Научная гипотеза и научная теория

Самое важное по теме: "научная гипотеза и научная теория" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Основные формы научного знания: проблема, научный факт, гипотеза, теория.

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

От обыденных вопросов проблема отличается прежде всего своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания – научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение.

Проблема ставится или формируется наукой.

Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например, проблема социализма включает проблемы развития производительных сил, характера собственности, принципа распределения, формы государственного устройства.

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании. Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

1. конструктивные проблемы – они могут конструироваться до появления разрешающей их теории;

2. реконструктивные проблемы – они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила.

Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории.

Также проблемы бывают:

неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, которая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения к-ой не видно.

Задача которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т.о. развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Научная проблема всегда формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

В ходе развития общества нередко возникали и псевдопроблемы, связанные с заблуждениями, недостаточной научной подготовкой, амбицией отдельных исследователей. Огромная масса проблем связана с религией и суеверием.

Гипотеза – предположительное решение проблемы.

Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.

В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер.

Основное свойство гипотезы – множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез.

Гипотеза → Научная теория

Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат.

Основные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

[1]

3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта

Факт, научный факт

Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий.

Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык – язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов.

1. объективный факт – некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания

2. научный факт – это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка.

Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Читайте так же:  Ребенок вялый капризный

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Понятие научной теории. Абстрактные и “идеальные” объекты в структуре научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рациональных форм мышления — понятий, теорий, законов. Чувственное познание здесь является подчиненным моментом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных связей и закономерностей. Здесь применяется система таких абстракций, как понятия, законы, категории, принципы.

Характерной чертой теоретического знания является его построение «сверху вниз» т. е. дедукция следствий, вытекающих из принципов, аксиом, гипотез, постулатов.

Важнейшую роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект — теоретическая модель. Построение идеализированного объекта — необходимый этап создания любой теории.

Соотношения элементов идеализированного объекта представляют собой теоретические законы, которые, в отличие от эмпирических законов, формулируются не непосредственно на основе опытных данных, а путем мысленных действий с идеализированным объектом. Теоретические законы относятся не непосредственно к эмпирически данной реальности, а к реальности, как она представлена в идеализированном объекте.

Теоретическое исследование имеет относительную независимость от эмпирии, и это обеспечивает теоретическому мышлению богатые эвристические возможности. Но теория только тогда выступает как реальное знание о мире, когда она получает эмпирическую интерпретацию.

Подтверждение теории отдельными эмпирическими примерами не может служить безоговорочным свидетельством в ее пользу, но и противоречие теории отдельным фактам не является основанием для отказа от нее. Такое противоречие побуждает совершенствовать теорию вплоть до пересмотра и уточнения ее исходных принципов.

Основными формами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения. Наука начинается не столько с наблюдений, сколько с проблем, и ее развитие есть переход от одних проблем к другим. Проблемы возникают вследствие противоречий в отдельной теории, или при столкновении двух различных теорий, или в результате разногласий теории с наблюдениями.

Гипотеза (греч. υπόθεσις = основание, предположение) — предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений. Один из способов объяснения фактов и наблюдений. Научная гипотеза должна удовлетворять следующим требованиям:

1) быть проверяемой (хотя бы в принципе), т. е. следствия, выведенные из гипотезы путем логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу;

2) обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода о неизвестных еще явлениях;

3) быть логически непротиворечивой. Из противоречивой гипотезы по правилам логики можно вывести любые следствия. Противоречивая гипотеза заведомо лишена познавательной ценности.

Проверенная и доказанная гипотеза становится научной теорией.

Теория (греч. θεωρία = созерцание, учение) — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Основные элементы теории:

1) исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т. п.;

2) идеализированный объект — абстрактная модель изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.);

3) логика теории;

4) совокупность законов и положений, выведенных из основоположений данной теории.

Ключевой элемент теории — закон. Закон — это связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является: объективной, существенной, всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Открытие законов — главная задача научного познания.

Диалектика развивающейся науки. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания

Динамика науки обусловлена общественной практикой и ее потребностями, но вместе с тем наука развивается и по своим собственным закономерностям. Она обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития.

Новые ступени в развитии науки возникают на основе предшествующих ступеней. Происходит диалектическое отрицание прежних теорий, т. е. не отбрасывание, а снятие. Диалектическое отношение новой и старой теории в науке выражено в принципе соответствия, впервые сформулированном Нильсом Бором. Согласно этому принципу, новая теория, имеющая более широкую область применимости, чем старая, должна включать в себя старую как предельный случай. В частности, результаты квантовой механики при больших квантовых числах должны совпадать с результатами классической механики; релятивистская механика при малых скоростях переходит в классическую механику Ньютона.

В. Гейзенберг отмечал, что «релятивистская механика… переходит в ньютоновскую в предельном случае малых скоростей. Мы, стало быть, и сегодня признаем истинность ньютоновской механики, даже ее строгость и общезначимость, но… указываем, что считаем область применения

ньютоновской теории ограниченной». Обобщая, можно сказать, что новая теория должна переходить в предыдущую менее общую теорию в тех условиях, в каких эта предыдущая была установлена.

Преемственность научного познания не является равномерным, монотонным процессом. В развитии науки бывают периоды относительной стабильности, когда происходят количественные изменения науки, постепенно накапливаются новые факты в рамках существующих концепций, идет расширение, уточнение уже имеющихся теорий, понятий, принципов. И бывают периоды кризисов, когда под давлением новых фактов ставятся под сомнение принципы, казавшиеся незыблемыми. Это — периоды качественных изменений, скачков, научных революций. Периоды спокойного развития и революционных потрясений чередуются друг с другом. Так в развитии науки проявляется диалектический закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Читайте так же:  Кризис 30 лет у мужчин

(См. также § 15: кумулятивизм – антикумулятивизм, экстернализм – интернализм.)

В развитии науки диалектически сочетаются два противоположных процесса: дифференциация (выделение новых научных дисциплин) и интеграция (синтез знания, объединение ряда наук). В одни периоды преобладает дифференциация, в другие — интеграция наук, что характерно для современной науки.

Дифференциация наук связана с умножением и усложнением знаний, специализацией и разделением научного труда. Дифференциация требует от ученых большего профессионализма, но вместе с тем сужает их кругозор. А. Эйнштейн отмечал, что в ходе развития науки «деятельность отдельных исследователей неизбежно стягивается ко все более ограниченному участку всеобщего знания. Эта специализация, что еще хуже, приводит к тому, что единое общее понимание всей науки, без чего истинная глубина исследовательского духа обязательно уменьшается, все с большим трудом поспевает за развитием науки. ; она угрожает отнять у исследователя широкую перспективу, принижая его до уровня ремесленника» [53] .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с дифференциацией происходит интеграция — объединение, взаимопроникновение, синтез наук, сочетание их методов и идей. Это особенно характерно для современной науки, когда усилия разных наук соединяются для решения крупных задач и глобальных проблем, например, экологической проблемы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Нарушение авторского права страницы

[3]

Роль гипотезы и теории в становлении научного знания.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования.

В современной методологии термин «гипотеза» употребляется в двух основных значениях:

а) форма теоретического знания, характеризующаяся проблематичностью и недостоверностью;

б) метод развития научного знания.

а) гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта;

б) гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль;

в) гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

Условия выдвижения гипотез:

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам. Например, ни одна гипотеза не может быть плодотворной, если она противоречит закону сохранения и превращения энергии.

2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута.

3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречий, которые запрещаются законами формальной логики.

4. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения.

Направления развития гипотезы:

1. уточнение, конкретизация гипотезы в ее собственных рамках.

2. самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы. В этом случае происходит не усовершенствование старой системы знаний, а ее качественное изменение. 3.превращение гипотезы как системы вероятного знания — подтвержденной опытом — в достоверную систему знания, т.е. в научную теорию.

Гипотеза в своем применении проходит следующие этапы:

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий. Если такая попытка не удается, то делается дальнейший шаг.

2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии и т.п.

3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор и их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых из гипотезы следствий. В результате этой проверки гипотеза либо «переходит в ранг» научной теории, или опровергается.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

[2]

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

1. Теория — это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система.

Видео удалено.
Читайте также:
  1. CОВРЕМЕННЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
  2. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  3. I.ОГЮСТ КОНТ И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ СОЦИОЛОГИИ.
  4. II. Методы теоретического познания.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II. Первые исследования в области сравнительно-исторического языкознания.
  7. III. Основные положения синтетической теории эволюции
  8. IV. Логическое направление сравнительно-исторического языкознания.
  9. IV. Цитаты из книги «Из лекций по теории словесности».
  10. IV. ЭВОЛЮЦИОННАЯ И РЕВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно — когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5.Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав

Вопрос 3. Научная проблема, научная гипотеза, научная теория: понятие, специфика постановки и формулирования

Любая наука разрабатывает свой собственный методологический аппарат, который помогает грамотно вести научные исследования.

Функции методологии любой науки:

1) Формировать общие принципы и методы научного исследования;

2) Направлять ход научного исследования по оптимальному пути с целью приобретения нового объективного знания;

3) Обобщать результаты научного познания в различные формы знания.

Известный отечественный психолог Выготский говорил, что методология подобна «костяку в организме животного, на котором держится весь этот организм». Самой важной задачей использования методологии является постановка научных проблем. Именно здесь чаще всего встречаются методологические ошибки, приводящие к выдвижению псевдо проблем или существенно затрудняющие получение результата.

Научные проблемы отличаются от простой постановки вопроса тем, что ответ на нее нельзя найти путем преобразования уже имеющейся информации. Решение проблемы всегда предполагает выход за пределы известного. Проблемные ситуации в науке чаще всего возникают в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в прежние теории.

Научную проблему чаще характеризуют как «осознанное незнание», так как пока мы не осознаем свое незнание, пока нам всё ясно, то проблемы нет.

Научная проблема – форма научного знания, содержание которой составляет то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Умение верно поставить проблему – необходимая предпосылка любого успешного исследования. Для этого нужно разделить известные и неизвестные. Отделить факты объясненные от требующих объяснение и факты соответствующей теории от противоречащих ей. Необходимо сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки и практики. Наметить конкретные задачи, последовательность их решения и методы, которые будут применяться при этом. Выбор проблемы определяется, в первую очередь, научной теории и потребностями практики. При этом, научная проблема отличается от псевдо-проблем и ненаучных спекуляций тем, что опирается на твердоустановленные факты и подтвержденное практикой теоретическое знание.

Теоретические стадия изучения проблемы начинается с выдвижения и обоснования гипотезы, которая призвана дать пробное решение проблемы. Она может показать правильный ответ на поставленную проблему или доказать ее несостоятельность, но убедиться в этом можно лишь после проверки гипотезы.

Гипотеза – такая стадия развития знания, которая выражает научно-обоснованные предположения, объясняющие причину какого-либо явления, хотя достоверность этого предположения еще не доказана и не подтверждена практикой. В процессе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются как заблуждения. Таким образом, гипотеза это необходимый элемент научного исследования, который помогает собрать, описать и систематизировать факты, которые потом либо лягут в основу теории, либо заставят выдвинуть новую теорию.

Научная теория – наиболее развитая форма научного знания, целостная система истинных проверенных практикой знаний, которая отражает существенные свойства, связи предметов и явлений реального мира. Главным элементом любой научной теории является закон.

Функции научной теории:

1) Синтетическая. Любая теория объединяет и синтезирует достоверное знание в единую систему. Ядром является научный закон;

2) Объяснительная. На основе полученных объективных законов теория объясняет некоторые явления своей науки, то есть выявляет причины и другие взаимосвязи этих явлений;

3) Мировоззренческая-методологическая. Теория – важное средство достижения нового знания во всех его формах в различных областях реального мира. На ее базе разрабатываются различные методы, способы и приемы исследовательской деятельности;

4) Предсказательная (предвидения). На основании теоретических представлений об уже известных явлениях делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и предметами. Это позволяет спрогнозировать дальнейшее направление развития науки.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Уровни научного знания: факты, идея, гипотеза, теория, научная картина мира.

На каждом историческом этапе научное познание использует определённую совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов и схем объяснения, т.е. всего того, что объединяют понятием стиля мышления (античность – наблюдение, новое время – эксперимент. ). Все формы научного познания являются исторически-относительными, на сегодняшний день можно выделить следующие: научный факт, проблема, идея, гипотеза, концепция и теория.

Научный факт – это особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. В научном познании совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Соответствие фактам – одно из существенных требований, предъявляемых к научной теории. Вместе с тем, если теория противоречит одному или нескольким отдельным фактам, нет оснований считать её опровергнутой, т.к. подобное противоречие может быть устранено в процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.

В понимании природы факта в современной философии науки выделяются две основные тенденции: фактуализм и теоретизм. Если первый подчёркивает независимость фактов по отношению к различным теориям, то второй, напротив, утв., что факты полностью зависят от теории и при смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки.

Проблема – это вопрос или комплекс вопросов, возникающие в ходе развития познания, решение который представляет существенный практический или теоретический интерес. Весь ход развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решению, а затем к постановке новых проблем. Своеобразной формой решения проблемы может служить доказательство её неразрешимости (вечный двигатель – закон сохранения энергии).

Идея – форма мысленного постижения явлений объективной реальности, включающая в себя осознание цели и представление дальнейшего познания и практического преобразования мира. Это понятие было выдвинуто ещё в античности, но толковали его по-разному. В современной науке идеи не только подытоживают предшествующий опыт, но синтезируют знание в некую целостную систему, выполняют роль принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем.

Гипотеза – это научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределённо. Различают гипотезу, как метод развития научного знания, вкл. в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории. Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения к.-л. конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отриц. результатами экспериментов. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое. В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять следующим условиям: фальсифицируемость (опровергаемость) и верифицируемость (подтверждаемость). Определённый интерес представляет также сравнительный анализ соперничающих гипотез.

Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и др. видах деятельности.

Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Это высшая, самая развитая форма организации научного знания. По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знаний, которую характеризует логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса теории. В этом смысле теория – не сумма знаний, она содержит определённый механизм построения знания. В основе любой теории лежит идеализированный объект, теоретическая модель.

Основные компоненты теории: исходная эмпирическая основа (факты, наблюдения); исходная теоретическая основа (первичные допущения, аксиомы); логика (допустимые в рамках теории правила вывода и доказательства); результат (выведенные утверждения с доказательствами).

Процесс развёртывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории. Решение об окончательном отказе от теории обычно связано с общей дискредитацией программы исследования, лежащей в её основе, и появление новой программы, имеющей более широкие возможности.

В целом все эти формы научного познания достаточно полно характеризуют его структуру и методы.

Функции науки.

Функции науки – это внешнее проявлении каких-либо ее существенных свойств. По ним можно судить ее о возможностях участвовать в решении проблем, поставленных перед обществом, и способностях создавать более благоприятные условия для жизни людей и развития культуры. Функции науки выделяются по основным видам деятельности исследователей, их основным задачам, а также сфере применения полученных знаний. Таким образом, основные функции науки можно определить как познавательную, мировоззренческую, производственную, социальную и культурную. –

Познавательная функция является основополагающей, заданной самой сутью науки, назначение которой заключается в познании природы, человека и общества в целом, а также в рационально-теоретическом постижении мира, объяснении процессов и явлений, открытии закономерностей и законов, осуществлении прогнозирования и т.д. Данная функция сводится к производству новых научных знаний.

Мировоззренческая функция во многом переплетается с познавательной. Они взаимосвязаны, поскольку ее целью является разработка научной картины мира и соответствующего ей мировоззрения. Также эта функция подразумевает исследование рационалистического отношения человека к миру, разработку научного миропонимания, что означает, что ученые (наряду с философами) должны разрабатывать научные мировоззренческие универсалии и соответствующее ценностные ориентации.

Производственная функция, которую также можно назвать технико-технологической функцией, необходима для внедрения инноваций, новых форм организаций процессов, технологий и научных нововведений в производственные отрасли. В связи с этим наука превращается в производительную силу, работающую на благо общества, своего рода «цех», в котором разрабатываются и внедряются новые идеи и их воплощения. В этом плане ученых даже иногда относят к производственным работникам, что как нельзя более полно характеризует производственную функцию науки.

Социальная функция начала выделяться особенно существенно в последнее время. Это связано с достижениями научно-технической революции. В связи с этим наука превращается в социальную силу. Это проявляется в ситуациях, когда данные науки используются в разработках программ социального и экономического развития. Поскольку такие планы и программы имеют комплексный характер, то их разработка предполагает тесное взаимодействие различных отраслей естественных, общественных и технических наук.

Культурные функции науки (или образовательные) сводится к тому, что наука является своего рода феноменом культуры, важным фактором развития людей, их образования и воспитания. Достижения науки существенно влияют на учебно-воспитательный процесс, содержание программ образовани, технологии, методы и форму обучения. Эта функция реализуется через систему образования, СМИ, публицистическую и просветительную деятельность ученых. Структура и функции науки тесно связаны. Объективное существование включает три основных сферы: природу, человека и общество. В связи с этим в структуре науки выделяются три главных элемента. По сфере изучаемой действительности научные знания делятся на естествознание (науки о природе) и обществознание (науки о человеке и науки об обществе).

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Соотношение научной гипотезы и научной теории.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.

Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез –

a) одни из них становятся истинной теорией,

b) другие видоизменяются, уточняются, конкретизируются;

c) третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Гипотеза может существовать только до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией.

Говоря об отношении гипотез к опыту можно выделить три типа:

— гипотезы, возникающие непосредственно для объяснения опыта,

— гипотезы, в формировании которых опыт играет определенную, но не исключительную роль,

— гипотезы, которые возникают на основе обобщения только предшествующих концептуальных построений.

Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать следующим общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования, и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы вне зависимости от отрасли научного знания. Вот эти условия:

1. Выделяемая гипотеза должна соответствовать установленным в науке законам.

2. Гипотеза должна быть согласована с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута. Иначе говоря, она должна объяснить все имеющиеся достоверные факты. Но если какой-либо факт не объясняется данной гипотезой, последнюю не следует отбрасывать, нужно более внимательно изучить сам факт.

3. Гипотеза не должна содержать в себе противоречия, которые запрещаются законами формальной логики. Но противоречия, являющиеся отражением объективных противоречий, не только допустимы, но и необходимы в гипотезе.

4. Гипотеза должна быть простой, не содержать ничего лишнего , чисто субъективного, никаких произвольных допущений, не вытекающих из необходимости познания объекта таким, каков он в действительности.

5. Гипотеза должна быть приложимой к более широкому классу исследуемых родственных объектов, а не только к тем, для объяснения которых она специально была выдвинута.

6. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения или опровержения: либо прямо – непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается данной гипотезой; либо косвенно – путем выведения следствий из гипотезы и их последующей опытной проверки. Второй способ сам по себе не позволяет установить истинность гипотезы в целом, он только повышает ее вероятность.

Развитие научной гипотезы может происходить в трех направлениях: а) уточнение и конкретизация гипотезы в ее собственных рамках; б) самоотрицание гипотезы, выдвижение и обоснование новой гипотезы; в) превращение гипотезы как системы вероятностного знания — подтвержденной опытом – в достоверную систему знания, то есть научную теорию.

Гипотеза как метод развития научно-теоретического знания в своем применении проходит следующие основные этапы:

1. Попытка объяснить изучаемое явление на основе известных фактов и уже имеющихся в науке законов и теорий.

2. Выдвигается догадка, предположение о причинах и закономерностях данного явления, его свойств, связей и отношений, о его возникновении и развитии. На этом этапе познания выдвинутое положение представляет собой вероятностное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным.

3. Оценка основательности, эффективности выдвинутых предположений и отбор из их множества наиболее вероятного на основе указанных выше условий обоснованности гипотезы.

4. Развертывание выдвинутого предположения в целостную систему знания и дедуктивное выведение из него следствий с целью их последующей эмпирической проверки.

5. Опытная, экспериментальная проверка выдвинутых гипотез. В результате этой проверки гипотеза либо переходит в ранг научной теории, либо опровергается. Однако следует иметь в виду, что эмпирическое подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует в полной мере ее истинности, а опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее ложности в целом. Данная ситуация особенно характерна для научных революций, когда происходит коренная ломка фундаментальных концепций и методов и возникают принципиально новые идеи.

Говоря о гипотезах, нужно иметь в виду, что существуют различные их виды. Характер гипотез определяется во многом тем, по отношению к какому объекту они выдвигаются . например, выделяются частные, общие и рабочие гипотезы. Общие гипотезы – это обоснование предположений о закономерностях различного рода связей между явлениями. Общие гипотезы – фундамент построения основ научного знания. Частные гипотезы – обоснование предположений о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и отдельных явления. Рабочие гипотезы – это предположение, выдвигаемое, как правило, на первых порах исследования, и служащее его направляющим ориентиром, отправным пунктом дальнейшего движения исследовательской мысли.

Теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и ряд функций.

Основные компоненты, элементы теории:

1. Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и тому подобное.

2. Идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов.

3. Логика теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры изменения знания.

4. Философские установки и ценностные факторы.

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект, построение которого – необходимый этап любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть квалифицированны по разным основания (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, открытые и закрытые, объясняющие и описывающие, физические, химические и т.д.

Основные особенности теории (независимо от типа):

1) Теория – это не отдельно взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органически развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2) Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной ступени зрелости, т.е. оно должно объяснять совокупность фактов, а не просто описывать.

3) Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений.

4) Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5) Характер теории определяется степенью обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6) Теория – это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 305 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. I. Специфика оперного жанра. Роды искусства. Исторически сложившиеся жанровые типы опер
  3. IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
  4. VBA. Вложенные циклы, понятие, принципы организации.
  5. VBA. Циклический алгоритм, понятие, основные элементы. Виды циклических алгоритмов.
  6. Абсентеизм: понятие, проблемы. Повышение правовой культуры избирателей.
  7. Авторитаризм как тип политического режима: понятие, признаки и специфика.
  8. Административно-правовые нормы: понятие, виды
  9. Административно-правовые отношения понятие, особенности и виды.
  10. Административное право как отрасль права: понятие, предмет и система.

Источники


  1. Немов, Р. С. Общая психология. Учебник и практикум. В 3 томах. Том 2. В 4 книгах. Книга 1. Ощущения и восприятие / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2016. — 304 c.

  2. Семья. Книга для чтения. Книга 2. — М.: Издательство политической литературы, 2008. — 528 c.

  3. Тасуева, Татьяна Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! (комплект из 2 книг) / Татьяна Тасуева. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 480 c.
  4. Маркова, Надежда Как стать лучшей мамой на свете. Мамочка, пожалуйста. Источник любви. Теория и практика «семейных расстановок» / Надежда Маркова и др. — М.: ИГ «Весь», 2016. — 784 c.
  5. Кинг, Д. Любовница, подруга и жена. Психология супружества / Д. Кинг. — М.: ФАИР-ПРЕСС, Информпресс+, 2014. — 384 c.
Научная гипотеза и научная теория
Оценка 5 проголосовавших: 1