человека, специально для ‘ЗН’

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ксенофобия в России

Исследование проблемы ксенофобии в России. Существенное отличие между понятиями ксенофобия и национализм. Анализ статей газеты «Известия» с 10 по 16 апреля 2006 и построение графиков изменения остроты этой проблемы судя по объему рассматриваемых статей.

Рубрика Социология и обществознание
Вид творческая работа
Язык русский
Дата добавления 29.01.2010
Размер файла 45,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение. Постановка цели, формулировка задачи

Ксенофобия существует столько же, сколько существует мир человеческих отношений. Для России проблемы ксенофобии и межэтнических конфликтов всегда были крайне актуальны, но в последнее время разгул национализма в нашей стране приобрел просто катастрофический масштаб.

Цель работы: исследовать, насколько остро эта проблема стоит в современном обществе, как много уделяется ей внимания, и как эти показатели развиваются во времени.

1. Определение предмета и объекта анализа

Предмет анализа: проблема ксенофобии в России.

Объект анализа: выпуски №№ 62, 63, 64, 65, 66 ежедневной газеты «Известия» за неделю с 10 по 16 апреля 2006 года.

За точку отсчета принимаю событие: убийство сенегальского студента Лампсара Самбы в Санкт-Петербурге 7 апреля 2006 года. Но в исследовании также будут задействованы статьи об инциденте, случившемся ранее: избиении министра культуры Кабардино-Балкарии Заура Тутова 1 апреля 2006 года.

2. Операционализация понятий:

Единицы анализа — понятия:

расовая ненависть основные понятия

политическая косвенные понятия

фашистская (нацистская) атрибутика,

агрессивно настроенная толпа понятия, обозначающие людей/

националисты объединения людей

нападение другие понятия, более обобщенные

Ксенофобия — (от греч. xenos — чужой и fobos — боязнь):

1.Навязчивый страх перед незнакомыми лицами.

2.Ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Словарь иностранных слов

3.Неприязнь, нетерпимость, ненависть и презрение к лицам иной веры, культуры, национальности, расы. Краткий словарь по социологии

4. Болезненное состояние психики или мировоззрения, заключающееся в боязни или ненависти чуждого. Часто имеет конкретное наполнение, а именно проявление ненависти к чужому (воспринимаемому, как непонятное, непостижимое, а поэтому опасное и враждебное) по принципу национального, религиозного или социального деления. Ксенофобия, воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной возникновения вражды по указанным признакам.

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью придания им большей привлекательности.

1.чувство превосходства своей нации над другими, проявление национального антагонизма и изоляционизма; идеология и политика, основанная на таком чувстве.

[3]

2.верность, преданность своей нации, в особенности чувство национального самосознания, делающее упор на продвижении национальных интересов и культуры; идеология, основанная на таком чувстве.

Читайте так же:  Тургенев первая любовь сколько страниц

Национальность означает принадлежность к какой-нибудь нации, хотя и является более узким понятием, поскольку нация может объединять несколько национальностей. Например, российская нация включает более 150 национальностей

Раса — это исторически сложившаяся группа человечества, объединенная общностью наследственных признаков (цветом кожи, глаз, волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения. Выделяют европеоидную, негроидную и монголоидную расы.

Религия — это одна из форм общественного сознания, совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. К мировым религиям относятся буддизм, ислам, иудаизм, христианство. Различных систем верования насчитывается несколько тысяч.

Ненависть — это чувство сильной злобы, неприязни; стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответствующую оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него. Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний; предметом ненависти в таких случаях становится реальная или воображаемая причина этих событий.

Расизм и ксенофобия в России: итоги за июнь 2016 года

Публикуем аналитический материал о проявлениях расизма и ксенофобии в России. Текст составлен сотрудниками антифашистского аналитического центра «СОВА».

В июне 2016 года от нападений расистов пострадало не менее 4 человек в Санкт-Петербурге и Свердловской области. Футбольные хулиганы по своему пережили проигрыш России Англии на Чемпионате Европы. В ночь с 14 на 15 июня 2016 года в Екатеринбурге группа из девяти молодых людей напала на посетителей гей-бара Mono, выкрикивая «Россия — чемпион». Нападавшие также стреляли из пневматичекого оружия.

Всего с начала года от расистского насилия погиб 1 человек и было ранено 30 человек, два человека получили угрозу убийством. Инциденты были зафиксированы в 8 регионах России.

Публичная активность ультраправых в июне была невысока. Вероятно, самым громким сюжетом для националистов стал вопрос о переименовании в Санкт-Петербурге моста в честь Ахмата Кадырова. Почти все без исключения ультраправые организации высказались негативно по этому поводу, а позже сделали репост фотографии с появившимся на мосту баннером с цитатой из А. Кадырова об убийстве русских и граффити с изображением Юрия Буданова на опоре моста. Переименование моста стало поводом для проведения публичной акции, а именно -возложения 19 июня цветов к граффити. Организатором акции стал один из лидеров «Санкт-Петербургского клуба читателей «Спутника» Александр Калинин. Мероприятие посетил Д.Бобров с несколькими « соратниками » .

Можно отметить акцию памяти Юрия Буданова, которую 12 июня в Екатеринбурге провели сторонники группы «Русский марш» (Максим Вахромов). Акция была очень немногочисленной, несколько человек возложили цветы к памятнику «Черный тюльпан».

Рейдовая активность ультраправых в июне также была заметной. В Москве активисты проекта «Лев против» в ходе рейда по борьбе с распитием алкоголя в публичных местах нападали на людей. В одном из парков города шестеро борцов за трезвость с видеокамерой отбирали у пьющих людей алкоголь, а потом сдавали их полицейским, патрулирующим парк. Активисты вели себя грубо, игнорировали просьбы людей не снимать их на видео и не светить в лицо специальным оборудованием для съемок в ночное время.

[2]

Нам известно только об одном акте ксенофобного вандализма — в июне 2016 года в городе Бийске Алтайского края был осквернен памятник Ленину. Всего с начала 2016 года в России мы зафиксировали 18 актов ксенофобно мотивированного вандализма в 15 регионах страны. Нам неизвестно о вынесенных в июне приговорах за расистское насилие, в котором мотив ненависти был признан судом. Всего за полгода было вынесено не менее 11 приговоров за насильственные преступления, в которых суд признал мотив ненависти. В этих процессах были осуждены 18 человек в 11 регионах страны.

За ксенофобную пропаганду в июне 2016 года было вынесено 17 обвинительных приговоров в 14 регионах страны. По этим приговорам было осуждено 17 человек.

Стоит отметить и задержание 22 июня 2016 года в Москве активиста «Народного ополчения России» Юрия Екишева по делу по ст.282 (возбуждение национальной ненависти) за публикацию в 2014 году видеоролика в интернете. По этому же делу в Москве прошел обыск и у другого активиста «Народного ополчения России», одного из членов недавно созданного «Общерусского национального движения под руководством Игоря Стрелкова» (ОНД) Максима Калашникова (Владимира Кучеренко).

Всего с начала 2016 года за ксенофобную пропаганду был вынесен 101 приговор против 114 человек в 53 регионах страны.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В июне Федеральный список экстремистских материалов пополнялся пять раз (2, 10, 14, 20 и 29 июня) — в него были внесены пп. 3523-3646. Список пополнили: видеоролики наци-скинхедов и мусульманских боевиков, выложенные в социальной сети «ВКонтакте», объявления «Правого сектора», брошюры Свидетелей Иеговы.

Источники


  1. Кирдий, Виктория Картинки для ваших сказок о любви / Виктория Кирдий. — М.: Контакт-Культура, 2010. — 436 c.

  2. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.

  3. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.
  4. Удилова, Ирина История реальной любви. Секреты счастливых отношений. Великолепные отношения (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 608 c.
  5. Кичаев, Александр Как сохранить семью. Источник любви (комплект из 2 книг) / Александр Кичаев , Свагито Р. Либермайстер. — Москва: РГГУ, 2012. — 688 c.
Ксенофобия в россии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here