Моторная алалия проявления

Самое важное по теме: "моторная алалия проявления" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Моторная алалия проявления

РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
АЛАЛИЯ:
  • Сенсорная алалия
  • Моторная алалия
  • Сенсомоторная алалия

ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ:

  • Перепады настроения
  • Повышенная утомляемость
  • Нарушение памяти
  • Снижение работоспособности
  • Скудность словарного запаса
  • Заторможенность
  • Гиперактивность
  • Нарушение мелкой моторики
  • Малоподвижность
  • Рассеянность
  • Усиленная жестикуляция
  • Трудности в распознавании речи
  • Отсутствие речи
  • Воспроизведение бессмысленных наборов звуков и слов
  • Повышенная восприимчивость к звукам
  • Неправильное окончание слов
  • Неясное воспроизведение звуков
  • Ярко выраженная мимика
  • Неправильное соединение двух слов в одно
  • Пропуск букв в словах

Сенсомоторная алалия – расстройство речи у детей, представленное в грубой форме. При этом речь может отсутствовать полностью или частично в зависимости от формы поражения, а также степени. Дефект становится следствием поражения корковых центров головного мозга. Именно они отвечают за речевое развитие ребенка, его нормальный функционал. Появиться болезнь может еще на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни.

Симптоматика и проявление

Сенсомоторная алалия представляет собой несформированность речевого функционала на достаточно глубоком уровне. При это в большинстве случаев удается диагностировать проблему еще в дошкольном возрасте, когда удается скорректировать ее развитие и обеспечить ребенку нормальную последующую жизнь. Заболевание может быть системным или обширным. Другими словами, нарушение касается сразу всех компонентов речи и проявляется достаточно специфично.

Выделяют несколько признаков, которые становятся наиболее типичными для сенсомоторной алалии. Среди них выделяют следующие:

1. Минимальный словарный запас.
2. Позднее формирование речевого функционала.
3. Нечленораздельное произношение, проблемы с произношением.
4. Проблемы слоговой структуры.

Патология имеет ярко выраженное проявление. Чаще всего выделяют резкое или внезапное отсутствие речи экспрессивного или импрессивного типа. После этого обычно родители и решаются на посещение специалиста для постановки диагноза.

Симптоматика проблемы

Симптоматика проблемы представлена различными проявлениями. Среди основных можно выделить следующие:

1. Проблемы с координацией.
2. Дефекты мелкой моторики.
3. Неловкость.
4. Проблемы с самостоятельным обслуживанием, к примеру, застегивание пуговиц или завязывание шнурков.
5. Нарушение внимание, реакции, памяти, концентрации.
6. Гиперактивнось или инертность и повышенная утомляемость в зависимости от ребенка, характера повреждения.
7. Понимание чужой речи, но не возможность выполнения самостоятельной речи.
8. Запаздывание формирования речевых навыков.
9. Невозможность повторять за другими людьми.
10. Заикание.
11. Проблемы с артикуляцией.
12. Малый запас слов.

Также можно выделить и неврологические проявления. Это может быть непонимание обращенной речи, высокая речевая активность, но разговаривает малыш на «собственном» языке, грубые нарушения фонематического слуха.

Само заболевание может быть, как сенсомоторной, так и моторносенсорной. Конкретные отличия заключаются представлены симптоматикой в большей степени сенсорной или моторной форме.

Коррекция и прогноз

Малыш с расстройством нуждается в обязательной помощи логопеда, невролога и психолога. Лечение обязательно должно быть комплексным, основанным на медикаментозной терапии, логопедической и психологической коррекции. Обязательным становится индивидуальный подбор, как медикаментов, так и самой процедуры лечения. Выделяют достаточно много различных методик, среди которых следует выделить терапию с животными, водолечение.

Адекватное лечение обязательно представлено комплексным характером. При необходимости дети могут быть направлены в специализированные стационары, учебные заведения или санатории. Коррекция и ее тип напрямую зависит от формы, а также выраженности конкретной симптоматики. Может понадобиться физиотерапия, которая представлена лазеротерапией, игнорефлексотерапией, электрофонофорезом, электростимуляцией, ДМВ, магнитотерапией.

Ведется активная работа над исправлением ручной и общей моторики. Может понадобиться логопедический массаж и обучение грамоте, однако проблемы проявляются и после лечения, поэтому к ним следует быть готовыми.

Моторная алалия проявления

Моторная алалия – одна из разновидностей алалии, которая имеет обширную симптоматику и встречается достаточно часто. Характерным проявлением становится неспособность ребенка говорить – частично или полностью. Причиной такой болезни становится травмы и серьезные инфекционные заболевания, которые перенесла мать ребенка во время беременности или сам малыш в первые три года жизни.

Чаще всего малыш имеет нормальный слух и развитый на свой возраст интеллект, однако отсутствие способности говорить все же мешает ему полноценно развиваться. Малыш имеет минимальный словарный запас и как-бы живет в своем мире, где говорит на собственном языке, не понятном для окружающих.

Почему появляется моторная алалия?

Причины моторной алалии достаточно разнообразны. Среди наиболее основных выделяют следующие:

1. Интоксикация плода.
2. Внутриутробные менингиты и энцефалиты.
3. Асфиксии.
4. Родовые травмы различного характера.
5. Болезни раннего детства, которые имеют отягощающие последствия для головного мозга.
6. Врожденные отягощения различного типа.
7. Неблагоприятные условия развития.
8. Отсутствие нормального педагогического воспитания.

Следует понимать, что моторная алалия носит не временный характер. Она представляет собой нарушенный процесс формирования речи, который происходит на фоне патологического развития центральной нервной системы. При этом отдельные проявления алалии похожи на нормальное развитие ребенка, поэтому нередко заболевание диагностируется на поздних стадиях и возможность его полного излечения отсутствует.

Симптоматика заболевания

Моторная форма алалии часто именуется сложным синдромом, который имеет проявления, как речевого, так и неречевого типа. Все это делает симптоматику весьма неоднозначной, позволяя выделить языковые нарушения. Речевая симптоматика обычно представлена наличием языковых возможностей, но неумением их использовать. При этом все нарушения больше фонематические, то есть дети не умеют подбирать звук, который необходимо сказать в конкретной ситуации. В особенности часто в речи встречаются элизии, персеверации, парафазии.

Можно наблюдать нарушения смысла и содержания речи. В пассивном словаре у детей может иметься значительный запас слов, но они не используются. Чаще всего преобладает предметный словарь – существительные в именительной форме, так как понимание глаголов отсутствуют. нередко дети заменяют одни слова другими, которые близки по составу. К примеру, вместо слова стул они могут говорить стол. Может встречаться и контаминация, когда части двух разных слов объединяются в одно.

Неречевая симптоматика также ярко выражена. К ней относят следующее:

Читайте так же:  Саморазвитие общества и человека

1. Оральная апраксия.
2. Проблемы с мелкой моторикой.
3. Минимальная мозговая дисфункция.
4. Вегетативно-сосудистые изменения, которые ярко проявляются.
5. Неловкость в общем.
6. Проблемы с равновесием и координацией.

Отдельно можно выделить симптоматику психопатологического типа. К ней относят проблемы с программированием собственных действий, неловкость самопроизвольных действий, речевой негативизм, отставание психического развития, проблемы с формированием психических функций, заторможенность, низкая адаптация к окружающим условиях, агрессивность, замкнутость и обидчивость.

При наличии всех этих симптомов требуется диагностика и консультации специалистов. Они смогут поставить диагноз и разработать индивидуальную программу лечения. Она будет включать в себя медикаментозное лечение, работу с логопедом, психологом и коррекцию различными методиками, включая общение с животными, водолечение и многое другое.

Моторная алалия проявления

Алалия – это серьезное заболевание, которое зачастую проявляется в детском возрасте. Оно характеризуется полным отсутствием речевых функций или их серьезным недоразвитием. В большинстве случаев алалия формируется на этапе внутриутробного развития или на протяжении первых трех лет жизни малыша под действием различных факторов. Результатом становится скудность словарного запаса, позднее появление речевых функций, проблемы с речью в общем виде.

Основной причиной алалии можно назвать органические повреждения, которые касаются речевых зон коры головного мозга. При этом проблема будет носить системный характер. Имеется ввиду, что проявление проблемы будет наблюдаться сразу во всех компонентах речи, на всех ее уровнях, включая фонетический, фонематический, грамматический, лексический.

При этом заболевание характеризуется изначальным отсутствием речи или ее серьезны ограничениями. Очень часто ребенок не в состоянии произносить слова и слоги или же наблюдается развитие их на достаточно поздних этапах при сравнении с нормальным развитием. Можно утверждать о наличии алалии в тех случаях, когда имеет повреждение речевых центров органического типа.

Алалия является достаточно распространенным заболеванием, которое диагностируют у 1% детей дошкольного возраста и 0,2-0,6% школьников. Зачастую заболевание поражает детей мужского пола. Болезнь имеет и клинический диагноз. При обращении к логопеду он напишет в карточке ребенка ОНР, то есть общее недоразвитие речи. После того, как диагноз установлен требуется комплексное лечение, включающее различные методики.

Причины алалии

Алалия начинается развиваться на внутриутробном развитии или до трехлетнего возраста ребенка. Выделяют достаточно много факторов, которые могут привести к данному заболеванию. Они отличаются в зависимости от периода их проявлениях. В антенатальном периоде выделяют следующие:

1. Гипоксия плода.
2. Вероятность самопроизвольного прерывания беременности.
3. Внутриутробное инфицирование, которое именуют TORCH-синдромом.
4. Падение женщины при беременности или получение травм другого характера, что в итоге травмирует плод.
5. Серьезные проявления токсикозов.
6. Заболевания соматического хронического характера, которые переболела женщина в период родов. К ним относят проблемы с сердцем и легкими, а также проблемы с давлением.

Также к причинам проявления заболевания можно отнести осложненное течение родов, проблемы во время беременности, а также наличие перинатальных патологий. Помимо этого, алалия может активизироваться при скоротечных, преждевременных или затяжных родов, если использовались особые акушерские изделия. К причинам относят недоношенность, асфиксию в первые дни жизни или внутричерепные травмы, которые произошли при родах.

В первые годы жизни могут влиять следующие факторы:

1. Заболевания соматического характера. они истощают организм ребенка, приводят к поражениям ЦНС.
2. Менингиты.
3. Энцефалиты.
4. ЧМТ.
5. Наследственная предрасположенность к данному заболеванию.
6. Частые и длительные болезни инфекционного и простудного характера, к которым относят пневмонию, рахит, ОРВИ, эндокринопатию.
7. Операции, которые проводятся под общим наркозом.
8. Общие негативные социальные условия. К ним относят внушительное количество факторов – синдром госпитализма, проблемы с воспитанием, отсутствие общение.

Чаще всего алалия проявляется не при наличии одного, а множества факторов. Все это гарантирует появление минимальной мозговой дисфункции. Требуется предельно быстрое и комплексное лечение, чтобы у ребенка была возможность полноценное последующей жизни.

Разновидности

Алалия делится на несколько различных видов в зависимости от конкретного нарушения. Среди основных выделяют три:

1. Сенсорная. Она характеризуется нарушениями восприятия. Этот вид также называют импрессивным.
2. Моторная. К ее проявлениям относят нарушения речи. Данный вид также именуют экспрессивным.
3. Смешанная. Этот тип имеет проявление сразу несколько нарушений. В соответствии с этим можно выделить мотосенсорную или сенсооторную алалию в зависимости от того, какое из видов нарушений преобладает.

Импрессивная форма речи характеризуется умением слышать, что говорят ребенку, а также понимать содержание и смысл сказанного. Экспрессивная речь представляет собой навыки говорения. О нарушениях того или иного типа говорят поражение речевых центров головного мозга соответственно височной или лобной части. Конкретную форму может определить только специалист в клинических условиях, основываясь также на имеющейся симптоматике. При этом в процессе лечения не обойтись без помощи логопеда. Только логопедическая работа позволит сформировать речь у малыша. Ребенок может разговаривать на «собственном» придуманном языке или вовсе молчать.

Симптомы моторной алалии

Моторная алалия – один из распространенных подвидов, для которой характерны, как речевые, так и неречевые проявления. Симптоматика может носить психологический и неврологический характер. Если говорить о неврологических симптомах, то к ним относят расстройства двигательных функций. В частности, это:

[2]

1. Слабое развитие моторики пальцев.
2. Недостаточность координации движении.
3. Неловкость.
4. Проблемы с самообслуживанием. Другими словами, это неумение или неловкость с застегиванием пуговиц, шнуровкой обуви и прочее.
5. Проблемы с выполнением мелкомоторных операций, то есть складыванием паззлов или мозаики.

Психологические симптомы также имеются. Это проблемы с различными видами памяти, в особенности со слухоречевой. Также могут наблюдаться проблемы в эмоционально-волевой сфере, с восприятием или вниманием. Дети с диагнозом моторная алалия отличаются от своих сверстников. Они обычно или малоподвижные, или гиперактивные, или расторможенные. Однако в большинстве случаев все же наблюдается повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, речевой негативизм. Может страдать и интеллектуальное развитие, но с возрастом проблема исчезает.

Для моторной алалии афферентного типа становится характерным диссоциация между различными видами речи. То есть понимание может остаться, но речевые функции полностью отсутствуют или представлены грубыми отклонениями. Имеются проблемы касательно формирования речевых навыков, они существенно запаздывают, а речевые функции несколько редуцированы. При этом дети с таким диагнозом могут выполнять артикулярные решения, но вот произношение звуков существенно нарушено. Имеют место и смешение или стойкая замена различных звуков, что не позволяет формировать их в слова.

Читайте так же:  Полюбите это лето

Эфферентный тип алалии не менее востребован. Здесь в основе – речевой дефект. Он представлен отсутствием последовательно формировать артикуляционные движения. В результате слоговая структура слова существенно искажается. Не полное формирование речевого аппарата приводит к появлению заикания. Словарный запас в этом случае минимален и состоит из самых распространенных слов. Это приводит к отсутствию возможности понимать значения слов, искать им синонимы и полноценно разговаривать. Дополнительно можно выделить преобладание существительных при разговоре.

Симптомы сенсорной алалии

Сенсорная алалия имеет другую симптоматику. здесь в основе дефекта проблемы с пониманием содержания речи, а также нарушение общего восприятия. При этом зачастую с физическим слухом нет никаких проблем. Может наблюдаться гиперакузия, то есть повышенная восприимчивость к окружающим звукам.

Дополнительно стоит выделить повышение речевой активности. Она выражается в виде бессмысленных звуков или их сочетаний, обрывков слов и повторения слов за другими людьми без понимания их смысла. В целом бессвязная и бессмысленная речь, которую не понимают окружающие, и становится основным симптомом данного заболевания. Речь детей имеет следующие проявления:

1. Парафазия.
2. Элизия слогов.
3. Персеверация.
4. Контаминация.
5. Отсутствие критичности к собственной речи у детей.
6. Использование жестов и мимики.

Очень часто, если ребенок разговаривает осмысленно, то он «читает речь с губ» у говорящего, а не воспринимает смысл сказанного. Понимание фраз наблюдается только в отдельном контексте, при конкретном темпе речи и порядке слов. Другими словами, восприятие носит ситуативный характер.

Недостаточность слуха фонематического типа становится причиной того, что ребенок не различает слова-паронимы, не соотносит между собой произносимые слова и слышимые слова, не относит их к конкретным предметам или явлениям. При наличии грубых искажений речи могут развиваться и нарушения вторичного характера. К ним относят нарушения поведения, личности и различные проблемы с интеллектуальным развитием.

Психологически для детей очень сложно включиться в общении, удерживать внимание на конкретном предмете. В результате наблюдается истощаемость организма и повышенная отвлекаемость, неустойчивость формирования памяти и слухового восприятия окружающих звуков. Дети становятся инертными или импульсивными, имеют хаотическое поведение или становятся замкнутыми.

Следует понимать, что в большинстве случаев встречается смешанная форма алалии. Для нее характерны проявления обоих видов заболевания. К этому приводят причины обоих типов, что существенно затрудняет последующую жизнь ребенка. Он срочно нуждается в корректном лечении, как в области логопедии, так и психологии.

Диагностика и обследование

Диагностика и обследование заболевания начинаются с посещения ряда специалистов для получения их консультации и постановки диагноза. Среди основных специалистов выделяют логопеда, отоларинголога, невролога, психолога. Дополнительно потребуются и диагностики с помощью оборудования.

Если говорить об обследовании неврологического типа, понадобится оценить характер ребенка, а также определить насколько поражен головной мозг и какой характер имеют повреждения. Для этого могут потребоваться проведения рентгенографии, ЭЭГ, МРТ, эхоэнцефалографии. Дополнительно важно исключить тугоухость. Для этого проводят различные виды исследований функций слуха, включая аудиометрию или отоскопию.

Обследование нейропсихологического характера основывается на диагностике слухоречевой памяти. Обследование у логопеда базируется на ознакомлении специалиста с перинатальным анамнезом и тем, как именно проходило раннее развитие малыша, какое особенности оно имело. Отдельное внимание обращают на то, соблюдались ли сроки развития речевого и психомоторного типов. Устная речь диагностируется посредством обследования. Это помогает узнать, как проходит лексико-грамматический строй, формирование импрессивной речи, артикуляционной моторики, фонетико-фонематических процессов.

Может потребоваться и диагностика дифференциального характера. Она выполняется при сравнении с аутизмом, ЗРР, тугоухостью, олигофренией и дизартрией.

Лечение

Алалия у детей в любой из форм должна обязательно лечиться комплексно. Только такой метод к коррекции позволит добиться благоприятного результата. Само лечение включает в себя три типа коррекции:

1. Медицинскую.
2. Педагогическую.
3. Психологическую.

Больным может понадобиться посещение специальных дошкольных учреждений, где занимаются подобными проблемами. Это могут быть коррекционные центры, стационары или санатории. Их преимуществом становится то, что ребенок находится в привычной для себя обстановке со сверстниками, имеющими аналогичные проблемы. Другими словами, малышу нет нужды стесняться таких детей, поэтому его развитие проходит нормально для его болезни.

Медикаментозная терапия – обязательная составляющая процесса лечения. С ее помощью удается стимулировать нормальное развитие структур головного мозга. В качестве монотерапии назначаются неотропные препараты, которые обязательно должен назначать специалист в зависимости от специфики проблемы. Здесь важно правильно подобрать дозировку и курс лечения. Изначально назначают минимальную дозу лекарства, постепенно увеличивая ее объем.

Длительность лечения обычно варьируется от одного до трех месяцев. После этого организму требуется определенный интервал отдыха. По истечению этого временного промежутка курс лечения повторяют. Без консультации специалиста прием неотропных средств не допускается, хотя они и не имеют зачастую побочных эффектов.

Физиотерапия может быть представлена различным характером, в особенности выделяют магнитотерапию, водолечение, лазеротерапию. Все эти методики имеют тонизирующий, расслабляющий, общеукрепляющий и иммуностимулирующий эффекты. В основе – стимуляция отделов мозга, которая выполняется посредством раздражения определенных рефлексогенных точек. К педагогической коррекции относят:

1. Языковая гимнастика.
2. Игры по развитию моторики для формирования навыков речи.
3. Логопедический массаж.
4. Игры с картинками, основанные на повторении.

Комплексное и системное лечение может гарантировать положительный результат.

Профилактика

Коррекционная работа при алалии будет успешной в том случае, если начать ее максимально рано – в 3-4 летнем возрасте. Она должна носить комплексный характер, чтобы влиять сразу на все речевые компоненты. Это позволит обеспечить формирование процессов речи, а также психических функций.

[1]

Лечение при моторной и сенсорной алалии может несколько отличаться. При этом при моторной алалии зачастую прогноз благоприятен, а при сенсомоторной – неопределенный, здесь больше факторов, которые могут привести к негативному результату. На прогноз влияет, какую степень имеет поражение головного мозга.

Видео удалено.
Читайте так же:  Методика самооценки будасси
Видео (кликните для воспроизведения).

Профилактика заболевания сводится к тому, чтобы обеспечить для будущей матери предельно комфортные условия в процессе беременности. Также роды должны быть доверены специалисту своего дела, чтобы исключить любые негативные ситуации. На этапе раннего развития ребенка следует быть предельно внимательными родителями и при необходимости вовремя проводить коррекционную работу. Все это легко позволит предупредить болезнь.

Моторная алалия. Определение. Характеристика структуры речевого дефекта

Моторной алалией называется тяжелое системное недоразвитие экспрессивной речи, вызванное органическим поражением высших уровней (языкового и гностико-праксического) речевой функциональной системы.

С учетом локализации места поражения выделяют: моторную эфферентную алалию (связана с поражением постцентральной области коры головного мозга) и моторную афферентную алалию (связана с поражением примоторной области и Роландовой борозды). Основным механизмом нарушения речи при афферентной алалии является кинестетическая апраксия, а при эфферентной – кинетическая апраксия.

Для моторной алалии характерно нарушение всех подсистем языка: синтаксической, морфологической, лексической и фонематической. Типичными проявлениями алалии являются аграмматизм, расстройства поиска слов, трудности выбора фонем и установления порядка их следования, нарушения слоговой структуры слов. У многих детей наблюдаются неязыковые нарушения : неврологические, психопатологические.

Необходимыми критериями при определении экспрессивной алалии являются:

· задержка темпа нормального усвоения языка;

· патологическое развитие языка;

· наличие в той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка;

· удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи.

Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.
Особенности познавательной деятельности детей с моторной алалией более индивидуальные, чем их речевые расстройства. У детей наблюдается недоразвитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления и др.), особенно на уровне произвольности и осознанности. Для детей с алалией характерны нарушения зрительной и слуховой (кратковременной и долговременной ) видов памяти, особенно это касается произвольной памяти. У детей с алалией наблюдаются расстройства произвольного внимания, отвлекаемость.

СИМПТОМАТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ АЛАЛИИ

Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи, обусловленное поражением речевых зон КГМ во внутриутробном или раннем периоде речевого развития.

Выделение данного возраста основано на том, что до 3 лет речь еще окончательно не сформирована, поэтому поражение приводит к ее недоразвитию, а не к распаду. Для обозначения данного состояния речи на ряду с термином «алалия» используются и другие термины: «афазия развития», «врожденная афазия», «слухонемота», «ЗРР», «ОНР», «языковая неспособность».

История изучения алалии тесно связана с историей афазиологии. Изучением организации КГМ и нарушениях речи при поражении ее различных зон активно занимались Поль Брока, Карл Вернике, Адольф Куссмауль, Михаил Васильевич Богданов-Березовский. Алалии понималась как врожденная афазия. Также под алалаией понимались различные случае безречия. Впервые случаи алалии в ее современном понимании описали Роберт Коэн, Бодуэн де Куртенэ, М.В. Богданов-Березовский.

Из отечественных ученых значительный вклад в изучение алалии внесли Наталья Николаевна Трауготт, Валерий Анатольевич Ковшиков, Евгения Федоровна Соботович, Роза Евгеньевна Левина, Борис Моисеевич Гриншпун, Светлана Николаевна Шаховская.

Существует ряд классификаций алалии, в основу которых положены различные критерии.

По патогенетическому принципу, раскрывающему механизм нарушения, построены следующие классификации:

1) А. Либманна (1900): моторная, сенсорная и сенсомоторная слухонемота;

2) Р. Е. Левиной (1951): с первичным нарушением фонематического слуха; зрительного восприятия; артикуляционными нарушениями; нарушениями психической активности;

3) В. А. Ковшиков (1984): экспрессивная и импрессивная алалия.

В зависимости от наличия или отсутствия психоневрологической симптоматики выделяют неосложненную (чистую) форму алалии и осложненную («комбинированную») форму алалии.

По симптомологическому принципу Р. Е. Левина и соавторы выделили уровни ОНР при алалии:

1 уровень – отсутствие общеупотребительной речи;

2 уровень – «начатки» общеупотребительной речи, появление комбинаций лепетных аграмматичных слов с грубым нарушением слоговой структуры;

3 уровень – обиходно-бытовая речь с ошибками лексико-грамматического и фонетико-фонематического характера

По равномерности или неравномерности нарушения отдельных систем языка выделяют алалию с равномерным типом нарушения и с неравномерным.

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи центрально-органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речи при сохранных сенсомоторных и смысловых возможностях.

[3]

Симптоматика моторной алалии

Нарушение произносительной стороны речи: имеют достаточные артикуляционные возможности, но не могут их использовать. Нарушения носят фонематический характер (страдает операция выбора нужной фонемы), изобилуют литеральные парафазии, персеверации, элизии.

Нарушения смысловой стороны речи. Лексическому строю речи алаликов характерна диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии, контаминации. Грамматический строй речи характеризуется структурным и семантическим аграмматизмом, нарушением операций программирования речевого высказывания. Понимание обращенной речи у большинства моторных алаликов на номинативно-предикативном уровне.

Неврологические нарушения: оральная апраксия, общая моторная неловкость, нарушение равновесия, нарушение мелкой моторики, признаки ММД, выраженные вегетативно-сосудистые изменения.

Психопатологические нарушения: психическое развитие по основным параметрам несколько отстает от нормы, диспропорция формирования ВПФ (успешнее формируются неречевые процессы), локальные поражения КГМ затрагивают и близ лежащие речевым зоны. Отмечаются трудности программирования действий, сниженная произвольность, расторможены либо заторможены, низкая адаптивность, несформированность игровых действий, замкнутость, обидчивость, агрессивность.

Сенсорная алалия – это системное недоразвитие речи, возникающее при органическом поражении речевых зон КГМ (височной области доминантного полушария) и обусловленное несформированностью операций процесса восприятия обращенной речи при относительной сохранности физического слуха и моторных возможностей.

Симптоматика сенсорной алалии

Речевая симптоматика: первичное нарушение в структуре дефекта – нарушение фонематического восприятия различной степени: от полной нечувствительности к речевым звукам до трудности различения близких по звучанию слов. Пассивный словарь практически отсутствует. В бытовых ситуациях ребенок скорее ориентирован на интонацию, последовательность действий и проч., но не на слова. Импрессивный аграмматизм блокирует формирование собственной речи. Отмечается логорея, эхолалия.

Читайте так же:  Развитие деятельности общения ребенка со сверстниками

Неречевая симптоматика. Неврологические нарушения: сенсорно-акустический синдром (мерцающее непостоянство слуховой функции), слуховые агнозии, гиперакузия, специфические поведенческие и двигательные расстройства.

Психопатологические нарушения: познавательная сфера страдает в большей степени, чем при моторной алалии. Невербальные процессы развиваются только через зрительные процессы и показ. Часто отмечается выраженная ЗПР. Поведение хаотично, сумбурно, импульсивно.

Что такое алалия у детей?

Моторная алалия – вид алалии. Алалия – плохо сформированная или развитая речь из-за повреждений в коре головного мозга. Заболевание свойственно детям.

Данный дефект найти очень непросто, потому недуг является одним из наиболее коварных. Родителям трудно заметить малейшие перемены у ребёнка, первые признаки практически бессимптомны. Но, когда изменения явные, семья паникует. Лучше в таких случаях сразу обращаться к специалистам, а не надеяться на чудо, внимательнее отнестись к здоровью малыша, наблюдать за его поведением. Вовремя диагностированная болезнь – гарантия быстрого излечения. Так, если заболевание обнаружено в 5-7 лет, алалию лечить уже сложнее, эффективность коррекционных мероприятий ниже. Многие уверены, что, если ребёнок не говорит – это единственный симптом, однако на самом деле у него может быть речь, но с отставаниями в развитии и, соответственно, последующими патологиями.

Речь — важнейший компонент нервно-психического развития ребенка. Её формирование происходит в течение первых лет жизни малыша, что впоследствии определяет качество речи в любом возрасте.

Описание болезни и ее разновидностей

Алалия не развивается беспричинно, обычно у заболевшего повреждены речевые мозговые центры. Выделяют три вида алалии в зависимости от зоны поражения участка мозга: сенсорная, моторная, сенсомоторная.

Моторная алалия – патология развития экспрессивной речи. Малыш затрудняется обучаться основным навыкам речи – грамматике, значениям слов, хотя чужую речь может воспринимать правильно. Он понимает другого при обращении к нему, однако сам не говорит, либо произносит отдельные звуки, не в состоянии отразить своих эмоций и мыслей.

Патология развивается по принципу расстройства аналитико-синтетической функции речедвигательного анализатора. Базовой причиной возникновения алалии считается патология центра Брока и прилегающих к нему проводящих путей.

Кроме того, на развитие болезни может влиять:

  • Возраст обнаружения данного заболевания;
  • Общее развитие малыша;
  • Степень поражённости участков мозга;
  • Занятия родителей с ребёнком.

Малыш может долго молчать, но в скором времени речь развивается быстрыми темпами, задержки особенно ни влияют. Бывает и по-другому: младенцем он много гулит, произносит отдельные слова, однако не способен составить длинных предложений.

Симптомы алалии можно делить на речевые и неречевые. В целом же выделяют такие признаки:

  • Недостаток концентрации и сосредоточенности
  • Маленький запас слов для конкретного возраста
  • Задержка в развитии речевого аппарата к 5-7 годам
  • Общее низкое интеллектуальное развитие

Малыш не в курсе самых основных понятий, у него тормозится развитие словарного запаса, он не может точно выразить свою мысль и потребность. Специалисты установили, что мальчики страдают недугом в 2,5 раза чаще девочек. Общее же число дошкольников с алалией – 0,2-0,6%.

Второй вид – сенсорная алалия. Она означает затруднённое понимание ребёнком речи, малыш не усваивает слова и их значение, не может понять смысл фразы. Но при этом может учиться говорить. При этом виде заболевания страдает интеллект, обучаемость заметно снижена, потому вероятно развитие умственной отсталости.

Сенсорную алалию отличают следующие симптомы:

  • Эхолалия – малыш повторяет сказанное за другими,
  • Ребёнок порой редко молчит, постоянно выдаёт звуки,
  • У больного сливаются слова и фразы в единую бессвязную речь.

Моторная и сенсорная алалии похожи, поскольку в том и другом случае задет определённый участок коры головного мозга, оба вида подразумевают речевые нарушения детей.

Отличие в том, что при моторной алалии малыш понимает собеседника, но не в состоянии выразить это словами, а при сенсорной обратная ситуация – он может воспроизводить какие-то слова, однако совершенно не осознать их смысл.

Сенсорно-моторный вид алалии включает отдельные признаки вышеназванных типов, при котором также нарушены речевые способности.

У алалии специалисты называют много возможных факторов, что влияют на появление болезни. Обычно выделяют следующие:

  • Вероятностное нарушение центральной нервной системы ещё внутриутробно, вызванное перенесённой болезнью матерью во время вынашивания плода, либо родов.
  • Иные заболевания самого плода внутри утробы матери или ранние детские болезни, способные вызвать осложнения в головном мозге.
  • Возможно влияние генетических болезней, если у родителей также наблюдались сложности с речевым развитием, то вполне вероятно проявление подобного недуга и у малыша.
  • Отказ матери во время беременности от вредных привычек.
  • Неблагоприятная среда, в которой воспитывается ребёнок.
  • Тяжёлые травмы, стрессы и заболевания, переживаемые матерью в период беременности.
  • Влияние токсичных веществ.
  • Полученные малышом в младенчестве травмы головы, что могли задеть речевые центры.

Существуют также группы риска малышей. Основную часть больных составляют те, что пережили в новорождённом возрасте удушье, головные травмы, и те, которые перенесли заболевания во внутриутробном состоянии. К числу опасных факторов относятся: энцефалит, менингит, иные болезни центральной нервной системы.

Признаки алалии зависят от её вида. Для моторной алалии характерно:

  • Слабый контроль движений рук;
  • Сниженная работоспособность;
  • Плохие координация и равновесие;
  • Отсутствие речевых навыков до 4 лет;
  • Трудности в выражении своих мыслей словами;
  • Отсутствие мотивации говорить;
  • Обидчивое, замкнутое состояние, иногда агрессия

Для детей с сенсорной алалией выделяют такие симптомы:

  • Бессмысленно повторяет слова;
  • Необщительность и сосредоточенность на себе;
  • Не различает смысла фраз;
  • Меняет буквы в слове местами;
  • Соединяет несколько слов в одну фразу, не имеющую никакого смысла;
  • Гиперактивность, взрывной характер при общей замкнутости и заторможенности, подавленности;
  • Не понимает предметного значения слова.

Для того, чтобы точнее поставить диагноз, необходимо обратиться не только к логопеду, но иногда и к педиатру, неврологу, психологу и иным специалистам.

Читайте так же:  Олигофрения легкой степени

Логопед обследует малыша при помощи сбора перинатального анамнеза, выявления особенностей раннего развития ребёнка. Для точной постановки диагноза моторной алалии важно выявить, насколько мотивирован малыш на то, чтобы научиться говорить, определить, какие трудности имеются у него при развитии речи, повторении фраз за взрослыми, слуховом восприятии, мимическом выражении и жестикуляции. Специалист выясняет, нет ли холалии, сложностей с восприятием и пониманием речи. Он также определяет, каков уровень развития словарного запаса малыша – потенциального и постоянно используемого, как пациент умеет складывать предложения, произносить, его восприятие фонем, грамматическое построение речи.

Диагностика

Применяются такие методы как:

  • Магниторезонансная томография
  • Электроэнцефалография
  • Рентгенография черепа
  • Лор-исследования
  • Аудиометрия

Для того, чтобы оценить, насколько повреждения выражены в головном мозге, необходимо проведение ЭЭГ, МРТ, рентгенологического исследования черепа, эхоэнцефалографии,
Для точечной диагностики сенсорной алалии и тугоухости используют отоскопию, аудиометрию, различные методы исследования слухового восприятия.

Если у ребёнка помимо речевых нарушений имеются другие патологии, важно проверить его на олигофрению, аутизм, дизартрию, задержку умственного развития.

Исследуются также способности ребёнка к устной речи. Специалисты отмечают то, как малыш способен выстроить предложение, правильность произношения, восприятия значений слов.

Методы лечения

Для моторной и сенсорной алалии главное лечение – коррекция речи, улучшение способностей больного. В качестве методов применяют логопедические занятия и медикаментозную поддержку.

Уроки с логопедом – наиболее распространённый пример борьбы с алалией любого типа. Занятия строятся в несколько этапов.

Первый уровень развития – уроки со специалистом, второй – самостоятельные тренировки родителей и детей дома.
Важно добиться следующих результатов:

  • Расширение словарного запаса;
  • Распознавание смысла слов;
  • Появление связной речи;
  • Мотивация у ребёнка к говорению.

Медикаментозная поддержка включает лечебные массажи, позволяющие лучше разработать речевые мышцы ребёнку, а также применение лекарственных препаратов.

Лечение медицинскими средствами является второстепенным методом, врачи назначают: витамины, цераксон, кортексин, когитум.

Кроме того, для нормализации общего состояния малыша могут определить для ребёнка процедуры электрофорезом, водолечением, магнитной и лазерной терапии, но они скорее дополнительные способы поддержки пациента, нежели основное лечение.

Профилактика болезни

Для сохранения ребёнка здоровым, важно заниматься профилактикой ещё до того, как он родился. Беременная женщина обязана соблюдать предосторожности, настояния врачей, чтобы не получать травм и не обрекать будущего малыша на страдания.

Список обязательных рекомендаций:

  1. Стабильное посещение гинеколога в течение беременности.
  2. Внимательно относиться к своему здоровью и состоянию своего ребёнка.
  3. Принимать лекарственные средства, витамины, что выписывают врачи.
  4. В случае, если роды проходят не в срок, требуется соблюдать все настояния, не откладывать стимуляцию.
  5. Обеспечить будущему ребёнку благоприятные условия воспитания и проживания.

Соблюдайте данные простые правила, и тогда здоровье малыша будет в ваших руках. Риск его заболеваемости, умственных отклонений, значительно снизится. И вам меньше волнений.

Прогноз при алалии

Моторная форма алалии труднее лечится, нежели сенсорная. Тем не менее, прогноз благоприятный, если не затягивать с коррекционными мероприятиями, заниматься с ребёнком комплексно и каждый день, самим и со специалистом.

Всё будет зависеть от поражённости мозговых участков. Если степень патологии небольшая, то речевое развитие малыша пойдёт быстрее.
Для того, чтобы предоставить ребёнку нормальные условия для развития и обучения, необходимо:

  • Постоянно заниматься с малышом рекомендованными упражнениями;
  • Создать максимально безопасные и ограждающие от стрессов условия для ребёнка. Скрыть в квартире острые углы, убрать подальше предметы, способные нанести травму;
  • Вовремя ставить прививки;
  • Регулярно приходить на приём к педиатру и иным специалистам, согласно предписаниям, графику.

В заключении

На сегодняшний момент разработано достаточно методик, чтобы обеспечить выздоровление детей с алалией. Постепенно ребёнок говорит внятно, осмысленно, интеллектуальный уровень более-менее восстанавливается и не отличает его от ровесников.

Однако в отдельных ситуациях заболевание запущено, состояние речи ухудшено, потому врачи не всегда гарантируют полное избавление от патологии. Сенсорная форма алалии поддаётся коррекции быстрее и лучше, нежели моторная.

Не забывайте, что к доктору необходимо обращаться при первых подозрениях на наличие нарушений, не усугубляйте положение вашего ребёнка, ведь его здоровье и ваше спокойствие – самое главное, что может быть в жизни.

К сожалению, диагноз является распространённым в последнее время. Алалия имеет довольно широкую симптоматику, универсальная болезнь. Но в то же время не каждого ребёнка с проблемами в речевом развитии следует относить к алаликам. О чём не всякий врач помнит. Потому если вашему малышу поставили такой диагноз, но явных признаков болезни нет, а диагностических методов было применено недостаточно, это повод обратиться к другому специалисту за подтверждением. В особо тяжёлых случаях ребёнку ставится инвалидность.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не отчаивайтесь и не паникуйте раньше положенного срока. При комплексном и правильном лечении, родительской любви и усердии, малыш в состоянии наверстать упущенное и овладеть речью не хуже своих сверстников.

Источники


  1. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.

  2. Людмилина, Юлия Как выйти замуж через Интернет / Юлия Людмилина. — М.: Попурри, 2005. — 946 c.

  3. Козлова, А. М. Освобождение от иллюзий. Арт-коучинг на практике. Ваш персональный коучинг успеха (комплект из 3 книг) / А.М. Козлова, Наталья Гуляева Инна , Матвеева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 690 c.
  4. Леонтьев, А. Лекции по общей психологии / А. Леонтьев. — М.: Смысл, Академия, 2010. — 520 c.
  5. Ирина Удилова История реальной любви. Спасаем отношения. Мужчина VS Женщина (комплект из 3 книг) / Ирина Удилова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 704 c.
Моторная алалия проявления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here