Культура отношений в семье

Самое важное по теме: "культура отношений в семье" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Культура семейных отношений

Культура семейных отношений – совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, определяющие умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения.

Семья как один из основных социальных институтов обеспечивает взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Но к семейной жизни нужно систематически и последовательно детей готовить, формируя у них основы семейно-бытовой культуры, которая опирается на систему нравственного воспитания и все компоненты, составляющие базовую культуру личности, включает в себя половое и гендерное: воспитание.

Половое воспитание – систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей; процесс адекватной половой ориентации и идентификации и овладения подрастающим поколением нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов.

Задачи полового воспитания:

· правильная половая идентификация (отождествление);

· формирование нравственных межполовых взаимоотношений;

· подготовка подрастающего поколения к семейно-брачным отношениям, воспитание культуры чувств – привязанности, дружбы, любви, верности, долга, заботливости, ответственности, бескорыстия, сострадания и т. п.;

· формирование репродуктивной установки (на рождение и воспитание детей);

· половое просвещение, формирование научных понятий о биологических и социальных проблемах пола, особенностях развития и поведения мужчины и женщины.

Половое созревание – сложный процесс, в котором физиологические изменения не только воздействуют на психику, но и сами в известной мере контролируются сознанием, зависят от образа жизни ребенка. Возникающие у детей неосознанные сексуальные ощущения корректируются путем воспитания чувств, воли, нравственных привычек.

Сексуальное развитие человека – это постепенное развитие, начиная с раннего возраста и до степени, свойственной взрослому человеку, комплекса свойств и качеств, характеризующих половую принадлежность каждого человека. Важнейшая педагогическая задача, с учетом этапов и особенностей сексуального развития ребенка – предупредить гипертрофированный интерес к половому развитию, но не игнорировать его значимость.

Ребенка с раннего возраста надо сознательно программировать на определенную половую роль – мальчика-юноши-мужчины, девочки-девушки-женщины. Это делается в интересах общества и государства, чтобы происходила правильная половая идентификация – отождествление себя с соответствующим

полом и формирование ролевого поведения, свойственного этому полу. Происходящие в мире маскулинизация женщин и феминизация мужчин – явление, имеющее негативные последствия в масштабах всего народонаселения Земли.

М. Козакевич описывает три модели полового воспитания.

Рестриктивная(репрессивная). Объем информации: чем меньше, тем лучше. Содержание информации: нельзя делать то-то и то-то, потому, что . и это единственно хороший путь. Общий тон: нет.

Пермиссивная(либеральная). Объем информации: вся информация. Содержание информации: могут быть следующие пути . Все пути хороши. Общий тон: да.

«Золотой середины»(демократическая). Объем информации: необходимая информация. Содержание информации: делай так, а не иначе, ибо . Есть много путей – выбирай лучший. Общий тон: да, но.

В. Е. Коган перечисляет следующие требованияк организации полового воспитания и просвещения:

· использование научных знаний, реальных ситуаций и явлений в качестве примеров;

· соотнесение целей и задач полового воспитания с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых;

· направленность против нежелательных проявлений;

· выработка индивидуальных нравственных приемлемых ориентации и мотивов;

· адресность полового воспитания (по возрасту, полу, социальному и культурному уровню и т. п.);

· последовательность, непрерывность, преемственность процесса полового воспитания;

· доверие к переживаниям и проблемам воспитанников;

· деловое и серьезное отношение к обсуждению проблем пола и секса;

·контроль и поддержка.

В целях полового воспитания целесообразно организовывать совместные коллективные формы работы, совместный отдых и труд мальчиков и девочек с ненавязчивым, но целенаправленным формированием межполовых взаимоотношений, установлением границ возможных отношений, накоплением опыта неполовой любви. Большое значение имеет передача детям и подросткам и усвоение ими на каждом возрастном этапе необходимой информации в области сексуально-полового просвещения.

Определенный процент детей в настоящее время начинает половую жизнь в 12–13 лет, не зная самых элементарных вещей о предохранении от беременности, заражении инфекционными заболеваниями, тяжелых последствиях ранней половой жизни для дальнейшей взрослой жизни, создания семьи, рождения детей.

В современной ситуации половой распущенности, снижения общественного влияния нравственных норм, регулировавших раньше взаимоотношения между полами, бесконтрольности и чрезмерной раскрепощенности средств массовой информации в вопросах половых взаимоотношений (особенно телевидения) роль школы и семьи в вопросах сексуально-полового воспитания и просвещения значительно возросла.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10119 —

| 7761 — или читать все.

Культура семейно-брачных отношений

Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи. Необходимость сравнения социальных представлений в сфере семейно-брачных отношений российской молодежи и молодежи других развитых стран особенно важно в контексте изучения глобальных тенденций развития института семьи с учетом российской специфики на ближайшие 20 — 30 лет, учитывая роль молодежи в замещении уходящих поколений.

Регистрируемый брак во все большем масштабе утрачивает значение терминальной ценности и приобретает черты ценности инструментальной.

Статистика последних лет не оставляет никаких сомнений: число браков уменьшается, а разводов, наоборот, увеличивается. Откладывание браков и рождения детей деформирует традиционную модель жизненного цикла человека и семьи.

в современном браке доминирующей ценностной ориентацией является любовь и связанное с ним личное счастье, эмоциональный комфорт в семье. Здесь, казалось бы, есть противоречия между представлениями о важнейших функциях семьи, где на первом месте — рождение и воспитание детей, и оценкой значения семьи для каждого из членов семьи как личности, когда главным они считают любовь.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8289 —

| 7246 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Характеристика семейных отношений. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие ребенка. Культура отношений в семье.

Семейные взаимоотношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):

• диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;

• опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений; она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, по-

Читайте так же:  Бросил пить плюсы

• мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;

• сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:

• авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

• авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;

• авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;

• авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;

• авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;

• авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;

• авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;

• авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;

• авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

Тема: Супружеские отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений

Проблемный вопрос:

1. Каким образом предпосылки супружеского благополучия соотносятся с типами супружеских отношений?

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема значимых отношений в системе психологического знания (Л.Я.Гозман, М.М.Бахтин, А.А.Кроник, А.А.Бодалев, С.Л.Рубинштейн и др.).

2. Предпосылки супружеского благополучия (психобиологическая совместимость, образование, трудовая стабильность, возраст, продолжительность знакомства, личные качества).

3. Типы супружеских отношений (В.Сатир, Сейгер).

4. Уровни супружеских отношений: психофизиологический, психологический, социально-психологический, социокультурный и проблема совместимости.

5. Психологическая совместимость супругов — совпадение и контраст характеристик. Основные подходы к пониманию совместимости супругов.

6. Социально-психологический климат в семье.

7. Психология интимных отношений. Сексуальность в супружестве. Характеристики особенностей мужской и женской сексуальности.

8. Сексуальные расстройства (подавленное сексуальное влечение, полная потеря сексуального влечения, сексуальное избегание, сексуальные фобии, фригидность, импотенция, расстройства, связанные с фазой оргазма).

Практические задания:

1. Составить генограмму семьи трех и более поколений.

2. Составьте аннотации, тезисы или конспекты статей, предложенных ниже:

· Акимов, Л. Опасные мелочи: психология семейных отношений // Семья. — № 4. – 1998.

· Абабков, В.А. Семейная жизнь и профессиональная деятельность на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста / В.А. Абабков, Е.В.Кайдановская, М.Перре, Д.Шеби // Вопросы психологии. – 2004 — №6. — С.44-54

Темы докладов:

1. Модели взаимоотношений супругов в семье.

2. Феномен супружеской совместимости.

Составить словарь терминов: значимые отношения, психобиологическая совместимость, образование, трудовая стабильность, возраст, продолжительность знакомства, личные качества, супружеская совместимость, психологический климат семьи, интимные отношения супругов, сексуальный сценарий, сексуальная осведомленность, удовлетворенность половыми отношениями, сексуальное влечение, сексуальность, психологическое благополучие в сексуальных отношениях, сексуальные расстройства.

Основная литература:

1. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / [ред. Е.Г.Силяевой]. — М.: Академия, 2006. – С.39-42. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова — М.: Гардарики, 2007. – С.106-109. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций / Л.Б.Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, 2000. — С. 26-31, 208-216, 392-459.

[3]

4. Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В.Андреева. — СПб.: Речь, 2004. – С.86-104.

5. Андреева, Т.В. Психология современной семьи / Т.В.Андреева, 2005 (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

6. Основы семейной психопедагогики (курс лекций) / В.И. Короткий. — Архангельск: Март, 2003. – С.24-37.

Дополнительная:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Волкова, А. Н. Ролевая адекватность как фактор супружеской совместимости / Психология общения и познания людьми друг друга. — Краснодар, 1989.

2. Кон, И.С. Введение в сексологию / И.С.Кон. – М.: Медицина, 1988. – С.176-245. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

3. Обозов Н. Н.Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н. Н.Обозов, А. Н.Обозова // Вопросы психологии. 1984. № 2 С. 98—101. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

4. Олейник, Ю. Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье. // Психологический журнал. 1986. № 2. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

5. Пафман, Э. А. Нравственно-психологический климат семьи / Э.А.Пафман. — М., 1983.

6. Популярная медицинская энциклопедия / [гл.ред. В.И.Покровский]. – Ульяновск: Книгочей, 1961, 1969. – С.540. (библиотека ИГПИ им. П.П. Ершова)

7. Райгородский, Д.Я. Психология семьи: учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экологии и журналистики / Д.Я.Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2002. – 752с.

8. Словарь практического психолога / [сост. С.Ю.Головин]. – Минск: Харвест, 1997. – С.589-593.

Культура общения в семье.
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Дети- это счастье!

Вложение Размер
kultura_v_seme.docx 19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Культура общения в семье»

Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми. Семья для ребенка – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Общественные интересы взрослых, отношение к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем детстве начинает приобщаться к целям, идеалам нашего общества; стремится дома и в детском саду следовать тем нормам поведения, правилам взаимоотношений, которые усваивает от взрослых. Поэтому для современной семьи очень актуальна проблема культуры общения в семье.

Существует два противоположных стиля семейного воспитания: авторитарный и демократический. Авторитарный стиль характеризуется властностью родителей, чаще отца. Родители требуют беспрекословного подчинения и выполнения требований. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями. Слепое послушание детей в таких семьях часто основано на опасении быть наказанным; а в старшем возрасте дети в таких семьях часто вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи. У детей в таких семьях очень слабо развита самостоятельность, инициатива, творческое начало.

При демократическом стиле взаимоотношения между всеми членами семьи характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В таких семьях уже с раннего возраста дети приобщаются к жизни семьи, ее нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования к ребенку, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «надо», «можно», «нельзя». При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются – достаточно порицания или огорчения родителей.

Читайте так же:  Женской дружбы не бывает

Следует заметить, однако, что демократических стиль общения в семье не дает нужного эффекта, если будут нарушаться важные педагогические принципы, если родители не последовательны в требованиях, их подходы не едины.

Разговаривая с детьми, общаясь с ними, убеждаешься, как заметно влияет семейная обстановка на личность ребенка, на его умственное, нравственное, эстетическое развитие. Дети необычайно восприимчивые, очень эмоциональны, склонны к подражанию. При этом они далеко не всегда могут разобраться в том, что хорошо, что плохо. Родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Некоторые родители жалуются на занятость и нехватку времени для общения с детьми. Но «для воспитания нужно небольшое время, а разумное использование малого времени» — говорил А.С. Макаренко. Родители постоянно воспитывают своих детей: в выходные дни и в праздничные дни, при сборах в школу, по дороге домой, по вечерам. Чуткость, внимание, доверительный тон вызывают у малышей ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Чем богаче, содержательнее общение взрослых и детей, тем более положительным оказывается педагогическое воздействие взрослых.

Конечно же, очень не просто выработать правильный стиль внутрисемейных отношений. Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает свой взгляд на его цели, конкретное содержание и способы реализации. Таким образом, семья фактически создает свою культуру общения.

К сожалению, владеть культурой общения и отношений удается далеко не всем и не всегда. Нередко родители критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей и – главное – детей. При этом они уверены, что ведут себя правильно. Но в действительности такое поведение приводит к противоположному: накапливаются обиды, отрицательные чувства к друг другу, разрушаются эмоциональная близость и контакт. Вот почему так важно помнить о том, что А.С. Макаренко называл «общим тоном семьи». Такой «тон семьи» действует на ребенка независимо от родителей, а подчас даже вопреки им. «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь» — говорил А.С. Макаренко. «Вы воспитываете своего ребенка в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».

Анализируя разные стили общения в семье, хотелось бы предостеречь родителей от некоторых ошибок, к которым ведет неправильный стиль общения в семье. Это несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в современных семьях.

— «Авторитет любви». Родители захваливают ребенка, демонстрируя ему свои чувства. Обстановка изнеженности, слепой любви, преклонения, угождения, наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается.

— «Авторитет доброты». Родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения его любой прихоти, каприза. Дети командуют родителями, требуя недозволенного. В результате вырастает баловень, предъявляющий непомерные претензии, не признающий никаких авторитетов.

— «Авторитет подавления», при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений. При непослушании, сопротивлении ребенка родители в таких семьях часто раздражаются, кричат, детей часто наказывают, вырастают в таких семьях безвольные, замкнутые дети.

— «Авторитет педантизма». В таких семьях родители стремятся сохранить дистанцию между собой и ребенком, любят читать нотации и нравоучения. С ребенком не считаются, мнения его никогда не спрашивают. В такой обстановке ребенок или пассивно подчиняется, или начинает протестовать, капризничать. В результате вырастает безвольный, безынициативный, несамостоятельный человек с неуживчивым характером.

— «Авторитет подкупа». Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю …» — часто слышим мы в разговорах родителей с детьми. В таких семьях дети вырастают эгоистами. Они все и всегда будут делать только с выгодой для себя.

Итак, мы видим, как сложно выбрать тот единственно правильный путь общения в семье, который поможет установить с ребенком спокойные, доверительные отношения, деловые и эмоциональные контакты. Овладеть необходимыми методами и приемами в воспитании детей помогут консультации специалистов, а также чтение специально подобранной научно-популярной и художественной литературы.

Лекция №6 Культура и быт семьи

Роль отца и матери в семье

Общение в семье

Влияние быта на жизнь и формирование личности

Вопросы для самоконтроля

1. Роль отца и матери в семье

Семья—неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно цивилизованное общество не обходи­лось без семьи. Семья в своем разви­тии прошла долгий и сложный путь, вершина которого—пожизненное единобрачие. На протяжении XX в. В индустриально-развитых странах произошли радикальные семейные изменения из-за переворота в системе жизненных ценностей. Многие браки перестали быть пожизненными, раз­воды, неполные семьи и матери-оди­ночки оказались почти нормальным явлением, а рождаемость столь мала, что даже семья, имеющая двух детей, стала считаться многодетной.

Развитие семьи, укрепление, ее стабилизация, превращение в источ­ник человеческого счастья—дело не только государства и общества, но и прежде всего самих супругов, потому что общество никогда не сможет предусмотреть все конкретные нюансы обстановки в семье того или иного человека. Развитие семьи, укрепление, ее ста­билизация, превращение в источник человеческого счастья прежде всего важно потому, что воспитание интеллектуально, нравственно, психологически полноценного человека возможно лишь в обстановке эмоционального тепла, любви, подлинно человеческих взаимоотношений, которыми отличается здоро­вая, благополучная семья.

Самое важное для стабильности семьи—супружеские отно­шения. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в развитии общества и личности. В большинстве семей суще­ствует разумный ритм жизни с определенными правилами и привычками, которые обыденны, просты и выполняются уже как бы автоматически. Традиции каждой семьи имеют свои особенности. Добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь то разумное, что уже имеется в семье. Воспитательная сила традиций заключается в том, что присутствующий в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. Семью как коллектив объединяют общие цели, интересы, единство взглядов и устремлений. Быть или не быть семье коллективом зависит в первую очередь от харак­тера внутрисемейных отношений.

Важнейшей основой семьи является супружеская, родитель­ская, сыновняя, дочерняя любовь. Семейные отношения должны характеризоваться сердечностью, особой тактичностью, вза­имной уступчивостью, стремлением каждого выполнять свои обязанности. В формировании таких отношений и для полно­ценного развития и воспитания ребенка в семье важное зна­чение играет роль отца и матери.

Во все времена велико и нечем не заменимо было место отца в семье. Природой и обществом каждый мужчина подго­тавливается к тому, чтобы стать мужем, отцом, как и каждая женщина—матерью и женой. Человек всегда думает о том, что останется после него, когда он уйдет из жизни. Недаром подме­чено, что человек как дерево, могуч своими корнями. Поэтому, вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответствен­ность—быть отцом, опорой в семье.

Читайте так же:  Как мужчину завоевать удержать

Однако с распространением городского образа жизни, факти­чески все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Его труд почти полнос­тью вынесен за пределы семьи. Другое дело мать. Хотя она тоже работает на производстве, рабочий день дома тоже существует. Однако, все равно отец—это сила, ум и опора семьи в житей­ских вопросах.

Отцовство—также экзамен на социальную и нравствен­ную зрелость мужчины. Всегда есть молодые люди, вступаю­щие в брак, но боящиеся отцовства или же не готовые к нему. Ребенок—большое испытание на прочность семьи. В практике встречаются пары, до рождения первенца жившие нормально, а после его рождения ухудшившие свое общение. Муж все чаще не появляется дома, избегает ребенка и жену. Это может сви­детельствовать об отсутствии, недоразвитии отцовского чув­ства или отцовской культуры, хотя и неприятно, но не явля­ясь при этом чем-то патологичным.

Справедливости ради, можно отметить, что чувство отцов­ства рождается несколько позднее чем чувство материнства. Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины ста­новятся позже, чем женщины—матерями. Молодые люди из-за отсутствия детей редко оставляют жену. Чаще это проявляется у мужчин с развитым духом собственничества, которые хотят иметь наследников, свое продолжение на Земле,

В наше время российская действительность такова, что и детских садах и школах с детьми работают в основном жен­щины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессив­ность. Поэтому отцы должны восполнять дефицит своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспита­ние будет ущербным.

Сейчас критика в адрес отцовства исходит в основном из уменьшения уделяемого времени не только жене, но и детям, с уменьшением времени бесед и обычного общения. Хорошо организовать досуг детей, труд по оказанию помощи родителям, труд по приобретению детьми дополнительных знаний и т. д.— вот первостепенная задача отца.

Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В этом смысле не только отец воспитывает детей, но и дети отцов.

Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.

В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перени­мают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, муж­скую надежность, предприимчивость, отношение к противо­положному полу. Сын, отец которого внимателен к матери, женившись, считает единственно возможным относиться так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети.

Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях детям—увеличивается общее коли­чество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходим институт отцовства в семьях.

Но роль отца не сводится, как уже говорилось, только к вос­питанию детей. Вместе с матерью он обеспечивает семью всем необходимым. Он ответственен перед семьей за устройство быта. Ремонт квартиры, трудоемкие дела в хозяйстве, снабжение про­дуктами и т. д.—это прежде всего обязанность отца.

Некоторые отцы вообще все сваливают на хрупкие плечи жены: и хозяйство, и бюджет, и воспитание детей. Отцы должны больше времени уделять воспитанию детей и домаш­ним делам.

Мать учит детей добру и любви, дает первые уроки человеч­ности, уроки душевного отношения к людям, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью.

Мать—это зеркало в которое смотрится ребенок. Может ли она воспитать опрятную и аккуратную дочку, если сама она дома ходит в грязном халате? Конечно же, нет. Таким образом, очень важен хороший, живой пример матери.

Помимо воспитания детей, мать еще является и хозяй­кой в доме. Она моет, стирает, готовит еду и многое другое. Социологами подсчитано, что средняя домашняя нагрузка жен­щины в два раза больше средней домашней нагрузки мужчины, л ее общая трудовая нагрузка больше на 15—20% общей трудовой нагрузки мужчины. Женщина-мать имеет двойной рабочий день—на производстве и дома. Отсюда переутомление и нервоз­ность, которые отрицательно сказываются на взаимоотношениях в семье и на воспитании детей. Профессиональные и семейные функции матери сочетаются с большим напряжением.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что в семье нужны обязательно и отец, и мать. Ведь от матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца—му­жество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность.

Основы безопасности жизнедеятельности

Брак и семья. Культура брачных отношений.

Цели: сформировать отношение к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека; сформулировать понятия о браке, семье, совместимости; изучить подробно классификации брака и семьи; рассмотреть и изучить понятия планирование семьи и виды контрацепции.

Методы проведения: рассказ, беседа, объяснение.

Место проведения: школьный класс.

Время проведения: 90 мин.

План:

1.Вводная часть:

2.Основная часть:

  • изучение нового материала

3. Заключение:

Для многих девушек это достаточно серьезный вопрос. В нашей стране принято, что первый шаг должен сделать мужчина. Поэтому многие девушки просто ждут, когда парень сделать первый шаг. В наше время нужно быть решительнее и не стесняться, первой познакомиться.

[2]

Способы знакомства:

  1. Взять любой предмет подойти к парню с вопросом «Это ты уронил?». Затем можно добавить «Ты меня не узнал? Мы где-то виделись».
  2. Можно подойти со словами «Ты в этом вопросе разбираешься? Помоги». Вряд ли кто-то вам откажет. Если вы добавите, что только он может в этом помочь, точно не останетесь без помощи.
  3. Комплименты любят все. Вы можете похвалить парфюм парня или его прическу. Или сказать: «Как хорошо, что в нашей школе есть победители олимпиады».
  4. Можно проходя мимо парня спросить, «Как мороженое, вкусное? Дай попробовать».
  5. Проходя мимо каждый раз, что-нибудь спросите: «Как дела?», « Что делаешь», «Что нового?»

Постарайтесь избежать таких ошибок:

  • Hе нужно начинать кокетничать с первой минуты. Достаточно просто показать, что вы заинтересованы.
  • Если мужчина начинает свой разговор с сухих фраз, например « Как доехать до Первомайской», сделайте паузу и затем, переходя на «ты» ответьте « Подожди, сейчас подумаю».
  • Не спешите заговорить первой, не поглядывайте слишком часто на часы.
  • Не проявляйте нетерпеливость. Чаще всего ошибкой является — спешка. Не следуйте призыву: «Сейчас или никогда!».
  • Не игнорируйте взгляды парня, который вам понравился.
  • Не нужно слишком много болтать. Рассказав все подруге, об этом могут узнать все и парень, услышав сплетни, подумает, что это розыгрыш.
  • Не нужно слишком долго затягивать свой разговор. Это решать парню, приглашать вас или нет. Вы можете только спросить телефон.
Читайте так же:  Помогите бросить курить навсегда

Что такое семья? И что такое брак? Связаны ли эти понятия друг с другом? Бывает ли семья без заключения брака или всегда ли создается семья даже, если есть свидетельство о заключении брака. У каждого взрослого гражданина, несомненно, есть свое мнение в отношении этого вопроса: кто-то считает, что настоящая семья обязательно должна зарегистрировать свои отношения; а кто-то полагает, что в таком быстром течение жизни это просто пустая трата времени.

Что представляет собой семья? Семья являет собой сложное социальное явление, в котором переплетаются многообразные формы социальных отношений и процессов. Трудно сравнить с ней любое другое социальное образование, в котором удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Семья представляет собой такую социальную группу, которая накладывает свой отпечаток на всю жизнь человека. Все это приводит к тому, что по отношению к семье не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отметил американский социолог Гуд «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».

Есть ли преимущества регистрации брака, только кроме того, что многие модницы могут делать себе прекрасные подарки на годовщину — покупать новые обручальные кольца (новая мода).

Вначале следует разобраться, что означают эти на столько знакомые нам понятия:

Брак — семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. В большинстве современных государств закон требует соответствующего оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах; наряду с этим в некоторых государствах правовое значение придается также браку, заключенному по религиозным обрядам. В некоторых государствах (напр., во Франции) при оформлении брака нередко заключается брачный контракт. В Российской Федерации признается только брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния (загсах). До 1944 к зарегистрированному приравнивался т. н. фактический (незарегистрированный) брак.

Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода. Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина — муж, женщина – жена (согласно Брокгаузу и Ефрону).

[1]

Брак (предположительно от глагола брать) или брачный союз — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной, как правило, основанная на сексуальных отношениях и преследующая цель создания семьи.

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья (управлялась отцом, включала его потомков с их женами и детьми, а также домашних рабов). Индустриализация разрушает связь семьи с домашним производством, оставляя у нее из экономических функций лишь организацию быта; большинство семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи на основе промышленного и культурного прогресса (превращение семьи в морально-правовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий и значительное число разводов. Большинство браков заключается по личному выбору будущих супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием.

Брак или бра́чный сою́з, — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между

Структура семьи в западной и восточной культурах

Дата публикации: 29.04.2016 2016-04-29

Статья просмотрена: 5182 раза

Библиографическое описание:

Баянова Е. В., Кузеванова Е. В. Структура семьи в западной и восточной культурах // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1014-1017. — URL https://moluch.ru/archive/113/29224/ (дата обращения: 23.08.2019).

The article is devoted to the question of the family structure in the western and eastern cultures. The concept «family», differences in relations between the members of western and eastern families, differences in the western and eastern way of brining-up and also differences in relations between parents and children in the West and in the East are considered in the article.

Key words: family, the western culture, relations between children and parents.

Люди с самых древних времен старались изучить такую сложную и разностороннюю структуру как семья. Приняв тот факт, что семья появилась еще до перехода человека к земледелию, мы можем сказать, что именно феномен семьи исторически лежит в формировании мировой цивилизации. Одной из наук, которые изучают феномен семьи, является социология семьи, эта наука дает несколько определений данному понятию. Например, «Семья — это внутренняя группа лиц или множество внутренних групп, которые связаны родством от общего предка, брака». А в статье 16 главе 3 «Всеобщей декларации прав человека» говорится: «семья — это естественная и фундаментальная единица группы общества и имеет право на защиту обществом и государством». В юридическом смысле семья — это круг лиц, которые связаны имущественными и неимущественными правами, обязанностями, вытекающими из брака, родства или какой-либо иной формы принятия детей в семью. А в Большой советской энциклопедии дается такое определение семьи: «семья — это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [2, 4, 5].

Выделяют несколько разных типов отношений, которые могут быть в семье: вертикальный, когда существует четкая иерархия членов семьи, которая жестко соблюдается; горизонтальный, когда отношения строятся на принципе равенства супругов, дети воспринимаются как самостоятельные личности, а не как те, кто должен подчиняться родителям, они имеют возможность участвовать в жизни семьи на равнее с родителями» [6].

Выделяют несколько классификаций типов семей в зависимости от определенного признака. Например, в зависимости от форм брака различают: моногамная семья — состоит из двух партнеров; полигамная семья — один супруг имеет несколько брачных партнеров. В зависимости от числа поколений в семье различают: сложная семья, в которой совместно проживает несколько поколений родственников; простые семьи — однопоколенные семьи, т. е. супружеские пары с не состоящими в браке детьми. Также выделяют: полные семьи — с обоими супругами; неполные семьи — когда отсутствует один из супругов. Кроме этих классификаций существуют и другие [6].

Как мы уже отмечали, именно семья лежит в основании современной цивилизации, мы знаем, что при формировании современной цивилизации выделились западная и восточная культуры, которые имеют определенные отличия в понимании ценностей материальной и духовной культуры, в понимании норм и правил общественной жизни и пр. Соответственно понимание семьи и семейных устоев и порядков у данных культур разное [7].

А вот «западная», индустриальная семья, наоборот, берет на себя ответственность за воспитание детей. В хаосе «западного мира» западная семья представляет собой как бы «островок безопасности». Хотя, это лишь определенная иллюзия, так как всякий ребенок, родившийся в индустриальной культуре, тем не менее, находится под покровом патриархального мировоззрения. С одной стороны, огромная функция первичного воспитания ребенка возложена на отца и мать, с другой стороны, они сами несут в себе стереотипы современных семейных устоев. Для современного мамы и папы ребенок является символом бессмертия, который «продолжит» родителей (на Востоке бессмертия достигают другими способами, которые современному человеку порою очень трудно понять). «Уважение к старшим» на Западе осталось от прежних времен, т. е. имеет «восточное» происхождение. Все восточное общество, а с ним и семья, — это как единый инструмент, обладающий внутренними, сакральными механизмами воздействия на своих членов. Вот поэтому, можно конкретно и ясно выражаться, когда говоришь лишь о «западной» современной семье [1, 7, 9].

Читайте так же:  Кошка проявляет агрессию

Отношения в восточных семьях до сих пор имеют патриархальный характер, потому что для них это является настолько глубокими корнями, что это даже закреплено в языке. Так, например, в Японии понятия «брата» и «сестры» отсутствуют, но есть слова ани («старший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра») т. е. можно сказать, что в отношениях между членами семьи понятие старшего и младшего главенствующие. В такой семье каждый член имеет роль, которая соответствует его рангу, и не может выходить за рамки этой роли, так как в этом случае страдает система отношений. Говоря об отношениях между супругами, можно сказать, что на востоке, хоть в большинстве своем, мужчина и женщина имеют равные социальные статусы, на самом деле до этого далеко и все же женщина остается ведомой. Если мы обратимся к языку, то можем найти такие слова как «канай» (буквально «внутри дома») — обращение, которое используется по отношению к жене, и сюдзин (буквально «главный человек», «хозяин») — обращение, принятое в стране, которое используется к мужу. Уважение к старшим и послушание всегда является самой главной чертой в отношениях между родственниками. Главной ценностью для человека является семья, которая, как правило, состоит из нескольких поколений [1, 3, 8].

Противоположностью для восточной модели семья является западная. Отношения в зависимости от возраста для западной семьи не характерно, и хотя мнение о том, что тот кто старше — достоин большего уважения достаточно сильное в западной модели семьи, фактически семья строится либо по принципу равенства всех ее членов, либо по принципу социального деления в обществе, т. е. если муж является основным добытчиком в доме, то он и будет считаться главой семьи, но если эту функцию выполняют жена или ребенок, то статус главы семьи получают они. Как правило, ребенок, став самостоятельным, сразу же покидает родительский дом и начинает устраивать свою жизнь самостоятельно, поэтому для западной семьи не характерно близкое общение поколений. Также полное послушание детей не характерно для западной семьи, что является обязательным в восточной семье [1, 7, 9].

Так же как и в отношения в семье, модели воспитания детей в восточной и западной культурах различаются между собой достаточно сильно. Эмоциональное воспитание детей характерно для востока, так образ матери у японцев связан со словом амаэ, которое означает чувство зависимости от матери, переживаемое детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «быть избалованным», «воспользоваться чем-либо», «искать покровительства». Японцы этими словами выражают отношение к матери. Стремление детей к родительной опеке они рассматривают положительно, так как это бережет ребенка от влияния улицы и плохих компаний. Посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка японка склонна регулировать поведение ребенка. Она пытается расширить эмоциональный контакт с ребенком, рассматривая его в качестве основного средства контроля. Японская мать избегает утверждения своей власти, так как это ведет к отчуждению ребенка от матери. Демонстрация правильного поведения в обществе для нее является самым важным. Считается, что маленькие дети — это забота матери, поэтому отец к воспитанию ребенка приступает достаточно поздно, когда уже ребенок идет в школу [1, 3, 8].

Западная модель воспитания основана на родителях, как властных людях, которые говорят, как правильно делать. Иногда воспитание сводится к тому, что родители нанимают няню для ребенка или отдают его в детский сад. Для западных стран характерны два отношения к воспитанию ребенка: либо нацеливают ребенка только на успех, прикладывая при этом титанические усилия, либо пускают все на самотек, и ребенок с детства включается в конкурентную борьбу за выживание в сложных условиях западного общества. Такое воспитание ведет к формированию личности с неустойчивостью к жизненным трудностям, с быстро истощаемой нервной системой. Такие типы воспитания формируют такие черты характера, как завистливость, честолюбие, подозрительность, скрытость и недоверчивость, чрезмерная осторожность, благоразумие и практичность. Родители нацеливают ребенка на то, что он должен получать только отличные оценки, причем по всем предметам. В любой деятельности стоит установка на успех — стать лучше других, добиться выдающихся результатов [1, 7, 9].

Воспитание детей на западе способствует тому, что дети в достаточно раннем возрасте выходят из семьи (в 16–17 лет ребенок уже может жить отдельно от родителей) и не получают от родителей никакой поддержки, в свою очередь дети как правило не поддерживают родителей, и поэтому между детьми и родителями выстраиваются деловые отношения. Выходя из родительской семьи, дети перестают прислушиваться к мнению родителей, так как считают себя достаточно компетентными для того, чтобы решать свои проблемы самостоятельно [1, 7, 9].

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Восточная система представляет собой полную противоположность западной. К родителям дети относятся с благоговейным трепетом и система обязывает их слушаться престарелых родителей даже в зрелом возрасте. Главой семьи остается отец пока он может им оставаться, а если же он заболевает, то остается на иждивении у детей. Два главных добродетеля, которые должны быть у восточного ребенка — это послушание и уважение [1, 3, 7].

Источники


  1. Вулфолк, Джоанна Медовый месяц на всю жизнь / Джоанна Вулфолк. — М.: ИнтерДайджест, 2007. — 256 c.

  2. Качалов Кризис — Лучшее Время Для Роста. План 111 Мероприятий Роста / Качалов, Игорь. — М.: АСТ, 2015. — 352 c.

  3. Вагин Психология выживания в современной России / Вагин, Игорь. — М.: АСТ, 2016. — 352 c.
  4. Артем, Толоконин Секреты успешных семей. Взгляд семейного психолога / Толоконин Артем. — М.: Вектор, 2014. — 886 c.
  5. Лаундес, Лейл Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций / Лейл Лаундес. — М.: «Издательство «Добрая книга», 2016. — 400 c.
Культура отношений в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here