Мораль в системе социальных

Самое важное по теме: "мораль в системе социальных" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Мораль в системе социальной регуляции.

Мораль и право. Необходимость социального регулирования — главный источник возникновения и формирования морали и права. Общее и особенное в морали и праве. Оценочный характер морали и права. Критерии моральной и правовой оценки. Нравственные основы права. Значение моральной санкции для принятия и закрепления норм права. Мораль как ценностный критерий права. Нравственное содержание принципиальных положений основных подразделений права.

Общее в морали и праве:

— форма общественного сознания;

— развиваются на едином фундаменте общечеловеческих ценностей;

— совпадение сфер моральных и правовых отношений;

— единые цели, задачи, требования моральных и правовых отношений;

— регулятивная функция человеческого поведения в обществе – главная;

— являются совокупностью норм, регулирующих общественное поведение;

— обязательность соблюдения норм и принципов морали и права.

Различное в морали и праве :

Мораль Право
Нормы носят неписаный характер и фиксируются в обычаях и традициях Нормы носят формально определенный характер и закрепляются в официальных документах
Нормы складываются стихийно Нормы устанавливаются государством
Механизм обеспечения – общественное мнение Механизм обеспечения – властные санкции государства
Предусматривает широкую свободу выбора Свобода выбора жестко ограничена рамками нормативных документов

Законность, общественный порядок и сознательная дисциплина — неотъемлемые черты правового государства. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.

Уважение к закону — необходимое свойство нравственно развитой личности. Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка.

Моральные аспекты правоохранительной деятельности. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Обеспечение прав и свобод личности как юридическая и моральная обязанность работников правоохранительных органов.

Соотношение моральных, правовых и организационно-технических норм в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Основные нравственные требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительной системы: идейная убежденность, личная дисциплинированность, законность, постоянное совершенствование профессиональных знаний, умений, навыков и др.

Значение профессиональной этики в повышении результативности служебной деятельности

[3]

Профессиональная этика как этика долга. Источники морального и служебного долженствования в сфере деятельности правоохранительных органов.

Основные международные соглашения и регламентации Организации Объединенных Наций в области защиты прав человека и нравственно-правовые требования к профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах об основных правах личности и моральных требованиях, предъявляемых к должностным лицам в их обращении с гражданами.

Определения политики. Историческое понимание и значение политики (Античность, Средние века, Новое время, 19 век, современность). Картезианское понятие политики. Политическая мотивация. Аполитичность и политическая апатия. Соотношение политики и культуры.

Мораль и политика – две автономные сферы: основные положения в защиту этой позиции. О единстве морали и политики. Аргументы в пользу единства морали и политики

[2]

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9200 —

| 7354 — или читать все.

Вопрос 3. Социальная сущность, назначение и функции морали

Вопрос 1.

Вопрос 2.

Происхождение и природа морали.

Вопрос 3. Социальная сущность, назначение и функции морали.

Вопрос 4.

Структура морали.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом. Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм. Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Вопрос 5.

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 524 | Нарушение авторских прав

Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности.

Правоохранительные органы – гарант права в системе реализации социальных норм и отношений. Принуждение, насилие и нравственность. Нравственная сущность служения обществу и государству. Сущность службы – служение закону. Профессиональная этика как этика долга. Исторические традиции служения отечеству. Защита чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина.

Источники морального и служебного долженствования в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы. Декларация прав и свобод человека и гражданина, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, другие международные документы как минимальная нормативная основа профессиональной этики сотрудников УИС. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы (приказ ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240).

Нравственное содержание правоохранительной деятельности.

Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие – суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.

Единство законности и нравственности находит свое воплощение в законодательстве о правосудии, его основных началах, принятых мировым сообществом, а также в конституционном национальном законодательстве.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. Одновременно они воплощают и нравственные требования, общепризнанные нравственные ценности, отражают важнейшие этические категории. Гуманизм, справедливость, защита достоинства человека характеризуют нормы этого важнейшего документа ООН.

Ст. 1 Всеобщей декларации прав человека устанавливает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Дата добавления: 2015-04-20 ; просмотров: 21 | Нарушение авторских прав

Мораль и право в системе социальных регуляторов.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами,целенаправленно воздействующими на развитие и совершенствование граждан.

Право и мораль — взаимодополняющие друг друга понятия. От эффективного взаимодействия этих регуляторов зависит состояние законности и правопорядка в стране, уровень юридической культуры и правосознания общества и его граждан.

Право — это исходящие от государства нормы, призванные выражать идеи гуманизма, нравственности, справедливости, естественных прав человека, меру свободы личности.

Мораль — важнейший социальный институт, одна из форм общественного сознания. Она представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье.

Единство права и морали состоит в том, что:

они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования,преследуют в конечном счете одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни.у них один и тот же объект регулирования — общественные отношения , они определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов; итд

Право и мораль имеют общие черты, свойства.:и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;имеют общую экономическую, социально-политическую и идеалогическую основу;

им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе;имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы;

Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права и морали:Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий;. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д. и т.д.

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу.

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.

Таким образом, право активно содействует утверждению прогрессивных моральных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняют право глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правового регулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношений нравственными идеалами.

Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно отметить, что все правовое подлежит моральным оценкам, и прежде всего классификации в категориях добра и зла. Мораль выступает одной из сторон правовых отношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей и подлежат не только юридическим но и моральным оценкам.

Между правом и моралью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни. Мораль более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения. Отсюда в любом обществе всегда разное правовое и моральное состояние.Мораль, как правило, «шагает впереди», но иногда и юридические установления служат для морали ориентиром и могут оказывать на нее опережающее воздействие.

Создаются ситуации, когда закон нечто разрешает, а мораль запрещает, и наоборот, закон запрещает, а мораль разрешает.

Таким образом, нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Право и мораль находятся в тесном единстве и взаимодействии Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственных устоев.

Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливается тем, насколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Мораль в жизни человека и общества. Сущность и функции морали

Человек — существо общественное. Потому, во-первых, что непременным условием «допуска» в жизнь общества является процесс социализации индивида, т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры. А во-вторых, потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Вот эта-то общественная связь ивзаимозависимость людей, возникающая из простого факта их совместной жизни, и является объективной основой морали — ведущего духовного регулятора жизни общества.

Под моралью обычно понимают некую систему норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. В моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент.

Нормы и правила морали формируются естественно-историческим путем, по большей части стихийно. Они возникают из многолетней массовой житейской практики поведения людей, выкристаллизовываясь в качестве неких образцов только в том случае, если общество интуитивно осознает их несомненную пользу общему единству. Таким образом, мораль в принципе можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

Требования к индивиду в моральном сознании принимают самые разнообразные формы: это могут быть прямые нормы поведения (не лги, почитай старших и т.д.), различные моральные ценности (справедливость, гуманизм, честность, скромность и т.д.) и ценностные ориентации, а также морально-психологические механизмы самоконтроля личности (долг, совесть). Все это — элементы структуры нравственного сознания, обладающего целым рядом особенностей. Среди них стоит отметить: всеобъемлющий характер морали, ее внеинституциональность, императивность.

Всеобъемлющий характер морали означает, что моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Читайте также:
  1. I.1. Инновационный подход к системе освоения ценностей физической культуры и спорта.
  2. ICQ — это способ общения в сети, который позволяет вести беседу с любым зарегистрированным в системе ICQ и подключенным в данный момент к Интернету пользователем.
  3. II. Объявление темы, постановка целей урока, мотивация учебной деятельности.
  4. II. Порядок обращения за получением социальных услуг
  5. L Структура деятельности.
  6. MZB — Маргинальная зона селезенки. Не рециркулируют. Участвуют в гуморальном иммунном ответе на возбудителей, поступающих в кровоток
  7. Quot;Миттельшпиль». Главный конфликт этапа. Обстоятельства, связанные с нахождением в системе. Ходы.
  8. V1: Этапы становления и развития правовой регламентации медицинской деятельности. Понятие о здоровье и его основных составляющих (1 к.т.)
  9. V2: Патофизиология клетки. Повреждающее действие факторов внешней среды. Патология наследственности.
  10. V2:Педагогика в системе наук о человеке
Видео (кликните для воспроизведения).

Любая политическая декларация не упустит случая проапеллировать к нравственным ценностям, любое произведение изящной словесности обязательно содержит в себе моральную оценку, никакая религиозная система не найдет последователей, если не включит в себя достаточно строгую мораль и т.д. Любая житейская ситуация необходимо имеет свой «моральный срез», который позволяет проверить действия участников на «человечность». Подобная «всеядность» морали связана со спецификой ее требований и оценок, заключающейся в их всеобщем, всечеловеческом и, безусловно, долженствовательном, т.е. императивном характере. Рабочим или бизнесменом, политиком или художником каждый из нас бывает лишь некоторое (рабочее) время, человеком же любой из нас должен оставаться постоянно.

Внеинституциональность морали означает, что в отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) она не является сферой организованной деятельности людей. Проще говоря, не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. (Можно, правда, сказать и наоборот: этим занимаются все вообще и никто в частности, т.е. специально, за исключением профессиональных этиков.) И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова так, как строится управление наукой, религией и т.д., просто невозможно.

Поскольку сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, политике и т.д.), попробуем рассмотреть своеобразие ее социальной роли, т.е. основные функции морали. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно-императивную, познавательную.

Главная функция морали, конечно, — регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом изначально очень небольшом пространстве свободы воли человека и начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.

Конечно, по мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и пр. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается ни в каком организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т.д. А во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидом соответствующих норм и принципов его поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, насколько они встроены в механизм мотивации его поведения. Такой регулятор поведения, безусловно, самый надежный из всех возможных. Проблема только в том, как его сформировать.

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функции — оценочно-императивной. Нравственное освоение человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни. А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и соответствующее повеление (императив) индивиду: поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то поступков, потому что это зло. Сформулированные на основе однозначных оценок разнообразных проявлений жизни общества императивы типа «не убий», «не сотвори себе кумира», «поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе» и многие другие направляют нравственное поведение человека.

Познавательная функция морали в известной степени произ-водна от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.

Мораль выполняет и множество других функций — воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную и др. А все вместе они и определяют социальную роль морали.

Дата добавления: 2016-10-06 ; просмотров: 971 | Нарушение авторских прав

Мораль в системе социальных норм

этика готовая раб-а.doc

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения ихгуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средствомвоспитани я. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Список использованной литературы.

1. Важенин А.Г. Обществознание: учеб.-8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. -368с.

2. Гуревич П.С. Этика: учебник. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г.

3. Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007 .-648с.

4.Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. -4-е изд., перераб. и доп.-М. Изд-во: Российское юридическое образование, 2010.- 384с.

5. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Учебник для вузов. Изд-во: Риор, 2013.- 474с.

6. Морозова Л.А. Теория государства и права: учеб. -4-е изд., перераб. и доп.-М. Изд-во: Российское юридическое образование, 2010.- 384с.

7. Теория государства и права : Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2001.

1 Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.-С.455

2 Важенин А.Г. Обществознание: учеб.-8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. –С.119

3 Рассказов, Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов / Л.П. Рассказов / М.: РИОР, 2009.

Тема 1.3. Мораль в системе социальных факторов правоохранительной деятельности

Мораль и право. Нравственные основы права. Моральные аспекты профессиональной деятельности

Взаимосвязь моральной и правовой сторон общественного порядка. Влияние правовой системы на состояние нравственности в обществе. Единство и различие морали и права. Учет этнокультурных различий.

Мораль и политика. Соотношение морали и политики: общие черты и различия. Мораль и искусство. Роль искусства в развитии творческого мышления и формирования эмоционально-чувственной сферы сотрудников правоохранительных органов. Мораль и религия. Проблема соотношения морали и религии как двух форм общественного сознания. Религиозная форма обоснования нравственности.

Используемая литература: [1], [14], [23], [33], [37], [39].

Модуль 2.Нравственный характер правоохранительной деятельности

Тема 2.1. Нравственное содержание и нормативные основы правоохранительной деятельности

Правоохранительные органы – гарант права в системе реализации социальных норм и отношений. Принуждение, насилие и нравственность. Нравственная сущность служения обществу и государству. Сущность службы – служение закону. Профессиональная этика как этика долга. Исторические традиции служения отечеству. Защита чести и достоинства личности, прав и свобод человека и гражданина.

Источники морального и служебного долженствования в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы. Декларация прав и свобод человека и гражданина, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, другие международные документы как минимальная нормативная основа профессиональной этики сотрудников УИС. Свод профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы (приказ ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240).

Используемая литература: [1], [17], [24], [29], [36].

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Сущность и специфика морали как социального регулятора

Мораль возникла возникает в результате антропо-социо-культуро-генезе в период родо-племенных отношений в ответ на объективную необходимость первобытных общностей (рода, племени). В своих истоках ее назначение — консолидировать общество. Сущность – это главное, необходимое для изучения объекта, качественная определенность (по Гегелю), родовое свойство, принадлежит роду явлений. Т.к. мораль по своему роду относится к социальным регуляторам, то она в этом смысле на равне с политикой.

Признаки, сущностные свойства морали: 1. Регулятивность морали (политика, юриспруденция). 2. социальность: все регуляторы возникают в качестве необходимых оснований. 3. историчность: каждый регулятор имеет свое время существования, причем каждый регулятор меняется с эпохой: мораль обретает черты общества, которому она служит, социальное и моральное совпадают, т.к. в обоих случаях имеет место связь. 4. социальной неоднородности (дифференцированность, классовость) морали: в обществе, разделенном на группы, мораль индивидуальна каждой группе. Мораль многолика – моральный плюрализм, люди говорят на разных моральных языках. 5. определенное место в системе социальной регуляции: каждый вид регуляции имеет свою цель.

Специфика морали – видовое качество (в отличии от родового, сущностного) то, что отличает явление от свойственных ему явлений.

объективная специфика морали: мораль как целостный, абстрактный, идеальный объект. Признаки: 1. историческая долговечность морали означает, что мораль зарождается, формируется раньше других типов регуляции. За моральной регуляцией будущее, т.к. прогрессивность каждого типа регуляций = критерий морали. 2. всеобъемлимость морали, или ее универсальная включенность во все сферы соц, меж, внутри личностных отношений (отношение человека к себе, другому, к обществу, к природе, ко времени). 3. неинституциональность морали: в отличии от других видов социальной регуляции мораль не имеет специфических социальных институтов, т.к. каждый социальный институт предположительно должен выполнять определенные моральные функции.

. Идентичность – качественная определенность чего – либо. Г.В.Ф.Гегель. Гегель под качественной определенностью понимал сущность. Идентичность = сущность.

Сущность – главное, необходимое в изучаемом предмете. Сущность и явление – главные категории диалектики.

Сущность – родовое свойство изучаемого явления. Принадлежит роду явлений. Например, родовая сущность человека – способность к мышлению и сознанию.

Мораль относится к роду социальных регуляторов. Мораль возникает как один из первых социальных регуляторов.

Сущностные признаки морали:

1) Регулятивность. Этот же признак характерен для политики и права.

2) Социальность. Все социальные регуляторы возникают на определенной стадии развития социального в ответ на объективную необходимость. (развитие, служение социальности).

3) Историчность. Социальные регуляторы меняются и развиваются вместе с качественными изменениями в обществе. В традиционном обществе, мораль обосновывала традиции, обычаи, патриархальность. Индустриальная и постиндустриальная мораль обосновывала опосредованную зависимость. Мораль – служанка социума. Имеет черты того социума, которому служит. Моральное = социальное.

4) Социальная дифференцированность (неоднородность, классовость). Ф.Энгельс «Антидюринг». Не только каждый класс имеет свою мораль, но и каждая профессия. Универсальные моральные формы наполнены конкретным содержанием. Моральный плюрализм.

5) Определенное место в системе социальной регуляции.

19. Функции морали.

В этической литературе существует приблизительно 5 функций морали. Но 10 функций морали боле подробно описывают: каждая следующая включает в себя все предыдущие. 1. Регулятивная функция. 2.чтобы мораль осуществилась, субъект должен знать моральные требования – познавательная функция. 3. воспитательная – чтобы моральные поступки реализовались 4. оценочная – оценка- это способность бытия морали, мораль – суждение всегда оценочное 5. ценностно-ориентационная: предпочтительное отношение к ценности – мораль основывается и на систему моральных ценностей (кроме системы моральных требований), «дадим взойти всем цветам, чтоб знать, каке в превую очердь вытоптать»- гласит китайская пословица. 6. мировоззренческая (теоретическая) и мироотношенческая (практическая). 7. универсальные коммуникации с миром (отношение к себе, другим, обществу) 8. универсальная адаптация к миру 9. человекотворческая 10. спасения (человека или человеческого рода от само- и взаимоуничтожения). Первые пять функций – функции морали, вторые – переход в свое-иное (нравственность).

20. Мораль и нравственность: проблема единства и различия. Мораль- система норм, принципов, ценностей, которыми руководствуются люди в своем реальном поведении.Мораль оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения, намерения.

Нравственный закон человек может открыть только благодаря собственному поиску. 1. Нравств. Способствует универсализации бытия чел. 2. н. способствует гармонизации чел. бытия. 3.способствует гуманизации чел. бытия, отношение к чел. как к ценности. 4. Способствует – деонтитазации (долг) долженствования. Чел. бытия.

Мораль: понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста.

Особенности делового этикета юриста.

Этикет юриста – устойчивый порядок поведения при выполнении служебных полномочий (решение юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы общения и приветствия, одежда). Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др), и эстетической (красота, изящество, поведение). Вежливость, любезность, точность – своевременное выполнение обещанного порученного дела, высокая самоорганизованность. Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрыто неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю форму, то строго организованный характер превратится в форму лицемерия.

Нравственный конфликт. Моральная ответственность.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать. Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед кем или чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

ответственность перед самим собой;

ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности.

Как видим, юридическая этика имеет довольно сложное содержание. Суммируя его составные, полагаем, что можно ее определить, как учение о специфике проявления общих нравственных норм в условиях наиболее эффективного осуществления отдельных видов трудовой деятельности и его субъектов.

Одной из разновидностей профессиональной этики является юридическая этика – учение о нравственных основах трудовой деятельности юриста и предъявляемых к нему моральных требований.

Юридическая этика включает в себя:

1) исследование своего предмета и стоящих перед юридической этикой задач.

2) Историю становления и развития такой разновидности этики.

3) Проблемы взаимодействия нравственных норм с другими социальными нормами, в том числе и с нормами права в юридической профессии и соответствующей форме деятельности.

4) Предъявляемые нравственные требования

Профессиональная этика юриста (юридическая этика) определяется особенностями осуществляющего им трудового процесса, связано с тем, что объектом его деятельности выступает человек, протекающего к тому же строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами. Последние, однако, как бы хороши ни были, «они, — как писал Кони, — могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках».

14. Основные этические категории: понятие, содержание.

15. Этические и правовые требования, предъявляемые к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей требует тщательной подготовки. Необходимо собрать подробные сведения о личности свидетеля, ясно представить его облик, среду, в которой он воспитывается, его поведение дома и в школе, отношение к учителям, родителям, сверстникам. Подлежит выяснению роль несовершеннолетнего свидетеля в расследуемом событии, его отношение к обвиняемому, потерпевшему. Учитывая большую внушаемость детей, следует выяснить, каким влиянием со стороны кого мог подвергаться несовершеннолетний свидетель в этом промежутке. Общее тактическое правило о том, что допрос свидетелей следует производить как можно быстрее после событий, являющихся предметом их показаний, особенно важно учитывать при допросе несовершеннолетних свидетелей.

Планируя продолжительность допроса, необходимо учитывать, что ребенок быстро утомляется. Поэтому если предстоит долгий разговор, то должны предполагаться перерывы минут на 5-10. Так же очень важно место допроса, но здесь в зависимости от возраст, если подросток в возрасте от 14-16 лет, то для него лучшим местом будет кабинет следователя – официальная деловая обстановка, подчеркнет важность выполняемой им функции. Малолетних же такая обстановка может запугать, затормозить процессы мышления и будет препятствовать даче показаний. Место допроса должно быть привычным для малолетнего: школа, дом, иногда даже улица,. Где ребенок играл или наблюдал интересующие следствие событие.

[1]

При подготовке несовершеннолетнего свидетеля решается так же вопрос о лицах, которые должны присутствовать при допросе. От 14-16 вызывается педагог, он выступает как специалист.

Обязательно ведение протокола в котором записывается, все то что говорит свидетель, желательно, все сказанное записывать дословно, что бы сохранить смысловую содержательность речи, и не упустить ни чего важного и нужного следствию.

Источники


  1. Архипова, Елена Кризисы семейной жизни / Елена Архипова. — М.: Фарес, 2008. — 112 c.

  2. Ричард Не переживайте по пустякам в любви / Ричард, Кристин Карлсон. — Москва: Высшая школа, 2016. — 416 c.

  3. Петрушин, С. В. Любовь и другие человеческие отношения / С.В. Петрушин. — М.: Речь, 2014. — 144 c.
  4. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.
  5. Хорсанд, Диана 20 самых глупых ошибок, которые совершают семейные пары / Диана Хорсанд. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 224 c.
Мораль в системе социальных
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Нить на запястье анорексия