Мозговой штурм решение

Самое важное по теме: "мозговой штурм решение" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

«Мозговой штурм».
статья по технологии (10 класс) на тему

«Учебный мозговой штурм» — МАТЕРИАЛ ДЛЯ 10 КЛАССА
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу наряду с красивым названием еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен Великих географических открытий Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.) К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе. Осборн задумался: бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно?

Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в 1960-е годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Мозговой штурм – решение творческих задач в группах. Это форма учебной деятельности может быть использована в работе с учащимися разных возрастов и при изучении разных учебных дисциплин. Она наиболее эффективна для развития творческих способностей учащихся.

История «мозгового штурма» началась в 1953 году с книги Алекса Осборна «Управляемое воображение», выпущенной в США. Именно он предложил использовать «мозговой штурм» как оригинального приема для решения креативных задач. Как организовать и провести «мозговой штурм»? Класс необходимо разбить на небольшие группы (по 4-6человек) и рассадить их за столы полукругом относительно доски: каждый ученик должен видеть и слышать всех участников. Всем участникам нужно договориться выполнять общее правило: никакой критики, никаких оценок и замечаний на первом этапе, все идеи имеют «право на существование».

Проводится «мозговой штурм» в три этапа: первый – «создание банка идей» (каждым учеником нарабатывается как можно больше возможных решений); второй – «анализ идей» ( каждая идея осмысливается в группе критически, в каждой желательно найти что-то полезное, рациональное); третий – «обработка результатов»( группа отбирает самые интересные решения и представляет на общее обсуждение). Третий этап может быть отделен временем или даже перенесен на другой урок. В качестве другого варианта можно использовать обратный «мозговой штурм». Суть его в том, что группа пытается найти как можно больше недостатков в решении, идее, гипотезе.

При организации проведения «мозгового штурма» необходимо в каждой группе выбрать секретаря, чтобы фиксировать возникающие идеи (ключевыми словами, рисунками, условными знаками…). Между этапами должны быть небольшие по продолжительности перерывы, во время пауз можно включать музыку, способствующую отдыху от напряженного мышления. Необходимо называть авторов идей. Каждому участнику на первом особенно и на последующих этапах нужно иметь под рукой лист бумаги и ручку для записи ключевых слов или рисунка, который позволит не потерять свою новую идею во время прослушивания других предложений.

Особые вопросы возникают при выборе темы; можно использовать сборники творческих задач. Проблема для обсуждения должна быть сложной и предполагать много различных вариантов решений.

В «мозговом штурме» роль педагога сводится к наблюдению и консультированию, в зависимости от необходимости ему приходится корректировать направление разговора, если он видит, что мозговая атака «захлебнулась». Учитель не должен вмешиваться в обсуждение решений или критиковать предложения участников «штурма».

Алгоритм проведения «мозгового штурма»:

— сформулировать проблему для обсуждения (должна быть понятна всем участникам);

[3]

— проинформировать участников о ходе проведения «мозгового штурма», отведенном времени на обсуждение проблемы, основных правилах и цели, которую нужно достичь;

— предоставить учащимся необходимое время для обсуждения своих вариантов решения проблемы в группах с последующим обобщением;

— выслушать обобщенные и оформленные в виде текстов или рисунков идеи от каждой группы;

— обсудить со всеми учащимися класса наиболее удачные идеи, по возможности дополнить их;

— общий список идей, наиболее высоко оцененный всеми учащимися записать на классной доске;

— предложить учащимся в качестве домашнего задания разработать конкретные пути разрешения данной проблемы и оформить их как учебный проект (в виде печатного текста с иллюстрациями или компьютерной презентацией).

Научите детей задавать себе вопросы: какие части участвуют в задаче? Какие у этих частей есть свойства, могущие помочь решить задачу?

Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.

Начните с вопроса:
— Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, — это ресурс для решения задачи. Используем приемы: посредник + физический эффект (переход тепла от горячего к холодному телу).

Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.

Читайте так же:  Почему парень одинок

Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: «А что ты предложишь свое?» Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Темы мозгового штурма для детей
Сначала приведем «классические» вопросы для мозгового штурма, а в конце раздела — задачи и их решения.

— Как доставить тяжелую пирогу Робинзона к морю?
— Как измерить длину всех ядовитых змей в террариуме?
— Как обезопасить пешеходов от падающих с крыш сосулек?
— Как защитить бассейн, из которого подается питьевая вода в город, от купальщиков?
— Как обогревать людей на улицах в лютый мороз?
— Как не ссориться с мамой?
— Как спасти собаку, плывущую на льдине по реке в ледоход?
— Что бы вы предложили сделать безудержно веселое?

— Как спасти птиц в суровую зимнюю бескормицу?
— Чем можно рисовать на асфальте?
— Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, ложечки нет. Что делать?
— Что будет, если слоны увеличатся до размеров синего кита? (Высота слонов достигает 4,5 м, а вес 5 т, длина китов достигает 30 м, а вес более 100 т.)
— Что будет, если у зайцев в десять раз увеличить длину ног?
— Придумайте дом будущего. (Сформулируйте функции дома, улучшите их, измените на обратные, сформулируйте потребности человека, пусть дом их удовлетворяет. )
— Что будет, если уничтожить всех волков?
— Что будет в озерах, если уничтожить всех щук?

— Придумайте насекомое с необычными свойствами.
— Как сделать разноцветную льдинку?
— Как спастись герою сказки? Что ему надо сделать?
— Как курочке спасти своих цыплят от коршуна?
— Как можно поприветствовать человека?
— Как космонавтам закреплять летающие по кабине мелкие предметы (ручки, расческу, блокнот. ): магнитом, липучкой, скрепкой, пружинным прижимом, булавкой. Какие способы не подойдут?
— Аборигены Австралии ловят черепах, когда те выползают на берег. Их просто переворачивают на спину, и они становятся совершенно беспомощными. Как им помочь?
— Число людей на Земле стремительно увеличивается. Придет время, когда не будет хватать еды, воды, топлива, места. Что делать?

3. Не выносить куклу из дома; привязать к платью; играть всегда в одном месте; класть всегда в одно и то же место; никому не давать играть; вделать в куклу автоматическую пищалку, которая через каждые полчаса подает звуковой сигнал.

4. Используем, например, прием «посредник»: промыть водой с песком; продуть пылесосом; прогнать внутри трубы кошку; прокалить на костре, а потом проколотить и прочистить; прочистить вращающимся гибким тросиком.

5. Подсказка: назовите, какие природные явления вы знаете. Ветер, дождь, снег, оползни, грозы, затмения, северные сияния. Сделайте их необычными: усильте, переверните, поменяйте местами. Например: дождь из конфет и игрушек. Быстрое перемещение материков.

Источник: Ю.Г. Тамберг «Развитие творческого мышления детей»

3. Процесс принятия решения методом мозгового штурма

3.1. Этапы проведения мозгового штурма

Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:

• генерирование идей, их формулировка;

• оценка или анализ этих идей;

• использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

В мозговом штурме данные стадии разделены. На первом этапе реализуется только первая функция, так как если предложенная идея сразу же будет осуждена, то у автора идеи наступит так называемый «аналитический паралич», который приводет к резкому снижению потока предложений.

Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов:

• заключительный – анализ и оценка идей

В первом этапе происходит подготовка и организация процесса мозгового штурма. В процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

• Формулировка цели и коррекция задачи;

[2]

• Подбор участников для последующих этапов работы;

• Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

Обычно, участников мозгового штурма делят на 2 группы: «генераторы» — это люди с позитивной мышлением, которые обладают яркой фантазией, они способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. И группа «аналитики» — это людей, которые обладают хорошими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалисты, способные критически оценить предложенные идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Бывает, что создается и третья группа– «генераторы контридей»

В начале необходим так называемый разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс вошел в нужный темп.

Этап генерирования идей

Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей длиться примерно 15-20 мин. Однако полная продолжительность штурма составляет около 1,5-2 часа.

Участники совещания могут предложить огромное количество идей, поэтому все идеи записываются или стенографируются.

Важным фактором проведения мозгового штурма являются особые условия его проведения, базирующихся на правилах:

• отсутствие всякой критики

• поощрение предполагаемых идей

• равноправие участников мозгового штурма

• свобода ассоциаций и творческого воображения

• творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания

• обязательная фиксация всех высказанных идей

• время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку)

Руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный этап – подведение итогов мозгового штурма

Первая задача «аналитиков» — произвести анализ проблемы, затем систематизировать и классифицировать идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить. Потом осуществляется оценка идей на реализуемость. Затем из всех идей выбирают самые оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом поставленной задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей. В конце составляется окончательный список практически используемых идей.

Читайте так же:  Социальные процессы адаптации личности

«Мозговой штурм»

— Эта методика хорошо известна психологам [1] [2]

взрослыми участниками образовательного процесса.

Необходимые материалы: картонные карточки. Необходимое время — 2—2,5 часа.

шихся. В целях интеллектуальной разминки можно предложить участникам несколько эвристических задач. Например:

«Кубс отверстием». Имеется деревянный куб с размером стороны 20 сантиметров. В нем нужно проделать отверстие сложной формы, связывающее находящиеся рядом плоскости. Отверстие должно быть постоянного диаметра и иметь как минимум 4 поворота. Предложите возможные варианты решений.

Чем более необычные и разнообразные идеи возникнут у участников, тем лучше. Один из возможных вариантов решения (но не единственный!) таков: отверстие сложной формы можно получить с помощью сплава, нагретого до высокой температуры, который прожигает в кубе отверстие под действием силы тяжести. Поворачивая куб, можно менять направление движения сплава.

«Время на перекуры». На одном из японских заводов возникла следующая проблема: из-за частых перекуров рабочих, производительность труда в цехе была не слишком высокой. Поставить у каждого станка контролера, чтобы тот следил, не слишком ли часто рабочий уходит на перекур, не представляется возможным. Да и видеокамеру над каждым станком не повесишь. Во время «мозгового штурма» менеджеров было найдено простое и остроумное решение, учитывающее человеческую психологию. Какое?

Эта задача помогает участникам приблизиться к способам решения близких им проблем. А ответ таков: «курилку» перенесли из дальнего помещения прямо в центр цеха, установили ее на высоком постаменте и сделали стеклянной. Понятно, что на виду у всех особенно долго не покуришь. Производительность труда выросла.

2. Определение проблемы. Этот этап необходим, естественно, только в том случае, если проблема, требующая решения, не обозначена с самого начала. Если число участников игры не слишком велико, то можно провести изучение рейтинга проблем.

Участники садятся в круг, каждый получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой. Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три (и только три!) проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно по смыслу и разборчиво. После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд гот прочитывает полученную карточку и на правой ее стороне ставит знак «+» напротив той проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если таковых он не видит, то знак можно не ставить. Снова звучит сигнал ведущего, и карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточки не вернутся своим владельцам.

Ассистент ведущего собирает карточки и быстро обрабатывает их: выписывает формулировки проблем, получивших самый высокий рейтинг (2—3 проблемы). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается окончательная проблема. Например: «Как наиболее продуктивно взаимодействовать с родителями учеников?», «Приемы и методы снятия эмоциональной напряженности учителя», «Каким образом строить эффективное общение с “особым” ребенком?» и т.п.

  • 3. Генерация идей. Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма». Члены группы разбиваются на несколько команд (по 5—6 человек в каждой). Команды получают по стопке пустых карточек. Именно на них (по одной записи на каждой) будут записываться новые идеи. Ведущий информирует об обязательных правилах этого этапа:
    • — категорически запрещается критика выдвигаемых идей: это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления;
    • — необходимо похвалить любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной: это бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей;
    • — самые лучшие идеи — это сумасшедшие идеи: желательно, чтобы участники попытались отказаться от привычных стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения;
    • — нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все.

Длительность этого этапа — 30 минут. Обычно первые 10—15 минут — это стадия «раскачки», во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа. Ведущий, переходя от команды к команде, оказывает эмоциональную поддержку участникам. По окончании отведенного времени ведущий просит сообщить о количестве выдвинутых в каждой группе идей.

  • 4. Анализ идей. Основной задачей этапа является тщательная обработка высказанных предложений. Правила этого этапа:
    • — самая лучшая идея — та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще: подразумевается предельно внимательное отношение к каждой идее; хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной;
    • — необходимо найти рациональное зерно в каждой идее: это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее, даже поначалу кажущейся ерундовой;
    • — отбрасывать идеи нельзя.

Длительность этапа — 30 минут, иногда требуется больше. При необходимости участники дописывают на карточках мысли, развивающие высказанную идею.

[1]

5. Поиск возможностей реализации. Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации. Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

+ + — очень хорошая, оригинальная идея HP — невозможно реализовать + — неплохая идея ТР — трудно реализовать

0 — нс удалось найти конструктива РР — реально реализовать

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.

Длительность этапа — 20 минут.

6. Завершающий этап. Представители групп делают сообщения об итогах своей работы. Они рассказывают о тех идеях, которые получили либо «+ +», либо «РР»У

либо «+ + РР». Вот тут и выясняется, насколько продуктивным оказался «мозговой штурм». Опыт показывает, что практически всегда находятся такие идеи, которые раньше никому из участников игры не приходили в голову.

Видео (кликните для воспроизведения).

Полученные в процессе довольно длительной работы результаты, «выстраданные» участниками игры, имеют для них большое значение. Поэтому представляется целесообразным при завершении «мозгового штурма» поручить кому-либо (может быть, своеобразной комиссии, составленной из представителей всех групп) представить самые лучшие идеи на специальном стенде или в виде рекомендаций, которые можно было бы раздать каждому члену группы. Возможен вариант, при котором тренер берет эту обязанность на себя.

Читайте так же:  Саморазвитие общества и человека

При этом важно оформить результаты «мозгового штурма» в самое короткое время. Только в этом случае участники игры убедятся в силе и полезности психологии для их работы.

“ 3 Эта деловая игра предназначена для учите-

Мозговой штурм

Когда Стиву Джобсу не хватало денег, он садился думать, а не бежал работать. Одна голова хорошо, но брейншторминг лучше! Мозговой штурм — это способ решения любого вопроса, позволяющий сдвинуть с места любую сложную задачу. Благодаря тому, что над вопросом думает сразу несколько человек, получается добиться высококачественных результатов. Сегодня мы рассмотрим данную тему более обстоятельно и разберем способы эффективного применения.

Алекс Осбор разработал метод мозгового штурма в середине 19 века как способ быстрого решения вопросов. Автор видел в данном способе — один из самых эффективных методов группового мышления. И я с ним полностью согласен. Метод эффективен для всех сфер, особенно в интернет-маркетинге. С одной стороны, вроде все давно придумано за нас, а с другой — можно выделиться на фоне конкурентов и применить новые способы привлечения клиентов, используя опыт и идеи всех участников мозгового штурма.

Как провести мозговой штурм?

Заключается он в том, что собирается определенная группа людей для решения проблемы. Сначала генерируются различные идеи и предложения. Учитывая особенности каждого участника (его опыта, знаний, способа мышления), у нас появляются множество вариантов решения любой задачи.

Из всех предложенных идей выбираются те, которые могут иметь наибольшую результативность и эффективность. Что в итоге приведут к гарантированному положительному результату. Дополнительно это способствует раскрытию и развитию способностей и творческих возможностей людей, которые принимают участие в обсуждении проблемы. Каждое такое мероприятие содержит 3 этапа.

Этапы мозгового штурма:

  1. Определение всех нюансов — предварительная организационная работа, которая заключается в уточнении темы и подборе людей для группового решения вопроса.
  2. Генерирование идей — основной этап, от которого и зависит результат мозгового штурма. Именно здесь необходимо действовать в соответствии со следующими правилами:
    1. выдавать максимальное количество идей без каких-либо ограничений;
    2. принимать во внимание любые идеи (даже самые неадекватные);
    3. сочетать предлагаемые решения и производить их качественное усовершенствование;
    4. избегать критического анализа идей — запретить друг другу и себе в том числе любое оценочное суждение идеи (как хорошее, так и плохое).
  3. Распределение и оценочный анализ идей — финиш работы, который отличается особой важностью. Здесь следует помнить, что именно этот этап гарантирует возможность увидеть самые эффективные идеи, а значит мозговой штурм позволит прийти к нужному итогу. На данном этапе критическая оценочная характеристика просто необходима. Эффективность достигается за счет согласованной работы всех участников и сформулированных предложений по решению поставленного вопроса.

Для данного мероприятия лучше произвести разделение людей в рабочей группе на 2 категории:

  • люди, которые предлагают идеи для решения поставленного вопроса;
  • комиссия для аналитики и оценки всех предложенных решений.

В мозговом штурме участвует группа людей — ведущий и специалисты. Ведущий обозначает суть вопроса, а остальные подают идеи, возникающие в голове. В случае, если у Вас задействованы люди, занимающие любые должности и обладающие «разнокалиберными» рангами и чинами, то следует выдвигать идеи в зависимости от статусного уровня. Это дает возможность избежать психологического момента «неминуемого «поддакивания» вышестоящему». Либо же организовывать группы таким образом, что в них не будет подчиненных.

Начало мозгового штурма всегда одинаково — сформулированные идеи отличаются посредственностью, но по мере того, как участники вникают в проблему, активизируется их мышление и творческие способности. Что в итоге приводит к тому, что получаются нетривиальные и высокоэффективные идеи. Все мысли регистрируются, после чего тщательно анализируются. Возможно также доразвить какую-то идею. В итоге получается идеальный вариант решения вопроса.

Преимущества мозгового штурма

Ключевые преимущества данного метода решения вопроса заключаются в следующих нюансах:

  1. Работа в коллективе людей с разнообразным опытом, мировоззрением и багажом знаний дают максимальный эффект;
  2. В процессе генерирования и обсуждения идей значительно возрастает количество вариантов;
  3. Процесс мозгового штурма дает возможность раскрыть потенциал как в творческом, так и интеллектуальном плане, что в итоге превращает групповое решение вопроса в увлекательное занятие;
  4. Атмосфера мозгового штурма наполнена дружелюбием и позитивным настроением, что позволяет людям не только спокойно относиться к критике, но и попробовать себя в импровизации для проявления творческих способностей и повышению общего доверия к соучастникам.

Исходя из вышеперечисленного можно смело говорить, что мозговой штурм отличается высокой эффективностью и это объясняет его востребованность в любой области для анализа даже сложнейших задач.

Именно групповая работа дает возможность достичь высочайших результатов. Неорганизованное проведение мозгового штурма может привести к негативным итогам, что сводит все плюсы метода к нулю.

Ключевые моменты результативности

Перечень правил, которые позволяют достичь максимального результата:

Универсальность метода мозгового штурма заключается в том, что использовать его можно в любой ситуации и области деятельности. Здесь важное значение имеет организация процесса с учетом нюансов и сложности проблем, а также следование основным стадиям метода и правилам его организации. Именно в этом случае результат будет максимально эффективным.

Плюсы и минусы метода для участников

Мозговой штурм обладает рядом преимущества и способствуют развитию следующих качеств:

  • творческое и аналитическое мышление;
  • коммуникативность;
  • фантазия и воображение;
  • позитивное восприятие адекватно высказанной критики.

Помимо этого, стоит отметить и такое достоинство метода, как то, что к данному мероприятию нет сильной необходимости готовиться заранее. К минусам метода следует отнести его неприменимость относительно сложнейших дискуссионных проблем, поскольку такой процесс сложно регулировать, а значит и достичь высокой результативности нельзя.

Сфера применения

Метод мозгового штурма применим в любой сфере деятельности. Стоит отметить, что и ограничений по возрасту здесь нет. Он прекрасно работает как в детском саду или школе, так и в офисе или на производстве.

Ведущий может определить любую тему и начать дискуссию, а участники уже в процессе непременно начнут втягиваться и предлагать свои идеи. Данный метод широко используется в нормальных школах и высших учебных заведениях для раскрытия потенциала школьников и студентов, что повышает тягу к знаниям.

Читайте так же:  Можно ли вернуть ушедшую жену

Такое применение метода позволяет повысить интерес к предложенной проблеме, а значит быстро и правильно решить обозначенную задачу. Ведущему остается только регистрировать идеи, которые выдвигают участники, и грамотно их проанализировать и распределить.

Примеры использования мозгового штурма для офисных работников:

  • Если Вы директор компании, то можете собирать 1-2 раза в месяц руководителей отделов для решения разных вопросов: как повысить эффективность работы; способы перехода на новый уровень; куда компании развиваться дальше; где найти новых клиентов и так далее. Таким образом, у Вас будет виденье для развития компании и сплоченность руководителей отделов, которые начнут лучше общаться друг с другом.
  • Если Вы руководитель отдела, Вы можете собирать подчиненных и обсуждать: способы решения для конкретного проекта одного из подчиненных. Например, как привлечь дополнительный трафик, как улучшить рекламную кампанию и сэкономить бюджет.Это позволит не только улучшить работу Вашей группы, но и повысить интерес сотрудника к работе.

Важные советы

Использование метода мозгового штурма требует соблюдение некоторых рекомендаций и правил:

  • Подбор темы и задачи должен быть произведен таким образом, чтобы участникам это было действительно интересно. В таком случае положительный результат обеспечен, а также появляется возможность разработать новые подходы для решения задачи. Если кому-то это неинтересно, то лучше его не брать в группу. Он может потянуть за собой и других участников группы и испортить все мероприятие.
  • Ведущий должен внимательно следить за формулировкой идей, поскольку может быть ситуация, когда одна и та же идея может повторяться в разных интерпретациях. Здесь важно направить участников в нужную сторону для получения новых решений.
  • Для получения максимального эффекта рекомендуется периодически обращаться к человеку в группе, что позволит получить свежую идею для решения вопроса с наибольшей эффективностью.
  • Неудачи метода могут быть обусловлены скромностью людей в группе, которые будут замалчивать идеи или не проявлять интерес к обозначенной задаче.

Метод мозгового штурма — прекрасный инструмент для работы в коллективе, который позволяет достичь максимальных результатов за непродолжительное время. Данный процесс может быть применим в любой области, а его эффективность доказывает то, что мозговой штурм — это самый простой вариант разрешения вопроса. Сотрудничество с другими людьми дает возможность не только составить план решения, но и сплотить группу, что, безусловно, даст возможность в итоге дойти до наилучшего результата.

Обратный мозговой штурм

Этот метод поможет вам найти решения проблем при помощи комбинирования мозгового штурма и так называемых обратных техник. Он расширит возможности мозгового штурма и позволит найти еще больше интересных идей.

Чтобы использовать эту технику, используйте два «обратных» вопроса: вместо того, чтобы спросить себя «Как можно решить или избежать возникновение проблемы?» спросите «Как я могу вызвать проблему?». А вместо вопроса «Как я могу достичь этих результатов?», задайте вопрос «Как я могу достичь противоположного эффекта?».

Как использовать технику обратного мозгового штурма

  1. Четко определите проблему, запишите ее.
  2. Переверните проблему и спросите себя «Как вызвать проблему и как вместо ее решения наоборот ухудшить?».
  3. Проведите мозговой штурм и найдите самые разные варианты ухудшения ситуации. Это достаточно веселый и свободный процесс, потому что внутренне вы будете ломать, а не строить. Не отвергайте никакие идеи на данном этапе, сгодится абсолютно все.
  4. Когда составлен список ухудшения проблемы, переверните их.
  5. Оцените свои идеи. Видите ли вы потенциальное решение? Видите ли вы признаки возможного решения?

Эта техника крайне эффективна в том случае, когда вы не видите очевидного решения проблемы.

Вы работаете менеджером в клинике и вам нужно найти способы повышения удовлетворенности ваших пациентов. Возможно, вы уже пытались найти эти способы в прошлом, но все это приводило к скепсису от ваших подчиненных относительно очередного собрания на предмет решения этой проблемы. Команда была перегружена работой, ваши сотрудники старались изо всех сил и теперь они считают, что это все пустая трата времени.

Поэтому теперь проблемой становится даже не удовлетворение пациентов, а мотивация подчиненных. Вам нужно вовлечь их в процесс совершенно иным способом.

До того, как вы решите собрать свою команду, вы выписываете проблему на лист бумаги: «Как можно повысить ожидания и удовлетворенность пациентов?». Переворачиваем проблему: «Как вызвать у пациентов максимальное недовольство клиникой и ее услугами?». Теперь вы начинаете замечать, как новый взгляд на проблему приводит к появлению самых неожиданных идей.

Согласитесь, сама постановка вопроса вполне способна вызвать живой интерес у членов вашей команды. Каждый в душе ребенок, поэтому на собрании принимается за этот процесс с большой увлеченностью. Они используют свой опыт работы с пациентами и свой личный опыт в виде пациентов вашей или других клиник. Вам нужно донести до своих подчиненных мысль о том, что любая идея может помочь, причем чем экстравагантнее она будет, тем лучше. Это полностью исключает личную ответственность и позволяет относиться к процессу, как к игре.

Пример таких идей:

  • Удвойте количество приемов у специалиста.
  • Уберите стулья из приемной.
  • Когда потенциальный или реальный пациент вам звонит, удерживайте его в режиме ожидания как можно дольше, а то и вовсе забудьте о нем.
  • Пускай пациенты вас ждут не в приемной, а на улице.
  • Обсуждайте проблемы пациентов публично.

В то время, как при мозговом штурме количество идей иссякает, обратный мозговой штурм помогает удвоить или даже утроить количество «решений».

Настало время рассмотреть каждое такое «решение» и и увидеть потенциально реальное решение. При обсуждении возможны такие фразы участников:

  • «Мы не оставляем своих пациентов на улице».
  • «Да, но как насчет утреннего времени, когда наши пациенты ждут на улице и дожидаются времени открытия?».
  • «Это правда. Первые утренние клиенты клиники обычно бывают раздражены именно потому, что проводят время в ожидании приема на улице».
  • «Тогда как насчет того, чтобы открывать приемную на 10 минут раньше? Тогда пациенты смогут присесть, почитать журналы и успокоиться».
  • «Отлично, так и сделаем уже завтра, тем более что некоторые члены клиники находятся в ней всю ночь и могут открыть приемную раньше».
Читайте так же:  Мотивы поведения и типы личности

Как видим, мы нашли крайне простое, но эффективное решение, которое поможет снизить раздражительность пациентов. Это притом, что по сути мы взяли только одну «обратную» идею и довели ее до ума. Раздражительность пациентов не является той проблемой, которую не нужно решать. Ведь это приводит к стрессу врачей, которые вследствие этого вполне могут поставить неверный диагноз и назначить неправильное лечение.

Если пациенты вашей клиники находятся в хорошем настроении, это повышает качество работы вашей команды. Поэтому не забывайте о таких простых решениях — они способны творить чудеса.

Применяйте эту технику в любой сфере:

  • Веб-дизайн. Как создать максимально неудобный сайт?
  • Бизнес. Как создать самый ужасный продукт в мире?
  • Искусство. Как снять самый неинтересный фильм?
  • Педагогика. Как преподавать так, чтобы ничему не научить?
  • Ораторское искусство. Как так ужасно подать свой материал, чтобы никто ничего не понял? Как заставить людей скучать при этом? Как объяснять простые вещи сложными и непонятными словами?
  • Актерское мастерство. Как переигрывать и недоигрывать свою роль?

Как видим, дело не только в том, чтобы найти решение, но и в элементе игры. Что может быть лучше, чем придумывать самые худшие способы решения проблемы? Психологически такой способ является наиболее эффективным, потому что убирает ответственность и позволяет вашему творческому мышлению литься свободно. Желаем вам удачи в освоении данной техники!

2. Процесс принятия решений методом мозгового штурма

2.1 Этапы проведения мозгового штурма

Творческое мышление, как правило, проходит три стадии:

генерирование идей, их формулировка;

оценка или анализ этих идей;

использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов:

заключительный – анализ и оценка идей

Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

Формулировка цели и коррекция задачи;

Подбор участников для последующих этапов работы;

Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.).

Как правило, участники мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» – людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» – людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей».

В начале нужен небольшой разогрев минут на 15, чтобы мыслительный процесс вошел в нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы).

Этап генерирования идей

Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15–20 мин. Однако полная продолжительность штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5–2 часа.

Все идеи записываются или стенографируются. Участники совещания могут выдать более ста идей.

Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:

отсутствие всякой критики

поощрение предполагаемых идей

равноправие участников мозгового штурма

свобода ассоциаций и творческого воображения

творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания

Обязательная фиксация всех высказанных идей

Время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку)

Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный этап – подведение итогов мозгового штурма

Первая задача группы «аналитиков» – сделать глубинный анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.

Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

Составляется окончательный список практически используемых идей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, рассмотрев более подробно весь процесс принятия решения при помощи метода мозгового штурма можно сделать вывод, что все мероприятие делится на несколько этапов (см. Приложение 1), каждый из которых играет немаловажную роль в его проведении и решении поставленной задачи.

Источники


  1. Попов, Э.В. Общение с ЭВМ на естественном языке / Э.В. Попов. — М.: [не указано], 2016. — 531 c.

  2. Гилберт, Элизабет Самая лучшая жена / Элизабет Гилберт. — М.: Рипол Классик, 2009. — 935 c.

  3. Мельников, Илья Как найти спонсора / Илья Мельников. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 144 c.
  4. Шлахтер, В.В. Брачные игры. И жили они долго и счастливо и регулярно… / В.В. Шлахтер. — М.: Питер, 2013. — 501 c.
  5. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. — М.: Молодая Гвардия, 2012. — 144 c.
Мозговой штурм решение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here