Мораль как регулятор социального поведения

Самое важное по теме: "мораль как регулятор социального поведения" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Содержание

Мораль как регулятор социального поведения

kontrolnaya_rabota_-_Barkalova_100m.doc

Северо-Кавказский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Контрольное задание

Мораль как регулятор социального поведения.

очной формы обучения

Чижма Виталий Александрович

кандидат исторических наук,

Войтова-Долгих Яна Николаевна

Человек — существо общественное. Потому, непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. 1

Мораль — один из основных способов поведения человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом,совестливостью и бессовес тностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедлив остью, нормой и ненормальность ю, милосердием и жестокостью. 2

Моральная составляющая личности человека не присутствует сама по себе. Эти качества нужно воспитывать, причем лучше всего с детства. Усваивая с ранних лет, «что такое хорошо, а что такое плохо», малыш по мере взросления уже может сам делать выводы о поступках своих и чужих, давая им положительную или отрицательную оценку. Однако в случае неадекватного восприятия реальности человек может не видеть грани между нравственными и безнравственными поступками, более того, он меняет их местами. 3

Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.) и ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это — элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.

Известно, что в жизни общества взаимодействуют две противоположные тенденции: упорядоченность, что обеспечивает его стабильность, и хаос, который угрожает его существованию. Чтобы устранить эту угрозу, общество прибегает к различным регулятивных средств — права, политических и административных механизмов. Однако силовые рычаги регулирования жизни общества не всегда дают желаемый эффект. К тому же при их использовании часто игнорируют необходимость считаться с общечеловеческими ценностями и ведущую истину морали, которая провозглашает основной ценностью человека. А это негативно влияет и на развитие общества.

Поскольку сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, политике и т.д.), попробуем рассмотреть своеобразие ее социальной роли, т.е. основные функции морали. Среди множества выполняемых моралью функций основной принято считать регулятивную. 5

Главная функция морали, конечно, — регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом изначально очень небольшом пространстве свободы воли человека и начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме. 6

К специфическим особенностям моральной регуляции поведения человека относятся:

  1. полноценное выражение в морали свободы, самостоятельности личности. Ни одно средство регулирования человеческого поведения не способно обеспечить такой их реализации;
  2. универсальность, одинаковая ориентированность на каждого человека;
  1. распространенность на все сферы жизни человека;
  2. постановка перед человеком максимальных требований. В основном они являются невыполнимыми, поскольку идеала нельзя достичь;
  3. опора на общественное мнение и внутреннее убеждение личности, прежде всего — на его совести;
  4. связь преимущественно с духовными санкциями, прежде всего с общественным мнением и личным самоосуждения или одобрение своего поведения. 7

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов его поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой

[3]

частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Такой регулятор поведения, безусловно, самый надежный из всех возможных. Именно поэтому мораль была, есть и будет одним из самых лучших способов регулирования социального поведения.

Читайте так же:  Интуиция на руке

МОРАЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ — понятие и виды. Классификация и особенности категории «МОРАЛЬ КАК РЕГУЛЯТОР СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ» 2015, 2017-2018.

Читайте также

Мораль, или нравственность (лат. moralis — нравственный), — это одна из самых важных и обширных областей духовной жизни общества. Она появилась вместе с возникновением общества и существует для того, что бы удовлетворять определенные потребности человека и общества. [читать подробнее].

[2]

Мораль, или нравственность, определяется как совокупность исторически сложившихся принципов, норм, правил и предписаний, регулирующих поведение человека в различных областях деятельности. Нравственные нормы, содержащие запрет или дозволение на совершение каких-либо. [читать подробнее].

Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Этическая теория.

Мораль, или нравственность-это одна из самых важных и обширных областей духовной жизни общества. Она появилась вместе с возникновением общества и существует для того, что бы удовлетворять определенные потребности человека и общества, регулировать взаимоотношения между людьми. Под моралью понимается совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями. Нормы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей. Наличие у общества таких норм позволяет ему оценивать поступки людей с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия.

Мораль не опирается непосредственно на какие-то специальные учреждения и организации, которые принуждали бы человека соблюдать моральные нормы и правила. Она предстает как личная позиция каждого человека, как его нравственное отношение к действительности

Мораль воплощает в себе общечеловеческие представления о нравственном поведении, фиксируя их с помощью таких категорий, как “добро”, “зло”, “справедливость”, “честь”, “совесть”, “долг”, “достоинство” и многих других.

Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер. Все нормы морали и действия, совершаемые на их основе, соотносятся с некоей абсолютной для данного сообщества людей системой координат – Добродетельностью, Благородством, Справедливостью, Любовью и Уважением к другому человеку, Готовностью бескорыстно помочь другому человеку и т.п. – и оцениваются в зависимости от того, насколько они (нормы морали и действия людей) близки к совершенству. При этом главным ценностным «инструментом» в сфере нравственного сознания, побуждающим человека к нравственным действиям, выступает совесть. Совесть – это внутренний суд, который человек ставит над самим собой, и тот, кто не способен к угрызениям совести, находится в моральном отношении вне человечества.

В числе основных функций морали в современной этической литературе выделяют следующие.

1.Гуманизирующая. Мораль побуждает человека преодолевать свою несовершенную человеческую природу, “приподымает” над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Мораль считает каждого из нас достойным лучшей жизни

2.Регулятивная. Мораль выступает способом регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования .

3. Ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры, с помощью которых он самостоятельно делает выбор нравственных ценностей, придающих смысл его земному существованию и направляющих его повседневное поведение.

4. Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности, и т.п. С их помощью он пытается постичь нравственный смысл явлений, их “человекоразмерность

5.Воспитательная. Мораль делает человека человеком, поэтому нравственное воспитание лежит в основе всякого другого. Нравственность не столько приучает человека к соблюдению общепринятых правил поведения, сколько воспитывает саму способность руководствоваться этими идеальными нормами.

Презентация — Мораль как регулятор социального поведения

Текст этой презентации

Раздел 2. Духовная культура человека и общества
Тема 2.4. Мораль как регулятор социального поведения
Автор урока: Княжева В.В. преподаватель общественных дисциплин I квалификационной категории ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум», г. Тобольск E-mail: [email protected]
для специальности естественнонаучного профиля 36.02.01 Ветеринария

Мораль (от лат. moralis – нравственный): 1) совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм.
Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Нравственность — степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.
Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

2. регялятивная
1. познавательная
3. воспитательная
4. мотивационная
5. прогностическая
6. аксиологическая
Функции морали

Упражнение «Морально-аморально». Задание: подобрать к основным категориям морали слова – антонизмы. Хронометраж: 5 минут
Добро
Добродетель
Долг
Стыд
Совесть
Милосердие
Честь
Счастье

Упражнение «Мораль и право». Задание: сравните два регулятора – право и мораль, для этого распределите карточки в необходимые колонки таблицы. Хронометраж: 3 — 4 минуты
Вопросы для сравнения Право Мораль
Кто вырабатывает
Где закреплено?
Каковы последствия нарушения?
Выполнение
Что регулирует? служат для регулирования и оценки поступков человека. служат для регулирования и оценки поступков человека.

Биоэтика – учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
Деонтология (наука о должном) – раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще того, что выражает требования нравственности в форме предписаний.

Упражнение «Моральные дилеммы». Задание: ознакомьтесь с моральной дилеммой, выразите свое мнение путем голосования и комментирования своего выбора. Хронометраж: 10 минут

Мемориал животным, принимавшим участие в войнах «Животные на войне. У них не было выбора» (2004 г., Лондон)

Творческое задание «Мотиватор». Задание: придумать надпись к социальному мотиватору, побуждающему к добрым поступкам по отношению к животным. Хронометраж: 3 минуты

Игра «Крестики-нолики». Задание: ответить на вопросы игры «Крестики-нолики», заполняя поля, при ответе «да» знаком «Х», при ответе «нет» — «О». Хронометраж: 5 минут
1 2 3
4 5 6
7 8 9

Читайте так же:  Как начать верить людям

29.Мораль как регулятор социального поведения людей. Особенности нравственного сознания и поведения. Иерархия нравственных ценностей. Этическая теория.

Мораль, или нравственность-это одна из самых важных и обширных областей духовной жизни общества. Она появилась вместе с возникновением общества и существует для того, что бы удовлетворять определенные потребности человека и общества, регулировать взаимоотношения между людьми. Под моралью понимается совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями. Нормы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей. Наличие у общества таких норм позволяет ему оценивать поступки людей с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия.

Мораль не опирается непосредственно на какие-то специальные учреждения и организации, которые принуждали бы человека соблюдать моральные нормы и правила. Она предстает как личная позиция каждого человека, как его нравственное отношение к действительности

Мораль воплощает в себе общечеловеческие представления о нравственном поведении, фиксируя их с помощью таких категорий, как “добро”, “зло”, “справедливость”, “честь”, “совесть”, “долг”, “достоинство” и многих других.

Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер. Все нормы морали и действия, совершаемые на их основе, соотносятся с некоей абсолютной для данного сообщества людей системой координат – Добродетельностью, Благородством, Справедливостью, Любовью и Уважением к другому человеку, Готовностью бескорыстно помочь другому человеку и т.п. – и оцениваются в зависимости от того, насколько они (нормы морали и действия людей) близки к совершенству. При этом главным ценностным «инструментом» в сфере нравственного сознания, побуждающим человека к нравственным действиям, выступает совесть. Совесть – это внутренний суд, который человек ставит над самим собой, и тот, кто не способен к угрызениям совести, находится в моральном отношении вне человечества.

В числе основных функций морали в современной этической литературе выделяют следующие.

1.Гуманизирующая. Мораль побуждает человека преодолевать свою несовершенную человеческую природу, “приподымает” над собственной сегодняшней ограниченностью, создает ориентир человечности. Мораль считает каждого из нас достойным лучшей жизни

2.Регулятивная. Мораль выступает способом регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования .

3. Ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры, с помощью которых он самостоятельно делает выбор нравственных ценностей, придающих смысл его земному существованию и направляющих его повседневное поведение.

4. Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности, и т.п. С их помощью он пытается постичь нравственный смысл явлений, их “человекоразмерность

5.Воспитательная. Мораль делает человека человеком, поэтому нравственное воспитание лежит в основе всякого другого. Нравственность не столько приучает человека к соблюдению общепринятых правил поведения, сколько воспитывает саму способность руководствоваться этими идеальными нормами.

Тема 4.2. Мораль как регулятор социального поведения

– о видах культурных норм;

– об этике как науке о нравственности;

– понятие социальных норм;

– базовые нравственные категории;

– структурные элементы морали;

– сформулировать «золотое правило» нравственности.

Понятие социальных норм. Место морали среди социальных норм. Виды культурных норм: общественные обычаи, обряды, ритуалы и нормы морали. Сущность морали как особой культурно-нормативной формы. Функции морали: регулятивная, оценочная, воспитательная. Этика как наука о нравственности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Базовые нравственные категории: гуманизм, долг, честь, достоинство, совесть. Понятие о добре и зле. Моральный выбор. Структурные элементы морали: нравственное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность. Нравственная культура личности. «Золотое правило» нравственности.

Тема 4.3. Религия в обществе

– о теологическом и материалистическом подходах к происхождению религии;

– о видах религиозных обрядов;

– о типах христианских религиозных объединений;

– о ранних формах религии;

–структурные элементы религии;

– охарактеризовать роль религии в современном мире;

– раскрыть принцип свободы совести и вероисповедания.

Религия как форма мировоззрения и феномен духовной жизни общества. Теологический и материалистический (светский, рационалистический) подходы к происхождению религии. Функции религии: сплочение людей, регуляция поведения людей, социальная организация поведения человека, организация практики жизни. Религиозное сознание. Вера как способ существования религиозного сознания.

Структурные элементы религии: религиозная доктрина, религиозный опыт, религиозный культ (священные обряды и ритуалы), религиозная организация. Виды религиозных обрядов: негативные (запрет), позитивные (подражание), искупительные (покаяние). Внекультовая религиозная деятельность. Типы христианских религиозных объединений: церковь, секта, деноминация. Ранние формы религии: тотемизм, магия, фетишизм и анимизм. Роль религии в современном мире. Принцип свободы совести и вероисповедания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9112 —

| 7227 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 10. Мораль как регулятор социального поведения

10.1. Мораль является важнейшим неформальным регулятором социального поведения и одной из главных этических категорий. В отличие от прочих правил и социальных норм, моральная оценка всегда предполагает оценку поступка с позиций добра или зла. Например, человек, сидя на светском банкете, может неверно пользоваться вилкой и ножом. Очевидно, что это будет нарушением существующих в этой группе норм этикета, однако даже самый строгий хранитель традиций вряд ли увидит в этом аморальный поступок. Таким образом, в отличие от социальных норм, которые могут сильно отличаться друг от друга в различных группах и кругах в пределах одного общества, моральные нормы, будучи связаны с доминирующей культурой, носят более устойчивый и общий характер.

Тем не менее, общим для обоих подходов является то, что моральность так или иначе связывается с внутренними принципами человека, тогда как нравственность касается неких внешних действий и поступков. Поэтому можно сказать, что посредством морали общество оценивает не только поступки людей, но и их мотивы и намерения.

Особую роль в моральной регуляции поведения человека играет формирование в каждом индивиде способности самостоятельно оценивать свои поступки, т.е. быть способным к саморегуляции. Одна из важнейших категорий морали — совесть, выражающая собой способность личности к моральному самоконтролю, являющаяся высшим внутренним судьей человеческих поступков. Возможно ли уйти от этого внутреннего суда? На первый взгляд, нет ничего проще – ведь все, что находится внутри человеческого Я, казалось бы, ему подвластно. Однако Канту принадлежит знаменитое учение об объективности совести, суд которой, при определенных обстоятельствах, оказывается неотвратим. Эта великая мысль, облаченная в художественную форму, оказалась лейтмотивом большинства произведений Достоевского.

Читайте так же:  Франс де вааль истоки морали

Тем самым, мы логично переходим к обсуждению следующего вопроса – вопроса об объективности этических норм.

10.3. Проблема объективности моральных и нравственных норм. Это – один наиболее трудных вопросов всех этических теорий. Действительно, в отличие от изучаемых различными науками позитивных законов объективного мира, действующих независимо от воли и желания людей, все этические законы являются императивами, т.е. указывают, как должно поступать человеку. Следовательно, эти законы, по самому своему определению, предполагают возможность своего нарушения, а, значит, наблюдение за реальными фактами окружающего мира ничего не может нам сказать относительно истинности или ложности этических правил и норм. Но как в таком случае можно определить их истинность? Имеем ли мы вообще в сфере этики дело с чем-то действительно объективным, или же основу любых нравственных оценок составляют произвольно и случайно сформулированные принципы и критерии? Другими словами, должно в этой сфере любое убеждение каждого человека являться единственным мерилом, или же люди могут опираться в своих оценках поступков на что-то высшее, объективное и абсолютное?

Наиболее простое решение этого вопроса базируется на обращении к авторитету религиозных учений, в каждом из которых существует то или иное учение о праведном образе жизни (см. Тема 13). Более утонченное решение этого вопроса базируется на так или иначе обосновываемом постулате о врожденности человеку основных этических принципов (Сократ, Платон, Декарт и проч.). Весьма близок к этому подходу был и Кант, обосновавший наличие в любой человеческой душе «морального закона» и считавший его столь же объективным и человеческому произволу не подвластным, как «звездное небо над головой». У подобной точки зрения существует немало сторонников и по сей день.

Другой, идущий еще от греческих софистов, подход усматривал во всех нравственных принципах лишь более или менее удачные находки человечества, полезные с точки зрения организации общественной жизни, но не более того. Так, например, принцип «не убий» сам по себе лишен какой-либо объективности, однако общества, исповедующие этот принцип, являются более жизнеспособными в борьбе за существование. Одной из разновидностей этой концепции является классовый подход к объяснению реальности этических правил и норм, возникший, в частности, в некоторых ответвлениях марксизма. Хрестоматийной здесь является работа Л.Д. Троцкого «Их мораль и наша», в которой вообще отрицается возможность существования некоей «общечеловеческой», «бесклассовой» морали, ибо, с точки зрения этого автора, любые моральные нормы так или иначе выражают интересы исповедывающих их социальных групп.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Журфак. Вопросы.

Поиск по этому блогу

понедельник, 26 июля 2010 г.

Вопрос 6. Мораль как регулятор общественного поведения.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к эмпатии и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.

• регуляторная,
• ценностно-ориентационная,
• социализирующая,
• личностного самоопределения.

Мораль как регулятор социального поведения. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Мораль как регулятор социального поведения.» 2015, 2017-2018.

Читайте также

Одним из важных элементов культуры выступают социальные нормы — правила поведения, образцы, стандарты деятельности, выполнение которых считается обязательным в обществе. Соци­альные нормы конкретно предписывают, какие поступки долж­ны совершать люди в тех или иных. [читать подробнее].

Мораль, или нравственность (лат. moralis — нравственный), — это одна из самых важных и обширных областей духовной жизни общества. Она появилась вместе с возникновением общества и существует для того, что бы удовлетворять определенные потребности человека и общества. [читать подробнее].

Мораль как регулятор социального повеления

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет физической культуры

И спорта»

Кафедра «Связи с общественностью»

Реферат по дисциплине «Профессиональная этика»

Человек- существо моральное?

студентка 1 курса

Баженова Евгения Станиславовна

кандидат филол. наук,

Елкина Мария Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

Мораль как регулятор социального поведения…………………………………….………. 3

Морально-этические критерии и их влияние на человека…………………………….….….13

Список используемой литературы…………………………………………………………. 21

Мораль как регулятор социального повеления

Чело­век есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным (homo moralis ). По сути, это духовный стер­жень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.

Люди — единственные на Земле существа, имеющие моральные обязательства. В том числе и перед дикой природой. У нас нет достаточной причины верить в то, что человеческое существование является единственным благом и наивысшим благом. Деление может быть осуществлено только в отношении объекта долга, а не в отношении обязывающего субъекта. Обязываемый, как и обязывающий, субъект всегда только человек, и хотя в теоретическом смысле нам позволено различать в человеке душу и тело как природные свойства человека, все же нельзя мыслить их как различные обязывающие человека субстанции, иначе мы имели бы право делить обязанности по отношению к телу и по отношению к душе.— Однако ни опыт, ни умозаключения не дают нам достаточно сведений о том, содержит ли человек душу (как пребывающую в нем субстанцию, отличающуюся от тела и способную мыслить независимо от него, т. е. как духовную субстанцию), или, наоборот, может ли жизнь быть свойством материи, и если даже верно первое, то все же нельзя мыслить какой-либо долг человека перед телом (как обязывающим субъектом), хотя это человеческое тело.

Читайте так же:  Как уйти от мужа алкоголика с ребенком

1) Поэтому может иметь место только объективное деление обязанностей по отношению к самому себе на формальное и материальное в обязанностях, причем одни из них — ограничивающие (негативные обязанности), другие—расширяющие (положительные обязанности по отношению к самому себе). Негативные это те, которые запрещают человеку поступать против цели его природы, стало быть, имеют в виду только моральное самосохранение, положительные же — те, которые предписывают сделать своей целью тот или иной предмет произвола и направлены на самосовершенствование. Оба этих вида долга принадлежат к добродетели в качестве долга воздержания или долга свершения ; однако и тот и другой — долг добродетели. Первый долг относится к моральному здоровью человека как предмета его внешних чувств и внутреннего чувства, имея целью сохранение его природы в совершенстве (как восприимчивость); другой — к моральному благополучию , которое состоит в обладании способностью, достаточной для всякой цели, поскольку эта способность приобретаема, и к культуре (как деятельному совершенству) самого себя.— Первый принцип долга перед самим собой содержится в изречении: «Живи сообразно природе» , т. е. сохраняй совершенство своей природы; второй же — в положении: «Делай себя более совершенным, чем создала тебя природа»

2) Но может быть и субъективное деление обязанностей человека по отношению к самому себе, т. е. такое деление, согласно которому субъект долга (человек) рассматривает себя или как животное (физическое) и в то же время моральное существо, или только как моральное существо.Естественные побуждения, относящиеся к животной природе человека суть: а) побуждение, через которое природа преследует цель самосохранения, Ь) побуждение, через которое она преследует цель сохранения рода, с) сохранение собственной способности к приятному, но все же лишь животному наслаждению жизнью.— Пороки, противоречащие здесь долгу человека перед самим собой: самоубийство, противоестественные способы удовлетворения полового чувства и чрезмерное употребление пищи, ослабляющее способность целесообразно использовать собственные силы.

Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим и альтруистические позывы. Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».

Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем.

Мораль как регулятор социального поведения (стр. 1 из 2)

Человек — существо общественное. Потому, непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т. е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Ведь самое обычное, нормальное существование каждого из нас оказывается зависимым от того, как сотни и тысячи совершенно незнакомых нам людей (производителей товаров, их продавцов, транспортников, учителей, врачей, военных и т. д.) выполняют свою обычную, рутинную работу.

Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге. Возникающая в этом случав общественная связь индивидов невольно заключает в себе их априорное (доопытное) доверие, благожелательность, сочувствие друг другу — ведь без этого изначального доверия к незнакомым людям (врачам, поварам, шоферам, правителям и т. д.) никакая общественная жизнь невозможна. Вот эта-то общественная связь и взаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и являются объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под МОРАЛЬЮ обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом.

Разумеется, совершая моральный или аморальный поступок, индивид редко задумывается об «обществе в целом». Но в моральных установлениях как готовых шаблонах поведения общественные интересы уже предусмотрены. Конечно, не следует думать, что эти интересы кем-то сознательно просчитываются и затем оформляются в моральные кодексы. Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей.

Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения («не лги», «почитай старших» и т. д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т. д.), ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.

ВСЕОБЪЕМЛЮЩИЙ ХАРАКТЕР МОРАЛИ означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности. Любая политическая декларация не упустит случая апеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включает в себя достаточно строгую мораль, и т. д. Любая житейская ситуация имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность».

ВНЕИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, нет в обществе таких учреждений и организаций, которые обеспечивали бы функционирование и развитие морали. В развитие морали даже средств вложить нельзя — некуда вкладывать. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима!

Третья особенность морали — ИМПЕРАТИВНОСТЬ — состоит в том, что большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. носит форму императива, прямого и безусловного повеления. Причем, добро следует творить не ради ответной благодарности, а ради самого добра как такового. В этом призыве, думается, есть вполне рациональный смысл — ведь общий баланс творимого добра и воздаяний за него сводится только на уровне общества. Ожидать же ответной благодарности за свои добрые дела в каждом конкретном случае, право, не стоит.

Читайте так же:  Есть ли шанс вернуть бывшую девушку

Среди множества выполняемых моралью ФУНКЦИЙ основными принято считать: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ МОРАЛИ, конечно, РЕГУЛЯТИВНАЯ. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида, имеющего возможность предпочесть один поступок другому.

Моральный способ регуляции, в отличие от других (правовых, административных и пр.), уникален. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каких учреждениях, карательных органах и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование предполагает усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется внутренним убеждением отдельного человека. Такой регулятор поведения, безусловно, является самым надежным из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать. Это пока мало кому удавалось.

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — ОЦЕНОЧНО-ИМПЕРАТИВНОЙ. Она предусматривает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». Собственно, с помощью этих основополагающих категорий морали и дается оценка любому проявлению общественной жизни и соответственно оформляется повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло.

[1]

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ функция морали в известной степени производна от оценочной. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание, или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный, новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т. е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

Совокупность названных и других (воспитательной, ориентирующей, прогностической, коммуникативной и т. д.) функций определяет СОЦИАЛЬНУЮ РОЛЬ МОРАЛИ.

Всякая мораль социально-исторически обусловлена. Её конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материального производства, характером социального расслоения, состоянием государственно-правовой регуляции, условий общения, средств коммуникации, системой принятых обществом ценностей. и т. д. Иными словами, качественно разнообразные типы общества вызывают появление различных типов моральных систем, в т. ч. религиозных.

Из всех религиозных моральных систем лучше других нам известна, пожалуй, ХРИСТИАНСКАЯ. Она предложила принципиально новую шкалу человеческих ценностей, решительно осудила обычную для конца прошлой эры жестокость, насилие, угнетение и возвеличила «страждущих», неимущих, угнетенных. Именно христианство центр тяжести в моральной регуляции фактически перенесло с внешних, принудительных ее форм на внутренние, подчиняющиеся велениям совести. Тем самым оно признало известную нравственную автономию и ответственность личности.

Религиозное обрамление морали как ее основной признак характерно в основном для эпохи средневековья, феодализма. Мораль буржуазной эпохи — совсем иная. Ее отличают резко выраженная индивидуалистическая направленность нравов, их в немалой степени эгоистический характер (эгоизм, в отличие от индивидуализма, есть стремление человека не просто самостоятельно реализовать себя, а сделать это непременно за счет другого). Смысловым же стержнем моральных систем буржуазной эпохи следует признать навязанный еще философией Просвещения культ разума, согласно которому только разум способен преодолеть анархию зла, сковать его своей активностью, соединить хаотичные устремления людей в некое гармоничное целое.

XX век стал свидетелем попыток создания еще одного типа морали — СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ. Замысел его создателей в общем-то успешно вписывался в теорию морали: если нравы людей в конечном счете определяются материальными условиями их жизни, то, следовательно, чтобы породить новую мораль, нужно прежде всего изменить эти условия. Что и было сделано (первоначально в России), причем самым радикальным образом.

Были решительно пересмотрены отношения собственности, производства в целом, политики, права и т. д. Изменились и нравы, как в силу «естественного хода вещей», так и под воздействием массированного «нравственного» или «коммунистического воспитания». Ценности коллективизма, интернационализма, идеология всеобщего равенства стали на самом деле внутренними убеждениями множества людей, реальными регуляторами их поведения.

Однако несмотря на колоссальные усилия огромного государ-ственного и идеологического аппарата, реальная нравственность так и не смогла дотянуться до уровня «официальной морали», системы норм, зафиксированной хотя бы в известном «Моральном кодексе строителя коммунизма».

Для того, чтобы разобраться в сути этого своеобразного феномена, необходимо пояснить сам механизм, способ саморазвития морали. Как же развивается мораль?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Любые изменения в материальных отношениях порождают новую направленность интересов людей. Существующие моральные нормы перестают соответствовать их новым интересам и, следовательно, оптимально регулировать общественные отношения. Их выполнение уже не дает желаемого результата.

Источники


  1. Шеламова, Галина Михайловна Деловая культура и психология общения. Учебник для начального профессионального образования / Шеламова Галина Михайловна. — М.: Академия (Academia), 2013. — 852 c.

  2. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  3. Альбисетти, Валерио Любовь. Как оставаться вместе всю жизнь / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2014. — 160 c.
  4. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.
  5. Клауд, Генри Фактор матери / Генри Клауд , Джон Таунсенд. — М.: Триада, 2005. — 328 c.
Мораль как регулятор социального поведения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here