Особенности общения детей раннего возраста

Самое важное по теме: "особенности общения детей раннего возраста" с профессиональной точки зрения. Мы собрали, агрегировали и представили в доступном виде всю имеющуюся по теме информацию и предлагаем ее к прочтению.

Психология

Домашняя Карта сайта Избранное Общая психология · Социальная психология · Специальная психология Возрастная психология · Психология раннего детства · Дошкольная психология Психология младших школьников · Подростковая психология

Рекомендуем бесплатно скачать: Тренинги · Бесплатные рефераты (new!)
Электронная библиотека:

Специфика общения в раннем возрасте

Это интересно: Культурологический подход в педагогике

Бесплатные консультации юриста в Воронеже и Воронежской области

—>

Ребенок в возрасте от полу¬тора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внима¬тельно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включает¬ся в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. Удовольствие, ко¬торое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз при¬ближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому, прежде всего к матери. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении ре¬бенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является ис¬точником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все эти виды соци¬альной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий.

Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом соци¬ально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные прома¬хи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии; он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможно¬сти приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных ис¬пытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению (мотив дос¬тижения, Дэвид Маклелланд), что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет кон¬тролировать свои эмоции и свою волю.

Специфика общения детей раннего возраста

Выделяется четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам.

В п е р в у ю из них входят действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту. Эти действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рассматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему внимание взрослого. Подобные действия можно

наблюдать и в контактах со взрослым, и при знакомстве с новым предметом.

Во в т о р у ю категорию входят действия со сверстником как с игрушкой. Эти действия характеризует особая бесцеремонность и нечувствительностьк реакции сверстника. Дети дергают ровесника за волосы,за уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или за ногу,то есть играют с ним как с куклой. Ничего подобного по отношению ковзрослому они никогда себе не позволяют.

В т р е т ь ю категорию входят действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого: наблюдение за его действиями, подражания, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, речевые обращения и пр.

Наконец, ч е т в е р т а я категория объединяет действия, специфичные только для контактов со сверстником. Их отличает чрезвычайно яркая эмоциональная окрашенность и раскованность детей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают друг друга и пр. Сюда же входят и негативные реакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее до драки. Ни по отношению ко взрослому, ни с игрушкой ничего подобного дети не проделывают.

На протяжении раннего возраста (от 1 года до 3 лет) соотношение данных видов действий в репертуаре детей существенно меняется. Значительно сокращается частота действий со сверстником как с игрушкой (вторая категория). После полутора лет обращение ребенка со сверстником становится более деликатным и осторожным. В три года подобные действия практически отсутствуют. Частота действий третьей категории, напротив, с возрастом увеличивается. Содержанием этих действий является наблюдение за игрой ровесника, подражание его действиям, которое сопровождается эмоциями.

Наиболее резким изменениям на протяжении раннего возраста подвергается четвертая категория действий, которая как раз и отражает специфику общения маленьких детей. Однозначно определить эту специфику достаточно сложно. Дело в том, что детские контакты резко отличаются как от делового сотрудничества, так и от эмоционального общения со взрослым. В них выражается отношение к ровеснику как к равному ребенку существу, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу.

Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Помимо весьма специфического содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность — они практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.

Сравнение общения детей в разных ситуациях показало, что наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация ≪чистого общения≫, то есть когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки в этом возрасте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с предметами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки. Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается.

Читайте так же:  Агрессия в молодежной среде

Это может свидетельствовать о том, что потребности в предметных действиях и в общении с взрослым являются более сильными для ребенка раннего возраста. Вместе с тем потребность в общении со сверстниками уже складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание. Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя.

Дата добавления: 2018-09-20 ; просмотров: 64 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Специфика общения детей раннего возраста

Наблюдение за взаимодействием детей в разных ситуациях позволило Л. Н. Галигузовой выделить четыре категории действий, отражающих отношение детей к сверстникам. В первую из них входят действия, характеризующие отношение к сверстнику как к интересному объекту. Эти действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рассматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему внимание взрослого. Подобные действия можно наблюдать и в контактах со взрослым, и при знакомстве в новым предметом.

Во вторую категорию входят действия со сверстником как с игрушкой. Эти действия характеризует особая бесцеремонность и нечувствительность к реакции сверстника. Дети дергают ровесника за волосы, уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или ногу, т. е. играют с ним, как с куклой. Ничего подобного по отношению к взрослому они никогда себе не позволяют.

В третью категорию входят действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого: наблюдение за его действиями, подражания, взгляды в глаза, адресованные улыбки, демонстрация своих возможностей, речевые обращения и пр.

Наконец, четвертая категория объединяет действия, специфичные только для контактов со сверстником. Их отличают чрезвычайно яркая эмоциональная окрашенность и раскованность детей. Малыши весело прыгают, визжат, дразнят друг друга, громко хохочут, кривляются, бегают друг за другом, прячутся, пугают друг друга и пр. Сюда же входят и негативные реакции на сверстника, ссоры из-за игрушек, недовольство близким соседством или вмешательством сверстника, доходящее до драки. Ни по отношению к взрослому, ни с игрушкой ничего подобного дети не делают.

В описанных четырех категориях можно выделить два аспекта отношения к другим людям — объектный и субъектный. Внешним признаком различения этих аспектов могут служить взгляды в глаза сверстнику и эмоциональные проявления, адресованные ему. Сходные на первый взгляд действия, например подражание, в одних случаях могут быть объектными (например, ребенок, понаблюдав за сверстником, ковырявшим свои колготки, производит то же действие со своей одеждой, не обращая внимания на реакцию ровесника), а в других — субъектными (увидев прыгающего в кроватке ребенка, радостно улыбаясь и глядя ему в глаза, тоже принимается прыгать перед ним). Субъектные действия обращены другому и направлены на ответную реакцию. Выделение данных аспектов позволяет проследить изменения в отношении детей к ровесникам на протяжении раннего возраста. Эта динамика заключается в сокращении объектных и увеличении субъектных действий по отношению к сверстнику.

На протяжении раннего возраста (от 1 года до 3 лет) соотношение этих видов действий в репертуаре детей существенно меняется. Значительно сокращается частота действий со сверстником как с игрушкой (2-я категория). После 1,5 лет обращение ребенка со сверстником становится более деликатным и осторожным. В 3 года подобные действия практически отсутствуют. Частота действий 3-й категории, напротив, с возрастом увеличивается. Содержанием этих действий является наблюдение за игрой ровесника, подражание его действиям, сопровождаемое эмоциями. В 3 года у детей появляется стремление вызвать ответную активность сверстника, попытка завязать общение. (Ранее эти проявления наблюдались только в отношении взрослого.)

Наиболее резким изменениям на протяжении раннего возраста подвергается 4-я категория действий, которая как раз и отражает специфику общения маленьких детей. Однозначно определить эту специфику достаточно сложно. Дело в том, что детские контакты резко отличаются как от делового сотрудничества, так и от эмоционального общения со взрослым. В них выражается отношение к ровеснику как к равному ребенку существу, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Приведем примеры подобного подражания.

Дима (2 года) с интересом наблюдает за Катей (1 год 9 месяцев), которая ковыряет клеенку. Дима с улыбкой смотрит ей в лицо, пододвигается к ней поближе и тоже начинает ковырять клеенку, поглядывая на девочку. Катя, по-прежнему не замечая интереса к ней Димы, хлопает рукой по клеенке и лепечет. Дима, смеясь, повторяет то же самое. Катя, наконец, улыбается Диме и весело бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет ее действия. Оба весело хохочут. Дима начинает щелкать языком перед Катей; Катя, смеясь, тоже щелкает языком.

Как видно из этого примера, подражание действиям сверстника могут быть средством привлечения к себе внимания и основой для совместных действий. В этих действиях малыши не ограничиваются никакими нормами в проявлении своей инициативы. Л. Н. Галигузова насчитала 59 разновидностей совместных действий малышей. Они кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают ни на что не похожие звукосочетания и пр. Подобная свобода и нерегламентированность общения маленьких детей позволяет предположить, что сверстник помогает ребенку проявить самобытное начало, выразить свою оригинальность.

Помимо весьма специфического содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность — они практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге. Приведем еще один пример.

Ира (2 года 3 месяца) закрывает лицо руками и напряженно ждет. Рома (2 года 4 месяца), смеясь, заглядывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой начинает раскачиваться перед мальчиком. Рома весело повторяет ее действия. Некоторое время дети сидят и качаются. Потом Рома громко хлопает в ладоши и с выжидательной улыбкой смотрит в глаза Ире. Ира с удовольствием повторяет его действие, оба, смеясь, хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает и тут же весело падает перед мальчиком, оглядывается на него. Рома с восторгом повторяет это движение. Дети по очереди падают и встают, громко смеются. Ира радостно визжит, глядя Роме в глаза. Рома тоже визжит. Вдруг оба останавливаются, замерев, смотрят друг другу в глаза и с визгом почти одновременно падают. Так повторяется несколько раз.

Сравнение общения детей в разных ситуациях показало, что наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация «чистого общения», т. е. когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки в этом возрасте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с предметами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки. Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается. Это может свидетельствовать о том, что потребности в предметных действиях и в общении со взрослым являются более сильными для ребенка раннего возраста. Вместе с тем потребность в общении со сверстником уже складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Читайте так же:  С чем связана тревожность

Содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Это, бесспорно, практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и пр. Но эти действия лишены деловой цели, в отличие от ситуативно-делового общения со взрослым. Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом выявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Дата добавления: 2015-10-27 ; просмотров: 1372 | Нарушение авторских прав

Особенности общения детей раннего возраста

В младенческом возрасте ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с матерью. Поэтому дефицит такого общения в течение 5–6 месяцев приводит к необратимым негативным сдвигам в психике ребенка, нарушает эмоциональное, умственное и физическое развитие, приводит к неврозам.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы — мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2–6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет — в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками

Развитие речи. В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы – мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2-6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет – в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый – это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

Общение со сверстниками

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

• внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

• стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

• появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

К концу второго года жизни возникает особая форма общения со сверстниками — эмоционально окрашенная игра. Большинство совместных игр основано на стремлении друг другу подражать, дети вместе прыгают, падают на пол, кривляются.

[1]

Общение с взрослыми

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего детства.

К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.Ведущ деят-предметная.

По словам Д.Б.Эльконина (1995), ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Деловой мотив становится главным мотивом общения.

На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые.

Особенности общения и межличностных отношений у детей раннего возраста (от 1 до 3 лет)

В раннем возрасте (около 2 лет) возникает новая, чрезвычайно важная сфера межличностных отношений ребенка – со сверстниками. Именно эта сфера является пространством этического развития ребенка. Если взрослый долгое время остается для малыша источником любви, защиты и главным условием его существования, то сверстник выступает как равное, но другое существо. Поэтому отношение к сверстнику как к другому открывает широкие возможности для исследования истоков нравственности.

Читайте так же:  Если мужчина говорит что соскучился это значит

Как показало исследование Л.Н. Галигузовой, в первых формах отношения к сверстнику и первых контактах с ним отражается прежде всего переживание своего сходства с другим ребенком. В раннем возрасте в изображениях сверстника дети узнают прежде всего себя, в реальных контактах с ним воспроизводят его движения, вокализации, мимику, как бы отражая его и отражаясь в нем. Причем такое взаимное узнавание и отражение приносят малышам бурные, радостные эмоции.

Общение маленьких детей имеет ярко выраженную специфику, которую однозначно определить достаточно сложно. Дело в том, что контакты малышей резко отличаются как от делового сотрудничества, так и от эмоционального общения со взрослым. В них выражается отношение к ровеснику как к равному существу, с которым можно баловаться, соревноваться, кривляться и пр. Особое место во взаимодействии детей занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность. Подражание действиям сверстника может быть средством привлечения к себе внимания и основой для совместных действий. В этих действиях малыши не ограничиваются никакими нормами в проявлении своей инициативы. Они кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают ни на что не похожие звукосочетания и пр. Подобная свобода и нерегламентированность общения маленьких детей позволяет предположить, что сверстник помогает ребенку проявить свое самобытное начало, выразить свою оригинальность.

Помимо весьма специфического содержания, контакты малышей имеют еще одну отличительную особенность: они практически всегда сопровождаются яркими эмоциями. Дети с восторгом повторяют друг перед другом однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге. Сравнение общения детей в разных ситуациях показало, что наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказывается ситуация «чистого общения», т.е. когда дети находятся один на один друг с другом. Введение же в ситуацию общения игрушки в этом возрасте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с предметами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки. Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значительно сокращается.

Это может свидетельствовать о том, что потребности в предметных действиях и в общении со взрослым являются более сильными для ребенка раннего возраста. Вместе с тем потребность в общении со сверстником уже складывается на третьем году жизни и имеет весьма специфическое содержание.

Само содержание контактов детей раннего возраста, несмотря на свою внешнюю простоту, не поддается однозначному определению и не укладывается в привычные рамки общения взрослых между собой или ребенка со взрослым. Это, бесспорно, практические действия, предполагающие физический контакт, перемещение в пространстве и пр. Но эти действия лишены деловой цели, в отличие от ситуативно-делового общения со взрослым. Общение детей друг с другом ярко эмоционально окрашено, однако квалифицировать его как личностное можно лишь с существенными оговорками: дети слабо и поверхностно реагируют на индивидуальность партнера, они стремятся главным образом проявить самих себя.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим взаимодействием. По-видимому, такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с другим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и познания самого себя. Воспринимая свое отражение в другом, малыши лучше выделяют самих себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и затеях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует инициативность малыша.

Характерно, что в этот период дети весьма слабо и поверхностно реагируют на индивидуальные качества другого ребенка (его внешность, умения, способности и пр.), они как бы не замечают действий и состояний сверстника. Они видят в нем прежде всего отражение самого себя. В то же время присутствие ровесника повышает общую активность и эмоциональность ребенка.

Можно предположить, что эмоционально-практическое взаимодействие детей раннего возраста дает им ощущение своей целостности, активности, которое усиливается, отражаясь и воспроизводясь в другом. Дети еще не выделяют отдельных свойств и качеств (как своих, так и другого ребенка). Их отношение к другому еще не опосредовано никакими предметными действиями, оно аффективно, непосредственно и безоценочно. Все это, несмотря на очевидные различия, сближает первые формы общения ребенка со взрослым и со сверстником. В обоих случаях ребенок узнает себя в другом, что дает ему ощущение своей общности и сопричастности с другим.

Несмотря на то что потребность в общении со сверстником в раннем возрасте занимает далеко не главное место в иерархии потребностей ребенка и обычно не рассматривается как новообразование этого возраста, можно полагать, что эмоционально-практическое взаимодействие малышей играет исключительно важную роль в развитии нравственного отношения к другим людям. В таком общении возникает чувство непосредственной общности и связи с другими.

Предметные качества другого ребенка (его национальность, раса, его имущество, одежда и пр.) при этом не имеют никакого значения. Малыши не замечают, кто его друг – негр или китаец, богатый или бедный, способный или отсталый. Общие действия, эмоции (в основном положительные) и настроения, которыми дети легко заражаются друг от друга, создают ощущение единства с равными и равноценными людьми. Именно это чувство общности впоследствии может стать источником и фундаментом такого важнейшего человеческого качества, как нравственность. На этой основе строятся более глубокие человеческие отношения.

Однако в раннем возрасте эта общность имеет чисто внешний, ситуативный характер. Малыши даже не запоминают имени своего партнера, быстро забывают его, им в принципе все равно, с кем бегать и дурачиться. Кроме того, узнавая себя в своем ровеснике, малыши осуществляют активный процесс самопознания. На фоне сходства для каждого ребенка ярче всего высвечивается его собственная индивидуальность. «Смотрясь в сверстника», ребенок как бы объективирует себя и выделяет в себе самом конкретные свойства и качества. Такая объективация подготавливает дальнейший ход развития межличностных отношений.

Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками

Развитие речи. В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка.

Как отмечает М. И. Лисина, содержание потребности в общении (а точнее было бы – мотива общения) на разных этапах онтогенеза может быть разным. У детей 2-6 месяцев от рождения проявляется потребность в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет – в сотрудничестве. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет для ребенка личностный смысл. Для детей ясельного возраста взрослый – это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл.

Общение со сверстниками

В младенческом возрасте проявление интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

Читайте так же:  Как бросить пить алкоголь женщине навсегда

В раннем возрасте сверстник выступает в качестве партнера по взаимодействию. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

• внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

• стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

• появление чувствительности к отношению сверстника и его воздействиям (третий год жизни).

Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического воздействия, характерными особенностями которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые.

К концу первого года жизни у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется. Однако об устойчивости выбора партнера для общения у маленьких детей говорить не приходится. Например, Л. Н. Галигузова (1980) установила, что дети раннего возраста нередко не могут узнать среди трех сверстников того, с кем перед этим 15 раз встречались наедине и подолгу играли.

К концу второго года жизни возникает особая форма общения со сверстниками — эмоционально окрашенная игра. Большинство совместных игр основано на стремлении друг другу подражать, дети вместе прыгают, падают на пол, кривляются.

Общение с взрослыми

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего детства.

К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Изменяется и ведущая деятельность ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.Ведущ деят-предметная.

По словам Д.Б.Эльконина (1995), ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Деловой мотив становится главным мотивом общения.

На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые.

Особенности общения детей раннего возраста

В раннем возрасте, особенно в первой половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, отцом и другими взрослыми ребенок постепенно овладевает нормативно й поведением. Но в этот период мотивы его поведения, как правило, неосознанные и невибудовани в систему по мере их значимости. Лишь постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивости и х оча этот мир формируется под влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от нее очикуютують.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, что происходит в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельные истю. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира»Немые»формы руководств а (показ действий, управление движениями, проявление одобрения помощью жестов и мимики) становятся уже недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам использования предметов. Растущий интерес ребенка к предме тов, их свойств и действий с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь она может, только овладев речевым общениям спілкуванням.

Много здесь зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком, какие требования предъявляют этого общения. Если с детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстой тают в развитии языка. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, выполняют все, что она хочет, ребенок может долго обходиться без языка. По-другому состоящий ься тогда, когда взрослые заставляют ребенка говорить разборчиво, по возможности четко оформлять словами свои желания и только в этом случае выполнять й їх.

Развитие речи

В раннем детстве развитие речи идет в двух направлениях: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка

Ребенок не сразу овладевает умением относить слова к обозначаемых предметов и действий. Сначала ребенок понимает ситуацию, а не конкретный предмет или действие. Ребенок может с помощью слова достаточно четко выполняет. Уват определенные действия при общении с одним человеком и вовсе не реагировать на те слова, которые произносятся другим взрослым. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова баг аторазово повторяются в сочетании с определенными жестами. Ребенок очень быстро учится соответствующей действия. При этом она реагирует не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Позже значение ситуации долл. аеться, ребенок начинает понимать слова независимо от того, кто их произносит и какими жестами они сопровождаются. Но и тогда связь слов с обозначаемые предметами и действиями долго остается неустойчивым и все-таки зависит от тех обстоятельств, при которых взрослый дает ребенку словесные указанияказівки.

В первые месяцы второго года слова взрослого, относящиеся к любому знакомому для ребенка предмету, вызывают требуемое действие только в случае, если этот предмет находится перед глазами. Однако и в случае, когда необходим предмет находится в поле зрения ребенка, его внимание легко отвлекается непосредственным восприятием предметов ярких, близких, новых. Если перед ребенком лежат рыбка, пи вник, чашка и взрослый несколько раз повторяет:»Дай рыбку!»,. То видно, что взгляд ребенка начинает двигаться по предметам, останавливается на рыбке, его рука тянется к названному предмету. Но часто случается я так, что взгляд возвращается к предмету, интересному для ребенка, и вместо того предмета, который необходимо дать, она выбирает интересный для невіший для неї.

После полутора лет подчинение действий ребенка словесным указаниям взрослых становится прочнее, но все еще может нарушаться, если между указанием и исполнением вводится отсрочка во времени или если указание вс становится в противоречие с привычной, закрепленной действует.

Для ребенка второго года жизни слово гораздо раньше приобретает пускового, чем тормозного значение: ребенку гораздо легче словесной указанием начать какое-то действие, чем прекратить его. Когда, например, младенцев ни предлагают закрыть дверь, она может начать многократно открывать и закрывать йх.

Другое дело — остановка действия. Хотя, конечно, уже к началу раннего детства ребенок начинает понимать значение слова»нельзя», запрет еще не действует так магически, как хотелось бы взрослым

Читайте так же:  Бросила девушка ради другого парня

Только на третьем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в различных условиях, вызывать и прекращать его действия, иметь не только непосредственный, но и отложенный и влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно меняется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Она начинает с интересом слушать и любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи — и не только детские, но и труднодоступные за значениенням.

Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, взрослый должен направлено управлять развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относится к конкретной ситуацииії.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и использует их очень редко. После полутора лет ребенок становится инициативной. Она начинает ае не только постоянно требовать называть предметы, но и пытается произносить слова, обозначающие эти предметы. Сначала у нее не хватает речевых возможностей, она тянется, кряхтит. Но вскоре за вопрос»Что это?» 500 до 1500 слів.

Сначала речь ребенка мало похожа на речь взрослого ее называют автономной языке: ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Эти слова имеют троякое происхождения. Во-первых, это язык м мам и нянь, которые считают, что придуманные ими слова более доступны для детей («ам-ам»,»бяка»,»ав-авка»). Во-вторых, автономную речь ребенка составляют искаженные слова, созданные им самим от настоящих в. Не обладая еще в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, ребенок меняет звуковую форму слова («молоко»она произносит как»Моко»и тд). В-третьих, ребенок сам придумывает автоном мни словt; і т.д.).. По-третє, дитина сама придумує автономні слова.

В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. В психологии известен факт неправильного речевого развития однояйцовых мальчиков-близнецов. Из-за недостаточного союз ковки со взрослыми и другими детьми эти близнецы общались между собой почти исключительно с помощью автономной речи, которая у них сложилась. Они пользовались мало дифференцированными звуками до пяти ро ков, когда их разъединили и стали целенаправленно обучать нормальной языковови.

Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка. Сначала дети ограничиваются предложениями, состоящими из одного, позже из двух слов, которые не изменяются по родам и падежам. Позже речь ребенка начинает приобретать связной характера и выражать простые отношения между предметами. Овладевая в ходе предметной деятельности спо собамы использования предметов, дети начинают и в речевом общении воспринимать и употреблять грамматические формы, с помощью которых эти способы можно обозначить. К трем годам ребенок овладевает употреблением отл. Инков окончаний. Сосредоточение на том, как взрослые произносят слова, и усвоение грамматических форм родного языка развивают у ребенка чувство языка. Общение с взрослым имеет определяющее значение для решения итку языка время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общениякування.

Уже к началу раннего возраста у ребенка вырабатываются невербальные средства коммуникации (мимика, особенности улыбки, жесты и т.д.). Такие значимые для общения образования формируются на врожденной основе через из подражания взрослому, которое является первой формой идентификацииї.

Особое значение для развития способности к идентификации приобретает усвоение ребенком языка, умение использовать замещения и разнообразные знаки. Отвлекаясь от себя и входя в мир замещаемые п предметов, ребенок, идентифицируя их с отсутствующими предметами, углубляется в условия, которые требуют от нее овладения идентификацией как способностью приписывать предмету-заместителю свойства отсутствующего предмета. Это могут быть физические свойства, способы действий (функциональное назначение предмета), чувства и т.д.. Взрослый, играя с ребенком, вводит ее в мир возможных трансформаций предметов и эмоций, а ребенок принимает все присущие человеческой психике возможности к идентификацииції.

Специфика общения в раннем возрасте

Ребенок раннего возраста чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Она внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к ней не обращаются, а са ама она занята игрой. Это внимание к речи взрослых просматривается каждый раз, когда ребенок внезапно включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или ставя запи. Танння.

Общение в раннем возрасте заключается в постоянном обращении ребенка за помощью и в демонстрации противную предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что она является источником своей воли и нач чина испытывать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками.

Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для нее, но все же большую часть времени она проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и постижений нням знаряддевих ди.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ребенок именно в раннем возрасте усваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемые, поскольку ребенок умеет хорошо рефлексировать зависимости от реакции взрослых и отр раз же исправляет свои промахи. Ребенок умеет выразить чувства привязанности и симпатии, также выразить чувство неудовлетворенности и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуацииії.

Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Дети начинают интересоваться друг другом: они наблюдают друг за другом, обмениваются игрушками, пытается ся демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнования в достижении (умение играть мячом, овладение той или иной действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) приводит мотивацию до достижения (мотив достижения), определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка развивается рефлексия своих достижений и достижений другогоого.

Источники


  1. Кошевая, И. П. Профессиональная этика и психология делового общения / И.П. Кошевая, А.А. Канке. — М.: Форум, Инфра-М, 2016. — 304 c.

  2. Жикаренцев, Владимир Движение Любви. Мужчина и Женщина / Владимир Жикаренцев. — М.: Эксмо, Валери СПД, 2016. — 192 c.

  3. Леонтьев, А. А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — Москва: Машиностроение, 2017. — 771 c.
  4. Кузина, С.В. Большая книга вранья / С.В. Кузина. — М.: Астрель, 2012. — 146 c.
  5. Светлана, Фрондзей Личностные детерминанты конфликтов в неофициальном молодёжном браке / Фрондзей Светлана. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 224 c.
Особенности общения детей раннего возраста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here