Наблюдение выдвижение гипотез

Самое важное по теме: "наблюдение выдвижение гипотез" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Каталог заданий ЕГЭ.
Задание #1950

Вопрос B25 #1950 Обществознание

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

A) формулирование научных законов

Б) объяснение сущности изучаемых явлений

B) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Наблюдение выдвижение гипотез

Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. описание наблюдаемых явлений

2. выдвижение и обоснование гипотез

3. объяснение существующих взаимосвязей

4. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

5. фиксация обобщений в виде законов

6. получение количественных данных об изучаемом объекте

Эмпирический уровень научного познания — это отражение внешних признаков, сторон связей изучаемого объекта, получение эмпирических фактов, их описание и систематизация.

Методами эмпирического познания являются описание наблюдаемых явлений, непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений, получение количественных данных об изучаемом объекте.

Выдвижение научных гипотез исследования

Гипотеза – главный инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике. Гипотеза – это обоснованные научные предположения о структуре изучаемого объекта, о характере связей между изучаемыми явлениями, фактами, процессами, о возмож­ных подходах к решению поставленной проблемы. Гипотеза задает направле­ние всему исследованию. Гипотеза должна быть сформулирована лаконично и однозначно, не допускать двойного толкования, не содержать утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам, она должна быть яс­ной и проверяемой.

Рабочие гипотезы по существу представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы. Можно сказать, что весь исследовательский процесс состоит из непрерывной постановки и проверки разнооб­разных предположений: от центральной гипотезы всего исследования, следст­вий из нее, вторичных гипотез, формулируемых в случае отвержения ошибоч­ных, до постановки частных гипотез, выполняющих «инструментально-служебную роль». Внимание бакалавра должно быть сосредоточено, прежде всего, на разработке центральной, ориентирующей всю работу, гипотезе и выте­кающих из ее содержания проверяемых следствий.

Сформулировать гипотезы не так-то просто, поскольку необходимо еще до исследования провести предварительный системный анализ объ­екта и предмета исследования, связать все выдвинутые гипотезы в систему до­казательств, предполагаемого объяснения существования проблемной ситуации.

Написание выпускной квалификационной работы

И накопление научной информации

Разработка рабочего плана подготовки выпускной квалификационной работы

Бакалавр составляет рабочий план выпускной квалификационной работы при консультации научного руководителя. В первоначальном варианте плана необходимо привести основную идею работы. При составлении первоначального варианта плана выпускной квалификационной работы следует определить содержание трех глав и дать им соответствующие названия; сформулировать задачи и подготовить соответствующие названия параграфов, которые будут решены. Первоначальный вариант плана ВКР должен быть составлен в течение недели.

Изменения в плане работы могут быть связаны с некоторой корректировкой направления работы, необходимость в которой может возникнуть после ознакомления с изучаемой проблемой, или с тем обстоятельством, что по ряду вопросов, выделенных в самостоятельные параграфы, может не оказаться достаточного количества материала или, наоборот, могут появиться новые данные, представляющие теоретический и практический интерес. Все изменения в плане выпускной квалификационной работы должны быть согласованы с научным руководителем. Окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается научным руководителем, заведующим кафедрой и деканом.

Подбор, анализ и обобщение материала

Подбор и ознакомление с литературой и другими источниками научной информации по избранной теме. Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы выпускной квалификационной работы. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:

— следует начинать с поиска литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса – монографий и журнальных статей, после этого использовать инструктивные материалы (инструктивные материалы используются только последних изданий);

— необходимо конспектировать и систематизировать источники. Характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе – выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактографического материала; систематизацию получаемой информации следует проводить по основным главам выпускной квалификационной работы, предусмотренным планом;

— выбрать только ту литературу, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе;

— использовать новые издания по соответствующей проблеме.

— использовать цитаты, чтобы без искажений передать мысль автора научной работы или иных публикаций, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения, создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики изучаемого вопроса; цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений работы; во всех случаях число используемых цитат должно определяться потребностями раскрытия темы.

Подбор фактографического материала

Сбор фактографического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки выпускной квалификационной работы. От того, насколько правильно и полно собран фактографический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, бакалавру совместно с научным руководителем необходимо продумать, какой именно фактографический материал необходим для выпускной квалификационной работы и составить, по возможности, специальный план его сбора.

После того, как изучена и систематизирована отобранная по теме литература, а также собран и обработан фактографический материал, возможны некоторые изменения в первоначальном варианте плана выпускной квалификационной работы.

Требования к изложению выпускной квалификационной работы

Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Особое внимание следует обращать на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.

Подготовка текста выпускной квалификационной работы следует начинать с введения и первой главы, последовательно прорабатывая все параграфы, включенные в план. Изложение материала в выпускной квалификационной работе должно быть конкретным и опираться на результаты научного анализа, при этом важно не просто описание, а критический разбор полученных данных.

Читайте так же:  Почему оперативная память

Введение – значимая часть выпускной квалификационной работы. Во введении обосновываются актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленной задачи, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, определяется значимость полученных результатов.

Обзор литературы должен показать знакомство бакалавра со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности. Обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре литературы не нужно излагать все, что стало известно бакалавру из прочитанного и имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но публикации, имеющие непосредственное отношение к теме выпускной квалификационной работы, должны быть названы и критически оценены.

Рассмотрение в выпускной квалификационной работе противоречивых вопросов темы необходимо приводить мнения различных авторов. Если в работе критически рассматривается точка зрения какого-либо автора, при изложении его мысли следует приводить цитаты, только при этом условии критика может быть объективной. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение моделей, методов и рекомендаций, содержащихся в опубликованных материалах и работах различных авторов.

Далее следует обосновывать своё мнение по противоречивому вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в любом случае соответствующие аргументы.

Подготовка второй главы выпускной квалификационной работы предполагает описание методов сбора необходимого материала – первичной информации и её обработки (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, анализ и синтез, моделирование и т. д.).

Отдельные положения выпускной квалификационной работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы и рисунки. При составлении аналитических таблиц и рисунков используемые исходные данные выносятся в приложение к выпускной квалификационной работе, а в тексте приводятся расчёты отдельных показателей. Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, её следует включать в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать её содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные данные, более отчётливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Все материалы, не являющиеся необходимыми для решения поставленной в работе задачи, также выносятся в приложение.

Проверенные главы дорабатываются в соответствии с полученными от научного руководителя замечаниями, после чего приступают к оформлению работы.

Наблюдение выдвижение гипотез

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и уровнем научного познания или исследования (обозначено цифрами) избирательной системы.

Признак Уровень научного познания
А) наблюдение за определенным явлением 1) эмпирический
Б) выдвижение гипотез 2) теоретический
В) формулировка сути научной концепции
Г) доказательство выводов
Д) измерение заданных показателей

К эмпирическому уровню научного познания, для которого характерно получение информации от органов чувств, относятся следующие признаки: наблюдение и измерение заданных показателей. На теоретическом уровне, который путем применения различных логических методов стремится проникнуть в суть изучаемых явлений, выявить закономерности их развития, присутствуют выдвижение гипотез, формулировка научной концепции или теории и доказательство выводов.

Выдвижение гипотез

Читайте также:

  1. Виды гипотез правовой нормы.
  2. ВОПРОС 5: НАДЕЖДА И ВЕРА: ГДЕ ГИПОТЕЗА?
  3. Выбор знака неравенства в альтернативной гипотезе
  4. Выдвижение версий
  5. Выдвижение гипотезы системности работы коры, как способности формировать динамический стереотип, независимый в определенной мере от внешних стимулов.
  6. Выдвижение лидера
  7. Гипотеза
  8. Гипотеза исследования
  9. Гипотеза исследования
  10. Гипотеза Оствальда
  11. ГИПОТЕЗЫ ОБ ОДНОРОДНОСТИ ДВУХ ВЫБОРОК

План

Разработка гипотезы и концепции исследования СУ.

Лекция 6

1. Понятие гипотезы

2. Гипотеза и ее роль в исследовании систем управления

Гипотеза(в переводе с греческого – предположение) – научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно.

Гипотеза– априорное, интуитивное предположение о возможных свойствах, структуре, параметрах, эффективности исследуемого объекта или процесса. Ее выдвигают в начале исследования малоизученной проблемы.

Основой гипотезы является вся совокупность данных, в том числе неосознанные (подсознательные) данные по решаемой проблеме и (или) такое же предположение ранее. В процессе исследования гипотезу либо подтверждают, или отвергают.

Основной источник гипотезы – интуиция.

Интуицией называют способность постижения истины путем ее усмотрения без основания с помощью доказательств.

Основа интуиции – подсознательная информация и прогностические способности индивидуума по выдвижению адекватных этой информации гипотез. В научных источниках принято различать два вида гипотез:

1. Гипотеза как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку составляющего гипотезу предложения.

2. Ее рассматривают как структурный элемент научной теории.

В современном познании метод гипотез чаще используют в неявной, скрытой форме в границах других методов научного познания (мыслимом эксперименте, гипотетически – конструктивном и индуктивном методах).

Научная гипотеза, как правило, выдвигается в контексте развития науки при необходимости решения каких-либо конкретных проблем, с целью объяснения новых экспериментальных данных или устранения противоречий теории с результатами экспериментов.

Концепцией исследования СУ принято называть совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования.

Концепцию разрабатывают для исследования трудно структурированных проблем. Она содержит набор гипотез и этапы их исследований.

Концепция исследования свое развитие имеет:

Читайте так же:  Муж ушел подала на развод

Отметим, что концепция может разрабатываться:

· или в результате дополнительного исследования;

· по аналогии с уже выполненными ранее исследованиями.

Сценарий исследования – это логическая последовательность процедур, позволяющая обеспечить достижения целей исследований. Разрабатывается на основе концепции.

Алгоритм исследования — это определенная последовательность выполнения процедур исследования в целях достижения необходимого результата. Их разрабатывают для качественно структурированных проблем, прежде в конкретных исследованиях. Алгоритм исследований разрабатывают на основе:

· аналогии предшествующих исследований.

Приемом исследования СУ принято называть:

· изменение параметра или фактора;

· одну или несколько логических или математических операций, направленных на получения промежуточного, локального результата.

Процедурой исследования называют некоторую совокупность исследовательских приемов, направленных на выполнение задач этапа исследования.

Методика исследования – это совокупность приемов данного исследования, позволяющая достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основе концепции.

Средства исследований – это материальные, искусственно созданные объекты, предназначенные для того, чтобы в процессе исследований:

· имитировать внешние воздействия (факторы);

· обеспечить безопасность эксперимента и др.

Гипотеза — форма развития теории. Схема возникновения и становления гипотезы следующая (рис.1).

выполняется

Не выполняется

Рис.1. Алгоритм формирования гипотез

Описание фактов осуществляется: средствами естественного языка; статистическими методами (таблицы, ряды динамики и пр.); графически (графики, диаграммы и т.п.).

Специфическими признаками гипотезы являются:

1. Адекватность и обоснованность (должна объяснять как можно больший круг установленных ранее и вновь выявленных фактов и по возможности не противоречить установленным ранее положениям науки — противоречия должны быть конкретно и детально проанализированы и объяснены).

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Принципиальная проверяемость (логическая, с помощью эксперимента, на основе практики).

3. Полнота, т.е. возможность приложения гипотезы не только к тем явлениям, с которыми была связана потребность в гипотезе, но и к другим — уже известным, но не объясненным в других областях исследования.

Уяснение конкретных задач осуществляется в твор­ческом поиске частных проблем и вопросов исследования, без решения которых невозможно реализовать замысел, решить главную проблему. В этих целях изучается специальная литература, анализируются имеющиеся точки зрения, позиции; выде­ляются те вопросы, которые можно решить с помощью уже имеющихся научных данных, и те, решения которых представляет прорыв в неизвестность, новый шаг в развитии науки и, следовательно, требует принципиально новых подходов и знаний, предвосхищающих основные результаты исследования.

а) описательные (предполагается существование какого-либо явления). Например: система управления должна содержать ….;

б) объяснительные (вскрывающие причины явления). Например: если заменить управляющего, то доходность фирмы увеличится;

К гипотезе предъявляются определенные требования:

— она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше;

— в нее нельзя включать понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уясненные самим исследователем;

— при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений;

— требуется безупречное стилистическое оформле­ние, логическая простота, соблюдение преемственности.

Гипотезы с различными уровнями обобщенности, в свою очередь, можно отнести к инструктивным или дедуктивным.

При этом, формальными признаками хорошей гипотезы являются:

а) адекватность ответа вопросу или соотнесенность выводов с посыпками (иногда исследователи формулируют проблему в одном определенном плане, а гипотеза с ней не соотносится и уводит человека от проблемы);

б) правдоподобность, т.е. соответствие уже имею­щимся знаниям по данной проблеме (если такого соответ­ствия нет, новое исследование оказывается изолированным от общей научной теории);

[1]

Исходное теоретическое знание о проблеме ис­следования формируется как априорное, гипотети­ческое, когда желаемые результаты, выраженные в целях и задачах, устанавливаются предположи­тельно, до проведения эмпирического исследова­ния.

Гипотеза является формой предположения или допущения, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, но пригодный для рас­суждения о непонятном, неясном, ставшем пред­метом исследования.

1. Это вероятностное знание.

2. Это достаточно обоснованное знание (но не истинное).

3. Это знание предполагает разрешение проти­воречия, лежавшего в основе проблемы.

4. Это знание содержит качественно новые мо­менты, по сравнению с имеющимися.

5. Это принципиально проверяемое знание, с указанием на способ проверки.

Основные процедуры построения гипотез:

— формулировка (разработка) гипотез;

Выдвижение гипотез есть основной вид научно­го творчества, связанный с объективной потреб­ностью в новом знании, которое выступает средст­вом поиска нового способа объяснения еще не известных фактов, имеющихся в конкретных усло­виях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемые явления.

В исследовательском проекте выдвижение гипотез является промежуточным зве­ном между теоретической частью программы и последующими эмпирическими познавательными действиями, направленными на достижение истин­ного результата, на практическое разрешение проблемы и обогащение научно-технического знания.

Решения очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала берутся в качеств» исходных. Спрашивается: не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью встает этот вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осознается какгипотеза.

Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. предположения, порождает потребность в формулировке и проверке. Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс подходит к завершающей фазе — к окончательному, в предела данного мыслительного процесса, суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы.

Цель выдвижения гипотез:

а) сузить массу возможных предложений и до­гадок при решении поставленной проблемы;

б) обеспечить ориентацию движения исследова­тельского поиска к желаемому результату.

Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 2429 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Глава 10. Наблюдение

10.1. Общее представление о методе наблюдения

Как метод общепсихологического (а шире – общенаучного) значения наблюдение, в отличие от других методов этой категории (беседы, опроса, эксперимента, тестирования), не только возможно в любых исследованиях и обстоятельствах, но и неизбежно. Даже если в качестве основного способа изучения объекта применяется какой-либо другой эмпирический метод, наблюдение обязательно его сопровождает, входит неотъемлемой частью в его процедуру. Так, при постановке любого опыта экспериментатор наблюдает за реакциями и поведением испытуемого, следит за соблюдением правил и условий проведения эксперимента, контролирует работу применяемых устройств и т. д. То же самое происходит при тестировании и опросе, психофизиологических измерениях и психотерапевтических воздействиях, сборе биографической информации и социально-психологических исследованиях. Пожалуй, только изучение документов может обходиться без непосредственного наблюдения за объектом исследования. Хотя косвенно исследователь использует и здесь данные наблюдения, но наблюдения других людей, в том числе за самими собой (в дневниках, переписке, автобиографиях и т. п.). Таким образом, в основе «всеобщности» наблюдения лежит неотъемлемость восприятия при использовании любых исследовательских приемов.

Читайте так же:  Отношения женатый мужчина и свободная

Но наблюдение выступает и специальным методическим приемом со своей спецификой и особенностями. И тогда мы можем говорить о нем, как о специальном методе в той или иной научной дисциплине. «Великое преимущество наблюдения состоит в том, что оно. выявляет в объекте его бесчисленные свойства и взаимосвязи. Наблюдение дает целостный и естественный образ, а не набор точек. Чем проще метод наблюдения и чем менее мы полагаемся на средства увеличения и выделения отдельных деталей, тем шире поле исследования и тем более естественным образом оно сохраняется неповрежденным» [337, с. 230]. Рассмотрим наблюдение как самостоятельный метод психологии.

Самое краткое определение наблюдения: организованное восприятие. Встречается и другое, не менее краткое, определение: «спланированное восприятие» [256, с. 9]. Более развернуто:наблюдение – это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Из последнего определения следуют главные требования, предъявляемые научному психологическому наблюдению. Это:наличие цели, организованность процесса наблюдения ирегистрация получаемых данных. К этому нужно добавить требованияпол-. ноты иадекватности фиксируемого материала изучаемым явлениям.

Планомерность предполагает и системность наблюдения, т. е. такое восприятие предмета, которое может дать целостное представление о нем. А это уже позволяет избежать существенных пробелов в знаниях об объекте и предмете исследования. Планомерность и системность вносят в наблюдение элемент единообразия установок и условий восприятия. Последние в естественных ситуациях не зависят от наблюдателя. И не имея плана, исследователю гораздо труднее определить, за счет чего появляются различия в разных наблюдениях: то ли за счет не поддающихся учету изменений в условиях, то ли за счет самих явлений.

Целенаправленность и вытекающие из нее планомерность и системность наблюдения оформляются в конечном итоге в его организованность. Под организованностью понимается определенная упорядоченность действий наблюдателя, повышающая рациональность и эффективность восприятия и регистрации наблюдаемого явления. Сознательно организованное наблюдение представляет собой специальную процедуру по получению знаний о предмете исследования. В этой процедуре в первую очередь предусмотрен порядок, последовательность действий. Но этот порядок может изменяться в зависимости от складывающихся обстоятельств, поскольку определена иерархия значимости возможных событий. Организация наблюдения сводит к минимуму вероятность пропуска существенного (особенно при неожиданных поворотах событий) и повышает вероятность обнаружения малозаметных фактов. Степень организованности, конечно, может быть различной. От минимума при случайных наблюдениях, когда имеется только психологическая установка на восприятие неожиданного, до предельно алгоритмизированных наблюдений в хорошо спланированном эксперименте.

Как научный метод наблюдение, естественно, включает в себя и момент фиксации данных. Не имея четко зарегистрированных данных наблюдения, невозможно в дальнейшем получить никаких научных результатов и продвинуться в познании. Фиксации подлежат не только факты наблюдаемой психической деятельности объекта изучения, но и объективные и субъективные условия, сопутствующие обстоятельства и феномены и даже возникающие по ходу наблюдения соображения и гипотезы исследователя. Часто несущественные и даже посторонние, на первый взгляд, события, факты, замечания впоследствии приобретают важное значение для исследователя. Поэтому пренебрегать ими не следует и желательно соответствующие сведения заносить в регистрационные документы. В качестве последних чаще всего выступает дневник наблюдения, в котором ведутся соответствующие записи, собираются протоколы разовых наблюдений, выполненные рисунки, фотографии и прочий иллюстративный материал.

Во избежание пропусков при фиксировании результатов наблюдения, а также в целях унификации данных для последующего облегчения их количественной обработки рекомендуется использовать специальные бланки, где приводятся определяемые задачами исследования параметры объекта, подлежащие изучению. Обычно эти параметры представлены в лаконично сформулированном виде, и задача психолога состоит в нанесении на бланк в соответствующих местах условных пометок, отражающих наличие, отсутствие или степень выраженности данной характеристики.

Для примера приведем «Бланк для регистрации беседы», разработанный в 1974 г. чехословацкими психологами Ш. Гьюри-човой и П. Гусниковой [401, т. 2, с. 215–216]. Это простое пособие для наблюдения и беседы, используемое в консультационной и клинической практике детскими психологами. Бланк состоит из трех частей: 1) прямое наблюдение, 2) производные характеристики, 3) темы для беседы. Для нас в данном случае наибольший интерес представляет первая часть бланка. Она содержит следующие признаки, подлежащие регистрации: 1) соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда; 2) характеристики речи – голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции; 3) общая подвижность – быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности; 4) социальное поведение – установление контакта, изменение поведения по ходу обследования, общественные навыки, вежливость, качественные показатели социального поведения (доминантность, агрессия, аффилиация); 5) настроение– эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезность, изменчивость; 6) поведение в ситуациях решения задач (тестов) – отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность; 7) признаки невротической напряженности – движения рук, гримасы, грызение ногтей, потливость, дрожание рук и т. д.

ления. Это несоответствие проявляется уже на самом первом уровне психического отражения – на уровне ощущений. Так, мы совершаем массу ошибок при измерении сенсорных порогов, что в итоге в психофизике поставило так называемую «пороговую проблему». Любой самоотчет, рассчитанный на ознакомление с ним других людей, потенциально заряжен ошибками, проистекающими из нашей склонности предстать в чужих глазах в определенном виде (обычно в выгодном свете, но иногда и с отрицательной стороны). Множество психических явлений вообще не поддается самосозерцанию. Например, аффективные состояния, действия при панике. Да и вообще, вся сфера бессознательного самонаблюдению неподвластна.

Читайте так же:  Сенсорно моторная алалия

В случае объективного наблюдения проблема адекватности концентрируется вокруг вопроса о связи внешних проявлений с актами внутренней психической жизни. Известно, что одно и то же переживание может вовне проявляться по-разному. Например, страх выливается и в бегство, и в затаивание, и в агрессию; психическое напряжение на стадиях борьбы мотивов и принятия решения в мыслительно-волевой деятельности может сопровождаться как повышением, так и понижением моторной активности. С другой стороны, разные психические явления могут выражаться одинаковыми внешними проявлениями. Так, румянец (прилив крови к щекам) может быть следствием и температурных воздействий на кожу лица, и обиды, и смущения, и радости, и даже механических воздействий (пощечина, растирание щек и т. п.). Недаром эта проблема очень остро встает при использовании психофизиологических методов, считающихся наиболее объективными способами изучения психики.

Итак, к психологическому наблюдению как научному методу предъявляются следующие требования: 1) целенаправленность, 2) избирательность, 3) плановость, 4) системность, 5) организованность, 6) фиксируемость, 7) адекватность, 8) полнота.

Определение наблюдения как исследовательского метода включает и фактор «определенных условий». В самом общем виде под условиями понимается определенная ситуация, т. е. обстоятельства, в которых разворачиваются наблюдаемые события и развивается психическая деятельность объектов наблюдения. Ситуации наблюдения могут быть расклассифицированы по различным основаниям на следующие виды: 1) естественные или искусственные; 2) управляемые или неуправляемые наблюдателем; 3) спонтанные или организованные; 4) стандартные или необычные; 5) нормальные или экстремальные; 6) игровые – учебные – производственные (трудовые) – военные – противоправные. Кроме того, по виду контактов различают ситуации: 7) непосредственные – опосредованные; 8) вербальные – неречевые; 9) кратковременные – длительные. В последнем случае речь может идти как о контактах между наблюдаемыми объектами, так и между ними и наблюдателем. Иногда различают ситуации, связанные с тем или иным видом психической деятельности, исполняемой наблюдаемым объектом, – перцептивной, мнемической, интеллектуальной, творческой, аффективной, волевой.

Целенаправленное научное наблюдение применяется в следующих основных случаях. 1) ориентировка в проблеме (получение материала, способствующего прояснению проблемы, уточнению вопросов, формулировке гипотез); 2) основной сбор данных об объекте и предмете исследования, когда другие методы неприемлемы или их применение затруднено; 3) дополнение, уточнение или контроль результатов, полученных другими методами; 4) иллюстрация предложенных теорий, гипотез, догадок.

Характерной чертой научного наблюдения является совмещение в этом процессе описания изучаемых явлений с их текущимтолкованием, т. е. предварительным по ходу наблюдения объяснением и обобщением. Иначе говоря, в процессе научного наблюдения исследователь все время выдвигает гипотезы, являющиеся как бы формой перехода от описания к объяснению. Проверка же выдвигаемой по ходу наблюдения гипотезы и ее принятие или отвержение – дело последующих наблюдений.

Главное достоинство наблюдения как исследовательского метода состоит в том, что сбор информации, как правило, не влияет на ход событий и не препятствует естественности психических проявлений наблюдаемых. Обычно люди, за которыми ведется наблюде-ние, не знают об этом. В связи с такой неосведомленностью могут возникать этические проблемы, требующие своего квалифицированного и деликатного разрешения со стороны психолога.

[3]

К недостаткам метода можно отнести: 1) пассивную роль наблюдателя, ожидающего интересующие его события, хотя вероятность их появления не всегда высока; 2) трудность формализации данных, что усложняет их количественный анализ; 1

трудность точного установления причин наблюдаемых явлений из-за невозможности учета всех воздействующих факторов;

непроизвольную пристрастность наблюдателя, обусловленнуюнекоторыми закономерностями социальной перцепции типа «эффекта ореола», «каузальной атрибуции», «контрастных представлений», эффектов «первичности» и «новизны», явлений идентификации, эмпатии, референтности и проч. [13, 37, 279, 281].

Выдвижение гипотез и определение переменных

Читайте также:

  1. I. Определение и измерение безработицы.
  2. I. Экстремумы функции двух переменных
  3. II. Определение количества групп.
  4. II. Определение показателей по выбранным критериям.
  5. А. Определение темы.
  6. Алгоритмическое определение булевских операций
  7. Аналептики, определение.
  8. Аналитический учет затрат на производство, оценка незавершенного производства, калькуляция себестоимости продукции, определение результата выполнения плана себестоимости
  9. Аналитическое определение передаточного отношения
  10. Аналитическое определение передаточного отношения
  11. Аналитическое определение передаточного отношения
  12. Аналитическое определение передаточного отношения.

Гипотеза – утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

– недоказанное утверждение, предположение или догадка.

– это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

Процесс выдвижения гипотезы не поддается формализации, велика роль интуиции, это креативный процесс. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт (теорему), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Источники возникновения гипотез:

· Наблюдение за людьми

Наблюдение за людьми.

Одно из самых известных психологических исследований родилось именно так. Русский психолог Блюма Зейгарник, тогда студентка известного немецкого психолога Курта Левина, раздала 164 участникам своего исследования от 18 до 22 простых заданий, выполнение каждого из которых требовало несколько минут. Заданием могло быть, например, изготовление картонной коробки, лепка глиняной фигурки, складывание картинок, а также решение арифметических и других умственных задач. Каждому участнику разрешали выполнить половину заданий, а затем прерывали и не позволяли закончить работу. Чтобы сделать остановку более заметной, Зейгарник всегда выбирала момент, когда объект был наиболее погружен в работу. В результате исследования было обнаружено, что вероятность восстановления в памяти задания, на котором испытуемого прервали, была в два раза выше, чем для остальных заданий. Это явление (что незаконченные задания запоминаются лучше, чем законченные) сегодня называется «эффект Зейгарник».

Читайте так же:  Зона с льготным социально экономическим статусом

Идея исследования возникла из обычного для аспирантов занятия – обсуждения исследований в кафе. Левин и его студенты часто встречались и проводили часы в кафе через дорогу от их лаборатории в Берлине. Они не могли не заметить, как один из официантов запоминает, что заказал каждый из студентов, не записывая этого. Однако вскоре после оплаты счета он полностью забывал о заказах. Может быть, до оплаты счета ситуация была «не завершена» и официанту требовалось удерживать информацию в памяти? Зейгарник очень заинтересовалась этим вопросом, и был разработан эксперимент.

Более новый пример того, как наблюдения приводят к исследованию, — эксперимент но социальной психологии, посвященный изучению готовности людей оказать помощь. Отправной точкой для исследования стали нашумевшие случаи отказа помочь. Самым известным из них был случай Китти Геновезе, имевший место в 1964 г. в Нью-Йорке: на женщину напали, а затем убили на глазах у 38 свидетелей, из которых ни один даже не попытался сделать анонимный звонок в полицию.

Случайное открытие.

К исследованию также может привести случайное открытие – обнаружение некоторого феномена при поиске чего-то совершенно другого. Такие открытия явились причиной многих важных событий в истории науки. Это происходит, если ученый бьется над разрешением трудной проблемы и некое непредвиденное событие случайно даст ключ к разгадке. Случайное открытие может быть сделано при неправильном ходе эксперимента, например при отказе аппаратуры.

Виды гипотез (по происхождению):

1. Теоретически обоснованные гипотезы – основываются на теории или модели и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей.

2. Научно-экспериментальные – выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей, но они не основываются на существующих теориях.

3. Эмпирические – формулируются для конкретного случая, вне теории, модели.

Виды гипотез (по содержанию):

1. Гипотезы о наличии явлений

2. Гипотезы о связи между явлениями (корреляционные исследования – связь между интеллектом детей и их родителей)

[2]

3. Гипотезы о причинной связи между явлениями (экспериментальные)

Виды гипотез (по объекту исследования):

Рабочая гипотеза

– это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

Экспериментальная гипотеза – утверждение о предполагаемой связи между двумя или более переменными (П).

Может включать в себя: независимую переменную (НП), зависимую переменную (ЗП), отношение между ними и уровни дополнительных переменных (ДП).

Переменная (П) – любая реальность, которая может изменяться, и это изменение проявляется и фиксируется в эксперименте.

Независимая переменная (НП) – произвольно изменяется экспериментатором.

Зависимая переменная (ЗП) – изменяется под действием независимой переменной, за изменением которой наблюдают в процессе эксперимента.

Требования, предъявляемые к гипотезам:

ü Не должна содержать понятий, не получивших эмпирической интерпретации

ü Не должна противоречить ранее установленным научным фактам

ü Простота гипотезы с минимизацией возможных допущений и ограничений

ü Должна быть приложима к более широкому кругу явлений, а в идеале ко всему кругу явлений, которые она объясняет

ü Не должна содержать понятий, неизвестных исследователю

ü Не должна включать более одного предложения

ü Стилистически и логически должна быть построена безупречно, просто и ясно

ü Должна быть принципиально проверяема при данном уровне теоретических знаний, методической оснащенности и практических возможностях исследования

ü Должна быть операционализированной – входящие в состав высказывания переменные должны контролироваться в эксперименте: НП – управляться экспериментатором, ЗП – регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 242 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Диана, Ричардсон Сердце тантрического секса. Уникальный путеводитель к любви и сексуальной радости / Ричардсон Диана. — М.: София, 2011. — 554 c.

  2. Норвуд, Робин Женщины, которые любят слишком сильно. Если для Вас «любить» означает «страдать», эта книга изменит Вашу жизнь / Робин Норвуд. — М.: Добрая книга, 2015. — 352 c.

  3. Мастюкова, Е.М. Профилактика и коррекция нарушения психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов / Е.М. Мастюкова. — М.: Книга по Требованию, 2011. — 120 c.
  4. Ошо Мужчина и женщина. Мир в гармонии и целостности. Мужчина и женщина. Секреты взаимности в астрологии и психологии. Танец энергий. Мужчина и женщина (комплект из 3 книг) / Ошо, Хайо Банцхаф , Бриджит Телер. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 688 c.
  5. Дарья Федорова Мысли многодетной мамы вслух, или Полуночные записки на подгузниках (комплект из 2 книг) / Дарья Федорова. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 416 c.
Наблюдение выдвижение гипотез
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here