Олигофрения легкой степени

Самое важное по теме: "олигофрения легкой степени" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Олигофрения легкой степени

4.8. Олигофрения МКБ-10 (F70-79)

Олигофрения (умственная отсталость) — различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) недоразвития психики, характеризующегося преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. Степень нарушения функций организма Клинико-функциональная характеристика нарушений Степень ограничения жизнедеятельности и способность к: Группа инвалидности

Олигофрения в степени дебильности

(легкая умственная отсталость по МКБ 10)

IQ (интеллектуальный коэффициент) 50 — 70

I. Легкая дебильность

Могут формально обучаться в общеобразовательных школах, дублируют классы, с программой вспомогательной школы справляются. Мышление конкретно-образное, запас знаний достаточный для выполнения простого труда. Социально адаптированы.

1) Основной тип — легкое снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип:

b) торпидный вариант с психомоторной заторможенностью,

c) астенический вариант.

Ограничений жизнедеятельности нет

Ограничение по линии ВКК

II степень

3) Осложненный тип легкой дебильности — наличие сопутствующих эпилептических припадков, умеренно выраженной резидуальной неврологической симптоматики, ликвородинамических расстройств.

II. Умеренная дебильность

Могут оканчивать 6 — 8 классов вспомогательной школы, приобретают простые трудовые навыки, в привычных бытовых ситуациях адаптируются, но при отклонении от стереотипа теряются.

1) Основной тип — умеренное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

ориентации — I ст.;

контролю своего поведения — I ст.;

трудовой деятельности — I ст.

III группа

III степень

II. Умеренная дебильность

2) Психопатоподобный тип — с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических припадков, ликвородинамических нарушений, выраженных резидуально-органических расстройств.

III. Выраженная дебильность

Выраженное недоразвитие интеллекта, могут оканчивать несколько классов вспомогательной школы, словарный запас скуден, нередко имеются дефекты речи, мышление конкретное, эмоциональная сфера обеднена, могут выполнять простую работу по дому под присмотром, социально дезадаптированы.

1) Основной тип — выраженное снижение интеллекта без эмоционально-волевых и соматоневрологических расстройств.

2) Психопатоподобный тип — с выраженными эмоционально-волевыми расстройствами, нарушениями поведения (бродяжничество, расторможенность влечений и т. д.).

3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических припадков, резидуально-органических расстройств, ликвородинамических нарушений.

самообслуживанию — I ст.;

ориентации — I-II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — II-III ст.;

трудовой деятельности — II- III ст.

II группа

III степень

Нерезко выраженная имбецильность. (Умеренная умственная отсталость по МКБ-10)

Более выраженная интеллектуальная недостаточность, чем при дебильности. Мышление конкретное, абстрагирование недоступно. Неспособны к решению даже простых житейских задач, адаптированы только к привычным условиям, нуждаются в постоянном руководстве. Не поддаются обучению во вспомогательной школе. Осваивают элементарные навыки самообслуживания, частично соблюдают личную гигиену. Словарный запас крайне беден, ограничен 30 — 40 словами, речь часто косноязычная.

самообслуживанию — II ст.;

ориентации — II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — III ст.;

трудовой деятельности — III ст.

II группа

III степень

Резко выраженная имбецильность. (Тяжелая умственная отсталость по МКБ-10)

Глубокий интеллектуальный дефект, мышление грубо конкретное, круг интересов ограничен физиологическими потребностями, запас слов крайне беден, имеется моторная недостаточность. Эмоциональная сфера мало развита, имеются навыки элементарного самообслуживания, не всегда контролируют функции тазовых органов, потребности примитивные, обучение во вспомогательной школе невозможно. Нуждается в контроле со стороны.

самообслуживанию — II ст.;

передвижению — I-II ст.;

ориентации — II ст.;

контролю своего поведения — II ст.;

обучению — II ст.;

трудовой деятельности — III ст.

II группа

IV степень

Идиотия. (Глубокая умственная отсталость по МКБ-10).

Полное отсутствие интеллекта, выраженное недоразвитие речи или ее полное отсутствие, недоразвитие моторики, диспластичность тела, простейшие полярные эмоции, недифференцированые ощущения, нет навыков самообслуживания, ориентировки, неопрятны мочой, калом, нуждаются в постоянном постороннем уходе и контроле.

самообслуживанию — III ст.;

передвижению — I- III ст.;

ориентации — III ст.;

общению — III ст.;

контролю своего поведения — III ст.

I группа

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Кто такой олигофрен, степень отсталости, симптомы и лечение

Медицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения — это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.

Олигофрен — это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых. Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения. Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая. Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке. Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Читайте так же:  Став хорошее зрение

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

Первой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью. При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны. Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений. При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот. Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны. В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой. В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью. Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными. Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих. Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В. Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама. Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых характеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная характеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения характеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстрактный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Читайте так же:  Так я тебя люблю ты меня полюбишь

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Олигофрения это нарушение интеллектуальных способностей

Олигофрения, иначе называемая умственной отсталостью, объединяет целую группу заболеваний, разнородных по особенностям происхождения.

В переводе с греческого «oligos» обозначает недостаточность, «phren» — ум. То есть буквально олигофрения это болезнь, проявляющаяся в недостаточности умственных способностей.

Подобные расстройства могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Главные признаки патологии — недоразвитие психики и остановка умственного развития на определенной стадии.

Отражается заболевание не только на когнитивных способностях, но и на волевой и эмоциональной сферах. Достаточно специфический характер обретают речь и движения.

Олигофрению следует отделять от приобретенного слабоумия, в частности, от деменции. При деменции интеллектуальные функции ослабевают из-за поражения головного мозга, которое развивается вследствие возрастных изменений нервной ткани. До того, как начинают проявляться симптомы деменции, больные обладают нормальным интеллектуальным уровнем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При олигофрении во взрослом состоянии интеллект не может развиваться. Олигофрения была описана в качестве самостоятельной нозологической единицы лишь в прошлом веке. До этого диагноз «слабоумие» ставился всем людям с интеллектуальной недостаточностью: и тем, кто страдает врожденными формами рассматриваемой патологии, и людям с развившейся в силу возрастных изменений деменцией.

В развитых странах данным заболеванием страдает примерно 1% населения, при этом у 85% больных имеются легкие формы отсталости. На тяжелую, глубокую и среднюю по выраженности умственную отсталость приходятся соответственно 10%, 4% и 1%. У мужчин различные формы олигофрении возникают чаще, чем у женщин, в полтора-два раза.

Олигофрения не прогрессирует: она представляет собой конечный исход некоторого заболевания. Это отличает ее от возрастной деменции, которая имеет тенденцию к постепенному развитию, то есть состояние ухудшается.

Классификация

Традиционная общепринятая классификация выделяет три варианта патологии:

  1. Дебильность – олигофрения, выраженная в слабой степени.
  2. Имбецильность — средняя степень патологии.
  3. Идиотия, или заболевание, выраженное в крайней степени.

В современной медицинской практике обычно применяется классификация МКБ-10, опирающаяся на показатели уровня интеллектуальной равитости, определяемые при помощи тестирования.

В МКБ-10 выделяются следующие формы рассматриваемой болезни:

  • легкая форма(IQ от 50 до 70 баллов);
  • умеренная форма(IQ от 35 до 50 баллов);
  • тяжелая форма(IQ от 20 до 35 баллов);
  • глубокая форма(IQ не превышает 20 баллов).

Имеется также классификация, базирующаяся на выделении факторов, которые вызвали развитие олигофрении. Эта классификация выделяет дифференцированную и недифференцированную умственную отсталость. Дифференцированная олигофрения — это заболевание, причины образования которого удалось установить. Недифференцированная же, напротив, развивается по неустановленным причинам.

Симптоматика

Недифференцированная олигофрения может развиваться в результате внутриутробного поражения головного мозга на ранних или поздних стадиях формирования плода. Формы олигофрении, которые выделяются в первой приведенной классификации, обычно относятся к недифференцированным формам.

Далее будут рассмотрены все три степени умственной отсталости с присущей им специфической симптоматикой.

Признаки дебильности

Дебильность представляет собой самую легкую степень выраженности патологии. Проявляется дебильность в нескольких основных формах, определить которую помогают тесты уровня интеллектуального развития. В частности, легкой степени дебильности соответствуют показатели IQ от 65 до 69 баллов, средней степени — 60-64 балла, а тяжелой степени — 50-59 баллов. Выявляется уровень интеллектуальной развитости в процессе исследования когнитивных функций пациента.

Нарушения познавательной сферы пациентов, страдающих дебильностью, выражаются в неспособности вырабатывать сложные понятия, в результате чего больным недоступны сложные обобщения. Имеется недостаточность абстрактного мышления либо его полное отсутствие (при средней и глубокой степени дебильности).

У пациентов доминирует конкретный описательный вид мышления, они не способны охватывать ситуацию в полном объеме: страдающий дебильностью человек способен рассматривать только внешнюю сторону любого события.

[3]

Склонность к конкретному мышлению может быть выражена в разной степени, в то время как неспособность к абстрактному мышлению отмечается при всех формах дебильности. Например, больные не способны понять смысла пословиц и поговорок: для них они не имеют переносного значения и понимаются буквально.

Такие пациенты могут обучаться в школе, но испытывают серьезные сложности с усвоением нового материала. Самые большие трудности возникают при изучении математики. Отсутствует способность к формированию индивидуальных суждений, они не склонны к исследованию мира, копируя чужую точку зрения по любому вопросу. Правила запоминаются в шаблонной форме дословно, подчас без понимания их смысла и значения.

Больные часто начинают учить окружающих усвоенной таким образом информации. Несмотря на то, что пациентам с дебильностью не свойственны аналитические способности и навыки обобщать информацию, они часто проявляют большую ловкость в повседневных ситуациях.

Нередко пациенты с психическим недоразвитием проявляют высокую одаренность в каких-либо сферах: это так называемые «саванты», то есть люди, которые имеют исключительные способности, например, к механическому запоминанию, при этом имея сниженный уровень интеллектуального развития.

Читайте так же:  Психологическая помощь при депрессии

Однако даже если больной способен запоминать большие объемы информации, осмысливать их он не может. Такие пациенты обладают тонким слухом, хорошо рисуют или могут совершать в уме операции над большими числами.

Одной из самых характерных черт является повышенная внушаемость и склонность попадать под чужое влияние. Поддавшись чужому влиянию, больные могут пойти на кражу, поджог и даже убийство, не понимая последствий своих поступков и их истинного значения. Имеют мест ярко выраженные примитивные влечения. Это могут быть как различные формы распущенного поведения, так и половая невоздержанность.

Признаки имбецильности

Имбецильность представляет собой среднюю степень выраженности упомянутого заболевания. IQ таких больных варьируется в пределах от 35 до 39 баллов.

Пациенты способны образовывать представления, однако к формированию понятий, характеризующих более высокий уровень мыслительной деятельности, они практически не способны либо же этот процесс очень сильно затруднен. Полностью отсутствует способность к обобщению информации и формированию абстрактных понятий. Выделяются три основные формы имбецильности: тяжелая, средняя и легкая. Каждая из них имеет свои специфические проявления.

  1. Имбецилы могут осваивать несложные навыки и самостоятельно обслуживать себя, выполнять несложную работу, если будут активно тренироваться, подражая другим людям.
  2. Пациенты способны понимать несложную речь и даже усваивают некоторые слова. Речь имеет крайне примитивный характер, состоит из коротких предложений, в которых входят два-три слова.
  3. Возможно усвоение только конкретных знаний, которые исключают какие-либо обобщения.
  4. Пациенты не обладают способностью мыслить самостоятельно, вследствие чего они могут существовать лишь в привычной, не изменяющейся обстановке. Если появляется необходимость адаптироваться и принимать новые решение, могут возникать огромные трудности, поэтому пациентам требуется постоянное руководство и присмотр.
  5. Имеет место выраженная внушаемость.
  6. Личные интересы отличаются крайней примитивностью и сводятся к удовлетворению базовых физиологических потребностей. Часто за имбецилами отмечается повышенный аппетит и даже прожорливость, при этом во время приема пищи они крайне неопрятны.
  7. Что касается сексуальности пациентов, нередко отмечается повышенное либидо, сочетающееся с отсутствием способности контролировать собственные влечения.

В зависимости от поведенческих особенностей выделяются две группы имбецилов. К первой группе относятся активные люди, подвижные и даже несколько суетливые, ведущие себя крайне расторможено. Вторую группу составляют апатичные пациенты, которые не реагируют на внешние раздражители и интересуются только удовлетворением собственных примитивных физиологических потребностей.

В зависимости от характерологических черт пациенты с имбецильностью также делятся на две категории. К первой относятся покладистые, спокойные и достаточно приветливые люди, ко второй — злобные, проявляющие повышенную агрессивность к окружающим.

Жить без постоянного надзора медицинского персонала или родственников имбецилы не могут.

Симптомы идиотии

Идиотия представляет собой наиболее глубокую выраженность умственной отсталости. IQ пациентов не превышает 34 баллов. Они не способны усваивать новые знания, неуклюжи, речь у них отсутствует практически полностью (время от времени больные произносят нечленораздельные слова). Эмоциональная сфера ограничивается выражением примитивных базовых реакций: удовольствия или неудовольствия.

Как правило, идиотия развивается из-за генетических патологий. Больные малоподвижны, не могут контролировать отправление естественных нужд, не способны отличать съедобные предметы от несъедобных. Редкие пациенты могут овладевать примитивной координацией и простейшими навыками самообслуживания.

Болезнь сопровождается грубыми органическими поражениями головного мозга, а также выраженными неврологическими дефектами.

У больных наблюдаются такие симптомы, как пороки строения внутренних органов, эпилептические припадки и т. д. В случае полноценного ухода пациентам удается дожить до 30-40 лет, но чаще всего они умирают в раннем возрасте из-за имеющихся у них соматических патологий.

Таким людям необходим круглосуточный надзор, обеспечить который может только персонал специализированных медицинских учреждений.

Дифференцированные олигофрении

Что касается времени воздействия, выделяются три основные группы олигофрении:

  • наследственные и семейные;
  • возникшие в результате внутриутробного поражения нервной системы;
  • возникшие в результате родовых травм или воздействия, произошедшего в первые несколько лет жизни.

Патологии, происхождение которых удалось выявить, то есть дифференцированные олигофрении, могут быть разделены на несколько основных групп:

  • умственная отсталость, развившаяся вследствие наличия у человека генетических патологий;
  • умственная отсталость, которая стала следствием поражения плода какими-либо инфекционными или токсическими агентами;
  • умственная отсталость, развившаяся в результате интоксикации или инфекции, поразивших ребенка в первые несколько лет жизни;
  • олигофрения, которая стала результатом воздействия на ребенка различных социальных факторов (неблагополучной семейной обстановки).

Наиболее распространенными являются следующие виды дифференцированных форм умственной отсталости:

Диагностика

Диагноз врач может поставить после тщательного изучения симптомов и семейного анамнеза. Важно исследовать особенности протекания беременности, наличие вредных факторов и специфику послеродового периода.

После сбора анамнеза проводится обследование и тестирование пациента, имеющее своей целью выявление особенностей психологического и физического развития, а также уровня развития речи. Параллельно должны быть назначены иммунологические и биохимические исследования, которые могут позволить выявить причины развития болезни.

Если проблема появилась из-за недостаточного функционирования щитовидной железы, резус-конфликта или нарушений обмена веществ, возможна терапия с применением гормональных препаратов, переливания крови и назначения особой диеты. Токсоплазмоз лечится при помощи специальных лекарств. Однако в большей части случае какое-либо лечение практически невозможно.

Помогает симптоматическое лечение, часто назначаются нейролептики, препараты для стабилизации настроения, лекарства, которые стимулируют умственную деятельность пациентов, а также витаминные комплексы.

Народные методы лечения умственной отсталости бессильны, хотя употребление успокоительных сборов может приносить неплохие результаты. Особого внимания заслуживают валериана, гинкго билоба и корень женьшеня.

Огромное значение в адаптации пациентов имеет коррекционная педагогика и формирование навыков самообслуживания. Для обучения детей с умственной отсталостью функционируют специальные школы, где используются особые методики обучения.

[2]

Профилактика

При планировании беременности женщине следует пройти полное обследование на предмет инфекций, нарушений работы щитовидной железы и т. д.

Следует вылечить все имеющиеся воспаления. В случае отягощенного семейного анамнеза следует пройти генетическое обследования.

Во время вынашивания ребенка женщина должна постоянно посещать своего врача, регулярно сдавать все необходимые анализы, отказаться от вредных привычек.

Документальный фильм. «10 процентов»

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.
Читайте так же:  Как определить флегматик сангвиник холерик

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.

Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.

Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.

Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

Кто он, человек с легким слабоумием?

Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

Стадии и степени дебильности

Различают три стадии в зависимости от IQ:

  • легкая: коэффициент интеллекта 65-69 баллов;
  • умеренная: IQ 60-64 балла;
  • тяжёлая: IQ 50-59 балла.

Также выделяют такие виды дебильности:

  1. Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  2. Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  3. Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  4. Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.

Детский дебилизм и его особенности

Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

Эмоциональная сторона

У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

  • на первом полюсе: приветливые, добрые, ласковые;
  • на втором: злые, угрюмые, агрессивные.

Также существуют и два полюса активности:

  • крайне активные дети – на одном полюсе;
  • крайне заторможенные – на другом.

Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

Читайте так же:  День памяти царской

Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

Особенности мышления

«Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.
У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

Постановка диагноза и тесты

С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

[1]

Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.
Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

Тест Айзенка

Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.

Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

Тест Войнаровского

Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

Оценка развития речи

Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.

Тест Торренса

Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

  • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
  • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
  • лист с нарисованными парными прямыми линиями.

Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

Коррекция и оказание помощи

В основном лечение симптоматическое:

  • психотропные и ноотропные препараты;
  • общеукрепляющие;
  • противосудорожные и дегидратационные;
  • метаболические.

Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.
Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

Профилактические меры

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

  • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
  • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
  • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
  • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.

Источники


  1. Эйдемиллер, Э. Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. — М.: Питер, 2017. — 672 c.1. Базылевич, Т. Ф. Дифференциальная психология. Учебник / Т.Ф. Базылевич. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 c.

  2. Вуль, Феликс Путешествие в любовь. Энциклопедия / Феликс Вуль. — М.: Сталкер, 2011. — 416 c.

  3. Образцова, Л. Н. Энциклопедия семейного счастья / Л.Н. Образцова. — М.: АСТ, Сова, Харвест, Кладезь, 2012. — 576 c.
  4. Козлов, Н.И. На крыльях любви, или как делать семью / Н.И. Козлов. — М.: АСТ, 2016. — 199 c.
  5. Геген, Николя Наука нравиться. Любовь и флирт в зеркале психологии / Николя Геген. — М.: Ломоносов, 2012. — 192 c.
Олигофрения легкой степени
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here