Логопедическое занятие алалия

Самое важное по теме: "логопедическое занятие алалия" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с речевым нарушением моторная алалия (старшая группа)

Тема логопедического занятия: «Предлоги»

Цель: продолжать формировать предложно-падежные конструкции.

Задачи:

  • Добиваться четкого произношения в речи предлогов.
  • Обогащать словарь качественными прилагательными.
  • Развивать чувство языка, понимание множественного числа существительных.
  • Закреплять умение употреблять существительные в родительном падеже.
  • Составлять разрезные картинки, озвучивать свои действия с помощью вопросов педагога.

Оборудование: предметные картинки, лестница, мяч, интерактивная доска, компьютер.

Ход занятия.

1. Разминка.

Цель: развитие общей моторики

Учитель-дефектолог:

Ручки растираем (растираем ладошки)

И разогреваем (хлопаем)

И лицо теплом своим нежно умываем (разогретыми ладошками проводим по лицу сверху вниз)

Пальцы убирают все плохие мысли (граблеобразные движения ото лба к вискам)

Ушки растираем сверху вниз мы быстро (растирать пальцами ушные раковины по краю сверху вниз)

Их вперед сгибаем (сгибает вперед ушные раковины)

Тянем вниз мы мочки (оттягиваем уши вниз за мочки)

А потом руками трогаем мы щечки (похлопываем легко щеки ладошками)

Артикуляционная гимнастика.

Цель: развитие моторики артикуляционного аппарата.

Учитель-дефектолог: Широко откроем ротик, как голодный бегемотик (ребенок, широко открыв рот пропевает «аааа»), залетела в рот морковка и жует ее он ловко (ребенок делает жевательные движения и проговаривает «ам-ам-ам»). Ветер сильно вдруг подул (ребенок имитирует звук ветра «вввв»).

Испугался (показывает мимикой испуг) бегемотик спрятался в своем болоте (сопровождает проговариванием «буль-буль»).

Приутих ветерок (ребенок имитирует звук ветра «фффф»). Слоник поднял хоботок (губки вытягивает в трубочку, упражнение «хоботок»). За забором (рот растянут в улыбке, видны зубки, упражнение «заборчик») видит финики, тянет хоботок за ними (губки вытягивает в трубочку «уууу»).

Полный рот еды набрал (щеки надуть) очень быстро прожевал (жует). Щечки похудели вмиг (втягивает щеки в себя). Бегемот к слону идет (приговаривает «дддд»), головою слон трясет (кивает головой, приговаривает «ээээ») Поздоровались друзья, и пошли гулять.

2. Игра «Подскажи словечко»

Цель: закрепления умения правильно употреблять предлоги.

Учитель-дефектолог: «Сейчас мы поиграем в игру «Подскажи словечко», я буду начинать предложение, показывать картинку, а тебе будет нужно досказать слово в предложении, четко выделяя маленькие слова, которые помогут нашим героям. Будь внимательным.»

Взрослый демонстрирует действия или помогает соответствующими предметными картинками.

Костя в комнату вошел

И поставил сок… (на стол)

Маша в комнату впорхнула ,

Шарф и плащ взяла… (со стула).

Всем детишкам по конфете

Взял из вазочки… (в буфете)

Катя вынула жирафа,

Мяч и гномика… (из шкафа).

Наша Оля… (под диван).

Если Миша хочет спать

Он приляжет… (на кровать).

Чтобы ноги отдохнули

Посидим чуть-чуть… (на стуле).

Почитать хотим мы если,

То развалимся мы… (в кресле).

3. Игра «Один — много».

Цель: закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа.

Учитель-дефектолог: «Поиграем в игру с мячом. У меня мяч, а в корзине лежат что? (ответ ребенка: мячи), у меня кукла, а на полке стоят… (ответ ребенка: куклы) и т.д.»

[3]

4. Игра «Какой, какая, какое»

Цель: учить образовывать качественные прилагательные.

Учитель-дефектолог: «Ты назвал много разных предметов. Посмотри, эти предметы лежат на нашей лесенке. Шагай пальчиками по лесенке, называй предмет и рассказывай, какой он.» (Ответы ребенка: мяч – круглый, синий, машина – большая, шарик – красный, карандаш – зеленый, волк – злой, платье – желтое, конфета – сладкая, лимон – кислый.

5. Работа с интерактивной доской. Игра «Чего не хватает»

Цель: составление предложения с согласованием существительного в родительном падеже.

Учитель-дефектолог: «Сейчас мы пойдем к волшебной доске и посмотрим, в какую игру она с нами поиграет. На доске художник нарисовал разные предметы, но кто-то их разрезал. Соедини кусочки так, чтобы вышла целая картинка. Говори, что делаешь, чего не хватает на картинке» (ответ ребенка: нет половинки мяча, нет крыла у самолета)

6. Итог логопедического занятия.

Учитель-дефектолог: «Посмотри на картинки на доске. Кто там изображен? Какое настроение у этих героев? Какое у тебя настроение? – Покажи.»

И. Устинович,
учитель-дефектолог высшей категории

Сенсорная алалия у детей — занятия логопеда-дефектолога

Сенсорная алалия – это тяжелое нарушение речи, при котором поражаются височные области левого полушария мозга, так называемый центр Вернике. Этот участок головного мозга отвечает за анализ и синтез речевых сигналов. Дети с сенсорной алалией слышат речь, но не способны ее понять.

Признаки сенсорной алалии

Для сенсорной алалии характерны следующие симптомы:

  • ребенок очень много говорит на своем «языке», но понять его практически невозможно;
  • он не воспринимает обращенную речь на слух;
  • в простых словах он часто заменяет один звук другим;
  • произносит несколько слов как одно;
  • ребенок не способен связать звуковой образ слова с конкретным предметом или действием;
  • присутствует низкое развитие интеллекта;
  • ему трудно сосредоточиться на конкретном занятии;
  • слабо реагирует на звуки;
  • он очень активный, руководствуется мгновенным импульсом, но в то же время держится замкнуто, настроение чаще всего подавленное.

Из-за сходных признаков сенсорную алалию часто путают с аутизмом и тугоухостью.

Чем опасна сенсорная алалия?

При сенсорной алалии речь ребенка сложно назвать полноценной речью, так как в ней невозможно выделить слова, их смысл, она непонятна окружающим. Так как ребенок не использует речь, он не контактирует с людьми и замыкается в собственном мире. Его зрительное восприятие постепенно искажается, в умственном развитии малыш существенно отстает от нормально говорящих сверстников, в его поведении наблюдаются серьезные нарушения.

Как такой ребенок слышит живую речь?

При тяжелой сенсорной алалии звучащая вокруг речь кажется ребенку шумом, который не несет никакой смысловой нагрузки. Иногда ребенок даже не понимает, что к нему обращаются по имени. При легких формах малыш адекватно воспринимает некоторые слова, но если употребить их внутри развернутой фразы, то смысл фразы для него будет утерян. Иногда он понимает только те слова, которые может произнести сам. Интересны особенности сенсорной алалии:

  • в первой половине дня ребенок с большей долей вероятности понимает обращенную речь, так как в это время его головной мозг работает лучше, к вечеру он устает, поэтому понять речь ему уже сложнее;
  • тихая спокойная речь лучше понимается малышом, чем громкие резкие крики: при повышенных тонах работа клеток в центре Вернике почти останавливается, и они выключаются из процесса восприятия речи;
  • такие дети могут болезненно реагировать на звуки, которые обычно воспринимаются как будничный фоновый шум, например, шум воды, стук клавиатуры, скрип двери и т. д.
Читайте так же:  Конфликт между личностью и группой

Как говорят дети с сенсорной алалией?

  • Ребенок, у которого выявлена сенсорная алалия, как правило, болтает без остановки, повторяя все известные ему слова, никак не связанные между собой. Такое явление называется логореей.
  • Он часто повторяет за взрослыми услышанные слова, но не запоминает их, не осмысливает, для него это просто определенная последовательность звуков. Это явление называется эхолалией.
  • Малыш активно пользуется мимикой, языком жестов и виртуозно владеет интонацией. Ему очень нравится собственный голос, и он с удовольствием пробует все новые и новые ноты.
  • Так как дети не воспринимают нормальную речь, то и собственную они не в состоянии контролировать. Фразы построены неправильно, в словах нередко переставлены слоги, одни звуки заменены другими, части отдельных слов причудливо соединены между собой. Малыша часто не может понять даже мама, знающая его с рождения.

Причины сенсорной алалии

  • Сложная беременность, родовая травма, асфиксия.
  • Тяжелые вирусные инфекции: менингит, энцефалит.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Рахит.
  • Наследственность.
  • Наркоз (при неправильной дозировке).

Алалия обычно развивается в возрасте от 1 года до 3 лет.

Как помочь ребенку с сенсорной алалией?

Лечение сенсорной алалии следует начинать как можно раньше, желательно, не позже трех лет. Оно проводится комплексно и включает несколько важных аспектов:

  • прием лекарственных препаратов, обеспечивающих полноценное питание мозговых клеток и улучшающих их деятельность;
  • рефлексотерапия – микроэлектротоками стимулируется работа коры головного мозга, таким образом, создаются новые нейронные связи;
  • физиотерапия – лазеролечение, магнитное и электролечение.
  • логопедические занятия.

Основные цели логопедической помощи – научить ребенка различать речевые и неречевые звуки, отдельные слова, выделять их смысл, соотносить их с определенными действиями, предметами, понимать на слух фразы и речевые инструкции, помочь ему овладеть основами грамматики, расширить словарь, развить фонематический слух. Иными словами, логопеду предстоит создать мощную базу для формирования собственной речи. Некоторые специалисты рекомендуют на заключительном этапе лечения обучать детей чтению и письму для закрепления навыков и снижения риска развития дисграфии и дислексии в будущем.

Что можно сделать дома?

Крайне важно создать для малыша развивающую среду дома и выстроить с ним правильное общение.

  1. Объясняя то или иное задание ребенку, обязательно покажите ему наглядный пример, чтобы он мог следовать образцу.
  2. Говорите с малышом как можно чаще, произносите слова четко, медленно, соблюдая языковые нормы.
  3. Упоминая предмет, укажите на него или покажите ребенку его изображение. Действия комментируйте вслух.
  4. Тренируйте понимание речи на слух. Назовите предмет и попросите ребенка его найти. Одновременно он должен вслух назвать его. Ошибся? Покажите, как правильно, и повторите просьбу.
  5. Если малыш знает многие слова, обязательно работайте над их произношением.

Лечение сенсорной алалии имеет неопределенный прогноз, все зависит от тяжести поражения речевых центров, своевременно ли родители обратились за помощью, сразу ли был поставлен верный диагноз. Поэтому с рождения малыша внимательно наблюдайте за его развитием. Если у вас возникли хоть малейшие подозрения, немедленно идите к специалистам – педиатру, неврологу, логопеду-дефектологу.

Логопедические занятия и упражнения при сенсорной алалии

Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих.

Это характерное проявление нарушений в функционировании речеслухового анализатора. Вследствие перинатального или постнатального осложнения происходит недоразвитие некоторых участков головного мозга, отвечающих за восприятие и анализ обращенной речи.

При сенсорной алалии у детей в большинстве случаев наблюдается полная сохранность слуха. Развития речи же не происходит по причине отсутствия связи между теми звуками, что ребенок слышит, и их значением.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорный алалик — вовсе не молчун. У детей присутствует активная — иногда даже чрезмерно — экспрессивная речь. Однако при этом они абсолютно не критичны к своим высказываниям, не понимая сами, что именно они говорят.

Характерные особенности сенсорной алалии:

  • Неосмысленное повторение часто слышимых фраз — эхолалия. Ребенок может настойчиво повторять рекламные слоганы, слова героев мультфильмов и т. д. Иногда речь может казаться осмысленной, в том случае, если ребенок вместе ответа повторяет последнее услышанное слово. Но стоит изменить фразу, и результата уже не будет.
  • Частое смешение слов, слогов и фраз, использование выдуманных слов — так называемая логорея — еще один характерный симптом сенсорной алалии.
  • Слух при этом в большей части случаев (порядка 70%) остается сохранным. Однако отмечается неустойчивость слухового внимания. Кроме того, многие алалики страдают гиперакузией — повышенной чувствительностью к некоторым звукам.
  • Фонематическое восприятие речи нарушено. То есть у ребенка «не работает» цепочка, по которой слуховое возбуждение передается в структуры мозга, связанные в речью.
  • Присутствуют и некоторые нарушения памяти. Для того, чтобы запомнить слово или фразу, алалику требуется довольно много повторений.

Итак, речь при сенсорной алалии отсутствует не потому, что у ребенка имеются нарушения слухового или речевого, артикуляционного аппаратов, а в связи с невозможностью образовать связь между звучанием слова и предметом.

[2]

Коррекция сенсорной алалии

Занятия по коррекции этого состояния строятся в зависимости от его тяжести. Грубая форма алалии, возникшая в результате значительного поражения участков мозга, ребенок совсем не способен анализировать звуки и, соответственно, понимать окружающую речь. Более легкое состояние позволяет детям осознавать отдельные слова, но не вычленять их в фразовой речи или, наоборот, воспринимать ситуативно запомнившиеся предложения и не понимать слова, использующиеся самостоятельно.

Для коррекции сенсорной алалии логопед должен провести обследование, чтобы правильно определить тяжесть состояния и построить план занятий, включающий нужные упражнения и задания.

Читайте так же:  Кризис 7 лет для родителей

Грубые формы этого состояния могут приводить к вторичным нарушениям психики и интеллектуального развития, поэтому важно найти специалиста, который поможет формированию речи ребенка.

Задания и упражнения при сенсорной алалии

Логопедические занятия проводятся в рамках комплексной терапии. При этом, учитывая, что нарушение носит системный характер, работа ведется «по всем фронтам». В занятия обязательно включаются упражнения для развития моторики, внимания, памяти, фонематического слуха.

Важно учитывать, что детям с сенсорной алалией неконтролируемые источники звука лишь замедляют процесс коррекции, перегружая психику и не оказывая никакого речевого воздействия. Поэтому первым делом специалист рекомендует организовать в семье регулярное «время тишины» и вообще ограничить звуковое окружение. На таком, обедненном, звуковом фоне восприимчивость ребенка к речи повышается. Этот состояние и используется при проведении занятий.

Упражнения и игры:

  • «Что звучит?» На первых порах необходимо научить ребенка различать неречевые звуки. Для занятий используются различные музыкальные инструменты, игрушки и приспособления. Ребенку предлагается послушать какой-то звук, воспроизвести его самому. Впоследствии можно попробовать попросить его определить предмет по звучанию.
  • Различные игры на развитие мелкой моторики и внимания широко используются на первом этапе коррекции. Помимо своего прямого назначения, эти игры приучают ребенка к систематическим занятиям, концентрации произвольного внимания.
  • После того, как работа над дифференциацией неречевых звуков пройдена, переходят к занятиям по формированию слуха речевого. К примеру, игра «Кто говорит?» построена на различении отдельных звуков. (На картинках лев и лошадка. Педагог четко и громко повторяет звуки «РРР» и «ИИИ», демонстрируя соответствующую карточку. Затем ребенок должен показать сам, какое животное озвучивает логопед).
  • «Веселая зарядка» — это упражнение помогает не только работе с пониманием отдельных фраз и слов, но и способствует разгрузке и отдыху ребенка. Сначала движения разучиваются в определенном порядке (дети копируют действия педагога, сопровождающего действия текстом), а впоследствии им предлагается выполнять команды в разбивку.
  • Для накопления пассивного словаря и формирование различения слов подходят сюжетно-ролевые игры. Выполняя указания педагога и повторяя фразы, ребенок осваивает грамматическую сторону родной речи. Например, игра «Чаепитие» помогает отработать типовые бытовые высказывания («налей воду в чашку», «вылей из чашки», «выпей», угости» и т. д.).
  • Детей-алаликов рекомендуется как можно раньше учить чтению. Причем акцентируясь не на принципах анализа и синтеза, а на чтении глобальном. Этот навык помогает в последующей коррекционной работе. С самого начала занятий звук должен сочетаться у ребенка как с изображением на картинке, так и с написанной фонемой. (Игра «Покажи букву» — педагог произносит звук, ребенок должен показать карточку с соответствующей буквой. Впоследствии задания усложняются — при изучении слогов и отельных слов).
  • Развитие фонематического слуха проводится также в упражнениях на различение местоположения звука в слове. (Найти среди карточек с картинками изображения на определенный звук или показать карточку с буквой, на которую начинается произнесенное педагогом слово).
  • «Сложи слог». Из карточек с буками ребенок должен сложить слог (УА, АУ и т. п.), затем под руководством педагога озвучить его.
  • Работа над освоением грамматических форм языка проводится при помощи карточек с картинками, позже — схем.
  • На этапе освоения грамотной связной речи проводятся упражнения по составлению рассказа по картинкам с использованием наводящих вопросов, дальнейшему расширению словаря, объединению слов в тематические группы. (Здесь на помощь опять приходят сюжетные дидактические игры с карточками. Можно покупать овощи для супа кукле, организовывать спальню в рамках темы «мебель» и т. д.).

Основной принцип коррекционной работы при сенсорное алалии — использование различных раздражителей. Понятие не только произносится педагогом, но и демонстрируется на карточке картинка, буква (слог), производится определенное движение.

Сенсорная алалия — сложное состояние. Поэтому нужно понимать, что коррекционные занятия с ребенком должен проводить специалист. Родители в данном случае оказывают семейную поддержку и выполняют необходимые рекомендации. Однако не стоит забывать и о том, что положительный настрой, доброжелательная обстановка и стимулирование к общению, идущие от семейного окружения, оказывают большую помощь ребенку в речевом развитии.

Конспект занятия по коррекции моторной алалии

Татьяна Терентьева
Конспект занятия по коррекции моторной алалии

Занятие для детей с синдромом моторной алалии.

«Развитие речевой деятельности. Словообразование».

Цель: формирование навыков словообразования.

Коррекционно-образовательные. Уточнение и расширение номинативного и глагольного словаря. Формирование умения образовывать и употреблять в речи глаголы, а также глаголы от звукоподражаний. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений). Учить различать и употреблять предлог ПОД. Продолжать учить употреблять существительные в дательном и родильном падежах.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, кинестетических ощущений, координации речи с движением, просодики, тонкого фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: домик, картинки с изображениями слов 1 слоговой структуры, игрушки дом. животных, шкатулка с предметами, плоскостные изображения кораблика и игрушечных зверюшек, картинки для попевок, мешочек.

Предварительная работа. Система работы по коррекции СМА.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционально положительного фона.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям сесть на коврик.

Выполнение артикуляционной гимнастики под музыку.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Корова и собака»:

Рисование на дорожках «Помоги лягушке и зайчику».

Развитие сильного ротового выдоха.

«Раскачивание» просодики «Попевки про собачку»:

Вот собака- ав/ав/ав

Возле будки – ав/ав/ав,

На теленка-ав/ав/ав (на козленка, котенка, цыпленка).

2. Выход на словосочетание (Развитие синтаксической стороны речи).

Упражнение «Вопросы-провокации» (Женя танцует, нет, Женя прыгает)

Игра «Сундучок» (что моем, что стираем, что надеваем?.)

3. Развитие лексико-грамматических категорий и фонематического слуха.

Логопед предлагает детям прослушать и отгадать, кто спрятался в «волшебном» мешочке.

Игра «Кто спрятался?» (вопросы – кто голос подает? Собака. Что она делает? Лает. У кого собака? У меня. Кого ты будешь кормить, гладить? Собаку. Кому ты дашь корм? Собаке. И т. п.)

6. Подвижная игра «И-го-го!» [Координация речи с движением. ]

На тележке нас везет.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]

Логопед вместе с детьми перечисляют игры и задания, которые они выполняли. Логопед оценивает работу детей.

Читайте так же:  Международная классификация психических расстройств

Учитель-логопед Терентьева Т. В.

Коррекционная работа по преодолению алалии у дошкольников с ОНР 1 уровня с использованием сенсорно-интегративного метода Данная разработка представляет собой практический методический материал с использованием метода сенсорно-интегративной логопедической работы,.

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения Цели: • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Профессии»,.

Конспект занятия по развитию зрительно-моторной координации для младшего школьного возраста «Таинственный лес» Развитие зрительно-моторной координации для младшего школьного возраста. «Таинственный лес» Цель: развитие зрительного восприятия, моторной.

План-конспект занятия по коррекции бокового произношения [ш] 1. Подготовительный этап. Артикуляционные гимнастики: «Сделай язычок широким», «Накажи непослушный язычок», «Вкусное варенье». Упражнение.

План-конспект занятия по коррекции межзубного [ш] Подготовительный этап: Артикуляционная гимнастика: сковорода, чашечка, маляр, вкусное варенье. Воздушная струя: буря в стакане,фокус,.

План-конспект занятия по коррекции отсутствия звука [ш] Подготовительный этап. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКОВ Ш. 1. Рупор. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты (как при произнесении.

План-конспект занятия по коррекции парасигматизма звука [ш] План-конспект занятия по коррекции парасигматизма звука [ш] — свистящий Подготовительный этап Артикуляционные гимнастики 1)грибок, Блинчик,.

План-конспект занятия по коррекции призубного [ш] Проверка звукопроизношения начинается с произношения (самостоятельно или по подражанию) изолированных звуков: [ш]. Например, на звук [ш]:.

План-конспект занятия по коррекции призубного звука [с] 1. Подготовительный этап Артикуляционные гимнастики «Качели» «Чистим нижние зубки» «Улыбка» «Подметаем пол» «Заборчик» «Горка» Воздушная.

План-конспект занятия по коррекции замены звука [р] на [г] 1. Подготовительный этап: Артикуляционные гимнастики: — лошадка; — маляр; — грибок; — гармошка; — фокус; — индюк; — чистим зубки (выметаем.

Конспект индивидуального занятия по теме «Игрушки» с детьми с моторной алалией
план-конспект занятия по логопедии на тему

Вложение Размер
konspekt_zan_motorn_alaliya_recoverd_docx_file115.docx 20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Татьяна Валентиновна

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конспект индивидуального занятия с детьми с моторной алалией ОНР 1 ур. р. р.

Отработка произношения звукоподражаний и слов CГС.

  1. Стимулировать появление звукоподражаний, первых слов;
  2. Обучать пониманию вопросов косвенных падежей;
  3. Развивать слуховое восприятие, речеслуховую память, зрительное внимание , конструктивный праксис;
  4. Продолжать работу над неречевым дыханием;
  5. Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  6. Продолжать работу над мимикой и силой голоса;
  7. Накопление пассивного словаря по теме игрушки, накопление предикативного словаря;
  8. Развивать логическое мышление;
  1. Обучать соотносить признаки предметов с их словесным обозначением.
  1. Воспитывать умение слушать и слышать речь логопеда.
  2. Воспитывать вежливое отношение к другим людям и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование : игрушки: клоун, мяч, юла, кукла, машина, поезд, картинка мальчик играет в мяч, четыре целые и четыре разрезанные на части картинки с цветным изображением мячей (большого и маленького).

  1. Организационный момент.

Посмотри, кто пришёл к нам в гости. Это клоун Тим. Как зовут клоуна?

Давай с ним поздороваемся.

Давайте мы с вами покажем, какой клоун бывает весёлый, грустный, как он обиделся, когда у него отобрали мяч, как он обрадовался, когда ему подарили новую игрушку.

  1. Развитие артикуляционной моторики. Развитие неречевого дыхания.

Тим пришёл к нам в гости, давай будем его угощать.

Напечём вкусных блинов,

Блины горячие, давай на них подуем

К блинам возьмём вкусное варенье.

Нальём чай в чашку.

Чай горячий подуем на него.

Угостим клоуна конфеткой.

После еды надо почистить зубки

[1]

  1. Стимуляция повторения названий игрушек

Тим никогда не был в детском саду и никогда не видел так много игрушек.

Давай ему покажем наши игрушки.

Покажи где мяч. Что это?

Покажи где кукла, машина, поезд.

Покажи где юла. Что это?

  1. Накопление пассивного глагольного словаря. Стимуляция повторения звукоподражаний. Работа над силой голоса.

Покажи Тиму, как можно играть с куклой. Её можно покачать вот так а-а-а-а.

Машину можно покатать, покажи, как она едет и сигналит би-би.

А это поезд, мы слышим как он далеко гудит , а сейчас он приближается и гудит громче, а сейчас он совсем близко и гудит очень громко уууууууу.

  1. Развитие слухового восприятия и внимания.

Демонстрация картинки и чтение стихотворения, а дети по возможности договаривают слова:

Новый мячик у Артема,

С ним играет Тема дома.

А еще в саду, на даче

Он играет в новый мячик.

покажи на картинке, где Тёма, где мяч, как Тёма играет в мяч.
Как зовут мальчика?

  1. Развитие общей моторики

Формирование умения ловить и
бросать мяч. Развитие ловкости и координации движений. Формирование глагольного словаря: бросаю, ловлю

Давай поиграем с клоуном в мяч. Комментирую свои действия: Буду бросать мяч. Бросаю мяч. Лови мяч.

Это мяч, круглый мяч

Любит мячик прыгать вскачь.

Вот так мяч, круглый мяч.

Красный мяч, гладкий мяч.

  1. Развитие слухового и зрительного внимания. Обучение соотнесению признаков предметов (красный, синий, большой, маленький) с их словесным обозначением.

А посмотри какие мячи тебе принёс клоун. Что это у меня в руках? (два мяча и привлекаю внимание детей то к одному, то к другому): «Это мяч. Это мяч. Большой мяч. Маленький мяч. Красный мяч. Синий мяч».

Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий мяч.

  1. Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса, мелкой моторики.
    (Четыре целые и четыре разрезанные на части картинки с цветным изображением мячей (большого и маленького).

Посмотри, клоун принёс тебе красивые картинки. Покажи большой мяч. Покажи маленький мяч. Покажи красный мяч. Покажи синий. Эти картинки целые, а другие картинки разрезаны, и надо их собрать, чтобы они тоже стали целыми.

Клоуну очень понравилось с тобой играть, и ему понравились игрушки. Давай пригласим клоуна к нам ещё. Скажи: «приходи ещё».

А дома для клоуна нарисуйте разные мячи красные, синий, большие, маленькие.

Давайте попрощаемся с клоуном: пока!

Ребёнок выполняет мимические упражнения

Ребёнок выполняет артикуляционные упражнения.

Моторная и сенсомоторная алалия у ребенка — занятия и лечение

Моторная алалия – это тяжелое нарушение речи, вызванное поражением центра Брока, который расположен в левом полушарии головного мозга. Центр Брока отвечает за развитие экспрессивной речи, то есть способность сформулировать завершенную мысль и воспроизвести ее вслух или письменно. Ребенок с моторной алалией относительно хорошо понимает, что ему говорят окружающие, но не может выражать свои эмоции, чувства, мысли, желания.

Читайте так же:  Чсв как расшифровывается

Как проявляется моторная алалия?

  1. Речь начинается формироваться очень поздно – в 4-5 лет, а не в младенчестве.
  2. Ребенок слабо владеет языком и не может правильно построить простую фразу.
  3. Крайне скудный словарь, не сформированы элементарные понятия.
  4. Плохая артикуляция, ребенок часто путает звуки, меняет местами слоги;
  5. Интеллектуальное развитие заторможено.
  6. Мелкая моторика развита очень плохо.
  7. Малышу трудно сосредоточиться на конкретном предмете или занятии, он быстро устает.
  8. Практически не развиты навыки самообслуживания – ребенок медленно, с трудом завязывает шнурки, застегивает пуговицы, держит ложку.
  9. Ребенок неловкий, с трудом координирует свои движения, постоянно спотыкается, не может прыгать на одной ножке, пройти по ровной линии, не чувствует музыкального ритма.

Моторная алалия часто сочетается с сенсорной разновидностью заболевания, и в этом случае говорят о сенсомоторной алалии. Это самая тяжелая патология, так как при ней ребенок не может выразить свои мысли, но и плохо понимает обращенную к нему речь. Если говорить о симптомах сенсомоторной алалии, то к перечисленному выше, можно добавить следующее:

  • гиперактивность или, наоборот, повышенная вялость;
  • заикание;
  • нарушена слухоречевая память;
  • ребенок плохо понимает обращенную к нему речь;
  • нарушение связи звукового образа слова с его значением;
  • низкая скорость реакции.

Как говорят и что слышат дети с моторной и сенсомоторной алалией?

В большинстве случаев ребенок говорит отдельными словами, в основном в именительном падеже, практически не связывая их во фразу. Он понимает смысл сказанного, может по просьбе правильно показать предмет, но не владеет категорией числа, падежа, рода. Окончания, предлоги, приставки для него просто не существуют. При тяжелых формах речь отсутствует полностью, и ребенок активно пользуется мимикой, жестами, интонацией. При легких – речь фразовая с большим количеством лексико-грамматических ошибок.

Причины возникновения моторной и сенсомоторной алалии

Грубые физиологические нарушения возникают в период внутриутробного развития или в раннем детстве, то есть до 3 лет, по следующим причинам:

  • Тяжелая беременность и роды: сильный токсикоз, угроза выкидыша, инфекции, резус-конфликт, родовая травма, обвитие пуповиной, гипоксия и пр.
  • Перенесенные инфекционные заболевания: энцефалит, менингит, осложнения после затяжных простуд, кроме того, алалию вызывают рахит и пневмония.
  • Не пролеченные до конца черепно-мозговые травмы, падения, ушибы головы.
  • Хирургические операции под общим наркозом.

Алалия встречается у 1% дошкольников и у 0,6% школьников. Наиболее часто заболевание развивается у мальчиков. В карте проставляют диагноз: общее недоразвитие речи.

Как лечат моторную и сенсомоторную алалию?

Лечение моторной и сенсомоторной алалии ведется по нескольким направлениям, процесс проходит под руководством нескольких специалистов – невропатолога, логопеда-дефектолога, психолога.

Лекарственная терапия

Невропатолог подбирает препараты и витамины группы В, которые обеспечивают полноценное питание и насыщение кислородом мозговых клеток, стимулируют их работу, способствуют концентрации внимания, улучшению памяти и восприятию информации.

Физиотерапия и рефлексотерапия

Рефлексотерапия назначается в основном детям в возрасте от 9 лет. Врач стимулирует определенные участки мозга слабыми электроимпульсами, и в результате образуются недостающие нейронные связи. Физиотерапевтические методы – водолечение, магнито- и лазеротерапия – усиливают действие лекарственных препаратов, улучшают кровообращение и оказывают общеукрепляющее воздействие.

Занятия с логопедом-дефектологом

Главный принцип коррекции – одновременное развитие речевых навыков и высших психических функций. Сначала ребенка учат различать речевые и неречевые звуки, распознавать речь, произносить и дифференцировать отдельные звуки, развивают его фонематический слух. С помощью картинок, предметов, комментирования действий расширяют понятийный аппарат и активный словарь малыша. Со временем он уверенно и правильно соотносит звучащие слова с конкретными предметами и действиями. Затем логопед-дефектолог обучает ребенка грамматическим основам языка: согласованию слов в предложении, правильному выбору падежей, числа, рода, образованию словоформ и т. д. Параллельно ведется кропотливая работа по развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Логопедический массаж

Массаж органов речи, лица, рук значительно повышает эффективность занятий с логопедом-дефектологом, развивает мышцы и подготавливает артикуляционный аппарат к постановке правильного произношения. В основном назначается зондовый массаж.

Самостоятельные занятия дома Успех коррекции и лечения алалии во многом зависит от того, насколько тщательно родители выполняют рекомендации врача и логопеда. Дома необходимо создать развивающую среду, ежедневно выполнять упражнения для развития мелкой моторики, расширения словарного запаса, артикуляционную гимнастику, элементарный логопедический массаж.

Прогноз при моторной алалии в целом благоприятный, если коррекция начата вовремя, при сенсомоторной алалии – неопределенный, успех лечения зависит от многих факторов: времени начала лечения, степени поражения коры головного мозга. В особо тяжелых случаях речь удается сформировать только к 10 годам. Поэтому так важно показать ребенка специалисту, если у вас возникли малейшие подозрения, что в его развитии что-то пошло не так.

Логопедическое занятие алалия

Дифференциальная диагностика экспрессивной моторной алалии от сенсорной алалии

Автор: Муренова Анна Владимировна,

учитель-логопед МБДОУ детского сада комбинированного вида № 3,

г. Нижний Новгород

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

У дошкольников встречается 1 % от общего числа дошкольников – 0.6 – 0.2%. у мальчиков в 2 раза чаще, чем у девочек.

Моторная алалия – это системное недоразвитие речи, ее экспрессивной стороны, т.е. говорения, порождение речи, имеющее центральный органический характер.

Нарушение речи при моторной алалии обусловлено несформированностью языковых операций, процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций.

Сенсорная алалия – это недоразвитие импрессивной речи, при которой наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов, у ребенка нарушается понимание речи окружающих, не смотря на сохранный физиологический слух и сохранные способности к развитию активной речи.

Сенсорная алалия возникает вследствие поражения коркового центра речеслухового анализатора и его проводящих путей.

Выделяют три степени тяжести сенсорной алалии:

1​ в более грубых случаях ребенок совсем не понимает речь, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя.

2​ ребенок понимает отдельные обиходные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания. Иногда понимание ребенком отдельных слов более затруднено, чем понимание смысла фразы в конкретной ситуации.

Читайте так же:  Ноутбуки с проекцией

3​ ребенок понимает содержание высказывания в конкретной ситуации.

Для дифференциальной диагностики сенсорной и моторной алалии мы взяли следующие критерии сравнения:

1​ Восприятие речи – при моторной алалии оно сохранно на перцептивном уровне, а при сенсорной алалии грубо нарушено.

2​ Понимание речи – у моторных алаликов оно соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; понимание речи у сенсорных алаликов нарушено, может незначительно улучшатся при зрительном восприятии артикуляции говорящего.

3​ Слуховое восприятие у детей с моторной алалией сохранно, а у детей с сенсорной алалией нарушено.

4​ Эхолалия при моторной алалии отсутствует, а при сенсорной алалии присутствует.

5​ Повторение услышанного – моторные алалики затрудняются повторить слово и фразу, а дети с сенсорной алалией повторяют, не понимая смысла проговоренного слова.

6​ Коммуникация – у детей с моторной алалией отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной), для детей с сенсорной алалией характерно нежелание (и невозможность) вступать в общение.

7​ Мимико-жестикуляторная речь – моторные алалики активно используют жесты, выразительную мимику; у сенсорных алаликов отсутствуют жесты и амимичность или невыразительность мимики.

8​ Наличие компенсаторных средств – у детей с моторной алалией как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты», а у детей с сенсорной алалией компенсаторные средства отсутствуют.

9​ Динамика улучшения – при моторной алалии отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании, а при сенсорной алалии наблюдается крайне низкий темп при направленном формировании речи.

Также можно сравнить моторную и сенсорную алалию в соответствии с компонентами языковой системы .

1​ Словарный запас (активный)

При моторной алалии словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой, дети не используют антонимы, синонимы и обобщающие слова. Детям присуще расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении, замена слов по сходству, по смежности, по внешним признакам.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания речи грубо нарушается экспрессивная речь. Неустойчивость значений слов, которая проявляется в парафазиях, элизиях, персеверациях и контоминациях.

2. Пассивный словарь (понимание речи)

У детей с моторной алалией ограниченность понимания речи. Пассивный словарь значительно превышает активный.

Сенсорными алаликами общий смысл фразы воспринимается легче изолированных слов. Дети понимают содержание высказывания только в конкретной ситуации, они не воспринимают смысл грамматических конструкций.

3. Фразовая речь

Для детей с моторной алалией характерно нарушение количества и динамики линейной последовательности слов в предложении. Обычно дети отвечают 1-2 словами в сочетании с жестами. Синтаксические конструкции примитивны.

У детей с сенсорной алалией при отсутствии понимания фразовая речь становится невозможной или грубо искажается. При наличии собственной речи дети не задумываются при подборе слов о точном выражении мысли и о построении предложений.

4. Грамматический строй речи

При моторной алалии наблюдаются значительные отклонения в усвоении грамматического строя речи – нарушено именное и глагольное управление и согласование, не используются предлоги и союзы, нет четкости родовых окончаний, используются аморфные слова.

При сенсорной алалии в речи присутствуют аграмматизмы. Дети не ориентируются на лексические значения и игнорируют грамматические.

5. Звукопроизношение

У детей с моторной алалией звукопроизношение нарушено. Обогащение словаря стимулирует появление новых звуков. Звуки могут появляться спонтанно, но их использование в составе слова сопряжено со значительными затруднениями.

У детей с сенсорной алалией звукопроизношение также нарушено. В их речи встречаются разнообразные звуковые замены.

6. Слоговая структура

При моторной алалии характерны перестановки звуков м слогов, парафазия, персеверации и контоминации. Некоторые дети произносят неясный контур слова, могут употреблять несколько искажений донного и того же слова.

При сенсорной алалии слоговая структура также искажена. Для детей свойственно недифференцированное проговаривание слов, искажения структуры слов.

7. Фонематическое восприятие

Ребенок с моторной алалией не может найти правильную последовательность звуков в слове, у него не формируется звуко-слоговой и морфемный строй.

У ребенка с сенсорной алалией фонематическое восприятие не сформировано и даже в условиях специального обучения развивается крайне замедленно. Страдает различение фонем, фонематический анализ и синтез. фонематическое восприятие развивается замедленно и надолго остается несформированным.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, после всего вышесказанного можно сделать следующие выводы :

  1. При моторной алалии поражается моторная кора с последующим системным недоразвитием, при сенсорной алалии поражение происходит в сенсорной коре, также с последующим системным недоразвитием.
  2. И сенсорная, и моторная алалия выявляются в доречевой период.
  3. Общее психическое развитие задержано и при моторной, и при сенсорной алалии.
  4. Об особенностях спонтанного речевого развития у моторных алаликов можно сказать, что оно медленное и искаженное, это касается развития словаря, фразы и звукопроизношения. А у сенсорных алаликов спонтанно речь мало улучшается.
  5. При логопедическом воздействии речь и моторных и сенсорных алаликов дает улучшение.
  6. Дети с моторной и сенсорной алалией по-разному относятся к своему дефекту – ребенок с моторной алалией с возрастом начинает стесняться своего дефекта, а ребенок с сенсорной алалией недостаточно осознает свой дефект.

Источники


  1. Уитон, А. Закон о прощении. Источник любви (комплект из 2 книг) / А. Уитон, Свагито Р. Либермайстер. — М.: ИГ «Весь», 2012. — 640 c.

  2. Елена Туник Психодиагностика супружеских отношений / Елена Туник. — М.: Питер, 2014. — 187 c.

  3. Пэйдж, Сьюзен Супружеская жизнь: путь к гармонии / Сьюзен Пэйдж. — М.: Мирт, 2015. — 416 c.
  4. Шапарь, В. Б. Вооруженный нейтралитет, или Психология безопасного общения / В.Б. Шапарь. — М.: Смысл, Academia, 2016. — 320 c.
  5. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 328 c.
Логопедическое занятие алалия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here