Люшера интерпретация результатов

Самое важное по теме: "люшера интерпретация результатов" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Интерпретация цветных пар (по М. Люшеру)

Характеризуемые выше алгоритмы оценки и толкования цве­тов дополняются и уточняются при интерпретации их сочетаний. Трактовка различных сочетаний выборов дана М. Люшером, как уже отмечалось, на основе фактических материалов обследования 36892 человек. Но далеко не все варианты толкования пар цветов, сделанные Люшером, представляются логичными и не могут быть приняты как универсальные уже потому, что обследу­емые люди были из социальных условий воспитания, резко отличающихся от наших. Можно лишь говорить о совпадении ряда тенденций.

Рассмотрим в несколько адаптированном виде примеры толкования Люшером сочетаний выбора цветов.

Позиции «++». Первый цвет синий

+1+2 (синий и зеленый)—чувство удовлетворенности, спо­койствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участ­вовать в конфликтах, в стрессе.

+1+3 (синий и красный)—чувство целостности, активное стремление к гармоничному отношению в деятельности.

+1+4 (синий и желтый)—небольшое беспокойство, эмоцио­нальное и не всегда осознанное стремление к тесным отношени­ям. Потребность во внимании со стороны других.

+1+5 (синий и фиолетовый)—небольшое беспокойство, пот­ребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+1+6 (синий и коричневый)—чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов.

+1+7 (синий и черный)—негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношения к себе, негатив­ное отношение к ситуации.

+1+0 (синий и серый)—негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.

«++». Первый цвет зеленый

+2+1 (зеленый и синий)—позитивное состояние, желанно признания, стремление к деятельности, обеспечивающей успех.

+2+3 (зеленый и красный) — активное стремление к успеху, к преодолению преград в деятельности, к самостоятельным реше­ниям.

+2+4 (зеленый и желтый) —желание признания, популярности, небольшое беспокойство, стремление произвести впечатление.

+2+5 (зеленый и фиолетовый)—небольшое беспокойство, желание признания, популярности, стремление к супервпечатлению, повышенное внимание к реакциям окружающих на свои по­ступки.

+2+6 (зеленый и коричневый)—чувство неудовлетворенности, усталости, переоценка значимости отношения к себе со стороны окружающих.

+2+7 (зеленый и черный)—чувство обиды, злости, стремле­ние к жесткости, авторитетности в отношениях.

+2+0 (зеленый и серый)—чувство неудовлетворенности, стремление к признанию, желание произвести впечатление.

«++». Первый цвет красный

+3+1 (красный и синий)—деловое возбуждение, активное стремление к деятельности, к впечатлениям, к удовольствиям.

+3+2 (красный и зеленый) —деловое возбуждение, активное стремление к цели, к преодолению всех трудностей, стремление к высокой оценке своей деятельности.

+3+4 (красный и желтый) —деловое, слегка повышенное возбуждение, увлеченность, оптимизм, стремление к контактам, расширение сферы деятельности.

+3+5 (красный и фиолетовый)—повышенное возбуждение, не всегда адекватная увлеченность, стремление произвести впе­чатление.

+3+6 (красный и коричневый)—негативное настроение, огор­чение из-за неудачи, нежелание лишиться благоприятной ситуа­ции.

+3+7 (красный и черный)—негативное настроение, злость, стремление уйти из неблагоприятной ситуации.

+3+0 (красный и серый)—чувство неудовлетворенности, на­правленность на рискованное действие.

«++». Первый цвет желтый

+4+1 (желтый и синий)—.настроение в общем положитель­ное, стремление к позитивному эмоциональному состоянию, взаи­мовыдержке.

+4+2 (желтый и зеленый)—настроение в общем положи­тельное, желание поиска верных путей решения стоящих задач, к самоутверждению.

+4+3 (желтый и красный)—несколько повышенное деловое возбуждение, стремление к широкой активности.

+4+5 (желтый и фиолетовый)—небольшая эйфория, стрем­ление к ярким событиям, желание произвести впечатление.

+4+6 (желтый и коричневый) —негативное настроение, огор­чение и потребность в эмоциональной разрядке, в отдыхе.

+4+7 (желтый и черный)—весьма негативное настроение,

стремление уйти от любых проблем, склонность к необходимым, малоадекватным решениям.

+4+0 (желтый и серый)—негативное угнетенное состояние, стремление выйти из .неприятной ситуации, нечеткое представле­ние о том, как это сделать.

«++». Первый цвет фиолетовый

+5+1 (фиолетовый и синий)—неопределенное настроение, стремление к согласию и гармонии.

+5+2 (фиолетовый и зеленый)—настороженность, желание произвести впечатление.

+5+3 (фиолетовый и красный)—некоторое возбужденна, ув­леченность, активное стремление произвести впечатление.

+5+4 (фиолетовый и желтый) —возбуждение, фантазирова­ние, стремление к ярким событиям.

+5+6 (фиолетовый и коричневый)—возбуждение, направлен­ность на сильные эмоциональные переживания.

+5+7 (фиолетовый и черный) —негативное состояние.

+5+0 (фиолетовый и серый)—напряжение, стремление огра­дить себя от конфликтов, стресса.

«++». Первый цвет коричневый

+6+1 (коричневый и синий)—напряженность, страх одино­чества, желание уйти из неблагоприятной ситуации.

+6+2 (коричневый и зеленый)—чувство беспокойства, стрем­ление к строгому контролю над собой, чтобы не сделать ошибки.

+6+3 (коричневый и красный) —активное стремление к эмо­циональной разрядке.

+6+4 (коричневый и желтый) —утрата веры в положитель­ные перспективы, вероятность необдуманных решений («мне все равно»).

+6+5 (коричневый и фиолетовый)—чувство неудовлетворен­ности, стремление к комфорту.

[2]

+6+7 (коричневый и черный) —негативное состояние, разо­чарованность, стремление к покою, желание уйти от активности.

+6+0 (коричневый и серый)—весьма негативное состояние, стремление уйти от сложных проблем, а не бороться с ними.

«++». Первый цвет черный

+7+1 (черный и синий) —весьма негативное состояние, стре­мление уйти от проблем («оставили бы в покое»).

+7+2 (черный и зеленый) —возбуждение, гневное отношение к окружающим, не всегда адекватное упрямство.

+7+3 (черный и красный) —сильное возбуждение, возможны аффективные поступки.

+7+4 (черный и желтый) —весьма негативное состояние, от­чаяние, суицидные мысли.

+7+5 (черный и фиолетовый) —напряженность, мечты о гар­монии.

+7+6 (черный и коричневый)—возбуждение, постановка не­реальных задач, стремление уйти от беспокойных мыслей, небла­гоприятной ситуации.

+7+0 (черный и серый)—чувство безнадежности, обречен­ности, неадекватность решений.

« + + ». Первый цвет серый

+0+1 (серый и синий) —негативное состояние, желание по­коя.

+0+2 (серый и зеленый)—негативное состояние, ощущение враждебности окружающих, желание оградиться от среды.

+0+3 (серый и красный) —негативное состояние, повышен­ная требовательность к окружающим, не всегда адекватная ак­тивность.

Читайте так же:  Цирк чудес иллюзии

+0+4 (серый и желтый) —негативное состояние, стремление уйти от проблем, а не решать их.

+0+5 (серый и фиолетовый)—чувство беспокойства, насто­роженности, стремление скрыть это чувство.

+0+6 (серый и коричневый)—весьма негативное состояние, стремление уйти от всего сложного, трудного, от волнения.

+0+7 (серый и черный) —весьма негативное состояние, оби­да, чувство угнетенности, вероятность неадекватных решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

[1]

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10119 —

| 7760 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тест Люшера

Цветовой тест Люшера

Интерпритация цветовых пар

Ядро теоретической концепции М. Люшера составляют два понятия — «структура» и «функция» цвета.

Индивидуальный смысл цвета для конкретного человека выражается в «функции» цвета, то есть в характере отношения человека к цвету. В «функции» человеку открывается лишь определенная область «структуры». Метафорически, можно сказать, что «функция» — «точка соприкосновения» человека и цвета. Она определяется, главным образом, состояниями и свойствами самого человека и поэтому «функция» способна их отражать. Зная «функцию» цвета для человека, можно узнать и нечто о самом человеке.

Обработка результатов по 8-ми цветовой таблице требует определенного опыта. Каждому цвету таблицы, в зависимости от его позиции в ранговом ряду, присваивается «функциональный знак». Первым двум — «+» (выраженное предпочтение), второй паре — «х» (отождествление), третьей — «=» (нейтральное, равнодушное отношение), последней — «-» (выраженное отвержение)

Люшера интерпретация результатов

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ МЕТОДОМ ЛЮШЕРА

Психолог раскладывает перед ребенком цветные карточки на чистом листе бумаге А4 в произвольном порядке.

1. Посмотри внимательно и ответь на вопросы, на какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты утром идешь в школу? Чаще всего, обычно. Назови или покажи пальцем.
2. А дома в выходные дни?
3. На какой из этих цветов больше всего похоже твое настроение, когда ты сидишь на уроке?
4. А когда отвечаешь у доски?
5. А перед контрольной или проверочной работой?
6. Когда с ребятами на перемене играешь или общаешься?
7. Когда с учителем разговариваешь?

А теперь выбери из этих цветов тот, который больше всего нравится тебе, кажется красивее других (психолог убирает карточку, выбранную ребенком). А из оставшихся? (снова убирает карточку, выбранную ребенком, и т.д.).

Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.
При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.
При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.
При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и пр.).
При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.
Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.
Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

7. ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Если вы провели два тестирования с одним испытуемым, то принято считать, что первый выбор характеризует желаемое состояние, а второй — действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования.

Однако для получения более полной информации лучше сравнить два выбора и при группировке ориентироваться на устойчивые пары.

В результате тестирования выделяем следующие позиции: оба самых симпатичных цвета получают знак «+» (плюс), вторая пара — приятные цвета — имеет знак «х» (умножение), третья пара — безразличные цвета — обозначается знаком «=» (равно) и четвертая пара — несимпатичные цвета — получает знак — «-» (минус).

Пример. У Вас имеется такой выбор:

3 1 5 4 0 6 2 7

Надо смотреть в таблице следующие значения. Для +3+1 раскрывают реестровую таблицу на значениях +3 и читают значения для сочетания +3+1. Затем для значения х5х4 раскрывают таблицу значений на х5 и считывают значение для х5х4 и т. д. Таким образом обрабатываются данные при однократном выборе или при совпадении значений обоих выборов.

Бывают ситуации, когда два выбора незначительно отличаются друг от друга, т. е. определенные цифры остаются рядом, даже если их места поменялись. Эти пары цифр обводятся кружком и считаются группой.

1 выбор 3 (1 5) (4 0) (6) (2 7)
2 выбор 3 (5 1) (4 0) (6) (7 2)
+ x x = = =

Правила для определения знаков

Для определения знаков существует следующее правило:

первая группа или отдельная цифра имеет знак +;
вторая группа или отдельная цифра имеет знак х;
вся середина имеет знак =;
последняя группа или отдельная цифра имеет знак -.

Иногда результаты выбора во втором тестировании настолько отличаются от первого, что даже выделение групп оказывается невозможным. В таких случаях рекомендуется использовать для интерпретации результаты второго теста, выбор цветов в котором считается более непосредственным и непринужденным. Резкое перемещение какого-либо цвета в начало или в конец ряда при сравнении результатов первого и второго тестов выявляет амбивалентное отношение испытуемого к потребности, символизируемой этим цветом.

Читайте так же:  Показатели социальной адаптации

Понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений опирается на исследование Вальнеффера. Он обследовал с помощью цветового теста Люшера пациентов при поступлении на психотерапевтический курс и по окончании лечения. Выяснилось, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны, но в случае успешной терапии к моменту окончания лечения выборы оказываются значительно более единообразными и приближаются к цветовой последовательности 3 4 2 5 1 6 0 7. Эта последовательность была принята Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталоном нервно-психического благополучия.

Итак, считается, что при нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на первых пяти местах, а дополнительные- на последних. Если они расположены иначе, это служит указанием на наличие какого-либо психологического конфликта или состояния физиологического неблагополучия, являющихся источником тревоги. Часто источник этой тревоги вытесняется из сознания настолько, что человек ощущает лишь смутное беспокойство, не догадываясь о его причинах. Но независимо от степени его осознанности наличие постоянного источника стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Поскольку по своей природе такая деятельность является «замещающей», она редко приводит к подлинной удовлетворенности, истощая ресурсы организма.

Отсюда следуют следующие выводы:

1. Если хотя бы один из основных цветов стоит на последних трех местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции.

2. Если при наличии тревоги на первом месте находится один из основных цветов, .то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительным цветом, который указывает на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие серого, коричневого или черного в начале цветового ряда означает негативное отношение к жизни. Если один из этих цветов стоит на втором или третьем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если серый, коричневый или черный занимают одну из трех первых позиций и в то же время ни в одной из последних трех позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как указатель на источник тревоги.

Для оценки интенсивности состояний тревоги и компенсаторных тенденций предлагаются следующие обозначения:

! — если основной цвет стоит на шестом месте (дополнительный на 3 месте);

!! — если основной цвет стоит на 7 месте (дополнительный на 2 месте);

. — если основной цвет стоит на 8 месте (дополнительный на 1 месте).

Если имеется такой выбор: 3 1 5 4 0 6 2 7, то 2 (зеленый цвет) обозначается — . Все имеющиеся восклицательные знаки (наличие компенсаций и тревог) складываются. Сумма условных баллов (!) может находиться в диапазоне от 1 до 12. Считается, что, чем больше «с!», тем прогноз неблагоприятнее. При наличии хотя бы одного «!» надо дополнительно определять группу цветов «+-«. Это первый и последний цвета ряда, а также (в нашем случае) +3-2; +1-2. Группы «+-» отражают центральные внутренние конфликты личности испытуемого.

В восьми позициях ранговой последовательности различают следующее отношение:

1-е место: самый симпатичный цвет получает знак «устремления» «+».

Оно показывает средства, в которых нуждается испытуемый и к которым он прибегает, чтобы достичь цели (например, при синем цвете: необходимое средство «покой»).

2-е место: оно также имеет знак «устремления» «+» и показывает, что является целью (например, при синем цвете: цель, к которой стремятся,- «покой»).

3,4-е место: оба имеют знак «симпатии» «х» как условное обозначение собственного состояния. Собственное состояние — это самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение (например, при синем цвете испытуемый находится в спокойном состоянии).

Видео (кликните для воспроизведения).

5,6-е место: оно имеет знак «индифферентности» «=». Индифферентность показывает, что этот цвет и свойство не подтверждаются и не отвергаются, они безразличны. Для испытуемого этот цвет и свойство временно утрачены, упразднены, они как бы «парят в воздухе». Индифферентный цвет — это неактуальное, воспринимаемое в данный момент как безразличное, нереализуемое свойство, которое, однако, при необходимости может быть актуализировано. Например, если синий цвет занимает место со знаком индифферентности, то покой в настоящее время неактуален, но внезапно может наступить беспокойная раздражительность.

7,8-е место: оба цвета имеют знак «-» как показатель «неприятия». Цвета, которые испытуемый отклоняет как несимпатичные, выражают ту потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, т. к. самопроизвольное удовлетворение этой потребности имеет отрицательные последствия. Например, если синий цвет стоит на восьмом месте, то потребность в «покое» существует, но не может быть удовлетворена в сложившейся ситуации, так как испытуемый полагает, что успокоиться — значит усугубить неблагоприятное положение вещей.

Люшера интерпретация результатов

Во время теста вам будут показаны карточки с различными цветами.
Ваша задача – указать, какой цвет вам нравится больше других в данный момент времени.
Не пытайтесь ассоциировать цвета ни с чем посторонним, – например, с цветом одежды или интерьера.
Просто выбирайте карточки, к которым вы чувствуете бо́льшую симпатию по сравнению с остальными.

Обратите внимание, иногда нужно будет выбрать не симпатичный, а наоборот, неприятный цвет.

Методика тестирования предполагает два подхода с небольшим интервалом между ними.
Пожалуйста, подождите несколько минут, и нажмите кнопку «продолжить тест».
Не пытайтесь вспомнить тот порядок, в котором вы выбирали цвета в первый раз.
Но и не старайтесь специально разложить их по-другому.
Просто выбирайте понравившиеся цвета, как будто видите их впервые.

Читайте так же:  Общение жены с другими мужчинами

Люшера интерпретация результатов

Проективный «цветовой тест Люшера» используется для оценки эмоциональных нарушений. Он представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется 8-цветный тест). Обследуемому предлагают расположить их по мере снижения симпатии к цвету: на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее — «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Символика цвета уходит корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональной оценкой явлений природы (солнца, плодов, ночи, крови).

Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят К началуXX века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования М.Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекла внимание множества психологов и врачей (Х.Клар, К.Флиннхауз, У.Гро, А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев и многие другие).

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования.

Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия, на второе — с целью, к которой человек стремится, на третье и четвертое — с эмоциональной оценкой истинного положения вещей, на пятое и шестое — с невостребованными в данный момент резервами, на последние места — с подавленными потребностями.

В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вследствие этого с потребностью в эмоциональном комфорте, покое.

Зеленый цвет указывает на повышенную чувствительность человека к оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонстрирует жизнерадостность, оптимистичность и раскованность чувств.

Желтый — эмотивность и экзальтированность, нетерпеливость, неустойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоциональную незрелость.

Выбор фиолетового цвета как наиболее приятного может трактоваться как эмоциональная неустойчивость, напряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматическими эквивалентами; черный — агрессивность, озлобленность, дисфорию; серый — усталость, безразличие.

На основании метода цветовых выборов Люшера (МЦВ) возможна оценка уровня тревожности и стресса. Этот показатель высчитывается на основании перераспределения основных и дополнительных цветов в ряду предпочтительных выборов.

Считается, что перемещение основного цвета на 6, 7 или 8 позиций, так же как перемещение дополнительного цвета на 1, 2 или 3 позиции, указывает на имеющийся стресс.

Баллы начисляются так: для основных — за 8-ю позицию — 3 балла, за 7-ю — 2, за 6-ю — 1, для дополнительных — за 1-ю — 3, за 2-ю — 2, за 3-ю — 1. Максимальное количество баллов, указывающих на уровень стресса, — 12. Кроме того, оценивается динамика стресса: нарастание в случае большего количества баллов во втором выборе цветов, убывание или отсутствие нарастания при обратных соотношениях.

Люшера интерпретация результатов

Желаемые цели, или поведение, диктуемое желаемыми целями

Испытывает потребность в мирном окружении. Желает избавления от стресса и свободы от конфликтов и разногласий. Предпринимает огромные усилия для того, чтобы держать ситуацию и существующие проблемы под контролем. Для этого старается продвигаться вперед с осторожностью. Высоко развита чувственная восприимчивость и способность различать отдельные детали в общей картине.

Существующая ситуация, или поведение, подходящее к существующей ситуации

Активный, общительный, беспокойный. Глубоко переживает по поводу того, что события чрезвычайно медленно движутся в желанном для него направлении. Это ведет к раздражимости, переменчивости во взглядах и отсутствию упорства в ходе реализации заданной цели.

Черты поведения, которые сдерживаются, или поведение, неподходящее к существующей ситуации

Эгоцентричен, а поэтому быстро обижается. Может получать удовлетворение от половой активности, но склонен проявлять эмоциональную сдержанность.

Отвергнутые или подавленные черты поведения, или источники беспокойства

Физиологическая интерпретация: ярко выраженная подверженность внешним раздражителям.
Психологическая интерпретация: хочет преодолеть ощущение пустоты и перебросить мост через пропасть, отделяющую его от других. Жаждет испытать жизнь во всех ее проявлениях, изучить все ее возможности и жить полнокровно. Поэтому он возмущается любыми ограничениями, которые ему навязывают. Желает избавиться от препятствий и действовать свободно.
Коротко: ожидание независимости.

Существующая проблема, или поведение, порожденное стрессом

Не хочет углубляться в выяснение разногласий и спорных вопросов, предпочитая, чтобы его оставили в покое. Энергично противостоит внешнему влиянию и любым попыткам помешать ему вырабатывать и осуществлять собственные планы. Работает для того, чтобы упрочить свое положение.

Тревожность и внутренние конфликты

Показатель тревожности: 0 из 12 – незначительная тревожность .

Отсутствие внутреннего душевного конфликта или же наличие его в минимальном виде.

Смотрите также интерпретацию по Методу цветовых выборов Л. Н. Собчик (модифицированный тест Люшера).
Также вы можете прочитать описание смысла и значения каждого выбранного цвета.

Люшера интерпретация результатов

Проективный «цветовой тест Люшера» используется для оценки эмоциональных нарушений. Он представляет собой набор карточек разного цвета (обычно используется 8-цветный тест). Обследуемому предлагают расположить их по мере снижения симпатии к цвету: на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее — «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. За каждым цветом закреплены соответствующие параметры, характеризующие индивидуально-психологические особенности человека. Символика цвета уходит корнями в истоки существования человека на земле и связана с эмоциональной оценкой явлений природы (солнца, плодов, ночи, крови).

Читайте так же:  Деньги наука стать богатым

Научные разработки проблемы восприятия цвета своими корнями восходят К началуXX века и отражены в теории трех основных цветов Юнга-Гельмгольца, в работах Хартриджа, касающихся многоцветного восприятия. Важная роль изучения цветовой перцепции как сопряженного психологического и физиологического процесса подчеркивалась многими исследователями (Ю.Ф.Поляков, А.М.Иваницкий и др.). Исследования М.Люшера, выявившие диагностическое значение цветовых выборов, привлекла внимание множества психологов и врачей (Х.Клар, К.Флиннхауз, У.Гро, А.Аминев, А.М.Эткинд, Е.Ф.Бажин, Н.В.Агазаде, А.И.Юрьев и многие другие).

Тест Люшера в оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветовых таблиц и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Первый из них достаточно громоздок и представляет ценность скорее всего в тех случаях, когда цветовой тест является единственным инструментом психодиагностического исследования.

Люшер выделил четыре основных цвета (синий, зеленый, красный, желтый) и четыре дополнительных (фиолетовый, коричневый, черный, серый), а также отметил, что постановка цвета на первое место указывает на цветовые ассоциации с основным способом действия, на второе — с целью, к которой человек стремится, на третье и четвертое — с эмоциональной оценкой истинного положения вещей, на пятое и шестое — с невостребованными в данный момент резервами, на последние места — с подавленными потребностями.

В аффективной сфере синий цвет ассоциируется с крайней чувствительностью человека, повышенной тревожностью и вследствие этого с потребностью в эмоциональном комфорте, покое.

Зеленый цвет указывает на повышенную чувствительность человека к оценке его со стороны окружающих, к критике. Красный демонстрирует жизнерадостность, оптимистичность и раскованность чувств.

Желтый — эмотивность и экзальтированность, нетерпеливость, неустойчивость и отсутствие глубины переживаний, а также эмоциональную незрелость.

Выбор фиолетового цвета как наиболее приятного может трактоваться как эмоциональная неустойчивость, напряженность. Коричневый цвет отражает тревожность с соматическими эквивалентами; черный — агрессивность, озлобленность, дисфорию; серый — усталость, безразличие.

На основании метода цветовых выборов Люшера (МЦВ) возможна оценка уровня тревожности и стресса. Этот показатель высчитывается на основании перераспределения основных и дополнительных цветов в ряду предпочтительных выборов.

Считается, что перемещение основного цвета на 6, 7 или 8 позиций, так же как перемещение дополнительного цвета на 1, 2 или 3 позиции, указывает на имеющийся стресс.

Баллы начисляются так: для основных — за 8-ю позицию — 3 балла, за 7-ю — 2, за 6-ю — 1, для дополнительных — за 1-ю — 3, за 2-ю — 2, за 3-ю — 1. Максимальное количество баллов, указывающих на уровень стресса, — 12. Кроме того, оценивается динамика стресса: нарастание в случае большего количества баллов во втором выборе цветов, убывание или отсутствие нарастания при обратных соотношениях.

Интерпретационные таблицы к цветовому тесту Люшера

Анализ результатов

Основное значение цветов

Все цвета делятся на 2 категории: основные цвета (№№ 1,2,3,4) и дополнительные (№№ 5,6,7,0) Каждому цвету присвоен свой номер

1 (синий) – спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность

2 (зеленый) – настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение

3 (красный, терракотовый) – сила воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность

4 (желтый) – активность, стремление к общению, любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие

Эти цвета символизируют основные психологические потребности. Если тест выполнен уравновешенным, свободным от конфликтов и подавленности человеком, то основные 4 цвета должны занимать 1-ые 5 мест.

Дополнительные цвета символизируют негативные тенденции

5 (фиолетовый, лилово-фиолетовый) – тревожность

6 (коричневый) – стресс

7 (черный) – страх

0 (серый) – огорчение

Аутогенная норма

Вальнеффер заметил, что при успешной психотерапии выборы приближаются к цветовой последовательности: 3 4 2 5 1 6 0 7, которая была принята Люшером за эталон нервно-психического благополучия

Значение позиций

Позиции цветов принято обозначать символами:

«+ +»(1 и 2 место), «х х» (3 и 4), «= =» (5 и 6), «– –» (7 и 8).

+ Устремления Средства, в которых нуждается испытуемый, и к которым он прибегает, чтобы достичь цели
+ Указывает на то, что является целью
Х Симпатии Условное обозначение собственного состояния: самочувствие человека, его мнение о своем здоровье, его расположение
Х
= Индифферентность Индифферентный цвет, как то, что в данный момент неактуально, воспринимается как безразличное, нереализуемое свойство
=
Неприятие Та потребность, которая ввиду целесообразности тормозится, так как самопроизвольное удовлетворение этой потребности может иметь негативные последствия

Вегетативный коэффициент

В качестве показателя эмоционального состояния был использован вегетативный коэффициент (ВК) Шипоша, как показатель нервно-психической истощенности. ВК устанавливает тенденции на расходование и приобретение энергии. ВК высчитывается по следующей формуле:

ВК= 18 — /место 3-го цвета/ — /место 4-го цвета/

18 — /место 1-го цвета / — /место 2-го цвета /

· ниже 0,6 – истощенность, хроническое переутомление;

· от 0,6 до 0,8 – установка на оптимизацию расходования сил. Умеренная потребность в восстановлении и отдыхе; успешная деятельность в привычных условиях.

· От 0,9 до 1,6 – оптимум мобилизации физической и умственной активности. Установка на активное действие. В стрессе быстро ориентируется и принимает решения. Действует целесообразно и успешно.

· от 1,7 и выше – избыточное возбуждение, суетливость. Паника в экстремальных ситуациях.

Показатель тревоги

При нормальном психофизиологическом состоянии испытуемого основные цвета должны находиться на 1-ых 5-ти местах, а дополнительные – на последних 5-ти.

Иное расположение указывает на психологический конфликт / состояние физиологического неблагополучия, являющийся источником тревоги.

Независимо от степени его осознанности, наличие источника постоянного стресса вызывает поведение компенсирующего типа. Это поведение может полностью удовлетворять человека, но оно истощает ресурсы организма.

1. Если хотя бы 1-ин из основных цветов стоит на последних 3-х местах, то он и последующие цвета говорят о состоянии тревоги. Способ компенсации тревоги определяется характеристикой цвета, стоящего на первой позиции

Читайте так же:  Отношения сложившиеся в семье

2. Если при наличии тревоги на 1-ом месте находится 1-ин из основных цветов, то компенсация считается более успешной, чем в случае с дополнительными, которые указывают на неадекватность, безуспешность компенсаторного поведения.

3. Присутствие №№ 0, 6 или 7 в начале цветового ряда означает отрицательное отношение к жизни. Если 1-ин из этих цветов стоит на 2-ом или 3-ем месте, то он сам и все цвета левее его рассматриваются как компенсации.

4. Если №№ 0, 6 или 7 занимают одну из 3-х первых позиций и, в то же время, ни в одной из последних 3-х позиций нет основных цветов, то какой бы цвет ни занимал последнюю позицию, его следует рассматривать как источник тревоги.

Количественная оценка тревоги

3 б. – дополнительный цвет на 1 месте

[3]

2 б. – дополнительный цвет на 2 месте

1 б. – дополнительный цвет на 3 месте

1 б. – основной цвет на 6 месте

2 б. – основной цвет на 7 месте

3 б. – основной цвет на 8 месте

Сумма может быть от 1 до 12 баллов

Чем больше балл, тем прогноз неблагоприятнее

При наличии хотя бы одного признака тревоги, дополнительно определяется группа цветов «+ – » (первый и последний цвета ряда), которая отражает центральные внутренние конфликты испытуемого.

Интерпретационные таблицы к цветовому тесту Люшера

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

Таблица 4

| следующая лекция ==>
Лёшка. Мой окрыляющий. 2010 г. | Малевич Казимир Северинович

Дата добавления: 2017-04-03 ; просмотров: 4288 | Нарушение авторских прав

Тест Люшера и его интерпретация. О чем говорят цветовые пары?

В характеристику цветов входят 4 основных и 4 дополнительных цвета.

К основным цветам относятся:

При отсутствии конфликтной ситуации в оптимальном состоянии эти основные цвета должен занимать преимущественно пять первых позиций.

К дополнительным цветам относятся:

Выражает негативные тенденции, стресс, страх, ограничение. Значение определяется их взаимным расположением и распределением по позициям.

Формируется 8 позиций:

Характеристика выбираемых позиций:

  • Первая позиция (+) – олицетворяет средства достижения цели (желателен выбор синего, что говорит о возможности действовать спокойно и без излишнего напряжения).
  • Вторая позиция (+) – цель стремления.

3-я и 4-я позиции (X) отражает ощущение истинной ситуации; образ действий, которые диктует ситуация.

5-я и 6-я позиции (=) безразличие к цвету. Цвета свидетельствуют, что испытуемые не связывает свое стояние с выбранными цветами. В определенной ситуации позиция может отражать резервную трактовку цвета, допустим синий (цвет спокойствия) временно отложен, как неподходящий к данной ситуации.

7-я и 8-я позиции (–) характеризуют негативное, стремление подавить потребность, мотив, эмоции, выраженные данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций Н = р при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов:

Зоны (++, хх, = =,– –) — 4 функциональные группы.

Один из примеров оценки является место нахождение основных цветов. Если они находятся дальше 5-ой позиции, выраженные ими свойства не удовлетворены, следовательно, стояние негативное.

Наблюдая взаимное сочетание основных цветов, когда, допустим, синий и зеленый (2,1) находящиеся рядом создают функциональную группу, подчеркиваются их общие черты – стремление (направленность) «вовнутрь». Сочетании красного и зеленого (2,3) подчеркивает автономность, независимость в принятия решений, инициативу. Сочетание красного и желтого (3,4) выделяет направление «вовне». Сочетание синего и желтого (1,4) показывает зависимость от среды. При взаимном положении синего и красного (1,3) в одной функциональной группе говорит о благоприятном балансе зависимости от среды и субъективного типа, характеризуется синим, и автономностью направлением «вовне».

Взаимодействие зеленого и желтого (3,4) выражает противопоставление субъективного устремления «вовнутрь», обособленности, упрямства с устремлением «вовне».

При разъяснении основных цветов Люшер также утверждает, что они обозначают определенные

Характеристику работоспособности в ходе анализирования цветов Люшер интерпретировал с учетом следующих положений:

Зеленый отражает гибкость в проявлении воли в затруднительных условиях деятельности (Д), это способствует эффективности работы.

Красный отражает волевое стремление и удовлетворения связанное с достижением цели, что поддерживает работоспособность.

Желтый характеризует надежду на успех, участие в деятельности с нечетким осознанием деталей, спонтанное удовлетворение, перспективы к дальнейшей работе.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если данные три цвета расположены в начале в сочетания, продуктивная Д. более вероятна, а та же высокая работоспособность. Если они разделены и находятся во второй половине, то суть противоположна. Тревожный показатель. Основные цвета в позициях «-» — отвергаемые цвета, что является показателем тревоги и негатива.

Источники


  1. Ефимова, Н. С. Психология общения / Н.С. Ефимова. — М.: Форум, Инфра-М, 2017. — 192 c.

  2. Воронова, Мария Клиника измены. Семейная кухня эпохи кризиса / Мария Воронова. — М.: Астрель, Полиграфиздат, Neoclassic, 2011. — 352 c.

  3. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. — М.: Аспект пресс, 2014. — 318 c.
  4. Грэй, Джон Марс и Венера: как сохранить любовь / Джон Грэй. — М.: София, 2011. — 160 c.
  5. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В.А. Сысенко. — М.: Мысль, 2011. — 176 c.
Люшера интерпретация результатов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here