Мастерство психологического консультирования

Самое важное по теме: "мастерство психологического консультирования" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Мастерство психологического консультирования

Программа представляет собой краткий цикл занятий для специалистов и начинающих психологов-практиков. Направлена на выработку и закрепление навыков психологического консультирования на примере реальных консультаций ведущего с комментариями и разбором стратегии.

— вопрос который волнует очень многих начинающих свою деятельность в области психологического консультирования это как найти своих клиентов и выстроить отношения доверия и лояльности. Как показывает практика у разных специалистов есть свои области консультирования в которых они более эффективны. Как начинающему найти свою область работы это вопрос который во многом определяет выход на целевую аудиторию и содержание рекламных сообщений для нее. В рамках курса будут обсуждаться вопросы продвижения себя как специалиста, правильного приема первичного звонка, первичной консультации.первичная встреча с клиентом ее структура.

— оформление запроса запроса

— заключение психологического контракта

— отработка базовых навыков резюмирования, перефразирования, отражения чувств

— определение стратегии психологической помощи

— эффективные техники трансформационных изменений внутреннего мира человека в ситуации горя, незавершенных отношений, длительных травмирующих отношений

-техники трансформации негативных психических состояний: подавленности, душевной боли, тоски

— работа с обидой

— эмоционально – образный подход в психологическом консультировании

— техники восстановления ресурсного состояния клиента

помощь в собственном продвижении начинающим специалистам в области психологического консультирования

преодоление барьеров, страхов на оказание психологической помощи

мотивирующие домашние задания, позволяющие РЕАЛЬНО начать консультировать.

Стоимость — 4500 руб

Сроки проведения — 25-26 марта с 10:00-17:00

Ведущий: доктор психологических наук, профессор, практикующий специалист на протяжении 12 лет Климонтова Татьяна Анатольевна.

Индивидуальный стиль консультирования (провоцирование-пробуждение)

Индивидуальных стилей, по определению, столько, сколько консультантов, и поэтому нет никакого смысла пытаться их все описать. Однако в стилях есть некоторые тенденции, которые могут влиять на динамику происходящих в процессе консультирования изменений и, следовательно, на эффективность консультанта.

  • Что требуется от меня как от консультанта, чтобы быть наиболее эффективным?
  • На что мне опираться в выборе своей тактики в каждый данный момент?
  • Чего я ожидаю от своих действий?
  • Как я буду оценивать свою эффективность?

Каждый из консультантов ставит перед собой эти или подобные вопросы, и каждому известно, как сложно найти на них ответ. С одной стороны, эти вопросы еще раз подчеркивают то, что в работе мы сами являемся собственным инструментом. С другой — они указывают на взаимосвязь между нашими профессиональными действиями и самонаблюдением. Наконец, с третьей стороны, они демонстрируют взаимосвязь между тем, как мы наблюдаем за собой («из какого места» мы наблюдаем за собой) и как нам видится цель консультирования.

Остановимся на последнем — представлении консультанта о цели консультирования.

Принципиально можно выделить два типа решения вопроса о цели консультирования: в одном случае целью видится разрешение конкретной задачи или ситуации, в которой оказался клиент; в другом случае «разрешение проблемы» отступает на второй план перед необходимостью осознания клиентом всей сложности жизненной ситуации и всего многообразия имеющихся выборов и альтернатив. Условно говоря, упрощая, первый подход можно назвать ориентированным на цель, а второй — на клиента.

Опираясь на существующие исследования, Е. Nevis (1990) отметил, что в зависимости оттого, как консультант подходит к выбору цели своей работы, можно выделить два основных стиля:

провоцирующий и пробуждающий.

Провоцирующий стиль основывается на представлениях консультанта, что изменения в клиенте происходят вследствие внешнего воздействия и что работа с клиентом может оказаться результативной, только если консультант вынудит или заставит что-то произойти. Действия консультанта здесь уподобляются толчкам или даже ударам, задача которых прорваться в сознание клиента и подтолкнуть его к ответным действиям, влекущим за собой перестройку и адаптацию.

Пробуждающий стиль направлен на пробуждение у клиента интереса к тому, что с ним происходит. Пробудить — значит вызвать изменения в отношении к тому, что происходит.

Целью в этом случае является пробуждение сознания клиента для овладения новыми навыками, чтобы быть более эффективным в конкретной ситуации и в жизни вообще. У консультанта здесь принимающая позиция.

Провоцирующий стиль может описываться как заставляющий клиента изменяться.

В отличие от него, пробуждающий стиль позволяет клиенту проявлять себя.

Дальнейшие представления об этих стилях можно почерпнуть из таблицы, описывающей особенности поведения консультанта в зависимости от выбранного им стиля:

Таблицацитируетсяпо: Nevis Е. Evocative and Provocative Modes of Influence in the Implementation of Change //The Gestalt Journal, Vol. VI. № 2. 1983. P. 7.

Прежде чем делать какие-либо выводы, важно подчеркнуть, что не существует никакого параллелизма между этими стилями и эффективностью оказываемой помощи. Необходимо помнить, что в консультировании, как и в терапии, намерение не гарантирует результат. Существует множество отлично функционирующих консультантов, которых можно отнести к одному или другому из вышеперечисленных стилей.

Важно другое — то, насколько мы умеем наблюдать за собой и насколько наш стиль нами осознан и принят.

Исследование индивидуального стиля

Мы хотим пригласить вас к исследованию вашего собственного стиля консультирования. Для этого мы предлагаем вам на отдельном листе бумаги сделать следующую схему: по горизонтальной оси вы будете отмечать уровень подталкивания к изменениям, а по вертикальной — уровень поддержки.

Уровень поддержки уменьшается сверху вниз, то есть наверху он максимально высокий, а внизу минимальный (в нижней точке оси ординат поддержка практически отсутствует).

Уровень подталкивания к изменениям максимален слева и уменьшается вправо.

Таким образом, благодаря пересечению этих осей мы получили четыре квадранта. Теперь пишите слова, характеризующие каждый квадрант, — это будет отражать ваши представления об этом квадранте.

Этот рисунок поможет вам поразмышлять над собственным стилем консультирования.

Читайте так же:  Ребенок с диагнозом шизофрения

Это упражнение можно расширить, если вы найдете двух коллег, которые согласятся заполнить для себя подобные схемы. Кроме схемы для себя, пусть каждый заполнит еще две — по одной для каждого из партнеров: как вам кажется, партнеры могли бы охарактеризовать для себя эти квадранты. После этого у вас троих появится возможность обсудить друг с другом, как вы видите свой стиль и как его видят другие.

МАСТЕРСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Научные редакторы: А. А. Бадхен, канд. психолог, наук А. М. Родина

А. А. Бадхен, М. В. Бадхен, С. М. Зелинский,

М. М. Певзнер, М. Я. Соловейчик, П. А. Тимошенков,

К. В. Шилова, А. М. Родина

Мастерство психологическогоконсультирования./

Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.

Данная книга является результатом многолетней работы профессионалов, занятых подготовкой практических психо­логов. Читатель найдет в ней много ярких клинических при­меров и практических упражнений, помогающих в подготовке специалистов.

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех, кто интересуется вопросами психологического кон­сультирования.

ББК 88.4 ISBN 5-9268-0472-8

© Институт психотерапии и консультирования «Гармония»,

2006 © Издательство «Речь», 2006 © П. В. Борозенец, обложка, 2006

Оглавление

Введение (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик). 5

Глава 1

(А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик). 12

1.1. Перефразирование. 13

1.2. Отражение чувств клиента. 15

1.3. Присоединение чувства к содержанию. 16

1.4. Прояснение. 17

1.5. Отражение собственных чувств. 19

1.6. Прояснение проблемной ситуации

(возможные вопросы). 20

1.7. Трудности при освоениибазовых навыков. 24

1.8. Рекомендации по использованию навыков активного слушания. 25

1.9. «Трехступенчатая ракета». 27

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8591 —

| 7070 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Мастерство психологического консультирования

Авторы: Бадхен А.А., Бадхен М.В., Зелинский С.М., Певзнер М.М., Соловейчик М.Я., Тимошенков П.А., Шилова К.В., Родина А.М.

Книга «Мастерство психологического консультирования» является результатом многолетней работы профессионалов, занятых подготовкой практических психологов.

Читатель найдет в ней много ярких клинических примеров и практических упражнений, помогающих в подготовке специалистов.

Мастерство психологического консультирования

Введение (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)

Глава 1. Навыки консультирования (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)

1.2. Отражение чувств клиента

1.3. Присоединение чувства к содержанию

1.5. Собственных чувств

1.6. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы)

1.7. Трудности при освоении базовых навыков

1.8. Рекомендации по использованию навыков активного слушания

1.9. «Трехступенчатая ракета»

Глава 2. Процесс психологического консультирования (М. М. Певзнер)

Глава 3. Терапевтическое пространство

3.1. Эмпатия (А. А. Бадхен)

3.2. Пространство терапевтических отношений (А. А. Бадхен)

3.3. Индивидуальный стиль консультирования (А. А. Бадхен)

3.4. Блоки креативности (А. А. Бадхен, М. В. Бадхен)

[2]

3.5. Ловушки консультирования (М. Я. Соловейчик)

3.6. Спасательство (М. Я. Соловейчик)

Глава 4 Кризис и основы кризисной интервенции (М. Я. Соловейчик)

4.1. Характерные особенности кризиса

4.2. Помощь в кризисе

4.3. Работа с суицидальными клиентами

Глава 5. Особенности телефонного консультирования (М. Я. Соловейчик)

Глава 6. Обучение психологическому консультированию

6.1. Принципы обучения (А. А. Бадхен)

6.2. Циклическая модель обучения через опыт (М. М. Певзнер)

6.3. Супервизия (М. Я. Соловейчик)

6.4. Профилактика сгорания (М. Я. Соловейчик)

Глава 7. Частные вопросы консультирования

7.1. Вопросы семейного консультирования (П. А. Тимошенков)

7.2. Родитель и ребенок на первой консультации (С. М. Зелинский)

7.3. Особенности консультирования химически зависимых клиентов и их близких (К. В. Шилова)

7.4. Психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями и их родителям (А. М. Родина)

Искусство психологического консультирования (стр. 4 из 6)

Специалисты, занимающиеся практикой консультирования отмечают, что в процессе работы с клиентом важны не столько схемы (хотя общее представление и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта.

Общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

1. Не бывает двух одинаковых клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только извне могут казаться схожими, однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

2. В процессе консультирования клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

3. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, поэтому при консультировании следует помочь ему принять на себя ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

4. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

5. Стремясь помочь клиенту, консультант обязан «подключить» все свои профессиональные и личностные возможности, однако в каждом конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

6. Не следует ожидать непосредственного эффекта от каждой отдельно взятой консультативной встречи — решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

7. Компетентный консультант знает уровень своей профессиональной квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение правил этики и работу на благо клиентов.

Читайте так же:  Поверь в добро

8. Для обозначения и концептуализации каждой проблемы могут быть использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода. Каждому человеку нужен индивидуальный подход. Если один может работать по одной методике, то другому она может не подойти в силу ряда причин. У людей разное восприятие, поэтому, если не получается работать по одному методу, то консультанту нужно быть гибким и менять метод, а не настаивать на том, чтобы клиент работал именно по одному избранному консультантом методу.

Эффективное консультирование — это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента.

4. Основные принципы психологического консультирования

Самый верный путь к выявлению значимых проблем и конфликтов, являющихся весьма болезненными, а также к тем сферам, на которые консультирование могло бы оказать конструктивное воздействие, заключается в том, чтобы следовать за паттернами чувств клиента по мере их свободного выражения. Лучшие способы беседы — те, которые помогают человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Консультант сознательно пытается воздерживаться от любой активности или любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания.

Основные принципы психологического консультирования:

1. Безоценочность консультанта по отношению к своему клиенту означает такое поведение консультанта, которое обеспечило бы у клиента ощущение принятия его таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности, консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношение к тому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности, особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.

2. Теплота и отзывчивость со стороны консультанта, которые делают возможным установление рапорта, постепенно перерастающего в более глубокую эмоциональную взаимосвязь. Это выражается в неподдельном интересе к клиенту и принятии его как личности. Консультант откровенно признает, что он до некоторой степени эмоционально вовлечен в отношения. Он достаточно чувствителен к потребностям клиента, но тем не менее способен контролировать собственную идентификацию, чтобы иметь возможность как можно лучше поддержать человека, которому оказывает помощь.

3. Ориентация на систему ценностей клиента означает опору на систему жизненных ценностей и норм клиента и некритичное отношение консультанта к ней, что во многом обеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не должен привносить в консультативное поле и навязать клиенту свою собственную систему ценностей, а также не должен подвергать сомнению ценностные ориентации клиента.

4. Принцип осторожности с советами консультанту необходимо соблюдать, так как в противном случае, давая клиенту совет по тому или иному решению его проблемы (а часто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностью берет на себя ответственность за исход проблемы и не формирует у клиента чувства ответственности за свою жизнь и поступки, что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его в зависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умений. Консультант должен уметь отслеживать свои: внутренние мотивации на желание дать клиенту совет и обязательно прорабатывать их.

5. Анонимность и конфиденциальность означает, что информация, полученная консультантом от клиента во время сессий, не должна разглашаться им без ведома и разрешения самого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным и общественным лицам ничего из того, что может как-то повредить данному конкретному клиенту. Разграничение личных и профессиональных сторон в пространстве консультирования означает, что консультант не должен использовать клиента и работу с его проблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработки своих проблем и внутриличностных конфликтов, а также на протяжении всей консультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, кроме терапевтических, отношения (дружеские, сексуальные и т. п.)

6. Принцип активности позиции клиента в процессе консультирования психолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активную позицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит ему консультант.

7. Поощрение активной позиции клиента способствует формированию у клиента активной жизненной позиции, а также способности лучше понимать и осознавать себя.

8. Самый верный путь к выявлению значимых проблем и конфликтов, являющихся весьма болезненными, а также к тем сферам, на которые консультирование могло бы оказать конструктивное воздействие, заключается в том, чтобы следовать за паттернами чувств клиента по мере их свободного выражения. Когда человек говорит о себе и своих проблемах, особенно во время терапевтического сеанса, где нет необходимости защищать себя, именно реальные затруднения становятся все более и более очевидными для наблюдательного собеседника.

9. Реакция на чувства вместо реакции на смысловое содержание. Видимо, самое трудное, чему нужно научиться в процессе консультирования, — это искусство чутко воспринимать и реагировать на выражаемые чувства клиента, в отличие от внимания исключительно к смысловому аспекту информации. Осознавать и способствовать выражению этих скрытых отношений — эффективная помощь консультированию. Консультант помогает человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Консультант сознательно пытается воздерживаться от любой активности или любого высказывания, которое может каким-то образом направлять течение беседы и привносимого в нее содержания.

10. Реагирование на негативные эмоции. Эмоциональный паттерн клиента — ключ к эффективному установлению взаимопонимания между клиентом и консультантом, его очень непросто выделить. Консультанту необходимо выработать свое свежее восприятие. Ему требуется научиться обращать внимание не только на поверхностное содержание высказываний, но и на эмоциональные оттенки сказанного. Когда выражаемые клиентом негативные эмоции направлены на самого себя или на консультанта, то очень часто мы бросаемся защищать его, поскольку симпатизируем ему или, наоборот, стремимся защитить самих себя как консультантов. Процесс консультирования наиболее эффективен, когда консультант помогает осознанно привнести всю полноту чувств, не принимая чью-либо сторону. В таком случае ему следует, и это очень важно, рассматривать свои функции в качестве зеркала, которое показывает клиенту его подлинную сущность, дает ему возможность с помощью этого нового восприятия осознать самого себя.

Читайте так же:  Моторная алалия симптомы

Мастерство психологического консультирования

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Программа-тренинг «Мастерство психологического консультирования» разработана для практикующих психологов, психологов-педагогов, медицинских психологов. В этой программе Вы научитесь пониманию сути консультирования, основным инструментам и навыкам для практической работы.

Тренинг: «МАСТЕРСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ» (108 часов).

Описание программы: Программа тренинга построена на понимании сути консультирования. Определяет основные задачи консультанта: стараться наиболее глубоко понять другого человека, создать безопасное пространство, в котором человек обратившейся за помощью мог бы выразить себя наиболее полно, понять себя, осознать, в чем он нуждается, что мешает ему, жить в согласии с самим собой, и определить, как, находясь в своей актуальной жизненной ситуации, он может позаботиться о себе. Программа построена на основе консолидации практического опыта и работы специалистов разных психотерапевтических подходов и предусматривает ознакомление участников с методами в рамках психологического консультирования и терапевтических сессий. Важной составной частью программы является погружение в опыт и овладение новыми практическими методиками. Участие в программе позволяет совершенствовать свой личный терапевтический стиль и расширять возможности профессионального роста.

Семенкова Елена Анатольевна (Алматы) – психолог, психотерапевт, член Национальной Медицинской Ассоциации, ведущая трансформационных программ, сертифицированный специалист в области практической психологии, медицинской психологии и психотерапии, гипноза и трансформационной психологии.

Формы работы: Мини-лекции, практические упражнения, психодиагностика, разбор клиентских случаев, отработка навыков в группах, супервизия.

По острому замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна, консультирование – очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о то, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточит внимание на прошлом или настоящем». Если все же пытаться дать консультированию определение, то можно сказать, что в самом широком смысле консультирование – это то, чем занимаются консультанты…

1-я часть. Освоение инструментов и навыков для практической работы психолога.

  1. История и современное состояние концепции психологического консультирования.
  2. Навыки психологического консультирования.
  3. Прояснение проблемной ситуации. Трудности при освоении базовых навыков. Рекомендации по использованию навыков активного слушания.
  4. Процессы психологического консультирования.
  5. Блоки креативности. Ловушки консультанта. Спасательство.
  6. Терапевтическое пространство. Эмпатия. Пространство терапевтических отношений. Индивидуальный стиль консультирования.
  7. Техника «Перефразирование». Отражение чувств. Присоединение чувств к содержанию. Прояснение. Отражение собственных чувств.
  8. Кризис и основы кризисной интервенции. Характерные особенности кризиса. Помощь в кризисе. Работа с суицидальными клиентами.
  9. Заключение контракта. Первичный запрос. Прояснение. Рабочий запрос. Контракт.

10. Работа в «Мастерской психолога». Ведущий. Участник. Смотритель.

11. Слово. Образ. Потребность.

12. Работа в «Мастерской психолога». Научится «Слышать», «Видеть», «Чувствовать»

13. Работа в группе. Мотивы: «Эффективные», «Неэффективные». Определение мотива.

14. Азбука эмоций. Работа в группах.

15. Синтез-подход в психологическом консультировании.

16. Стратегии достижения цели. Разум. Душа. Воля.

17. Работа в группах. «Разум», «Душа», «Воля».

2-я часть. Практическая работа. Освоение новых техник с использованием полученных инструментов и навыков. Опыт психологических школ г. Санкт-Петербург .

  1. Трансформационные техники.
  2. Трансперсональная работа в группе. «Сжатие» и «Расширение».
  3. Техника «Создатель сновидений».
  4. Методика «Работа со сновидениями». Техника «2 стула».
  5. Техника «Три точки».
  6. Техника «Диалог голосов».
  7. Мастерская психолога. Работа в группах.

Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами «советник», «помощник», «наставник». Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consultatio, что означает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам».

Мы специально отмечаем этот любопытный нонсенс, потому что как раз дача советов ни в коем случае не является определяющей составляющей деятельности специалиста по психологическому консультированию. Более того, по идейным, так сказать, соображениям, психолог-консультант советов не дает, поскольку суть психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии своего собственного внутреннего потенциала, а советами этого достичь невозможно.

Ждем Вас на программе «Мастерство психологического консультирования»!

Предварительная регистрация обязательна!

Организатор: Семенкова Елена Анатольевна

Адрес проведения тренинга: Будет известно позднее (зависит от количества челавек в группе)

Мастерство психологического консультирования

Оглавление

Введение (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)

Глава 1. Навыки консультирования (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)

1.2. Отражение чувств клиента

1.3. Присоединение чувства к содержанию

1.5. Собственных чувств

1.6. Прояснение проблемной ситуации (возможные вопросы)

1.7. Трудности при освоении базовых навыков

1.8. Рекомендации по использованию навыков активного слушания

1.9. «Трехступенчатая ракета»

Глава 2. Процесс психологического консультирования (М. М. Певзнер)

Глава 3. Терапевтическое пространство

3.1. Эмпатия (А. А. Бадхен)

3.2. Пространство терапевтических отношений (А. А. Бадхен)

3.3. Индивидуальный стиль консультирования (А. А. Бадхен)

3.4. Блоки креативности (А. А. Бадхен, М. В. Бадхен)

3.5. Ловушки консультирования (М. Я. Соловейчик)

3.6. Спасательство (М. Я. Соловейчик)

Глава 4 Кризис и основы кризисной интервенции (М. Я. Соловейчик)

4.1. Характерные особенности кризиса

4.2. Помощь в кризисе

4.3. Работа с суицидальными клиентами

Глава 5. Особенности телефонного консультирования (М. Я. Соловейчик)

Глава 6. Обучение психологическому консультированию

6.1. Принципы обучения (А. А. Бадхен)

6.2. Циклическая модель обучения через опыт (М. М. Певзнер)

6.3. Супервизия (М. Я. Соловейчик)

6.4. Профилактика сгорания (М. Я. Соловейчик)

Глава 7. Частные вопросы консультирования

7.1. Вопросы семейного консультирования (П. А. Тимошенков)

7.2. Родитель и ребенок на первой консультации (С. М. Зелинский)

7.3. Особенности консультирования химически зависимых клиентов и их близких (К. В. Шилова)

7.4. Психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями и их родителям (А. М. Родина)

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Читайте так же:  Японский автопроизводитель с девизом искренность

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Мастерство психологического консультирования

А. А. Бадхен, канд. психолог, наук А. М. Родина

А. А. Бадхен, М. В. Бадхен, С. М. Зелинский,

М. М. Певзнер, М. Я. Соловейчик, П. А. Тимошенков,

К. В. Шилова, А. М. Родина

М а с т е р с т в о п с и х о л о г и ч е с к о г о консультирования . /

Под ред. А. А. Бадхена, А. М. Родиной. — СПб.: Речь, 2007. — 240 с.

Данная книга является результатом многолетней работы профессионалов, занятых подготовкой практических психологов. Читатель найдет в ней много ярких клинических примеров и практических упражнений, помогающих в подготовке специалистов.

Книга предназначена для психологов, психотерапевтов и всех, кто интересуется вопросами психологического консультирования.

© Институт психотерапии и консультирования «Гармония», 2006

© Издательство «Речь», 2006

© П. В. Борозенец, обложка, 2006

[3]

Введение (А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)

(А. А. Бадхен, М. Я. Соловейчик)

1.2. Отражение чувств клиента

1.3. Присоединение чувства к содержанию

1.5. Отражение собственных чувств

1.6. Прояснение проблемной ситуации

1.7. Трудности при освоениибазовых навыков

1.8. Рекомендации по использованию навыков

1.9. «Трехступенчатая ракета»

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (М. М. Певзнер)

3.1. Эмпатия (А. А Бадхен)

3.2. Пространство терапевтических отношений

3.3. Индивидуальный стиль консультирования

3.4. Блоки креативности (А. А. Бадхен, М. В. Бадхен)

3.5. Ловушки консультирования (М. Я. Соловейчик)

3.6. Спасательство (М. Я. Соловейчик)

КРИЗИС И ОСНОВЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

4.1. Характерные особенности кризиса

4.2. Помощь в кризисе

4.3. Работа с суицидальными клиентами

КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ (М. Я. Соловейчик)

6.1. Принципы обучения (А. А. Бадхен)

6.2. Циклическая модель обучения

[1]

через опыт (М. М. Певзнер)

6.3. Супервизия (М. Я. Соловейчик)

6.4. Профилактика сгорания (М. Я. Соловейчик)

ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

7.1. Вопросы семейного консультирования

7.2. Родитель и ребенок на первой консультации

7.3. Особенности консультирования химически

зависимых клиентов и их близких (К. В. Шилова)

7.4. Особенности психологической помощи

детям с онкологическими заболеваниями

и их родителям (А. М. Родина)

По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна, консультирование — очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать — с чувствами, мыслями или поведением, что лучше — поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящем» 1 . Если все же пытаться дать консультированию определение, то можно сказать, что в самом широком смысле консультирование — это то, чем занимаются консультанты.

Вначале перед консультированием ставились «внешние» задачи, например коррекция поведения учащихся, разрешение конфликтов в коллективах, помощь в выборе профессии, и т. п., — в 80% случаев программы подготовки консультантов были ориентированы на то, что в дальнейшем специалисты будут работать на базе школ. Теперь эта тенденция изменилась. Не только консультирование «утратило свою педагогическую специфику и стало более психотерапевтическим» 2 ,

но и отношение клиентов к консультированию изменилось. По замечаниям наших западных коллег, некоторые клиенты, обращаясь за психотерапией, предпочитают называть ее консультированием, что, по-видимому, связано с их потребностью в большей ответственности за сам процесс и придает им больше уверенности в себе. В настоящее время на Западе, по крайней мере в США, термины «психологическое консультирование», «консультирование», «терапия» или «психотерапия» зачастую обозначают одно и то же 3 .


1 Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование: Издательство «Питер». 2001. С. 23.

2 Там же. Курсив — наш (примеч. ред.).

3 Krumboltz J. D., Thoresen С. Е. Counseling Methods, Holt, Reinehart & Winston. N.У, 1976. P. 2.

Несмотря на все различия культурно-исторического и со- циально-политического характера, у нас в России можно проследить ту же тенденцию, хотя, естественно, история развития консультирования в нашей стране имеет свои особенности. Как сфера деятельности психологическое консультирование возникло еще в советское время, в начале 1980-х годов, с появлением первых служб социально-психологической помощи и телефонов психологической помощи. До этого выпускники психологических факультетов университетов (кстати, появившиеся лишь в конце 1960-х годов, после более чем 30-летнего перерыва) в основном занимались тестированием пациентов и научно-исследовательской деятельностью. Официально психотерапией они заниматься не могли (как, впрочем, не могут и сейчас), поскольку по законам Российской Федерации психотерапевтом может быть только врач, психотерапия — медицинская специальность.

Появление таких весьма расплывчатых терминов, как «психологическое консультирование» и «психо-коррекционная работа», имело революционное значение. Они несли в себе больше «политическую», чем смысловую, нагрузку: не посягая на территорию, по традиции занятую врачами, они вводили психологов в пространство самостоятельной индивидуальной и групповой психотерапевтической работы 4 . Таким образом, с рождением психологического консультирования для советских (а позже — российских) психологов создалось пространство, открывающее «легальную» возможность психотерапевтической работы, пусть и под другим названием.

4 «Неразрешимость» этой проблемы, возможно, связана с тем, что у нас в стране перепутались понятия образования и сферы деятельности. В Соединенных Штатах, например, врачу-психиатру, занимающемуся психотерапией, просто в голову не придет называть себя психотерапевтом. Потому, что он (или она) психиатр. Это его (или ее) образование, квалификация, которая высоко ценится (ведь чтобы стать врачом-пси- хиатром, человек должен потратить больше времени и денег, большему научиться, выдержать больше экзаменационных испытаний, чем, скажем, психолог или социальный работник). А психотерапия — это определенная деятельность, которой могут заниматься и врач-психиатр, и психолог, и социальный работник. Эта сфера деятельности стоит в ряду других, таких как, например, преподавание. Преподаванием ведь могут заниматься и врачи, и психологи, и историки, и математики.

Читайте так же:  Мужчина жертва психология

В 1989 году в «Гармонии» был создан первый в Ленинграде телефон экстренной психологической помощи детям и подросткам. Позже, в начале 1990-х годов, «Гармония» явилась одним из инициаторов организации Российской ассоциации телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП). При поддержке наших специалистов были подготовлены консультанты около двухсот телефонов доверия во многих городах России. За тринадцать лет существования института специалисты «Гармонии» участвовали в подготовке тысяч консультантов и психотерапевтов в более чем 60 городах России и СНГ. В последние годы нами были организованы принципиально новые программы обучения. В 1995 году в «Гармонии» была создана Международная школа психотерапии, консультирования и ведения групп — трехлетняя

программа дополнительного образования. В последние годы при поддержке Института «Открытое общество» на юге России нами проводится программа подготовки специалистов в области оказания психологической помощи людям с травматическими и посттравматическими стрессовыми расстройствами. Поэтому, естественно, что у нас возникла потребность поделиться накопленным опытом.

Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами «советник», «помощник», «наставник». Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово «консультирование» происходит от латинского consultatio, что означает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам» 5 .

Мы специально отмечаем этот любопытный нонсенс, потому что как раз дача советов ни в коем случае не является определяющей составляющей деятельности специалиста по психологическому консультированию. Более того, по идейным, так сказать, соображениям, психолог-консультант советов не дает, поскольку суть психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в раскрытии своего

собственного внутреннего потенциала, а советами этого достичь невозможно.

В основе психологического консультирования лежат две гипотезы. Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта — помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться. Другая гипотеза состоит в том, что человеку присуща потребность в отношениях и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений.

Сегодня консультантами часто становятся учителя, получившие дополнительное образование по психологии. Навыки психологического консультирования стремятся получить социальные работники, сотрудники телефонов доверия, врачи.

5 The New Fowler’s Modern English Usage. Oxford: Clarendon Press,

Многие выпускники и студенты старших курсов психологических факультетов ищут возможность получить дополнительную подготовку в области психологического консультирования. Дело в том, что академическое образование, которое психологи получают в высших учебных заведениях, не может обеспечить им соответствующей практической подготовки. Учебные программы вузов не предоставляют необходимого тренингового пространства, чтобы учащиеся смогли овладеть практическими навыками, а преподаватели, отвечающие за их подготовку, зачастую сами не имеют достаточного практического опыта консультативной работы. Таким образом, для эффективной подготовки психо- логов-консультантов необходимо создать принципиально новые условия обучения, где будет существовать возможность получить практический опыт и навыки, опираясь на многообразие существующих подходов 6 .

Ни одно из существующих направлений психологического консультирования не может быть эффективным для всех людей и во всех случаях жизни. Причина этого очевидна: каждый человек уникален. Уникальность, неповторимость людей обуславливает неповторимость человеческих отношений, и психотерапевт является специалистом именно в области человеческих отношений. Нашу позицию можно назвать интегративной, трансметодической, поскольку она позволяет интегрировать различные подходы, сложившиеся в мировой психотерапевтической практике.

Речь здесь идет не о простом заимствовании и комбинировании различных терапевтических техник или об эклектическом синтезе различных подходов и направлений.

И итеративность и трансметодичность обеспечиваются общностью того контекста, фундамента, на котором строится наша профессиональная позиция. Этот контекст опирается на следующие принципы:

1. Человеческие отношения представляют ценность сами по себе. Отношения присущи человеку, и существует потребность в «Я—Ты»-отношениях. Терапевтические отношения должны отвечать этой потребности.

2. У каждого человека существует потребность в самореализации — раскрытии своей человеческой сущности,

6 Подробнее о принципах подготовки консультантов см. в главе 7.

своей души, и консультирование должно удовлетворять эту потребность.

3. Существуют различные измерения человеческого опыта, например личностное и духовное. Психотерапия или консультирование не должны игнорировать одно измерение

в пользу другого.

4. В каждом человеке заложен творческий потенциал, источник жизненных сил и внутренней мудрости. Задача консультирования — дать человеку возможность соприкоснуться

с этим источником.

5. Консультант сам является инструментом своей профессиональной деятельности, это определяет сферу его ответственности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поскольку данное руководство целиком посвящено психологическому консультированию, в тексте мы часто будем опускать определение «психологическое», используя лишь термины «консультирование», «консультант» и так далее.

Источники


  1. Высоков, И. Е. Психология познания. Учебник / И.Е. Высоков. — М.: Юрайт, 2014. — 400 c.

  2. Анатолий, Некрасов Проектируем счастливую семью. Семьеведение / Некрасов Анатолий. — М.: АСТ, 2012. — 512 c.

  3. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи / О.А. Коряковцева, М.И. Рожков. — М.: Владос, 2008. — 208 c.
  4. Энциклопедия русской и европейской кухни. В трех книгах. Книга 3. — М.: Дорваль, ЛИГА, 2017. — 208 c.
  5. Гримак, Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности / Л.П. Гримак. — М.: Издательство политической литературы, 2016. — 320 c.
Мастерство психологического консультирования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here