Непродуктивная форма психологического семейного консультирования

Самое важное по теме: "непродуктивная форма психологического семейного консультирования" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Основные формы семейного консультирования

В настоящее время используются следующие формы семейного консультирования:

1) индивидуальное консультирование одного из супругов;

2) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов одним консультантом;

3) параллельное индивидуальное консультирование обоих супругов разными, но взаимодействующими консультантами;

4) совместное консультирование обоих супругов либо всех членов семьи одним консультантом.

Индивидуальная форма консультирования одного из супругов является наименее продуктивной. В ряде случаев отмечается, что при индивидуальной работе лишь с одним из супругов отношения в семье не только не улучшаются, но значительно дестабилизируются. Эти факты еще раз доказывают, что семья представляет собой целостную систему, а потому именно она должна быть субъектом обращения за психологической помощью. Параллельное консультирование супругов одним или сотрудничающими консультантами, несомненно, является шагом вперед к достижению цели консультирования — повышения уровня эффективности функционирования семьи. Однако в этом случае «за кадром» остаются общение и формы взаимодействия и сотрудничества супругов, что значительно ограничивает возможности консультирования и коррекции. Признанным фактом является максимальная эффективность консультирования при использовании формы совместного консультирования супругов/семьи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9784 —

| 7396 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности психологического консультирования семьи

психологические науки

  • Донцова Маргарита Валерьевна , кандидат наук, доцент
  • Московский психолого-социальный университет
  • СЕМЕЙНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
  • МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
  • ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Похожие материалы

Семейное психологическое консультирование является важнейшим специфическим видом психологического консультирования, требующим отдельного (специального) пристального профессионального изучения.

По мнению Холмса Т.Х. и Раэ Р., неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сензитивность (восприимчивость) человека к различного рода «вредностям» и, соответственно, увеличивающих восприимчивость человека к разнообразным заболеваниям. Например, было доказано, что максимально неблагоприятное психосоматическое воздействие на человека оказывает смерть супруга, смерть близкого члена семьи, затем развод, разъединение семьи и т.п. [13].

В современной психологии семьи и семейной психотерапии, Виржиния Сатир выделяет две возможные теоретические позиции в отношении научного анализа семьи. Согласно первой позиции, семья представляет собой группу индивидов, имеющих как общие, так и различные интересы, а семейный социально-психологический контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определённой мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции, семья рассматривается как целостная система, и интегральной «единицей» анализа этой системы является сама семья, – как уникальная общность. Эта позиция характерна для современной системной семейной терапии и для многих психологов, подчеркивающих неаддитивный характер семьи, – характер, не сводящейся к суммарной совокупности членов семьи [13].

Семейное психологическое консультирование, — это главнейший по глубине индивидуальной личностной значимости для клиентов и первый по частоте встречаемости в профессиональной консультационной деятельности вид психологического консультирования. Таким образом, семейное психологическое консультирование является самым востребованным на сегодняшний день видом психологического консультирования, направленным на разрешение как внутрисемейных (микросоциальный уровень), так и «внешнесемейных» (мезосоциальный и/или макросоциальный уровень) проблем. Как правило, в подавляющем большинстве случаев, проблемы семьи являются «внешне-внутренними», а точнее – «внутренне-внешними». Любые семейные проблемы связаны с «внутриличностным» психологическим состоянием каждого из членов семьи, связаны с межличностным социально-психологическим состоянием (внутрисемейные отношения и взаимодействия) всех членов семьи, связаны с социальным взаимодействием членов семьи с окружающими их людьми (мезосоциум и макросоциум) [1,3,5,6,7,8,9,11,12].

Семейное психологическое консультирование – это консультирование по вопросам (затруднениям), возникающим у клиента(ов) в (о) собственной семье, например: выбор будущего супруга; оптимальное построение взаимоотношений в семье; отношения супругов с родственниками; решение внутрисемейных проблем (распределение обязанностей); психологическая совместимость в семье; предупреждение и разрешение внутрисемейных конфликтов; поведение супругов в момент развода и после него; детско-родительские отношения и пр. К сожалению, «семейная проблематика», психологические затруднения в семье, социальные сложности семьи, как правило, связаны с несколькими «проблемными параметрами», в основном – «согласно» вышеперечисленным трём психосоциальным «измерениям» семейных проблем [1,3,5,6,7,8,9,11,12].

Существуют различные модели(формы)оказания психологическойпомощи семье, которые может использовать психолог-консультант в процессе осуществления семейного психологического консультирования. Следование психолога(ом) положениям той или иной основополагающей консультативной модели зависит, прежде всего, от того, каков характер трудностей, имеющихся в данной конкретной семье (в какой области заключается, «концентрируется» основная сложность жизненных условий и ситуаций). Рассмотрим, вкратце, базовые модели (парадигмы) психологического консультирования семьи [1,3,5,6,7,8,9,11,12,13].

Модели (формы) осуществления семейного психологического консультирования.

Педагогическая модель базируется на гипотезе (предположении) недостатка педагогической компетентности родителей. Объект жалобы (тот человек, на которого жалуется клиент(ка) в таком случае, – его(её) ребёнок. Психолог-консультант, вместе с родителем(ями) анализирует ситуацию (например, имеется педагогическая запущенность), намечает программу мер для её исправления. Психолог ориентируется на оптимальные, с позиций педагогики и психологии, способы воспитания и методы формирования личности. Психолог-консультант может привлекать к «воспитательному» процессу «сторонних» лиц, – от бабушек и дедушек и других ближайших родственников, до всех тех лиц, кто подробно указан в нижеследующей социальной модели (другие взрослые). Педагогическая модель семейного психологического консультирования довольно часто применяется вместе, наряду с социальной моделью.

Социальная модель используется в тех случаях, когда семейные трудности являются, преимущественно, результатом неблагоприятных жизненных обстоятельств (негативной социальной ситуации развития) одного или нескольких членов семьи. Например, имеет место неудачная социальная ситуация (отрицательные социально-психологические условия) развития личности ребенка. В этих случаях, помимо анализа жизненной ситуации развития семьи в целом и соответствующих психолого-педагогических рекомендаций психолога-консультанта, требуется вмешательство «внешних сил». Этими «силами» могут являться: воспитатель детского сада, методист детского сада, медицинская сестра детского сада, заведующая детским садом, учительница начальных классов, школьный учитель (предметник), классный руководитель, школьный психолог, школьный социальный педагог, социальный работник. Это могут быть также одногруппники, одноклассники, сокурсники, друзья ребенка, подростка, юноши. Возможно привлечение друзей родителей ребёнка, подростка, коллег юноши по работе и т.д. Социальная модель семейного психологического консультирования нередко применяется параллельно (совместно) с педагогической моделью.

Читайте так же:  Что больше всего привлекает мужчин в женщинах

Диагностическая модель основывается на предположении о том, что имеется дефицит (недостаточность) у родителей специальных знаний о своем ребёнке и/или о своей семье. Объект диагностики – семья, а также дети и/или подростки с нарушениями и отклонениями в поведении (деятельности). Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения о произвольном изменении взаимоотношений в семье, путём, например, перераспределения семейных обязанностей. В ходе следования данной модели, психологом-консультантом так же, нередко, привлекаются, в качестве «сопутствующих лиц», лица, имеющие объективный социальный профессиональный статус, например, – социальные работники, социальные педагоги школ, школьные психологи, классные руководители и т.п. После получения психодиагностических данных, анализа учебных и других документов и анализа результатов включённого систематического стандартизированного наблюдения, возможно, так же, проведение психологической коррекции. Диагностическая модель семейного психологического консультирования, зачастую, применяется наряду с психологической моделью.

Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей взаимодействия супругов и/или детей (детей и родителей) лежат в области общения, заключаются в личностных особенностях членов семьи. Психотерапевтическая модель психологического семейного консультирования предполагает собою глубочайший анализ семейной ситуации (семейной истории), психодиагностику личности, социальную диагностику семьи. Психологическая (психотерапевтическая) модель семейного психологического консультирования, довольно часто используется «в связке» с диагностической и социальной моделями.

Медицинская модельсемейного психологического консультирования предполагает, что в основе семейных трудностей лежат физические болезни членов семьи. Задачи консультирования – медицинский диагноз, медицинское лечение больных и психолого-социальная адаптация здоровых членов семьи к больным. Данную форму консультирования могут осуществлять только лица с профессиональными медицинскими знаниями, умениями и навыками, например, – клинические психологи совместно с врачами (медиками, медицинскими работниками).

Процесс семейного психологического консультирования в целом, обязательно включает в себя когнитивный (познавательный), потребностно-мотивационный (мотивационный) и эмоциональный (эмоционально-чувственный) аспекты.

В ходе консультирования не только выясняются проблемы семьи в общем плане, но и находятся пути их решения на рациональном и чувственном уровне, – что потом пролонгировано реализуется (что обязательно должно осуществляться, «овеществляться») в поведении и деятельности всех членов семьи.

Психологическое консультирование семьи, это, прежде всего, взаимодействие, установление эмоционального психологического контакта с семьёй. Определённая динамика такого рода контактов психолога-консультанта с семьёй, создаёт условия для самораскрытия каждого из членов семьи. В ходе психологической работы, психологом-консультантом осуществляется формирование новых форм общения членов семьи друг с другом. Это «личностно-семейное раскрытие», в дальнейшем, выражается в положительной трансформации поведенческо-деятельностных стереотипов каждого из членов семьи. Все позитивные социально-психологические «подвижки» происходят с помощью (через) изменения психологом-консультантом эмоционально-интеллектуальных условий взаимодействия в семье. Положительная динамика взаимоотношений в семье зависит от социальных факторов, от продолжительности совместной психологической работы членов семьи (клиентов) с психологом (психотерапевтом) и от внутренних ресурсов каждой личности [1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13].

При работе с семьёй, психологу-консультанту необходимо хорошо знать общие социально-психологические законы формирования семьи, закономерности развития семейных взаимоотношений, владеть психокоррекционными знаниями, умениями и навыками, и, только с учётом и на основе всего этого профессионально строить свою работу.

Список литературы

  1. Алёшина Ю.Е. Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. – М.: Просвещение, 1993.
  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Учеб. пособие. – М.: Класс, 2001.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком – как? — Издание 4-е, стереотипное. – М.: ЧеРо, Сфера, 2005. — 240 с.: ил.
  4. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи: Альфред Адлер, Карен Хорни, Карл Густав Юнг, Роберто Ассаджиоли: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.
  5. Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2004.
  6. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.
  7. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004.
  8. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 1: Супружество. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2005.
  9. Кипнис М. Тренинг семейных отношений. Часть 2: Родительство. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ось-89, 2006.
  10. Кочюнас Р.А. Психологическое консультирование и групповая психотерапия. — 3-е изд., стереотип. – М.: Академический Проект, 2004.
  11. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: Медицина, 1991.
  12. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. – М.: Наука, 1989.
  13. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Сост. Л.Б. Шнейдер: В 2 частях. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

[3]

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Родитель и ребенок на первой консультации
Психологическое консультирование — Теория

Консультант в зависимости от ситуации работает то с семьями, то индивидуально, то консультирует родителей, то занимается с детьми. Однако в подавляющем большинстве случаев прием организован так, что предварительного звена консультирования, когда другой специалист сначала помогает обратившимся выбрать тот или иной вид психологической помощи, к сожалению, нет. Консультанту приходится самому на первом приеме улавливать тенденции запроса и возможного контракта на вид психологической помощи.

  1. Что привело вас ко мне?
  2. Кто кого привел в этот кабинет? (шутливо-игровой контекст)
  3. Кто что-то хотел от прихода сюда? (при очевидном нежелании ребенка входить или разговаривать) и другие.

Во многом опыт и интуиция могут подсказать, начинать ли разговор с позиции семейного терапевта с использованием соответствующих техник, или выступать в роли медиатора, или быть более активным во взаимодействии с кем-то одним.
Выяснять запрос необходимо у каждого из пришедших.

Вот наиболее частые примеры того, как родители формулируют цели в начале сессии:

Чувства, иногда стоящие за этим

Потребности, которые могут лежать глубже

Манипуляция с ребенком («Сделайте с ним то-то и то-то»)

Страх потери контроля, страх некомпетентность, несостоятельности

Основные формы семейного консультирования. 1. Основные этапы психологического консультирования семьи

Формулировка целей водителем

1. Основные этапы психологического консультирования семьи

Можно выделить следующие этапы психологического консультирования семьи: предварительный этап записи; этап первичного приема; диагностический этап; этап составления психологического заключения; этап совме­стного анализа причин возникновения проблемы и определения путей ее разрешения; заключительный этап.

Предварительный этап. Запись. Фиксация обращения. Объективирование жалобы и запроса клиента. Сбор исходной информации о семье и клиенте. Решение организационных вопросов. Ориентация клиента в по­рядке и регламенте работы.

Диагностический этап. Уточнение проблемы клиента. Направленное ее изучение в соответствии с принципом стереоскопичности диагноза, выявление ролевой структуры семьи и ее внутренних и социальных ресурсов. Реконструкция истории развития семьи с момента знакомства супругов. Анализ проблемных ситуаций, типовых семейных сценариев, выявление и обсуждение семейных мифов. Формулирование рабочих гипотез о содер­жании и причинах проблемы. Проведение необходимого диагностического обследования с целью проверки выдвинутых гипотез.

Этап составления психологическою заключения. Формулирование психологического диагноза и прогноза. Диагностическое заключение должно содержать описание объективного статуса семьи, вывод о соответствии жа­лобы объективной проблеме семьи и мере ее обоснованности, позитивную оценку функционирования семьи с выделением ее ресурсов, переформули­рование значения симптомов проблемного поведения членов семьи и объективирование механизма симптомообразования; в нем должна быть показа­на роль симптома в сохранении семейного функционирования. Разработка общего плана рекомендаций по преодолению проблем семьи. Психологиче­ское заключение может быть составлено консультантом вне времени встре­чи с клиентом, представлять собой результат анализа и интерпретации про­блемы консультантом и основу для проведения последующего этапа. В ряде случаев этап составления психологического заключения может совмещать­ся с этапом совместного анализа проблемы и поиска ее решения.

Этап совместного анализа причин проблемы и определение путей ее разрешения. Направленный анализ проблемы, выделение «сильных», ресурсных, и «слабых» аспектов семейного функционирования. Выявление причин неэффективного функционирования. Обсуждение основных положений психологического диагноза. Совместная выработка условно-вариантного прогноза. Рассмотрение «веера» возможных решений, всесторонняя оценка «плюсов» и «минусов» каждого из них. Принятие решения, выработка плана его реализации. Распределение ответственности и функций между членами семьи. Разработка системы «домашних заданий» для воплощения принятого решения в жизнь.

Заключительный этап. Подведение итогов. Контроль и оценка реализа­ции принятого решения. Завершение совместной работы с консультантом, обсуждение форм и сроков дальнейших контактов. Совместная выработка плана профилактических и превентивных мероприятий по предупрежде­нию возникновения трудностей и проблем в семье.

Даже простое перечисление этапов психологического консультирования семьи обнаруживает то, что они эксплицируют не столько временную последовательность, сколько саму логику и последовательность разрешения задач, обеспечивающих удовлетворение запроса клиента. Сами же этапы могут перекрываться во времени, допускать нарушение линейности продви­жения и возвращение с последующего на предыдущий этап. Выделенная последовательность этапов скорее определяет закономерность перехода от выполнения одного вида консультативных работ и процедур к другому.

При определении содержания психологического консультирования на каждом из этапов были использованы понятия «жалоба», «запрос», «пси­хологический диагноз» и «прогноз». Остановимся более подробно на каж­дом из них.

Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 76 ; Нарушение авторских прав

Организация семейного консультирования

Способы организации процесса семейного консультирования

Индивидуальная работа с одним из членов супружеской пары

В этом случае развиваются классические отношения «консультант-клиент», однако и здесь незримо присутствует контекст семейных отношений (в памяти, в образах клиента, в его рисунках и проигрываемых ситуациях и т.д.)

Семья продолжает существовать «в плане представления, вторичного образа и может получить истолкование и оценку клиента».

Если при индивидуальном консультировании возникают семейные проблемы или жалобы на непонимание домочадцев, то нужно мягко и ненавязчиво подвести клиента к мысли о том, что бессмысленно ставить себе цель «изменить жену или детей и их отношение ко мне». Однако, возможно измениться самому, продумать свою роль и своё поведение в семье, и тогда, скорее всего, близкие люди будут относиться по-другому.

Видео удалено.
Читайте также:
  1. I. Вспомните основные модальные глаголы и их эквиваленты. Чем они отличаются? Как спрягаются? (Заполните табличку).
  2. I. Основные положения
  3. I.Формы государственного управления
  4. II. Основные правила черной риторики
  5. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
  6. II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
  7. II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
  8. II.4.1) Исторические формы единоличной власти.
  9. III. Редкие формы
  10. III.1.1) Формы уголовного процесса.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для этого возможно использовать приём терапевтических притч. К примеру, как бы между прочим задать вопрос о том, чем отличается психолог от участкового полицейского, а потом с улыбкой пояснить, что если кто-то жалуется участковому на соседа, то он разбирается с соседом, а если жалуются психологу, то он разбирается с тем, кто жалуется.

Индивидуальная консультация вполне уместна, когда кому-либо из членов семьи сложно рассказать о проблеме открыто, и человек предпочитает индивидуальную беседу, где легче поделиться наболевшим, тем, что он долго и мучительно скрывал от домочадцев. В этих случаях индивидуальные беседы приводят к тому, что чуть позже человек сможет доверить тайну, рассказать «о стыдном» в присутствии других членов семьи. В таких случаях человек (клиент) зачастую испытывает большое облегчение: обнаруживается, что чувство вины, которое долго мучило его, было преувеличено, а замалчивание лишь усиливало его.

Но есть и другие случаи, когда успешное индивидуальное консультирование одного из членов супружеской пары вызывает сопротивление другого. Если консультируется один человек, а другой не хочет никаких изменений в семейных отношениях (по принципу: «Никогда хорошо не жили, так не стоит и начинать»), то возникает опасность разбалансировки эмоциональной динамики семейной системы.

Домашние начинают испытывать тревогу и могут попытаться вернуть человека к прежним ролевым стереотипам, к саморазрушительному поведению.

Работа с супружеской парой

В этом случае муж и жена приходят на консультацию вместе, их поведение делает наглядными привычные модели взаимодействия друг с другом. Консультант может непосредственно подвести их к осознанию конфликтных, непродуктивных форм взаимодействия.

[1]

В ходе работы с парой можно рассмотреть сложную жизненную ситуацию с разных точек зрения, помочь супругам обрести новый взгляд на жизненные трудности и свою роль в их преодолении, а затем найти новые, более продуктивные способы взаимодействия и решения трудных вопросов.

Однако, всё не так просто: на первом этапе работы супружеская пара может доставить консультанту немало беспокойства и поставить под угрозу саму возможность консультирования.

Консультирование супружеской пары должно соответствовать принципу гуманного отношения к каждому члену семьи и семье в целом, а также веры в её силы. Не переделка, а квалифицированная помощь и поддержка естественного развития.

Мир семьи представляет собой безусловную ценность. Консультант должен принимать семью и её позиции и давать клиентам почувствовать это. Консультанту следует уважать автономность семейной диады, обратившейся за помощью, её право на свободный выбор своего пути развития (если, конечно, её образ жизни не угрожает жизни и здоровью ребёнка).

Помните: консультирование эффективно только тогда, когда оно способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостности.

Консультант осуществляет индивидуальный подход к семье и каждому из её членов, опираясь при этом на ресурсы развития, которые реально есть у семьи.

Консультирование должно осуществляться в логике позитивных возможностей развития семьи, а не искусственно навязывать супругам цели и задачи извне.

Осуществляя консультирование семейной пары, психолог должен соблюдать принцип реалистичности: не пытаться «переделать семью или кого-либо из её членов» или «обеспечить жизненное благополучие и трудоустройство». Он может лишь поддержать в период преодоления «разрывов жизни», помочь преодолеть типичное для кризисных периодов отчуждение от себя и мира, создать условия для выявления ресурсов, позволяющих стать автором и творцом своей жизни и обрести большую гибкость в отношениях как между членами семьи, так и в отношениях семьи с «большим миром».

Умение слушать и слышать каждую из сторон помогает наладить контакт, а значит, даёт шанс на успешное консультирование. Консультируя супружескую пару, необходимо более чётко структурировать процесс приёма.

Работа с нуклеарной семьёй

то есть, с семьёй в узком смысле этого слова: отцом, матерью и детьми.

Преимущества этого процесса заключаются в том, что семья приходит на консультацию в полном составе и здесь во время непродолжительной встречи, будет в привычных для себя формах продолжать ту самую жизнь, которой живёт дома, а следовательно, для семейного диагноза не потребуется специальных средств.

Работа с нуклеарной семьёй особенно уместна тогда, когда в семье наблюдается симптом психологического неблагополучия ребёнка. Под углом зрения системной семейной психотерапии, нарушения в поведении ребёнка воспринимаются как ключ к «общественной боли», как своего рода сообщение о кризисных процессах, которыми страдает вся семья.

«Насколько детское неблагополучие очевидно, настолько стоящая за ним общесемейная дисфункция закамуфлирована, скрыта в глубоких тайнах семейной жизни. и, естественно, этот всегда досадный детский недуг, причиняющий столько неудобства взрослым, не был бы так упорен, если бы в каком то смысле не являлся нужным, «полезным» для семьи как целостной системы, не работал бы на неё, то есть, не обладал бы некоей «условной желательностью», удерживая семью от распадения и в то же время, позволяя сохранить статус-кво дефектных отношений».

Работа с расширенной семьёй

В расширенную семью входят не только мать, отец и дети, но и другие близкие люди: бабушки, дедушки, дяди, тёти и другие члены семьи, оказывающие влияние на её жизнь и систему отношений.

Работа с экосистемой

В процессе консультирования учитываются, включаются в качестве промежуточных переменных внешние контакты и социальные институты.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Задачи и принципы возрастно-психологического консультирования
Психологическое консультирование — Теория

Возрастно-психологическое консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение во всех тех случаях, когда практический психолог оказывает помощь родителям и детям [2]. Так, взаимодействие консультанта с детьми и родителями имеет место в таких направлениях психологического консультирования, как:
— семейное психологическое консультирование;
— профориентационное консультирование;
— консультирование родителей при психолого-медико-педагогических комиссиях по поводу отклонений в развитии детей;
— психологическое консультирование в системе здравоохранения;
— консультирование в учебных и воспитательных учреждениях системы образования.

Вопросы
1. Что общего и что отличного в принципах возрастно-психологического, семейного, профориентационного и других видов психологического консультирования?
2. Что является основной задачей возрастно-психологического консультирования?
3. Как отражаются принципы в методах и приемах работы возрастного психолога-консультанта?
4. Как вы понимаете принцип уважения личности ребенка? Имеет ли этот принцип какие-либо ограничения в связи с возрастом ребенка?

Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследова­ние ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. — Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. — 100 с.

Семейная психотерапия и семейное консультирование

Семейная психотерапия является разновидностью психотерапии, которая направлена на позитивные изменения отношений между членами семьи, избавление членов семьи от эмоциональных расстройств, наиболее ярко выраженных у одного из них.

В настоящее время существует несколько моделей семейной психотерапии, их цели едины и заключаются в следующем:

  1. изменение взглядов в семье на существующую проблему;
  2. преобразование взглядов членов семьи на их проблему от индивидуально-личностных к системным;
  3. модификация проницаемости каналов и границ между подсистемами;
  4. уменьшение эмоционального реагирования членов семьи на действия одного из ее членов;
  5. регулирование вопросов иерархии в семейных отношениях;
  6. ликвидация не оправдавших себя стереотипов поведения, взятых из родительской семьи, вскрытие семейных тайн, улучшение имеющихся и разработка новых способов коммуникации между членами семьи.

В семье происходит постоянное взаимодействие между членами семьи и с разнообразными окружающими системами. Семья постоянно развивается в результате воздействия обратных связей с внешними системами (биологическими и социальными). Внешние системы могут оказывать положительное или отрицательное влияние на семью.

Здоровые и дисфункциональные члены семьи по-разному реагируют на обратную связь с окружающей действительностью. Обратная связь является вариантом ответа на предъявляемые требования с целью адаптации.

Некоторые признаки гармоничной семьи следующие.

  1. Все члены семьи стремятся к общению друг с другом, умеют выслушать собеседника. В спорах все члены семьи уважительно относятся к мнению каждого. В процессе общения члены семьи могут проявлять как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции.
  2. Каждый член семьи несет ответственность за определенные общие дела, у каждого есть перечень обязанностей.
  3. В случае непредвиденных обстоятельств обязанности и ответственность легко перераспределяются.
  4. Каждый член семьи имеет адекватную самооценку, доверяет другим.
  5. В семье уважают мнение и вкусы других людей и других членов семьи.
  6. Для всех членов семьи едина система ценностей, каждый знает свои права и уважает права другого.
  7. Семейные традиции существуют, их уважают и поддерживают.
  8. С детства прививается позитивное отношение к жизни, поощряется юмор.
  9. Развлечения считаются необходимой частью жизни.
  10. Стремление к совместному приему пищи, особенно в выходные дни.
  11. Приветствуется альтруизм.
  12. Члены семьи стремятся к своему личностному росту.
  13. Обращение к специалистам по кризисным ситуациям не считается неуместным.

Семью с дисгармоничной (дисфункциональной) организацией семейной структуры следует понимать как такую семейную организацию, главной задачей которой является незыблемость сложившихся много лет или даже поколений назад стилей взаимного общения между членами семьи, а также семьи в целом с окружающим миром, хотя сам окружающий мир постоянно меняется. В результате игнорируются потребности самого слабого члена семьи, обычно ребенка. Дисфункциональные семьи, даже поняв наличие проблемы и обратившись за психотерапевтической помощью, трудно поддаются коррекции и стремятся сохранить постоянство своих взаимоотношений. При психотерапевтических вмешательствах необходимо не только учитывать сами патологические взаимоотношения, которые следует ликвидировать, но и прогнозировать, во что превратятся семейные взаимоотношения после удаления нежелательного симптома.

Семейная психотерапия разделяется на четыре этапа:

[2]

  1. диагностический (семейный диагноз);
  2. ликвидационный (устранение семейного конфликта);
  3. реконструктивный;
  4. поддерживающий.

Семейный диагноз. Для установления семейного диагноза психотерапевт должен на основании вопросов членам семьи и последующих ответов определить:

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование (стр. 27 из 45)

Разумеется, по сравнению с «чистой» психоаналитической мо­делью взгляды современных семейных терапевтов значительно ус­ложнились, расширились и стали включать, в частности, такие представления, как распределение власти и влияния между всеми членами семьи, субкультурный контекст реализации потребностей и др. Исходя из этого, человек в своей собственной семейной жизни может не просто добиваться внимания и любви со стороны супру­га, а, например, стремиться занять в своей нынешней семье пози­цию того из членов родительской семьи (включая всех родственни­ков, с которыми приходилось достаточно тесно взаимодействовать в детстве), который пользовался наибольшей властью и влиянием. При этом, с точки зрения современной семейной терапии, огром­ное значение имеет нынешняя взрослая семья клиента, которая может приводить к значительной модификации его глубинных стрем­лений и этим усугублять проблемы или же, наоборот, смягчать их (GurmanA.S., KniskernD.P., 1981).

Исходя из кратко описанных выше теоретических представле­ний, одна из задач супружеской психотерапии — помочь клиентам разобраться в том, как в их взрослой семейной жизни проявляются паттерны и модели взаимодействия, усвоенные ими в детстве и те­перь осложняющие и затрудняющие построение зрелых, взрослых отношений как с супругом, так и со своими собственными деть­ми. Анализ этих неосознаваемых потребностей и стремлений позво­ляет избавиться от них, «расчищая» дорогу более зрелым и адек­ватным отношениям, которые также выстраиваются в процессе психотерапии.

Тесно связан с вышеизложенными представлениями еще один конструкт, который нередко самостоятельно используется для ана­лиза супружеского взаимодействия. Это представление о том, что большинство проблем и конфликтов, связанных с отношениями, являются следствием бессознательной борьбы супругов за власть и влияние, их конкуренции друг с другом. Для торжества над парт­нером используются любые средства: отказ от участия в сексуальных отношениях — чтобы продемонстрировать другому низменность его стремлений, унизить и наказать за что-либо; поздние приходы как доказательство собственной независимости и самостоятельности;

обвинения и претензии по мелочам — для того чтобы убедить парт­нера в том, что он (она) ни на что не способен /-на/ и т.д. Интер­претируя и анализируя такие конкурентные отношения между суп­ругами, консультант может опираться на те модели взаимодействия, а соответственно, и на те паттерны конкуренции, которые суще­ствовали в родительских семьях каждого из них. Другой (и, с моей точки зрения, менее удачный) «источник» интерпретации возник­новения конкуренции — борьба за власть между мужчинами и женщинами как представителями двух противоположных полов. Та­кой взгляд непродуктивен, в частности, потому, что здесь не про­слеживаются какие-либо перспективы для «примирения» между бо­рющимися сторонами. Супруги, сколько с ними ни работай, так и останутся мужчиной и женщиной, а жесткое приписывание каж­дому из них каких-либо прав и обязанностей противоречит не только психотерапевтическим нормам, но и просто здравому смыслу.

К проблемам распределения власти в отношениях можно подхо­дить и непосредственно, как это делают многие авторы, считая, что борьба за власть, признание и влияние — это естественная реаль­ность любых отношений. При этом результатом психотерапии явля­ется не решение этой проблемы в принципе, что вообще невозмож­но, а установление между супругами некоторого баланса, когда, условно говоря, все выигрыши и проигрыши одного компенсиру­ются или уравновешиваются выигрышами или проигрышами друго­го. Подобное представление о супружеских взаимоотношениях, связанное лишь с распределением власти, является более простым, а следовательно, и более доступным для использования при рабо­те с супружескими парами, обращающимися в консультацию.

Таким образом, истинные причины прихода клиента в консуль­тацию — стремление добиться от партнера той любви, власти и пр., которых ему не хватает в отношениях с ним и которых он не может добиться собственными силами. Однако, утверждая это, необхо­димо учитывать принципиальное отличие краткосрочной консуль­тативной работы, о которой здесь идет речь, и более длительной глубинной психотерапии. У психолога, работающего в консульта­ции, обычно нет ни навыков, ни времени на «выстраивание» пси­хической реальности клиентов, да и сами клиенты, как мы уже не раз упоминали об этом, обычно не готовы к длительному, глубин­ному воздействию. Понимание более глубинных или «истинных» причин прихода клиента в рамках консультирования обычно оста­ется лишь способом структурирования консультантом своей рабо­ты, и это понимание чаще всего никак не вербализуется в ходе приема (естественно, из любого правила существуют исключения). Иначе говоря, в рамках консультирования в качестве причин при­хода клиента обычно рассматриваются и обсуждаются лишь те, который предлагаются клиентом, тем более, что именно это явля­ется реальностью супружеских отношений, которая осознается как нечто тревожащее и проблемное.

Особенности консультирования при работе с супружеской парой

Прежде чем переходить к описанию стратегий ведения приема, необходимо остановиться еще на одном вопросе — кто и как обра­щается в консультацию по поводу своих семейных проблем. На основании перечня причин (поводов) обращений можно предпо­ложить, что возможны, по крайней мере, два варианта прихода в консультацию: оба супруга вместе или один из них с жалобами на себя или на партнера. Наиболее распространенным вариантом при­хода является последний. Отчасти это может объясняться особен­ностями нашей культуры, в которой психологические знания не­достаточно популярны и обращения в консультацию представляются чуть ли не криминалом. Однако приход только одного супруга с жалобами на проблемы в семье является наиболее частым вариан­том первичного обращения за психологической помощью и в дру­гих странах (GauntS.T., 1985). Правда, «зарубежного» клиента гораздо легче склонить к более длительной работе, чем одно—двух­разовый прием, а также и к тому, чтобы на следующую встречу он (она) пришел уже не один, а с супругом.

Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а также на определенных трудностях, связанных с этим вариантом прихода клиентов в консультацию.

1. Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, бо­лее диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и труд­ности, на которые клиенты жалуются. Так, особенности их взаи­модействия в консультации вскрывают многое из того, о чем им бывает трудно говорить, и позволяют наглядно выделить то, что определяет характер отношений и что самим супругам трудно обо­значить более четко.

2. Работа с обоими партнерами позволяет в ходе приема непос­редственно апеллировать к паттернам их отношений, проявляющим­ся в особенностях взаимодействия супругов в консультации. Обра­щение к происходящему «здесь и теперь» бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.

3. Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использо­вать целый ряд особых техник и приемов, таких, например, как семейная скульптура, заключение контракта и др., способствую­щих более успешному и эффективному ведению супружеской терапии, применение которых при наличии лишь одного клиента либо в принципе невозможно, либо весьма затруднено.

4. Приход обоих супругов в консультацию часто означает их бо­лее серьезную мотивацию к работе, предполагает, что работа бу­дет более длительной и более углубленной. Кроме того, при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необ­ходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них «за счет» другого.

5. Консультирование супружеской пары часто является более эффективным. Ведь если оба супруга серьезно настроены на перестраивание своих отношений и стремятся в своей совместной жиз­ни реализовать все то, что обсуждается и отмечается во время при­емов, то изменения в отношениях наступают значительно быстрее и в принципе могут быть более значительными и стабильными, чем при работе с одним из супругов. В последнем случае, для того чтобы дождаться каких-либо изменений, супругу часто необходи­мо набраться терпения и достаточно долго без какой-либо взаим­ности демонстрировать более совершенные паттерны поведения, прежде чем другой почувствует и как-то отреагирует на это.

Но, кроме этих и некоторых других преимуществ, работа с обо­ими супругами имеет и ряд дополнительных трудностей и недостат­ков. Кратко перечислим их.

1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое кли­ентов, а не один, обычно труднее, особенно на первых этапах кон­сультативного процесса, поскольку присутствие второго члена пары так или иначе сказывается на ходе беседы. Супруги могут переби­вать друг друга, вступать в переговоры и препираться, стремясь что-то объяснить или доказать прежде всего друг другу, а не консуль­танту, выступать в коалиции против консультанта и т.д. Хотя возможна и обратная реакция, когда присутствие партнера приво­дит к тому, что муж или жена становятся неразговорчивыми, каж­дый из них может ждать, что нечто важное будет сказано другим. И в том, и в другом случае от консультанта требуются особые на­выки и умения, чтобы переориентировать супругов на совместную работу, организовать и направить процесс консультирования.

Источники


  1. Сытин, Георгий Освобождение от иллюзий. Мысли, творящие женское счастье. Мысли, творящие красоту и молодость женщины (комплект из 3 книг) / Георгий Сытин , Матвеева Наталья. — М.: ИГ «Весь», 2015. — 992 c.

  2. Татьяна Розина Как выйти замуж за иностранца / Татьяна Розина. — М.: Алетейя, Историческая книга, 2015. — 232 c.

  3. Дэвид, Э. Шарфф Сексуальные отношения. Секс и семья с точки зрения теории объектных отношений / Дэвид Э. Шарфф. — М.: Когито-Центр, 1982. — 497 c.
  4. Рипинская, Мария Захомутать строптивого! / Мария Рипинская , Наталья Баратова. — М.: Питер, 2003. — 320 c.
  5. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. — М.: Прайм-Еврознак, 2011. — 705 c.
Непродуктивная форма психологического семейного консультирования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here