Определение темперамента детьми

Самое важное по теме: "определение темперамента детьми" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Какой тип темперамента у вашего ребенка?
тест по теме

Тестирование для родителей. Цель: выявить тип темперамента у ребенка.

Вложение Размер
anketirovanie_dlya_roditeley.docx 28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей
« Какой тип темперамента у вашего ребёнка?»

1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?
а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность, гибкость,
деловитость, общительность, собранность.

б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.

в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.

г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.

2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?

а) В основном положительные эмоции.
б) Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет к положительным эмоциям.
в) В основном — гнев, страх; эмоции проявляет бурно.
г) Основная — страх.

3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?

а) Средний.
б) Низкий.
в) Средний, низкий.
г) Высокий.

Ребенок-Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный)

Позитивный, активный, легкий в общении . Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но также легко переключается на что-то другое.

Легко осваивает возрастные навыки. Движения – уверенные, точные. Речь – выразительная, живая, с мимикой и жестами. Редко и недолго грустит. Среди сверстников обычно занимает положение лидера.

Ребенок-Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный)

Спокойный «копуша», не выносит спешки. Все делает неторопливо, с толком, с расстановкой, проверенными способами . Вполне способен долго и нудно делать что-то одно, не испытывая при этом утомления. Упорно идет к своей цели, преодолевая все препятствия.

Свои решения он не меняет, его сложно переубедить. Такой ребенок невероятно устойчив к внешним раздражителям. Он всегда сдержан, и кажется малоэмоциональным , но если к кому-то привязался, ни за что не предаст. Все возрастные навыки формируются у флегматика долго и с трудом, но зато надолго и качественно.

Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, часто встречаются паузы, хоть словарный запас и в норме. Медленно и не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

Ребенок-Холерик (сильный неуравновешенный, с преобладанием возбуждения)

Всегда яркий, колоритный, всегда «чересчур» . Подвижный, заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы. Борец, задира, несмотря на неудачи и трудности, после каждого падения встает и снова движется к своей цели, если ему это необходимо, но не всегда доводит начатое до конца, может бросить все ради чего-то другого, не менее интересного. По натуре командир, часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить.

Речь холериков отрывиста, быстра, они часто глотают слова и окончания, однако говорят очень эмоционально и громко. Настроение легко меняется, в зависимости от обстоятельств. Такие дети легко приспосабливаются к новой обстановке, но с трудом – к новым правилам. Спокойно воспринимают словесные наказания, но не переносят ограничения свободы.

Такие дети на редкость чувствительны и ранимы , хотя при этом добры и отзывчивы. Легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики… Чуть что – в слезы. Всего боятся, особенно чего-то нового, смены обстановки, новых людей. Застенчивы, робки, нерешительны. «Зацикливаются» на собственных неудачах, воспринимают наказания как трагедию. Легко и часто обижаются.

Речь их тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенны, бедны и часто суетливы. Возрастные навыки усваивают своевременно, но склонны к регрессу во время адаптации к новым условиям. Но в знакомой обстановке способны превзойти себя и достичь значительных результатов.

Воспитываем ребенка по типу темперамента

Как воспитывать Сангвиника:

  • Стремиться выработать у него устойчивые интересы.
  • Учить упорству, терпению, умению доводить начатое до конца.
  • Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Как воспитывать Флегматика:

  • Вырабатывать любознательность, побуждать сообразительность и воображение, поощрять его инициативу.
  • Учить правильно распределять внимание и время при выполнении различных заданий.
  • Учить полнее выражать свои чувства: как быть добрым, как жалеть кого-то, радоваться, огорчаться, прививать навыки общения и развивать коммуникабельность.
  • Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы игры наперегонки.

Как воспитывать Холерика:

  • Направить бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учить обдумывать свои решения, оценивать возможности.
  • Воспитывать настойчивость и сдержанность, учить владеть собой, гасить в зачатке агрессию
  • Подбирать такие игры, которые укрепляют процессы торможения: спокойные, где все зависит от внимания и нужен минимум эмоций.
  • Учить вежливости и учитывать, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность.
  • Не уговаривать, холерик не воспринимает уговоры, в отличие от требований.

Как воспитывать Меланхолика:

  • Быть с ним поласковее, помягче. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять.
  • Нацеливать его только на выполнимые задания, помогать их вовремя исполнить.
  • Поддерживать его самостоятельность, учить преодолевать застенчивость, искоренять неуверенность в себе.
  • Помогать и учить избавляться от страхов и ни при каких обстоятельствах не запугивать специально.
  • Не требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо.

Общие правила воспитания

Кроме того, можно выделить и общие правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии со всеми детьми, вне зависимости от типа их темперамента, особенно если тип темперамента у родителя и у ребенка отличается, и ребенок вечно ведет себя «не так»:

  • Не подавлять ребенка, а управлять его темпераментом
  • Учитывать не только минусы, но и плюсы типа темперамента ребенка
  • Не раздражаться оттого, что ребенок «не такой», не ругать ребенка за его темперамент
  • Стараться все-таки научить ребенка тому, чего ему не хватает

Как определить темперамент ребенка
консультация на тему

Консультация для родителей, как определить темперамент ребенка

Вложение Размер
1_kak_opredelit_temperament_rebyonka.docx 19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.
Игра и темперамент ребёнка

Темперамент — это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Читайте так же:  Возрастные кризисы личности

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.
г) Робок, растерян.
Ключ . Если преобладают ответы «а», вы имеете дело
с сангвиническим типом;
«б» — с холерическим;
«в» — с флегматическим;
«г» — с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик — это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное — направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения. С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.
Есть только одна проблема — малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

[3]

Ребенок-сангвиник — энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача — направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.
Если ваш ребёнок – флегматик

Если ваш ребёнок – меланхолик

Зачем нужно знать темперамент своего ребенка?

Помните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Читайте так же:  Депрессия с точки зрения

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

[2]

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Читайте так же:  Комплекс оживления у ребенка появляется

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ.

Проявление различных типов темперамента у детей

VI конкурс исследовательских работ и творческих проектов

«Старт в науку»

Для учащихся 2-4 классов

Октябрьского района города Уфы

Культура

МАОУ гимназия №47

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Васильев Сергей Сергеевич

ученик 3 А класса

Типы темперамента

Осипова И.В., учитель начальных классов

Уфа 2013 г

Содержание

Введение

Глава 1. Что же такое темперамент?

Темперамент и его виды

Проявление различных типов темперамента у детей

Глава 2.

2.1

Темперамент в обучении

Заключение

Список литературы

Введение.

Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментальных особенностей детей.Темперамент — это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. Целю нашей работы было определить типы темперамента моего класса;Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:1) рассмотреть что такое темперамент;2) рассмотреть общую характеристику четырех темпераментов;3) определить темперамент каждого ученика 3 А класса.

Данная работа состоит из 2-х частей: теоретической и практической.

В теоретической части рассмотрены вопросы в рамках поставленных задач, в практической части представлен тест на определение типа темперамента, которые были проведены на испытуемом и определён тип темперамента данного испытуемого.

Глава 1. Что же такое — темперамент?

Темперамент и его виды.

Темперамент определяет характер, но в чистом виде встречается редко. Обычно в характере человека преобладают признаки одного из типов темперамента, они сочетаются с проявлениями других и создают свой, индивидуальный стиль поведения, определяют реакцию на окружающую действительность. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера: эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность. От него не зависят увлечения, взгляды, воспитанность и социальная ориентация человека. Тип темперамента определяет манеру поведения и образ действий человека в окружающей среде. Это и есть главное отличие понятия «темперамент» от понятия «характер». Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Различая черты характера и черты темперамента, можно говорить о том, что характер отражает, что делает человек (способы поведения), а темперамент – как осуществляется деятельность (темповые характеристики, импульсивность, интенсивность и т.д.).

Нельзя ставить вопрос и о том, какой из темпераментов лучше. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика – вот примеры тех ценных свойств личности, обладание которыми связано с отдельными темпераментами. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности. Например, холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, склонность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, безучастным ко всем впечатлениям жизни.

Ещё с древних времён было принято различать 4 основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического – быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического – медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического – медленно возникающие и слабые чувства.

Кроме того, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Проявление различных типов темперамента у детей.

Меланхолик— это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, а нерешительность — одно из основных свойств их характера. Нерешительность проявляется во всех движениях, жестах и речи малыша-меланхолика.Его расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь, и эта эмоциональная неустойчивость отнюдь НЕ КАПРИЗ. Он ранимо реагирует даже на человеческий голос: попробуй его чуть повысить — и такой ребенок сразу заплачет. Слезы у меланхоликов неистощимы, ведь онибоятся всего, особенно незнакомых людей и новой обстановки.

Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.

Поупрямству этот ребёнок-флегматик превосходит всех, а дома его любя все называют «копушей». Ребенок с таким типом нервной деятельности всегда невозмутим и спокоен. Рядом с этим не спешащим никуда «копушей» кажется, что время остановилось или его вообще на самом деле нет.

Такому ребенку свойственно замедленное, но сильное реагирование, медленное, но прочное запоминание. В среде детей он отличается спокойствием. Чувства флегматика ровные, постоянные и глубокие. Флегматик все делает обстоятельно, преодолевая все препятствия. Свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявит максимум упрямства. Он очень предан своим близким и друзьям, хотя с большим трудом находит друга. Малыш-флегматик не по возрасту миролюбив, по возможности уходит от борьбы, предпочитая не рисковать. Его речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики.

Известные флегматики: М. И. Кутузов, И. А. Крылов.

Сангвиник — это дружелюбный, общительный, жизнерадостный ребёнок. При этом он довольно покладист и рассудителен. Открытый и разговорчивый, он обожает новые лица и новые места, ему необходимы перемены увлечений. Ребёнок-сангвиник легко идёт на компромисс. Не боится трудностей. Легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке.

Любопытство сангвиника не знает границ, кажется, что уже прямо сейчас хочет объять необъятное. Он всегда стремится узнать как можно больше и легко усваивает новую информацию. Он быстро переключается с одного на другое, способен заниматься сразу несколькими делами.

Читайте так же:  Критическое мышление и креативность

Известные сангвиники: М. Ю. Лермонтов, Винни-Пух, В. А. Моцарт.

Холерик — один из самых ярких темпераментов ребенка,который приносит родителям бесконечные хлопоты. «Покой нам только снится!» — могут сказать они про своего ребёнка-холерика. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Ребенок с таким типом нервной системы непоседлив, шаловлив, он шумливый, несдержанный, суетливый, непослушный, вспыльчивый, драчливый. Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Такой ребёнок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях, от которой ждёт ответной реакцииИзвестные холерики: А В. Суворов, Петр I, А. С. Пушкин.

Дата добавления: 2016-11-03 ; просмотров: 536 | Нарушение авторских прав

[1]

Темперамент ребенка

Все детки разные, одни любят шумные подвижные игры, другие рисовать, все это определяет темперамент ребенка.

Чистые темперамент у ребенка встречается очень редко. Но преобладание одного из темпераментов, показывает характер малыша и помогает родителям понять причину его поведения и понять, что нужно делать.

Темперамент ребенка — виды

Темперамент начинает проявляться у ребенка примерно в возрасте 3 лет.

От темперамента зависит скорость процессов, таких как мышление, внимания, восприятие. Также от темперамента зависит устойчивость психики, темп деятельности, сила воли.

Темперамент разделяется на четыре вида. В каждом ребенке есть все эти виды, но с одним преобладающим.

Флегматик – детки этого темперамента не любят спешить, стараются не проявлять эмоции и чувства. Но старается хорошо себя вести, быть упорным в учебе или в любом начатом деле.

Холерик – отличается быстротой мыслей и действий, настроение может меняться ежеминутно, часто неуравновешен. Если холерик начнет заниматься каким-либо делом, то он очень быстро теряет силы и усидчивость.

Сангвиник – жизнерадостный, подвижный, веселый ребенок. Если у него случилась какая-либо неприятность, он о ней быстро забудет. В учебе он делает большие успехи, но только в том случае если она ему интересна.

Меланхолик – таких деток легко ранить, они очень переживают если случилось какое-либо событие или неприятность.

Правильное воспитание, помогает проявить лучшие качества темперамента у ребенка. Например: у меланхоликов — развить глубину суждений, у флегматиков — принимать правильные решения, у сангвиников – легко справляться с поставленной задачей, у холериков – быстро находить друзей. Главное разобраться и найти правильный подход к детям всех темпераментов.

В основном флегматики живут по одному принципу – сделаю, но чуть позже.

Детки отличаются стабильностью, спокойствием и упрямством. Переубедить их в чем-то практически невозможно.

Малыш-флегматик старается не проявлять своих эмоций, будь то прогулка, детский утренник или обычная игра дома. Для него не нужна компания для игры, он сам может себе организовать веселое и интересное время препровождение.

Флегматики не любят, когда в их жизнь приходят изменения, не любят пробовать новую еду, тяжело засыпают в новой непривычной обстановке. Испытывают стресс, когда идут в школу или детский сад, а потом долго к ним привыкают. Друзей себе выбирают долго и очень тщательно. Но чаще случаются что у них появляется всего лишь один друг, но дружба с ним сохранится на долгие года.

Если кто-то в окружении флегматиков показывает злость или другие проявления агрессии, у флегматиков это вызывает чувство испуга и незнания как поступить в возникшей ситуации.

Дети-флегматики не выступают в качестве лидера и не желают принимать решения. Зато они очень добры и не любят конфликты и споры.

Разговаривает малыш-флегматик тихо, никуда не торопясь. Он старается говорить простыми предложениями и часто может повторять одно и то же слово.

Малыш-флегматик способен заснуть быстро и спокойно, но вставать они не любят. Обычно такие детки сони и чтоб им прийти в себя необходимо время, и в этот момент малыш не разговорчив и не в настроении.

Что делать родителям

Родители к своему малышу должны найти особый подход, для этого нужно воспользоваться несколькими правилами:

— Не стоит поторапливать ребенка, родители должны понять какой темп у малыша и ориентироваться на это.

— Малыша необходимо научить правильно использовать свое время, приучить его к режиму дня и не позволять оставлять дела на потом.

— Не нужно его просить выполнять задания, которые требуют скорости. Нельзя его заставлять соперничать, особенно со взрослыми или детьми постарше, это у него может вызвать разочарование в самом себе.

— Родителям ни в коем случае нельзя ругать ребенка, особенно при чужих людях, за то если он что-то делает медленно или осторожно.

— Родителям необходимо как можно чаще хвалить ребенка и поощрять его если у него появляется интерес к подвижным играм или занятиям.

— Нельзя ребенку разрешать долго сидеть за одним и тем же занятием, нужно его чем-то отвлекать на перерывы.

— При выборе кружка для дополнительных занятий, флегматикам больше всего подходит музыка или рисование.

Меланхолик

Детки этого темперамента в основном робкие и застенчивые. В совсем маленьком возрасте они часто плаксивые и трусливые, с возрастом ещё могут добавиться такие качества как обидчивость, и они становятся слишком ранимые.

У них нестабильная нервная система, поэтому любая мелочь малышей может расстроить. Без слез эти детки жить не могут, их обязательно, но что-нибудь расстроит, любая малейшая неприятность.

Детки-меланхолики эмоциональные, что сказывается на их большом желании помочь кому-либо или чем-нибудь, они отзывчивы, склонны к проявлению жалости и очень сентиментальны. Если случилась какая-то неприятность, они его очень долго переживают, даже если все было совсем не критично.

Детки являются настоящими зайчиками-трусишками, они боятся всего. Они не разговорчивы и плохо привыкают к новому коллективу. Не склонны к лидерству и часто уходят в себя. Если их наказывают, то для них это настоящая трагедия.

Если с малышом случается нестандартная, новая ситуация, малыш старается от неё отдалится или просто её избежать. Если возникает какой-либо конфликт, малыш начинает терять силы.

Как только малыш начинает чему-то учится, овладение новой информацией ему дается очень тяжело, они быстро устают. И когда они уставшие их настроение меняется очень быстро. В ожидании долгожданного мероприятия, будь то поход в парк аттракционов или поход на спектакль, меланхолик быстро устает и может начать проявлять капризы или резко захотеть домой.

Читайте так же:  Развитие логического мышления у школьников

Речь у деток-меланхоликов тихая, спокойная и неуверенная, но при этом он её очень грамотно выражает, и она богата. Уже с двух летнего возраста они говорят настоящими взрослыми предложениями, употребляя в них сложные слова.

При выборе друзей, ему будет лучше всего с другом-сангвиником.

Меланхолики являются творческими натурами.

Действия родителей

— Из-за плаксивого характера с такими детками нужна быть осторожней. Нельзя их ругать и повышать на них голос, это может вызвать у ребенка стресс.

— При общении с ребенком-меланхоликом нужно проявлять большое количество любви, заботы и внимания, дом должен быть наполнен уютом и теплом.

— Необходимо как можно чаще говорить ребенку ласковые и приятные слова.

— Если малышу грустно, то необходимо ему объяснить, что нет повода для грусти, а при возможности его развеселить и добавить красок в его внутренний мир.

— Нельзя обижать ребенка, называя его плаксивым, особенно при посторонних людях.

— Любое проявление самостоятельности или активности необходимо поощрять.

— Задания ему должны давать легкие и не сложные, и успешное их выполнение должно поощряться ласковым словом.

Детки эмоционально нестабильны, поэтому они склонны к частым перепадам настроения.

С раннего детства их темперамент начинает проявляться с бесконечного крика по непонятным причинам. Это все происходит из-за не сформировавшейся нервной системы. Им все очень быстро надоедает, и они хотят получать новые эмоции и осваивать окружающий мир, из-за этого они такие активные. Детки-холерики – непоседы и озорники, постоянно провоцируют ссору или скандал.

В разговоре они очень часто торопятся, проглатывают буквы, слога или слова, но говорят они с выражением и эмоциями. Движения их резкие и энергичные. Любую информацию они воспринимают легко, но быстро её забывают. При смене коллектива или обстановки они легко адаптируются ко всему новому.

Очень часто дети-холерики играют на публику, им нужны зрители и чем больше, тем лучше, они стараются получить от них одобрение и поддержку. У малыша очень много друзей с которыми он весело проводит время. Мнения, которые он считает правильным должно быть единственно верное. Ребенок совсем не может усидеть на одном месте и не способен сдержать свои эмоции. Если его наказывают, то чаще всего показывает агрессию.

Действия родителей

— Для того что направить энергия в правильное направление, необходимо найти малышу хорошее занятие, которое его увлечет и затянет.

— Необходимо следить чтоб ребенок не перенапрягал свою нервную систему, ограничивать его просмотр телевизора и компьютерных игр.

— Активные игры должны чередоваться со спокойными.

— Необходимо следить за тем, чтоб любое начатое дело должно быть выполнено до конца, нужно в нем развивать усидчивость и целенаправленность.

— Нельзя кричать и повышать голос, чтоб не спровоцировать агрессию и гнев. Лучше всего объяснить ему спокойно, где он был неправ или что он сделал неправильно.

— Необходимо, как можно чаще показывать малышу что его мнение очень много значит.

Детки-сангвиники очень дружелюбны, жизнерадостны, рассудительны.

Детки очень любят бывать в новых местах, знакомится с новыми людьми. Их очень тянет ко всему новому.

Малыш готов заниматься любым делом, но часто забывает о качестве выполненной работы. Часто оставляет дела незаконченными. Получаемую информацию усваивает с легкостью и быстротой.

Активность и доброжелательность по отношению к новым людям, малыш проявляет не сразу, а только после того как увидит, что он понравился окружающим. Сангвиники очень любят собой любоваться.

Малыши хорошо идут на уступки и легко справляются с неудачами. По приходу в новый коллектив хорошо адаптируются. Речь у малышей четкая и выразительная.

Засыпают быстро и беззаботно, при этом спят очень хорошо и спокойно. Легкие на подъем. Если ребенок получает наказание, он спокойно на это реагирует, старается не идти на конфликт.

Действия родителей

— необходимо научить малыша, тому что он держал свое слово и выполнял обещание, которое он дал.

— Родителя нужно помогать малышу закончить начатое дело и учить его не бросать дела, не переключатся на что-либо другое.

— Необходимо следить за его поведением и поступками, объяснять ему если он сделал что-то не так.

— Когда малыш выполняет какое-нибудь задание, нужно проконтролировать качество и аккуратность выполняемой работы.

— Нельзя проявлять слишком большую строгость. Вместо этого лучше сесть и поговорить с маленьким сангвиником.

— Нельзя слишком часто хвалить ребенка, это может привести к тому что у малыша появится завышенная самооценка.

— При выборе дополнительных занятий, предпочтение должно отдаться командным активным видам спорта.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Родителям важно знать, что дети любых темпераментов, могут быть как способными, так и не очень. Темперамент ни оказывает никакого влияния на талант и одаренность. Нужно принять ребенка таким, какой он есть. При этом помнить, что терпение и любовь самое главное. В комфортной атмосфере и полного понимания, ребенку лучше всего приспособится и начать понимать себя и других людей, чтоб вырасти счастливым.

Источники


  1. Регуляция репродуктивного поведения и репродуктивное здоровье / И.С. Морозова и др. — М.: Ленанд, 2015. — 240 c.

  2. Толстая, Наталья Я хочу быть с тобой! Учебник счастливой жены / Наталья Толстая. — Москва: Мир, 2013. — 320 c.

  3. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения / Е.Н. Арбузова, А.И. Анисимов, О.В. Шатровой. — М.: Речь, 2016. — 272 c.
  4. Юлия, Александровна Дружинина Представления разных поколений о современных формах брака и семьи / Юлия Александровна Дружинина. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 758 c.
  5. Учимся думать о себе и о других. — М.: Специальная литература, 2008. — 332 c.
Определение темперамента детьми
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here