Насилие в семье над детьми

Самое важное по теме: "насилие в семье над детьми" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Последствия семейного насилия над детьми

Любое проявление домашнего насилия является психологической травмой для пострадавших. Чем сильнее травма, тем более тяжелее и длительные последствия она вызывает.

Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на человеке. Знать обо всех из них мы не можем, всех их не знает даже сам человек, подвергающийся или подвергшийся насилию. Многие из них проявятся только со временем. Но мы знаем о некоторых, наиболее характерных и распространенных из видимых признаках, отличающих женщин и детей, подвергшихся насилию в семье.

Рассмотрим последствия насилия над детьми.

Было подсчитано, что каждый год около 3-х миллионов детей становятся свидетелями насилия в семьях. Дети страдают не только от того, что становятся свидетелями. Они зачастую сами становятся жертвами. Например, около трети мужчин, которые избивают своих партнерш, также подвергаются сексуальному насилию своих детей. До 70% мужчин, прибегающих своих детей насилию (90%, если в семье четыре ребенка и более). К счастью, некоторые из этих детей, несмотря на травмирующие переживания в детстве, сами в будущем не прибегают к насилию. Ученые утверждают, что вероятность передачи склонности к насилию по наследству составляет около 30%. Несмотря на этот факт, что в детстве были свидетелями или подвергались насилию, является важным фактором риска, который может помочь в будущем выявить причастность человека к совершению актов насилия.

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации «Projekt Harmony» в 1998 году проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта «Предотвращения насилия в семье», так определили понятия «насилие» и «жестокое обращение с ребенком»:

Над ребенком совершено насилие, если:

— ему нанесли побои,

— его здоровью причинили вред,

— нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,

— ребенка запугивали если:

— ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

— использовали для запугивания свой рост, возраст,

— на него кричали,

— угрожали насилием по отношению другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее)

К ближайшим последствиям насилия над детьми относятся: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потери сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающиеся у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки.

К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения в физическом и психическом развитии.

У большинства детей, живущих в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются «методами воспитания», или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей- алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей «неспособностью к процветанию».

Дети, подвергшиеся к жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядит по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности — педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения.

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер. Например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрыв прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии — необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделение неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Рассмотрим социально-психологические особенности детей, пострадавших от насилия.

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто агрессивность проявляется в игре, порой их гнев не имеет видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно слабы, пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт. Общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины. Стыда. Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что «ты хуже всех». Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте. У подростков, могут наблюдаться попытки покончить собой или завершенные самоубийства.

[1]

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Читайте так же:  К конфликту интересов может привести

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это, прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками.

Модель насилия, усвоенная в семье, воспроизводится в социальных институтах: школе, армии, семье, государстве.

Разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.

Надо, чтобы взрослые уяснили для себя необходимость:

— изменения общественного отношения к проблеме насилия;

— изменения стереотипов воспитания.

Не оставляет сомнений тот факт, что профилактика насилия и коррекция его последствий невозможна без осознания возможностей правового и социального обеспечения защиты ребенка.

Как влияет на детей психологическое насилие в семье

Родители знают, что такое сексуальное насилие над детьми и стараются оградить свое чадо от таких травм. Но часто сами мама и папа наносят непоправимый вред своему малышу. Зачастую именно нездоровая атмосфера в семье травмирует маленькую личность.

Речь идет о психологическом насилии над детьми в семье. К нему относятся частые конфликты, оскорбления, унижения, запугивания, чрезмерный контроль, безразличие по отношению к ребенку и еще много других аспектов. Подобное поведение родителей воспринимается, как методы воспитания. Они думают, что делают все на благо малышу, хотят как лучше.

Американские психологи провели исследование и выяснили, что психологическое насилие травмирует детскую психику не меньше, чем сексуальное или физическое. Каждый год из-за психологического насилия сбегают 50 тысяч детей. Так, может, стоит искоренить жесткие методы воспитания детей?

КАКИМ БЫВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

«У тебя руки не из того места растут» – казалось бы, что такого в этой обыденной фразе? Но абсолютно все, что несет негативный посыл по отношению к ребенку, может расцениваться, как психологическое насилие.

Отталкивание. Родители не ценят своего ребенка, показывают, что он нежеланный и ничего для них не значит. Такого малыша в семье часто оскорбляют и обвиняют в своих проблемах.

Игнорирование. Родители слишком увлечены делами или же не умеют или не хотят выражать свои эмоции по отношению к ребенку. На малыша практически не обращают внимания, он предоставлен себе и со временем вообще перестает эмоционально замечать присутствие или отсутствие родителей.

Изолирование. «Иди в свою комнату» – фраза, которую часто можно услышать от родителей. Закрыть ребенка в его комнате – значит, совершить акт психологического насилия. Ограничение физической свободы, запрет общаться с друзьями и выходить гулять во двор – это все варианты домашнего насилия.

Терроризирование. Ребенка заставляют сделать что-либо путем проявления насилия – запугивают и угрожают. Часто в таком случае чадо высмеивают на людях за любые маленькие неудачи (по мнению родителей), не одобряют проявление эмоций.

Безразличие. Родителям все равно, чем занимается их ребенок. Они не обращают внимания на вредные привычки своего чада. Не реагируют на жестокость по отношению к ребенку и равнодушны к проявлению жестокости с его стороны.

Эксплуатация. Такая форма психологического насилия над детьми имеет разные вариации. Ребенка могут использовать для привлечения дополнительных денег, для облегчения своих домашних обязанностей, для реализации своих потребностей. Да, ребенок должен помогать по дому. Но не посредством криков и скандалов.

Деградация. Родители травмируют психику ребенка и разрушают его личность через унижения, высмеивания, оскорбления – все то, что понижает самооценку.

Часто дети подвергаются психологическому насилию в неполных семьях. Например, мать срывается на сыне из-за неудачного брака. А отец жестоко относится к дочери, если не может выразить свой гнев ее матери.

КАК ВЛИЯЕТ НА РЕБЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Родители определяют, что хорошо и что плохо. Они знают, когда и сколько должен есть ребенок. Молодые мамы всегда думают, что их дети мало кушают и всеми правдами и неправдами стараются запихнуть в них как можно больше еды. А это, между прочим, тоже психологическое насилие. Если малыш не хочет кушать, не заставляйте, не запугивайте и не кричите. Просто дайте ему проголодаться. И это только самый незначительный пример.

Ребенок не такой, каким хотят его видеть родители, он обладает «не теми» чертами характера, имеет «не такие» способности и таланты. В таком случае родители пытаются «задавить» своим авторитетом, переделать чадо под себя, создать «идеального» ребенка, совершенно не обращая внимания на потребности и желания самого малыша.

Чем опасно такое авторитарное воспитание?

  • Ребенок становится замкнутым, эмоционально неразвитым. Ему сложно понять чувства других людей и проявить свои.
  • Ребенок не уверен в себе. А как может быть иначе, если родители его постоянно оскорбляют? Он не умеет уважать себя и считает, что не достоит хорошего отношения.
  • Ребенку сложно строить отношения с другими людьми. Виной этому эмоциональная закрытость и недоверие к окружающим. Дети в будущем будут ждать от людей только плохого: обмана, насмешек, предательства, агрессии.

В результате такие дети страдают от депрессий, страхов, нарушений сна и аппетита, чаще болеют. А в старшем возрасте злоупотребляют психоактивными веществами, подвержены стрессу и имеют суицидальные наклонности. И такие признаки встречаются не реже (если не чаще), чем у жертв физического или сексуального насилия. Во взрослой жизни детям сложно достичь успеха из-за комплексов и страхов.

Дети, которые подверглись психологическому насилию, могут сами выбраться из сложившейся ситуации. Им нужно найти хобби или человека, который смог бы поддержать их и любить просто так, а не за что-то. Часто такими людьми становятся бабушки и дедушки.

Читайте так же:  Психологическая индивидуальность личности

Родителям же в таком случае нужно разобраться со своими внутренними проблемами и понять, что ребенок не виноват в их неудачах. Малыш должен понимать, что его любят, всегда поддержат и помогут, несмотря ни на что. Он должен чувствовать себя под защитой в своем доме и со своими родителями.

22.Сексуальное насилие над ребенком в семье.

К сексуальному насилию относятся случаи сексуальных действий между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а так же в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет.

Особенность этого вида насилия состоит в том, что оно зачастую тщательно скрывается и самими потерпевшими и их родителями. От того, что драма остается как бы внутрисемейным делом, боль не притупляется, ведет к сильнейшим психическим и даже физиологическим нарушениям.

Сексуальные покушения на детей и подростков морально и юридически осуждаются, статистически они очень часты.

У маленького ребенка просто может не быть нужных слов, чтобы описать случившееся с ним. Впрочем, ребенку может быть, просто очень трудно рассказывать об этом. Во-первых, ребенок может быть очень мал или вообще не уметь говорить или обладать скудным запасом слов. Во-вторых, ребенок может быть запуган как угрозами физической расправы, так и моральной угрозой: отца посадят в тюрьму. В-третьих, боязнь осуждения со стороны близких, родственников, друзей. В-четвертых, ребенок может быть подкуплен или обманут (например, представление сексуального насилия как части родственных отношений).

Детям очень трудно говорить о происходящем (или происшедшем), но информация о сексуальных злоупотреблениях может проявляться и косвенно: в поведенческих особенностях или во внешнем виде ребенка.

Кто бы ни обращался жестоко с ребёнком — женщина или мужчина, насилие, как правило, — результат комплекса различных причин, в которых задействованы различные психологические и часто встречающиеся факторы. Но степень их влияния при тех или иных формах насилия различна.

23.Ошибки семейного воспитания.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой самой главной воспитательной цели.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком — это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта — искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

наиболее часто встречающиеся ошибки воспитания в семье:

Непонимание особенностейличности ребенка, его характера. Например, мама-холерик постоянно «давит» на сына-флегматика: «копуша», «иди быстрее», «ну что же ты, подойди к мальчику, познакомься». А ребенок просто не может выполнить материнских требований, т.к. такое поведение не присуще его характеру. Или родители считают ребенка упрямым, а он просто пытается сохранить чувство собственного достоинства, независимость.

НепринятиеНачинается с того, что беременность нежеланная или произошла «не вовремя», либо ребенок родился «не того» пола. Далее родители не принимают особенности ребенка, его индивидуально своеобразие.

«Мой ребенок не такой, как все, он не так говорит, не так двигается, все уже умеют читать, а мой все еще с игрушками возится…»

Непринятие одна из причин возникновения у детей страхов, пониженного жизненного тонуса. Как он проявляется? Это прежде всего недостаточное грудное вскармливание ( раннее отлучение от груди), малыша рано отдают в ясли без особых на то причин или поручают уход за ним родственникам, няне. В отношении с ребенком недостаточно любви, ласки, нежности. Описывая своего ребенка, мама легко вспоминает его отрицательные качества, но с трудом «ищет» положительные черты. Часто не учитываются возрастные особенности потребности ( в 2 года ребенка говорят: «Ты уже большой, перестань плакать»). Отношения м.б. как попустительскими («безнадзорный» ребенок), так и очень строгими, формальными.

Несоответствие требованийи ожиданий родителей возможностям ребенка. «Я ХОЧУ, чтобы мой ребенок умел играть на фортепиано, поэтому он ДОЛЖЕН поступить в музыкальную школу».

«Мы поступаем в школу с английским уклоном, ведь я в свое время туда не попал.»

НегибкостьВыражается застреванием на проблемах («мой ребенок плохо говорит»), трафаретностью требований, отсутствием альтернатив в решениях, предвзятостью суждений, навязыванием мнений. Часто у родителей с «негибким» отношением к ребенку плохо развито воображение, они авторитарны, властны, эгоцентричны, излишне принципиальны.

Непоследовательность в обращении с детьми. Это переходы из одной крайности в другую ( от тотального контроля до попустительства), бесконечные обещания и угрозы и их невыполнение, недоведение начатого дела до конца. Сюда же относится несогласованность между родителями, когда мать разрешает, а отец это же запрещает; отец наказывает, а бабушка тут же жалеет.

Аффективностьпроявляется избытком раздражения, тревоги, недовольства, беспокойства или страха. Эмоции родителей выходят из-под контроля и «выливаются» на ребенка. ( «Я понимаю, что неправа, но не могу себя сдержать, чтобы не повысить голос. Потом я переживаю, но все повторяется снова и снова») Особенно склонны к такому поведению родители с темпераментом холерика. Чем больше мать настаивает, повышает голос, тем более возбудимым, или, наоборот, заторможенным становится ребенок.

Тревожность– это беспокойство, доходящее до паники по любому поводу; чрезмерная опека, подавление самостоятельности ребенка, стремление оградить от всех (часто воображаемых) опасностей и трудностей, неуверенность в правильности своих действий, но в тоже время потребность давать советы, предостерегать. Такие родители редко смеются, им явно не хватает оптимизма, все время ждут чего-то плохого, у них занижена самооценка. В такой семье ребенок, как правило, единственный, у него были или есть проблемы со здоровьем. Страх за ребенка может стать навязчивым. Тревожность обычно сочетается с гиперопекой, гиперсоциализацией.

Доминантность: требование безоговорочного подчинения, категоричность суждений, приказной тон, стремление подчинить ребенка, навязывание готовых решений, мнений, ограничение самостоятельности, использование физических наказаний, принуждения, постоянный контроль за ребенком, за его мыслями, действиями. Родители с властными чертами характера часто обвиняют детей в упрямстве, непослушании. В семье возникают споры по любому поводу ( сон, еда, режим дня), но они не приводят к порядку, а участники конфликта устают, постоянно находятся на грани нервного срыва.

Читайте так же:  Прощаю себе лууле

Гиперсоциальность Воспитание слишком «правильное». В отношениях не хватает тепла, ласки, родители боятся «испортить» ребенка, не проявляют любовь к нему открыто. Ребенок страдает от нехватки поцелуев, объятий. Простое поглаживание по головке нужно заслужить примерным поведением. Ребенку навязывается большое количество правил. Которые необходимо выполнять, чтобы «соответствовать» ожиданиям родителей. В семье не поддерживается выражение эмоций (как положительных, так и отрицательных), детский шум, веселье, жизнерадостность и непосредственность. Родители не прощают оплошности, не терпят недостатки и слабости ребенка, стараясь их искоренить. К ребенку относятся, как ко взрослому, требуя от него поведения взрослого. Фразы «ты должен, обязан», «как тебе не стыдно» встречаются очень часто. Жизнь ребенка спланирована и расписана до мелочей уже с самого рождения. Ребенка отдают в детский сад, чтобы он привыкал выполнять правила, учился соблюдать дисциплину. Воспитатель выбирается требовательный и строгий. Максимум дополнительных занятий. Усиленный контроль за успеваемостью.

Недостаточная отзывчивость( нечуткость) несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы, потребности, эмоции ребенка. Подобное отношение сочетается с неприятием ребенка, с принципиальностью и гиперсоциальностью. Бывает, что родители моментально реагируют на неудачи ребенка, нарушения поведения, но «не замечают» его успехов, не умеют вовремя похвалить, поддержать.

Противоречивость в отношениях проявляется сочетанием различных форм поведения: Аффективность уживается с недостаточной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования с родительской беспомощностью.

Дети, пережившие насилие, или Как перестать жить прошлым

Насилие над детьми в семье на сегодняшний день является одной из самых острых тем в разделе детской психологии. Показатели статистики домашнего насилия над детьми и женщинами растут ежегодно, а многие эксперты лишь разводят руками. Дети, пережившие насилие в семье, нередко проносят психологические травмы через всю жизнь.

Причины насилия над детьми

Если простому обывателю трудно поверить, что отец может поднять руку на свое любимое чадо, то что уж говорить о матери. Но статистика показывает, что проблема жестокого обращения с детьми в семье относится не только к мужской части населения. Многие матери используют физическое наказание, как основной принцип воспитания.

В чем же настоящая причина насилия? Раскрывает ее тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Видео (кликните для воспроизведения).

Естественно, любой человек стремится получать максимум наслаждения и избегать страданий в жизни. При этом зачастую сам он не осознает, почему совершает те или иные поступки, а только лишь может почувствовать, что они ему приносят некое облегчение. Мы все способны оправдать свои действия, даже если они подразумевают жестокое обращение и насилие над детьми в семье.

Дедовские методы воспитания «дурной крови»

Есть люди, которые стремятся к почету и уважению от своих детей, в том числе через применение насилия в семье. Этот способ воспитания ими воспринимается, как «проверенный временем». Таким людям очень важно, чтобы ребенок уважал и слушался их, не смотря ни на что. И чтобы, не дай бог, «не опозорил» мать или отца.

Есть люди, которые мстят ребенку за последствия несложившихся отношений с его отцом или матерью. Причины насилия над детьми в данном случае сводятся к одному знаменателю – «он так похож на своего отца», с которым не сложились отношения. И всю свою ярость, ненависть и недовольство бывшими отношениями такой человек выливает на невинного ребенка.

Как бы там ни было, мы всегда найдем оправдание своим действиям и скорее обвиним ребенка в его несостоятельности, чем признаем свою. Поэтому насилие над детьми в семье и защита от этого насилия имеет двойственный характер. То есть, сам человек, который склонен к насилию в семье, должен понять причины, которые толкают его на насилие по отношению к детям.

Дети и насилие – первые признаки

Очевидно, что ребенок не может сделать ничего, чтобы предотвратить насилие. Как показывается на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, лишь менее пяти процентов детей старше шести лет в потенциале могут хоть как-то противостоять жестокому обращению и насилию в семье. Поэтому предотвращение и защита детей от насилия в семье должны начинаться непосредственно с родителей и взрослых.

Как распознать насилие в семье? Зачастую это сделать не сложно. В системно-векторной психологии даются описания детей, которые пережили насилие, а также последствия, выраженные их поведением. Но следует отметить, что причиной подобного поведения может стать не только насилие в семье: так проявляется потеря ребенком чувства защищенности и безопасности, которое он получает от матери. Например, развод родителей или сильный стресс матери может повлиять не меньше.

Дети с кожным вектором склоны к мелкой покраже, как к следствию побоев и жестокого обращения в семье. Дети с уретральным вектором в результате насилия в семье склонны к поджогам родительского дома или побегам. Потеря чувства защищенности и безопасности у детей с анальным вектором вызывает обиды, упрямство и садистские наклонности: сначала к животным, а потом и к другим людям.

Все это признаки нарушения психологического развития ребенка и показатели, что в семье может применяться насилие как над детьми, так и над женщинами.

Дети, пережившие насилие – жертвы своего прошлого

Ни для кого не секрет, что все травмирующие события детства накладываются тяжелым отпечатком на будущее. Дети, пережившие насилие, знают это как никто другой. Сегодня интернет буквально переполнен душераздирающими рассказами о том, как насилие в семье повлияло на дальнейшую судьбу человека.

Рассмотрим сначала физическое насилие над детьми в семье. Как для девочек, так и для мальчиков этот тип насилия является одинаково разрушающим. Прежде всего любой ребенок нуждается в ощущении защищенности и безопасности, которое он вплоть до шести лет получает исключительно от матери (и лишь вторично от отца).

После шести лет и до пубертатного периода чувство защищенности и безопасности может достигаться и другими путями. Например, сказывается влияние сверстников или другой авторитетной фигуры в жизни ребенка. Но все же до пубертата защищенность в основном зависит от родителей.

После шести лет мир ребенка расширяется и так же подвержен влияниям извне. Поэтому ребенок может научиться хоть как-то обеспечивать себе чувство защищенности и безопасности, независимо от родителей. Вся проблема в том, что это обычно происходит через архетипичные программы выживания.

Выжить во что бы то ни стало

На разные вектора физическое насилие влияет по-разному. Например, как говорилось ранее, дети с кожным вектором могут начать воровать. «Добытчик» – это их ранняя программа, которая способна дать ребенку хоть какое-то облегчение в силу выполнения своей ранней видовой роли.

Дело в том, что только выполняя свою видовую роль, человек способен ощущать чувство защищенности и безопасности и наслаждение. А так как родители не обеспечивают ребенка надлежащей защитой, а наоборот, лишают ее, то ребенок вынужден «действовать согласно своей видовой роли», чтобы получить хоть какое-то наслаждение. Вся проблема в том, что ребенок еще не развит и способен к выполнению лишь ранней, архетипичной видовой роли.

Читайте так же:  Отношение семье муж и дети

В потенциале при нормальном развитии такие дети способны стать выдающимися инженерами, техниками, служителями закона, офицерами, успешными бизнесменами. Но пока их логическое мышление развито только до уровня – «добыть примитивным способом, то есть украсть».

Жертва – на всю жизнь

Для детей со зрительным вектором жестокое обращение и насилие в семье чревато страхами, тревожными состояниями, разного вида фобиями, паническими атаками. Эти дети по своей природе очень ранимы и чувствительны, и при потере чувства защищенности и безопасности ощущают глубокий страх смерти, который полностью может парализовать или нарушить развитие чувств.

Есть множество сценариев судеб детей со зрительным вектором, переживших жестокое обращение и насилие в семье, и все они несчастливые. Вплоть до развития виктимологического комплекса.

Человек со зрительным вектором, переживший насилие в семье, не сможет благополучно выстраивать здоровые отношения ни в паре, ни в коллективе. Со стороны будет казаться, что он просто «строит из себя жертву». Постоянные истерики, неумение раскрыться эмоционально, куча страхов и неумение любить по-настоящему. Такой приговор вы подписываете, когда применяете насилие к своему зрительному ребенку.

Сегодня – жертва, завтра – уже палач

Дети с анальным вектором, пережившие насилие в семье, сначала будут проявлять агрессию по отношению к неживым предметам, ломая и разбивая вещи. Потом могут начать издеваться над животными и со временем перейти на людей.

С годами обида накапливается. Папа несправедливо наказал, мама не защитила. Или мама отлупила ни за что. Сначала это может выражаться, как просто упрямство и нежелание ничего делать, а потом вылиться в прямую вербальную и физическую агрессию.

Насилие в семье особо опасно для этой категории детей, так как чревато последствиями не только для самого ребенка, но и для его окружающих. Нередко дети, которые издеваются и бьют других детей, сами являются жертвами жестокого обращения в семье.

Дети и насилие – что делать, как защититься от насилия в семье

Мы рассмотрели разные типы последствий насилия и жестокого обращения в семье. Конечно, это только зарисовка. Жизненных обстоятельств бывает много, и кому-то удается чудесным образом спастись от негативных последствий насилия, пережитого в детстве. Но таких меньшинство!

Чтобы побороть проблему насилия в семье, прежде всего надо решить проблему непонимания себя и недовольства собой. Дети не создают проблему насилия в семье, они являются ее жертвами.

Любой человек, который чувствует себя реализованным, имеет успех и почет в обществе, способен наслаждаться жизнью и видеть ее во всех красках цветовой палитры, нашел и осознал свой смысл в жизни – просто не сможет поднять руку на ребенка. В конце концов, мы все ищем счастья в этом мире. И не находя его, срываемся на детях. Мы несем на плечах тысячи ненужных обид на папу и на маму, большое количество травм и психологических проблем. Поэтому, чтобы исключить насилие над детьми в семье, нужно начинать с решения проблем самих родителей.

Понять, чтобы избавиться от груза пережитой боли

Системно-векторная психология предлагает понимание человека таковым, как он есть. Эти знания помогут любому разобраться в себе, в своих жизненных приоритетах, решить внутренние конфликты и психотравмы.
Даже дети, пережившие насилие, смогут осознать причины и последствия всех жизненных событий, которые привели их в положение жертвы насилия в семье. И таким образом, простить родителей и перестроить свою жизнь. Читайте результаты бесплатного тренинга Юрия Бурлана:

«…я прошла две бесплатных лекции, и я в ШОКЕ просто от того, как изменилась моя жизнь за эти две лекции, я узнала и маму, и папу, и даже двух дедушек. И я могу сказать, что я простила папу, который меня бил все детство. Я посмотрела на него другими глазами, и счастлива, что я его простила. Я не могла его простить всю жизнь. Да что скрывать – мне муж сказал, что внешне стала намного красивее))))) За один день люди на улице подходили знакомиться, а я уже год не общалась почти совсем с людьми…»
Ольга, Москва, слушатель бесплатных лекций

«…Главный для меня сейчас результат – воспитание детей. Пришло понимание, как надо. Перестала бить (какой кошмар, я била свое дитя), орать, пугать. Я поняла свою девочку. И этот вопрос, почему она не слушает, не слышит, – отпал. Это самое главное! Дети – это наше будущее. »
Лилия П., Краснодар

Только понимание себя и своей психики дает гарантию освобождения от насилия в семьях, потому что помогает человеку чувствовать себя счастливым и реализованным членом общества. Присоединяйтесь к бесплатному онлайн-тренингу «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, чтобы помочь себе и своим детям!

Автор Екатерина Бондаренко

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»

Глава 6 насилие над детьми

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством (ООН, Центр по социальному развитию и гуманитарным вопросам, 1998).

Проблема психотравмирующего влияния насилия на ребенка имеет не только психологический, но также социальный и юридический аспекты, однако в России ее изучению пока не уделяется достаточного внимания (Тарабрина, 2001).

Насилие классифицируется по нескольким параметрам:

• явное или скрытое (косвенное) – в зависимости от стратегии поведения обидчика;

• происходящее в настоящем или случившееся в прошлом;

• единичное или множественное, длящееся долгие годы;

• по месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или незнакомых взрослых.

Наибольшее распространение получила следующая классификация насилия, предложенная в работе Асановой (1997).

Физическое насилие – это любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, затрещин, удушения, пинков, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а гакже попытки утопления.

[2]

Сексуальное насилие – использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс (включая инцест), взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Читайте так же:  Грусть печаль цитаты

Психологическое насилие – постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман (в результате чего ребенок теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

В отдельную форму выделяется также эмоциональное насилие. Некоторые исследователи полагают, что в основе любой формы насилия, в том числе и сексуального, лежит насилие эмоциональное, депривация, отвержение, которое оказывается «особенно коварным» и «причиняет значительный ущерб развитию личности и формированию механизмов сов-ладания» (Palmer, McMahon 1997).

Как правило, ребенок-жертва страдает одновременно от нескольких форм насилия, то есть переживает «много форм насилия сразу». Так, для детей, страдающих от инцеста, неизбежными являются сопутствующие разрушение семейных отношений и доверия к семье, манипуляции, а зачастую и запугивания со стороны родителя-насильника, квалифицируемые как психологическое насилие. Дети и взрослые – жертвы изнасилования, например, часто переживают и физическое насилие (избиение), и эмоциональное (угрозы убить или покалечить).

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия (Зиновьева, Михайлова 2003).

1. Отсутствие в общественном сознании четкой оценки физических наказаний.

2. Демонстрация насилия в средствах массовой информации.

3. Права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, закрепленные в Конституции, не позволяют своевременно установить факт насилия и осуществить вмешательство.

4. Отсутствие эффективной превентивной политики государства.

5. Недостаточное понимание обществом насилия как социальной проблемы.

6. Низкая правовая грамотность населения.

7. Плохая осведомленность детей о своих правах.

8. Несовершенство законодательной базы.

Социально-экономические факторы риска насилия в семье:

• Безработица или временная работа, низкий трудовой статус (особенно у отцов).

• Принадлежность к меньшинствам. © Плохие квартирные условия.

• Отсутствие социальной помощи от государства и от общественных организаций.

Факторы риска, обусловленные структурой семьи и моделью общения (Browne, Finkelhor, 1986):

• Семья родителя-одиночки, а также многодетные семьи.

• Отчим в семье или приемные родители.

• Конфликтные или насильственные отношения между членами семьи (Михайлова, 1998, 2001).

• Проблемы между супругами (сексуальная неудовлетворенность, отсутствие или недостаток эмоциональной поддержки, ревность и пр.) (Coohey, 1995).

• Межпоколенная передача. Родители, испытавшие или видевшие в детстве насилие, склонны к нему в обращении со своими детьми. С раннего возраста родители-жертвы усвоили паттерн агрессивного поведения по отношению к другим людям и членам семьи в частности.

• Проблемы взаимоотношений родителя и ребенка.

• Эмоциональная и физическая изоляция семьи.

Факторы риска, обусловленные личностью родителя:

• Особенности личности родителя: ригидность, доминирование, тревожность, привычная раздражительность (особенно на провоцирующее поведение ребенка), низкая самооценка, депрессивность, импульсивность, зависимость, низкий уровень эмпатии и открытости, низкая толерантность к стрессу, эмоциональная лабильность, агрессивность, замкнутость, подозрительность и проблемы самоидентификации (Алтосаар, 2000;.

• Негативное отношение родителя к окружающим и неадекватные социальные ожидания в отношении ребенка. В этом случае родители оценивают поведение ребенка как сильный стрессор. Их отличает недовольство и негативное самоощущение. Они чувствуют себя несчастными, недовольными своей семейной жизнью, страдающими от стресса.

• Низкий уровень социальных навыков. Отсутствует умение вести переговоры, решать конфликты и проблемы, совладать со стрессом, просить помощи у других. При этом работают механизмы психологической защиты: наличие проблемы отрицается, соответственно, не принимается помощь. Насилие над детьми является семейным секретом, который тщательно скрывается и открыто не обсуждается, поскольку вызывает страх, обвинения, стыд, вину и т. д.

• Психическое здоровье родителя: выраженные психопатологические отклонения, нервозность, депрессивность, склонность к суицидам увеличивают риск применения насилия в отношении детей.

• Алкоголизм и наркомания родителей и вытекающие из этого психофармакологические проблемы и аффективные нарушения: агрессивность, гиперсексуальность, раздражительность, нарушения координации, ослаблен-, ный контроль над своим поведением, снижение критики, изменения личности и др.

• Проблемы со здоровьем: патологически протекающая беременность, прервавшаяся беременность, тяжелые роды. Все это влияет на нервную систему и делает женщину менее устойчивой к стрессору.

• Эмоциональная уплощенностъ и умственная отсталость. Родитель не всегда понимает состояние ребенка – особенно больного, – поэтому может оставить ребенка без необходимой помощи.

• Неразвитость родительских навыков и чувств. Дефицит родительских чувств и навыков чаше всего характерен для молодых, умственно отсталых, психически больных родителей. Молодой родитель нервозен, так как всида испытывает страх, что не справится с требованиями. При этом депрессия и тревога снижают толерантность к стрессу и способность справляться с возникающими трудностями в воспитании (Михайлова, 1998).

Исследования выявили целый ряд особенностей ребенка, вызывающих в родителе недовольство, раздражение и следующее за этим насилие. Высокий риск стать жертвами насилия имеют дети со следующими особенностями:

• нежеланные дети, а также те, которые были рождены после потери родителями предыдущего ребенка;

[3]

• недоношенные дети, имеющие при рождении низкий вес;

• дети, живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшой (погодки);

• дети с врожденными или с приобретенными увечьями, низким интеллектом, с нарушениями здоровья (наследственный синдром, хронические заболевания, в том числе и психические);

• с расстройствами и нетипичными вариантами поведения (раздражительность, гневливость, импульсивность, гиперактивность, непредсказуемость поведения, нарушения сна, энурез);

• с определенными свойствами личности (требовательный без насыщения, замкнутый, апатичный, равнодушный, зависимый, выраженно внушаемый);

• с привычками, действующими на нервы родителям;

• с низкими социальными навыками;

• с внешностью, отличающейся от других, или с неприемлемыми для родителей особенностями (например, «не того» пола);

Видео (кликните для воспроизведения).

• дети, чье вынашивание и рождение было тяжелым для матерей, а также дети, которые часто болели и были разлучены с матерью в течение первого года жизни.

Источники


  1. Молодой семье. Энциклопедия семейной жизни. — М.: Гриф, 2010. — 672 c.

  2. Чеховских, М. И. Психология делового общения / М.И. Чеховских. — М.: Инфра-М, Новое знание, 2016. — 256 c.

  3. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум. Учебник и практикум / Д.М. Рамендик. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.
  4. Новиков, Дмитрий Я ненавижу тебя — будь со мной! Преодоление кризиса в семье и в жизни / Дмитрий Новиков. — М.: Центрполиграф, 2009. — 224 c.
  5. Буровский, А.М. Девочки. Инструкция по применению / А.М. Буровский. — М.: АСТ, 2012. — 506 c.
Насилие в семье над детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here