Начальные классы самооценка

Самое важное по теме: "начальные классы самооценка" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Система работы по обучению детей самооценки собственной деятельности

Концептуальной программе записано, что начальное обучение должно быть направлено на повышение уровня социально-значимого мотива учебной деятельности, выведение детей на более высокий уровень образованности и духовно-нравственного воспитания, формирование способности жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Один из способов решения данных задач я вижу в формировании в ребенке способностей анализировать свою деятельность, поступки, свое поведение. Я считаю, что самооценка является важным фактором формирования личности. Она позволяет делать человеку активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей.

Если открыть словарь Ожегова, то там мы читаем: самооценка — оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. А оценка — это мнение о ценности, уровне или значении кого — чего — нибудь.

В словаре практического психолога (составитель Головин) написано: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качества и места среди других людей».

Для учащегося начальной школы, я считаю, что самооценка — это оценка себя, своих возможностей, достоинств и недостатков. Для этого необходимо знать себя. Всегда ли совпадает то, что думают о нас другие? Вопрос становления самооценки, ее формирование у ребенка — важнейший вопрос, определяющий развитие его личности.

Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты своей деятельности и деятельности других.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне”, но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.
Если у ребенка завышенная самооценка — возможно негативное развитие личности: развивается высокомерие, зазнайство, проявление грубости.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Адекватная самооценка ведет к воспитанию положительных черт личности: доброжелательности, взаимовыручки, воли, терпения и т.д.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы.
Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа.

1) Методика «Лесенка»

Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй — чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).

Обработка результатов:
1-2 ступенька — низкий уровень самооценки (заниженный);
3-5 ступенька — средний уровень самооценки (правильный);
6-7 ступенька — высокий уровень самооценки (завышенный).

2) Методика «Какой Я ?»

Методика, «Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов
ответы типа «да” оцениваются в 1 балл,
ответы типа «нет” оцениваются в 0 баллов
ответы типа «не знаю” или «иногда” оцениваются в 0,5 балла.
Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.

Да Нет Не знаю, иногда

  1. Хороший
  2. Добрый
  3. Умный
  4. Аккуратный
  5. Послушный
  6. Внимательный
  7. Вежливый
  8. Умелый (способный)
  9. Трудолюбивый
  10. Честный

Выводы об уровне развития самооценки:

8-9 баллов — высокий

4-7 баллов — средний

2-3 балла — низкий

1-0балл — очень низкий

Проведя такое исследование в первом классе, выяснилось, что у большинства детей высокая самооценка 15 учеников, адекватная самооценка у 3 учеников, 8 учеников заниженная самооценка.

Согласно возрастной норме, самооценка школьника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами «да” на все вопросы ребенок утверждает, что он «послушный всегда”, «честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.

Через самооценку ребенок проходит такие стадии: потребность в саморазвитии, в самопознании, в самоконтроле.
Самоконтролем необходимо заниматься, чтобы пользоваться доверием в коллективе, нести добро людям, уважать себя и быть уважаемым. В отечественной психологии разработан вопрос влияния самооценки на познавательную деятельность человека, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации — приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий. И именно в младшем школьном возрасте одним из основных психологических новообразований является рефлексия — способность наблюдать и оценивать себя. Такой анализ позволяет оценить себя, сравнить свои достижения с другими, зафиксировать изменения в себе самом сегодняшнем в сравнении с собой вчерашним, представить себя завтрашним. Ученик должен видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях. Определив своё незнание, имеет возможность улучшить свою работу, добиться успеха. Это необходимо для мотивационного обучения. У ребёнка возникает потребность в улучшении своей работы по собственной инициативе.

Учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний у учащихся и обеспечивает целенаправленную и своевременную коррекцию.

Однако, для установления обратной связи с ребёнком при обучении , на мой взгляд, учителю следует иметь подборку обращённых к ребёнку «слов учителя». Особенно это касается первоклассников , так как у них идёт период адаптации к школе.
Поэтому я пытаюсь сделать подборку фраз, стимулирующих активную творческую позицию учащегося, вызывающих поддержку и одобрение, желание сделать работу лучше, стимулирующих учащихся к самоанализу, вызывающих желание задуматься, изменить отношение к работе.

  • Молодец!
  • Замечательно!
  • Умник! Умница!
  • Ты меня удивил(а)!
  • Красивое оформление работы!
  • Восхитительно!
  • Прекрасно!
  • Здорово!
  • Я горжусь тобой!
  • Ты меня порадовал(а)!
  • Мне нравится , как ты работаешь!
  • Это действительно прогресс!
  • Спасибо!
  • Всё идёт прекрасно!
  • Хорошо, благодарю тебя!
  • Я рада, что пробовал(а) это сделать, хотя всё получилось не так, как ты ожидал(а).
  • Наконец у тебя всё получилось! Я очень рада за тебя!
  • Я сегодня самая счастливая учительница! Спасибо за … аккуратность, прилежание, красивую запись, точность выполнения заданий.
  • Я признательна тебе за…
  • Я благодарна тебе за…
  • У тебя всё получится.
  • Я верю в твой успех.
  • Твоё отношение к домашним задания изменилось. Ты — молодец!
  • Я уважаю в тебе настойчивость в достижении хорошего результата.
Читайте так же:  Муж попросил уйти

Считаю, что данные фразы помогут педагогам в оценке как устных, так и письменных достижений младших школьников, установить между учителем и детьми взаимопонимание, взаимодоверие, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребёнка.

Стимулируют учащихся к самооценке, вызывают желание задуматься и изменить отношение к своей работе следующие слова:

  • А тебе это нравится?
  • Как ты к этому относишься?
  • А ты доволен (довольна) своим результатом?
  • Я этого очень ждала, а ты?
  • Ты меня озадачила.
  • Что с тобой случилось?
  • Что с тобой произошло?
  • Постарайся не спешить при выполнении задания.

Очень важно при общении с детьми не употреблять следующие выражения:

Основными факторами, от которых зависит становление самооценки младших школьников, является школьная оценка, особенности общения учителя с учащимися, стиль домашнего воспитания. Но самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты — плохой человек. Традиционно в школе для оценивания используется отметка. Такая система имеет существенные недостатки – это и недооценка детьми отметочных суждений учителя, и субъективность выставляемых отметок. Оценочный приговор ставит детей в безвыходное положение.

Особенно опасно её применение при обучении детей в первом и втором классе. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Учителям необходимо не просто отказаться от выставления отметок обучающимся 1-х и 2-х классов, но и перестроить всю свою оценочную деятельность.

Особая роль в оценивании учебной деятельности начинающих учеников отводится самооценке. Особенность самооценки состоит в том, что она должна предшествовать учительской оценке. Важность самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ребёнку сильные и слабые стороны своей работы, и получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме можно составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки. С этой целью уже в 1 классе я стараюсь создать на уроке для каждого ученика ситуацию успеха, используя для этого разноуровневые формы работы, и ввожу систему самооценки. Цветными карандашами прошу нарисовать на полях условные знаки: «плюс»(+) — задание выполнено верно; «минус»(-) задание выполнено неверно или вообще не выполнено; «кружочек»(-) — задание выполнено не в полном объеме или вызывает сомнение у ребенка.

— ВЕРНО
— НЕВЕРНО — СОМНЕНИЕ

Лишь затем идет проверка на доске или фронтально, и ребенок сравнивает свою оценку с реальной. Собрав тетради, я выясняю адекватность самооценки, фиксирую в лист индивидуальных достижений, а в тетради ребенка обвожу красным кружком только адекватную оценку. В конце четверти подвожу итог и каждого ребенка хвалю за старание и отмечаю их удачи в реальной самооценке достигнутых результатов и выражаю уверенность в том, что ребенок обязательно достигнет желаемого результата, если у него завышенная самооценка, а также показываю положительную динамику результативности тем, у кого заниженная самооценка. В итоге каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверен в дальнейших успехах, что способствует мотивации к дальнейшей учебной деятельности.

Для выявления психологической атмосферы на уроках, я использовала условные обозначения разного настроения, предлагала детям нарисовать в конце урока солнышко с рожицей и мимикой рожицы показать свое настроение или оценить усвоение нового материала.

Чаще всего дети рисовали улыбку, что, конечно, поднимало и мое настроение. Если мимика была грустной, это давало мне возможность своевременно оказать ребенку необходимую помощь, поработать с ним индивидуально. С такими детьми я провожу дополнительные занятия после уроков, даю возможность поднять уровень результативности обучения до их самооценки. В результате в конце 1 класса все ученики справились с программой и научились читать и писать в соответствии со стандартом.

Портал педагога

Автор: Снеговая Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ гимназия № 24
Населённый пункт: город Люберцы, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов»
Дата публикации: 24.12.2016
Раздел: начальное образование

«Роль самооценки в развитии учащихся начальных классов»

Автор : Снеговая Светлана Владимировна

учитель начальных классов

[2]

МОУ гимназия № 24 г. Люберцы.

работы.
Одной из проблем , которая возникает с переходом на новые стандарты является развитие личностных и коммуникативных качеств учащихся, от чего в конечном результате зависит формирование самооценки у детей и их дальнейшая успеваемость. Мне хочется рассказать о некоторых своих наработках в этой области, которые смогут помочь справиться с некоторыми затруднениями. Самооценка, на мой взгляд ,оказывает большое значение на становление личности младшего школьника и его успеваемость. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка.
Самооценка — это необходимый компонент развития

самосознания, т.е. осознание человеком

самого себя, своих физических сил, умственных способностей,

поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к

Читайте так же:  Как мужчину завоевать удержать

окружающим, к другим

людям и самому себе.
Работа над формированием самооценки у учащихся включает в себя несколько этапов. Итак, рассмотрим этапы формирования самооценки у учащихся начальной школы.
4.1 Этапы формирования самооценки.
В течении первого года обучения у детей происходит формирование самооценки. И поэтому очень важно , какими будут для ребенка его первые дни в школе, чем они ему запомнятся, с каким настроением, а потом и с желанием ребенок будет ходить в школу. Ведь от настроения, зависит и то, как ребенок будет работать на уроке. В познании этого и заключается первый этап формирования самооценки учащегося.
1) Важность положительных эмоций в период адаптации

[1]

первоклассника к школе.

1 этап « Положительная адаптация первоклассников в школе»
Что бы узнать с каким настроем идут в класс мои ученики, я придумала игру
« Мой школьный день»

Игра « Мой школьный день»

Цель игры: определить эмоциональное состояние первоклассников в

течение учебного дня в период адаптации в школе.

Игра информирует учителя об уровне тревожности и

работоспособности учащихся.
Игра состояла из рисункоа, которые символизировали пребывание детей в классе и дома, набора человечков двух цветов ( красный, синий) и разных по эмоциональной окраске ( грустный, веселый
)
Основной задачей игры являлось – определение настроения учащихся, выявление причин и принятие мер по их исправлению. Каждое утро , входя в класс учащиеся выбирали картонного человечка (веселого или грустного) и сажали его за свои парту имитируя свое пребывание в школе. В конце дня они опять выбирали человечка и помещали его в домик, тем самым показывая свой уход домой. Детям, очень нравилась эта игра, а я четко знала, кто у меня сегодня будет работать на уроке, а кого лучше не беспокоить, ведь от правильной реакции учителя на готовность ребенка, зависит, каким он будет выглядеть в своих глазах и глазах своих одноклассников. Позитивное отношение вселяет веру в себя и является первой ступенькой в формировании позитивной самооценки ребенка.
2)

Развитие коммуникативных умений. Работа в паре и группе.

[3]

Этап развитие коммуникативных умений. Работа в паре.

Следующим этапом в формировании самооценки у учащихся является
развитие коммуникативных качеств
учащихся, умения сотрудничать друг с другом. И здесь неоценимую роль играет —
работа в паре
, которую необходимо вводить на уроках как можно раньше.

Работу в парах
я начинаю использовать уже с первых дней обучения первоклассников в школе. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассниками. Парную форму работы я использую для увеличения активности учащихся при выполнении различных заданий. Применение этого вида работы позволяет мне привлечь к активной работе максимальное количество детей, разнообразить формы общения детей на уроке, дает возможность каждому ребенку работать на доступном ему уровне в индивидуальном темпе, научить детей оценивать работу другого и осмысливать собственную информацию, которую передает другому. Формирование коммуникативных и личностных УУД в процессе работы в паре положительно влияет на формирование самооценки первоклассника в целом. По окончанию работы в паре, дети берутся за руки и поднимают их вверх сигнализируя этим выполнение работы, дружбу и взаимопонимание между участниками процесса, а это очень важно в период обучения детей сотрудничеству и умению понимать и быть понятым другими.

Ещё одной эффективной формой работы по формированию самооценки у учащихся является
групповая

работа
, которую я также использую на различных этапах урока (проверка домашнего задания, закрепление изученного, объяснение нового материала, проверка качества выполнения заданий), на уроках различного типа, в исследовательской и проектной деятельности. На мой взгляд, это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Уникальность этой формы работы в том, что здесь происходят непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство их деятельностью со стороны учителя. Эта работа наилучшим способом активизирует детей, создает широкую наглядно-чувственную базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия овладения учащимися такими сложными умениями, как целеполагание, контроль, оценка. Групповая работа – это сотрудничество группы учащихся, объединенных одной целью.

Групповая работа оказывает положительное воздействие на активность учащихся, учитывает индивидуальные особенности учеников, снимает отрицательное эмоциональное воздействие на ученика, развивает коммуникативные и личностные качества ученика, помогает поднять свои самооценку в глазах одноклассников каждому ученику.

Для развития самооценки важно научить детей сотрудничеству.

Каждый ребенок должен понять свою роль в группе.
Особое внимание хочется уделить
проектным работам
, которые начинают проводиться уже с первых месяцев обучения . В 1 классе они основаны на абстрактном восприятии детей и при непосредственной помощи родителей и учителя. Здесь главное заинтересовать детей и родителей. Научить детей находить нужный материал, уметь работать в группе , распределять обязанности при выполнении работы. Немаловажным является выработка у детей умения слышать и слушать, а также умение выступать перед аудиторией. Главной наградой для детей в этот период — является признание зрителей, одобрительные отзывы родителей, учащихся. Все это помогает детям преодолеть барьер неуверенности в себе , почувствовать свою значимость в общем деле, поддержку и помощь друзей и родителей, повысить свою самооценку и научиться оценивать других

На мой взгляд, значение проектных работ велико. В проектных работах дети учатся эстетическому оформлению работы, поиску и вычленению нужной информации, обретают коммуникативные навыки работы в группе, паре ; расширяют свой кругозор , утверждают себя как личность, учатся умению распределять задания и планировать свою работу.

В результате этого сотрудничества учащиеся осваивают новые способы деятельности, успешно идет личностное, социальное, познавательное и
коммуникативное развитие детей, формируются основы нравственного поведения. Дети, осваивая этот вид деятельности, успешно применяют его, окончив начальную школу.
Плюсы использования технологии групповых занятий.
Положительными моментами групповых форм

работы являются развитие мышления, коммуникативных навыков, самостоятельности и активности, уверенности в себе, повышается самооценка учащихся. Ребенок, проучившись 4 года в начальной школе, уже ясно сознает, как много он знает и умеет, может адекватно оценить свой ответ и ответ других .
Результат групповой деятельности:

1.Освоение новых способов деятельности.

2.Личностное, социальное, познавательное и коммуникативное

3. Формирование основ нравственного поведения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

4.Развитие у детей самооценки.

Развитие умения объективно оценивать свой ответ и ответ других

Этап развитие умения объективно оценивать свой ответ и ответ

других, оценивать усвоение материала на уроке.
Я стараюсь воспитывать детей в духе успеха. Ведь очень важно дать ребенку возможность поверить в себя, в свои возможности, уметь правильно оценивать себя и других. Со временем дети учатся оценивать свой ответ и ответ своих друзей, могут найти причину своих ошибок и главное — пути разрешения проблемы , ответить на вопрос : Что я могу сделать, чтобы исправить ошибку? В конце каждого урока я проверяю усвоение материала с помощью таблиц «
Я могу использовать», « Я хочу потренироваться» ,« Я не могу

Читайте так же:  Стремление стать лучше

использовать».
Учащиеся подходят к таблицам и ставят разноцветные магниты на ту таблицу, которая соответствует уровню понимания и усвоения ими материала.

Глядя на эти таблицы я погу сделать вывод о прошедшем уроке, о том, как дети усвоили данную тему. Дети делают это объективно оценивая свои возможности, потому что знают, что никто не будет его ругать за то что он не понял, и смеятся над ним тоже не будут. Красные магниты на таблице
« Я не могу использовать» —
это сигнал тревоги учителю и просьба о помощи учителю и одноклассникам. Так у детей воспитывается не только самооценка, но и взаимопомошь.
5) Обучение детей постановки целей и способам их реализации.

Важный этап в развитии самооценки — обучение детей постановки

целей и способам их реализации.
Со временем информация становится более серьезной , насыщенной и требует лучшего осознания и понимания, поэтому очень важна мотивация у учащихся к работе и формирование умения ставить перед собой цели и достигать их. Однажды я спросила ребят : «- Зачем вы пришли на урок?» Ответы были разные, но ни одного внятного, т.е цель присутствия на уроке не была обозначена. Тогда я решила провести работу над выработкой у детей умения ставить цели. Для этого были разработаны плакаты., проведена подготовительная беседа с детьми. Итак, работа заключалась в следующем : каждое утро учащиеся заходя в класс , начинали с того, что ставили перед собой цель, что бы они хотели сделать сегодня на отлично , в чем хотели бы добиться успеха сегодня и записывали свои цели на стенд «
Сегодня я хочу сделать отлично
..»
Учебный день начинаем с постановки цели

В конце учебного дня дети подходили к «
Калейдоскопу успешных

дел
» , вспоминали все, что им удалось сегодня сделать отлично или лучше, чем раньше и записывали это
Важен конечный результат.

Ведь всегда найдется то, за что ребенок может себя похвалить. Это положительно влияет на самооценку ребенка, дает ему уверенность в своих силах. Ведь часто бывает так, что именно заниженная самооценка не дает возможности раскрыться ребенку и показать свои возможности, а это наносит неизгладимый отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.
6) .Знакомство с качествами успешного человека. Работа над

выработкой этих качеств. Этап ознакомления с качествами успешного

успешных дел»
они отмечают, какой еще шажок они сделают в своём стремлении к достижению успеха.
7) Активное участие в жизни класса.

И еще одним важным этапом в становлении самооценки ребенка является
активное участие в жизни класса
, школы в целом. Не должно быть отвергнутых детей! Надо дать шанс проявить себя каждому ребенку. Именно поэтому во всех мероприятиях нашего класса я стараюсь задействовать как можно больше детей и не только их, но и родителей. Я всегда говорю: «Вместе — мы сила! Мы можем добиться любых высот!».« Нет ничего невозможного, главное желание и немного старания!

Следую нашему девизу , дети стремятся к успеху как в учебе , так и в творчестве, спорте . Для нас нет неудач, есть только временные сложности, которые мы способны преодолеть.

3.Заключение. Итоги моей работы. Работа над самооценкой

учащихся позволила мне:

1. Повысить успеваемость и качество знаний у учащихся.

2. Снять психологический барьер и стрессовую среду на уроке.

3.Повысить активность детей на уроке.

4.Повысить уровень знаний на творческий уровень.

5.Повысить мотивацию и интерес к учебе.

6. Занимать призовые места в олимпиадах, конкурсах, научных

психологическая обстановка в классе.

Результаты — сложившиеся у детей:

1 .Дети стали более активны и уверены в своих силах.

2. Могут объективно оценить свой ответ и ответ одноклассника. Дать

рекомендации по исправлению недочетов.

3.Научились работать в паре и группе. Распределять роли в группе.

4.Могут высказывать свое мнение и слушать мнение других.

5.Научились сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

6.Могут выбрать задание, рассчитав свои возможности.

7.Адекватно реагируют на исправление ошибок учителем и

8.Проявляют взаимопомощь, поддержку и уважение друг к другу и

окружающим.
Своей работой я показала, как поэтапно можно развить в детях самооценку и добиться положительных результатов в овладении ими УУД. Лучшим свидетельством этого является успеваемость детей, уверенность в себе и в том, что они делают. Дети не бояться выступать перед большой аудиторией. Способны не только учиться сами, но и учить других. Ребята проводят мастер- классы в старших классах, показывают им свои проектно — исследовательские работы.

Формирование самооценки у учащихся начальных классов

Формирование самооценки у учащихся начальных классов

Учитель начальных классов

МКОУ Михайловская СОШ

В его жизни вошли новые явления: он каждый день учится, усваивает новые знания, овладевает навыками письма, счета. Большое влияние оказывает на него учитель, который дает знания . Проверяет и контролирует их выполнение, оценивает его действия, ставит отметки не только за знания , но и за старательность, за поведение на уроках и переменах. Учитель в жизни младшего школьника занимает особое место. Авторитет его признается безоговорочно. Ему доверяются тайны, радости и обиды.

Новая роль ребенка предъявляет особые требования к его повседневной жизни. У него появляются новые представления о том, как вести себя на улице, каковы его обязанности по отношению к товарищам. Вместе с тем появляются представления о своих правах – праве выполнять какие-то поручения по дому, праве на оценку за выполнение задания. Вот это стремление маленького школьника проявить свое новое положение среди людей, на деле осуществить свои новые права и обязанности должно быть учтено родителями и педагогами.

В школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – это путь к формированию у них общественной направленности личности. «Обращенность к коллективу» ведет к тому, что младший школьник начинает сознательно подчинять свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

Читайте так же:  Слабоумие в старости

Изменения нравственной сферы связанно с появлением у младшего школьника собственных взглядов, отношений, собственных требований и оценок. Какие же изменения происходят в самооценке младшего школьника? С появлением новых видов деятельности, с возникновением новых связей с окружающими у ребенка возникают и некоторые новые критерии, мерки оценки, как своих товарищей, так и самого себя. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя – в отношении всего того, что связанно со школой. Это не значит, что его оценки правильны — часто бывает наоборот. Оценка себя скорее говорит о желаниях ребенка, чем о действительном положении дел. Ребенок – первоклассник может быть уверен, что он хороший ученик( хотя сидит на уроках плохо, неважно осваивает учебные навыки), так как вносит в свою работу много старания и рвения. Он и товарищей по классу начинает оценивать не только с точки зрения того, как они играют во время перемен. Но и с точки зрения их качеств как учеников ( знающий – малознающий, активный – пассивный). Так в жизни школьника появляются новые категории ценимых явлений и соответственно оценок. В начале он это плохо осознает, но в его поведении, в его отношении к фактам школьной жизни, в высказываниях по тому или иному поводу это выявлено четко.

Ознакомление с новыми явлениями окружающей жизни, с фактами человеческой истории, с произведениями искусств, с миром природы не только расширяют у детей круг представлений о действительности. У них складывается определенное отношение к ним.

В формирование самооценки младшего школьника огромную роль выполняют оценочные воздействия учителя. Роль данных воздействий на формирование самооценки школьников раскрывается в ряде исследований ( , , ). Авторы указывают на необходимость учитывать мотивы школьников к педагогической оценке их поступков, раскрывают сложность отношений школьников к педагогической оценке и переживаний, ею вызванных, подчеркивают преобразующий характер действия педагогической оценки, которая влияет на степень осознания школьником собственного уровня развития. Отмечается необходимость ясности, определенности педагогической оценки. Даже отрицательная (заслуженная) оценка более полезна для самооценки, чем «неопределенная оценка».

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других ( учителей, сверстников0 относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Дети по-разному относятся к допускаемыми ими ошибками. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя : « Ты допустил ошибку в работе» — ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой спрашивают : «Где? Какая?» — и безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: Дети с низким уровнем самооценки, если им предложить самим найти ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.

Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно отрицают все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и в общественной работе, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность – неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Человек, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, в положительной оценке. Его очень огорчает отрицательная оценка. Но совсем выводит из стоя, действует угнетающе и парализует желание работать равнодушие, когда его труд игнорируется, не замечается.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя ( всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

Читайте так же:  Проекция скоростей двух точек

Следовательно, роль школьных оценок не исчерпывается тем, что они должны воздействовать на познавательную деятельность ученика. Оценивая знания, учитель, по существу, одновременно оценивает личность, ее возможности, ее место среди других. Именно так и воспринимаются оценки детьми. Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних. Слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Основная тенденция в становлении самооценки заключается в постепенном выделении ребенком тех или иных качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении их и осмыслении сначала как особенностей поведения, а затем и как относительно устойчивых качеств личности.

Развитие самооценки у детей, по мнению , проходит в два этапа: на первом дети, оценивая себя, ограничиваются главным образом оценкой своих действий и поступков, а на втором в сферу самооценки включаются внутренние состояния и моральные качества личности. Формирование второго, высшего этапа самооценки начинается в подростковом возрасте и продолжается в течение всей жизни человека по мере накопления социального опыта и дальнейшего умственного развития (24,с.120).

Но формирование у ребенка определенного круга ценностей происходит, конечно, не только в школе. Ребенок черпает их из книг, из бесед со своими близкими , их таких источников информации, как радио и телевидение.

Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. Уже после первого полугодия первоклассник имеет достаточно отчетливые критерии оценки результата учебной работы. При этом выявляется такая закономерность – сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применения по отношению к другим, а затем – и далеко не в полной форме – по отношению к себе.

Большинство детей могу и в конце первого года обучения предразобраться в качествах человека, которые обнаруживают себя в определенных формах поведения: сильный, ловкий, быстрый, вежливый, грубый и т.д. Но он затрудняется оценивать качества, в которых проявляется внутреннее отношение человека к другим людям. Оценить самого себя в этом плане первокласснику представляется еще более трудной задачей. В отношении ряда своих качеств он вообще затрудняется дать ответ, а применительно к тем, о которых он может что-то сказать, обнаруживается субъективность и неточность.

Постоянно сталкиваясь с оценками своей учебной работы и работы товарищей по классу, младший школьник начинает разбираться в известной мере в своих собственных силах и учебных возможностях. У него складывается определенный уровень притязаний на оценки за письмо, устные ответы и т.д. Первоначально уровень притязаний носит устойчивый характер, но затем этот уровень устанавливается , при чем характерно, что он достаточно дифференцирован, т.е. зависит от того, чем занимается ребенок и на сколько это для него значимо.

Нередко у школьников наблюдается явная переоценка своих сил и возможностей . Может появиться чувство зазнайства: необоснованно завышая свои возможности, школьник ставит перед собой задачи, выполнить которые он не может. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми, встречает отпор коллектива и может стать причиной конфликта в отношениях с его членами. Кроме того, многократное столкновение неадекватной, завышенной самооценки с неудачами в практической деятельности порождает тяжелые эмоциональные срывы. Явная переоценка своих возможностей очень часто сопровождается внутренней неуверенностью в себе, что приводит к острым переживаниям и неадекватному поведению.

Внутренний конфликт может вызвать расхождение между:

  1. Самооценкой и оценками, которые дают человеку другие люди;
  2. Самооценкой и идеальным «Я», к которому стремится человек.

В формирование адекватной самооценки младшего школьника можно встретить следующие проблемы:

1.Проблема роста: ученица страдает от того, что ее рост 170 см. Она выше всех в классе. К доске выходит сгорбившись. Сутулится. Каждый выход – страдание. Ребенок мыслит образами. Его самосознание предметно и образно. Он видит себя в среде других таким , каким сложился свой образ «Я». И если этот образ наделен отрицательными чертами, то и ведение себя, дополненное «раздутыми» и искривленными деталями, весьма и весьма непривлекательно. Это самосознание нарисованной собственным воображением уродливой модели доставляет ребенку физическое страдание.

2.Проблема внешности: бывает такое, что ребенок призирает самого себя: не любит свою внешность , ненавидит свои способности, — вообще, тяготится самим собой. Такого рода рефлексирующий негативизм – явление довольно частое. И этот негативизм рождается на грани позитивного качества – неудовлетворенности собой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С развитием личности младшего школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. При чем самооценка становится не только более обоснованной, но и захватывает более широкий круг качеств.

  1. и др. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности, поиска и принятия решения. Новосибирск: АН СССР,2009.
  2. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
  3. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2007.
  4. азвитие «Я- концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 2006.
  5. Это неповторимое «Я». М., Знание, 2006.
  6. Самооценка школьника. М., 2008.
  7. апитал, т.1.- Маркс К., оч.
  8. Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.2007.
  9. Мудрость воспитания / Сост. Бим-, , — М., 1988.- 288с.
  10. ечная радость. М.: Педагогика, 2006.
  11. Сознание и самосознание. М., 2009.
  12. Формирование Я-концепции, журнал «Начальная школа» №3, 2002.
  13. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 2004.
  14. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 2007.
  15. , Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 2007.

Источники


  1. Общая психология. Тексты. Введение. Том 1. Книга 2. — М.: Когито-Центр, 2013. — 728 c.

  2. Дафни, Роуз Кингма Разрыв. Почему заканчиваются отношения и как пережить расставание / Дафни Роуз Кингма. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 192 c.

  3. Робинсон, Джонатан Любовь без конфликтов / Джонатан Робинсон. — М.: Центрполиграф, 2013. — 224 c.
  4. Нарушевич, Руслан Консультации психолога. Семья, дети, работа. Ведическая психология. Книга 2 / Руслан Нарушевич. — М.: Ведананда, 2013. — 416 c.
  5. Элдер, А. Как играть и выигрывать на бирже. Психология. Технический анализ. Контроль над капиталом / А. Элдер. — М.: Альпина бизнес букс; Издание 4-е, 2016. — 471 c.
Начальные классы самооценка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here