Нервно психическое развитие детей до 1 года

Самое важное по теме: "нервно психическое развитие детей до 1 года" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Этапы развития нервной системы у детей. Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни.

Нервная система – является ведущей физиологической системой организма.

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка. На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения, они обеспечивают процессы адаптации, выживаемости.

К рождению ГМ достаточно развит, масса ГМ составляет 1/9 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы. Размер лобной доли меньше, затылочная больше по отношению ко взрослым. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника.

[1]

Мозговая ткань имеет гистологическую незрелость нервных клеток, они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах зернистость, нет дендритов.

Кора ГМ относительно незрелая, незаконченная миелинизация пирамидных путей.

Мозжечок развит слабо.

2. Первые два года жизни

Интенсивный рост и развитие ГМ.

3. Первое полугодие

Заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей, в связи с этим исчезает ригидность затылочных мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.

4. Второе полугодие

Мозжечок интенсивно растет и развивается, заканчивает к 2 годам.

Безусловные рефлексы новорожденного

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.

Безусловные рефлексы— это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.

Условные рефлексы— индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).

Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.

Условные рефлексы формируется после рождения.

Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).

ВБР новорожденного ребенка

Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.

Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.

Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку (ДО).

Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).

«Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение (Э); ищет источник звука (СА); сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого (ЗА); наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении (ДО).

Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).

Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).

Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).

Разнообразно и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо ползает (ДО); на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте (ПР); подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги (АР); пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).

Игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого (ДР); встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору (ДО); смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый (Н); громко и четко повторно произносит различные слоги (АР).

Передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы (ДО); действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов (ПР); подражает слогам, имеющимся в лепете (АР); пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок (Н); делает плясовые движения под плясовую мелодию (СА), догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка (Э, СП).

Читайте так же:  Дом дерево человек интерпретация

Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним (Э, СП); длительно занимается игрушками; самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами (ДР); держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия (догоню-догоню; сорока-воровка и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете (АР).

Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).

Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО); протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (Э, СП); различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого (ЗА); понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает новым слогам; произносит 8–10 облегченных слов (АР); самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками (Н).

Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов. Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы существуют на протяжении всей жизни. Основные из них:

Сухожильные рефлексы конечностей (например, коленный L1-L4 – удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе);

Роговичный (корнеальный) — легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к роговице глаза вызывает смыкание век;

Конъюнктивальный – похож на роговичный; вызывается таким же методом, но с конъюнктивы;

Надбровный (орбикулопальпебральный) – постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызывает смыкание век.

Транзиторные рефлексы существуют после рождения, однако постепенно исчезают в определенном возрасте. К ним относятся:

Оральные стволовые рефлексы (дуга замыкается в продолговатом мозге);

Спинальные рефлексы (дуга замыкается на уровне спинного мозга);

Миелоэнцефальные позотонические рефлексы (регулируются центрами продолшоватого и среднего мозга).

НПР (нервно-психическое развитие) детей до года

При развитии ребенка важно регулярно оценивать его нервно-психическое состояние.

Подобную оценку проводят по нескольким показателям. Его осуществляет врач-педиатр.

НПР детей до года проводится с учетом следующих показателей:

  • как малыш реагирует зрительно, может ли ориентироваться и прислушиваться к внешним изменениям;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • как дети двигаются и реагируют на внешние изменения;
  • как проходит движение каждой отдельной руки и ее взаимодействие с предметами;
  • дополнительно оценивается скорость развития и понимания речи;
  • какие навыки умения уже успел приобрести ребенок.

Таблица НПР детей до года была специально создана для того, чтобы оценить основные показатели развития ребенка.

Нервно-психическое развитие ребенка в возрасте до года

Основные показатели, которые оцениваются в первые шесть месяцев жизни ребенка:

Ребенок в период от шести месяцев до полугода продолжает активно развиваться. Родители могут зафиксировать явное психическое развитие и изменение эмоционального состояния:

  • 7 месяц. Малыш уже достаточно хорошо ползает. Он начинает постепенно играть с различными предметами, периодически перекладывая их с места на место. Родители уже могут расслышать четкое произнесение отдельных слогов. Его можно приучать пить со специальной чашки и показывать определенные предметы, которые находятся в его поле зрения.
  • 8 месяцев. Грудничок начинает самостоятельно вставать, садиться и передвигаться. Его можно надолго занять интересными игрушками. Можно наблюдать, как он самостоятельно пытается произносить отдельные слова или слоги. Его можно приучить держать небольшие предметы и выполнять определенные действия, например, жест «до свидания».
  • 9 месяцев. Ребенок способен самостоятельно передвигаться на двух ногах с помощью дополнительной поддержки. Может произвольно выполнять различные действия с интересными предметами. В лепете уже можно четко расслышать отдельные слоги и даже слова. Малыш реагирует на свое имя и может показать местоположение, направление на конкретно поставленный вопрос. Ему доступно также питье из обычной чашки. Родителям достаточно только слегка ее придерживать.
  • 10 месяцев. Дети в данном возрасте уже должны уметь сами залазить на невысокую поверхность. Они также разобрались, как открывать те или иные коробки, дверцы. Своей речью она стараются быть похожими на взрослых, поэтому даже пародируют их тембр. К этому времени малыш уже должен произнести свои первые слова, пьет из обычной чашки и понимает все требования взрослого человека.
  • 1 год. Чаще всего в этот период ребята уже ходят сами, четко произносят примерно десять слов. Малыш самостоятельно берет чашку, пьет из нее и выполняет некоторые требования взрослого человека.

Для малыша важно установить нервно-психический контакт со своей матерью. Благодаря этому он сможет стать более социализированным и приспособиться ко всем условиям окружающей среды. В процессе взросления будет улучшаться его зрительное и слуховое восприятие мира. Для родителей важно создать положительный комплект эмоций. Они должны поддерживать его во всех начинаниях, формировать правильную речь и быть хорошим примером.

Важно регулярно проверять и сопоставлять особенности развития своего малыша с нормативными. При необходимости следует помочь ему сформировать нужные навыки. Не следует допускать переутомления, ведь оно негативно отражается на состоянии здоровья малыша.

Особенности развития слуховой и зрительной реакции

После появления малыша на свет у него прекрасно развиты слуховые и зрительные анализаторы. Однако он не может хорошо передвигаться и правильно реагировать на некоторые предметы. До 1 года он еще учится фиксировать взгляд на определенном предмете. Родители смогут заметить, как с каждым днем он все лучше начинает следить за определенным предметом. Сразу после появления на свет его возможности кратковременны и недостаточно устойчивы. Со временем грудничок сможет следить за любым объектом, который в данный момент находится в движении.

Читайте так же:  Внутриличностный конфликт решение

Возможности слуха с каждым днем становятся все больше. Через три месяца после появления на свет ребенок уже прислушивается и пытается понять, откуда исходит та или иная звуковая волна. Он хорошо понимает не только смысловую нагрузку слов, но и тон, в котором они были сказаны.

Особенности формирования эмоциональных реакций

Следует отметить, что у ребенка в первые месяцы жизни можно зафиксировать только отрицательную реакцию на смену обстоятельств. Свое недовольство он может выражать посредством громкого плача и крика. Действия необходимы маме в качестве сигнала и привлечения внимания. После этого он ждет возврата в прежние комфортные условия. Со временем родители начинают понимать, что их чадо требует еды, смены пеленок.

Со временем по месяцам можно будет заметить реакцию малыша на разговор родителей. Он может улыбаться, смеяться. Реакция грудничка в точности будет соответствовать взрослому человеку. Для дополнительного привлечения внимания он может также запрокидывать руки и радостно лепетать. В медицинской практике это известно как оживление, которое происходит в комплексе.

В пять месяцев уже должна четко прослеживаться ориентация в пространстве. Благодаря этому он может отличить маму и папу от других взрослых людей. К близким людям можно заметить проявление определенного комплекса эмоций и реакций. Достаточно часто можно заметить обиду, если ему перестали уделять необходимое внимание.

Через определенное время ему становятся также интересными новые люди. По отношению к ним малыш может проявлять самые разнообразные эмоции и чувства. Они могут быть как положительными, так и отрицательными. Проявления с каждым месяцем становятся более четкими и внятными.

Познавательная деятельность у малыша начинается в период полугода. Он начинает регулярно производить манипуляции с различными предметами или игрушками. Родители могут заметить периодически проявляемое любопытство, которое позволяет ребенку исследовать мир и получать о нем необходимую информацию.

В девять месяцев эмоциональное состояние грудничка уже должно полностью сформироваться. Ему становится труднее установить связь с абсолютно незнакомым человеком. Можно заметить периодически проявляющуюся робость и застенчивость. Он должен налаживать отношения с людьми из-за своего возрастающего любопытства.

Формирование движения

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Сразу после появления малыша на свет у него происходит улучшение координации и возможности передвижения на дальние расстояния. Он сможет полностью взять под контроль свои руки и ноги к третьему месяцу. Это будет проявляться в виде попыток взять себя за нос, потрогать за лицо или взять игрушку. Родители могут заметить, как периодически он берет в руки край одеяла или пеленки. Ребенок пока не может схватить игрушку, поэтому просто сжимает руку в кулак и толкает ее.

Если ему помочь и вложить игрушку в руку, то он очень крепко ее сожмет. Благодаря этому педиатры проверяют особенности хватательного рефлекса. В этот период он стремиться попробовать любой предмет на вкус, поэтому важно не давать ему грызть мелкие детали. Они могут навредить ребенку.

В пять месяцев ребенок двигается практически так же, как и взрослый человек. Однако некоторые его действия со стороны могут показаться нерациональными. К примеру, чтобы взять игрушку, он может дополнительно двигать ногами. То есть действия не всегда только нужные. Они будут оттачиваться до десяти месяцев. После окончания этого периода малыш сможет полностью контролировать все свои движения.

Особенности развития речи

В течение первого года жизни у ребенка начинается процесс формирования речевых навыков. На первом этапе ему доступно только произнесение отдельных звуков, которое переходит в гуление. Такое состояние сопровождается изменением эмоционального фона. Родители смогут явно зафиксировать у своего малыша проявление положительных и отрицательных эмоций.

Гуление плавно переходит в пение в период пяти месяцев. В данный момент малышу остаются недоступными некоторые звуки. Однако можно зафиксировать, как он подолгу самостоятельно ведет разговор. Благодаря этому он стремится привлечь внимание или продемонстрировать эмоции.

К восьми месяцам ребенок уже учится различать команды и анализирует каждое слово. Наблюдается установление связи между зрительной, слуховой, эмоциональной реакциями. Родители уже могут играть с ним. Некоторым удается научить малыша махать руками или хлопать в ладоши. В данный период времени уже можно услышать детский лепет, который сопровождается необычной интонацией.

Первое слово дети произносят до года. Оно, как правило, состоит из двух одинаковых слогов. Ребенок начинает быстро совершенствовать свое приобретенное мастерство, поэтому скоро в его арсенале будет сразу несколько слов.

Полезные советы

Нервно-психическое развитие зависит не только от общения родителей, но и от общей ситуации, которая присутствует в семье. Важно уделять достаточно внимания играм и развлечениям. В таком случае дети смогут правильно и быстро развиваться. Процесс проходит намного медленнее, если не уделять им все необходимое внимание.

Рекомендуется с ребенком вести долгие, полноценные разговоры. В таком случае он начинает отвечать улыбкой. После кормления в состоянии бодрствования следует класть малыша на животик. В таком случае дополнительно улучшается тонус мышц. Рекомендуется периодически располагать его в вертикальном положении: малыш сможет научиться держать головку.

Ваше чадо после появления на свет начинает медленно знакомиться и понимать внешний мир. Он изучает форму, звук и действие каждого отдельного предмета. Именно поэтому его слуховые и звуковые возможности с каждым днем становятся все обширнее.

Родители в обязательном порядке должны разговаривать с грудничком в возрасте до полугода. Он может отвечать необычными звуками или громким смехом. При необходимости следует класть его на живот и выкладывать всевозможные яркие игрушки. Благодаря этому он научится ползать и передвигаться.

Научить ребенка переворачиваться можно также с помощью различных предметов. Их следует выложить по обе стороны от него. Малыш сможет в любой удобный момент их захватить. Благодаря такой процедуре можно также способствовать развитию эмоций и речи.

Игрушки должны быть всегда рядом с ребенком. Их следует класть в манеж и кроватку. Предметы необходимы не только для развития хватательного рефлекса. Они помогут научить выполнять все необходимые в будущем действия.

Читайте так же:  Мораль басни ягненок

Родители должны серьезно относиться к своему чаду от самого рождения. Это уже полностью сформировавшийся живой организм. С помощью любви и ласки родители помогут адаптироваться и приспособиться к новым внешним условиям.

Нервно-психическое развитие детей до одного года

Основными показателями нервно-психического развития детей до года являются:

— Физиологические рефлексы новорожденных;

— Формирование условных рефлексов (пищевые рефлексы, зрительные рефлексы, слуховые рефлексы);

— Эмоциональные реакции (улыбается, громко смеется, узнает мать и ухаживающий персонал, появление самостоятельного «комплекса оживления», негативная реакция на отнимание игрушки, привлечение внимания взрослого);

— Голосовые реакции и понимание речи (гулит, произносит слоги, произносит первые слова, знает 10-12-13 слов, понимает название отдельных игрушек, выполняет действия с игрушкой по просьбе взрослого, понимает запрет «нельзя»).

В первый год жизни, наряду с быстрым физическим развитием, происходит также и быстрое развитие функций головного мозга ребенка, коры и подкорковых отделов больших полушарий, В первые дни жизни взаимодействие с окружающей средой происходит на основе готовых врожденных реакций, т.е. безусловных рефлексов.

В возрасте 1 месяца — движения рук и ног порывисты, конечности всегда согнуты, так как мышцы находятся в состоянии физиологического сгибательного гипертонуса. Пытается поднимать голову и удержать поднятую голову несколько секунд в положении на животе. Движения глаз координированы, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах. В конце 1-го месяца жизни формируется суточный ритм смены сна и бодрствования, организуется деятельность органов зрения и слуха. Продолжительность сна 18-20 часов.

В возрасте 2 месяцев ребёнок хорошо держит голову, в положении на животе — приподнимает грудь. Исчезают тонический рефлекс и рефлекс ползания, симптом Кернига часто — положительный. Ребёнок начинает удерживать предметы всей рукой. Чтобы развивать и укреплять умение удерживать голову в вертикальном положении, с 1,5-2-х месячного возраста необходимо брать ребёнка на руки и держать вертикально придерживая под грудку и под ягодицы.

В 2 месяца ребёнок фиксирует взгляд, улыбается, начинает гулить. Продолжительность сна до 18 часов в сутки. На 2-ом месяце, по данным Н.М. Аксариной, уже можно образовать условные рефлексы со всех рецепторов: зрительного, слухового, обонятельного, вкусового и др. Чтобы совершенствовать зрительное сосредоточение, а затем к 4 месяцам различение цвета и формы, рекомендуется с 1-го месяца жизни подвешивать над ребёнком игрушки разного цвета и различной формы, до 2-2.5 месяцев игрушки вешают на расстоянии не ниже 50 см. над грудью ребёнка (ниже нельзя, так как это может вызвать косоглазие).

В возрасте 3-х месяцев ребенок свободно держит голову, поворачивается на живот и долго лежит на живете, опираясь на предплечья. Движения рук становятся более свободными и целесообразными. Сосредоточивает взгляд и следит за предметами. Улавливает направление звука — поворачивает на него голову, узнаёт голос матери, гулит, громко смеется, тянет игрушки в рот. Наблюдаются как положительные, так и отрицательные эмоции. В ответ на общение к 3 месяцам появляется «комплекс оживления» — радуясь, ребёнок улыбается, много двигает руками, выпрямляет их /пропадает характерный для новорождённого физиологический гипертонус мышц/, издаёт радостные звуки. Общая продолжительность сна 16-18 часов.

После 3 месяцев необходимо обращать внимание на развитие движений рук, поэтому следует вешать игрушки низко над грудью ребёнка, для того, чтобы наталкиваясь руками на игрушки, он мог их захватывать. Для развития слуха лучше пользоваться звучащими игрушками, но без резких звуков, т.к. они утомляют нервную систему ребёнка. Отсюда важность ласкового разговора с ребёнком, что способствует умению слушать. Благоприятные условия способствуют развитию зрительного и слухового анализаторов.

В возрасте 4-х месяцев движения у ребёнка становятся более дифференцированными, исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Ребёнок тянется к игрушкам, гладит и удерживает предметы. Хорошо гулит, появляются певучие и гортанные звуки, если недоволен — хныкает. «Комплекс оживления» возникает уже и без воздействия взрослых. Появляется радость при виде игрушки, при слушании музыки. На 3-4 месяце, наряду с образованием положительных условных рефлексов, формируются различные тормозные условные рефлексы, т.е. развиваются процессы внутреннего торможения. Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребёнка является «угасание». Угасают уже ненужные безусловные рефлексы. На 3-4 месяце образуется и другой вид внутреннего торможения — дифференцировка. Так Н.М. Аксарина считает возможным выработки дифференцировки на цвет на 3-4 месяце, что объективно доказывает способность ребёнка в этом возрасте различать цвет. С 4-х месяцев ребёнок реагирует на незнакомее лицо.

В возрасте 5 месяцев ребенок в каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20 секунд, Ребёнок хорошо знает мать, начинает узнавать близких людей, которые с ним общаются, различает строгий и ласковый тон обращения. Узнавание матери и узнавание её голоса основано на дифференцировке зрительных и слуховых раздражителей, К 4-5 месяцам появляется певучее гулеиие. К 5-6 месяцам ребёнок лёжа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь, при этом поворачивается в разные стороны. При постоянном следовании сна, кормления и бодрствования, т.е. при чётком выполнении режима, быстро формируется привыкание к этому режиму. Н.М. Аксарина считает, что возможно формирование стереотипа с 4-5 месяцев.

В возрасте 6 месяцев ребенок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, появляются попытки ползать, хватает предметы одной рукой, поднимает выпавшую из рук игрушку. Ребёнок может стоять при поддержке под мышки, разогнув ноги в коленных и тазобедренных суставах, поддерживаемый за грудь, делает попытки переступать.

Если ребёнок долго лежит на животе, он быстрее научится ползать, потом садиться и вставать, держась за опору. Не рекомендуется долго держать ребёнка на руках в сидячем положении, сажать в кресло или подушки к 6 месяцам, так как к этому времени позвоночник ещё недостаточно окреп и ребёнок быстро устаёт.

К 6-7 месяцам ребёнок радуется, видя приготовление к купанию, так как с этим связано чувство удовольствия.

К 6-7 месяцам появляется лепет, произносит слоги /ма, ба, па/. Обращаясь к ребёнку важно, чтобы он следил за движением губ. Своевременное развитие речевого слуха и голосового аппарата является основной предпосылкой развития подготовительных этапов речи у детей 1-го года жизни.

Читайте так же:  Как привлечь любовь в свою жизнь проверено

К 6-7 месяцам формируется первичное понимание речи, ребёнок поворачивает голову в сторону предметов, о которых спрашивает взрослый, т.е. устанавливается конкретная связь с определёнными игрушками и предметами, которые он раньше видел и о которых говорили.

В возрасте 7 месяцев ребёнок самостоятельно сидит, ползает, встаёт на колени, поднимается на четвереньки, поддерживаемый под мышки хорошо переступает. Ребёнок тянется с рук на руки, протягивает руки матери и знакомым, т.е. движения имеют вполне определённый эмоциональный оттенок. Начиная с 7 месяцев формируется подражание. Движения ребёнка становятся более целеустремлёнными — перекладывает игрушку из руки в руку и т.д. Более полезным будет, когда ребёнок в 7 месяцев научится ползать и только в 8 месяцев самостоятельно садиться, сидеть и ложиться из сидячего положения. Овладев умением ползать, ребёнок начинает много двигаться, что благоприятно отражается на его физическом развитии, так как различные движения укрепляют позвоночник.

В возрасте 8 месяцев ребенок самостоятельно сидит, в любое время может самостоятельно изменить положение, делает попытки ходить, держась за спинку кроватки. Выражает мимикой удивление и интерес при виде новых игрушек, ищет взглядом нужный ему предмет, выполняет по просьбе взрослого «выученные» движения- /-«ладушки» и т.д./, поворачивает голову, услышав своё имя. Начинается подражание звукам речи взрослого.

В возрасте 9 месяцев ребенок делает попытки стоять без опоры, поддерживаясь за барьер манежа или кроватки, переходит от одной опоры к другой, садится из вертикального положения, выполняет некоторые элементарные движения: достаёт кубики из ящика, собирает мелкие предметы и т.д. В 9 месяцев по разному реагирует на музыку: под плясовую — оживлённо двигается, к спокойной музыке — прислушивается.

К 9-10 месяцам ребенок может повторять за взрослым новые слоги, по словам находит несколько знакомых предметов. Быстро привыкает к новому режиму. Несмотря на то, что дети рано реагируют на слова взрослых, до 9-10 -месячного возраста слова являются обозначением лишь конкретных предметов. Продолжительность сна около 15-16 часов.

В возрасте 10-11 месяцев ребёнок при поддержке начинает всходить на горку в 3 ступеньки и сходит с неё, подлезает под предметы. После показа и словесного указания дети выполняют некоторые действия: накладывают один кубик на другой, снимают и надевают на стержень кольца с большими отверстиями. Дети осваивают эти действия и долго играют с игрушками. Продолжительность сна 14 часов.

В возрасте 11-12 месяцев дети самостоятельно ходят, но продолжают много ползать, знают названия многих предметов, указывают части тела. Слоги, входящие в лепет ребёнка, в конце первого года становятся составными частями слов, запас которых составляет до 10-12-13.

К концу 1-го года по просьбе взрослых ребёнок находит среди других игрушек именно названную, понимает слово «нельзя». Таким образом, к году становится возможным через речь взрослого воздействовать на поведение ребёнка, так как некоторые слова начинают уже приобретать обобщённый характер т.е. становятся специфическими раздражителями второй сигнальной системы. Это говорит о начале функционирования высшего уровня нервной деятельности второй сигнальной системы, развитие которой стало возможным на основе накоплений чувственного опыта (т.е. первой сигнальной системы), приобретённого ребёнком на протяжении 1-го года жизни в результате многократного сочетания непосредственных раздражений с их словесными обозначениями.

Дата добавления: 2018-10-15 ; просмотров: 179 | Нарушение авторских прав

Нервно-психическое развитие ребенка в первый год жизни

Нервно-психическое развитие в момент появления ребенка на свет находится на начальном этапе, тем не менее нервная система уже отвечает за обеспечение ребенка первого года жизни врожденными рефлексами, необходимыми для питания, защиты, знакомства с окружающим миром. А самое главное — эти рефлексы являются базой для формирования в будущем более сложных видов деятельности.

[3]

У ребенка первого года жизни работают все органы чувств с

момента появления на свет. Его нервная система развивается особенно интенсивно в первые три месяца жизни. С рождения здоровый, доношенный ребенок уже имеет рефлексы, которые помогают ему приспособиться к новым условиям жизни. К ним относят рефлекс кашляния, глотания, чихания, сосания и пр.

По мере того как будет совершенствоваться нервно-психическое развитие малыша первого года жизни, эти рефлексы будут эволюционировать. Кроме того, они пополнятся рядом новых приобретенных рефлексов, которые станут подтверждением развития анализаторной функции коры головного мозга.

Прежде чем рассмотреть особенности нервно-психического развития ребенка до года, отметим, что каждый малыш индивидуален и развивается по своему графику. Тем не менее не будет лишним знать о неких нормах, которые считаются общепринятыми, чтобы хотя бы примерно понимать, насколько правильным является процесс развития крохи в вашем случае.

[2]

Первый месяц

Нервно-психическое развитие малыша первого месяца жизни отмечается, в первую очередь, улучшением координации глаз. Кроха уже умеет задерживать взгляд на лице взрослого или на привлекающих его внимание предметах. При резких звуках

новорожденный часто вздрагивает, как будто прислушивается к музыке или голосам в комнате, что выражается сосредоточенностью.

Ребенок в месяц уже пробует издавать звуки, улыбается родителям в ответ на обращенную речь, окрашивает крик эмоциями.

Голову месячный кроха уверенно удерживает в вертикальном состоянии, старается это сделать и в положении на животе. Если поддерживать ребенка под мышки, он будет упираться стопами в поверхность. В этом возрасте все еще сохраняется тонический рефлекс рук. Сон занимает около 20 часов.

Второй месяц

В этот период слуховое и зрительное сосредоточение проявляется более заметно. Малыш уже осознанно отслеживает передвижения предметов, ищет источники звука, поворачивая голову, перестает сосать, если видит перед собой что-то интересное.

Ребенок в этом возрасте удерживает голову не только в вертикальном положении, но и на животе, пробует поднимать верхнюю часть тела, стоит, выпрямив ноги, если удерживать его под мышками. Тонус рук и рефлекс ползанья у ребенка к этому времени исчезает. Становятся более яркими эмоциональные реакции: кроха улыбается, проявляет оживление при приближении близких. Целенаправленными становятся движения.

Третий месяц

Нервно-психическое развитие детей третьего месяца жизни позволяет им сосредоточенно следить за перемещением предмета в течение нескольких минут, правильно находить источник звука, поворачивать голову в его сторону. В этот период малыш реагирует не только на мамину грудь, но и на бутылочку или

Читайте так же:  Холодным ветром раздувая грусть
ложку — развивается условный рефлекс.

Малыш проявляют радостное оживление при виде близких, случайно касается игрушек, которые висят над кроваткой. В вертикальном состоянии при поддержке упирается ногами в поверхность, при этом ноги согнуты в области тазобедренного сустава.

В положении лежа кроха поднимает верхнюю часть тела, опирается на локти, пробует сесть с поддержкой, голову держит долго и уверенно, переворачивается на бок со спины. Ребенок лучше управляет руками, пытается схватить предметы и попробовать их на вкус. Кроха все чаще узнает близких, смеется, когда находится в хорошем расположении духа, и капризничает, если не хочет оставаться один.

Четвертый месяц

За движущимися предметами малыш четвертого месяца жизни следит не только в вертикальном положении или на спине, но и лежа на животе. Кроха с настороженностью относится к незнакомым лицам, близким же часто улыбается, пытается произносить малопонятные звуки. Когда его развлекают, смеется заливисто и долго.

Мышцы детей выходят из состояния гипертонуса. Движения уже более координированные и свободные. Малыш легко переворачивается в разные стороны, производит разные манипуляции с предметами, целенаправленно захватывает игрушки. Кроха подолгу «гулит», хныкает, если чем-то недоволен. До года он еще не раз покажет родителям, насколько ему одиноко и скучно, когда их нет рядом.

Пятый месяц

Малыш узнает мать и скучает, когда ее не видит. У него проявляются разные реакции на незнакомых людей. Он

намеренно берет доступные ему предметы и пробует их на вкус. В плаче ребенка улавливаются интонации, которые до года он отлично научится различать в обращенной к нему речи.

В пять месяцев большинство детей делают попытку сесть и с удовольствием тренируются, если их поддерживают. Если взять кроху под мышки, то он сможет стоять прямо, не сгибая ног. При игре пытается сбросить с лица накинутую пеленку.

Шестой месяц

Нервно-психическое развитие детей на шестом месяце жизни позволяет им переворачивается на спину с живота, уверенно сидеть без поддержки, ползать, подниматься на ножки с помощью родителей. Малыш одной рукой берет игрушку, перекладывает ее в другую руку, поднимает предмет с пола при поддержке или в положении сидя.

Более интересными и разнообразными становятся эмоциональные реакции ребенка. Он произносит первые слоги, ест с ложки.

Седьмой месяц

Малыш интересуется своим отражением в зеркале. Поднимает соску или бутылочку и берет их в рот. Самостоятельно не

только сидит, но и ползает, стоит на коленях, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, при поддержке уверенно переступает ножками.

Игрушки малыш перекладывает из руки в руку, стучит ими о кроватку, намеренно бросает. Очень многие движения окрашены эмоциями. Малыш с особым нетерпением ждет, когда его возьмут на руки, повторяет простые слова, ищет глазами называемые ему предметы.

Восьмой месяц

У детей восьмого месяца жизни по-прежнему проявляется интерес к отражению в зеркале, они пытаются ему улыбаться и коснуться его. Ярче становится мимика, увереннее движения. Кроха самостоятельно принимает нужное ему положение, в случае необходимости использует опору.

В положении стоя для ребенка не представляется сложным удерживать равновесие при поддержке за одну руку. Он пробует ходить вдоль стенки или бортика кроватки, выполняет простые действия по просьбе взрослых, играет сам в периоды бодрствования, пьет из чашки, ест твердые продукты (сухарик, сушку).

Девятый месяц

Ребенок понимает, как искать спрятанный под пеленкой предмет, отлично ходит при поддержке за обе руки, садится из

положения стоя, самостоятельно встает на коленки. У девятимесячных детей улучшается мелкая моторика рук, за счет чего их движения становятся более точными.

Нервно-психическое развитие детей характеризуется отчаянным желанием быть похожими на взрослых, которым они пытаются подражать во всем, повторяя их интонации, действия, мимику. Малыши знают свое имя и имена близких, производят манипуляции с предметами, соответствующие их назначению.

Десятый месяц

Ребенок уже умет самостоятельно подниматься и стоять без опоры, пробует ходить за одну руку, копирует движения взрослых, «сражается» за свои игрушки.

Малыш называет предметы отдельным слогами, пробует повторять самые простые слова, понимает запреты. Поднимается по ступенькам, удерживаясь за опору и переставляя ноги поочередно.

Одиннадцатый месяц

В словаре детей на одиннадцатом месяце жизни появляются новые слова-обозначения. Некоторые из них имеют

обобщенный характер. Кроха выполняет простые просьбы взрослых, показывает части тела на игрушках и на себе, выполнят сюжетные действия с игрушками, пробует строить башню из кубиков, собирать пирамидку.

Нервно-психическое развитие позволяет ребенку самостоятельно стоять, помогать маме снимать с него обувь или носки, поднимать предметы с пола, не теряя равновесия, уверенно ходить, держась за одну руку.

Двенадцатый месяц

Малыш двенадцатого месяца жизни изучает новые слоги. В его словаре уже около 10 простых слов, и каждый день появляются новые. Он отвечает на простые вопросы взрослых, показывает части тела на игрушках.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нервно-психическое развитие годовалых детей в большинстве случаев позволяет им самостоятельно ходить, есть ложкой, аккуратно пить из чашки.

Источники


  1. Дитрих, фон Гильдебранд Метафизика любви / Дитрих фон Гильдебранд. — М.: Алетейя, Ступени, 2007. — 630 c.

  2. Рогов, Е. И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Владос, 2017. — 336 c.

  3. Пиз, А. Язык жестов в любви / А. Пиз, Б. Пиз. — М.: Эксмо, 2012. — 208 c.
  4. Брестский, А.И. Самые распространенные заблуждения молодого супруга о том, каким будет первое утро после медового месяца / А.И. Брестский. — М.: АСТ, Харвест, 2017. — 349 c.
  5. Леонов, В. Как правильно воспитать своего мужа / В. Леонов. — М.: Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2013. — 248 c.
Нервно психическое развитие детей до 1 года
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here