Невроз и личностный рост

Самое важное по теме: "невроз и личностный рост" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Невроз и личностный рост

Последняя и самая известная книга выдающегося психоаналитика посвящена исследованию внутренних проблем и конфликтов личности. Обобщая свой многолетний клинический опыт, автор формулирует идеи о неврозе как специфическом варианте адаптации, конкурирующим сдуховным развитием личности.

Книга доступна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей, которые смогут не только узнать в них себя и увидеть свои собственные проблемы, но и пути их преодоления.

Невроз и личностный рост

Размер шрифта:

14 | 16 | 18 | 20 | 22 | 24

Цвет текста:

Установить
Цвет фона:
Установить

Предисловие к русскому изданию (Б.Перис)

Введение: Нравственность эволюции

Глава 1. В ПОГОНЕ ЗА СЛАВОЙ

Глава 2. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Глава 3. ТИРАНИЯ «НАДО»

Глава 4. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ГОРДОСТЬ

Глава 5. НЕНАВИСТЬ И ПРЕЗРЕНИЕ К СЕБЕ

Глава 6. ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ СЕБЯ

Глава 7. СРЕДСТВА УМЕНЬШЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ

Глава 8. РЕШЕНИЕ ЗАХВАТИТЬ ВСЕ ВОКРУГ: ЗОВ ВЛАСТИ

Глава 9. РЕШЕНИЕ СМИРИТЬСЯ: ЗОВ ЛЮБВИ

Глава 10. БОЛЕЗНЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Глава 11. РЕШЕНИЕ «УЙТИ В ОТСТАВКУ»: ЗОВ СВОБОДЫ

Глава 12. НЕВРОТИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

Глава 13. НЕВРОТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В РАБОТЕ*

Глава 14. ПУТЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Невроз и личностный рост

Терминологическая правка В.Данченко

Предисловие к русскому изданию (Б.Перис)

Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории. Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (1967) в виде сборника под общим названием «Женская психология», Хорни считается основополагающей фигурой феминистского психоанализа.

В 1932 году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в 1934 году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги – «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Новые пути в психоанализе» (1939), в которых отвергаются некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменяется культуральной и межличностной. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института. В этой фазе своего научного поиска Хорни примкнула к неофрейдистам, относящимся к культуральному направлению психоанализа, таким как Гарри Стек Салливен, Эрих Фромм, Клара Томпсон и Абрахам Кардинер.

Оставив Нью-Йоркский психоаналитический Институт, Хорни в 1941 году основала Американский институт психоанализа и в более духовно близкой ей атмосфере продолжала развивать свою теорию. В работах «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945) и «Невроз и личностный рост» (1950) она постулировала, что с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания, личность справляется тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутрипсихической, так и межличностной.

Хотя каждая работа Хорни – это заметный вклад в науку, а потому заслуживает внимания, главной остается «Невроз и личностный рост». Эта книга построена на ее ранних работах и в большой мере развивает содержащиеся в них идеи. Хорни как автор знаменита ясностью изложения, и «Невроз и личностный рост» не исключение; но тем, кто незнаком с эволюцией ее идей, возможно пригодится данное вступление.

Еще преподавая ортодоксальную теорию в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни начала расходиться с Фрейдом в вопросах зависти к пенису, женского мазохизма и развития женщины и попыталась заменить главенствующий фаллоцентристский взгляд на женскую психологию на иной, женский взгляд. Изначально она пробовала изменить психоанализ изнутри, но в конце концов отошла от многих его предрассудков и создала собственную теорию.

В дальнейших статьях Хорни продолжала анализ мужского взгляда на женщину, дабы показать недостаток его научности. В статье «Недоверие между полами» (1931) она доказывает, что в женщине видят «второсортное создание», поскольку «во все времена более могущественная сторона создавала идеологию, необходимую для обеспечения своего главенствующего положения», и «в этой идеологии отличия слабых трактовались как второсортность». В «Страхе перед женщиной» (1932) Хорни прослеживает этот мужской страх до страха мальчика перед тем, что его гениталии неадекватны материнским. Женщина угрожает мужчине не кастрацией, а унижением, угрожает «маскулинному самоуважению». Вырастая, мужчина продолжает в глубине души тревожиться о размерах своего пениса и о своей потенции. Эта тревога не дублируется никакой женской тревогой: «женщина играет свою роль самим фактом своего бытия», ей нет необходимости постоянно доказывать свою женскую сущность. Поэтому нарциссический страх перед мужчиной у женщины отсутствует. Чтобы совладать со своей тревогой, мужчина выдвигает идеал продуктивности, ищет сексуальных «побед» или стремится унизить объект любви.

Хорни не отрицает, что женщины часто завидуют мужчинам и недовольны своей женской ролью. Многие ее работы посвящены «комплексу маскулинности», который она в «Запрещенной женственности» (1926) определяет как «комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины». Первоначально она считала, что комплекс маскулинности у женщины неизбежен, поскольку он необходим для того, чтобы избежать чувства вины и тревоги, являющихся продуктом Эдиповой ситуации, но впоследствии пересмотрела свое мнение. Комплекс маскулинности – продукт мужского доминирования в культуре и характерных особенностей динамики семьи девочки, утверждала Хорни.

Кому следует прочесть книгу Карен Хорни «Невроз и личностный рост»?

Карен Хорни родилась в Гамбурге, Германия, в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году и училась в Берлинском университете, получив медицинскую степень в тысяча девятьсот тринадцатом году. С четырнадцатого по восемнадцатый год она изучала психиатрию в Берлине-Ланквиц, Германия, а после еще четыре года преподавала в Берлинском психоаналитическом институте. Она участвовала во многих международных конгрессах, в том числе в историческом обсуждении непрофессионального анализа под председательством Зигмунда Фрейда.

О чем книга Карен Хорни «Невроз и личностный рост»?

Доктор Хорни приехала в Соединенные Штаты в тысяча девятьсот тридцать втором году. В течение двух лет она работала заместителем директора Психоаналитического института в Чикаго. В тридцать четвертом году она приехала в Нью-Йорк и стала членом преподавательского состава Нью-Йоркского психоаналитического института до сорок первого года. Позже она стала одним из основателей Ассоциации по продвижению психоанализа и Американского института психоанализа.

Читайте так же:  Развитие речи и логического мышления

В «Неврозе и личностном росте» доктор Хорни рассматривала невротический процесс как особую форму развития человека, антитезу здорового роста. Она раскрыла различные этапы этого процесса, описывая невротические требования, тиранию или внутренний диктат невротика для снятия напряженности конфликта в таких эмоциональных отношениях, как доминирование, самоуничижение, зависимость или смирение. С проницательным пониманием она в общих чертах обрисовывала силы, которые работают за и против реализации человеком своих возможностей. В произведении можно найти предисловие доктора философии Стефани Стейнфельд и доктора философии Джеффри Рубина из Американского института психоанализа.

Кому рекомендуется ее прочесть?

В этой книге излагается теория невроза Карен Хорни. Ее нельзя отнести к литературе для самопомощи как таковую, но если вы хотите понять свои внутренние подсознательные процессы – данная работа поможет вам с этой задачей. Также это отличное произведение для тех, кто изучает психоанализ и хочет глубже изучить данную область науки.

Отзывы читателей о книге

«Я не думаю, что я когда-нибудь видела более подробную и всестороннюю книгу о неврозе. Карен Хорни отлично справилась с описанием и установлением связи между многими компонентами этого расстройства» — Александра Нефилова, 42 года.

«Эта книга направила меня на путь глубокого исцеления, она помогла мне лучше понять мою невротическую систему и дать моей истинной личности шанс расти и процветать. Я бы рекомендовал данное произведение тем, кто серьезно подходит к своему ментальному исцелению и поиску своего истинного Я» — Георгий Василенко, 36 лет.

Подборка похожей литературы

К похожим работам можно отнести следующие произведения:

  • «Тотем и табу», Зигмунд Фрейд. Это важная работа одного из самых влиятельных мыслителей двадцатого столетия. «Тотем и Табу» является значимой книгой для преподавателей и студентов-психологов, а также для тех, кто интересуется этнологией и фольклором. Это произведение предлагает всем читателям доступ к одной из самых глубоких попыток Фрейда разгадать тайны человеческого поведения.
  • «Тревога и неврозы», Чарльз Рикрофт. Эта работа, написанная научным, но простым языком, основана на взрослом опыте, а не на спекулятивных теориях детского инстинктивного развития. Ясность и авторитет этого произведения, углубляющегося в тему психических расстройств, существенно повысили устоявшуюся международную репутацию доктора Рикрофта.

Заключение

Карен Хорни является одним из самых оригинальных психоаналитиков после Фрейда. Она впервые предложила такие знакомые нам понятия, как отчуждение, самореализация и идеализированный образ. Кроме этого, она привнесла в психоанализ новое понимание важности культуры и окружающей среды. Ее произведения, в частности «Невроз и личностный рост», пользовались и продолжают пользоваться огромной популярность.

Скачать «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление»

На этой странице вы можете скачать книгу
«Карен Хорни, Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление».

Формат fb2.zip

Формат fb2

Скачивание архива «Карен Хорни, Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление» займет несколько минут и завист от скорости вашего соединения с интернетом.

Последняя и самая известная книга выдающегося психоаналитика посвящена исследованию внутренних проблем и конфликтов личности. Обобщая свой многолетний клинический опыт, автор формулирует идеи о неврозе как специфическом варианте адаптации, конкурирующим с духовным развитием личности.Данная книга завершает серию работ по теории невроза и дает первое в мировой практике систематическое изложение теории невроза — причин невротических конфликтов, их развития и лечения.

Читайте еще:

Адельфофагия.1). Первый — на уровне австралопитеков, включая сюда и т. наз. Homo habilis (умелый). Это было время богатейшей фауны хищников-убийц, типа махайродов (саблезубых тигров), высокоэффективных убийц, пробивавших покровы даже толстокожих слонов, носорогов, гиппопотамов. И австралопитеки.

Прежде всего, авторитетно вам заявляю: женские сексуальные умения или не умения практически никогда не определяются по внешнему виду или женскому поведению! Когда мужчины уверяют, что они понимают все с первого взгляда и распознают женские сексуальные таланты, чуть ли не походке — чаще всего.

Раздел III. Агрессия и деструктивностьЭтому вопросу посвящены тысячи книг, существуют сотни различных ответов. Я сам, разумеется, не буду даже пытаться ответить на этот вопрос в контексте данной книги. Хочу тем не менее сделать несколько общих замечаний.

Воскресная школаПочему молодой человек, юноша, подросток попал в «зону»? Потому что его вовремя не остановили, не показали образа подлинной жизни. Все, что видит человек вокруг, отлагается в его памяти, формирует свой облик бытия. При отсутствии ясных критериев добра и зла происходит их смешение, постепенно ко.

Приложение 1. История создания и основные принципы НЛПВ НЛП присутствует некая очень значимая вещь – возможность увидеть нечто, стоящее за контекстом, содержанием человеческого поведения – невидимые, движущие этим поведением силы. НЛП позволяет взглянуть на структуру той самой мысли, которая и помогла гениям совершить их открытия. НЛП обладает.

ДЫМ ОТЕЧЕСТВАОт возраста и образования зависит не только степень терпимости, но и понимание природы гомосексуальности. В опросе ВЦИОМ в мае 1998 г.(его данными открывается эта книга) только 18,3 % россиян признали гомосексуальность «сексуальной ориентацией, имеющей равное с обычной право на существование».

Карен Хорни — Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление»

Описание и краткое содержание «Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление» читать бесплатно онлайн.

K.Horney. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self–Realization. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1950

СПб.: Восточно–Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

Терминологическая правка В.Данченко

Предисловие к русскому изданию (Б.Перис)

Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории. Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (1967) в виде сборника под общим названием «Женская психология», Хорни считается основополагающей фигурой феминистского психоанализа.

Читайте так же:  Конфликт в ливии

В 1932 году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в 1934 году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги – «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Новые пути в психоанализе» (1939), в которых отвергаются некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменяется культуральной и межличностной. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института. В этой фазе своего научного поиска Хорни примкнула к неофрейдистам, относящимся к культуральному направлению психоанализа, таким как Гарри Стек Салливен, Эрих Фромм, Клара Томпсон и Абрахам Кардинер.

Оставив Нью-Йоркский психоаналитический Институт, Хорни в 1941 году основала Американский институт психоанализа и в более духовно близкой ей атмосфере продолжала развивать свою теорию. В работах «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945) и «Невроз и личностный рост» (1950) она постулировала, что с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания, личность справляется тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутрипсихической, так и межличностной.

Хотя каждая работа Хорни – это заметный вклад в науку, а потому заслуживает внимания, главной остается «Невроз и личностный рост». Эта книга построена на ее ранних работах и в большой мере развивает содержащиеся в них идеи. Хорни как автор знаменита ясностью изложения, и «Невроз и личностный рост» не исключение; но тем, кто незнаком с эволюцией ее идей, возможно пригодится данное вступление.

I. Хорни и женская психология

Еще преподавая ортодоксальную теорию в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни начала расходиться с Фрейдом в вопросах зависти к пенису, женского мазохизма и развития женщины и попыталась заменить главенствующий фаллоцентристский взгляд на женскую психологию на иной, женский взгляд. Изначально она пробовала изменить психоанализ изнутри, но в конце концов отошла от многих его предрассудков и создала собственную теорию.

В дальнейших статьях Хорни продолжала анализ мужского взгляда на женщину, дабы показать недостаток его научности. В статье «Недоверие между полами» (1931) она доказывает, что в женщине видят «второсортное создание», поскольку «во все времена более могущественная сторона создавала идеологию, необходимую для обеспечения своего главенствующего положения», и «в этой идеологии отличия слабых трактовались как второсортность». В «Страхе перед женщиной» (1932) Хорни прослеживает этот мужской страх до страха мальчика перед тем, что его гениталии неадекватны материнским. Женщина угрожает мужчине не кастрацией, а унижением, угрожает «маскулинному самоуважению». Вырастая, мужчина продолжает в глубине души тревожиться о размерах своего пениса и о своей потенции. Эта тревога не дублируется никакой женской тревогой: «женщина играет свою роль самим фактом своего бытия», ей нет необходимости постоянно доказывать свою женскую сущность. Поэтому нарциссический страх перед мужчиной у женщины отсутствует. Чтобы совладать со своей тревогой, мужчина выдвигает идеал продуктивности, ищет сексуальных «побед» или стремится унизить объект любви.

Хорни не отрицает, что женщины часто завидуют мужчинам и недовольны своей женской ролью. Многие ее работы посвящены «комплексу маскулинности», который она в «Запрещенной женственности» (1926) определяет как «комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины». Первоначально она считала, что комплекс маскулинности у женщины неизбежен, поскольку он необходим для того, чтобы избежать чувства вины и тревоги, являющихся продуктом Эдиповой ситуации, но впоследствии пересмотрела свое мнение. Комплекс маскулинности – продукт мужского доминирования в культуре и характерных особенностей динамики семьи девочки, утверждала Хорни.

«В реальной жизни девочка от рождения обречена убеждаться в своей неполноценности, высказывается ли это грубо или исподволь. Такое положение постоянно стимулирует ее комплекс маскулинности» («Уход от женственности»).

Говоря о семейной динамике, Хорни сперва считала самыми главными отношения девочки с мужчинами семьи, но позднее центральной фигурой в историях болезни женщин, страдавших комплексом маскулинности, становится их мать. В «Материнских конфликтах» (1933) она перечисляет все те черты детства девочки, которые она считает ответственными за комплекс маскулинности.

«Вот что типично: у девочек, как правило, очень рано возникали причины не любить свой собственный женский мир. Причинами этого могли быть материнское запугивание, глубокое разочарование в отношениях, связанных с отцом или братом, ранний половой опыт, ужаснувший девочку, фаворитизм родителей по отношению к брату».

Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление

Скачать книгу в формате:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

K.Horney. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self–Realization. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1950

СПб.: Восточно–Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

Терминологическая правка В.Данченко

Предисловие к русскому изданию (Б.Перис)

Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории. Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (.

[2]

Популярные книги

  • 35996
  • 3
  • 7

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

  • 46678
  • 6
  • 14

Переработанный в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательног.

Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений

  • 40263
  • 6

Пенелопа Дуглас Соперник Пролог Фэллон Были люди, которые мне нравились и которые не нрав.

Соперник (ЛП)

  • 35842
  • 4
  • 11

Третья часть приключений о Линке. .

Забавно быть студентом

  • 34735
  • 4

Читать книгу: Лидер без титула. Автор: Робин Шарма Посвящаю эту книгу тебе, читатель. Меня .

Лидер без титула

  • 29405
  • 8

Annotation Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истре.

Жестокий век

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

Она — лучшая адептка Академии Магического Контроля, не верящая в любовь и чувства, считающая отнош.

Уроки самоконтроля

Она — лучшая адептка Академии Магического Контроля, не верящая в любовь и чувства, считающая отнош.

Невроз и личностный рост

* К.Хорни. «Наши внутренние конфликты». Глава 5: «Уход от людей».

Это состояние – еще не «отставка», но в нем уже заложены семена, из которых она может произрасти. Даже если картина не меняется, в ней есть серьезная опасность для будущего роста. Мы не можем вырасти в безвоздушном пространстве, без близости и трений с другими человеческими существами. Но это его состояние вряд ли может не измениться. Если благоприятные обстоятельства не изменят положение к лучшему, процесс пойдет по нарастающей, образуя порочные круги – как мы видели в других типах невротического развития. Мы уже упоминали один из этих кругов. Чтобы сохранить отчужденность, необходимо заковать в цепи желания и стремления. Но это палка о двух концах. Самоограничение делает его более независимым, но оно и ослабляет его. Оно вытягивает его жизненные силы и искажает его чувство направления в жизни. Ему нечего становится противопоставить желаниям и ожиданиям других. Ему нужно быть вдвойне бдительным насчет любого влияния или вмешательства. Используя удачное выражение Салливена, ему приходится «вырабатывать свою систему допусков» (elaborate his distance machinery).

Читайте так же:  Болезнь паркинсона у молодых женщин

Отвечающие такому идеальному образу Надо ввергают его в новую опасность. В то время как изначально он должен был защищать свой внутренний мир от внешнего, теперь он должен защищать его от значительно худшей внутренней тирании. Исход зависит от того, до какой степени в нем еще сохранилась, не омертвев, внутренняя жизнь. Если она еще сильна, и он бессознательно исполнен решимости пронести ее сквозь огонь и воду, то ему удается отчасти ее сохранить, хотя и ценой отхода от активной жизни, ценой ограничения влечения к самореализации.

Невроз и личностный рост

* Здесь, как и во многих других рассуждениях, я грубо излагаю ход мыслей Вильяма Джемса. См. его «Принципы психологии» (William James, «The Principles of Psychology»), главу «Самоосознание», откуда и взяты все цитаты данного параграфа.

Есть очень мало вариантов того, что можно, не колеблясь, назвать отчуждением от наличного себя. При таком отчуждении может быть стерто или затуманено все, что действительно представляет собой человек, или чем он владеет, включая сюда даже существующие для него связи его подлинного с его прошлым и чувство непрерывности своей жизни. В какой-то мере этот процесс присущ любому неврозу. Иногда пациенты осознают свои нарушения в этом плане, как в случае одного пациента, который описывал себя, как фонарный столб с мозгами наверху. Чаще они этого не сознают, хотя нарушения могут быть очень обширными; это постепенно открывается во время анализа.

* Термин «эмпирическое я» используется В.Джемсом.

Хотя трудно всякий раз провести четкое различие между отчуждением от наличного себя и от подлинного себя, последнее будет при дальнейшем обсуждении в центре нашего внимания. Потеря себя, говорит Кьеркегор, – это «болезнь к смерти»,* это отчаяние – отчаяние от отсутствия у человека сознания себя самого или отчаяние от его нежелания быть собой. Но это отчаяние, продолжает автор, не протестует, не вопит о себе. Человек продолжает жить, как будто он все еще находится в непосредственном соприкосновении со своей жизненной сердцевиной. Любая другая утрата – работы, скажем, или ноги – привлекает гораздо большее его внимание. Это утверждение Кьеркегора совпадает с клиническими наблюдениями. Помимо вышеупомянутой патологии утрата себя не бросается в глаза прямо и резко. Пациенты приходят на консультацию с жалобами на головную боль, половые расстройства, затруднения в работе или предъявляют другие симптомы; как правило, они не жалуются на утрату контакта с центром своего психического существования.

* С.Кьеркегор «Болезнь к смерти».

Давайте же теперь, не входя в детали, набросаем общую картину того, какие силы ответственны за отчуждение от себя. Отчасти это последствие невротическою развития в целом, особенно всего того, что есть в неврозе компульсивного. Всего, что включает в себя: «Не я иду, меня несет». В данном контексте неважно, в какой области имеется компульсивность – в отношениях с людьми (смирение, мстительность, уход) или по отношению к себе (самоидеализация). Сама вынужденность влечения неизбежно лишает человека независимости и спонтанности. Как только, например, потребность всем нравиться становится вынужденной, искренность чувств человека идет на убыль; то же происходит и с его разборчивостью. Как только его влечет поработать ради славы, падает его непосредственный интерес к самой работе. Компульсивные влечения, находящиеся в конфликте между собой, еще более снижают его цельность, его способность решать и давать указания. И что еще важнее, псевдорешения невротика,* хотя и представляют собой попытки интегрироваться, обрести внутреннюю цельность, тоже лишают его независимости, поскольку делают компульсивным его образ жизни.

Невроз и личностный рост — Хорни Карен

Последняя и самая известная книга выдающегося психоаналитика посвящена исследованию внутренних проблем и конфликтов личности. Обобщая свой многолетний клинический опыт, автор формулирует идеи о неврозе как специфическом варианте адаптации, конкурирующим сдуховным развитием личности.

Книга доступна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей, которые смогут не только узнать в них себя и увидеть свои собственные проблемы, но и пути их преодоления.

Невротический процесс – это особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии, на которую она обрекает человека. Она не только качественно отличается от здорового взросления и роста, но и прямо противоположна ему во многих отношениях, причем в гораздо большей степени, чем мы думаем. При благоприятных условиях энергия людей идет на осуществление их собственного потенциала, то есть на воплощение в действительность всей совокупности возможностей, которые потенциально им присущи. Такое развитие далеко от единообразия. В соответствии со своим особым темпераментом, способностями, пристрастиями, условиями детства и дальнейшей жизни человек может стать мягче или жестче, осторожнее или доверчивей, уверенным или не слишком уверенным в себе, созерцательным или общительным, он может проявить свои особые дарования. Но в какую бы сторону он ни направился, он будет развивать свои, именно ему присущие задатки.

Однако под действием внутреннего принуждения человек может начать отчуждаться от того, что ему свойственно на самом деле. И тогда главная часть его сил и энергии смещается на выполнение другой задачи: превращения себя в абсолютное совершенство посредством жесткой системы внутренних предписаний. Ничто меньшее, чем богоподобное совершенство, не удовлетворяет его идеальному образу себя и не утоляет его гордости теми возвышенными достоинствами, которыми (как он считает) он обладает, мог бы обладать или должен обладать.

Этот стиль невротического развития, детально представленный далее, вызывает у нас нечто большее, чем чисто клинический и теоретический интерес к патологическим феноменам. Здесь мы сталкиваемся с фундаментальной проблемой нравственности, а именно: с проблемой нравственности человеческой страсти влечения к совершенству, с проблемой нравственности религиозного долга, повелевающего достигнуть совершенства. Ни один серьезный исследователь вопросов человеческого развития не усомнится в нежелательности гордыни или самомнения, или в нежелательности влечения к совершенству, мотивированного гордыней. Но существует широкий разброс мнений о желательности или необходимости системы дисциплинирующего внутреннего контроля ради того, чтобы гарантировать нравственность поведения человека. Принимая даже, что эти внутренние правила способны задавить нашу непосредственность, разве не должны мы, в соответствии с заветом христианства («Будьте совершенны…»), стремиться к совершенству? Не будет ли попытка обойтись без таких правил рискованной, фактически разрушительной для нравственной и общественной жизни?

Читайте так же:  Можно ли бросить пить

Здесь не место для обсуждения всех тех многочисленных путей, которыми ставили этот вопрос и отвечали на него на протяжении истории человечества, да и я не готова к такому обсуждению. Я хочу только указать, что один из существенных факторов, от которых зависит ответ, – это характер нашей веры в природу человека.

Вообще говоря, существуют три основные концепции назначения морали, основанные на разном истолковании сущности человеческой природы. От навязанных запретов и ограничений не могут отказаться те, кто верит (какими бы словами это ни называлось), что человек по природе грешен или движим примитивными инстинктами (Фрейд). Целью морали тогда становится приручение или преодоление status naturae (естественного состояния) человека, а не его развитие.

Цель морали становится иной для тех, кто верит, что человек от природы и «добр» и одновременно «плох» (грешен или деструктивен). Тогда сердцевиной морали становится подстраховка конечной победы врожденной доброты, очищенной, направленной или усиленной такими элементами, как вера, разум, воля или благодать – в соответствии с особенностями главенствующей религиозной или этической концепции. Здесь ударение не ставится исключительно на победе над злом или на подавлении зла, поскольку есть и позитивная программа. Однако она опирается или на некую сверхъестественную помощь, или на сильный идеал разума или воли, который сам по себе подразумевает применение запрещающих и сдерживающих внутренних предписаний.

И, наконец, проблема нравственности предстает совершенно иной, когда мы считаем, что врожденными у человека являются конструктивные силы развития, эволюции, и именно они побуждают человека к осуществлению заложенных в нем возможностей. Это не означает, что человек в своей основе добр и хорош, поскольку противное подразумевало бы заранее данное человеку знание о добре и зле. Это означает, что человек по природе своей добровольно стремится к самоосуществлению, и его система ценностей вырастает из этого стремления. Ясно, что он не может раскрыть свой человеческий потенциал, если не верит в себя, не активен и не продуктивен, если он не строит отношения с людьми в духе взаимности, если отдается, по выражению Шелли, «поклонению темному идолу Я» («dark idolatry of self») и постоянно приписывает свои недостатки несовершенству окружающих. Вырасти, в истинном смысле слова, он сможет только возлагая ответственность за это на самого себя.

Таким образом, когда критерием выбора того, что нам взращивать в себе или искоренять, становится вопрос: препятствует или способствует эта моя установка или влечение моему человеческому росту, мы приходим к идее о нравственности эволюции. Как показывает частота неврозов, любой вид принуждения может с легкостью направить конструктивную энергию в неконструктивное или даже деструктивное русло. Но при наличии веры в автономное стремление к самоосуществлению мы не нуждаемся ни во внутренней смирительной рубашке для нашей непосредственности, ни в хлысте внутренних предписаний, подгоняющем нас к совершенству. Несомненно, такие дисциплинарные методы могут очень помочь в подавлении нежелательных факторов; но не вызывает сомнений также, что они вредят нашему росту. Мы не нуждаемся в них, потому что видим лучший способ преодоления деструктивных внутренних сил, и он состоит в том, чтобы перерасти их. Путь к этой цели лежит через все большее сознавание и понимание себя. Следовательно, самопознание в данном случае не является самоцелью, но служит средством освобождения сил спонтанного роста личности.

В этом смысле работа над собой становится не только первейшей нравственной обязанностью, но в то же время (в очень реальном смысле) первейшей нравственной привилегией. Искомая трансформация зависит от нашего желания работать над собой и происходит настолько, насколько серьезно мы относимся к нашему росту. Теряя невротическую одержимость собой, мы обретаем свободу роста, освобождаемся для любви и заботы о других людях. Мы хотим обеспечить им возможность для нестесненного роста, пока они молоды, и помочь им любым возможным путем найти и осуществить себя, когда они блокированы в своем развитии. Идеалом применительно к себе или к другому становится освобождение и культивация сил, ведущих к самоосуществлению.

Я надеюсь, что эта книга также будет способствовать такому освобождению – тем, что в ней ясно указываются препятствующие ему факторы.

Невроз и личностный рост: что делать

Невроз и личностный рост, какая взаимосвязь? Порой жизнь заводит нас в тупик, а руки опускаются что-либо делать, и мы начинаем просто “плыть по течению”, поддаваясь нервозному состоянию, и, того хуже, пытаемся его не замечать. Но всё поправимо! Если выявить признаки кризиса личностного роста и их победить. В этом вам помогут наши советы по борьбе с неврозом на пути личностного роста.

Что такое кризис, невроз и личностный рост? Разбираемся в понятиях!

Невроз или невротическое расстройство – в первую очередь, напряженное психоэмоциональное состояние, возникшее в ходе неприятных стрессовых ситуаций, сопровождающееся физиологическими проблемами, и вызывающее психологическое истощение.

Такое состояние включает в себя нарушения работы нервной системы, проявляющиеся в чувстве тревоги, рассеянности и агрессивном поведении. А также в нарушениях вегетативной системы, проявляющихся через обильную потливость, тремор рук, пониженное давление и прочие симптомы. При их игнорировании, обычный невроз имеет большую опасность перерасти в депрессию, панические атаки и фобии.

Кризис в психологии – состояние, при котором невозможно развитие личности человека и самореализация. Возникает такое состояние из-за эмоциональной перегруженности и усталости.

Личностный рост – более приятное понятие, обозначающее действия конкретного индивида, для достижения жизненной самореализации. Самосовершенствование является целью многих людей, так как, по сути, тяга к нему заложена в нас самой природой. При сбое данного процесса возможны негативные последствия, поэтому так значимо устранять все неполадки при первом же их появлении.

Процесс личностного роста и почему он так важен

Личностная реализация является неотъемлемой частью жизненного процесса. Без неё мы бы превратились в безвольных существ, не имеющих собственного мнения и не способных на поступки.

Процесс самореализации способен существовать на протяжении всего жизненного пути. Так как мы все знаем – пределов совершенству нет! Но что делать, если на дороге роста встал невроз, плавно перетекающий в самый настоящий кризис? Уже сами эти слова способны напугать любого, кто не готов к встрече с ними. На самом деле, любой кризис преодолим, а невроз излечим. Здесь главное – вовремя выявить их симптомы и не затягивать с их устранением!

[3]

Для того, чтобы узнать у себя невротическое или кризисное состояние, необходимо ознакомиться с их основными признаками.

Читайте так же:  Любимый ушел вернуть

Как выявить невроз на пути личностного роста?

Некоторые признаки невротического расстройства оказывают негативное влияние на повседневную жизнь, добавляя ей значительных неудобств. Но, если во время обнаружить данную проблему, то её возможно быстро перебороть.

К счастью, невроз довольно легко узнать по его характерным симптомам:

  • Низкому сопротивлению стрессам;
  • Агрессивному поведению;
  • Ранимости и частой плаксивости;
  • Тревожным состояниям;
  • Сосредоточенности только на проблеме;
  • Быстрой утомляемости;
  • Повышенной раздражительности;
  • Обидчивости за пустяки;
  • Превращение любой мелочи в трагедию;
  • Сильной восприимчивости к шуму;
  • Непереносимости слишком яркого света;
  • Чувствительности к перепадам температуры;
  • Явной бессонницы;
  • Перевозбуждённому состоянию;
  • Учащенному сердцебиению;
  • Обильному потоотделению;
  • Рассеянности, не сосредоточенности;
  • Резким перепадам давления.

При невротическом состоянии необязательно станут проявляться сразу все симптомы, их вполне может быть 2 или 3. Но этого достаточно для того, чтобы задуматься над способами борьбы с ужасным недугом.

Кризис личностного роста

Кризис невротического характера встречается довольно часто. Особенно у тех людей, кто подвержен постоянным стрессам и давлению с внешней стороны. Подобные моменты мешают процессу самореализации и значительно его затормаживают.

Личностный кризис бывает нормативным, тем, что встречается на пути каждого человека. Он неизбежен, и придётся с ним побороться. Куда сложнее дела обстоят с ненормативным личностным кризисом, ведь он обрушивается неожиданно и к нему сложно подготовиться заранее. Но не стоит отчаиваться, не бывает не разрешимых проблем! Стоит собраться с силами, и дать отпор всем недугам.

5 признаков кризиса личностного роста

Разобравшись с симптомами кризисного состояния, мы ищем явные признаки сбоя в нервной системе и привычной для вас жизни. Итак, признаками остановки в личностном росте являются:

1. Отторжение себя, как значимую часть общества.

Проще говоря, полное непринятие себя таким, какой вы есть. Это, пожалуй, самый показательный из всех признаков. Ведь не принимая, а значит, не уважая, себя, отторгая собственные мысли и мнения, мы губим в нас личность. Подружитесь с собой, и вы увидите, как жизнь заиграет совсем другими, более яркими, красками! А пока этого не случится, общество не сможет принять вас, ведь, если человек сам себя не уважает, кто тогда будет уважать его?

2. Старые взгляды противостоят новому течению времени.

Если индивид закрыт для всего нового, то бесполезно его переубеждать, пока он не поймёт, что готов изменить мнение. Сейчас время идёт совсем другим циклом, многие вещи изменяются, но не все люди готовы принимать такую действительность за правду. Поэтому, чтобы не застаиваться в “прошлом веке” пора взглянуть на мир современным взглядом и не бояться новшеств, которые он нам приносит!

3. Узкое мышление.

С данной проблемой бороться наиболее трудно. Да и увидеть этот признак тоже весьма нелегко. Запомните, способен духовно расти только тот человек, который готов смотреть куда глубже поверхностной информации. Благодаря учебной литературе и все доступности сети Интернета, нам предоставлено большое количество знаний, с помощью которых можно развиваться самостоятельно. Главное научиться – правильно ими пользоваться.

4. Отсутствие гибкости в различных ситуациях.

Данный признак проявляется у людей, не способных “вертеться в жизни”. Бывает, случаются совсем непредвиденные ситуации, сваливаются неожиданные обстоятельства, и мы либо опускаем руки, либо действуем!

5. Не способность принять ответственность за свои действия.

Человек не готов или, по каким-то другим причинам, не может принять ответственность за свои мысли и действия, в таком случае он не сможет достигнуть дальнейшего развития. Единственным правильным решением проблемы выступит осознание той ответственности за свое существование в обществе, которой ему не хватает.

Что делать, если у вас кризис личности?

Такие тревожные звоночки нельзя пропускать! Именно они подсказывают нам, что пора остановиться и переосмыслить свою жизнь, дабы не встретиться с коварным неврозом. А если невроз вас уже настиг, не стоит тянуть с его устранением, пока он не перерос в депрессию или ещё чего похуже.

В данном случае отличным решением станет оптимистичный настрой и решительные действия к улучшению.

Ни в коем случае нельзя останавливаться на своём пути самореализации. Такой поступок приведёт к разрушению или деградированию человека, как личности.

Основные проблемы личностного роста

На протяжении всей жизни мы неустанно развиваемся, совершенствуя накопленные знания и оттачивая умения. Прогресс идёт до тех пор, пока не происходит столкновение с проблемами личностного роста.

К проблемам развития личности можно отнести непонимание внутреннего застоя. Человек, сам того не осознавая, запутался в некоторых жизненных ситуациях, собственных мнениях и не способен отличить понятие “плохо” от “хорошо”. В таком случае, совершенствование в правильном направлении невозможно, пока индивид не разберётся в себе и своих суждениях.

Ещё одной проблемой личностного роста выступает чувствительность человеческой психики. Она постоянно подвержена изменениям, и невозможно предугадать, когда же именно нас коснётся данная проблема.

[1]

Любой невроз, кризис толкают на необдуманные поступки. Подобные не адекватные действия приведут к плачевным последствиям, ведь общество не готов принять их. Страдающий от невроза неспособен чисто мыслить, ведь его мучают депрессии и перепады настроения. В таком случае важно вовремя оказать помощь. Помочь могут как профессиональные специалисты, так и близкие больного.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Быстрая адаптация в любой ситуации – роскошь не для всех. И только те, кто ей обладают, способны противостоять стрессовым ситуациям, и благополучно с ними справляться.

Источники


  1. Уивер, Фон Клуб счастливых жен / Фон Уивер. — М.: Одри, 2014. — 440 c.

  2. Винтер, Евгения Брак и секс. Полная биография половых отношений / Евгения Винтер. — Москва: Гостехиздат, 2010. — 336 c.

  3. Зайцев, Андрей Социальный конфликт / Андрей Зайцев. — М.: Academia, 2011. — 464 c.
  4. Шнейдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнейдер. — М.: МПСИ, МОДЭК, 2015. — 928 c.
  5. Альбисетти, Валерио Нам хорошо вместе / Валерио Альбисетти. — М.: Паолине, 2019. — 160 c.
Невроз и личностный рост
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here