Методика самооценки будасси

Самое важное по теме: "методика самооценки будасси" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Методика самооценки личности

Психодиагностика самосознания направлена на выявления продукта самосознания – представления о себе. Самооценка – важный фактор, в значительной мере определяющий поведение человека, направление его деятельности и общение с окружающими.

Методик самооценки личности, дающих 100% результат, пожалуй, не существует, но попытки их создания предпринимались неоднократно. Наиболее часто практикующие психологи используют методики самооценки личности, разработанные С.А. Будасси, Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн, а также Л.П. Пономаренко.

Методика самооценки личности Будасси

Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением найти свое место в жизни и социуме, то есть с одной из основных потребностей человека.

Тестирование С.А. Будасси позволяет измерять самооценку в количественном выражении, основываясь на ранжировании. Представления человека о самом себе кажутся ему достоверными, независимо от того, объективны они или субъективны, истинны или ложны. При этом качества, которые человеку свойственно приписывать самому себе, не всегда адекватны. Методика самооценки личности Будасси определяет уровень и адекватность самооценки, как соотношение между идеальным и реальным Я.

Самооценка личности происходит двумя путями:

  • Сопоставляя уровень своих желаний с реальными достижениями;
  • Сравнивая себя с другими людьми.

При этом она всегда субъективна, а ее показателями являются уровень и адекватность.

Собственное отношение к себе складывается у человека под влиянием оценок окружающих людей, это распространяется на отдельные формы активности: поведение, общение, деятельность и переживания. Методика самооценки личности Будасси предполагает оценку четырех блоков качеств, каждый из которых является отражением одного из уровней активности личности. По результатам исследования самооценка может быть:

  • Оптимальной – человек правильно оценивает свои способности и возможности, относится к себе достаточно критически, реально смотрит на неудачи и успехи, ставит перед собой осуществимые цели. Оценку своих достижений он проводит не только со своей точки зрения, но и пытается предположить, как это выглядит в глазах других людей. То есть адекватная самооценка не допускает с одной стороны, переоценки, а с другой – излишней критичности к себе;
  • Неоптимальная – слишком завышенная или заниженная самооценка. Неадекватно завышенная самооценка приводит к тому, что человек идеализирует себя и свои возможности. Это чревато игнорированием неудач ради сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. При этом человек отвергает все, что нарушает это идеалистическое представление, восприятие действительности искажается и отношение к ней становится не рациональным, а исключительно эмоциональным. Справедливое замечание воспринимается как придирка, объективная оценка результатов деятельности – как несправедливо низкая.

Данная методика самооценки личности также позволяет выявить заниженную самооценку, то есть ниже реальных возможностей человека. Это, обычно, приводит к робости, неуверенности в себе и как следствие, невозможности реализовать свои способности. Такой человек боится поставить перед собой сложные цели, ограничиваясь решением обыденных задач.

Неадекватная самооценка нарушает процесс самоуправления и зачастую приводит к конфликтным ситуациям. Человек с завышенной самооценкой провоцирует конфликт из-за пренебрежительного отношения к другим и неуважительного обращения с ним. При заниженной самооценке люди чрезмерно критичны, они требовательны к себе и не менее требовательны к другим. Из-за этого также могут возникать конфликты, так как такой человек не прощает промахов и склонен постоянно подчеркивать недостатки других, хоть и делает это из лучших побуждений.

Данная методика самооценки личности позволяет получить ее количественную характеристику, что может стать отправной точкой для развития у обследуемого адекватной самооценки на основе самопознания.

Только познав и оценив себя, человек может сознательно контролировать свое поведение и заниматься самовоспитанием.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн

Эта методика названа по имени двух ее авторов, Тамары Дембо и Суссаны Яковлевны Рубинштейн. Дембо разрабатывала свою методику для изучения представлений о счастье, а Рубинштейн создала ее модификацию для изучения самооценки, расширив по количеству шкал и вариантам интерпретации.

Методика самооценки личности Дембо-Рубинштейн основана на непосредственной оценке по шкале ряда личных качеств, таких как характер, здоровье, способности и др. В рамках этого тестирования, обследуемые должны на вертикальных линиях отметить знаками уровень развития у них определенных качеств и притязаний, то есть какое развитие этих качеств могло бы их удовлетворить. Основными параметрами самооценки является ее высота, устойчивость и реалистичность. Эта методика самооценки личности часто используется психологами в практической работе со школьниками.

Методика «Дерево»

Изучение самооценки качеств личности по методике Л.П. Пономаренко используется для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Эта методика направлена на определение особенностей протекания адаптационного процесса и позволяет выявить возможные проблемы ребенка.

В ходе тестирования детям предлагается лист бумаги, на котором изображено дерево с расположенными на нем и под ним человечками. Рассмотрев внимательно дерево и человечков обследуемый должен обвести фломастером красного цвета ту фигурку, с которой он себя ассоциирует, а зеленого – человечка, на месте которого он бы хотел находиться. При этом каждая ветка дерева может быть равна личным достижениям и успехам. Каждому человечку присвоен номер. Интерпретация результатов выполнения этой методики самооценки личности проводится исходя из того, какие позиции выбирает школьник.

Методика исследования самооценки по Будасси

Современная психология не дает единой формулировки такого явления как самоотношение человека. Для описания явления отношения к себе используются различные психологические категории. К ним относится такое понятие, как обобщенная самооценка, самопринятие, самоуважение, чувство собственного достоинства, эмоционально-ценностное отношение к себе, самоуверенность, самоценность и т.д. Содержание этих понятий раскрывается с помощью психологических категорий, к которым можно отнести «установку», «отношение», «личностный смысл», а также «чувство».

Читайте так же:  Приказ минздрава минтруда паллиативная помощь

Методика исследования самоотношения чаще всего оперирует таким понятиями, как «самоуважение», «общая самооценка», собственно «самоотношение», а также «эмоционально-ценностное отношение к себе».

В настоящее время доминирующей в отечественной психологии является такая категория как «эмоционально-ценностное самоотношение».

Методика исследования самооценки личности предполагает рассматривать структуру самоотношения, состоящую из двух компонентов. Первым является отношение к себе как к социально активному субъекту, а вторая – эмоционально-ценностное отношение к себе.

Методика исследования самооценки личности по С.А.Будасси является одной из самых популярных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки. Основу этого метода составляет принцип ранжирования, и уровень и адекватность определяются отношением идеального и реального Я.

Представления человека о себе всегда кажутся ему убедительными, вне зависимости от того, основаны они на объективных фактах или на субъективном мнении. Поэтому качества, приписываемые себе человеком, далеко не всегда соответствуют действительности.

Методика исследования Будасси предполагает самооценивание человека, которое может происходить двумя способами. Первым является сопоставление своих притязаний с реальными, объективными показателями своей деятельности. Вторым путем является сравнение себя с другими людьми.

Но в любом случае самооценка человека будет носить исключительно субъективный характер, вне зависимости от того, что лежит в ее основе: собственные суждения о себе, интерпретация суждений о себе других людей, личные идеалы или заданные культурные идеалы.

Самооценка человека всегда связана с его потребностью в самоутверждении, с желанием найти свою нишу, утвердиться как члену социума в глазах окружающих , утверждает методика исследования Будасси. У любой личности под влиянием внешних оценок складывается к себе свое собственное отношение, а также самооценка личности в целом и в отдельных формах своей активности: деятельности, общения, переживаний, поведения.

Самооценка человека может быть неоптимальной и оптимальной. В первом случае методика исследования рассматривает оценку как слишком завышенную, или слишком заниженную.

В случае, если человек относится к себе критически, видит свои реальные недостатки и достоинства, правильно пытается соотнести возможности и способности, ставит перед собой реально достижимые цели, его самооценка приближается к оптимальной. В этом случае, оценивая достигнутое, субъект подходит к этому с учетом не только своих мерок, но также пытаясь предвидеть, как отнесутся к этому окружающие: близкие люди, коллеги и т.д.

Иначе говоря, пытаясь себя адекватно оценить, человек находится в постоянном поиске реальной меры, то есть без завышенной переоценки своих способностей, но также без чрезмерной их критики. И именно такая самооценка является наиболее правильной и наилучшей в конкретных ситуациях и условиях. Самооценки «высокий уровень», а также «уровень выше среднего» являются оптимальными самооценками, когда человек уважает себя, заслуженно ценит и , в основном, доволен собой.

Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси;

2) Тест Кузнецова К.П.«Самооценка».

3) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.

Охарактеризуем методы исследования:

Анализ – операция мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека [29, С. 19].

Обобщение – логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания [27, С. 198].

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Констатирующий экс­перимент-это эксперимент, устанавливающий наличие како­го-либо непреложного факта или явления.Эксперимент становитсяконстатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых [27, С. 382].

Тестирование – применяется для определения соответствия предмета испытания заданным спецификациям [22, С. 501].

Исследования самооценки у старших подростков проводилось с помощью методики исследования самооценки личности С.А. Будасси,теста Кузнецова К.П.«Самооценка»,методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн.

Методика 1. Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси

Цель: методика позволяет количественно и качественно исследовать самооценку личности.

Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества (приложение 1).

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования (приложение 1).

Обработка результатов — Чтобы высчитать коэффициент, необходимо вначале найти разность рангов d1 — d2 по каждому качеству и занести полученный результат в колонку d в протокол исследования. Затем каждое полученное значение разности рангов d возвести в квадрат (d1 — d2) 2 и записать результат в колонке d 2 . Подсчитайте общую сумму квадратов разности рангов Σ d 2 и внесите ее в формулу:

r = l — 0,00075 x Σ d 2 ,

где r — коэффициент корреляции (показатель уровня самооценки личности).

Интерпретация результатов. Коэффициент ранговой корреляции r может находиться в интервале от -1 до + 1. Значение коэффициента корреляции от +0,38 до +1 — свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реальным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от +0,39 до +0,89, как тенденция к завышению. Значения же от +0,9 до +1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значение коэффициента корреляции в интервале от — 0,38 до — 1 говорит о наличии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (отражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к -1, тем больше степень несоответствия.

[2]

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реальным.

Читайте так же:  Фрустрация это в психологии определение

Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представлений. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе.

Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности.

Низкая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связана с негативным отношением к себе, неприятием себя, ощущением собственной неполноценности.

Отчет по результатам исследования особенностей самооценки

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки, используя для этого таблицу (приложение 1).

Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки. Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не соответствующий их реальным возможностям. Неадекватная самооценка своих возможностей и завышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверенность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Самоуверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого самоконтроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторожности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потребность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс самовоспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого становится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности — уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их вновь. Отсюда вывод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

[3]

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием.

Методика 2.Тест К.П. Кузнецова «Самооценка».

Цель: выявить уровень самооценки.

Инструкция. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: акку­ратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, прав­дивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, на­хальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то ка­чество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в лю­дях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажи­те то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, иде­альных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вы­шеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под но­мером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Методика 3. Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн.

Цель: Изучить особенности самооценки.

[1]

Инструкция. Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.

На каждой линии чертой (—) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком ( х ) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Читайте так же:  Цели задачи объект предмет гипотеза

Обработка и интерпретация результатов. Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Длина каждой линии, обозначающей шкалу, 100 мм, в соответствии с тем, на какой высоте испытуемый поставил отметку, его ответ получает количественную характеристику, (например, 54 мм = 54 баллам).

По каждой из шести шкал необходимо определить:

— уровень притязаний — расстояние в мм. от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

— высоту самооценки — от «0» до знака «—»;

— значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «—»; если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

Уровень притязаний. Реалистический уровень притязаний – от 60 до 89 баллов. Оптимальный — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Таким образом, исследование самооценки старших подростков проводилось в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.

В работе был использован комплекс методов: теоретические (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент, тестирование по методикам: методика исследования самооценки личности С.А. Будасси, тест Кузнецова К.П. «Самооценка», методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн)

Охарактеризованы методы исследования: анализ, обобщение, констатирующий эксперимент, тестирование.

Изучение самооценки личности (Будасси)

Вводные замечания.

Самооценка относится к центральному образованию личности, к её ядру и влияет на процесс самосознания. Она развивается в процессе участия индивида в разнообразных видах деятельности. Человек самооценивает свои нравственные, физические, эмоциональные, интеллектуальные, духовные способности, умения, навыки. Саоооценка – представление личности о своей значимости, она выполняет три функции: регуляторную, защитную, развивающую. Саморегуляция на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта. Развивающа функция указывает на сильные и слабые стороны развития личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, она всегда субъективна и располагается от полюса «завышенная» (например, в баллах -10), до полюса «заниженная» (в баллах -1). У. Джемс предложил формулу самооценки: С = успех/притязания. Повышая успешность и понижая притязания самооцена личности возрастает. Формула не дает ответа на вопрос, насколько личность гармонична в отношениях со своей душой, с другими людьми, природой. С ростом уровня самоооценки (самомнения) возрастает и эго личности, что приводит к различным видам конфликтного поведения и психическим расстройствам.

Самооценка результатов и качества своей деятельности,фрагментов личности бывает завышенной, адекватной, заниженной. Завышенная самооценка формирует комплекс превосходства, агрессию, упрямство, зазнайство, высокомерие, грубость, неуживчивость, жестокость. Заниженная самооценка развивает тревожность, неуверенность в себе, осторожнось, внушаемость и т.д. Любая самооценка порождает многочисленные формы созависимости, привычки, стереотипы, закрывает душу человека непробиваемым энергетическим (психологическим) щитом.

Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она – регулятор поведения и деятельности. Следует, однако, помнить: самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Не стоит забывать, что на формирование самооценки влияют силы подсознания, индивидуальное и коллективное бессознательное, сверхсознание. Выйти из-под влияния этих сил очень сложно. Но, не смотря на это (а может быть, именно благодаря этому) в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Становясь на путь духовного развития эго личности подвергается усиленному влиянию (трансформации) со стороны высшего «Я», при этом душа направляет силы личности в нужном для эволюции человека направлении.

Цель занятия

. Исследование уровня самооценки личности.

Оснащение

. Методика изучения самооценки с помощью процедуры ранжирования. Перечень качеств личности.

Инструкция

. На бланке перечислены различные качества личности (43 качества). 1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки. 2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 (ранг). Далее из оставшихся 19 слов также выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…». 3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов также выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…».

Методика исследования самооценки личности старших подростков С.А. Будасси

.Инструкция. Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества (приложение 1).

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо построить эталонный ряд d1 в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними — наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.

Читайте так же:  Расстались с парнем не общаемся

Из отобранных Вами ранее свойств личности постройте субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степени, 19-й — качество, характерное для Вас несколько меньше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол исследования (приложение 1).

1. Аккуратность 17. Легковерие 33. Педантичность
2. Беспечность 18. Медлительность 34. Радушие
3. Вдумчивость 19. Мечтательность 35. Развязность
4. Восприимчивость 20. Мнительность 36. Рассудительность
5. Вспыльчивость 21. Мстительность 37. Самокритичность
6. Гордость 22. Надежность 38. Сдержанность
7. Грубость 23. Настойчивость 39. Справедливость
8. Гуманность 24. Нежность 40. Сострадание
9. Доброта 25. Нерешительность 41. Стыдливость
10. Жизнерадостность 26. Несдержанность 42. Практичность
11. Заботливость 27. Обаяние 43. Трудолюбие
12. Завистливость 28. Обидчивость 44. Трусость
13.Застенчивость 29. Осторожность 45. Убежденность
14. Злопамятность 30. Отзывчивость 46. Увлеченность
15. Искренность 31. Подозрительность 47. Черствость
16. Капризность 32. Принципиальность 48. Эгоизм
Номер ранга эталона d1 Свойства личности Номер ранга субъекта d2 Разность рангов D Квадрат разности рангов d 2
У d 2 =

Индивидуальные результаты исследования особенностей самооценки

Уровни выраженности показателей самооценки Проявления самооценки
в обыденном поведении в общении в студенческой группе (трудовом коллективе) в учебной (профессиональной) деятельности
От 4 — 1,0 до + 0,85 Самооценка высокая Неадекватная
От + 0,84 до + 0,53 Самооценка высокая Адекватная
От + 0,52 до -0,1 Самооценка средняя Адекватная
От -0,09 до -0,32 Самооценка низкая Адекватная
От -0,33 до -1,0 Самооценка низкая Неадекватная

2. Тест К.П. Кузнецова «Самооценка».

Инструкция. Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: акку­ратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, прав­дивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, на­хальство.

В столбик «идеал» под номером (рангом) 1 запишите то ка­чество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в лю­дях, под номером 2 — то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажи­те то качество — недостаток — из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, иде­альных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то — нет), под номером 14 — тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 — самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

В столбик 2 «Я» под (рангом) 1 запишите то качество из вы­шеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под но­мером 2 — то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами — те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

Методика 3. Исследование самооценки Дембо-Рубинштейн.

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

2. ум, способности;

4. авторитет у сверстников;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

Инструкция к тесту. На примере шкалы «Здоровье».

Отметьте черточкой на шкале, как вы себя оцениваете в данный момент по… (данному параметру)?

Отметьте кружком на шкале, где бы вы мечтали находиться в идеале между этими полюсами?

Отметьте галочкой на шкале, где вы можете оказаться, объективно оценивая свои возможности? Чего вы можете добиться, объективно оценивая свои возможности?»

Результаты исследования самооценки старших подростков

Результаты исследования по методике исследования самооценки личности С.А. Будасси,%

Уровни самооценки Количество исследуемых,%
1. Очень высокая
2. Высокая
3. Средняя
4. Низкая
5.Очень низкая

Результаты исследования уровня самооценки по Кузнецову

Уровень самооценки Исследуемые,%
1. Завышенная
2. Верная
3. Заниженная

Результаты исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.,%

Уровни самооценки Количество исследуемых,%
1. Очень высокий
2. Высокий
3. Средний
4. Низкий

Результаты исследования самооценки по трём методикам.

Испытуемые Методика исследования самооценки личности С.А. Будасси . Тест К.П. Кузнецова. «Самооценка» Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн. Общий результат
А.Д высокая средняя средняя средняя
Б.Е низкая высокая низкая низкая
В.Г. высокая низкая низкая низкая
Г.К средняя высокая высокая высокая
З.Н. низкая низкая средняя низкая
И.А. низкая высокая низкая низкая
К.Е. низкая низкая низкая низкая
С.Т низкая средняя низкая низкая
С.В. высокая средняя высокая высокая
У.Ю. низкая высокая низкая низкая
Х.Л средняя низкая низкая низкая
Я.О. низкая средняя средняя средняя

Низкая самооценка в 9 классе является преобладающей и составляет 80 % (8 человек)

Средняя и высокая самооценка составила по 10 % ( 4 человека)

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан

Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.

Инструкция

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:

Читайте так же:  Сложно найти любовь

2) ум, способности;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

7) уверенность в себе.

Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.

Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.

Обработка результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;

б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;

в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.

Оценка и интерпретация отдельных параметров

В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)

Количественная характеристика (балл)

Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.

Литература

Энциклопедия психодиагностики. Диагностика детей под редакцией Д.Я. Райгородского, Бахрах-М, Самара, 2007

Методика самооценки личности (Будасси)

Слова, обозначающие отдельные качества личности : аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, грубость, доброта, жадность, жизнерадостность, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, капризность, легковерие, мечтательность, нежность, непринужденность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, осторожность, педантичность, подозрительность, принципиальность, высокомерие, радушие, развязность рассудочность, решительность, сдержанность, стыдливость, терпеливость, трудолюбие, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, упрямство, черствость, честность, чуткость, эгоизм .

1 этап: «Выберите из предложенного списка слов 20 качеств, которые на Ваш взгляд должны быть присущи идеальному человеку. Проставьте рядом с выбранными качествами галочки (во 2 колонке)»

2 этап: «Из выбранных 20 слов выберите наиболее неприятное для Вас. Поставьте напротив этого слова (в колонке «идеал») цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наиболее неприятное качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

3 этап: «Из этих же 20 слов выберите качество, наименее характерное для Вас. И поставьте напротив этого качества в колонке «Реальное Я» цифру 1 . Далее из оставшихся 19 слов так же выберите наименее характерное для Вас качество и поставьте напротив этого слова цифру 2 . И так далее…»

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ

1. Найти значения d, d 2 , S d 2

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

где d — разность номеров рангов. Внести в таблицу:

Источники


  1. Добрицкая, Е. А. Как создать и сохранить счастливую семью / Е.А. Добрицкая, И.Л. Копылов. — М.: Современный литератор, 2014. — 416 c.

  2. Лазарус Арнольд Мифы о браке / Лазарус Арнольд. — М.: Будущее Земли, 2008. — 992 c.

  3. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.
  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — М.: Academia, 2011. — 192 c.
  5. Анатолий Некрасов Путы материнской любви / Анатолий Некрасов. — Москва: ИЛ, 2015. — 256 c.
Методика самооценки будасси
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here