Нравственность и мораль отличия

Самое важное по теме: "нравственность и мораль отличия" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Этика и мораль

Этика и мораль – это неразрывные понятия, которые появились еще в древности. В обществе есть определенные традиции и правила, выполняемые негласно. Мораль можно назвать одним из способов регулирования поведения в обществе. Благодаря ей происходит становление взглядов, понимание смысла жизни и долга перед другими людьми.

Этика, как учение о морали

В общем, можно выделить три функции этики: описывать, объяснять и учить. Мораль может использовать для характеристики отдельной личности и ее качеств. В другом проявлении она описывает отношения между людьми. Деятельность человека настолько разнообразна, что использовать определенные моральные нормы часто просто недостаточно. Все дело в том, что многие «заповеди» являются обобщенными и не учитывают конкретную ситуацию. Соотношение этики и морали определяется на основе общественного мнения, которое часто не гарантирует нравственность. Специалисты уверяют, что каждый человек имеет право самостоятельно выбирать для себя как поступить в той или иной ситуации, но при этом учитывать общие нравственные правила. Важно разделять реальную и идеальную или пропагандируемую систему морали. Формируется она в первую очередь вследствие воспитания, но при этом практически не поддается анализу и коррекции. В общем, можно сказать, что мораль является предметом изучения этики.

Кроме этики и морали, большое значение имеет нравственность, которая представляет собой систему ценностей. Выражается она в форме человеческих принципов и законов. Проявляют нравственность в межличностных отношениях: в семье, коллективе и с другими людьми и в отношениях к самому себе. К категориям нравственности относятся такие качества: честь, свобода, ответственность и др. Проблемы нравственности изучаются этикой. Мораль и нравственность, несмотря на свою схожесть, имеют отличия, так первое принимают за должное, а второе за действительное.

Мораль и нравственность: единство противоположностей

И в педагогике, и в психологии существуют два подхода к понимаю и этического развития ребенка и, соответственно, к его морально-нравственному воспитанию. Один из них основан на усвоении моральных норм и правил поведения, другой – на эмоциональном развитии ребенка и формировании социальных чувств. Такое положение дел в детской психологии далеко не случайно. Оно соответствует разделению двух фундаментальных этических категорий философии – мораль и нравственность. Как отмечал русский философ С.Л. Франк, «…человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые по своему содержанию в значительной мере расходятся между собой…» (1997; с. 81).

Коротко остановимся на определении и различении этих категорий.

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков.

Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.).

Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения.

Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я – моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне. В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения.

Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность.

Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому.

Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, под-крепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А. Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности… Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого… Видеть и слышать другого – значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить – значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования… Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

[2]

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека. Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения – это действия для другого и в пользу другого. Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Читайте так же:  Человек в аффекте

Развитие морального поведения, опосредованного моральными нормами и оценками, многократно исследовалось в отечественной психологии (С.Г. Якобсон; В.Г. Щур, Е.Субботский; Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Н.А. Ветлугина и др.). В отличие от этого психологические условия становления нравственности как фундаментального качества личности остаются важнейшей, но малоизученной проблемой, на решение которой и направлен наш курс лекций.

Вкратце отличие морали от нравственности

Нравственность по-определению — это показатель того что вам НРАВится.
Безнравственно отсюда то, что вы считаете мерзким, что вам НЕ нравится.
Это — внутренее, естественное ощущение прекрасного и правильного — и противоположного, дурного.

А вот мораль — это то, что нравится Тому, кто хочет вас поиметь.
Это вовсе не значит что Он сам следует морали (чаще всего даже наоборот), и что она ему действительно по нраву. Просто он говорит об этом, провозглашает. Мораль — это правила приличия на экспорт.

Аморальность отсюда — есть противление обману и насилию над собою со стороны внешних угроз (моралистов).

Поэтому далеко не всегда аморальный человек — безнравственен. Зачастую даже его нравственность — выше чем у моралистов.

Мораль — это закон, даваемый нам извне. Такой закон может быть и хорошим, и дурным — в зависимости от нравственности законодателя, и особенно в зависимости от времени, места, и обстоятельств (!). один и тот же закон, мораль, заметьте!

Нравственность — это духовный инстинкт правды, красоты и справедливости. и её возвышенность или наоборот мерзость — так же зависит от внутренней природы самой личности. Нравственно поступающий человек — это человек живо и адекватно реагирующий на вызов. В отличие от отупляющей сознание программы данной законом-моралью, и зачастую несущей больше вреда чем пользы.

Посему нравственность отлична от морали так же — как личность от общества, внутреннее от внешнего, своё — от чужого, справедливость — от закона.

Что такое нравственность в современном обществе и каковы ее функции?

Каждый человек даже неосознанно знает, что такое нравственность. Психологи считают, что это выявление свободной воли каждого индивидуума, основанное на определенных принципах и морали. С момента принятия нами первого, самостоятельного решения, в каждом начинают формироваться личные, нравственные качества.

Что это — нравственность?

Современное понятие «нравственность» представляется каждому человеку по-своему, но несет один и тот же смысл. Формирование внутренних идей и решений в подсознании берет свое начало с нее, и на ней же строится социальное положение. Общество, в котором мы живем привыкло диктовать свои правила, но это не значит, что все обязаны следовать им, ведь каждый имеет право быть личностью.

Часто люди выбирают частичное отклонение от своих нравственных ценностей, в пользу шаблона и проживают свою жизнь по чужому примеру. Это приводит к некоторым разочарованиям, ведь можно потерять лучшие годы в поиске себя. Правильное воспитание с самого малого возраста дает большой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Учитывая, что такое нравственность, можно выделить некоторые качества, присущие ей:

  • доброта;
  • сострадание;
  • честность;
  • искренность;
  • надежность;
  • трудолюбие;
  • миролюбивость.

Нравственность и нравственные ценности

Наше общество все больше и больше стало считать, что нравственные ценности — это пережиток прошлого. Для достижения своих целей, многие идут по головам и такие поступки полностью противоречат былым временам. Такое общество нельзя назвать здоровым и возможно, оно обречено на бессмысленное существование. К счастью, не все попадают в социальную воронку и честных и порядочных все же остается большинство.

Находясь в поиске смысла жизни, человек формирует свой характер, а еще воспитывает высокую нравственность. Все то, что вырастили в человеке родители, может со временем пропасть или поменяться в любую сторону. Окружающий мир корректирует былые ценности, восприятие и в целом отношение к себе и людям, для создания комфортного существования. Сейчас духовные изменения происходят с желанием заработать больше денег и стать финансово независимым.

Нравственность в психологии

И простые обыватели, и психологи имеют свое собственные понятия нравственности, со своей точки зрения, которые могут быть абсолютно разными и никогда не пересекаются, даже если очень похожи. Каждый из подвида берет свое начало во внутреннем мире человека, его воспитании и ценностях. Человеческая психика разделена специалистами на два общества, каждое из которых преследует свою цель:

  1. Коллективные ценности – это стадные инстинкты, которые своим миром могут объединиться против остальных.
  2. Сострадательные ценности – основаны на заботе о ближнем, во блага любому обществу.

Любая объективная нравственность настроена на нахождения себя, как социально обеспеченного, сформировавшегося человека. Психологи считают, что человек с рождения определяется в первую или вторую подгруппу, а контролируют это личности, проживающие с ним и воспитывающие его. В процессе взросления и самостоятельного восприятия мира, редко происходит перевоспитания. Если же такое все же случается, то люди, которые себя изменили имеют очень высокую силу духа и могут пройти через любые трудности, не изменяя себе.

Чем отличается мораль от нравственности?

Многие утверждают, что мораль и нравственность – это синонимы, но это заблуждение. Моралью принято считать систему, установленную обществом, регламентирующую взаимоотношения людей. Нравственность же, подразумевает следование своим принципам, которые могут отличаться от установок общества. Другими словами, моральные качества дает человеку общество, а нравственные устанавливает характер и личная психология.

Мораль Нравственность
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни Принципы реального практического поведения людей, в которых строгость высокоморальных норм значительно смягчена, то есть, в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение
Что должно быть, к чему должен стремиться человек (мир должного) Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной общественной жизни (мир сущего)
Читайте так же:  Как понять что мужчина змея влюблен

Функции нравственности

Так как нравственность человека является явлением социальной и духовной жизни, то она обязана подразумевать под собой некоторые функции, которые люди выполняют поочередно. Сами того не подозревая, эти задачи всегда происходят в любом современном социуме и к счастью идут на пользу. Отказ от них влечет за собой одиночество и замкнутость, в дополнение к невозможности активно развиваться.

  1. Регулятивная.
  2. Познавательная.
  3. Воспитательная.
  4. Оценочная.

Каждая из них считается целью и возможностью духовного роста и развития. Учитывая, что такое нравственность, существование без этих функций совершенно невозможно. Общество помогает развиваться и расти только тем личностям, которые могут контролировать в себе возможности, порождающие эти цели. Нет необходимости специально им обучаться, все действия происходят автоматически, в большинстве случаев на благо.

Правила нравственности

Существует множество правил, которые характеризуют нравственность, и мы следуем им, практически не замечая того. Действуя на уровне подсознания, человек несет в мир свое настроение, достижения, победы и многое другое. Такие формулировки очень плотно воплощают то, что значит нравственность, во всех ее воплощениях. Отношения в мире должны брать за основу взаимность, для комфортного существования.

Принимая данные условия, человек может научиться быть добрее, общительнее и отзывчивее, а общество, состоящее из таких людей будет подобно идеалу. Некоторые страны добиваются такого положения, и у них значительно снижается количество преступлений, детские дома закрываются за ненадобностью и так далее. Помимо золотого правила, можно учитывать и другие, такие как:

  • искренние разговоры;
  • обращение по имени;
  • уважение;
  • внимание;
  • улыбка;
  • добродушие.

Как звучит «золотое» правило нравственности?

Основой мира и культуры является золотое правило нравственности, которое звучит как: поступай с людьми так, как хотел бы, что бы поступали с тобой или, не делай другому то, чего не хочешь получить себе. К сожалению, не у всех получается следовать этому, и от этого растет число преступлений и агрессии в обществе. Правило подсказывает людям как вести себя в любых ситуациях, стоит лишь задать себе вопрос, как бы ты хотел? Самое главное, что решение проблемы не диктует социум, а сам человек.

Нравственность в современном обществе

Многие считают, что мораль и нравственность современного общества сейчас сильно упала. Впереди планеты всей идут материальные ценности, которые превращают людей в стадо. На самом деле, добиться высокого финансового положения можно и не потеряв нравственности, главное умение широко мыслить и не ограничиваться шаблонами. Многое зависит и от воспитания.

Современные дети практически не знают слова «нет». Получая все, что захочешь с самого раннего возраста, человек забывает про самостоятельность и теряет уважение к старшим, а это уже падение нравственности. Для того чтобы попытаться что-то изменить в мире, необходимо начать с самого себя и только тогда появится надежда на возрождение нравственности. Следуя добрым правилам и обучая им же своих детей, человек сможет постепенно изменить мир до неузнаваемости.

Воспитание нравственности

Это необходимый процесс современного общества. Зная, как формируется нравственность, можно всецело надеяться на счастливое будущее наших детей и внуков. Воздействие на человеческую личность людей, которые считаются для него авторитетами, формируют в нем своеобразные качества, которые максимально влияют на его дальнейшую судьбу. Стоит помнить, что воспитание – это только начальная стадия становления личности, в дальнейшем, человек в силах самостоятельно принимать решения.

Духовность и нравственность

Два абсолютно разных понятия очень часто пересекающихся между собой. Сущность нравственности заключается в добрых делах, уважении и так далее, но никто не знает, для чего они делаются. Духовная доброта, подразумевает не только добрые дела и поведение, но и чистоту внутреннего мира. Нравственность видна всем и каждому, в отличие от духовности, которая является чем-то сокровенным и личным.

Нравственность в христианстве

Похожее сочетание двух понятий, но все с тем же разным значением. Нравственность и религия ставят перед собой общие цели, где в одном случае есть свобода выбора действий, а в другом полное подчинение правилам системы. Христианство имеет свои нравственные цели, но отступаться от них, как и в любых других верах запрещено. Поэтому обращаясь в одну из религий, нужно принять их правила и ценности.

Разница между правом и моралью

На основе морали и права формируются общественные нормы, которые упорядочивают и регулируют нашу жизнь. Они помогают получить ответ на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно мораль и право не дают совершить преступное действие и способствуют организации межличностных отношений.

Право представляет собой систему социальных норм, обязательных для исполнения каждым гражданином.

Мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов и убеждений. Они являются основой формирования норм поведения

Способы формирования

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Только государство имеет основание формировать правовые нормы. Соответственно, право выражает не столько волю народа, сколько волю государства. Хотя мнение простых людей находит все же в них отражения. Правовые нормы возникают исходя из народных традиций и обычаев.

В отличие от права, мораль формируется совершенно по-другому. Более того, нет ни какого органа, который занимался бы данной деятельностью. Мораль является следствием деятельности людей, возникает спонтанно и не требует утверждения каким-либо органом власти.

Методы обеспечения

Исходя из того, что право формируется государством, логично предположить, что именно им оно и регулируется. Существуют государственные институты, контролирующие выполнение правовых норм и наказывающие за нарушение их. Так как право не является советом или рекомендацией, то и выполнение его обязательно.

Что касается морали, то человек сам для себя решает, стоит ли следовать предлагаемым моральным нормам. Причем, за невыполнение их он не понесет уголовную или любую другую ответственность. Он может лишь быть подвергнут осуждению коллектива, что в некоторых случаях оказывается самым действенным наказанием.

Форма выражения

Правовые нормы утверждаются законодательными документами: законами и указами, собранные в зависимости от тематики и значимости в кодексы, уставы и т.д.

Законы морали формируются самим обществом и становятся «не писаными правилами». Однако некоторые органично вливаются в тексты законов и прописываются в правовых актах.

Ответственность за нарушения

Совершение противоправных действий обязательно влечет за собой наказание, размер и способ возложения которого строго регулируется государственными документами.

Нарушение моральных норм является преступлением против общества, своих коллег, семьи. Форма наказание за такой проступок выглядит как замечание или выговор, а в некоторых случаях увольнение с работы.

Читайте так же:  Лекарства снимающие стресс

Требования, предъявляемые к человеку

Требования, предъявляемые человеку моральными нормами, гораздо жестче и безапелляционней правовых требований. Право рассматривает только крайние проявления аморальных поступков, в то время как мораль осуждает любое выражение лжи, клеветы, обмана.

Сферы деятельности

Право не охватывает все сферы человеческой деятельности, например, такие как дружба, взаимопомощь, любовь и т.д. Оно рассматривает только наиболее важные области общественной жизни (труд, собственность, власть, правосудие). Соответственно сфера деятельности морали гораздо шире. С точки зрения морали оцениваются практически все поступки человека.

О морали и нравственности

Учение о морали и нравственности

Морамль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. [1] Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Мораль и нравственность

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

[1]

О морали и нравственности

Мораль принадлежит к числу основных типов нормативной регуляции, таких, как право, обычаи, традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно отличается от них….

Мораль достигает высшего развития в социалистическом и коммунистическом обществе, где она становится единой в рамках этого общества и впоследствии всецело общечеловеческой нравственностью.

Моральные нормы осуществляются практически и воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений.

Выполнение требований Морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в морали не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным его моральными же качествами (сила примера) и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Вообще в морали нет характерного для институциональных норм разделения субъекта и объекта регулирования.

Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности («назначения», «смысла», «цели») общества, истории, человека и его бытия.

Мораль, с точки зрения её общих принципов, идеалов, критериев добра и зла, и моральное воззрение может находиться в критическом отношении к фактически принятому образу жизни (что и находит выражение в воззрениях прогрессивного класса или, напротив, консервативных социальных групп). Вообще же, в Морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью…

В доклассовом и раннеклассовом обществе впервые осознаётся неполное соответствие и даже противоположность требований морали общепринятой практике обычного поведения. Наступившая эпоха социального неравенства, частнособственнических интересов и конкуренции индивидов, классового угнетения и неравноправного положения трудящихся способствует формированию в широких массах сознания несправедливости существующих порядков, деградации нравов по сравнению с прошлым, «. которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем, старого родового общества».

Для коммунистической нравственности характерны последовательное осуществление принципа равенства и сотрудничества между людьми и народами, коллективизм, уважение к человеку во всех сферах его общественных и личных проявлений на основе того принципа, что «. свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Поскольку коммунистической морали чуждо рассмотрение общества и индивидуальной жизни как внешних средств одного по отношению к другому, а то и другое выступают в нерасторжимом единстве, постольку для неё неприемлемы характерные для буржуазной морали жертвы одним нравственным принципом ради другого (например, жертва честностью ради выгоды, достижение целей одних ценой ущемления интересов других, компромиссы политики и совести). Она является высшей формой гуманизма.

Мораль и нравственность человека и общества, правила взаимоотношений будут меняться в соответствии с Единым законом, противоречия на каждом этапе эволюции между законами и нормами морали просто не будет, т.к они будут разрешаться самым естественным образом.

В современных условиях наблюдается особый интерес к этике — этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России в направлении к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, в том числе и военной организации невозможно без утверждения нравственности.

Научные знания о морали, законах ее возникновения и развития необходимы каждому офицеру для того, чтобы квалифицированно проводить обучение и воспитание личного состава, укреплять воинскую дисциплину и морально-психологическую готовность военнослужащих к выполнению своего конституционного долга по обеспечению национальной безопасности страны.

Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами. Следует сказать, что и слово «этика» первоначально означало то же, что и «мораль», и «нравственность». До сих пор говорят об этике поведения, этике офицера, о педагогической этике и т.д., имея в виду главным образом моральные нормы и нравственные отношения, которые сложились в той или иной сфере общественной жизни. И все же слово «этика» в настоящее время чаще используется для обозначения науки о морали. Именно в таком смысле мы и будем употреблять эту категорию.

Этика выясняет место морали в системе общественных отношений, анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную ее систему. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале она означала жизненную мудрость, практические знания относительно того, как надо себя вести. Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Его наиболее распространенная формулировка гласит: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. «Золотое правило» уже встречается в ранних письменных памятниках многих культур (В учении Конфуция, в древнеиндийском Махабрате, в Библии, в «Одиссее» Гомера и др.) и прочно входит в сознание последующих эпох. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».

Читайте так же:  Как забыть парня советы психологов

Тот содержательный смысл, который вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания людей и поэтому различен в тех или иных философских системах. Например, Гераклит учил, что все совершается по логосу. Отсюда, естественно, было и предположение о том, что поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.

В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не — вещную природу. Сама эта «вторая природа» предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, оракулов, учителей и т.д.). Нравственность это то, что относится ко «второй природе», к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения способности жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства.

С переходом от полисной организации общественной жизни к крупным государственно-политическим образованиям типа империи А. Македонского возникают новые представления о нравственности и добродетели. Неустойчивость жизненных условий, неуверенность в завтрашнем дне, зависимость судьбы индивидов, их жизненного успеха и счастья не только от личных добродетелей, но и малопредсказуемых жизненных обстоятельств вызвали представления о нравственности как субъективном состоянии. Многие философы стали утверждать, что нравственность есть некая внутренняя установка, которая не зависит от поведения людей и противостоит им. Широкое распространение получили представления о нравственности, развиваемые стоицизмом, эпикуризмом и скептицизмом. Стоики, например, понимали под моральностью внутренний покой, достигаемый в результате равнодушно-стойкого отношения к миру. Эпикуризм считал что счастье человека составляют чувственные и духовные удовольствия, спокойствие и невозмутимость. Скептицизм доказывал необходимость принципиального воздержания от определенных суждений, поскольку нормальным психологическим состоянием человека является неуверенность и сомнение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Мораль и нравственность: варианты понимания и отношения.

1-ый вариант. Мораль и нравственность — это синонимы одного и того же. Исток сего суждения находится в переводе с латинского на русский: mos — нрав, mores — нравы, moralis — нравственный. По большому счёту, правильное суждение. Но насколько правильное? Почему латинский эквивалент русской нравственности перекочевал в русский язык в виде русского слова «мораль» и стал употребляться вместе с ней в прилагательном «морально-нравственный»? Не потому ли, что народ интуитивно просёк разницу между синонимами? Та же ситуация наблюдается в других языках. Например, в немецком языке, на котором говорили и мыслили Кант и Гегель.

«Моральность и нравственность, которые обычно считают одинаковыми по их значению, здесь взяты в существенно различных смыслах. Кажется, впрочем, что и представление также проводит между ними различие; Кант пользуется в своем словоупотреблении преимущественно выражением моральность, и практические принципы этой философии полностью ограничиваются этим понятием и даже делают невозможной точку зрения нравственности, более того, совершенно уничтожают и возмущают её. Но даже если бы моральность и нравственность были этимологически равнозначными, это не мешало бы использовать эти различные слова для обозначения различных понятий.» (Г.В.Ф.Гегель. Философия права. Издательство «Мысль». Москва. 1990. стр.94.)

2-ой вариант. Мораль и нравственность различны. Эту точку зрения озвучил Гегель. Поскольку он мыслил диалектически, то и не думал доводить различие между моралью и нравственностью до их полного отрыва. Всё-таки умный был человек, гений.

3-ий вариант. Сей вариант выражен как раз в духе полного разрыва между моралью и нравственностью. Нравственность — это хорошо, а мораль — это плохо. Тьфу на мораль, и ещё много раз тьфу! Мы — люди нравственные, нам энта мораль ни к чему. В основном так мыслят возвращенцы в ведическую культуру и ведические психологи. На слова и научные понятия они смотрят исключительно сквозь призму Ра, бога солнца или самого солнца, лучезарного и всех просвещающего. Нравственность они пишут как нРАвственность. Для меня остаётся загадкой, почему они мораль рассматривают как мор, но при этом пишут: моРАль? Это что, какое-то другое солнце? Наверное, то, которое всех нафиг уморит, если мы будем под ним загорать. Так это и с первым солнцем может случиться, если не соблюдать осторожности в этом процессе.

Интересное сочетание ведизма и кантиантства у одного московского психолога выразилось в абсурдном утверждении: «Мораль безнравственна. А то, что нравственно — не мораль». При этом, следуя категорическому императиву Канта, он также императивно категорически утверждал, что он единственно прав, а оппоненты находятся в каких-то параллельных мирах по отношению к его единственно реальному миру. И спорить он ни с кем не будет, поскольку он и так прав. То есть, самоубеждён, что прав, а другие пусть идут в далёкое эротическое путешествие в параллельные миры. В этом ему поспособствовали многочисленные перепосты и восторженные комментарии слабоумных несамостоятельно мыслящих и просто умственно ленивых людей, которым только подай категорически императивно провозглашённый лозунг, и они побегут за ним сломя голову. В результате психолог зазвездился. Натурально стал солнцем, нашим всем. И приписал к своей фамилии слово Ра. (Пусть мне отсыпет немного московских денежек за эту рекламу.)

4-ый вариант. И мораль, и нравственность — бяка. Ну, просто страшенное такое БЯКИЩЕ! А вот наши хотения и потребности — это хорошо, это класс! Этот апофигоз чрезмерно раздувшегося от самообожания рассудочного мышления я встретил у одной украинской психологини. Не буду описывать, какие помои ею были вылиты на мораль и нравственность. Но впечатление от них и впрямь стало таким ужасно мрачным, что я на минуту сам стал бояться этих вещей. Не думаю, что так мыслят все украинские психологи. Но если так мыслит большинство украинцев, то понятно, что они имеют то, что сейчас имеют.

Читайте так же:  Хилл как стать богатым

5-ый вариант. Здесь обитают любители отождествлять мораль и нравственность, которым, однако, чего-то не хватает. И они в качестве этого недостающего привлекают этику. И пишут: мораль и этика. Но этика — это наука о морали. И она всегда изучалась философами наряду и вместе с эстетикой — наукой о прекрасном. В Древней Греции было даже такое понятие: калокагатия — красота и доброта, прекрасный и добрый. Переводилось оно ещё как великодушие, нравственная красота, цельность и гармоничность души. А где у сочетания «мораль и этика» намёк на красоту, на эстетику? К тому же, звучит тавтологично, как масляное масло. Предмет и наука, его изучающая. Может ли этика быть таким же мотивирующим фактором, как нравственность? Человек в своих поступках направляется моралью и нравственностью, усваиваемыми в процессе своей социализации, а не наукой о об этих феноменах социального подсознания и самоподсознания.

6-ый вариант. Собственно, это развитие гегелевской идеи о тождестве и различии морали и нравственности. Кант, конечно, тоже был большим умницей, как и Гегель. Но Кант мыслил преимущественно рассудочно, всё разделял и классифицировал. Поэтому и был такой строгий и категоричный. Гегель же мыслил по большей части разумно, т.е. диалектически. Но в своей диалектике настолько погрузился в рефлексию, т.е. в своё мыслевращение, что стал для нас непонятным. Понятней, конечно, Кант. Поэтому к нему присосались ведические колдуны. Интересно, что было бы, если бы они присосались к Гегелю?

Если взять вместе и в то же время раздельно Канта и Гегеля, не примешивая сюда ведизм, то получается следующая картинка. Представьте себе раздвоенное дерево, растущее из одного корня, из одного общего ствола. И кроны отдельных стволов, их ветви, взаимно переплетаются. Получается некое подобие сердечка.


Это символично. Особенно, если учитывать, что корнем этого дерева является любовь. Любовь — самое сущностное в наших отношениях, сердцевина эмоциональной сферы. Почему мы кого-то любим? Потому, что влюбляемся. Как это происходит? Примерно, вот так: мы кого-то видим (слышим, обоняем, осязаем) и он нам нравится. Причём чем больше мы с ним общаемся, тем больше он нам нравится. Понравиться — значит прийтись по сердцу, по душе, по вкусу, по нраву. Любовь — пиковое переживание своего отношения к какому-то конкретному человеку, и не только к человеку, а вообще ко всему, к чему мы становимся благосклонны. К какому-нибудь делу, к какому-нибудь занятию, к какому-либо месту, времени, стране, к жизни, к познанию, к самому себе, к дружбе (дружелюбие).


Любовь разветвляется на эстетический вкус и нрав. Эстетический (и художественный) вкус — сенсорная сторона любви, нрав — моторная сторона. Эти три понятия соотносятся между собой как истина, красота и добро.

Любовь — Вкус — Нрав
Истина — Красота — Доброта

[3]

Нрав, конечно, бывает крутой (злой), но это когда его источником является ненависть (злоба). Если его источник — любовь, то нрав — добрый, мягкий (добронравие).

Красота — в большей степени характеристика внешней стороны чего-либо, формы тела. Доброта — в большей степени характеристика внутренней стороны, содержания, которое движет всё тело в сторону добра, добродеяния. Их можно определить диалектически, рефлексивно, как переходы из внешнего во внутреннее, из формы в содержание, и обратно. Доброта — это внутренняя красота, а красота — выразившаяся во внешней форме доброта. Плюс всякие извращения отношений между понятиями в триаде, которые описал советский философ Э.В.Ильенков. Красивое зло неистинно. В поддельной (ложной) доброте нет красоты. Ненависть и злоба искажает черты лица. Любовь и доброта облагораживают лицо, делая его прекрасным ликом. Последняя фраза — это уже не об извращении, а о норме.

Так вот (уже слышу голоса, вопящие: «Короче, Склифофилософский!»), общим для двух раздельных ветвей (морали и нравственности) стволом является дисциплина — общественный порядок, к которому люди в ходе социализации приучаются путём обучения и воспитания. Ведь disciplina в переводе с латинского на русский означает обучение и воспитание. Люди, взаимодействуя между собой, пытаются как-то организовать, упорядочить свои взаимодействия, потому что без этого их общение превращается в хаос и бардак. (Бардак — сумасшедший дом в Лондоне.) И опыт такого упорядочения взрослые передают своим детям посредством обучения и воспитания.

С одной стороны этот опыт сохраняется в народном подсамосознании — в морали, а с другой стороны, он воспроизводится каждой личностью в качестве её нравственности. Мораль — внешняя сторона общественного порядка в каком-нибудь коллективе (семейном, школьном, трудовом) или каком-нибудь социальном слое, классе, в отдельно взятой стране, в планетарном человечестве. Она, как мы видим, многообразна и зависит от времени, т.е. культурно-исторической эпохи, в которой живут люди. В ней, как во внешней стороне общественного порядка, эстетический вкус играет большую роль, воплощаясь в этикете, принятым конкретным сообществом. Нравственность — то, что личность осваивает из моральных наставлений и уроков социальной жизни. Осваивает и практически использует в своей личной жизни. Это внутренние нравственные установки, программы личного социального поведения. Или черты характера личности. Насколько они будут этичны (просоциальны), зависит от самоорганизации, самовоспитания и самодисциплины.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ну, ладно, ладно, затыкаюсь. На данный момент. Подробности — в следующей статье.

Источники


  1. Иванников, В. А. Общая психология. Учебник / В.А. Иванников. — М.: Юрайт, 2014. — 482 c.

  2. Жизель, Аррюс-Ревиди Незрелые родители и взрослые дети / Аррюс-Ревиди Жизель. — М.: Питер, 2015. — 864 c.

  3. Толстая, Наталья Защитная книга от ссор и предательств. Стратегия победы настоящей женщины / Наталья Толстая. — Москва: ИЛ, 2015. — 288 c.
  4. Арнольд, Ольга Почему убегают мужчины / Ольга Арнольд. — М.: Эксмо-Пресс, Яуза, 2007. — 176 c.
  5. Котова, А. К. Как стать правой рукой шефа. Настольная книга секретаря по психологии общения и делопроизводству / А.К. Котова. — М.: Феникс, 2016. — 288 c.
Нравственность и мораль отличия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here